Биография
Николай Леонидович Духов родился 26 октября 1904 года на Полтавщине, в селе Веприк.
В 1920 году он окончил Гадячскую классическую гимназию.
На протяжении нескольких лет, с 1920 по 1924 гг. Николай Духов работал техническим секретарем земельного отдела, заведовал избой-читальней, был дежурным по стоящей на берегу реки Псел электростанции, работал резчиком свеклы, хронометражистом, заведующим технико-нормировочным бюро сахарного завода. С 1924 по 1928 гг. Духов учился на рабфаке Харьковского геодезического и землеустроительного института, по окончании которого был командирован в Ленинградский политехнический институт, где его зачислили на механический факультет.
В 1932 году Николай Духов окончил Ленинградский политехнический институт по специальности «Конструирование и производство тракторов и автомобилей», при этом в выданной характеристике отмечались его способности к самостоятельному мышлению и возможность использования его на научной работе.
После института трудовая биография Николая Леонидовича продолжается на заводе «Красный Путиловец», куда Духов приходит работать инженером-конструктором, занимаясь выпуском технической документации для автомобилей и тракторов. В 1935 году на «Красном Путиловце» (переименованном в Кировский завод), было организовано Специальное конструкторское бюро № 2 (СКБ-2) для проектирования и выпуска танков, усовершенствования их конструкций. К танкостроению в 1937 году был привлечен и Н. Л. Духов. Он работал над созданием танков Т-29 и Т-28 под руководством замечательного организатора и конструктора Ж. Я. Котина. Ярким проявлением таланта Николая Леонидовича стало его участие в 1938—39 гг. в разработке тяжелого танка принципиально нового типа. Машина получила название КВ («Клим Ворошилов»), и в этом проекте Духов был ведущим инженером.
Тяжелый танк «Клим Ворошилов» хорошо зарекомендовал себя во время финской кампании и принес своим создателям заслуженную славу. В 1939 году Н. Л. Духов стал заместителем главного конструктора. В марте 1940 года он получил свою первую правительственную награду — медаль «За трудовую доблесть», а через месяц с небольшим — орден Ленина за разработку танков серии КВ.
Началась Великая Отечественная война, и в Поволжье, на Урале и в Сибири стала создаваться мощная танкостроительная промышленность. В июле 1941 года Н. Л. Духов выехал на Челябинский тракторный завод, на производственные площади которого было эвакуировано семь крупных машиностроительных заводов.
Основной задачей на первом этапе работы было обеспечение бесперебойного выпуска танков для фронта, несмотря на сложности с поставкой комплектующих. В 1942 году заводу было поручено наладить серийное производство танков Т-34, и конструкторское бюро под руководством Н. Л. Духова — в 1943 году он был назначен главным конструктором — в течение месяца сумело обеспечить все необходимое для организации производства.
Исключительно большое значение имела проведенная в 1942—43 гг. коренная модернизация танка КВ, результатом которой стало победоносное участие этих танков в сражении на Курской дуге. За эту работу в 1942 году Н.Л.Духов был награжден орденом Красной Звезды, а в 1943 году ему вместе с группой конструкторов была присуждена Сталинская премия. Еще одним выдающимся достижением конструкторского бюро Танкограда под руководством Н. Л. Духова стала разработка тяжелого танка ИС («Иосиф Сталин»), который заслужил репутацию самого мощного за всю Вторую мировую войну. Танки ИС, а также созданные на его базе самоходные артиллерийские установки прожили большую жизнь и до 60-х годов не уступали по боевым качествам лучшим иностранным образцам.
За эти важнейшие разработки в январе 1944 года Николай Леонидович Духов был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в августе 1944 года — орденом Ленина. Ему было присвоено воинское звание генерал-майора инженерно-технической службы.
За большой вклад в победу над врагом в апреле 1945 года Н. Л. Духов был награжден орденом Суворова 2-ой степени, а в сентябре 1945 года ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением золотой медали «Серп и Молот» и ордена Ленина. В 1946 году Николай Леонидович вторично стал лауреатом Сталинской премии.
В 1948 году произошел существенный поворот в жизни Н. Л. Духова: он был привлечен к работам по созданию отечественного ядерного оружия, проводившимся в Конструкторском бюро № 11, возглавив научно-конструкторский сектор.
Одной из первоочередных задач, поставленных перед Николаем Леонидовичем, стало создание единой системы ведения чертежного хозяйства — без налаживания этой службы нельзя было выходить на серийное производство. Под руководством Н. Л. Духова эта проблема была успешно решена.
Одновременно Духов активно включился в разработку конструкции первой атомной бомбы РДС-1. Здесь с новой силой проявился талант Николая Леонидовича и его необыкновенная способность вносить ясность в самые запутанные вопросы и находить простые решения сложных и, казалось бы, неразрешимых задач.
