Биография
Виктор Иванович Жучихин родился 31 августа 1921 года в деревне Люторецкое Чеховского р-на Московской обл. Его отец, И. И. Жучихин, после демобилизации из рядов Красной Армии с 1921 по 1941 гг. работал модельером-закройщиком на обувной фабрике в Москве.
После двух лет учебы в сельской школе, в 1931 году Виктор переехал в Москву, где в 1939 году успешно окончил среднюю школу № 36 Фрунзенского РОНО. В этом же году он стал студентом факультета «Боеприпасы» МВТУ им. Н. Э. Баумана.
С началом Великой Отечественной войны В. И. Жучихин был направлен на оборонный завод наладчиком автоматических металлообрабатывающих станков, а через месяц назначен мастером. Но после эвакуации завода в сентябре 1941 года ушел добровольцем на фронт. Служил связным-мотоциклистом в роте связи полка особого назначения 3-й Московской дивизии, оборонявшей подступы к Москве. 7 декабря, на второй день наступления наших войск, рядовой В. И. Жучихин получил серьезное ранение, месяц лечился в московской больнице, а затем с эвакогоспиталем был переведен на долечивание в г. Ижевск. Сюда же было эвакуировано МВТУ, поэтому Виктор Иванович, демобилизованный по инвалидности, с сентября 1942 года продолжил учебу.
В 1947 году В. И. Жучихин закончил Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана, получив квалификацию инженера-механика.
1 апреля 1947 года В. И. Жучихин начал трудовую деятельность в КБ-11, в отделе натурных испытаний, которым руководил К. И. Щёлкин. Первые три месяца молодой специалист в группе под началом А. Д. Захаренкова занимался разработкой смесей взрывчатых веществ, необходимых для изготовления узлов заряда для первой атомной бомбы, отработкой технологии изготовления деталей из этих смесей, газодинамическими исследованиями их детонации. Уже с июля 1947 года В. И. Жучихин работал самостоятельно. В его подчинении появились инженер и техник. В течение полутора лет группа Жучихина провела в полном объеме исследования газодинамических характеристик заряда первой отечественной атомной бомбы, позволившие определить её работоспособность и ожидаемую мощность взрыва.
В феврале 1949 года группе была поручена разработка схемы дистанционного подрыва ядерного заряда и конструкций узлов этой схемы. При подготовке испытания первой советской атомной бомбы на Семипалатинском полигоне под руководством В. И. Жучихина и при его непосредственном участии система подрыва была смонтирована и испытана на месте.
29 августа 1949 года все системы сработали отлично, эксперимент прошел успешно — первая советская атомная бомба была взорвана на Семипалатинском полигоне. 29 октября 1949 года вышли закрытые Указ Верховного Совета и Постановление Совета Министров СССР «О награждении и премировании за выдающиеся научные открытия и технические достижения по использованию атомной энергии». За разработку и испытание первой советской атомной бомбы старший инженер В. И. Жучихин был награжден орденом Ленина и стал лауреатом Сталинской премии 2-й степени.
В дальнейшем В. И. Жучихин руководил работой газодинамического отделения по созданию новых образцов ядерного оружия. Трудовые заслуги Виктора Ивановича в период работы в КБ-11 получили высокую правительственную оценку: он был также награжден орденом Трудового Красного Знамени и дважды стал лауреатом Сталинской премии (1951 г., 1953 г.).
Во вновь создаваемый НИИ-1011 В. И. Жучихин был переведен 5 июня 1955 года на должность начальника лаборатории, а 7 октября он успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук по спецтематике. В 34 года Виктор Иванович стал одним из ведущих специалистов в области газодинамической отработки и натурных испытаний ядерных зарядов. Классный специалист, талантливый руководитель, он обладал целым рядом и личных достоинств. Такие качества, как смелость и мужество особенно ярко проявились при проведении наземного взрыва в сентябре 1957 года на Новоземельском испытательном полигоне.
