Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Персоналии /

Николаев Василий Петрович1913—1970

спе­ци­а­лист в обла­сти аэро­ди­намики и динамики полета атом­ных бомб. В атом­ном про­екте с 1945. Лау­реат Ста­лин­ской (1951, 1953), и Госу­дар­ствен­ной премий СССР (1967).
Николаев Василий Петрович

Биография

Васи­лий Пет­ро­вич Нико­лаев родился 10(23) апреля 1913 года в деревне Шеломово Вологод­ского района Вологод­ской обла­сти в семье кре­стья­нина-бед­няка. В семье было девять чело­век, земли три деся­тины, лошади не было. Мате­ри­аль­ные труд­но­сти семьи выну­дили Васи­лия c мало­лет­ства идти на поденщину. Только в 1923 году при­ступил Васи­лий Нико­лаев к учебе. За три года сдал пол­ный курс началь­ной 4-лет­ней школы и в 1926-м был при­нят в школу-семи­летку № 3 в Вологде.

После окон­ча­ния семи­летки он поступил в школу № 1 II ступени, где учебу в 8-м и 9-м клас­сах при­ш­лось совмещать с рабо­той в школь­ных мастер­ских. По окон­ча­нии школы Васи­лий Нико­лаев рабо­тал на Вологод­ском паро­во­зо­ваго­но­ре­монт­ном заводе сна­чала чер­но­ра­бо­чим, затем сле­са­рем, одно­временно учась на 4-м курсе вечер­него рабфака.

Осе­нью 1932 года В. П. Нико­лаев стал сту­ден­том Мос­ков­ского авиаци­он­ного инсти­тута, но в январе 1933 года учебу при­ш­лось при­оста­но­вить: при­ка­зом по инсти­туту он был «уво­лен в отпуск до 01.09.1933 в связи с сокраще­нием кон­тингента учащихся». Во время вынуж­ден­ного отпуска он рабо­тал ответ­ствен­ным сек­ре­та­рем редакции газеты «Удар­ная бригада» в поселке Чеб­сара Вологод­ской обла­сти. С 1 сен­тября 1933 года его учеба в МАИ воз­об­но­ви­лась, и в 1939 году моло­дой спе­ци­а­лист В. П. Нико­лаев полу­чил диплом с отли­чием с ква­лифи­кацией «инже­нер-меха­ник по само­ле­то­стро­е­нию». Еще учась в инсти­туте, он в 1938 году начал рабо­тать в Цен­траль­ном аэрогид­ро­ди­нами­че­ском инсти­туте (ЦАГИ), туда же был направ­лен по рас­пре­де­ле­нию в каче­стве инже­нера-аэро­ди­намика.

Во время Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны В. П. Нико­лаев состоял в истре­би­тель­ном бата­льоне при ЦАГИ.

В ЦАГИ В. П. Нико­лаев про­ра­бо­тал в долж­но­стях старшего инже­нера, началь­ника отдела, началь­ника аэро­ди­нами­че­ской лабо­ра­то­рии до авгу­ста 1949 года. Поста­нов­ле­нием Совета Мини­стров СССР он был пере­ве­ден на работу в КБ-11 руко­во­ди­те­лем иссле­до­ва­тельской группы. Начав свой тру­до­вой путь в системе Пер­вого Глав­ного управ­ле­ния В. П. Нико­лаев стал участ­ни­ком созда­ния пер­вой совет­ской атом­ной бомбы РДС-1.

В. П. Нико­лаев при­нимал непо­сред­ствен­ное уча­стие в раз­ра­бот­ках опыт­ных изде­лий на всех этапах иссле­до­ва­ний: от лабо­ра­тор­ных до натур­ных. Под его руко­вод­ством был иссле­до­ван ряд вопро­сов компо­новки изде­лий, най­дены реше­ния по обес­пе­че­нию необ­хо­димых харак­те­ри­стик кон­струкций.

Атом­ная авиа­бомба — это бал­ли­сти­че­ский объект, кото­рый должен пра­вильно лететь в цель и взо­рваться на задан­ной высоте (около 600 м) над целью. Для этого система авто­ма­тики (СА) авиа­бомбы должна на задан­ной высоте выдать испол­ни­тель­ную, «кри­ти­че­скую» команду, а за неко­то­рое время до этого — пред­ва­ри­тель­ную, пус­ко­вую, для взве­де­ния соот­вет­ствующих устройств. Кроме того, СА должна была иметь в своем составе предо­хра­ни­тель­ное устройство (ступень предо­хра­не­ния), исклю­чающее преж­де­времен­ное, несанкци­о­ни­ро­ван­ное взве­де­ние СА при назем­ной подго­товке авиа­бомбы и ее транспор­ти­ровке к точке сброса само­ле­том-носи­те­лем.

