Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Персоналии /

Панчев Сергей Сергеевич1900–1961

гео­лог, много лет рабо­тавший глав­ным инже­не­ром Сак­сон­ского гор­ного управ­ле­ния Пер­вого глав­ного управ­ле­ния при СМ СССР (в даль­нейшем Совет­ско-Герман­ское акци­о­нер­ное обще­ство (СГАО) «Вис­мут»). Внес большой вклад в рост добычи урана. В 1950-х годах руко­во­дил стро­и­тельством ГХК. Герой Соци­а­ли­сти­че­ского Труда (1949), лау­реат Ста­лин­ской премии (1950).
Панчев Сергей Сергеевич

Биография

Сергей Серге­е­вич Пан­чев родился 24 авгу­ста 1900 года в селе Казаки ныне Дан­ков­ского района Липец­кой обла­сти в много­дет­ной кре­стьян­ской семье.

С 14 лет он начал рабо­тать репе­ти­то­ром, затем чер­но­ра­бо­чим и буро­вым масте­ром в Епи­фан­ском камен­но­уголь­ном районе Тульской обла­сти.

С. С. Пан­чев участ­во­вал в Граж­дан­ской войне, вое­вал в 1919 году про­тив белого гене­рала К. К. Мамон­това в составе Доб­ро­воль­ного отряда Крас­ной Армии.

С 1920 года С. С. Пан­чев рабо­тал в Москве чер­но­ра­бо­чим, затем элек­тро­мон­тё­ром и чер­тёж­ни­ком на мос­ков­ском заводе «Серп и Молот». В 1921 году поступил в Мос­ков­скую гор­ную ака­демию, одно­временно рабо­тал препо­да­ва­те­лем в рабо­чих круж­ках.

Учеб­ную и диплом­ную прак­тику С. С. Пан­чев про­хо­дил на шахте в Дон­бассе и в гор­ном отделе Высшего совета народ­ного хозяйства СССР. В этом же отделе по заверше­нии в 1925 году учёбы рабо­тал инже­не­ром. Затем с 1926 по 1931 гг. занимал раз­лич­ные долж­но­сти на шах­тах Дон­басса и Тульской обла­сти.

В 1932 году, когда раз­вер­ну­лось стро­и­тельство Мос­ков­ского мет­ропо­ли­тена, С. С. Пан­чева пере­вели в сто­лицу. Какое-то время он был глав­ным инже­не­ром шахты на станции «Крас­ные ворота», а в 1939 году его назна­чили заме­сти­те­лем глав­ного инже­нера Мет­ро­строя.

В годы Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны С. С. Пан­чев про­должал рабо­тать в Мет­ро­строе, в 1942-1943 гг. руко­во­дил тон­нельно-скаль­ными рабо­тами на линии Ста­линск-Тайшет. Затем до декабря 1946 года возглав­лял Управ­ле­ние нового шахт­ного стро­и­тельства Мет­ро­строя.

В декабре 1946 года С. С. Пан­чев был пере­ве­дён в Герма­нию, в совет­скую оккупаци­он­ную зону, и назна­чен глав­ным инже­не­ром Сак­сон­ского гор­ного управ­ле­ния Пер­вого глав­ного управ­ле­ния при Совете Мини­стров СССР (пер­во­на­чально войско­вая часть № 27304), занимавшегося добы­чей урана в Руд­ных горах Сак­со­нии. 4 июня 1947 года Гор­ное управ­ле­ние было пре­об­ра­зо­вано в Совет­ско-Герман­ского акци­о­нер­ное обще­ство (СГАО) «Вис­мут» Глав­ного управ­ле­ния совет­ского имуще­ства за гра­ницей (ГУСИМЗ) при Совете Мини­стров СССР, а С. С. Пан­чев был назна­чен его глав­ным инже­не­ром.

Основу обще­ства состав­ляли круп­ные гор­но­до­бы­вающие объекты, в состав кото­рых вхо­дили 4-8 руд­ни­ков и обога­ти­тель­ные фаб­рики. Чис­лен­ность работ­ни­ков на руд­ни­ках состав­ляла 1000-6000 чело­век. В райо­нах дея­тель­но­сти предпри­я­тий СГАО «Вис­мут», охра­нявшихся совет­скими воин­скими под­раз­де­ле­ни­ями, действо­вал поря­док осо­бых зон.

