Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Персоналии /

Духов Николай Леонидович1904—1964

кон­струк­тор бро­не­тех­ники, ядер­ных и термо­ядер­ных вооруже­ний. С 1954 г. — дирек­тор, глав­ный кон­струк­тор и науч­ный руко­во­ди­тель фили­ала № 1 КБ-11 (ВНИИА). Член-кор­ре­спон­дент АН СССР (1953). Три­жды Герой Соци­а­ли­сти­че­ского Труда (1945, 1949, 1953). Лау­реат Ленин­ской (1960) и пяти Госу­дар­ствен­ных (1943, 1946, 1949, 1951, 1953) премий СССР.
Духов Николай Леонидович

Биография

Нико­лай Лео­ни­до­вич Духов родился 26 октября 1904 года на Пол­тавщине, в селе Веп­рик.

В 1920 году он окон­чил Гадяч­скую клас­си­че­скую гим­на­зию.

На про­тяже­нии нескольких лет, с 1920 по 1924 гг. Нико­лай Духов рабо­тал тех­ни­че­ским сек­ре­та­рем земель­ного отдела, заве­до­вал избой-читаль­ней, был дежур­ным по сто­ящей на берегу реки Псел элек­тро­станции, рабо­тал рез­чи­ком свеклы, хро­номет­ражи­стом, заве­дующим тех­нико-норми­ро­воч­ным бюро сахар­ного завода. С 1924 по 1928 гг. Духов учился на рабфаке Харь­ков­ского гео­де­зи­че­ского и зем­ле­устро­и­тель­ного инсти­тута, по окон­ча­нии кото­рого был коман­ди­ро­ван в Ленинград­ский поли­тех­ни­че­ский инсти­тут, где его зачис­лили на меха­ни­че­ский факуль­тет.

В 1932 году Нико­лай Духов окон­чил Ленинград­ский поли­тех­ни­че­ский инсти­тут по спе­ци­аль­но­сти «Кон­стру­и­ро­ва­ние и про­из­вод­ство трак­то­ров и автомо­би­лей», при этом в выдан­ной харак­те­ри­стике отме­ча­лись его спо­соб­но­сти к само­сто­я­тель­ному мыш­ле­нию и возмож­ность исполь­зо­ва­ния его на науч­ной работе.

После инсти­тута тру­до­вая биография Нико­лая Лео­ни­до­вича про­должа­ется на заводе «Крас­ный Пути­ло­вец», куда Духов при­хо­дит рабо­тать инже­не­ром-кон­струк­то­ром, занима­ясь выпус­ком тех­ни­че­ской докумен­тации для автомо­би­лей и трак­то­ров. В 1935 году на «Крас­ном Пути­ловце» (пере­име­но­ван­ном в Киров­ский завод), было орга­ни­зо­вано Спе­ци­аль­ное кон­струк­тор­ское бюро № 2 (СКБ-2) для про­ек­ти­ро­ва­ния и выпуска тан­ков, усо­вершен­ство­ва­ния их кон­струкций. К тан­ко­стро­е­нию в 1937 году был при­вле­чен и Н. Л. Духов. Он рабо­тал над созда­нием тан­ков Т-29 и Т-28 под руко­вод­ством заме­ча­тель­ного орга­ни­за­тора и кон­струк­тора Ж. Я. Котина. Ярким про­яв­ле­нием таланта Нико­лая Лео­ни­до­вича стало его уча­стие в 1938—39 гг. в раз­ра­ботке тяже­лого танка принци­пи­ально нового типа. Машина полу­чила назва­ние КВ («Клим Вороши­лов»), и в этом про­екте Духов был ведущим инже­не­ром.

Тяже­лый танк «Клим Вороши­лов» хорошо заре­комен­до­вал себя во время фин­ской кампа­нии и при­нес своим созда­те­лям заслужен­ную славу. В 1939 году Н. Л. Духов стал заме­сти­те­лем глав­ного кон­струк­тора. В марте 1940 года он полу­чил свою первую пра­ви­тельствен­ную награду — медаль «За тру­до­вую доб­лесть», а через месяц с небольшим — орден Ленина за раз­ра­ботку тан­ков серии КВ.

