Биография
Юрий Николаевич Кошкин родился в городе Вязьма Смоленской области 22 октября (4 ноября) 1910 года. В 1937 году окончил МВТУ им. Баумана, после чего был направлен на работу на завод № 92 (Горьковский машиностроительный завод им. Сталина), занимавшийся производством артиллерийских систем. В 1944 году Ю. Н. Кошкин переходит в созданное при заводе станкостроительном бюро, занимавшееся проектированием станков и кузнечного оборудования.
После окончания войны начался перевод завода № 92 на мирные рельсы. Предприятие берется за разработку и изготовление нефтегазового оборудования для бурения нефтяных скважин, для чего в июне 1945 года создается специальная конструкторская группа из опытных технологов, которую возглавил Ю. Н. Кошкин. В сентябре группа вошла в состав нового Отдела главного конструктора завода (ОГК).
В конце 1945 года руководством ПГУ было принято решение о привлечении Горьковского артиллерийского завода в Атомный проект, поручив ему разработку технологии получения обогащенного урана методом газовой диффузии. С этой целью в КБ при заводе была создана группа конструкторов, к которой вскоре присоединилась и группа Ю. Н. Кошкина. Позднее, 1 марта 1947 года, на их базе было образовано специальное подразделение — Особое конструкторское бюро. Ю. Н. Кошкин становится одним из заместителей главного конструктора ОКБ А. И. Савина.
К этому времени в нарождающейся атомной отрасли активно идет работа по созданию первого промышленного реактора «А», предназначенного для наработки оружейного плутония. За создание одного из механизмов реактора — механизма разгрузки/загрузки урановых блочков, отвечало особое подразделение НИИхиммаш — Гидросектор. К механизму предъявлялись очень жесткие требования, такие как ограничение в размерах, длительная работа в воде без смазки, возможность извлечения механизма из-под аппарата и др. Спроектированное в Гидросекторе устройство для выгрузки облученных блоков из каналов реактора было испытано на единичном канале. Однако при дальнейшем испытании разгрузочных механизмов выявился существенный недостаток — при разгрузке происходило закусывание блочков и их деформация. Несмотря на то, что комплект разгрузочных устройств был уже полностью изготовлен и доставлен на площадку реактора, по предложению В. И. Меркина, главного технолога проекта, проектирование разгрузочного устройства было передано на завод № 92. Здесь Ю. Н. Кошкиным была предложена кинематическая схема устройства, которая и легла в основу системы разгрузки облученных урановых блоков кассетного типа. Завод № 92 изготовил деревянный макет кассеты, который был продемонстрирован в Москве руководству ПГУ, выдавшее «добро» на изготовление разгрузочных устройств.
При проектировании возникло много трудностей, устранить которые можно было только путем испытаний и отработки узлов на стенде. Рабочие чертежи первого механизма разгрузки с гидравлической и электрической системами управления были разработаны в первой половине 1947 года. После проведения внутренних испытаний новый стенд механизма разгрузки на один ряд каналов был предъявлен специальной комиссии ПГУ. Члены комиссии придирчиво осматривали каждый узел механизма, считали количество выгруженных блочков и проверяли их на деформацию. В итоге 25 декабря 1947 года чертежи механизма с небольшими замечаниями были утверждены И. В. Курчатовым. В дальнейшем конструкция разгрузочного устройства ОКБ использовалась не только на реакторе «А», но и следующих промышленных реакторах.
Строительство реактора велось на комбинате № 817 (в будущем ПО «Маяк»). Для оказания технической помощи и решения на месте всех возникающих вопросов на заводе № 92 была сформирована бригада из наиболее опытных сотрудников под руководством Ю. Н. Кошкина, которую в мае 1948 года направили на комбинат № 817 на все время монтажных и пуско-наладочных работ.
Сборка таких сложных узлов как кассеты механизма разгрузки со всеми системами управлениям требовала предварительной тщательной подготовки. Проведение сборки в здании реактора, где еще велись строительные и монтажные работы, не гарантировало требуемого качества, поэтому Ю. Н. Кошкин организовал специальный участок, где проводились сборка и подготовка деталей и узлов к установке в реактор. Этот участок вошел в историю создания промышленных реакторов на комбинате № 817 под названием «Кошкин дом». В реальности это был барак-тепляк, сложенный из деревянных брусьев — ТЭЦ к тому времени так и не была введена в эксплуатацию, так что здание реактора было проморожено, а барак создавал приемлемые условия для работ.