В 1945-1947 гг. поис­ко­вые и раз­ве­доч­ные работы в горах Сак­со­нии велись одно­временно с раз­вер­ну­той добы­чей ура­но­вой руды. В 1948 году успеш­ными поис­ково-реви­зи­он­ными рабо­тами были вве­дены в экс­плу­а­тацию место­рож­де­ния Берен­штайн, Мари­ен­берг, Фрайталь, Нидерпе­бель, Сайфен­бах и круп­нейшее по запа­сам урана место­рож­де­ние Нидершлема-Аль­бе­рода. В сле­дующем году интен­сив­ные поис­ко­вые и раз­ве­доч­ные работы при­вели к открытию новых место­рож­де­ний Цобес, Шнек­кен­штайн и Берген. СГАО «Вис­мут» постепенно пре­вра­ти­лось в комплекс горно-хими­че­ских предпри­я­тий.

Кроме совет­ских инже­нерно-тех­ни­че­ских работ­ни­ков для уско­ре­ния добычи урана в Герма­нию коман­ди­ро­ва­лись бригады про­ход­чи­ков из Мет­ро­строя, уголь­ных шахт Дон­басса и Мос­басса. Вме­сте с тем, основ­ная масса шах­те­ров СГАО «Вис­мут» в пер­вые годы дея­тель­но­сти предпри­я­тия не имела гор­няц­ких про­фес­сий, что зача­стую ста­но­ви­лось при­чи­ной несчаст­ных слу­чаев. Для подго­товки немец­ких кад­ров рабо­чих и повыше­ния ква­лифи­кации рабо­тающих спе­ци­а­ли­стов с 1946 года были орга­ни­зо­ваны спе­ци­аль­ные курсы для уско­рен­ной подго­товки гор­ня­ков основ­ных про­фес­сий. В начале 1947 года глав­ный инже­нер в/ч 27304 С. С. Пан­чев утвер­ждает документ «Меропри­я­тия по обес­пе­че­нию тех­ники без­опас­но­сти на предпри­я­тиях». Им преду­смот­рено орга­ни­за­ция кур­сов по тех­нике без­опас­но­сти на всех объек­тах.

В 1949 году для облег­че­ния труда гор­ня­ков при буре­нии шпу­ров нача­лось широ­кое внед­ре­ние теле­скопи­че­ских буро­вых под­держек, на про­ход­че­ских рабо­тах стали при­ме­нять тех­но­логи­че­ские паспорта и унифици­ро­ван­ные сече­ния выра­бо­ток, что зна­чи­тельно уве­ли­чило без­опас­ность труда.

Добыча урана на руд­ни­ках СГАО «Вис­мут» резко росла год от года. Если в 1946 было добыто 15,7 тонн метал­ли­че­ского урана, то в 1947 году — 150 тонн, в 1948 году — 321,2 тонны, а в 1950 году — 1224,2 тонны, то есть за пять лет добыча столь нуж­ного СССР урана выросла в 78 раз. Нема­лый вклад в эту цифру внес и глав­ный инже­нер С. С. Пан­чев.

Пра­ви­тельство страны и лично И. В. Ста­лин держали добычу урана и наращи­ва­ние запа­сов под осо­бым кон­тро­лем. В СГАО «Вис­мут» при­езжали В. М. Моло­тов, А. И. Микоян. В 1949 году, после успеш­ного испыта­ния пер­вой совет­ской атом­ной бомбы, многие работ­ники СГАО «Вис­мут» были отме­чены награ­дами. В част­но­сти, Ука­зом Пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета СССР «О при­сво­е­нии зва­ния Героя Соци­а­ли­сти­че­ского Труда науч­ным, инже­нерно-тех­ни­че­ским и руко­во­дящим работ­ни­кам научно-иссле­до­ва­тельских, кон­струк­тор­ских орга­ни­за­ций и промыш­лен­ных предпри­я­тий» от 29 октября 1949 года за исклю­чи­тель­ные заслуги перед госу­дар­ством при выпол­не­нии спе­ци­аль­ного зада­ния Пан­чеву Сергею Серге­е­вичу было при­сво­ено зва­ние Героя Соци­а­ли­сти­че­ского Труда с вру­че­нием ордена Ленина и золо­той медали «Серп и Молот».

