Биография
Борис Николаевич Леденев родился 18 октября 1919 года в станице Урюпинской Войска Донского Волгоградской области, в семье красноармейца. После окончания в Свердловске средней школы поступил в Московское высшее техническое училище им. Баумана на факультет Н (боеприпасы).
В первые дни Великой Отечественной войны Б. Н. Леденев ушел добровольцем в ряды народного ополчения. Но вскоре телефонограммой Государственного Комитета Обороны вместе со всеми студентами последних курсов московских вузов был отозван и направлен на работу по специальности — в оборонную промышленность. Всю войну Б. Н. Леденев работал на военном заводе им. Дзержинского в г. Перми. В его трудовой книжке в тот период сделаны три записи (ноябрь 1942 года, июнь 1944 года и феврали 1945 года) о вынесении благодарностей за досрочное выполнение годового плана и проявленную инициативу в изобретательской деятельности, операвтивную и эффективную организацию работ, в том числе по монтажу и пуску конвейера. Деятельность Б. Н. Леднева была отмечена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946 г.).
В 1947 году, по окончании МВТУ, защитив дипломную работу по спецтеме на «отлично», молодой специалист в составе одной из первых групп выпускников был направлен в КБ-11. Свою деятельность в атомном центре он начал инженером в лаборатории № 3 В. А. Цукермана, занимавшейся разработкой методов сверхскоростной рентгенографии быстропротекающих процессов взрыва и обжатия металлического сердечника в шаровом заряде, способов измерения массовой скорости движения продуктов взрыва, совершенствованием методик измерения и созданием принципиально новой измерительной аппаратуры.
В январе 1948 года Б. Н. Леденев переходит в отдел Л. В. Альтшулера, занимавшийся нахождением уравнения состояния вещества при сверхвысоких давлениях (ударная волна сферического заряда), исследованием моделей центральной части заряда. Конкретной областью его работы было исследование сжимаемости вещества при сверхвысоких давлениях. Он принимал самое непосредственное участие в уникальных экспериментах, проявляя при этом необыкновенную изобретательность и находчивость в организации и проведении опытов.
29 августа 1949 года первая советская атомная бомба была успешно взорвана на Семипалатинском полигоне. 29 октября 1949 года вышли закрытые Указ Верховного Совета и Постановление Совета Министров СССР «О награждении и премировании за выдающиеся научные открытия и технические достижения по использованию атомной энергии». За разработку методики при исследовании плотности и максимальных давлений в центральной части атомной бомбы Б. Н. Леденев был награжден орденом Ленина и стал лауреатом Сталинской премии 2-й степени.
О выдержке Бориса Николаевича Леденева рассказывались легенды. Однажды, в специальной железобетонной бочке он вместе с сотрудницей устанавливал заряд массой, эквивалентной примерно двум килограммам взрывчатки. В это же самое время в соседнем помещении производили пробные включения импульсного рентгеновского аппарата. Вдруг раздается взрыв. Все, кто были в укрытии, поняли, что взрыв произошел преждевременно. Спустя несколько секунд, показавшихся вечностью, появляются в дверях укрытия невредимые экспериментаторы, она крайне взволнованная, а Борис Николаевич совершенно невозмутим. «Ничего особенного, — комментирует он, — это наш заряд взорвался от вашей наводки, мы уже отошли от бочки!».
И еще один случай. Летом 1950 года готовили один из опытов. Работали, не учитывая времени, готовили и собирали аппаратуру. Ближе к полуночи Борис Николаевич Леденев занялся веревками, создавая изделие, которое никак не вписывалось во взрывную тематику. На вопрос: «Что это вы вьете?» он встал со стула и несколько задумался. А потом, выставив перед собой свое «рукоделие», с доброй и несколько ироничной интонацией ответил: «Это?.. Я разрабатываю новый вариант подпруги для лошадей». Как оказалось на следующий день, когда проводился опыт с большой моделью, этими «лошадьми» стали сам Б. Н. Леденев с коллегой. С помощью собственноручно сплетенной подпруги оба исследователя доставили заряд весом 150 килограммов к месту проведения опыта. Веревки они перекинули через шею на плечи, а петли на концах просунули на ручки носилок. Еще один исследователь был подручным, время от времени, через каждые 10—20 метров, подставляя под носилки обычную табуретку.
С 1953 года Б. Н. Леденев — на руководящей работе в отделении, разрабатывавшем ядерный заряд для артиллерийских снарядов. Борис Николаевич всегда отличался основательностью изучения явлений и материалов, невозмутимостью и весьма доброжелательным характером. Эти качества послужили основанием для его назначения в 1955 году начальником газодинамического сектора КБ-11 вместо отбывшего на работу в 5-е Главное управление В. К. Боболева. Возглавив газодинамический сектор, Б. Н. Леденев ничего не стал менять ни в руководстве сектором, ни в тематике, тем не менее работа стала организованней и спокойней.
В 1955 году он стал кандидатом технических наук.