Нача­лась Вели­кая Оте­че­ствен­ная война, и в Поволжье, на Урале и в Сибири стала созда­ваться мощ­ная тан­ко­стро­и­тель­ная промыш­лен­ность. В июле 1941 года Н. Л. Духов выехал на Челя­бин­ский трак­тор­ный завод, на про­из­вод­ствен­ные площади кото­рого было эва­ку­и­ро­вано семь круп­ных маши­но­стро­и­тель­ных заво­дов.

Основ­ной зада­чей на пер­вом этапе работы было обес­пе­че­ние бес­пе­ре­бой­ного выпуска тан­ков для фронта, несмотря на слож­но­сти с постав­кой комплек­тующих. В 1942 году заводу было пору­чено нала­дить серий­ное про­из­вод­ство тан­ков Т-34, и кон­струк­тор­ское бюро под руко­вод­ством Н. Л. Духова — в 1943 году он был назна­чен глав­ным кон­струк­то­ром — в тече­ние месяца сумело обес­пе­чить все необ­хо­димое для орга­ни­за­ции про­из­вод­ства.

Исклю­чи­тельно большое зна­че­ние имела про­ве­ден­ная в 1942—43 гг. корен­ная модер­ни­за­ция танка КВ, результа­том кото­рой стало побе­до­нос­ное уча­стие этих тан­ков в сраже­нии на Кур­ской дуге. За эту работу в 1942 году Н.Л.Духов был награж­ден орде­ном Крас­ной Звезды, а в 1943 году ему вме­сте с груп­пой кон­струк­то­ров была при­суж­дена Ста­лин­ская премия. Еще одним выдающимся достиже­нием кон­струк­тор­ского бюро Тан­кограда под руко­вод­ством Н. Л. Духова стала раз­ра­ботка тяже­лого танка ИС («Иосиф Ста­лин»), кото­рый заслужил репу­тацию самого мощ­ного за всю Вто­рую миро­вую войну. Танки ИС, а также создан­ные на его базе само­ход­ные артил­ле­рийские уста­новки про­жили большую жизнь и до 60-х годов не уступали по бое­вым каче­ствам лучшим ино­стран­ным образ­цам.

За эти важ­нейшие раз­ра­ботки в январе 1944 года Нико­лай Лео­ни­до­вич Духов был награж­ден орде­ном Тру­до­вого Крас­ного Знамени, а в авгу­сте 1944 года — орде­ном Ленина. Ему было при­сво­ено воин­ское зва­ние гене­рал-майора инже­нерно-тех­ни­че­ской службы.

За большой вклад в победу над врагом в апреле 1945 года Н. Л. Духов был награж­ден орде­ном Суво­рова 2-ой степени, а в сен­тябре 1945 года ему было при­сво­ено зва­ние Героя Соци­а­ли­сти­че­ского Труда с вру­че­нием золо­той медали «Серп и Молот» и ордена Ленина. В 1946 году Нико­лай Лео­ни­до­вич вто­рично стал лау­ре­а­том Ста­лин­ской премии.

В 1948 году про­изошел суще­ствен­ный пово­рот в жизни Н. Л. Духова: он был при­вле­чен к рабо­там по созда­нию оте­че­ствен­ного ядер­ного оружия, про­во­дившимся в Кон­струк­тор­ском бюро № 11, возгла­вив научно-кон­струк­тор­ский сек­тор.

Одной из пер­во­оче­ред­ных задач, постав­лен­ных перед Нико­лаем Лео­ни­до­ви­чем, стало созда­ние еди­ной системы веде­ния чер­теж­ного хозяйства — без налажи­ва­ния этой службы нельзя было выхо­дить на серий­ное про­из­вод­ство. Под руко­вод­ством Н. Л. Духова эта про­блема была успешно решена.

Одно­временно Духов активно вклю­чился в раз­ра­ботку кон­струкции пер­вой атом­ной бомбы РДС-1. Здесь с новой силой про­явился талант Нико­лая Лео­ни­до­вича и его необык­но­вен­ная спо­соб­ность вно­сить ясность в самые запу­тан­ные вопросы и нахо­дить про­стые реше­ния слож­ных и, каза­лось бы, нераз­решимых задач.

