Биография
Василий Андреевич Сапрыкин родился 10 (22) марта 1890 года в станице Пришибской Терской губернии, ныне город Майский Кабардино-Балкарии, в крестьянской семье.
В 1915 году Василий Андреевич окончил Петроградский институт инженеров путей сообщения, получил специальность инженера-строителя путей сообщения. Трудовую деятельность начал ещё в 1913 году техником стройучастка управления строительства железной дороги Черноморского побережья (Сухуми). Во время первой мировой войны в боевых действиях не участвовал. В 1915—1917 гг. В. А. Сапрыкин работал прорабом по строительству мостов через реки в Варшавском округе, на участках Орша—Могилев. В 1917—1918 гг. трудился начальником 56-го дорожно-мостового отряда управления работ Западного фронта.
Следующие 10 лет его деятельность связана с лесным хозяйством. В 1918—1919 гг. В. А. Сапрыкин — председатель гублескома Тверского Губсовпароходства, 1919—1920 гг. — начальник Вильнюсского лесного отдела Западного округа путей сообщения (г. Вильнюс), 1920—1921 гг. — начальник Майкопского райлескома Каврайлескома ВСНХ (г. Майкоп). С 1921 года — заместитель начальника службы лесозаготовок и топливных ресурсов Московско-Белорусско-Балтийской, Северной (с 1923 г.), Казанской (с 1924 г.) железных дорог. В 1922 году В. А. Сапрыкин подвергался аресту и следствию, но был оправдан.
В 1928 году В. А. Сапрыкин вернулся к полученной в институте специальности строителя. В 1928—1931 гг. — начальник производственно-технического отдела и главный инженер Стройтреста «Теплобетон». В 1931—1932 гг. — главный инженер 3-го городского стройтреста, г. Москва. С 1932 года он работает главным инженером на различных крупных стройках страны: Днепровский металлургического завода имени Ф. Э. Дзержинского (г. Днепродзержинск), Магнитогорскстроя (с 1934).
В 1935 году В. А. Сапрыкин был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
В 1938 году В. А. Сапрыкин был арестован по контрреволюционной статье 57 п.7 и 11 УК РСФСР. Приговорён к ссылке, до 1941 года отбывал наказание, работая главным инженером строительства № 203 НКВД СССР — строительство Архангельского судостроительного завода в городе Молотовске (ныне Северодвинск). В 1941 году оправдан, дальнейшую службу проходил в органах НКВД СССР. В 1942—1946 годах В. А. Сапрыкин — главный инженер строительства Челябинского металлургического завода НКВД СССР: металлургических предприятий Южного Урала «Бакалстрой» и «Челябметаллургстрой».
В 1943 году В. А. Сапрыкину присвоено звание инженер-полковник. В этом же году деятельность Василия Андреевича была отмечена вторым орденом Красного знамени.
В 1945 году его награждают орденом Ленина.
Когда в СССР встал вопрос о скорейшем создании собственного атомного оружия, именно В. А. Сапрыкину было поручено стать главным инженером грандиозной стройки на Южном Урале, которую планировалось завершить уже к 30-летию Октябрьской революции. Во всяком случае, такую дату назвал И. В. Сталину главный куратор атомного проекта Л. П. Берия. Так, в 1946 году В. А. Сапрыкин стал главным инженером строительства № 859 МВД СССР (Челябинск-40). Это управление отвечало за строительство уникального предприятия по получению деталей из плутония для первой атомной бомбы — Завода № 817 (База-10, ПО «Маяк»). С участием В. А. Сапрыкина выбирались площадки для строительства комбината и нового города. Строительство первого промышленного реактора на объекте «А» было затруднено тем, что по соображениям секретности проектная документация строителям поступала на отдельные элементы зданий, помещений и конструкций. О целостности сооружаемого объекта они не имели практически даже представления. В таких условиях руководителям стройки надо было проявлять недюжинные способности для возведения сооружения.
