Биография
Сергей Сергеевич Панчев родился 24 августа 1900 года в селе Казаки ныне Данковского района Липецкой области в многодетной крестьянской семье.
С 14 лет он начал работать репетитором, затем чернорабочим и буровым мастером в Епифанском каменноугольном районе Тульской области.
С. С. Панчев участвовал в Гражданской войне, воевал в 1919 году против белого генерала К. К. Мамонтова в составе Добровольного отряда Красной Армии.
С 1920 года С. С. Панчев работал в Москве чернорабочим, затем электромонтёром и чертёжником на московском заводе «Серп и Молот». В 1921 году поступил в Московскую горную академию, одновременно работал преподавателем в рабочих кружках.
Учебную и дипломную практику С. С. Панчев проходил на шахте в Донбассе и в горном отделе Высшего совета народного хозяйства СССР. В этом же отделе по завершении в 1925 году учёбы работал инженером. Затем с 1926 по 1931 гг. занимал различные должности на шахтах Донбасса и Тульской области.
В 1932 году, когда развернулось строительство Московского метрополитена, С. С. Панчева перевели в столицу. Какое-то время он был главным инженером шахты на станции «Красные ворота», а в 1939 году его назначили заместителем главного инженера Метростроя.
В годы Великой Отечественной войны С. С. Панчев продолжал работать в Метрострое, в 1942-1943 гг. руководил тоннельно-скальными работами на линии Сталинск-Тайшет. Затем до декабря 1946 года возглавлял Управление нового шахтного строительства Метростроя.
В декабре 1946 года С. С. Панчев был переведён в Германию, в советскую оккупационную зону, и назначен главным инженером Саксонского горного управления Первого главного управления при Совете Министров СССР (первоначально войсковая часть № 27304), занимавшегося добычей урана в Рудных горах Саксонии. 4 июня 1947 года Горное управление было преобразовано в Советско-Германского акционерное общество (СГАО) «Висмут» Главного управления советского имущества за границей (ГУСИМЗ) при Совете Министров СССР, а С. С. Панчев был назначен его главным инженером.
Основу общества составляли крупные горнодобывающие объекты, в состав которых входили 4-8 рудников и обогатительные фабрики. Численность работников на рудниках составляла 1000-6000 человек. В районах деятельности предприятий СГАО «Висмут», охранявшихся советскими воинскими подразделениями, действовал порядок особых зон.
В 1945-1947 гг. поисковые и разведочные работы в горах Саксонии велись одновременно с развернутой добычей урановой руды. В 1948 году успешными поисково-ревизионными работами были введены в эксплуатацию месторождения Беренштайн, Мариенберг, Фрайталь, Нидерпебель, Сайфенбах и крупнейшее по запасам урана месторождение Нидершлема-Альберода. В следующем году интенсивные поисковые и разведочные работы привели к открытию новых месторождений Цобес, Шнеккенштайн и Берген. СГАО «Висмут» постепенно превратилось в комплекс горно-химических предприятий.
Кроме советских инженерно-технических работников для ускорения добычи урана в Германию командировались бригады проходчиков из Метростроя, угольных шахт Донбасса и Мосбасса. Вместе с тем, основная масса шахтеров СГАО «Висмут» в первые годы деятельности предприятия не имела горняцких профессий, что зачастую становилось причиной несчастных случаев. Для подготовки немецких кадров рабочих и повышения квалификации работающих специалистов с 1946 года были организованы специальные курсы для ускоренной подготовки горняков основных профессий. В начале 1947 года главный инженер в/ч 27304 С. С. Панчев утверждает документ «Мероприятия по обеспечению техники безопасности на предприятиях». Им предусмотрено организация курсов по технике безопасности на всех объектах.
В 1949 году для облегчения труда горняков при бурении шпуров началось широкое внедрение телескопических буровых поддержек, на проходческих работах стали применять технологические паспорта и унифицированные сечения выработок, что значительно увеличило безопасность труда.
Добыча урана на рудниках СГАО «Висмут» резко росла год от года. Если в 1946 было добыто 15,7 тонн металлического урана, то в 1947 году — 150 тонн, в 1948 году — 321,2 тонны, а в 1950 году — 1224,2 тонны, то есть за пять лет добыча столь нужного СССР урана выросла в 78 раз. Немалый вклад в эту цифру внес и главный инженер С. С. Панчев.
Правительство страны и лично И. В. Сталин держали добычу урана и наращивание запасов под особым контролем. В СГАО «Висмут» приезжали В. М. Молотов, А. И. Микоян. В 1949 году, после успешного испытания первой советской атомной бомбы, многие работники СГАО «Висмут» были отмечены наградами. В частности, Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Социалистического Труда научным, инженерно-техническим и руководящим работникам научно-исследовательских, конструкторских организаций и промышленных предприятий» от 29 октября 1949 года за исключительные заслуги перед государством при выполнении специального задания Панчеву Сергею Сергеевичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Кроме этого, Указом Президиума Верховного Совета СССР «О награждении и премировании за выдающиеся научные открытия и технические достижения по использованию атомной энергии» от 29 октября 1949 года за разработку и осуществление новой системы горного вскрытия месторождений урана и внедрение скоростных методов проходки горно-капитальных выработок, обеспечивающих быстрое освоение рудной базы урана, Панчеву Сергею Сергеевичу была присуждена Сталинская премия 1-й степени.