В процессе работы над кон­струкцией бомбы Духов так же, как и при созда­нии тан­ков, с исклю­чи­тель­ным внима­нием отно­сился ко всем заме­ча­ниям и поже­ла­ниям, не делил их на «мел­кие» и «серьез­ные» — для него они все были серьез­ными. Все рас­смат­ри­ва­лось внима­тельно и глу­боко, каж­дая форму­ли­ровка тек­ста тща­тельно отшлифо­вы­ва­лась. Рабо­тавший с ним Д. А. Фишман гово­рил: «По суще­ству, если кратко сформу­ли­ро­вать и оха­рак­те­ри­зо­вать его дея­тель­ность, то можно ска­зать сле­дующее: Нико­лай Лео­ни­до­вич — выдающийся кон­струк­тор нашей страны, Нико­лай Лео­ни­до­вич — один из пер­вопро­ход­цев по части кон­стру­и­ро­ва­ния в нашей отрасли обо­рон­ной тех­ники, Нико­лай Лео­ни­до­вич — наш учи­тель. Чему мы пре­жде всего учи­лись у него? Это муд­ро­сти кон­стру­и­ро­ва­ния, солид­но­сти кон­стру­и­ро­ва­ния, демо­кра­тич­но­сти кон­стру­и­ро­ва­ния и обсто­я­тель­но­сти при кон­стру­и­ро­ва­нии».

Раз­ра­ботка принци­пи­ально новых кон­струкций, отсут­ство­вавших в оте­че­ствен­ной прак­тике, раз­ви­тие новых тех­но­логи­че­ских направ­ле­ний, необ­хо­димых для изго­тов­ле­ния ядер­ных заря­дов и ядер­ных боепри­па­сов, орга­ни­за­ция спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ного про­из­вод­ства, поста­новка на про­из­вод­ство изде­лий и при­бо­ров, стиму­ли­ро­ва­ние в инте­ре­сах созда­ния ядер­ного оружия рас­чет­ных мето­дик, вычис­ли­тель­ной тех­ники, мате­ри­а­ло­ве­де­ния — все это сто­роны многогран­ной дея­тель­но­сти Н. Л. Духова, кото­рый по праву может счи­таться осно­ва­те­лем кон­струк­тор­ской школы по ядер­ным боепри­па­сам.

Завершающим этапом раз­ра­ботки любого обо­рон­ного изде­лия явля­ется этап про­ве­де­ния госу­дар­ствен­ных испыта­ний. Нико­лай Лео­ни­до­вич Духов при­нимал самое актив­ное уча­стие в этой ответ­ствен­ной работе. Он был заме­сти­те­лем пред­се­да­теля спе­ци­аль­ной группы К. И. Щел­кина, кото­рой пору­ча­лись раз­ра­ботки программы действий на полигоне и программы про­ве­де­ния тре­ни­ро­воч­ных опытов, а также осуществ­ле­ние опе­ра­тив­ного кон­троля за ходом подго­товки к испыта­ниям во всех под­раз­де­ле­ниях и служ­бах КБ-11. Помимо этого, Духов руко­во­дил изго­тов­ле­нием макета РДС-1 в одну пятую нату­раль­ной вели­чины для рас­смот­ре­ния его руко­вод­ством Пер­вого глав­ного управ­ле­ния и возглав­лял группу спе­ци­аль­ной сборки с уста­нов­кой плу­то­ни­е­вого заряда.

29 авгу­ста 1949 года состо­я­лось испыта­ние пер­вой оте­че­ствен­ной атом­ной бомбы — слож­нейшая задача, сто­явшая перед тео­ре­ти­ками, иссле­до­ва­те­лями, кон­струк­то­рами, испыта­те­лями и про­из­вод­ствен­ными работ­ни­ками, была успешно решена. Основ­ные руко­во­ди­тели атом­ного про­екта были отме­чены при­сво­е­нием зва­ний Героя Соци­а­ли­сти­че­ского Труда и лау­ре­ата Ста­лин­ской премии. Был среди них и Н. Л. Духов. Это была уже вто­рая звезда Героя для Нико­лая Лео­ни­до­вича.

