Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Пер­вый ледо­кол с атом­ной энерге­ти­че­ской уста­нов­кой

20 ноября 1953 года Совет Мини­стров СССР при­нял Поста­нов­ле­ние № 2840-1203 о раз­ра­ботке мощ­ного арк­ти­че­ского ледо­кола с ядер­ной энерге­ти­че­ской уста­нов­кой. Ледо­кол пред­на­зна­чался для про­водки в ледо­вых усло­виях Арк­тики по высо­коши­рот­ным трас­сам и по Север­ному мор­скому пути транспорт­ных судов, а также для экс­пе­дици­он­ного пла­ва­ния в Арк­тике. Поста­нов­ле­нию пред­ше­ство­вало обраще­ние в пра­ви­тельство ака­деми­ков А. П. Алек­сан­дрова и И. В. Кур­ча­това совместно с руко­во­ди­те­лями ряда отрас­лей промыш­лен­но­сти и Мор­ского флота, в кото­ром ука­зы­ва­лось, что появ­ле­ние мощ­ного атом­ного ледо­кола в Арк­тике поз­во­лит более эффек­тивно исполь­зо­вать Север­ный мор­ской путь как важ­нейшую транспорт­ную маги­страль страны, и одно­временно ста­нет убе­ди­тель­ной демон­страцией серьез­но­сти наме­ре­ний и пла­нов СССР по исполь­зо­ва­нию атом­ной энергии в мир­ных целях.

Сле­дующее поста­нов­ле­ние пра­ви­тельства от 18 авгу­ста 1954 года кон­кре­ти­зи­ро­вало задачу созда­ния атом­ного ледо­кола «Ленин» по сро­кам, этапам и основ­ным испол­ни­те­лям работ. Про­ек­ти­ро­ва­ние атом­ного ледо­кола воз­лага­лось на Ленинград­ское ЦКБ-15 (впо­след­ствии ЦКБ «Айс­берг»). Глав­ным кон­струк­то­ром ледо­кола был назна­чен В. И. Нега­нов. Раз­ра­ботка про­екта атом­ной паро­про­из­во­дящей уста­новки (АППУ) пору­ча­лась ОКБ Горь­ков­ского завода № 92 (позд­нее ОКБМ). Глав­ным кон­струк­то­ром АППУ был утвер­жден И. И. Афри­кан­тов. Науч­ное руко­вод­ство про­ек­том ледо­кола воз­лага­лось на А. П. Алек­сан­дрова, а ядер­ного реак­тора — на И. В. Кур­ча­това, кото­рый позд­нее пере­дал свои пол­номо­чия А. П. Алек­сан­дрову.

К раз­ра­ботке основ­ных элемен­тов ЯЭУ были при­вле­чены: ОКБ-12 (системы управ­ле­ния и защиты реак­тора), СКБК Бал­тийского завода (паро­ге­не­ра­торы), ВИАМ (твэлы актив­ной зоны реак­тора), СКБ ЛКЗ (глав­ные тур­бины), завод «Элек­тро­сила» (глав­ные тур­бо­ге­не­ра­торы и элек­тро­двига­тели), Калуж­ский тур­бин­ный завод (вспомога­тель­ные тур­бо­ге­не­ра­торы), ЦКБА (арма­тура) и др.

Стро­и­тельство атом­ного ледо­кола пору­чили ленинград­скому «Адми­рал­тейскому заводу». Были опре­де­лены сле­дующие основ­ные параметры атом­ного ледо­кола: водо­измеще­ние — 16 000 т, наи­большая длина — 134 м, ширина — 27,6 м, осадка — 9,2 м, мак­сималь­ная ско­рость на чистой воде — 19,5 узлов, авто­ном­ность пла­ва­ния — 1 год. Мощ­ность глав­ных греб­ных двига­те­лей — 44000 л.с. Исполь­зо­ва­ние элек­тро­движе­ния поз­во­ляло улучшить манев­рен­ность ледо­кола, что важно для фор­си­ро­ва­ния тяже­лых льдов, движе­ния в составе кара­ва­нов и обколки про­во­димых судов во льдах. Для обес­пе­че­ния надеж­ного движе­ния судна преду­смат­ри­ва­лось повышен­ное резер­ви­ро­ва­ние систем и обо­ру­до­ва­ния энерго­си­ло­вой уста­новки: три реак­тора, четыре глав­ных тур­бо­ге­не­ра­тора, две элек­тро­станции с пятью вспомога­тель­ными тур­бо­ге­не­ра­то­рами и резерв­ным дизель-гене­ра­то­ром.

