Биография
Николай Михайлович Синев родился 10 декабря 1906 года в д. Высокое Ржевского района Калининской области. После окончания Сычёвской школы II ступени с 1923 года находился на комсомольской работе.
В 1932 году он окончил Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана по специальности инженер-механик. Н. М. Синев распределился на работу на Кировский завод (г. Ленинград), где прошел путь от инженера-конструктора до заместителя главного конструктора ОКБ. Здесь он в 1943 году получил свою первую Сталинскую премию за усовершенствование конструкций тяжёлых танков.
В 1942—1944 гг. после эвакуации Н. М. Синев работал на опытном танковом заводе № 100 (г. Челябинск) заместителем директора, а затем главным инженером. С 1944 года — директор филиала завода № 100 на Кировском заводе.
27 декабря 1945 года в рамках советского Атомного проекта Постановлением СНК СССР № 3175-963сс «Об организации проектирования и изготовления на Ленинградском Кировском заводе Наркомтрансмаша опытных «турбокомпрессоров РЗГ» было создано Особое Конструкторское Бюро Ленинградского Кировского завода. ОКБ ЛКЗ была поручена разработка и организация серийного производства основных технологических разделительных машин, производящих обогащенный уран для атомного оружия методом газовой диффузии. Главным конструктором ОКБ на Кировском заводе назначили 37-летнего инженера-турбиниста Э.-С. А. Аркина, хорошо проявившего себя в качестве конструктора КБ турбинного и танкового производства, но не имевшего опыта организатора и руководителя конструкторского коллектива. В конце 1946 года было изготовлено по двадцать одноступенчатых машин ОК-7 и Т-15, эксплуатационные испытания которых провела Лаборатория № 2. Конструкция ОК-7 Горьковского завода оказалась более отработанной, а значит более приемлемой для производства, в то время как ленинградская машина Т-15 не отвечала ряду важнейших технических требований (по надежности подшипниковых опор, герметичности и пр.). Времени на доработку машин Т-15 у кировцев уже не было. После бурных обсуждений на заседании секции № 2 Научно-Технического совета ПГУ было принято решение комплектовать завод № 813 (Уральский электрохимический комбинат, г. Новоуральск Свердловской области) только диффузионными машинами Горьковского завода.
Серьезная неудача потребовало срочных мер по укреплению ленинградского ОКБ. Вместо Э.-А. А. Аркина главным конструктором ОКБ ЛКЗ в июне 1947 года Совет Министров СССР назначил Н. М. Синева.
Поскольку конструкция ленинградцев была отвергнута как менее совершенная, Ленинградский Кировский завод стал изготовлять для атомной промышленности диффузионные машины среднего обогащения ОК-8 по рабочим чертежам горьковчан. Кроме того, Кировский завод на основе собственных разработок для всех каскадов диффузионного предприятия делал и поставлял автоматические регуляторы расхода и давления газа.
Развертывание производства газодиффузионных машин вызвало необходимость возведения и реконструкции многих цехов. Под руководством Н. М. Синёва были построены крупные производственные мощности для осуществления гальванического покрытия всех внутренних полостей машин, контактирующих с гексафторидом урана. Данные цехи составляли по площади десятки гектаров, а число деталей, нуждающихся в покрытии, исчислялось многими тысячами. Это была очень трудоемкая, грязная, монотонная работа. Антикоррозийная технология была очень громоздка. Она требовала после промывки и тщательного обезжиривания в специальных ваннах проведения омеднения, затем осуществлялось очень плотное и равномерное гальваническое никелирование; после этого все никелированные поверхности подвергались скрупулезной ручной шлифовке, с целью достижения чистоты поверхностей не менее 11-го класса.
Очень высокие, необычные для машиностроения требования предъявлялись к чистоте и обезжириванию собираемых машин. Сборочные цехи были похожи на стерильные хирургические помещения. Требовалась взаимозаменяемость всех деталей и никаких слесарных подгонок и следов пыли при сборке. Каждая деталь, узел и машина подвергались придирчивой приемке не только контролерами Отдела технического контроля, но и строгими приемщиками специальной контрольно-приемочной комиссии — аналога военной приемки. Форсированная подготовка производства газодиффузионных машин была завершена в 1947 году.
В период 1948—1950 гг. Н. М. Синев — начальник технического отдела завода № 813.
Уже в начале 1948 года по железной дороге на Уральскую базу технического снабжения № 5 (так кодировался в то время завод № 813) стало эшелонами прибывать диффузионное оборудование, которое сразу же поступало на монтаж. Пуск первой очереди завода Д-1 был осуществлен в апреле 1948 года. Очереди технологического оборудования пускались одна за одной с разрывом в несколько месяцев. Каждый пуск давал опытное решение какой-то определенной технологической проблемы, был шагом, доказывающим правильность выбранного пути. В июне 1949 года закончен ввод в эксплуатацию основного технологического оборудования первого газодиффузионного завода в СССР. Но главная проблема — коррозионные потери рабочего газа — так и не была решена. Практически в течение целого года с момента пуска завода технологическое оборудование не обеспечивало требуемых параметров работы — в результате коррозии машины «съедали» весь рабочий газ. Истоки проблем лежали в колоссальной спешке. Все ошибки проектантов и изготовителей машин приходилось исправлять на месте, выявляя их в процессе пусконаладочных работ. Ребром встал вопрос: возможно ли вообще на этом заводе добиться разделения изотопов урана и получить «товарный рабочий газ»?
В Новоуральске были сосредоточены лучшие ученые и конструкторы в области машиностроения. И, когда уже многие из них разуверились в возможности решить проблему, ленинградским ученым и конструкторам во главе с Н. М. Синевым удалось найти причину, которая чуть не погубила урановую программу СССР.