Бомба РДС-1 была тяжела и громоздка, не была пол­но­стью отра­бо­тана авто­ма­тика, и поэтому сразу после успеш­ного испыта­ния на полигоне нача­лась актив­ная работа по ее совершен­ство­ва­нию. Н. Л. Духов руко­во­дил под­раз­де­ле­ни­ями, кото­рые рабо­тали над вари­ан­тами РДС-1 и над созда­нием новых образцов оружия. Сле­дующим круп­нейшим достиже­нием КБ-11 стало созда­ние и успеш­ное испыта­ние 12 авгу­ста 1953 года водо­род­ной бомбы РДС-6с, за уча­стие в работе над кото­рой Нико­лай Лео­ни­до­вич в тре­тий раз был награж­ден золо­той звез­дой «Серп и Молот» Героя Соци­а­ли­сти­че­ского Труда. В том же 1953 году Н. Л. Духову была при­суж­дена уче­ная степень док­тора наук, и он был избран чле­ном-кор­ре­спон­ден­том Ака­демии наук СССР.

В этот период времени в кон­струк­тор­ском бюро велись работы по изу­че­нию спо­со­бов нейтрон­ного иници­и­ро­ва­ния ядер­ных заря­дов. В процессе этих работ к ним был при­вле­чен завод № 25 МАП (Мини­стер­ство авиаци­он­ной промыш­лен­но­сти). Вся­че­ски фор­си­руя раз­ра­ботку новой авто­ма­тики и при­вле­кая орга­ни­за­ции других ведомств, Ю. Б. Хари­тон понимал, что пере­дача в другое ведом­ство основ­ного узла авто­ма­тики ядер­ных боепри­па­сов, ответ­ствен­ного за иници­и­ро­ва­ние ядер­ного заряда, недопу­стимо. Поэтому он обра­тился с соот­вет­ствующей прось­бой к Пред­се­да­телю Совета Мини­стров СССР Г. М. Мален­кову, и в мае 1954 года завод № 25 МАП был пере­дан в веде­ние Мини­стер­ства сред­него маши­но­стро­е­ния. Он полу­чил назва­ние филиал № 1 КБ-11, и руко­во­ди­те­лем его был назна­чен Нико­лай Лео­ни­до­вич Духов.

Став во главе фили­ала № 1 КБ-11, Н. Л. Духов понимал, что делаются только пер­вые шаги в созда­нии авто­ма­тики и впе­реди еще много работы. В июле 1954 года были изго­тов­лены пер­вые блоки авто­ма­тики (БА 4), кон­трольно-испыта­тель­ные уста­новки, тех­но­логи­че­ское обо­ру­до­ва­ние и оснастка. Результаты натур­ного испыта­ния, кото­рое состо­я­лось в октябре 1954 года на Семи­па­ла­тин­ском полигоне, пол­но­стью под­твер­дили рас­чет­ные параметры. Ю. Б. Хари­тон настоял на про­ве­де­нии вто­рых испыта­ний, кото­рые прошли в ноябре того же года с еще большим при­раще­нием мощ­но­сти взрыва, и таким обра­зом в нашей стране в двух атом­ных взры­вах впер­вые была реа­ли­зо­вана новая авто­ма­тика под­рыва и нейтрон­ного иници­и­ро­ва­ния.

Идея внеш­него нейтрон­ного иници­и­ро­ва­ния была под­твер­ждена с три­умфаль­ным успе­хом, но сама авто­ма­тика была очень слож­ной, пред­став­ляла собой «целую элек­тро­станцию» на бомбе и тре­бо­вала уни­каль­ных про­из­вод­ствен­ных тех­но­логий и больших затрат. Все непро­стые вопросы по ее про­из­вод­ству и совершен­ство­ва­нию и пред­сто­яло решать кол­лек­тиву, руко­во­димому Нико­лаем Лео­ни­до­ви­чем. Но это было еще не все. Перед Н. Л. Духо­вым встала важ­ная про­блема по опре­де­ле­нию научно-тех­ни­че­ской направ­лен­но­сти работы фили­ала КБ-11 на многие годы впе­ред с уче­том потенци­аль­ных возмож­но­стей кон­струк­то­ров, иссле­до­ва­те­лей и про­из­вод­ства.