Объектом испытаний была физическая установка ФО-3. Вся подготовительная работа выполнялась в соответствии с установленным регламентом. Но случилось непредвиденное — после подачи команды на подрыв взрыва не последовало. Для выяснения причин сложившейся ситуации, а главное — для отключения заряда от системы управления подрывом и расснаряжения капсюлей-детонаторов потребовалось срочное десантирование специалистов на площадку подрыва.
Группа из четырех человек, возглавляемая В. И. Жучихиным, отправилась в путь в неведомое. Экипаж вертолета приземлил боевую машину в полутора километрах от испытательной площадки, хотя можно было бы и ближе. Ведь, если бы изделие вдруг сработало, это расстояние не спасло бы.
Они обошли площадку подрыва. Изгородь по всему периметру не имела никаких повреждений. Замок и пломба на воротах — в целости и сохранности. Открыли ворота, подошли к подрывному пункту, где располагалась приемная аппаратура. Дверь заперта, печать цела. В. И. Жучихин первым осторожно вошел внутрь и отключил рубильник, соединяющий декодирующее устройство с аппаратурой подрыва заряда. После этого вошли остальные. К их удивлению, обе радиостанции работали — горели все сигнальные лампочки, звенели звонки, подтверждая получение сигналов с командного пункта. Но дальше радиостанции сигналы почему-то не пошли. Причину неудачи нашли быстро — перегорел предохранитель на приемнике сигнала с КП. Но таких приемников было два, и на втором предохранитель оказался в полном порядке.
Проводная связь подрывного пункта с командным отсутствовала, а радиосвязью открытым текстом пользоваться было запрещено, поскольку совсем недалеко стояли американские корабли. Поэтому все решения о дальнейших действиях принимал В. И. Жучихин. Обесточив и закрыв на замок подрывной пункт с приемной и декодирующей аппаратурой, он вместе с Ю. Н. Коленовым выполнил расснаряжение заряда. Как и положено, по четко отлаженным и усвоенным пунктам инструкции вскрыли установку, отключили разъемы проводов высоковольтного генератора, а далее вынули капсюли-детонаторы из розеток разводки на заряде и заменили их на «закоротки».
По окончании этой операции В. И. Жучихин отправил вертолет на командный пункт, попросив проверить предохранители, а сам вместе с Ю. Н. Коленовым остался на площадке. Оказалось, что на резервном передатчике командного пункта во время передачи сигнала на подрыв бомбы предохранитель тоже вышел из строя. Поэтому и вторую электроцепь замкнуть не удалось.
Позднее взрыв все же был произведен. Эксперимент завершился успешно. Что касается риска быть взорванными — он был. Ведь принимающие радиостанции были на взводе и включены в систему декодирования и подрыва. Любой случайный сигнал мог привести к трагедии, поскольку код радиосигнала был довольно примитивным. Но обо всём этом тогда Виктор Иванович не думал.
За всю многолетнюю практику испытаний ядерных зарядов это был единственный случай, когда после отказа пришлось работать с зарядом, снаряженным капсюлями-детонаторами и подключенным к работающей системе управления взрывом, способной выдать сигнал на подрыв при механическом воздействии или электромагнитной наводке.
С 1960 года, уже имея ученое звание старшего научного сотрудника по специальности «газовая динамика», Виктор Иванович стал начальником газодинамического сектора, включающего восемь отделов и экспериментальную базу. Его деятельность в этот период была связана с разработкой систем дистанционного управления и телеметрических систем регистрации быстропротекающих физических процессов, а также с созданием подвижных измерительных комплексов, применяемых для отработки изделий, как на внутренних полигонах, так и на полигонах министерства обороны. Разработанные тогда методы и аппаратура для газодинамических испытаний позволили повысить надежность систем управления и регистрации, значительно сократить время на подготовку экспериментов, повысив их качество, сократить обслуживающий персонал, тем самым удешевить сам эксперимент и ускорить разработку новой техники.
