Биография
Сергей Никитич Ковалев родился в Петрограде 15 августа 1919 года. Его отец — Н. Н. Ковалев — состоял на службе в военно-морском флоте с 1904 года, служил минером-электриком и штурманом. После Октябрьской революции продолжал службу на флоте в Советской России. В сложных обстоятельствах того времени, когда уже одно слово «офицер» вызывало подозрение, Н. Н. Ковалеву новой властью была выдана охранная грамота.
Родители старались дать ему хорошее образование. Сначала Сергей обучался на дому, затем его приняли в известную школу «Реформирте шуле», где преподавание велось на немецком языке. В старших классах у Сергея проявилась склонность к гуманитарным предметам, он увлекался философией. Однажды Сергею в руки попала популярная брошюра «Как самому сделать разборную байдарку». Книга увлекла Сергея, и в 1939 году на Валдайском озере байдарка была спущена на воду. Став первым кораблем С. Н. Ковалева, она долго служила ему для путешествий по рекам и речкам родного края.
В 1937 году С. Н. Ковалев поступил на кораблестроительный факультет Ленинградского кораблестроительного института (ЛКИ). После прохождения практики на Балтийском судостроительном заводе на строительстве крейсеров «Чапаев» и «Чкалов» С. Н. Ковалёв был зачислен в бригаду судосборщиков и получил квалификацию судосборщика 6-го разряда.
Началась Великая Отечественная война, к началу которой он стал студентом пятого курса. Летом и осенью 1941 года, как и многие студенты-ленинградцы, С. Н. Ковалев работал на строительстве оборонительных сооружений вокруг города — рыли противотанковые рвы, окопы, сооружали доты. К концу 1941 года занятия в институте практически прекратились.
В феврале 1942 года большая часть преподавателей и студентов ЛКИ была эвакуирована в Горький. 24 февраля 1942 года отправился в эвакуацию по Дороге жизни и С. Н. Ковалев. В Горьком он, истощенный голодом, надолго попал в больницу, потом отправился дальше на юг, в город Пятигорск, где присоединился к своим однокашникам. В апреле 1942 года студенты ЛКИ были направлены в г. Пржевальск, где разместился эвакуированный Николаевский кораблестроительный институт. В него влился и приезжий контингент ЛКИ.
Дипломный проект лидера (крупного эсминца или небольшого крейсера) делали трое дипломантов — Ковалёв, Войткунский, Лапшин, причем на долю С. Н. Ковалёва досталась разработка корпуса, расчеты по прочности и теории корабля. Весной 1943 года он защитил диплом и получил звание инженера-кораблестроителя.
При назначении на работу С. Н. Ковалёву представились две возможности: ЦНИИ-45 (ныне ЦНИИ имени А. Н. Крылова) и ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ «Рубин»). Он выбрал ЦКБ-18, расположенное в Горьком. В ноябре 1943 года С. Н. Ковалёв прибыл в Горький и был зачислен в проектный отдел конструктором 2-й категории.
ЦКБ-18 работало в особом режиме. Ведущие специалисты бюро часто выезжали на действующие флоты, знакомились с характером боевых действий подводных лодок и полученными ими боевыми и эксплуатационными повреждениями, а затем использовали полученный опыт при создании новых проектов. Молодому конструктору С. Н. Ковалёву был поручен проект 608, где он занимался расчетом объемов цистерн, подсчетом количества остаточной воды в цистернах при больших наклонениях и т.п.
В 1945 году ЦКБ-18 возвратилось в Ленинград. Здесь развернулась работа по постройке дизель-электрических подводных лодок среднего (проект 613) и большого водоизмещения (проект 611). При создании этих подводных лодок учитывались последние достижения немецкого подводного судостроения, главным образом, в части значительного увеличения емкости аккумуляторной батареи. Здесь и пригодилось по-настоящему хорошее знание С. Н. Ковалевым немецкого языка.
