Биография
Василий Петрович Николаев родился 10(23) апреля 1913 года в деревне Шеломово Вологодского района Вологодской области в семье крестьянина-бедняка. В семье было девять человек, земли три десятины, лошади не было. Материальные трудности семьи вынудили Василия c малолетства идти на поденщину. Только в 1923 году приступил Василий Николаев к учебе. За три года сдал полный курс начальной 4-летней школы и в 1926-м был принят в школу-семилетку № 3 в Вологде.
После окончания семилетки он поступил в школу № 1 II ступени, где учебу в 8-м и 9-м классах пришлось совмещать с работой в школьных мастерских. По окончании школы Василий Николаев работал на Вологодском паровозовагоноремонтном заводе сначала чернорабочим, затем слесарем, одновременно учась на 4-м курсе вечернего рабфака.
Осенью 1932 года В. П. Николаев стал студентом Московского авиационного института, но в январе 1933 года учебу пришлось приостановить: приказом по институту он был «уволен в отпуск до 01.09.1933 в связи с сокращением контингента учащихся». Во время вынужденного отпуска он работал ответственным секретарем редакции газеты «Ударная бригада» в поселке Чебсара Вологодской области. С 1 сентября 1933 года его учеба в МАИ возобновилась, и в 1939 году молодой специалист В. П. Николаев получил диплом с отличием с квалификацией «инженер-механик по самолетостроению». Еще учась в институте, он в 1938 году начал работать в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), туда же был направлен по распределению в качестве инженера-аэродинамика.
Во время Великой Отечественной войны В. П. Николаев состоял в истребительном батальоне при ЦАГИ.
В ЦАГИ В. П. Николаев проработал в должностях старшего инженера, начальника отдела, начальника аэродинамической лаборатории до августа 1949 года. Постановлением Совета Министров СССР он был переведен на работу в КБ-11 руководителем исследовательской группы. Начав свой трудовой путь в системе Первого Главного управления В. П. Николаев стал участником создания первой советской атомной бомбы РДС-1.
В. П. Николаев принимал непосредственное участие в разработках опытных изделий на всех этапах исследований: от лабораторных до натурных. Под его руководством был исследован ряд вопросов компоновки изделий, найдены решения по обеспечению необходимых характеристик конструкций.
Атомная авиабомба — это баллистический объект, который должен правильно лететь в цель и взорваться на заданной высоте (около 600 м) над целью. Для этого система автоматики (СА) авиабомбы должна на заданной высоте выдать исполнительную, «критическую» команду, а за некоторое время до этого — предварительную, пусковую, для взведения соответствующих устройств. Кроме того, СА должна была иметь в своем составе предохранительное устройство (ступень предохранения), исключающее преждевременное, несанкционированное взведение СА при наземной подготовке авиабомбы и ее транспортировке к точке сброса самолетом-носителем.
Специалистами-аэродинамиками КБ-11, в их числе и В. П. Николаевым, было предложено для снятия ступени предохранения применить манометрический прибор — датчик скоростного напора, действующего на авиабомбу только на траектории падения после ее отрыва от самолета-носителя (в иных условиях скоростного напора просто физически нет), а для формирования пусковой и критической команд — барометрические датчики высоты.
Для того, чтобы эти датчики работали правильно, требовалось изобрести и разработать соответствующие конструктивные устройства — системы приема скоростного напора и атмосферного давления. Изобрести, потому что прототипов подобных систем не существовало. Правильные конструктивные решения были найдены, аэродинамическая компоновка корпуса авиабомбы, обеспечивающая правильный полет ее и прием скоростного напора и статического давления, была разработана.
Для определения аэродинамических параметров, необходимых в баллистических расчетах, и характеристик систем приема давления требовалось проведение аэродинамических испытаний авиабомбы в аэродинамической трубе ЦАГИ. В. П. Николаев, как выходец из ЦАГИ, имевший там и авторитет, и важные связи, сыграл существенную роль в организации и проведении этих испытаний, причем в крайне сжатые сроки.
Проектно-конструкторские работы по созданию РДС-1 были успешно завершены, авиабомба была изготовлена и успешно испытана. Следом за РДС-1 были разработаны и испытаны еще несколько атомных авиабомб. Их активные разработчики и испытатели получили заслуженные правительственные награды. В. П. Николаев был дважды удостоен звания лауреата Сталинской премии (1951 г. и 1953 г.), а также награжден орденом Трудового Красного Знамени (1951 г.).