Кроме этого, Ука­зом Пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета СССР «О награж­де­нии и преми­ро­ва­нии за выдающи­еся науч­ные открытия и тех­ни­че­ские достиже­ния по исполь­зо­ва­нию атом­ной энергии» от 29 октября 1949 года за раз­ра­ботку и осуществ­ле­ние новой системы гор­ного вскрытия место­рож­де­ний урана и внед­ре­ние ско­рост­ных мето­дов про­ходки горно-капи­таль­ных выра­бо­ток, обес­пе­чи­вающих быст­рое осво­е­ние руд­ной базы урана, Пан­чеву Сергею Серге­е­вичу была при­суж­дена Ста­лин­ская премия 1-й степени.

В его харак­те­ри­стике от 22 марта 1950 года ска­зано, что «Пан­чев С.С. обла­дает хорошими тех­ни­че­скими и орга­ни­за­тор­скими спо­соб­но­стями, энергич­ный и тру­до­лю­би­вый, тре­бо­ва­тель­ный к себе и под­чи­нен­ным. Имея большой опыт руко­во­дящей работы, успешно раз­ра­ба­ты­вает и про­во­дит в жизнь тех­ни­че­ские меропри­я­тия, направ­лен­ные на раз­ви­тие про­из­вод­ства и уве­ли­че­ние добычи про­дукции. Пра­вильно рас­став­ляет инже­нерно-тех­ни­че­ские кадры в управ­ле­нии и войско­вой части, пере­дает им свой опыт в работе, повышает их про­из­во­ди­тель­ность, ква­лифи­кацию». Однако через полгода, в сен­тябре 1950 года гене­раль­ный дирек­тор СГАО «Вис­мут» М. М. Мальцев отстра­няет С. С. Пан­чева от работы со сле­дующей форму­ли­ров­кой: «В связи с болез­нью и воз­рас­том т. Пан­чев С.С. не может система­ти­че­ски посещать под­зем­ные выра­ботки и участки работ и обес­пе­чить воз­рос­шее тех­ни­че­ское руко­вод­ство гор­ными рабо­тами».

С. С. Пан­чев оста­вил пост глав­ного инже­нера СГАО «Вис­мут». С 19 октября 1950 года он ста­но­вится глав­ным инже­не­ром и заме­сти­те­лем началь­ника Восьмого управ­ле­ния Глав­ного управ­ле­ние совет­ским имуще­ством за рубежом при СМ СССР.

В 1950 году в рам­ках совет­ского атом­ного про­екта стар­то­вало стро­и­тельство Ком­би­ната № 815 (Горно-хими­че­ский ком­би­нат, ГХК) в городе (до 1954 года — рабо­чем посёлке) Крас­но­ярск-26 (ныне — Желез­ногорск) Крас­но­яр­ского края. Ком­би­нат № 815 пред­на­зна­чался для нара­ботки плу­то­ния для атом­ной бомбы — в нем в под­зем­ных тон­не­лях в ска­ли­стых мас­си­вах отрогов Саян должны были рабо­тать промыш­лен­ные уран-гра­фи­то­вые реак­торы. В соот­вет­ствии с поста­нов­ле­нием СМ СССР для ГХК пла­ни­ро­ва­лось сооруже­ние не менее 3-х вход­ных тон­не­лей для доставки рабо­чих на работу и обратно, сооруже­ние мас­сив­ных засло­нов на вход­ных тон­не­лях для защиты под­зем­ных сооруже­ний ком­би­ната, раз­де­ле­ние под­зем­ных объек­тов ком­би­ната на ряд отсе­ков и пр. Пред­сто­яло создать гор­ные выра­ботки, в кото­рых могло поме­ститься 23-этаж­ное зда­ние на глу­бине не менее 230 м от поверх­но­сти. Их сооруже­нием занима­лось Управ­ле­ние стро­и­тельства № 944 (Гор­ное управ­ле­ние, п/я 9).