Однако вскоре С. Н. Ковалёв был «переброшен» на другую задачу. Проектировавшиеся в конце войны в Германии подводные лодки XXVI серии с установкой Вальтера могли в течение 6 часов двигаться со скоростью свыше 23 узлов. Столь существенное улучшение тактико-технических характеристик было решено реализовать на советских подлодках. Перед ЦКБ-18 была поставлена задача воспроизвести парогазовую турбинную установку и построить по собственному проекту опытную подводную лодку — проект 617. Для этой цели в 1947 году в немецком городке Бланкенбург организуется конструкторское бюро, возглавляемое капитаном I ранга А.А Антипиным — «Бюро Антипина». Среди многочисленной группы сотрудников ЦКБ-18, командированных в «Бюро Антипина», был и С. Н. Ковалёв, занимавшийся там сбором и анализом технической документации.
Результаты работ бюро оказались настолько успешными, что уже в 1948 году вышло постановление Правительства СССР о создании в Ленинграде нового (второго в СССР) Специального конструкторского бюро № 143, предназначенного для проектирования высокоскоростных подводных лодок, а также энергетических установок для них. Начальником СКБ-143 и главным конструктором проекта 617 стал А. А. Антипин, С. Н. Ковалёв был назначен помощником главного конструктора. В проектные вопросы А. А. Антипин особенно не вникал, поэтому проектирование было доверено С. Н. Ковалёву.
Подводная лодка проекта 617 явилась значительным шагом вперед советского подводного судостроения — она стала первой подводной лодкой, перешагнувшей подводную скорость в 18 узлов. Но главным достоинством новой подводной лодки являлась ее энергетическая установка. Не случайно академики И. В. Курчатов и А. П. Александров, приступавшие в то время к созданию первой атомной подводной лодки, лично приезжали ознакомиться с ней. В мае 1953 года весь коллектив конструкторов во главе с А. А. Антипиным, занимавшийся проектом 617 и другими проектами СКБ-143, был снова переведен на работу в ЦКБ-18 (с 1966 года — Ленинградское проектно-монтажное бюро «Рубин»). СКБ-143 преобразовалось в коллектив, приступающий к разработке проекта первой атомной подводной лодки в СССР проекта 627.
С. Н. Ковалёв продолжал проектирование подводных лодок с парогазовыми установками — проекты 617 и 643. Но в конце 1958 года его назначают главным конструктором АПЛ проекта 658 — первой советской атомной подводной лодки, оснащаемой баллистическими ракетами. К этому времени проект был практически готов, более того, на Севмаше уже строилась головная подводная лодка с заводским № 901.
С. Н. Ковалёв сразу отправился в Северодвинск курировать строительство лодки. Приходилось разбираться с возникающими проблемами и принимать решения прямо в ходе строительства. Многое зависело и от слаженной и квалифицированной работы группы главного конструктора. Конструкторы вникали в особенности производства и технологических процессов, участвовали в испытаниях корабля на заводе и в море, изучали работу оборудования в реальных условиях и давали советы личному составу, связанные с особенностями управления атомной подводной лодкой. Приемный акт о приемке в состав ВМФ головной АПЛ проекта 658 был подписан 29 декабря 1960 года.
Коллективы ЦКБ-18, Севмаша, смежников и поставщиков огромного количества оборудования выполнили поставленные перед ними задачи, установив не повторенный впоследствии рекорд по срокам строительства лодки — немногим более 4 лет. Этот рекорд во многом принадлежит С. Н. Ковалёву, чей авторитет становится чрезвычайно высоким.
Однако не все было гладко. Главные проблемы преподнесла атомная паропроизводительная установка, недостатки которой проявлялись в ходе эксплуатации АПЛ. Головная подводная лодка проекта 658 (заводской № 901) оказалась очень невезучей. Еще при постройке на ней происходили несчастные случаи, связанные с человеческими жертвами. В походе на лодке произошла авария по причине разрыва трубки первого контура. Серьезных последствий удалось избежать благодаря грамотным действиям личного состава, организовавшего подпитку реактора пресной водой, что не предусматривалось проектом. Многие члены экипажа оказались переоблученными, 8 из них вскоре погибли. После этой аварии подводная лодка на флоте получила прозвище «Хиросима». В короткий срок реакторный отсек вырезали и заменили новым, и подводная лодка вернулась в строй.