Три реак­тора мощ­но­стью по 90 МВт обес­пе­чи­вали суммар­ное про­из­вод­ство 360 т/ч пара при темпе­ра­туре до 310ºС и дав­ле­нии 28 атм. Каж­дый реак­тор имел две петли цир­ку­ляции с двумя паро­ге­не­ра­то­рами, двумя цир­ку­ляци­он­ными насо­сами и одним ава­рий­ным насо­сом. Исполь­зо­ва­лась паро­вая система компен­сации дав­ле­ния в пер­вом кон­туре. В актив­ной зоне реак­то­ров при­ме­нили топ­ливо на основе диок­сида урана с 5 % обогаще­нием по урану-235.

Тех­ни­че­ский про­ект АППУ ОК-150 был раз­ра­бо­тан в марте 1955 года, а 17 июня 1955 года на секции ЯЭУ НТС мини­стер­ства он был утвер­жден и рекомен­до­ван к запуску в про­из­вод­ство.

При раз­ра­ботке про­екта АППУ впер­вые решался целый ряд слож­ных научно-тех­ни­че­ских задач. Одной из них было суще­ствен­ное уве­ли­че­ние дли­тель­но­сти кампа­нии актив­ной зоны и эко­номич­ное исполь­зо­ва­ние ядер­ного топ­лива. Реа­ли­за­ция пред­ложен­ного науч­ным руко­вод­ством реше­ния о вве­де­нии в актив­ную зону выго­рающих погло­ти­те­лей для компен­сации избыточ­ной реак­тив­но­сти дала возмож­ность уве­ли­чить кампа­нию актив­ной зоны до 200 суток, а при­ме­не­ние цир­ко­ни­е­вых спла­вов в элемен­тах кон­струкции зоны поз­во­лило в 1,5 раза уменьшить потреб­ле­ние урана по срав­не­нию с актив­ными зонами, где для этой цели при­ме­ня­лись нержа­веющие стали.

В каче­стве орга­нов регу­ли­ро­ва­ния реак­тив­но­сти реак­тора вме­сто пер­во­на­чально спро­ек­ти­ро­ван­ных погруж­ных стерж­ней ава­рий­ной защиты, вво­димых в актив­ную зону напо­ром насоса, были при­ме­нены стержни, перемещающи­еся внутри сухих гильз и вво­димые в актив­ную зону под действием пружин. В био­логи­че­ской защите исполь­зо­ва­лись мало­дефицит­ные и более деше­вые мате­ри­алы: сталь, вода, тяже­лый бетон.

Большую помощь кон­струк­то­рам АППУ на всех этапах про­ек­ти­ро­ва­ния уста­новки посто­янно ока­зы­вали уче­ные ЛИПАН: А. П. Алек­сан­дров, Н. С. Хлоп­кин, Б. Г. Пологих и др. Осо­бенно суще­ствен­ной была роль ака­демика А. П. Алек­сан­дрова, кото­рый к началу созда­ния АППУ ОК-150 уже обла­дал большим опытом и авто­ри­те­том в атом­ной энерге­тике. Он вклю­чался в реше­ние вопро­сов не только науч­ного, но и инже­нер­ного, про­из­вод­ствен­ного харак­тера. Сотруд­ники ЛИП АН участ­во­вали в выпол­не­нии слож­ных рас­чет­ных работ, поскольку АППУ была наи­бо­лее ответ­ствен­ной и слож­ной частью всей энерге­ти­че­ской уста­новки и созда­ва­лась впер­вые при недо­ста­точ­ных зна­ниях о свойствах и осо­бен­но­стях работы реак­тора в судо­вых усло­виях.