11 ноября 1949 года директор завода № 813 А. И. Чурин подписал исторический для комбината и всей атомной отрасли приказ о сдаче на склад четырех емкостей с обогащенным ураном общим чистым весом 341 грамм. Еще две емкости (12 и 76 граммов) переданы в химико-технологическую лабораторию для промывки и извлечения окончательного продукта из смеси его с продуктами разложения.
В 1950 году Н. М. Синев возвращается в Ленинград и до 1961 года работает главным конструктором ОКБ Кировского завода. К 1952 году ОКБ ЛКЗ под научным руководством академика И. К. Кикоина было разработано 16 конструкций различных газодиффузионных машин (ГДМ), из них успешно прошли приемные испытания 12 ГДМ, поставлены на серийное производство 9 ГДМ. Ими в различные годы и в различной комплектации оснащались газодиффузионные заводы страны.
К 1952 году лаборатория И. К. Кикоина в Институте атомной энергии закончила научную разработку газодиффузионных методов изотопного разделения и занялась газовыми центрифугами. В том же году ОКБ при Кировском заводе во главе с главным конструктором ОКБ Н. М. Синевым было переориентировано на создание центрифуг. 20 апреля 1953 года коллективом сотрудников ОКБ ЛКЗ во главе с Н. М. Синевым была подана заявка и впоследствии получено авторское свидетельство № 23286 на докритическую газовую центрифугу. Эту дату можно считать началом мирового развития центрифужного метода разделения изотопов урана.
В 1955—57 гг. на Кировском заводе изготовили первые партии опытных центрифуг, и в 1957 году на УЭХК был пущен первый опытный завод центрифужного разделения.
За данные работы в 1951 и 1953 гг. Н. М. Синеву были присуждены Сталинские премии.
5 мая 1958 года НТС Министерства среднего машиностроения под председательством И. В. Курчатова на основании докладов научного руководителя проблемы И. К. Кикоина и главного конструктора ОКБ ЛКЗ Н. М. Синева с учетом положительных итогов работы опытного завода центрифуг принял историческое решение, в котором отметил, что создание конструкции газовой центрифуги и промышленное освоение нового высокоэффективного метода разделения изотопов урана является крупным научно-техническим достижением СССР и рекомендовал газоцентрифужный метод к широкому промышленному применению.
В конце 1952 года ОКБ ЛКЗ была поручена разработка герметичных электронасосов для атомных паропроизводительных установок (АППУ) подводных лодок военно-морского флота страны. Практически полная новизна темы, отсутствие опыта, прототипа и технической информации, а также сжатые сроки, отпущенные на разработку, потребовали от коллектива проведения широких поисковых работ, принятия новых нестандартных конструктивных решений и технологических приёмов. В результате была разработана новая конструктивная схема, названная «бессальниковый герметичный электронасос с перегородочным электроприводом». Эта конструктивная схема была рассмотрена на техническом совещании научным руководителем академиком А. П. Александровым и одобрена в качестве основного направления в создании герметичных электронасосов первого контура для АПЛ. В мировой практике насосостроения подобных аналогов не было. Уже в 1953 году первый насос ЦЭН-602 был изготовлен, вслед за ним был создан насос ГЦЭНПК-601. Эти насосы положили начало серии насосов для атомных подводных лодок первого поколения.
В 1954 году по инициативе главного конструктора ОКБ ЛКЗ Н. М. Синева и директора ФЭИ А. К. Красина было решено провести поисковые работы для АЭС с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах и турбогенераторной установкой, оборудование которой размещалось на самоходных гусеничных платформах. Станция получила условное название ТЭС-3. В 1957 году было утверждено техническое задание, вышло постановление СМ СССР, а к концу 1958 года завершилась разработка рабочего проекта станции, было развернуто производство и начаты экспериментальные работы. 7 июля 1961 года в Обнинске в ФЭИ реактор достиг критичности, а 14 октября на станции состоялся энергетический пуск. 19 февраля 1962 года станция вышла на номинальную мощность 1,5 МВт и дала ток в систему Мосэнерго. Первый этап опытной эксплуатации ТЭС-3 завершился в 1966 году с выработкой ресурса первой загрузки активной зоны.
В 1961 году Н. М. Синев переходит на работу в Государственный комитет по атомной энергии заместителем председателя, и занимает эту должность до 1966 года. В 1963 году за создание оборудования для АЭС ему присуждается Ленинская премия. В 1966—1986 гг. он — заместитель начальника научно-технического управления Министерства среднего машиностроения (г. Москва). С 1986 года и до своей смерти — научный консультант министерства.
Н. М. Синев за годы своей работы в атомной промышленности участвовал также в разработке атомных энергетических установок, атомных реакторов на быстрых нейтронах; являлся ответственным руководителем пуска энергоблока № 1 Нововоронежской атомной станции, руководил разработкой проекта комплексной турбинной установки атомохода «Ленин».
Н. М. Синев — автор монографий «Герметические водяные насосы атомных энергетических установок», «Бессальниковые водяные насосы», «Обогащенный уран для атомного оружия и энергетики», учебного пособия для вузов «Экономика ядерной энергетики», выдержавшего несколько изданий.
Н. М. Синев — доктор технических наук (1956 г.), профессор (1966 г.), Заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Он лауреат Государственной премии СССР (1967 г.), награжден орденами Ленина (дважды), Трудового Красного Знамени (дважды), Отечественной войны II степени (1986 г.), Красной Звезды (1942 г.), «Знак Почета», медалями.
Скончался Николай Михайлович Синев в Москве 4 сентября 1991 года.