После успешного испытания в августе 1949 года первой советской атомной бомбы Постановлением СМ «О награждении и премировании за выдающиеся научные открытия и технические достижения по использованию атомной энергии» от 29 октября 1949 года за разработку разгрузочного механизма для завода «А» инженер-конструктор Ю. Н. Кошкин был представлен к награждению орденом Трудового Красного Знамени. Ему было присвоено звание лауреата Сталинской премии второй степени, выплачена денежная премия и предоставлен ряд льгот, в частности, право на обучение детей в любых учебных заведениях СССР за счет государства и пожизненное право (в том числе на жен и детей) на бесплатный проезд в пределах страны.
В 1948 году ОКБ берется за разработку проекта следующего уран-графитового реактора АВ, дублера реактора «А» повышенной мощности (в ОКБ проект получил индекс ОК-110) Подразделение Ю. Н. Кошкина было усилено конструкторами, ранее работавшими над диффузионными машинами. Под его руководством проектировались, монтировались и пускались реактора ОК-120, ОК-135, ОК-140, ОК-204, ОК-205, ОК-206, а сам Ю. Н. Кошкин постоянно длительное время находился на площадках комбинатов в Челябинске-40, Томске-7 и Красноярске-26 во время сооружения и пуска промышленных реакторов.
В своей работе большое внимание он уделял опытно-экспериментальной базе. Так при проектировании разгрузочной системы для реактора ОК-120, который впервые планировалось сделать двухцелевым, в ОКБ был изготовлен многоканальный стенд с циркуляционным контуром, работающий на воде со штатными параметрами по температуре и давлению. Испытание системы на нем велось около 2 лет, было имитировано более 10 тыс. циклов загрузки и разгрузки реактора. По предложению Ю. Н. Кошкина специалистами ОКБ даже был разработан специальный уплотняющий материал тефас, применение которого исключило замену прокладки на поворотной пробке механизма.
В мае 1953 года, в связи с разворачиванием в СССР работ по атомной подводной лодке, выходит распоряжение СМ СССР, касающееся передаче из НИИхиммаша в НИИ-8 работ по ядерным реакторам. Этим же распоряжением Ю. Н. Кошкин командировался для постоянной работы в НИИ-8, где стартовали работы по проектированию реактора для первой советской АПЛ.
С августа 1954 года уже все службы ОКБ завода № 92 были привлечены к разработке рабочей документации ядерной паропроизводящей установки (ЯППУ) для АПЛ проекта 627. Руководили работами И. И. Африкантов и его заместитель Ю. Н. Кошкин.
На ОКБ была возложена разработка проектной и рабочей документации реакторов для наземного стенда ЯЭУ (27ВМ) и АПЛ. В процессе изготовления и монтажа ЯППУ с реактором ВМ-А для опытной АПЛ в её конструкцию были внесены изменения, учитывающие опыт изготовления, монтажа и начального периода эксплуатации стендовой установки. И здесь опять возникла проблема перегрузочного устройства для выгрузки и загрузки топлива в реактор ВМ-А. Спроектированная ранее другим предприятием система предполагала проводить замену топлива дистанционно под слоем воды, что, по мнению Ю. Н. Кошкина, было неприемлемо. Новая система с индексом ПУ-1 была разработана под руководством Ю. Н. Кошкина и испытана на стенде. Выявленные при испытаниях недостатки были учтены в откорректированном перегрузочном устройстве ПУ-2, которое в дальнейшем использовалось на всех реакторах ВМ-А.
В дальнейшем Ю. Н. Кошкин принимал активное участие и в создании ЯППУ для АПЛ второго поколения. В частности, он занимался разработкой ЯППУ ОК-350 (установка ВМ-4) для АПЛ проекта 670, строящихся на Горьковском заводе «Красное Сормово», возглавлял группу ОКБМ в межведомственной приемочной комиссии на испытаниях АПЛ.