В его характеристике от 22 марта 1950 года сказано, что «Панчев С.С. обладает хорошими техническими и организаторскими способностями, энергичный и трудолюбивый, требовательный к себе и подчиненным. Имея большой опыт руководящей работы, успешно разрабатывает и проводит в жизнь технические мероприятия, направленные на развитие производства и увеличение добычи продукции. Правильно расставляет инженерно-технические кадры в управлении и войсковой части, передает им свой опыт в работе, повышает их производительность, квалификацию». Однако через полгода, в сентябре 1950 года генеральный директор СГАО «Висмут» М. М. Мальцев отстраняет С. С. Панчева от работы со следующей формулировкой: «В связи с болезнью и возрастом т. Панчев С.С. не может систематически посещать подземные выработки и участки работ и обеспечить возросшее техническое руководство горными работами».
С. С. Панчев оставил пост главного инженера СГАО «Висмут». С 19 октября 1950 года он становится главным инженером и заместителем начальника Восьмого управления Главного управление советским имуществом за рубежом при СМ СССР.
В 1950 году в рамках советского атомного проекта стартовало строительство Комбината № 815 (Горно-химический комбинат, ГХК) в городе (до 1954 года — рабочем посёлке) Красноярск-26 (ныне — Железногорск) Красноярского края. Комбинат № 815 предназначался для наработки плутония для атомной бомбы — в нем в подземных тоннелях в скалистых массивах отрогов Саян должны были работать промышленные уран-графитовые реакторы. В соответствии с постановлением СМ СССР для ГХК планировалось сооружение не менее 3-х входных тоннелей для доставки рабочих на работу и обратно, сооружение массивных заслонов на входных тоннелях для защиты подземных сооружений комбината, разделение подземных объектов комбината на ряд отсеков и пр. Предстояло создать горные выработки, в которых могло поместиться 23-этажное здание на глубине не менее 230 м от поверхности. Их сооружением занималось Управление строительства № 944 (Горное управление, п/я 9).
В 1950 году постановлением Совмина СССР заместителем начальника Управления строительства № 944 по горно-проходческим работам назначают генерал-директора пути и строительства III ранга Н. М. Эсакия, бывшего начальника С. С. Панчева по СГАО «Висмут». Постановлением Совмина СССР от 27 августа 1951 года Горное управление выделялось из состава Управления строительства железных рудников в самостоятельную организацию в составе Главтоннельметростроя Министерства путей сообщения СССР. Его начальником назначают Н. М. Эсакия, который настоял на приезде в Красноярск-26 С. С. Панчева. С. С. Панчев был назначен главным инженером Горного управления и несколько лет руководил строительством предприятия оборонной промышленности и города Красноярск-26. Высокая эрудиция, техническая грамотность, богатый опыт ведения горных работ позволили ему буквально в считанные дни организовать горно-проходческие работы для комбината № 815.
С. С. Панчева вспоминают как удивительно скромного, высокоэрудированного человека, всегда спокойно, без суеты решавшего сложнейшие вопросы проходки горных выработок, необычных по своим размерам. Хорошие деловые отношения с начальником управления Н. М. Эсакия, богатый производственный опыт позволяли ему успешно проводить эффективную техническую политику в горном управлении.
Работы по строительству комбината № 815 и города разворачивались стремительно. Многое в технологии строительства применялось впервые, особенно на горно-проходческих работах. С каждым днем увеличивалось количество рабочих. К концу 1951 года на стройке было занято около 2 тысяч гражданских работников, свыше 20 тысяч военных строителей и порядка 10 тысяч заключенных. На июнь 1954 года здесь уже работали 9425 человек гражданского населения, 35425 военных строителей и 11,5 тысяч заключенных.
С. С. Панчеву приходилось решать сложнейшие технологические вопросы проходки горных выработок необычного объема и высотой до 70 метров, их крепления и множество других. Объемы горных работ были поистине потрясающие. Если сравнивать, например, объем Московского университета на Ленинских горах со всеми учебно-вспомогательными корпусами, равный 2,7 млн. куб. метров, с объемом выработок ГХК, то объект в Красноярске-26 оказывался почти в четыре раза больше.
В 1955 году С. С. Панчев по состоянию здоровья оставляет работу в Красноярске-26 и возвращается в Москву. Здесь он работает заведующим кафедрой буровзрывных работ в Московском горном институте, пишет учебник «Проходчик подготовительных и капитальных выработок металлических рудников», изданный незадолго до его кончины.
Сергей Сергеевич Панчев умер 15 октября 1961 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Помимо званий «Герой Социалистического Труда» и лауреат Сталинской премии 1-й степени С. С. Панчев был награждён орденами Трудового Красного Знамени (02.05.1944), Красной Звезды (29.07.1945), «Знак Почёта» (08.05.1942), медалями, в том числе «За трудовое отличие» (05.02.1939). Ему было присвоено звание генерал-директор пути и строительства 3-го ранга (звание введено указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 сентября 1943 года для высшего начальствующего состава железнодорожного транспорта, морского и речного флотов, ведомства связи.