Работы по изго­тов­ле­нию обо­ру­до­ва­ния уста­новки ОК-150 нача­лись на заводе № 92 в 1955 году, полу­чив ста­тус зада­ния пер­во­степен­ной важ­но­сти. Кон­троль над их выпол­не­нием осуществ­лял непо­сред­ственно глав­ный кон­струк­тор ОКБ И. И. Афри­кан­тов. Ритм работы по созда­нию и изго­тов­ле­нию обо­ру­до­ва­ния ОК-150 был очень напряжен­ным. Цеха завода рабо­тали в три смены, сотруд­ники ОКБ — «от темна до темна», не счи­та­ясь с лич­ным време­нем. После подпи­са­ния рабо­чей докумен­тации она сразу запус­ка­лась в про­из­вод­ство. За срыв сро­ков графика накла­ды­ва­лись взыс­ка­ния. Конечно, встре­ча­лись ошибки, но они опе­ра­тивно устра­ня­лись, так как были налажены хорошие вза­имо­от­ноше­ния между кон­струк­то­рами и тех­но­логами цехов завода.

Атом­ный ледо­кол «Ленин» был заложен на верфи «Адми­рал­тейский завод» в Ленинграде 27 июля 1956 года, а уже 5 декабря 1957 года ледо­кол был спущен на воду. В 1958-1959 гг. на нем был выпол­нен основ­ной объем работ по мон­тажу систем и обо­ру­до­ва­ния атом­ной уста­новки. Самым напряжен­ным был заклю­чи­тель­ный этап стро­и­тельства, мон­тажа и испыта­ний АППУ. По мере про­движе­ния мон­тажа обо­ру­до­ва­ния, арма­туры и тру­бопро­во­дов АППУ на Адми­рал­тейский завод для ока­за­ния тех­ни­че­ской помощи направ­ля­лись спе­ци­а­ли­сты ОКБ и завода № 92.

Чет­кая орга­ни­за­ция работ и само­от­вержен­ный труд много­чис­лен­ных кол­лек­ти­вов, участ­во­вавших в созда­нии пер­вой АППУ, во многом спо­соб­ство­вали свое­времен­ной, рекорд­ной по сро­кам сдаче атом­ного ледо­кола «Ленин». Его постройка была завершена 12 сен­тября 1959 года, а 5 декабря 1959 года ледо­кол был пере­дан в опыт­ную экс­плу­а­тацию Мурман­скому мор­скому паро­ход­ству ММФ СССР. Ледо­кол стал пер­вым в мире над­вод­ным суд­ном с атом­ной энерге­ти­че­ской уста­нов­кой, при­чем по мощ­но­сти он не имел рав­ных среди ледо­ко­лов всего мира.

С навигации 1960 года атом­ный ледо­кол «Ленин» рабо­тал в Арк­тике, осуществ­лял про­водку судов на самых тяже­лых участ­ках Север­ного мор­ского пути. О том, что его экс­плу­а­тация пока еще опыт­ная, как-то сразу забыли. Он был одним из основ­ных участ­ни­ков ран­ней про­водки судов с лесом на трассе «устье реки Ени­сей — Баренцево море». В сере­дине навигации ледо­кол рабо­тал в основ­ном в про­ливе Вилькиц­кого, кото­рый даже летом покрыт тяже­лыми льдами и осво­бож­да­ется от них лишь на корот­кое время при нали­чии благопри­ят­ных вет­ров. Большое зна­че­ние имела работа атом­ного ледо­кола «Ленин» позд­ней осе­нью 1960 года при заверше­нии навигации, когда необ­хо­димо выво­дить изо льдов не только обыч­ные суда, но и суда ледо­вого класса. Атом­ный ледо­кол «Ленин» выпол­нял и высо­коши­рот­ные экс­пе­дици­он­ные рейсы. В 1961 году с его борта была осуществ­лена высадка экс­пе­диции научно-иссле­до­ва­тельской дрейфующей станции «Север­ный полюс-10». С него неод­но­кратно осуществ­ля­лась рас­ста­новка дрейфующих авто­ма­ти­че­ских радиоме­тео­станций по гра­ни­цам пако­вых льдов. С борта ледо­кола велись важ­ные науч­ные иссле­до­ва­ния.