В 1950 году поста­нов­ле­нием Совмина СССР заме­сти­те­лем началь­ника Управ­ле­ния стро­и­тельства № 944 по горно-про­ход­че­ским рабо­там назна­чают гене­рал-дирек­тора пути и стро­и­тельства III ранга Н. М. Эса­кия, бывшего началь­ника С. С. Пан­чева по СГАО «Вис­мут». Поста­нов­ле­нием Совмина СССР от 27 авгу­ста 1951 года Гор­ное управ­ле­ние выде­ля­лось из состава Управ­ле­ния стро­и­тельства желез­ных руд­ни­ков в само­сто­я­тель­ную орга­ни­за­цию в составе Глав­тон­нельмет­ро­строя Мини­стер­ства путей сообще­ния СССР. Его началь­ни­ком назна­чают Н. М. Эса­кия, кото­рый настоял на при­езде в Крас­но­ярск-26 С. С. Пан­чева. С. С. Пан­чев был назна­чен глав­ным инже­не­ром Гор­ного управ­ле­ния и несколько лет руко­во­дил стро­и­тельством предпри­я­тия обо­рон­ной промыш­лен­но­сти и города Крас­но­ярск-26. Высо­кая эру­диция, тех­ни­че­ская грамот­ность, бога­тый опыт веде­ния гор­ных работ поз­во­лили ему бук­вально в счи­тан­ные дни орга­ни­зо­вать горно-про­ход­че­ские работы для ком­би­ната № 815.

С. С. Пан­чева вспоми­нают как уди­ви­тельно скром­ного, высо­коэ­ру­ди­ро­ван­ного чело­века, все­гда спо­койно, без суеты решавшего слож­нейшие вопросы про­ходки гор­ных выра­бо­ток, необыч­ных по своим разме­рам. Хорошие дело­вые отноше­ния с началь­ни­ком управ­ле­ния Н. М. Эса­кия, бога­тый про­из­вод­ствен­ный опыт поз­во­ляли ему успешно про­во­дить эффек­тив­ную тех­ни­че­скую поли­тику в гор­ном управ­ле­нии.

Работы по стро­и­тельству ком­би­ната № 815 и города раз­во­ра­чи­ва­лись стреми­тельно. Многое в тех­но­логии стро­и­тельства при­ме­ня­лось впер­вые, осо­бенно на горно-про­ход­че­ских рабо­тах. С каж­дым днем уве­ли­чи­ва­лось коли­че­ство рабо­чих. К концу 1951 года на стройке было занято около 2 тысяч граж­дан­ских работ­ни­ков, свыше 20 тысяч воен­ных стро­и­те­лей и порядка 10 тысяч заклю­чен­ных. На июнь 1954 года здесь уже рабо­тали 9425 чело­век граж­дан­ского насе­ле­ния, 35425 воен­ных стро­и­те­лей и 11,5 тысяч заклю­чен­ных.

С. С. Пан­чеву при­хо­ди­лось решать слож­нейшие тех­но­логи­че­ские вопросы про­ходки гор­ных выра­бо­ток необыч­ного объема и высо­той до 70 мет­ров, их креп­ле­ния и множе­ство других. Объемы гор­ных работ были пои­стине потря­сающие. Если срав­ни­вать, напри­мер, объем Мос­ков­ского уни­вер­си­тета на Ленин­ских горах со всеми учебно-вспомога­тель­ными корпу­сами, рав­ный 2,7 млн. куб. мет­ров, с объемом выра­бо­ток ГХК, то объект в Крас­но­яр­ске-26 ока­зы­вался почти в четыре раза больше.

В 1955 году С. С. Пан­чев по состо­я­нию здо­ро­вья остав­ляет работу в Крас­но­яр­ске-26 и воз­враща­ется в Москву. Здесь он рабо­тает заве­дующим кафед­рой буро­взрыв­ных работ в Мос­ков­ском гор­ном инсти­туте, пишет учеб­ник «Про­ход­чик подго­то­ви­тель­ных и капи­таль­ных выра­бо­ток метал­ли­че­ских руд­ни­ков», издан­ный неза­долго до его кон­чины.

Сергей Серге­е­вич Пан­чев умер 15 октября 1961 года. Похо­ро­нен в Москве на Ново­де­ви­чьем клад­бище.

Помимо зва­ний «Герой Соци­а­ли­сти­че­ского Труда» и лау­реат Ста­лин­ской премии 1-й степени С. С. Пан­чев был награж­дён орде­нами Тру­до­вого Крас­ного Знамени (02.05.1944), Крас­ной Звезды (29.07.1945), «Знак Почёта» (08.05.1942), меда­лями, в том числе «За тру­до­вое отли­чие» (05.02.1939). Ему было при­сво­ено зва­ние гене­рал-дирек­тор пути и стро­и­тельства 3-го ранга (зва­ние вве­дено ука­зом Пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета СССР от 4 сен­тября 1943 года для высшего начальствующего состава желез­но­до­рож­ного транспорта, мор­ского и реч­ного фло­тов, ведом­ства связи.


Библиография‍2