С 1961 по 1963 гг. В. И. Жучихин совмещал должности начальника сектора и заместителя главного конструктора, а затем был назначен заместителем главного конструктора по вопросам натурных испытаний новейших образцов специальной техники. Он руководил подготовкой всех испытаний и в большинстве из них был руководителем по их проведению. В период с 1967 по 1969 гг. он участвовал в разработке ядерного заряда, не имеющего аналогов в мире, предназначенного для ликвидации аварийного газового фонтана на месторождении Памук.
Работал В. И. Жучихин всегда с полной отдачей сил. Натянув суровую маску на лицо, он частенько распекал за неаккуратность или упущение кого-нибудь из подчиненных, но делал это, не унижая его достоинства. Работать с ним было легко. Он одинаково просто держался как с подчиненными, так и с вышестоящим начальством. Никогда не угнетал своих сотрудников и не заискивал перед высоким начальством. Он в совершенстве знал устройство испытываемых зарядов, методы контроля и регистрации их работы. Его отличала исключительная аккуратность в работе, выработанная в процессе экспериментов с взрывчатыми веществами. Известно, что взрывник ошибается лишь один раз. За всю долгую и опасную работу с ВВ и ядерными зарядами Виктор Иванович не допустил ни одной серьезной ошибки.
В ноябре 1969 года В. И. Жучихин как крупный специалист в области проектирования и экспериментальной отработки специальной техники был направлен в КБ автотранспортного оборудования в г. Мытищи на должность первого заместителя главного конструктора. Здесь он организовал и возглавил новое направление в деятельности конструкторского бюро — практическое использование ядерных взрывов в решении народнохозяйственных проблем. За короткий период времени был создан и обучен необходимый коллектив специалистов, разработано и изготовлено уникальное технологическое оборудование, что позволило в последующие годы выполнить большой объем специальных работ, давших солидный экономический эффект при решении ряда задач, связанных с энергетической базой народного хозяйства СССР. В течение тринадцати лет возглавляемый им коллектив при его непосредственном участии и руководстве решил ряд вопросов практического использования новых достижений науки и техники при изучении глубинного строения земной коры, интенсификации добычи нефти и газа из малопродуктивных пластов. За эти годы было проведено около 80 мирных подземных взрывов, в том числе для тушения аварийных газовых фонтанов, создания подземных резервуаров для хранения вредных химических отходов, сейсмического зондирования земной коры, сооружения водоканалов и т. д.
В сентябре 1982 года В. И. Жучихин стал персональным пенсионером республиканского значения. В январе 1986 года он вернулся в г. Снежинск и с февраля вновь стал работать во ВНИИТФ старшим научным сотрудником (до 1993 года). Он опять получил возможность проводить научные исследования в рамках новой сложной темы согласно им же разработанной программе. С присущей ему основательностью он организовал сбор и анализ информации по теме проводимых исследований, стал проводить технические семинары по методическим вопросам.
Богатый жизненный опыт и профессиональные знания, глубокая убежденность в необходимости дела, которому он посвятил свою жизнь, позволили В. И. Жучихину взяться за написание истории ВНИИТФ по разработке ядерных боезарядов и проведению газодинамических исследований. В результате появились статьи по истории ВНИИТФ, г. Снежинска, воспоминания о К. И. Щёлкине, книги: «Первая атомная. Записки инженера-исследователя. Русские сенсации» и «Вторая атомная. Записки инженера-исследователя».
В. И. Жучихин — трижды лауреат Сталинской премии СССР (1949 г., 1951 г., 1953 г.), награжден дважды орденом Ленина (1949 г., 1962 г.), орденами Октябрьской Революции (1970 г.), Трудового Красного Знамени (1954 г.), медалями. Он — Почётный гражданин г. Снежинска (1999 г.).
Виктор Иванович Жучихин скончался 20 февраля 2008 года.