Спе­ци­а­ли­стами-аэро­ди­нами­ками КБ-11, в их числе и В. П. Нико­ла­е­вым, было пред­ложено для сня­тия ступени предо­хра­не­ния при­ме­нить маномет­ри­че­ский при­бор — дат­чик ско­рост­ного напора, действующего на авиа­бомбу только на тра­ек­то­рии паде­ния после ее отрыва от само­лета-носи­теля (в иных усло­виях ско­рост­ного напора про­сто физи­че­ски нет), а для форми­ро­ва­ния пус­ко­вой и кри­ти­че­ской команд — баромет­ри­че­ские дат­чики высоты.

Для того, чтобы эти дат­чики рабо­тали пра­вильно, тре­бо­ва­лось изоб­ре­сти и раз­ра­бо­тать соот­вет­ствующие кон­струк­тив­ные устройства — системы при­ема ско­рост­ного напора и атмо­сфер­ного дав­ле­ния. Изоб­ре­сти, потому что про­то­типов подоб­ных систем не суще­ство­вало. Пра­виль­ные кон­струк­тив­ные реше­ния были най­дены, аэро­ди­нами­че­ская компо­новка корпуса авиа­бомбы, обес­пе­чи­вающая пра­виль­ный полет ее и прием ско­рост­ного напора и ста­ти­че­ского дав­ле­ния, была раз­ра­бо­тана.

Для опре­де­ле­ния аэро­ди­нами­че­ских парамет­ров, необ­хо­димых в бал­ли­сти­че­ских рас­че­тах, и харак­те­ри­стик систем при­ема дав­ле­ния тре­бо­ва­лось про­ве­де­ние аэро­ди­нами­че­ских испыта­ний авиа­бомбы в аэро­ди­нами­че­ской трубе ЦАГИ. В. П. Нико­лаев, как выхо­дец из ЦАГИ, имевший там и авто­ри­тет, и важ­ные связи, сыг­рал суще­ствен­ную роль в орга­ни­за­ции и про­ве­де­нии этих испыта­ний, при­чем в крайне сжа­тые сроки.

Про­ектно-кон­струк­тор­ские работы по созда­нию РДС-1 были успешно завершены, авиа­бомба была изго­тов­лена и успешно испытана. Сле­дом за РДС-1 были раз­ра­бо­таны и испытаны еще несколько атом­ных авиа­бомб. Их актив­ные раз­ра­бот­чики и испыта­тели полу­чили заслужен­ные пра­ви­тельствен­ные награды. В. П. Нико­лаев был два­жды удо­стоен зва­ния лау­ре­ата Ста­лин­ской премии (1951 г. и 1953 г.), а также награж­ден орде­ном Тру­до­вого Крас­ного Знамени (1951 г.).

В 1955 году В. П. Нико­ла­ева пере­во­дят в НИИ-1011 (РФЯЦ-ВНИ­ИТФ им. акад. Е. И. Заба­ба­хина) заме­сти­те­лем началь­ника кон­струк­тор­ского отде­ле­ния по науке. В момент обра­зо­ва­ния НИИ-1011 в штате отдела аэро­ди­намики было четыре чело­века: два инже­нера и два лабо­ранта. Этот штат сразу же стал попол­няться спе­ци­а­ли­стами, пере­во­дивши­мися из других орга­ни­за­ций и вузов страны. Отде­лом под его руко­вод­ством были раз­ра­бо­таны аэро­ди­нами­че­ские компо­новки неуправ­ля­емых лета­тель­ных аппа­ра­тов (бомб), обес­пе­чи­вающие наименьшее аэро­ди­нами­че­ское сопро­тив­ле­ние и устой­чи­вость движе­ния в полете. Его идеи исполь­зо­ва­ния аэроме­ха­ни­че­ских изме­ри­тель­ных систем и дат­чи­ков были положены в основу постро­е­ния системы авто­ма­тики для обес­пе­че­ния без­опас­но­сти изде­лий.

В 1958 году В. П. Нико­ла­еву без защиты дис­сер­тации была при­сво­ена уче­ная степень кан­ди­дата тех­ни­че­ских наук, а в 1960 году Высшая атте­стаци­он­ная комис­сия утвер­дила его в уче­ном зва­нии старшего науч­ного сотруд­ника по спе­ци­аль­но­сти «аэро­ди­намика».

