Биография
Владимир Николаевич Перегудов родился в деревне Балаково (с 1913 года — город) Самарской губернии 28 июня 1902 года в крестьянской семье.
В годы гражданской войны В. Н. Перегудов записался добровольцем в комсомольский отряд особого назначения, боролся с контрреволюционными восстаниями, затем работал секретарем чрезвычайной следственной комиссии в Балаково.
С 3 июля 1921 года В. Н. Перегудов служит в рабоче-крестьянском Красном флоте. В этом же году оканчивает ускоренные курсы подготовки техников командного состава Балтфлота в Петрограде, в ноябре 1926 года — военно-морское инженерное училище им. Ф. Э. Дзержинского. В 1924 году в статусе курсанта училища участвовал на крейсере «Аврора» в первом дальнем переходе кораблей советского флота — плавании из Кронштадта в Архангельск с заходами в норвежские порты.
В сентябре 1926 года В. Н. Перегудов получает назначение на должность корабельного инженера на линкор «Октябрьская революция». В ноябре 1926 года его включают в комиссию по наблюдению за постройкой кораблей в Ленинграде. В феврале следующего года В. Н. Перегудов направляют на учебу в военно-морскую академию РККФ, которую он оканчивает в 1930 году. Здесь под руководством опытных преподавателей В. Н. Перегудов совершенствовался в проектировании подводных лодок, а летом 1928 года проходил практику на подводной лодке типа «Барс». По итогам защиты дипломной работы по теме «Эскадренная подводная лодка» ему присваивается квалификация инженер-кораблестроитель.
В феврале 1930 года выпускника академии назначают старшим инженером первой дистанции аварийных доков Кронштадта, в августе этого же года — инженером секции подводного плавания Научно-технического комитета (НТК) Управления военно-морских сил РККА.
В 1930-1931 гг. В. Н. Перегудов находится в командировке в Италии, где участвует в создании и испытании подводных лодок разных проектов. Служба сводит его с замечательными людьми, оставившими заметный след в истории советского подводного флота, в том числе с главным конструктором лодок типа «К» М. А. Рудницким. В личном деле В. Н. Перегудова появляется запись: «Особая наклонность — конструкторская и исследовательская работа. Является одним из ведущих работников по подводному кораблестроению». В июле 1932 года В. Н. Перегудова назначают старшим инженером отдела проектирования подводных лодок в только что созданном после расформирования НТК научно-исследовательскомй институте военного кораблестроения Управления ВМС РККА.
В 1934 году его вновь отправляют в командировку за рубеж, в Германию в специальное КБ фирмы «Дешимаг», занимающейся проектированием подводных лодок IX серии, для выбора лучшего проекта средней подводной лодки. В мае 1935 года В. Н. Перегудов возвращается в НИИ военного кораблестроения на должность начальника секции. В апреле 1936 года он становится начальником отдела проектирования подводных лодок.
В эти годы группа советских конструкторов под руководством С. Туркова, друга детства В. Н. Перегудова, вместе с ним пришедшим добровольцем на флот, занималась проектированием подводной лодки типа «С». Владимир Николаевич при проектировании головного корабля этой серии возглавлял корпусной сектор и внес немало интересных конструктивных решений. В 1937 году С. Туркова арестовали. Вызвали к следователю и В. Н. Перегудова, требуя обличения «врага народа и предателя Туркова», однако он отказался подписывать что-либо, порочащее товарища. В ноябре 1937 года арестовывают и самого В. Н. Перегудова. Находясь под предварительным следствием, он сидел в одной камере с будущим маршалом Советского Союза и дважды Героем Советского Союза К. К. Рокоссовским. 28 марта 1938 года его освобождают с формулировкой «за отсутствием вины», и В. Н. Перегудов возвращается на работу в НИИ военного кораблестроения (с 1939 года — ЦНИИ-45). Однако тюрьма и пытки серьезно подрывают его здоровье.
15 января 1941 года В. Н. Перегудова назначают начальником корпусного отдела Центрального конструкторского бюро № 18 (ныне ЦКБ «Рубин). С 1943 года он — главный конструктор средних дизель-электрических подводных лодок проектов 608 и 613 (последняя являлась развитием проекта 608 с учетом опыта второй мировой войны). Во время войны Владимир Николаевич вместе ЦКБ-18 и с семьей находился в эвакуации в г. Горьком.
В свою группу В. Н. Перегудов пригласил специалистов, с которыми ранее работал и которых знал как профессионалов высокой квалификации. Как главный конструктор, на начальных стадиях проектирования, В.Н Перегудов внес большой вклад в создание первой послевоенной подводной лодки среднего водоизмещения. В проекте 613 реализован ряд важных технических решений, многие из которых нашли широкое применение в последующих послевоенных проектах подводных лодок. Среди них — увеличение вдвое глубины погружения, применение новых более прочных марок корпусной стали, использование мощных двигателей для надводного хода с уменьшением весогабаритных показателей, оснащение корабля устройством, обеспечивающим работу дизелей на перископной глубине, и многие другие прогрессивные решения по корпусу, энергетической установке, системам и устройствам корабля.
В дальнейшем, подводная лодка проекта 613 стала одной из самых массовых в истории советского подводного флота — было построено 215 судов для отечественного ВМФ и поставок за рубеж.
Довести до конца свою работу по проекту 613 Владимиру Николаевичу не представилось возможным, так как в 1947 году он был вновь переведен в ЦНИИ-45. Здесь он выполнил исследования движения подводных лодок в вертикальной плоскости, устойчивости формы цилиндрических оболочек, проанализировал причины аварий подводных лодок.