Стройка начиналась, когда на площадке не имелось ни одной проектной организации (они появились позднее), а правительство требовало срочно начать подготовительные работы для строительства главных объектов промплощадки и города. Инженерному корпусу строителей приходилось брать на себя ответственность всему в части собственного проектирования. Все железные и автомобильные дороги, объекты энергоснабжения, жилые поселки, бетонные заводы, карьеры нерудных материалов — все это проектировалось собственными силами и утверждалось В. А. Сапрыкиным.
В процессе строительства комбината В. А. Сапрыкиным были предложены и внедрены многие новые методы работ: использование арматуры как несущей конструкции при выполнении работ по монолитному бетонированию «стакана» реактора, так называемых армокаркасов; применение в качестве опалубки несъемных железобетонных конструкций; был предложен целый комплекс организационно-технических мероприятий, сокращающих во многом тяжелую «тачечную» подачу бетона к месту укладки; были внедрены готовые арматурные сетки и каркасы, замена «ручной вязки» на сварку и многие другие мероприятия.
По воспоминаниям современников это был человек внушительной и приятной внешности, высокого роста, сохранивший, несмотря на свой уже немолодой возраст, подтянутость и армейскую выправку. У него было мужественное, умное лицо, совсем седая голова, приятный тембр голоса. В его внешнем облике, в разговорной речи всегда чувствовалась внутренняя интеллигентность и благородство. Несмотря на свою высокую должность и огромный авторитет в самых высоких сферах, В. А. Сапрыкин этого никогда не подчеркивал и к подчиненным относился, как к равным.
При сооружении зданий и сооружений ему периодически приходилось решать сложные технические вопросы. Так, при строительстве пятого промышленного района (система водозабора для охлаждения реактора) был допущен брак. При сооружении стен здания в бетоне появились каверны, через которые в машинный зал и другие помещения поступала вода. В. А. Сапрыкин организовал совместную работу центральной лаборатории предприятия и исполнителей работ. В результате был создан раствор из промытого крупного песка, быстро схватывающегося цемента и жидкого стекла. В результате объект был приведён в требуемое состояние без кардинальных переделок.
19 июня 1948 года был выведен на проектную мощность первый в СССР уран-графитовый промышленный реактор «А» («Аннушка»), 22 декабря 1948 года — введен в эксплуатацию радиохимический завод по выделению оружейного плутония, а 26 февраля 1949 года — химико-металлургическое производство.
В июнь 1949 года Завод 817 выдал необходимое количество плутония для изготовления первой атомной бомбы, которая была испытана 29 августа 1949 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 октября 1949 года «за исключительные заслуги перед государством при выполнении специального задания» инженеру-полковнику Сапрыкину Василию Андреевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В. А. Сапрыкин продолжил работать в городе Озёрске, руководил его строительством вплоть до 1950 года. Он занимался возведением ёмкостей для отработанного ядерного топлива, а также инспектировал строительство. В то время прочность строящихся хранилищ считалась запредельно высокой, однако Кыштымская авария, в результате которой взрывалась одна из этих ёмкостей, показала, что это не так.
В июне 1951 года В. А. Сапрыкин был переведён в распоряжение генерал-майора Мальцева на строительство № 565 МВД СССР (создание системы ПВО Москвы) на должность главного инженера. Позже его перевели в Москву на должность заместителя начальника Главспецстроя.
В ноябре 1953 года В. А. Сапрыкин уволен из МВД по болезни.
После увольнения из МВД он работал начальником строительства высотных зданий в Москве. В 1956 году его назначают заместителем председателя технического совета Госстроя СССР. С 1957 года В. А. Сапрыкин — заместитель директора Научно-исследовательского института организации и механизации строительства Академии строительства и архитектуры СССР.
Действительный член Академии строительства и архитектуры СССР (1957 г.).
Награжден двумя орденами Ленина (1945 г., 1949 г.), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1935 г., 1943 г.), медалями.
Василий Андреевич Сапрыкин скончался в 1964 году. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Его именем названа улица в городе Озерске.