В процессе работы над конструкцией бомбы Духов так же, как и при создании танков, с исключительным вниманием относился ко всем замечаниям и пожеланиям, не делил их на «мелкие» и «серьезные» — для него они все были серьезными. Все рассматривалось внимательно и глубоко, каждая формулировка текста тщательно отшлифовывалась. Работавший с ним Д. А. Фишман говорил: «По существу, если кратко сформулировать и охарактеризовать его деятельность, то можно сказать следующее: Николай Леонидович — выдающийся конструктор нашей страны, Николай Леонидович — один из первопроходцев по части конструирования в нашей отрасли оборонной техники, Николай Леонидович — наш учитель. Чему мы прежде всего учились у него? Это мудрости конструирования, солидности конструирования, демократичности конструирования и обстоятельности при конструировании».
Разработка принципиально новых конструкций, отсутствовавших в отечественной практике, развитие новых технологических направлений, необходимых для изготовления ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, организация специализированного производства, постановка на производство изделий и приборов, стимулирование в интересах создания ядерного оружия расчетных методик, вычислительной техники, материаловедения — все это стороны многогранной деятельности Н. Л. Духова, который по праву может считаться основателем конструкторской школы по ядерным боеприпасам.
Завершающим этапом разработки любого оборонного изделия является этап проведения государственных испытаний. Николай Леонидович Духов принимал самое активное участие в этой ответственной работе. Он был заместителем председателя специальной группы К. И. Щелкина, которой поручались разработки программы действий на полигоне и программы проведения тренировочных опытов, а также осуществление оперативного контроля за ходом подготовки к испытаниям во всех подразделениях и службах КБ-11. Помимо этого, Духов руководил изготовлением макета РДС-1 в одну пятую натуральной величины для рассмотрения его руководством Первого главного управления и возглавлял группу специальной сборки с установкой плутониевого заряда.
29 августа 1949 года состоялось испытание первой отечественной атомной бомбы — сложнейшая задача, стоявшая перед теоретиками, исследователями, конструкторами, испытателями и производственными работниками, была успешно решена. Основные руководители атомного проекта были отмечены присвоением званий Героя Социалистического Труда и лауреата Сталинской премии. Был среди них и Н. Л. Духов. Это была уже вторая звезда Героя для Николая Леонидовича.
Бомба РДС-1 была тяжела и громоздка, не была полностью отработана автоматика, и поэтому сразу после успешного испытания на полигоне началась активная работа по ее совершенствованию. Н. Л. Духов руководил подразделениями, которые работали над вариантами РДС-1 и над созданием новых образцов оружия. Следующим крупнейшим достижением КБ-11 стало создание и успешное испытание 12 августа 1953 года водородной бомбы РДС-6с, за участие в работе над которой Николай Леонидович в третий раз был награжден золотой звездой «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда. В том же 1953 году Н. Л. Духову была присуждена ученая степень доктора наук, и он был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР.
В этот период времени в конструкторском бюро велись работы по изучению способов нейтронного инициирования ядерных зарядов. В процессе этих работ к ним был привлечен завод № 25 МАП (Министерство авиационной промышленности). Всячески форсируя разработку новой автоматики и привлекая организации других ведомств, Ю. Б. Харитон понимал, что передача в другое ведомство основного узла автоматики ядерных боеприпасов, ответственного за инициирование ядерного заряда, недопустимо. Поэтому он обратился с соответствующей просьбой к Председателю Совета Министров СССР Г. М. Маленкову, и в мае 1954 года завод № 25 МАП был передан в ведение Министерства среднего машиностроения. Он получил название филиал № 1 КБ-11, и руководителем его был назначен Николай Леонидович Духов.
Став во главе филиала № 1 КБ-11, Н. Л. Духов понимал, что делаются только первые шаги в создании автоматики и впереди еще много работы. В июле 1954 года были изготовлены первые блоки автоматики (БА 4), контрольно-испытательные установки, технологическое оборудование и оснастка. Результаты натурного испытания, которое состоялось в октябре 1954 года на Семипалатинском полигоне, полностью подтвердили расчетные параметры. Ю. Б. Харитон настоял на проведении вторых испытаний, которые прошли в ноябре того же года с еще большим приращением мощности взрыва, и таким образом в нашей стране в двух атомных взрывах впервые была реализована новая автоматика подрыва и нейтронного инициирования.
Идея внешнего нейтронного инициирования была подтверждена с триумфальным успехом, но сама автоматика была очень сложной, представляла собой «целую электростанцию» на бомбе и требовала уникальных производственных технологий и больших затрат. Все непростые вопросы по ее производству и совершенствованию и предстояло решать коллективу, руководимому Николаем Леонидовичем. Но это было еще не все. Перед Н. Л. Духовым встала важная проблема по определению научно-технической направленности работы филиала КБ-11 на многие годы вперед с учетом потенциальных возможностей конструкторов, исследователей и производства.