Нико­лай Лео­ни­до­вич счи­тал, что инсти­тут может дли­тельно суще­ство­вать только на основе зна­чи­тель­ного расши­ре­ния тема­тики. Поэтому уже спу­стя несколько месяцев после сво­его назна­че­ния он выдви­нул идею заняться также раз­ра­бот­кой ядер­ных боепри­па­сов, бор­то­вых при­бо­ров, а затем и кон­трольно-изме­ри­тель­ной аппа­ра­туры. Это пред­ложе­ние было при­нято, и Духов начал форми­ро­вать научно-кон­струк­тор­ские направ­ле­ния.

Для выпол­не­ния воз­ложен­ных задач тре­бо­ва­лось созда­ние современ­ной мате­ри­ально-тех­ни­че­ской базы. Нача­лись рекон­струкция про­из­вод­ства, стро­и­тельство лабо­ра­тор­ного корпуса, раз­ви­тие тех­но­логи­че­ских служб, созда­ние иссле­до­ва­тельских и испыта­тель­ных лабо­ра­то­рий, при­об­ре­те­ние нового обо­ру­до­ва­ния. Нико­лай Лео­ни­до­вич при­да­вал решающее зна­че­ние тех­но­логии про­из­вод­ства и внед­ре­нию новых тех­но­логи­че­ских процес­сов и мате­ри­а­лов. При нем начали при­ме­нять пластмассы, компаунды, клеи; смело пошли на исполь­зо­ва­ние полу­про­вод­ни­ко­вых при­бо­ров, про­из­вод­ство кото­рых в конце 50-х годов только налажи­ва­лось. При­да­вая большое зна­че­ние пла­ни­ро­ва­нию, Н. Л. Духов стал иници­а­то­ром выпуска положе­ния об орга­ни­за­ции работ в инсти­туте и уста­нов­ле­ния опре­де­лен­ного порядка веде­ния раз­ра­бо­ток.

В реше­нии всех этих про­блем осо­бенно ярко про­яв­ля­лись выдающи­еся каче­ства Нико­лая Лео­ни­до­вича как орга­ни­за­тора и руко­во­ди­теля, его кон­струк­тор­ский талант, огром­ный жиз­нен­ный опыт, спо­соб­ность не только увлечь кол­лек­тив на реше­ние слож­ных задач, но и заста­вить пове­рить в свои силы, в выпол­нимость этих задач. Он, как и все­гда, часто бывал в кон­струк­тор­ских и иссле­до­ва­тельских под­раз­де­ле­ниях, в цехах, осо­бенно в сбо­роч­ном, внима­тельно выслу­ши­вая не только началь­ни­ков, но и непо­сред­ствен­ных испол­ни­те­лей, вни­кал во все мелочи, будь то кон­струк­тор­ский вопрос, вопрос лабо­ра­тор­ной отра­ботки или изго­тов­ле­ния отдель­ных дета­лей.

В мае 1954 года Н. Л. Духову было при­сво­ено воин­ское зва­ние гене­рал-лей­те­нанта инже­нерно-тех­ни­че­ской службы, а в октябре 1954 года его награ­дили орде­ном Ленина.

В 1956 году филиал № 1 КБ-11 был выде­лен в само­сто­я­тель­ную орга­ни­за­цию и полу­чил назва­ние КБ-25 МСМ, Нико­лай Лео­ни­до­вич стал его началь­ни­ком, науч­ным руко­во­ди­те­лем и глав­ным кон­струк­то­ром. Успеш­ная дея­тель­ность кол­лек­тива КБ-25 под руко­вод­ством Н. Л. Духова вскоре вывела его в число ведущих предпри­я­тий Мини­стер­ства и при­несла заслужен­ный авто­ри­тет среди других орга­ни­за­ций, рабо­тавших с ним, и у заказ­чика.

В это время в кон­струк­тор­ском бюро, возглав­ля­емом Нико­лаем Лео­ни­до­ви­чем, закла­ды­ва­лись основы направ­ле­ний раз­ви­тия ядер­ных боепри­па­сов. Каж­дой новой раз­ра­бот­кой, по суще­ству, начи­нался новый класс изде­лий. В пер­вые годы работы предпри­я­тия велись раз­ра­ботки ЯБП для пер­вой стра­теги­че­ской бал­ли­сти­че­ской ракеты Р-7, так­ти­че­ских ракет (само­ле­тов-сна­ря­дов), крыла­тых ракет ВВС и ВМФ, зенит­ных управ­ля­емых ракет и торпед. При жизни Н. Л. Духова были пере­даны в серий­ное про­из­вод­ство и при­няты на вооруже­ние около 20% всех раз­ра­бо­тан­ных в инсти­туте ЯБП; также были раз­ра­бо­таны и пере­даны в серий­ное про­из­вод­ство новые блоки авто­ма­тики с улучшен­ными тех­ни­че­скими и экс­плу­а­таци­он­ными харак­те­ри­сти­ками; были созданы новые, ориги­наль­ные при­боры.