В начале 1960-х годов на Северном флоте сложилась очень тяжелая ситуация. Благодаря огромным усилиям промышленности Северный флот получил несколько атомных многоцелевых (проект 627) и стратегических (проект 658) подводных лодок, но почти все они имели неисправные атомные паропроизводящие установки. В этих условиях на долю главного конструктора часто выпадали испытания, требовавшие не столько профессионализма, сколько мужества и твердости характера. Для подтверждения боеспособности кораблей был организован так называемый «адмиральский выход». На одной из лодок проекта 658 в море вышла комиссия под руководством адмирала Козьмина и адмирала Субботина. В первые дни похода все шло хорошо, но затем потек теплообменник реактора одного борта, а затем и другого. Только благодаря хорошей погоде лодку не прибило к берегам Норвегии.
В феврале 1963 года С. Н. Ковалёву присвоено звание главного конструктора второй степени. В короткие сроки все 8 построенных лодок проекта 658 удалось переоснастить новым ракетным комплексом Д-4, был освоен подводный старт ракет (проект 658М). В том же году его успехи в работе над проектом 658М отмечены присвоением звания Героя Социалистического Труда за создание и освоение образцов новой техники. В 1965 году за разработку этого проекта и осуществление подводного старта ракет С. Н. Ковалёву и группе его ближайших соратников присуждена Ленинская премия.
Но в жестких условиях гонки вооружений требовалось скорейшее наращивание морского ядерного потенциала. Для реализации этой задачи началось создание ракетоносцев 2-го поколения (проект 667А). В июне 1961 года главным конструктором этого проекта был назначен С. Н. Ковалёв. К созданию АПЛ 2-го поколения, которое стало приоритетной задачей государственного масштаба, через постановления ЦК КПСС и правительства были привлечены лучшие силы науки и промышленности страны. Требовалось создать подводный корабль, способный осуществлять боевое патрулирование в любом районе Мирового океана, включая арктический бассейн. Количество ракет и мощность их боезарядов должны быть достаточны для решения стратегической задачи. Конструкция подводной лодки предполагала возможность ее серийного строительства на Севмаше и на заводе им. Ленинского Комсомола максимальными темпами.
Головная и первая серийная подводные лодки проекта 667А были сданы флоту одновременно в 1967 году. К тому времени подводная лодка проекта 667А по водоизмещению и габаритам значительно превосходила все ранее построенные лодки. Внешне эта лодка, имея продвинутое к носу ограждение рубки с горизонтальными рулями, небольшое возвышение ракетной палубы и выступающий кормовой стабилизатор, была очень гармонично сложена и красива. Проект 667А оказался весьма удачным. Строительство подводных лодок по этому проекту развернулось на двух мощнейших судостроительных заводах страны — в Северодвинске и в Комсомольске-на-Амуре.
В 1968 году С. Н. Ковалёву было присвоено звание главного конструктора первой степени. В 1970 году он награжден орденом Ленина, в 1971 году избран делегатом XXIV съезда КПСС. К этому времени в состав Военно-морского флота СССР уже начали входить атомные подводные ракетоносцы проекта 667Б. Готовность головной подводной лодки этого проекта и подготовленность ее экипажа позволили прямо с завода идти на боевое патрулирование. Поздно ночью 30 декабря 1972 года об этом уникальном случае С. Н. Ковалёв докладывал секретарю ЦК КПСС Д. Ф. Устинову в его кабинете.
В ходе создания АПЛ 2-го поколения большое внимание уделялось снижению шумности подводных лодок, что было возведено в задачу государственной важности. На подводных лодках проекта 667Б величина акустического поля снизилась на порядок. Значительная доля успеха в этой работе принадлежит С. Н. Ковалёву, которому в 1973 году была присвоена ученая степень доктора технических наук. За создание АПЛ проекта 667Б в 1974 году он награжден второй золотой медалью Героя Социалистического Труда. А за создание подводных лодок проекта 667БДР С. Н. Ковалёву в 1978 году присуждена Государственная премия СССР.