Осенью 1958 года Б. Н. Леденев был направлен в Китайскую Народную Республику в качестве советника по китайской ядерно-оружейной программе. Он выехал в Китай с женой Людмилой Анатольевной и двумя детьми. Но к I960 году отношения между Н. С. Хрущёвым и Мао Дзе Дуном окончательно испортились, и весной этого года семья Леденёвых покинула Китай, в котором пробыла полтора года. За свою работу в Китайской Народной Республике в качестве технического советника, Б. Н. Леденев получил благодарность Министерства машиностроения КНР и медаль «Китайско-Советская Дружба».
По возвращении в Снежинск его ждали серьезные изменения. Научный руководитель и главный конструктор НИИ-1011 К. И. Щёлкин перешел на работу в Институт химической физики. После этого уральский институт был реформирован по типу КБ-11. В 1960 году Борис Николаевич был назначен первым главным конструктором 1-го направления (создание ядерных зарядов) в НИИ-1011.
В марте 1961 года скончался директор института Д. Е. Васильев, и на его должность 1 сентября 1961 года был назначен Б. Н. Леденев. И все годы, пока он был директором (до осени 1964 года), он доказывал начальству, что не хочет им быть. При этом он добросовестно и честно исполнял свои директорские обязанности, потому что был человеком редкостной добросовестности и упорства. В конце концов, он переупрямил начальство, и оно согласилось освободить его от директорства. Пока же Б. Н. Леденеву пришлось сразу впрягаться в тяжёлый гуж руководства объектом, где главными были две проблемы: как ускорить строительство и как наладить ритмичную работу производства? Он сосредоточил основное внимание на обеспечении ритмичной работы заводов. Уже было известно, что с сентября 1961 года возобновятся ядерные испытания, к которым институт приготовил много новинок, но реализовать которые можно было только при налаженной работе заводов института. С обычной своей методичностью Борис Николаевич принялся за новое для себя дело. С началом ядерных испытаний ему много раз приходилось бывать на Семипалатинском ядерном полигоне, где он возглавлял испытания изделий, разработанных в институте. Под его руководством институт внес фундаментальный вклад в разработку ядерного оружия СССР: в 1962 году было испытано 30 ядерных зарядов и ядерных взрывных устройств.
Б. Н. Леденев был весьма скромным и застенчивым человеком в вопросах, касающихся лично его. Одним из свидетельств этого является заявление в городскую автомобильную комиссию с просьбой предоставить ему возможность приобрести автомобиль. Комиссия после детального обсуждения в порядке исключения предоставила Б. Н. Леденеву возможность приобрести в 1961 году автомобиль «Волга». Следует заметить, что Борис Николаевич долго не решался обратиться с таким заявлением.
В 1963 году Б. Н. Леденёву было присвоено звание старшего научного сотрудника по газодинамическим исследованиям, а с ноября 1964 года он стал заместителем научного руководителя института по испытаниям ядерных зарядов. В 1964 году ядерные испытания возобновились под землей, и Борис Николаевич с присущими ему трудолюбием и добросовестностью включается в эту многогранную и сложную работу. Она была сродни той исследовательской работе, с которой началась его исследовательская, творческая жизнь в КБ-11.
Организации и проведению подземных ядерных испытаний Б. Н. Леденёв отдался целиком. Под его руководством был проведен выдающийся физический опыт, положивший начало многим плодотворным идеям конструирования уникальных ядерных зарядов.
Однако руководству института пришлось решать сложную задачу: нужно ли иметь и заместителя научного руководителя по ядерным испытаниям, и заместителя главного конструктора тоже по ядерным испытаниям? Б. Н. Леденёв решил эту задачу по-своему. Он попросил перевести его опять в КБ-11. Ему хотелось работать в составе небольшой группы экспериментаторов-газодинамиков, ездить с ней, как в былое время, на площадку, ставить опыты, обрабатывать их, придумывать новые и жить жизнью простой и непритязательной.
В 1965 году Борис Николаевич вернулся в Арзамас-16, в КБ-11, в «родное» газодинамическое отделение.
По воспоминаниям коллег, Б. Н. Леденёв был грамотным инженером, талантливым научным работником, упорным в разрешении каких-либо проблем. На первый взгляд он производил впечатление необщительного и замкнутого человека. На самом же деле он был очень контактным. Внешне медлительный, он вместе с тем обладал умением и исключительной способностью принимать верные и точные решения в самых сложных и экстремальных ситуациях.
Ему принадлежит 40 научных работ.
Б. Н. Леденёв — лауреат Сталинской премии (1949 г., 1953 г.), лауреат Ленинской премии (1962 г.). Награжден орденами Ленина (1949 г., 1956 г.), медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946 г.), «Китайско-советская дружба» (1960 г., КНР) и др.
Борис Николаевич Леденев ушел из жизни 30 июня 1969 года: он умер в автобусе от тромбоза сердца, направляясь на работу.
Его имя занесено в книги трудовой славы г. Снежинска и г. Сарова.