Биография
Виктор Александрович Турбинер родился 17 мая 1910 года в Екатеринославе (Днепропетровск).
С 1933 года он учился в МВТУ и одновременно работал конструктором. Окончив в 1937 году институт, В. Турбинер работает в Москве конструктором, начальником сектора, начальником СКТБ Московского авиационного завода НКАП № 165. В июле 1945 года В. А. Турбинер знакомится с И. В. Курчатовым и Ю. Б. Харитоном, произведя на научных руководителей советского атомного проекта впечатление талантливого конструктора.
После того как И. В. Курчатов принял решение привлечь В. А. Турбинера к работам над атомной бомбой, Ю. Б. Харитон чуть определеннее объяснил ему, что «речь идет о ядерном реакторе сферической формы. И эта штука будет перевозиться самолетом». В. А. Турбинер понял, что речь идет об атомной бомбе.
На него были возложены работы по определению облика первой советской атомной бомбы, а также выработка предложений по организации разработки конструкции, отработке и испытаниям изделия в целом и его составных частей в лабораторных условиях и на полигонах Военно-воздушных сил Министерства обороны.
При этом по взаимной договоренности он продолжал работать на прежней работе, не допуская, естественно, никаких разговоров по новому делу с посторонними лицами. Никакого технического задания В. А. Турбинер не имел, не делалось и особых пояснений, вместе с тем он получил разрешение познакомиться с материалами по созданию и проектированию авиабомб. Для него здесь было много нового. Многое, касающееся новой разработки, скапливалось и оседало в голове. Будучи пока единственным конструктором, В. А. Турбинер делал общую конструкторскую компоновку первой советской атомной бомбы.
Несколько позже Ю. Б. Харитон знакомит В. А. Турбинера с Терлецким, Яковлевым, Костиным и другими, кому предстояло работать по разным направлениям конструкторских работ. В. А. Турбинер поручил им конкретные конструкторские задания.
По мере продвижения работ стала очевидной необходимость особой научно-исследовательской организации для конструирования атомной бомбы. 9 апреля 1946 года было принято постановление СМ СССР о создании конструкторского бюро (КБ-11). Начальником КБ назначили заместителя наркома танковой промышленности П. М. Зернова, главным конструктором — Ю. Б. Харитона. Постановление СМ СССР от 21 июня 1946 года определило жесткие сроки создания объекта: первая очередь должна была войти в строй 1 октября 1946 года, вторая — 1 мая 1947 года.
В середине 1946 года В. А. Турбинера официально приняли на работу в КБ-11 на должность руководителя научно-конструкторского сектора (НКС), а в январе 1947 года Ю. Б. Харитон и В. А. Турбинер выехали из Москвы к месту нахождения «объекта».
Постепенно основные работы по созданию атомной бомбы РДС-1 стали стягиваться в КБ-11, которое превращалось в головную организацию, и в которой НКС стал организационно оформляться в профессиональный конструкторский коллектив.
В. А. Турбинер разработал уникальную систему проектирования атомной бомбы. Разделив коллектив конструкторов на отделы, каждому он поставил задачу создания конкретного узла бомбы. В то время это была гениальная новинка, во-первых, резко сокращались сроки проектирования, а во-вторых, повышалась секретность. Никто не знал, какие работы ведутся в другом отделе.
В отличие от простой авиационной бомбы, корпус которой является всего лишь вместилищем мощного заряда-фугаса, конструкция атомной бомбы исключительно сложна: в ней сначала взрывался химический заряд, который обжимал плутониевый заряд. При этом обжатие должно было идти равномерно, что предъявляло особые требования к однородности заряда, синхронности подрыва различных его частей.
Кроме этого, бомба должна была проходить в люк самолета и затем лететь в заданном положении. Это значит, что необходимо было предусмотреть ее баллистические качества.
В мае 1948 года на полигоне ВВС № 71 под Керчью начинаются летно-баллистические испытания макетов атомной бомбы, сконструированной В. А. Турбинером, который также участвует в испытаниях. Внешнетраекторные измерения при сбросах макетов с носителя Ту-4 ведутся с использованием специальной немецкой техники.