Несомненно, Ю. Н. Кошкин был необыкновенным человеком и талантливым конструктором, способным генерировать новаторские идеи. Он отлично знал производство и технологию, умел оперативно решать возникающие проблемы. Так, во время монтажа технологических каналов на реакторе «А» опрессовка показала их негерметичность, что грозило срывом сроков монтажа. Е. П. Славский, в то время директор строящего комбината, пригрозил сбросить Кошкина с балкона, если дефекты в кратчайший срок не будут устранены. Ю. Н. Кошкин после короткого совещания принял решение притирать торцевые поверхности труб, что и устранило проблему.
Большую роль Юрий Николаевич сыграл в судьбе атомного ледокола «Ленин». В 1966 году при подготовке атомного ледокола «Ленин» к очередной навигации в корпусе реактора № 1 была обнаружена течь, устранить которую без замены реактора оказалось невозможно. Специалисты ОКБМ (с 1 января 1964 года ОКБ было выделено из состава Горьковского машиностроительного завода и подчинено Государственному комитету по использованию атомной энергии, получив открытое наименование «Ордена Ленина Особое конструкторское бюро № 2», а с 1 января 1967 года — Опытное конструкторское бюро машиностроения) обосновали экономическую целесообразность полной замены атомной установки ОК-150 на установку ОК-900, технический проект которой был разработан для ледоколов типа «Арктика». В разработке установки ОК-900 главную роль сыграл конструкторский коллектив под руководством Ю. Н. Кошкина.
Приемку работ по замене ЯППУ ОК-150 на ОК-900, её комплексные швартовые и сдаточные ходовые испытания на ледоколе «Ленин» проводила межведомственная приемочная комиссия, в которую Ю. Н. Кошкин вошел как заместитель председателя комиссии.
Ю. Н. Кошкин никогда не боялся брать на себя ответственность за смелые решения. Так, при разработке реактора БН-600 конструкторы предложили новый оригинальный вариант перегрузки стержней СУЗ, который предусматривал доведение длины стержня СУЗ до габаритов ТВС с их последующим разделением. И хотя все механизмы перегрузки уже были изготовлены в металле, Ю. Н. Кошкин принял решение принять предложенную конструкцию, которая, в конечном счете, и была установлена на БН-600.
Помимо «атомных» проектов, Ю. Н. Кошкин руководил производством изделий других направлений, таких как изделие «Антенна» — антенны радиопеленгаторов. Эти изделия были в сфере внимания С. П. Королева, так как использовалось для контроля скоростей и углов движения последней ступени ракеты-носителя. Для обеспечения точности радиопеленгации к изделиям предъявлялись особо высокие требования по чистоте поверхностей и точности геометрических размеров.
Коллеги отмечали Юрия Николаевича как неординарного и отзывчивого человека. Подчиненные специально приходили к нему подписывать отпуска, если их даты не совпадали с утвержденным графиком отпусков — Ю. Н. Кошкин всегда старался пойти навстречу просителю. Поддержка человека была его принципиальной позицией: когда на партсобрании встал вопрос об исключении из партии коммуниста, чьи партийные документы были утеряны при ограблении, Ю. Н. Кошкин выступил с предложением выразить сочувствие потерпевшему и восстановить документы.
Последним большим проектом, который возглавлял Ю. Н. Кошкин, стал проект ЯППУ с реактором КН-3 для тяжелого атомного ракетного крейсера «Киров». Решение по его строительству было принято в 1969 году, и создание ЯППУ было поручено ОКБМ. Крейсер «Киров» был передан флоту 30 декабря 1980 года.
Юрий Николаевич Кошкин скончался 28 августа 1983 года. Похоронен в г. Горьком на Бугровском кладбище.
Работа Ю. Н. Кошкина на «атомном» поприще было высоко оценена руководством страны. Помимо наград за участие в создании реактора «А» он также был удостоен Сталинской премии 1953 года за расчетные и экспериментальные работы по созданию реакторов для производства трития. В 1959 году он стал лауреатом Ленинской премии за «специальное изделие».
Среди его наград ордена Ленина (28.04.1963), Трудового Красного Знамени (18.12.1951 и 26.04.1971) и «Знак Почета» (05.01.1944).