За шесть навигаций работы ледо­кола «Ленин» с АППУ ОК-150 им была обес­пе­чена про­водка 457 судов, прой­дено во льдах более 62 000 миль. Атом­ная энерге­ти­че­ская уста­новка без­от­казно про­ра­бо­тала около 26 000 часов, пока­зав свою рабо­то­спо­соб­ность в самых тяже­лых усло­виях экс­плу­а­тации — при порыви­стой качке на вол­не­нии, уда­рах судна о лед и частых изме­не­ниях нагрузки. Опыт ее созда­ния и экс­плу­а­тации дал цен­ный мате­риал для даль­нейшего совершен­ство­ва­ния атом­ных судо­вых уста­но­вок. В част­но­сти, была выяв­лена возмож­ность суще­ствен­ных упроще­ний тех­но­логи­че­ской схемы и кон­струкции уста­новки, сокраще­ния коли­че­ства арма­туры, систем кон­троля и т.д. Надеж­ность и устой­чи­вость работы реак­то­ров с большими возмож­но­стями само­регу­ли­ро­ва­ния ока­за­лись выше, чем предпо­лага­лось. Из этого был сде­лан вывод, что на ледо­коле без ущерба для живу­че­сти ЯЭУ можно огра­ни­читься двумя и даже одним реак­то­ром вме­сто трех. Кроме того, свойство само­регу­ли­ро­ва­ния реак­тора, в свою оче­редь, поз­во­лило в даль­нейшем отка­заться от его авто­ма­ти­че­ского регу­ли­ро­ва­ния в новых уста­нов­ках.

В процессе экс­плу­а­тации про­яви­лись и неко­то­рые недо­статки в кон­струкции пер­вой уста­новки, в первую оче­редь — недо­ста­точ­ная надеж­ность отдель­ных видов обо­ру­до­ва­ния, низ­кая ремон­топри­год­ность и др.

Глав­ный же итог экс­плу­а­тации пер­вой АППУ ледо­кола «Ленин» состоял в том, что была в принципе под­твер­ждена возмож­ность созда­ния судо­вых атом­ных энерго­уста­но­вок, их высо­кая без­опас­ность и эффек­тив­ность. Очень удачно была выбрана сама область при­ме­не­ния ядер­ной энергии — мощ­ные линей­ные ледо­колы, где уни­каль­ные свойства атом­ного энерго­и­сточ­ника давали наи­бо­лее ося­за­емые, бес­спор­ные пре­имуще­ства перед тра­дици­он­ными реше­ни­ями, в том числе по без­опас­но­сти и эко­номи­че­ским пока­за­те­лям.

В отли­чие от ледо­кола «Ленин», создан­ное при­бли­зи­тельно в то же время в США грузо-пас­сажир­ское судно «Саванна» с атом­ной энерге­ти­че­ской уста­нов­кой имело сугубо опыт­ное назна­че­ние. Его экс­плу­а­тация решала огра­ни­чен­ную задачу — про­де­мон­стри­ро­вать рабо­то­спо­соб­ность и без­опас­ность атом­ного судна. Она не пока­зала каких-либо оче­вид­ных эко­номи­че­ских или иных пре­имуществ перед тра­дици­он­ными судами того же назна­че­ния. Судно экс­плу­а­ти­ро­ва­лось с 1962 по 1969 гг. и после заверше­ния наме­чен­ной программы испыта­ний было спи­сано (пере­обо­ру­до­вано в пла­ву­чий музей), оставшись рядо­вым эпи­зо­дом в атом­ной программе США. Даль­нейшего раз­ви­тия граж­дан­ское атом­ное судо­стро­е­ние в этой стране не полу­чило. В СССР, напро­тив, созда­ние пер­вого атом­ного ледо­кола положило начало раз­ви­тию новой высо­ко­тех­но­логич­ной отрасли про­из­вод­ства — атом­ного судо­стро­е­ния — и появ­ле­нию, в конеч­ном счете, целого флота атом­ных судов.