Мне­ние В. П. Нико­ла­ева было решающим при выборе аэро­ди­нами­че­ских форм авиа­бомб, соот­вет­ствующих их кон­крет­ному пред­на­зна­че­нию, раз­ра­ботке систем при­ема дав­ле­ния, совершен­ство­ва­нии мето­дов бал­ли­сти­че­ских рас­че­тов. Так, для сверх­зву­ко­вой так­ти­че­ской авиа­бомбы под его руко­вод­ством была раз­ра­бо­тана удли­нен­ная, обте­ка­емая форма, благо­даря кото­рой под­вешен­ная под само­лет авиа­бомба не ухуд­шала его лет­ных харак­те­ри­стик, а для мор­ской авиа­бомбы был изоб­ре­тен кави­ти­рующий наса­док, обес­пе­чи­вающий устой­чи­вость движе­ния в воде и т. д.

Огром­ный объем аэро­ди­нами­че­ских иссле­до­ва­ний был про­ве­ден в НИИ-1011 при отра­ботке аэро­ди­нами­че­ской компо­новки изде­лия 202 — самой большой в мире авиа­бомбы. В процессе раз­ра­ботки изде­лия 202 остро встал вопрос об оценке воз­действия поражающих фак­то­ров ядер­ного взрыва (ПФЯВ) на само­лет-носи­тель и об обес­пе­че­нии его без­опас­но­сти. Мето­дика рас­чета воз­действия ПФЯВ на само­лет созда­ва­лась совместно спе­ци­а­ли­стами ЦАГИ и НИИ-1011. В каче­стве ответ­ствен­ных испол­ни­те­лей мето­дику утвер­дили ака­демик А. А. Дород­ни­цын, член-кор­ре­спон­дент АН СССР Л. А. Галин и В. П. Нико­лаев. По этой мето­дике и были про­ве­дены необ­хо­димые рас­четы без­опас­ной дистанции между само­ле­том и точ­кой взрыва и необ­хо­димых для ее обес­пе­че­ния парамет­ров парашют­ной системы.

Особо тща­тельно отра­ба­ты­ва­лась система задержки взрыва бомбы, исклю­чающая его возмож­ность ранее достиже­ния задан­ной высоты (около 4000 м). До этой высоты бомба должна была опус­каться на парашюте, кото­рый раз­ра­ба­ты­вали в НИЭИ парашютно-десант­ных систем. Парашют пред­став­лял собою систему, состо­ящую из после­до­ва­тельно рас­кры­вающихся парашю­тов: пер­вого — площа­дью 0,5 кв. м, вто­рого — площа­дью 5,5 кв. м, затем одно­временно трёх — по 42 кв. м и, нако­нец, глав­ного — площа­дью 1600 кв. м.

Опять же, важ­ную роль в работе играли его налажен­ные отноше­ния со спе­ци­а­ли­стами ЦАГИ. Благо­даря этому все работы для НИИ-1011 выпол­ня­лись очень опе­ра­тивно, если в кон­струкцию модели или в программу испыта­ний тре­бо­ва­лось вне­сти изме­не­ния или дора­ботки, то это дела­лось бук­вально «с ходу».

За цикл работ по созда­нию спец­бо­епри­па­сов в НИИ-1011 В. П. Нико­лаев был удо­стоен зва­ния лау­ре­ата Госу­дар­ствен­ной премии СССР (1967 г.), награж­ден орде­ном «Знак Почета» (1966 г.).

Васи­лий Пет­ро­вич был не только руко­во­ди­те­лем, но и доб­рым това­рищем, старшим и более опыт­ным, с кото­рым можно было и посо­ве­то­ваться, и про­сто пого­во­рить «за жизнь». И радо­стей зем­ных Васи­лий Пет­ро­вич не чуж­дался: любил музыку, сам играл на многих музыкаль­ных инструмен­тах, под гармошку пел частушки соб­ствен­ного сочи­не­ния, любил поэ­зию, выра­зи­тельно деклами­ро­вал, писал стихи. Будучи в делах сугу­бым праг­ма­ти­ком, на досуге он любил и на отвле­чен­ные темы пофи­ло­соф­ство­вать. Он был общи­те­лен, при­вет­лив, и квар­тира его все­гда была открыта для дру­зей.

В 1968 году, став пер­со­наль­ным пен­си­о­не­ром, В. П. Нико­лаев вер­нулся в г. Жуков­ский Мос­ков­ской обл., где за Васи­лием Пет­ро­ви­чем была сохра­нена квар­тира, в кото­рой он жил, когда рабо­тал в ЦАГИ.

Васи­лий Пет­ро­вич Нико­лаев скон­чался в марте 1970 года.


Библиография‍2