Николай Леонидович считал, что институт может длительно существовать только на основе значительного расширения тематики. Поэтому уже спустя несколько месяцев после своего назначения он выдвинул идею заняться также разработкой ядерных боеприпасов, бортовых приборов, а затем и контрольно-измерительной аппаратуры. Это предложение было принято, и Духов начал формировать научно-конструкторские направления.
Для выполнения возложенных задач требовалось создание современной материально-технической базы. Начались реконструкция производства, строительство лабораторного корпуса, развитие технологических служб, создание исследовательских и испытательных лабораторий, приобретение нового оборудования. Николай Леонидович придавал решающее значение технологии производства и внедрению новых технологических процессов и материалов. При нем начали применять пластмассы, компаунды, клеи; смело пошли на использование полупроводниковых приборов, производство которых в конце 50-х годов только налаживалось. Придавая большое значение планированию, Н. Л. Духов стал инициатором выпуска положения об организации работ в институте и установления определенного порядка ведения разработок.
В решении всех этих проблем особенно ярко проявлялись выдающиеся качества Николая Леонидовича как организатора и руководителя, его конструкторский талант, огромный жизненный опыт, способность не только увлечь коллектив на решение сложных задач, но и заставить поверить в свои силы, в выполнимость этих задач. Он, как и всегда, часто бывал в конструкторских и исследовательских подразделениях, в цехах, особенно в сборочном, внимательно выслушивая не только начальников, но и непосредственных исполнителей, вникал во все мелочи, будь то конструкторский вопрос, вопрос лабораторной отработки или изготовления отдельных деталей.
В мае 1954 года Н. Л. Духову было присвоено воинское звание генерал-лейтенанта инженерно-технической службы, а в октябре 1954 года его наградили орденом Ленина.
В 1956 году филиал № 1 КБ-11 был выделен в самостоятельную организацию и получил название КБ-25 МСМ, Николай Леонидович стал его начальником, научным руководителем и главным конструктором. Успешная деятельность коллектива КБ-25 под руководством Н. Л. Духова вскоре вывела его в число ведущих предприятий Министерства и принесла заслуженный авторитет среди других организаций, работавших с ним, и у заказчика.
В это время в конструкторском бюро, возглавляемом Николаем Леонидовичем, закладывались основы направлений развития ядерных боеприпасов. Каждой новой разработкой, по существу, начинался новый класс изделий. В первые годы работы предприятия велись разработки ЯБП для первой стратегической баллистической ракеты Р-7, тактических ракет (самолетов-снарядов), крылатых ракет ВВС и ВМФ, зенитных управляемых ракет и торпед. При жизни Н. Л. Духова были переданы в серийное производство и приняты на вооружение около 20% всех разработанных в институте ЯБП; также были разработаны и переданы в серийное производство новые блоки автоматики с улучшенными техническими и эксплуатационными характеристиками; были созданы новые, оригинальные приборы.
Созданный в КБ-25 Научно-технический совет под председательством Николая Леонидовича рассматривал вопросы технической политики предприятия, совершенствования системы разработки изделий, развития материальной базы и оснащения новейшим оборудованием и аппаратурой. В 1960 году группам специалистов во главе с Н. Л. Духовым и А. А. Бришом была присуждена Ленинская премия, а конструкторское бюро было награждено орденом Трудового Красного Знамени.
В эти годы объем работы бурно рос по всем направлениям, быстро увеличивалось количество тем, поэтому насущной проблемой стала необходимость пересмотра методов проектирования и конструирования изделий. Понимая это, Николай Леонидович дал задание группе специалистов под руководством В. А. Зуевского подготовить предложения по созданию типовой шкалы унифицированной автоматики ЯБП. Были также подготовлены предложения по унификации контрольно-измерительной аппаратуры. Реализация всех этих предложений заложила прочную основу для сокращения сроков создания ЯБП на долгие годы.
Николай Леонидович вложил много энергии и сил в дело повышения технических и эксплуатационных характеристик разрабатываемых изделий, упрощения их обслуживания и совершенствования контроля, одним из первых в отрасли поставив вопрос о развертывании работ по теоретической оценке показателей надежности ЯБП.
В начале 60-х годов полным ходом шла коренная реконструкция КБ, новейшим оборудованием оснащались научно-исследовательские лаборатории, расширялись площади конструкторских подразделений. В начале 1964 года вступила в строй первая очередь нового лабораторно-конструкторского корпуса. Н. Л. Духов уделял много внимания улучшению жилищно-бытовых условий сотрудников КБ: при нем было заложено и построено несколько жилых домов, были открыты детские дошкольные учреждения.
Обладая прекрасными человеческими качествами: отзывчивостью, доброжелательностью, внимательностью к людям, — Николай Леонидович, тем не менее, отличался высокой требовательностью к сотрудникам и к самому себе, принципиальностью и пунктуальностью. Он всегда умел создавать вокруг себя атмосферу высокой деловитости и творческого труда.
1 мая 1964 года после тяжелой непродолжительной болезни Николая Леонидовича Духова не стало. Похоронен Н. Л. Духов на Новодевичьем кладбище.