К ноябрю 1948 года практически все было готово. Найдены и проверены расчетно и экспериментально конструкторские и технологические решения, опробованы способы изготовления, подобрано оборудование и изготовлено необходимое оснащение. Появились кадры и приобретен необходимый опыт.
За два года в Арзамасе-16 под руководством В. А. Турбинера была сконструирована и собрана по блокам точная копия американской бомбы. При этом, скорее всего В. А. Турбинер был убежден, что по заданным И. В. Курчатовым и Ю. Б. Харитоном габаритам и весовым характеристикам он разрабатывает собственную оригинальную конструкцию, а не воссоздает копию американской.
Однако, несмотря на значительные усилия, а также в связи с новизной и непредвиденными научными и техническими трудностями создания РДС и, отчасти, с задержкой конструкторским бюро подбора кадров, развёртывания работ и задержкой строительства для КБ-11 зданий и сооружений, первоначальные сроки изготовления первого экземпляра РДС-1 не выполнялись. В этой связи, Постановлением СМ СССР от 8 февраля 1948 года были установлены новые сроки, а также приняты меры по укомплектованию недостающими кадрами, в частности, квалифицированными физиками-теоретиками и математиками.
Так как к конструкторам каких-либо серьёзных претензий не было, постановлением предусматривалось лишь «дополнительно подобрать 20 научных сотрудников, 40 инженеров, техников, лаборантов и 60 высококвалифицированных рабочих».
10 июня 1948 года выходит Постановление СМ СССР «Об укреплении КБ-11 руководящими конструкторскими кадрами», во исполнение которого приказом директора КБ-11 от 8 декабря 1948 года НКС, возглавляемый В. А. Турбинером, был разделён на два сектора.
НКС-1 возглавил генерал-майор, Герой Социалистического Труда, главный конструктор челябинского «Танкограда» Н. Л. Духов. Руководителем НКС-2 стал капитан 1-го ранга В. И. Алфёров, работавший до этого директором торпедного завода в Махачкале, а затем заместителем начальника научно-технического комитета Военно-Морских Сил.
В. А. Турбинеру было предложено стать заместителем Н. Л. Духова. Он не согласился, аргументируя тем, что к этому времени конструкторским коллективом под его руководством все работы по РДС-1 были в основном выполнены без замечаний.
Ю. Б. Харитон назначил В. А. Турбинера на должность своего помощника по специальным вопросам. В этой должности он проработал до 28 декабря 1951 года.
Существует три версии причины, по которой В. А. Турбинер был снят с должности за девять месяцев до испытания РДС-1.
По первой версии он стал жертвой антисемитизма, набиравшего силу в верхних эшелонах власти страны.
По второй — И. В. Сталин посчитал, что главным конструктором атомного оружия должен стать специалист с именем, известный своими заслугами, и выбор пал на Н. Л. Духова.
По третьей — возникли претензии к самой организации конструкторских работ, из-за недочетов которой изготовление атомной бомбы ставилось под сомнение, и потребовалось заменить В. А. Турбинера на конструктора, зарекомендовавшего себя известными разработками и опытом внедрения их в серийное производство.
29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне была успешно испытана первая в Советском Союзе атомная бомба. 29 октября 1949 года вышли закрытые Указ Верховного Совета и Постановление Совета Министров СССР «О награждении и премировании за выдающиеся научные открытия и технические достижения по использованию атомной энергии». Этими указами был отмечен труд нескольких тысяч организаторов производства, ученых, инженеров, геологов, рабочих, внесших весомый вклад в её создание. Были среди них и конструктора, работавшие под руководством В. А. Турбинера, но самого его в списках не было.
Завершив свою работу в КБ-11, В. А. Турбинер до 1953 года работает заместителем главного конструктора завода. Затем он переходит на должность начальника конструкторского отдела Всесоюзного проектно-технологического института Министерства транспортного машиностроения СССР. В 1955—1979 гг. В. А. Турбинер — ведущий конструктор в различных КБ Министерства авиационной промышленности СССР.
Виктор Александрович Турбинер умер 10 ноября 1996 году в Москве.