После сдачи в экс­плу­а­тацию атом­ного ледо­кола «Ленин» ука­зом Пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета СССР от 14 мая 1960 года за созда­ние атом­ной уста­новки для этого судна и за заслуги в деле раз­ви­тия оте­че­ствен­ного реак­то­ро­стро­е­ния ОКБ завода № 92 было награж­дено орде­ном Ленина. Этим орде­ном были награж­дены также ЦКБ-15 и Адми­рал­тейский завод МСП СССР. Науч­ному руко­во­ди­телю работ А. П. Алек­сан­дрову, глав­ному кон­струк­тору ледо­кола В. И. Нега­нову, глав­ному кон­струк­тору АППУ И. И. Афри­кан­тову и сле­сарю завода № 92 С. Д. Куз­нецову было при­сво­ено зва­ние Героя Соци­а­ли­сти­че­ского Труда. Две группы спе­ци­а­ли­стов (всего 12 чело­век) были удо­сто­ены Ленин­ской премии, в том числе — ведущие спе­ци­а­ли­сты ОКБ Н. М. Царев, В. И. Ширяев, Д. В. Кага­нов и А. М. Шама­тов. Кроме того, большая группа кон­струк­то­ров, рас­чет­чи­ков, тех­но­логов ОКБ (прак­ти­че­ски все участ­во­вавшие в раз­ра­ботке про­екта уста­новки ОК-150), а также зна­чи­тель­ное число рабо­чих, ИТР и руко­во­ди­тели завода № 92 были отме­чены орде­нами и меда­лями.

Учи­ты­вая положи­тель­ные результаты экс­плу­а­тации атом­ного ледо­кола «Ленин» в 1960-1963 гг. и важ­ную народ­но­хо­зяйствен­ную роль, кото­рую играют ледо­колы в раз­ви­тии отда­лен­ных райо­нов Край­него Севера, пра­ви­тельством страны в 1964 году были при­няты два поста­нов­ле­ния, преду­смат­ри­вающих про­ек­ти­ро­ва­ние и постройку серии новых атом­ных ледо­ко­лов про­екта 1052. Поста­нов­ле­ния опре­де­ляли поря­док про­ек­ти­ро­ва­ния и поставки обо­ру­до­ва­ния на голов­ной атом­ный ледо­кол этой серии.

На осно­ва­нии этих поста­нов­ле­ний ЦКБ «Айс­берг» раз­ра­бо­тало тех­ни­че­ское зада­ние на реак­тор­ную уста­новку, а ОКБМ разо­слало всем заин­те­ре­со­ван­ным предпри­я­тиям и орга­ни­за­циям контр­агент­ские кар­точки с целью полу­че­ния согла­сия на раз­ра­ботку и изго­тов­ле­ние состав­ных частей паро­про­из­во­дящей уста­новки. Основ­ное обо­ру­до­ва­ние и системы новой АППУ раз­ра­ба­ты­вали ОКБМ и ЦКБ «Айс­берг».

В соот­вет­ствии с тех­ни­че­ским зада­нием на реак­тор­ную уста­новку для атом­ных ледо­ко­лов новой серии ОКБМ выпол­нило предэс­киз­ные про­ра­ботки пяти вари­ан­тов уста­новки и «Обос­но­ва­ние выбора АППУ для атом­ных ледо­ко­лов про­екта 1052».

