Биография
Василий Иванович Неганов родился 17 (29 декабря) 1899 года в селе Рожки (ныне Малмыжский район, Кировская область) в крестьянской семье. В 1911 году, после окончания сельской школы поступил в Малмыжскую прогимназию, в которой учился до 1919 года, но окончить не успел в связи с началом Гражданской войны.
В 1919 году В. И. Неганов записался добровольцем в ряды Красной Армии, служил рядовым батальона связи 21-й стрелковой дивизии. Участвовал в боях на Восточном фронте, затем на Юго-Восточном. Здесь В. И. Неганов заболел тифом, три месяца находился в госпитале. После выздоровления был направлен в учебную команду специалистов связи. Служил телеграфистом, затем линейным надсмотрщиком, был назначен начальником телеграфной связи штаба 9-й Кубанской армии. Позже он стал преподавателем при штабе Северо-Кавказского военного округа, до 1923 года готовил связистов для РККА.
По окончании Гражданской войны В. И. Неганов поступил в Казанский политехнический институт, но в 1924 году институт был реформирован в техникум. Трудился рабочим, зарабатывал на жизнь в артели зимогоров, разгружая баржи. В 1925 году уехал из Казани в Мурманск, работал учителем физики и математики в Мурманской объединенной школе 1-й и 2-й ступени.
В 1926 году по путевке Мурманского губкома ВЛКСМ В. И. Неганов поступил в Ленинградский политехнический институт на кораблестроительный факультет. С 1928 года, параллельно с учёбой в институте, работал в конструкторском бюро Балтийского завода, принимал участие в проектировании первых океанских кораблей-лесовозов. По разработанному с его участием проекту в Ленинграде в 1930-1935 гг. было построено более 20 таких лесовозов.
В 1931 году В. И. Неганов оканчивает уже Кораблестроительный институт с дипломом инженера-кораблестроителя и получает назначение в центральное конструкторское бюро по проектированию транспортных судов «Судопроект» старшим инженером-конструктором. В июле 1934 года он вернулся на Балтийский завод начальником секции, затем стал заместителем начальника отдела (1936 г.), главным конструктором ЦКБ № 4 завода (1940 г.). Здесь он участвовал в проектировании корпусов новых тяжелых ледоколов и линейных кораблей типа «Советский Союз». В 1940 году за создание первого советского арктического линейного ледокола «И. Сталин» (в 1961 году переименован в «Сибирь») ему было присвоена Сталинская премия первой степен.
В 1942 году В. И. Неганов был направлен в США в составе закупочной комиссии по поставке в Россию военной техники по ленд-лизу, занимался вопросами приемки приобретённых судов. После возвращения в 1946 году из Америки В. И. Неганов направлен на работу в ЦКБ-17 на должность начальника проектного отдела, где включается в работу по созданию мощного ледокола для Северного морского пути (проект 90).
Приказом Минсудпрома № 161 от 28.05.47 для исполнения Постановления Правительства от 22.05.47 предлагалось для разработки эскизного, технического проектов и рабочих чертежей ледокола, а также ледокольно-транспортного судна организовать Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) «Л», сосредоточив в нем специалистов МСП и Главсевморпути. Первым начальником ЦКБ «Л» был назначен Б. Я. Гнесин, главным инженером и главным конструктором ледокола проекта 90 — В. И. Неганов. Кроме разработки проектов ледокола и ледокольно-транспортного судна на ЦКБ было возложено составление ТТЗ и разработка технического проекта на достройку пограничного ледокольного сторожевого корабля проекта 52, главным конструктором которого также стал В. И. Неганов.
В 1948 году он также руководил испытаниями портового ледокола «Илья Муромец» (проект 97К), и впоследствии уделял развитию портовых ледоколов немало времени.
В декабре 1949 года в МСП происходит реорганизация ряда ЦКБ, и приказом Минсудпрома от 12.12.49 предписывалось организовать на заводе 194 (ныне Адмиралтейские верфи) специальное конструкторское бюро, и ЦКБ «Л» становится СКБ-194 в составе завода. В. И. Неганов назначается начальником СКБ-194 и главным конструктором проекта сторожевого корабля (проект 50) типа «Горностай», а также продолжает работу над ледокольным вариантом пограничного сторожевого корабля «Пурга» (проект 52).
В 1953 году конструкторская документация по этим кораблям была полностью передана в конструкторское бюро завода «Янтарь» (Калининград). По документации проекта 50 на судостроительных заводах было построено 68 кораблей, обеспечивших защиту водных рубежей страны.
В 1952 году в СКБ-194 под руководством В. И. Неганова на базе ледокола проекта 90 выполнили проработку ледокола (проект 91) с установкой 12 дизелей суммарной мощностью 21,6 тыс. л. с. и электрической 3-вальной гребной установкой. Проект был рассмотрен Минсудпромом, ГУ Севморпути, ВМФ и в конце 1952 года совместным решением представлен на утверждение Совету Министров. В дальнейшем этот вариант ледокола мощностью около 22 тыс. л. с. стал основой заказанной в Финляндии серии дизельных ледоколов типа «Москва».
1953-й год стал важной вехой в истории отечественного ледоколостроения. По предложению академиков А. П. Александрова и И. В. Курчатова, а также заместителя председателя Совета Министров СССР В. А. Малышева Совет Министров СССР решением № 28401203 от 20 ноября 1953 года постановил приступить к проектированию и строительству атомного ледокола для Арктики. Научным руководителем проекта стал академик А. П. Александров, главным конструктором атомной паропроизводительной установки — начальник и главный конструктор ОКБ завода № 92 И. И. Африкантов.