В 1955 году В. П. Николаева переводят в НИИ-1011 (РФЯЦ-ВНИИТФ им. акад. Е. И. Забабахина) заместителем начальника конструкторского отделения по науке. В момент образования НИИ-1011 в штате отдела аэродинамики было четыре человека: два инженера и два лаборанта. Этот штат сразу же стал пополняться специалистами, переводившимися из других организаций и вузов страны. Отделом под его руководством были разработаны аэродинамические компоновки неуправляемых летательных аппаратов (бомб), обеспечивающие наименьшее аэродинамическое сопротивление и устойчивость движения в полете. Его идеи использования аэромеханических измерительных систем и датчиков были положены в основу построения системы автоматики для обеспечения безопасности изделий.
В 1958 году В. П. Николаеву без защиты диссертации была присвоена ученая степень кандидата технических наук, а в 1960 году Высшая аттестационная комиссия утвердила его в ученом звании старшего научного сотрудника по специальности «аэродинамика».
Мнение В. П. Николаева было решающим при выборе аэродинамических форм авиабомб, соответствующих их конкретному предназначению, разработке систем приема давления, совершенствовании методов баллистических расчетов. Так, для сверхзвуковой тактической авиабомбы под его руководством была разработана удлиненная, обтекаемая форма, благодаря которой подвешенная под самолет авиабомба не ухудшала его летных характеристик, а для морской авиабомбы был изобретен кавитирующий насадок, обеспечивающий устойчивость движения в воде и т. д.
Огромный объем аэродинамических исследований был проведен в НИИ-1011 при отработке аэродинамической компоновки изделия 202 — самой большой в мире авиабомбы. В процессе разработки изделия 202 остро встал вопрос об оценке воздействия поражающих факторов ядерного взрыва (ПФЯВ) на самолет-носитель и об обеспечении его безопасности. Методика расчета воздействия ПФЯВ на самолет создавалась совместно специалистами ЦАГИ и НИИ-1011. В качестве ответственных исполнителей методику утвердили академик А. А. Дородницын, член-корреспондент АН СССР Л. А. Галин и В. П. Николаев. По этой методике и были проведены необходимые расчеты безопасной дистанции между самолетом и точкой взрыва и необходимых для ее обеспечения параметров парашютной системы.
Особо тщательно отрабатывалась система задержки взрыва бомбы, исключающая его возможность ранее достижения заданной высоты (около 4000 м). До этой высоты бомба должна была опускаться на парашюте, который разрабатывали в НИЭИ парашютно-десантных систем. Парашют представлял собою систему, состоящую из последовательно раскрывающихся парашютов: первого — площадью 0,5 кв. м, второго — площадью 5,5 кв. м, затем одновременно трёх — по 42 кв. м и, наконец, главного — площадью 1600 кв. м.
Опять же, важную роль в работе играли его налаженные отношения со специалистами ЦАГИ. Благодаря этому все работы для НИИ-1011 выполнялись очень оперативно, если в конструкцию модели или в программу испытаний требовалось внести изменения или доработки, то это делалось буквально «с ходу».
За цикл работ по созданию спецбоеприпасов в НИИ-1011 В. П. Николаев был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР (1967 г.), награжден орденом «Знак Почета» (1966 г.).
Василий Петрович был не только руководителем, но и добрым товарищем, старшим и более опытным, с которым можно было и посоветоваться, и просто поговорить «за жизнь». И радостей земных Василий Петрович не чуждался: любил музыку, сам играл на многих музыкальных инструментах, под гармошку пел частушки собственного сочинения, любил поэзию, выразительно декламировал, писал стихи. Будучи в делах сугубым прагматиком, на досуге он любил и на отвлеченные темы пофилософствовать. Он был общителен, приветлив, и квартира его всегда была открыта для друзей.
В 1968 году, став персональным пенсионером, В. П. Николаев вернулся в г. Жуковский Московской обл., где за Василием Петровичем была сохранена квартира, в которой он жил, когда работал в ЦАГИ.
Василий Петрович Николаев скончался в марте 1970 года.