В 1966 году закон­чи­лась шестая навигация атом­ного ледо­кола «Ленин» с реак­тор­ной уста­нов­кой ОК-150. К этому времени основ­ное обо­ру­до­ва­ние уста­новки выра­бо­тало свой ресурс. Кроме того, появи­лась течь в корпусе одного из реак­то­ров. Однако осталь­ное обо­ру­до­ва­ние глав­ной энерге­ти­че­ской уста­новки и судо­вые кон­струкции нахо­ди­лись в удо­вле­тво­ри­тель­ном состо­я­нии и могли рабо­тать еще дли­тель­ное время при усло­вии вос­ста­нов­ле­ния рабо­то­спо­соб­но­сти АППУ.

Окон­ча­ние раз­ра­ботки эскиз­ного про­екта АППУ ОК-900 дало осно­ва­ние спе­ци­а­ли­стам раз­лич­ных ведомств под­нять вопрос о замене выра­бо­тавшей свой ресурс АППУ этого ледо­кола на новую уста­новку ОК-900. С этой целью в ОКБМ были выпол­нены про­ра­ботки компо­новки уста­новки ОК-900 в габа­ри­тах реак­тор­ного отсека ледо­кола «Ленин». Один из вари­ан­тов удачно «впи­сался» в отве­ден­ные для уста­новки помеще­ния. Глав­ный кон­струк­тор АППУ И. И. Афри­кан­тов, оце­нив пре­имуще­ства этой идеи, добился под­держки пред­ложен­ного вари­анта ремонта ледо­кола в МСМ. После этого пер­вый зам. мини­стра сред­него маши­но­стро­е­ния А. М. Пет­ро­сьянц пору­чил ОКБМ раз­ра­бо­тать подроб­ные мате­ри­алы (рас­четы, графики, демон­страци­он­ные чер­тежи и др.) по замене уста­новки, по сро­кам и сто­и­мо­сти выпол­не­ния работ, по тех­но­логии демон­тажа и мон­тажа обо­ру­до­ва­ния и по заво­дам-изго­то­ви­те­лям обо­ру­до­ва­ния АППУ ОК-900.

Тех­ни­че­ский про­ект АППУ был раз­ра­бо­тан в конце 1966 года под науч­ным руко­вод­ством ИАЭ им. Кур­ча­това и при уча­стии ЦКБ «Айс­берг», ИАТ АН и контр­аген­тов. В новой реак­тор­ной уста­новке были также исполь­зо­ваны корпус­ные реак­торы водо-водя­ного типа. Число реак­то­ров сокращено с трех до двух, так как надеж­ность их, по дан­ным экс­плу­а­тации пер­вой уста­новки ледо­кола, ока­за­лась выше пер­во­на­чально ожи­да­емой. Два реак­тора вполне обес­пе­чи­вают ледо­колу выход изо льдов и воз­враще­ние на базу при отказе какого-либо обо­ру­до­ва­ния. В несколько раз был уве­ли­чен энерго­за­пас актив­ных зон, а их физи­че­ские параметры и харак­те­ри­стики кон­тура изме­нены таким обра­зом, чтобы улучшить свойства само­регу­ли­ро­ва­ния реак­тор­ной уста­новки.

Суще­ственно уве­ли­чи­вался ресурс всего обо­ру­до­ва­ния, упроща­лась кон­струкция 1-го кон­тура за счет сокраще­ния маги­стра­лей и устра­не­ния арма­туры на них. Уста­новка была более при­спо­соб­лена к ремон­там за счет улучше­ния доступа к обо­ру­до­ва­нию, вер­ти­каль­ного испол­не­ния меха­низмов, сосре­до­то­че­ния основ­ных съем­ных частей в аппа­рат­ном помеще­нии, обслужи­ва­емом пере­движ­ным кра­ном. АППУ оснаща­лась комплекс­ной системой авто­ма­тики, что осво­бож­дало лич­ный состав от посто­ян­ных вахт в ее помеще­ниях. Благо­даря всему этому экипаж был сокращен на 30 %, сто­и­мость 1 МВт·ч энергии была снижена в два раза, а объем ремонт­ных работ — в четыре раза.