Этим же решением было определено создание Центрального конструкторского бюро для проектирования атомных ледоколов и ледокольно-транспортных судов. Приказом Минтранстяжмаша № 0901 от 03.12.53 главным конструктором атомного ледокола проекта 92 назначили В. И. Неганова, а на базе СКБ-194 организовали самостоятельное ЦКБ-15 (впоследствии — ЦКБ «Айсберг»). Этим же приказом В. И. Неганов освобождался от обязанностей главного конструктора проектов 50 и 52 и назначался начальником ЦКБ-15. Основной работой коллектива ЦКБ-15 стала разработка эскизного, а затем технического проекта атомного ледокола, которому было присвоено наименование «Ленин».
Проектировался и строился атомный ледокол в чрезвычайно сжатые сроки. Предэскизный проект был разработан в январе-июле 1954 года, эскизный проект — в августе 1954-апреле 1955 гг., технический проект в марте-декабре 1955 года и параллельно, с сентября 1955 года, началась разработка рабочих чертежей для завода-строителя. 17 июля 1956 года на Адмиралтейском заводе (ОАО «Адмиралтейские верфи») была произведена закладка первого в мире атомного ледокола, а 5 декабря 1957 года ледокол спустили на воду.
За успешное выполнение заданий правительства по созданию атомного ледокола «Ленин» Указом Президиума Верховного Совета от 14 мая 1960 года ЦКБ-15 наградили орденом Ленина. Этим же указом Неганову Василию Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В мае 1962 года приказом МСП В. И. Неганов освобождается от должности начальника ЦКБ-15 и на него возлагают обязанности главного конструктора проекта 92.
Решением Высшей аттестационной комиссии от 3 ноября 1962 года В. И. Неганову присуждена ученая степень доктора технических наук.
За первые шесть лет эксплуатации ледокол «Ленин» прошёл свыше 82 тысяч морских миль и провёл во льдах более 400 судов. За это время на ледоколе в процессе опытной эксплуатации ядерной энергетической установки выявились ее конструктивные недостатки, проблемы комплектации и компоновки оборудованием. Кроме того, были случаи выхода оборудования из строя.
В 1966 году при подготовке атомного ледокола «Ленин» к очередной навигации в корпусе реактора № 1 была обнаружена течь, устранить которую без замены реактора оказалось невозможно.
Учитывая, что примененная на ледоколе опытная атомная установка соответствовала уровню научных знаний и техническим возможностям отечественной промышленности пятидесятых годов, СМ СССР постановлением № 148-62 от 18 февраля 1967 года принял решение о полной замене атомной установки ОК-150 на установку типа ОК-900, технический проект которой был разработан для ледоколов типа «Арктика». Главным конструктором по модернизации ледокола «Ленин» (проект 92М) был назначен В. И. Неганов.
Основная проблема состояла в удалении реакторного отсека из корпуса ледокола, общий вес которого с оборудованием составлял более 3,5 тыс. т. Как поведет себя ледокол общим водоизмещением 16 тыс. т после удаления отсека? Сложнейшая операция была проведена летом 1967 года в районе Новой Земли. Раздался взрыв установленных на переборках зарядов, отсек ушел на дно Карского моря, а ледокол только чуть-чуть изменил осадку. Операция прошла успешно.
22 апреля 1970 года ремонт и модернизация ледокола были завершены, а новые реакторы выведены на физический уровень мощности. 20 июня состоялось подписание акта приемки, и на следующий день ледокол «Ленин» вновь вышел в море.
В 1964 году правительством было утверждено техническое задание на проектирование и постройку двух мощных атомных ледоколов для Арктики (проект 1052). В. И. Неганов был утвержден главным конструктором проекта. Под его руководством к концу 1966 г. разработали эскизный проект нового атомного ледокола мощностью 75 тыс. л. с., который был утвержден в начале 1967 года.
В марте 1968 году начальник ЦКБ «Айсберг» А. Е. Перевозчиков утверждается главным конструктором проектов 1052 и 92М, а В. И. Неганов становится научным консультантом. Разработка технического проекта нового мощного атомного ледокола была завершена в конце 1969 года, и в марте 1970 года технический проект был утвержден. Ледоколам присвоили наименования «Арктика» и «Сибирь».
В 1969 году В. И. Неганов вышел на пенсию, но до самых последних дней своей жизни он интересовался делами ЦКБ. Он утверждал, что конструктор должен знать историю ремесла и любил говорить своим ученикам: «Работа конструктора — бесконечная цепь компромиссов между тем, что устарело, и тем, что еще не готово и вызывает недоверие».
Являясь научным консультантом, В. И. Неганов внес большой научный вклад в создание раздела Регистра судостроения, посвященного атомным судам и судам атомного технологического обслуживания. В. И. Неганов принимал непосредственное участие в создании баз технического обеспечения нормальной эксплуатации атомных ледоколов (база «Лепсе», ряд хранилищ твердых отходов и оборудования «Володарский», «Бауман» и др.).
Его труд был отмечен многочисленными правительственными наградами. Помимо Сталинской премии и звания Героя Социалистического Труда Василий Иванович Неганов был награжден двумя орденами Ленина (1953 г. и 1960 г.), орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.
Умер Василий Иванович Неганов 28 декабря 1978 года. Похоронен на Большеохтинском кладбище г. Ленинграда.