В 1979 году ему вручен орден Октябрьской Революции. Удачно выбранная конструкция подводных лодок проекта 667А позволила, сохраняя неизменными основные архитектурные принципы, довести численность этого семейства до 76 АПЛ суммарным водоизмещением 770 тыс. тонн. Главный конструктор участвовал в испытаниях подавляющего большинства этих подводных лодок. Кабинет главного конструктора, конструкторские столы в отделах, заводские стапели и цеха, подводные лодки у пирса и в море, совещания и доклады на самых разных уровнях, вплоть до самых высших — С. Н. Ковалёв успевал везде, что требовало чрезвычайно напряженной работы.
Создание АПЛ 3-го поколения (проект 941 «Акула»), получивших ранг тяжелых ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (ТРПК СН), стало новой эпохой в жизни коллектива ЦКБ МТ «Рубин». завода-строителя «Севмашпредприятие», флота и страны в целом. Главным конструктором проекта 941 С. Н. Ковалёв был назначен в 1971 году. К проектированию первого ракетоносца 3-го поколения ЦКБ МТ «Рубин» приступило в 1972 году. Головная подводная лодка проекта 941 (заводской № 711) вышла на морские испытания 4 июля 1981 года. Этот гигант, способный разгоняться под водой до 50 км/ч, относится к числу самых малошумных среди атомных субмарин. Именно АПЛ проекта 941 «Акула» вошла в Книгу рекордов Гиннесса, как самая большая атомная подлодка в мире.
В 1983 году С. Н. Ковалёву присвоено звание Генерального конструктора, в 1984 году он награжден орденом Ленина. С 1984 года С. Н. Ковалёв занимал пост заместителя председателя президиума Ленинградского научного центра АН СССР. Избирался депутатом Верховного Совета СССР (11 созыв, 1984-1989 гг.).
В 1990-е годы, когда процесс создания новых подводных лодок стал менее интенсивным, у С. Н. Ковалёва появилась возможность приложить свой талант и опыт в других отраслях морской техники. Он стал научным руководителем проектов разработок морских добычных платформ, выполняемых ЦКБ МТ «Рубин». 12 июня 2007 года Сергею Никитичу Ковалёву присуждена Государственная премия РФ в области науки и технологий «за разработку, создание и развитие трех поколений атомных подводных ракетоносцев».
С. Н. Ковалёв — дважды Герой Социалистического Труда (1963 г., 1974 г.), лауреат Ленинской (1965 г.), Государственных премий СССР (1978 г.) и РФ (2007 г.), награжден орденом «За заслуги перед Отечеством II степени (2009 г.), четырьмя орденами Ленина (1963, 1970, 1974, 1984 гг.), орденом Октябрьской Революции (1979 г.), медалями. Он — доктор технических наук, действительный член Академии наук СССР (1981 г., отделение энергетики, машиностроения, механики и процессов управления), почетный член Союза художников, член Петровской академии наук и искусств.
В последние годы жизни легендарный конструктор участвовал в проектировании и строительстве серии атомных субмарин с баллистическими ракетами проекта 955 «Борей». Всего по восьми проектам Сергея Ковалева были построены 92 подводные лодки суммарным водоизмещением около 900 тыс. т.
Сергей Никитич Ковалёв скончался 24 февраля 2011 года. Похоронен на Красненьком кладбище Санкт-Петербурга.
В Санкт-Петербурге в аллее Героев в парке Победы установлен бюст С. Н. Ковалёва. В 2011 году набережной на Севмашпредприятии присвоено имя С. Н. Ковалёва, 15 августа 2014 года на здании ЦКБ МТ «Рубин» ему была открыта мемориальная доска. В марте 2017 года в Военно-морской академии им. адмирала Н. Г. Кузнецова открыта именная аудитория академика С. Н. Ковалёва и установлена памятная доска с барельефом.