Учи­ты­вая, что поста­нов­ле­нием пра­ви­тельства по про­екту 1052 не преду­смат­ри­ва­лась отра­ботка уста­новки на ее назем­ном про­то­типе, а комплекс­ные испыта­ния АППУ предпо­лага­лось про­ве­сти в ходе швар­тов­ных испыта­ний голов­ного ледо­кола этого про­екта, при­ме­не­ние уста­новки ОК-900 на атом­ном ледо­коле «Ленин» поз­во­ляло про­ве­рить все при­ня­тые схем­ные и кон­струк­тор­ские реше­ния по новой уста­новке в реаль­ных усло­виях, отра­бо­тать системы и обо­ру­до­ва­ние перед запус­ком их в серий­ное про­из­вод­ство для ледо­ко­лов про­екта 1052.

Работы по замене АППУ ОК-150 на уста­новку ОК-900 про­во­ди­лись судо­ре­монт­ным заво­дом «Звез­дочка» в г. Севе­ро­двин­ске.

16 марта 1970 года нача­лись завод­ские швар­тов­ные испыта­ния модер­ни­зи­ро­ван­ной уста­новки атом­но­го ледо­кола «Ленин». 20 апреля 1970 года меж­ве­дом­ствен­ная комис­сия при­ступила к работе. Она дала высо­кую оценку каче­ству мон­тажа уста­новки ОК-900, меха­низмов, агрега­тов, систем комплекс­ной авто­ма­ти­за­ции и другим рабо­там, выпол­нен­ным заво­дом «Звез­доч­ка» и его контр­аген­тами.

23 апреля 1970 г. в 2 часа 30 минут был осуществ­лен пуск реак­тора № 2 уста­новки левого борта, а 1 мая 1970 г. — физпуск реак­тора № 1 уста­новки пра­вого борта. Вывод реак­то­ров на энерге­ти­че­ский уро­вень мощ­но­сти состо­ялся 4 мая и 29 апреля 1970 г. (№ 1 и № 2 соот­вет­ственно). После этого уста­новка ОК-900 начала свою долгую и успеш­ную работу, кото­рая про­должа­лась вплоть до вывода атом­ного ледо­кола «Ленин» из экс­плу­а­тации.

Ука­зом Пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета СССР от 10 апреля 1974 года атом­ный ледо­кол «Ленин» за большой вклад в обес­пе­че­ние арк­ти­че­ских пере­во­зок народно-хозяйствен­ных гру­зов и исполь­зо­ва­ние атом­ной энергии в мир­ных целях был награж­ден орде­ном Ленина. Бес­смен­ному капи­тану ледо­кола Б. М. Соко­лову, сме­нившему ушед­шего на пен­сию пер­вого капи­тана ледо­кола «Ленин» П. А. Поно­ма­рева, почет­ному работ­нику мор­ского флота, почет­ному поляр­нику были вру­чены ордена Ленина и Октябрьской рево­люции, а в 1981 году было при­сво­ено зва­ние Героя Соци­а­ли­сти­че­ского Труда.

Несмотря на то, что системы и обо­ру­до­ва­ние АППУ ОК-900 рабо­тали надежно, без отка­зов, начи­ная с 1984 года атом­ный ледо­кол «Ленин» экс­плу­а­ти­ро­вался только на трассе Мурманск — ост­ров Дик­сон в тече­ние июня-декабря, т. е. в наи­бо­лее благопри­ят­ных ледо­вых усло­виях. Это было вызвано ухуд­шившимся состо­я­нием корпус­ных и внут­ри­корпус­ных кон­струкций судна, поскольку про­ект­ный ресурс корпуса ледо­кола — 25 лет — был уже выра­бо­тан. В конце 1989 года по сово­куп­но­сти пока­за­те­лей состо­я­ния корпус­ных и судо­вых кон­струкций было при­нято реше­ние о пре­краще­нии экс­плу­а­тации ледо­кола.