В апреле 1951 года В.Н Перегудов становится заместителем директора ЦНИИ-45 по научной работе.
9 сентября 1952 года в СССР с Постановления № 4098-1616 Совета Министров СССР о проектировании и строительстве объекта № 627 началась работа по созданию первой советской атомной подводной лодки, и В. Н. Перегудова назначают её главным конструктором. До апреля 1953 года он совмещает работу над проектом АПЛ с работой заместителя директора ЦНИИ-45, по науке, однако затем он был освобожден от нее, чтобы полностью сосредоточиться на проекте АПЛ. Для этого создается специальное конструкторское бюро (СКБ-143, с 1991 года — ЦКБ «Малахит»), нацеленное на проектирование атомных подводных лодок. В.Н Перегудов — начальник и главный конструктор СКБ-143.
Создание подводного атомохода усложнялось обстановкой крайне высокой секретности проекта. Проектанты атомной энергетической установки не имели представления, какую энергетическую установку можно предложить для подводной лодки, а проектанты атомной подводной лодки, не имея данных по энергоустановке и условиям ее эксплуатации на корабле, не могли проектировать сам корабль. Чтобы проект развивался, А. П. Александров, научный руководитель работ по «объекту № 627» договорился с В. Н. Перегудовым оставить под энергоустановку белое место на чертеже, задав при этом вес энергоустановки, её центр тяжести, и выходы паропроводов.
В работе Владимиру Николаевичу Перегудову помогали целые коллективы, десятки блестящих специалистов, талантливых конструкторов, организаторов производства. Обсуждалась конструкция буквально каждой детали будущего атомохода. Большую дискуссию вызвала форма носовой оконечности корабля. У дизельных подводных лодок обводы корпуса были нацелены на достижение наилучшей мореходности в надводном положении. Для атомной лодки требовался другой подход, но на это надо было решиться. В. Н. Перегудов предложил придать носовой оконечности атомной подводной лодки китообразную форму, являющуюся оптимальной для подводного плавания. Такой нос поставил перед конструкторами другие вопросы, например, размещения торпедных аппаратов. Но в главном В. Н. Перегудов оказался прав — АПЛ, прежде всего, предназначена для плавания под водой с большой скоростью.
Работа проектировщиков велась сумасшедшими темпами: уже 24 сентября 1955 года на судостроительном заводе № 402 состоялась церемония закладки атомохода, получившего тактический номер К-3.
В августе 1957 года первая АПЛ была спущена на воду. На ней начались пуско-наладочные работы, плавно перешедшие в швартовные испытания. 13-14 сентября того же года в реакторы было загружено ядерное топливо, после чего осуществлены их физические пуски. 5 июня 1958 года под руководством межведомственной комиссии завершились комплексные швартовные испытания энергоустановки, а 1 декабря 1958 года — ходовые испытания, проводимые под руководством главного конструктора, после чего АПЛ «К-3» была передана флоту в опытную эксплуатацию.
Указом президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1959 года за заслуги в деле создания специальной техники Владимиру Николаевичу Перегудову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот».
В дальнейшем в СКБ-143 под руководством В. Н. Перегудова велись работы по проектированию атомных подводных лодок проекта 645 — первой АПЛ с реактором с жидкометаллическим теплоносителем, проекта 627А — АПЛ, вооруженной крылатым самолетом-снарядом, 639 — первой АПЛ с баллистическими ракетами и др.
Однако годы напряженного труда не прошли даром — в 1958 году В. Н. Перегудов тяжело заболел. Сказались и последствия ареста. По состоянию здоровья в 1958 году Владимир Николаевич оставил должность начальника СКБ-143, оставаясь его главным конструктором. В 1960 году тяжелобольной главный конструктор, инженер-капитан 1-го ранга В. Н. Перегудов уволился в запас, продолжая до 1965 года работать в СКБ ведущим конструктором.
Он занимался и педагогической деятельностью: читал лекции по проектированию подводных лодок в Военно-морской академии, военно-морских училищах и в Ленинградском кораблестроительном институте.
В. Н. Перегудов отличался невероятной ответственностью за порученное дело. Никогда он не пытался снять с себя ответственность и переложить её на чужие плечи. Он обладал острой конструкторской интуицией и при этом был начисто лишен высокомерия. Редкие часы досуга он предпочитал проводить на берегу озера за рыбной ловлей.
Скончался В. Н. Перегудов 18 сентября 1967 года в Военно-морском госпитале. Похоронен на Серафимовском кладбище г. Санкт-Петербурга.
За свою деятельность инженер-капитан 1-го ранга Владимир Николаевич Перегудов награжден двумя орденами Ленина (5.11.1946 г. и 23.07.1959 г.), двумя орденами Трудового Красного Знамени (3.11.1944 г. и 26.02.1953 г.), двумя орденами Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды (31.03.1944 г.), Золотой медалью «Серп и Молот».
В целях увековечения памяти выдающегося кораблестроителя В. Н. Перегудова на здании СПМБМ «Малахит» 23 декабря 1994 года установлена мемориальная доска, а в бюро — памятный стенд.
В 1983 году на «Севмашпредприятии» был открыт памятник первостроителям родоначальницы советского атомного подводного флота — атомной подводной лодки «К-3» «Ленинский комсомол».
В честь основоположника отечественного атомного подводного флота в 1998 году приказом Главкома ВМФ судну контроля физических полей (Северный флот) было присвоено имя «Владимир Перегудов».
С 2006 года В. Н. Перегудов — почетный гражданин г. Балаково.
В 2014 году именем В. Н. Перегудова названа банка в Баренцевом море.