Создан­ный в КБ-25 Научно-тех­ни­че­ский совет под пред­се­да­тельством Нико­лая Лео­ни­до­вича рас­смат­ри­вал вопросы тех­ни­че­ской поли­тики предпри­я­тия, совершен­ство­ва­ния системы раз­ра­ботки изде­лий, раз­ви­тия мате­ри­аль­ной базы и оснаще­ния новейшим обо­ру­до­ва­нием и аппа­ра­ту­рой. В 1960 году группам спе­ци­а­ли­стов во главе с Н. Л. Духо­вым и А. А. Бришом была при­суж­дена Ленин­ская премия, а кон­струк­тор­ское бюро было награж­дено орде­ном Тру­до­вого Крас­ного Знамени.

В эти годы объем работы бурно рос по всем направ­ле­ниям, быстро уве­ли­чи­ва­лось коли­че­ство тем, поэтому насущ­ной про­блемой стала необ­хо­димость пере­смотра мето­дов про­ек­ти­ро­ва­ния и кон­стру­и­ро­ва­ния изде­лий. Понимая это, Нико­лай Лео­ни­до­вич дал зада­ние группе спе­ци­а­ли­стов под руко­вод­ством В. А. Зуев­ского подго­то­вить пред­ложе­ния по созда­нию типо­вой шкалы унифици­ро­ван­ной авто­ма­тики ЯБП. Были также подго­тов­лены пред­ложе­ния по унифи­кации кон­трольно-изме­ри­тель­ной аппа­ра­туры. Реа­ли­за­ция всех этих пред­ложе­ний заложила проч­ную основу для сокраще­ния сро­ков созда­ния ЯБП на долгие годы.

Нико­лай Лео­ни­до­вич вложил много энергии и сил в дело повыше­ния тех­ни­че­ских и экс­плу­а­таци­он­ных харак­те­ри­стик раз­ра­ба­ты­ва­емых изде­лий, упроще­ния их обслужи­ва­ния и совершен­ство­ва­ния кон­троля, одним из пер­вых в отрасли поста­вив вопрос о раз­вер­ты­ва­нии работ по тео­ре­ти­че­ской оценке пока­за­те­лей надеж­но­сти ЯБП.

В начале 60-х годов пол­ным ходом шла корен­ная рекон­струкция КБ, новейшим обо­ру­до­ва­нием оснаща­лись научно-иссле­до­ва­тельские лабо­ра­то­рии, расши­ря­лись площади кон­струк­тор­ских под­раз­де­ле­ний. В начале 1964 года вступила в строй пер­вая оче­редь нового лабо­ра­торно-кон­струк­тор­ского корпуса. Н. Л. Духов уде­лял много внима­ния улучше­нию жилищно-быто­вых усло­вий сотруд­ни­ков КБ: при нем было заложено и постро­ено несколько жилых домов, были открыты дет­ские дошколь­ные учре­жде­ния.

Обла­дая пре­крас­ными чело­ве­че­скими каче­ствами: отзыв­чи­во­стью, доб­роже­ла­тель­но­стью, внима­тель­но­стью к людям, — Нико­лай Лео­ни­до­вич, тем не менее, отли­чался высо­кой тре­бо­ва­тель­но­стью к сотруд­ни­кам и к самому себе, принци­пи­аль­но­стью и пунк­ту­аль­но­стью. Он все­гда умел созда­вать вокруг себя атмо­сферу высо­кой дело­ви­то­сти и твор­че­ского труда.

1 мая 1964 года после тяже­лой непро­должи­тель­ной болезни Нико­лая Лео­ни­до­вича Духова не стало. Похо­ро­нен Н. Л. Духов на Ново­де­ви­чьем клад­бище.


Библиография‍8