Биография
Леонид Фёдорович Клопов родился 14 апреля 1918 года в крестьянской семье в деревне Ямская Юрьевецкого района Ивановской области. Отец, Ф. Н. Клопов, с ранних лет приобщал детей к сельскохозяйственным работам. Леонид научился косить траву на корм скоту, убирать и обмолачивать зерновые культуры, обрабатывать землю. В летние каникулы он дополнительно устраивался на временную работу на сплаве древесины. Леонид успешно учился в школе и вел активную общественную работу, избирался секретарем комсомольской организации школы и колхоза.
После окончания школы в 1930 году Леонид решает поступать в Ивановский энергетический институт и, несмотря на солидный конкурс (6 человек на место), успешно сдает экзамены и становится студентом. Со второго курса института по набору ЦК ВЛКСМ его призывают на военную службу в Пермское военно-морское авиационно-техническое училище. Здесь Леонид вновь проявляет себя в учебе и общественной жизни, он избирается секретарем комсомольской организации.
В 1939 году Леонид Фёдорович с отличием оканчивает училище, и его направляют на службу во Владивосток, в 63-ю авиаэскадрилью ВВС Тихоокеанского флота, где он служит в должности младшего авиатехника. Уже через год его командируют продолжить службу в родном Пермском военно-морском училище на должность курсового командира, и в январе 1941 года он возвращается в Пермь.
Начало Великой Отечественной войны Л. Ф. Клопов встретил в должности курсового командира. Его просьбу об отправке его на фронт руководство училища не удовлетворило, так как нуждалось в преподавателях по подготовке хороших авиационных специалистов для фронта. К концу войны Л. Ф. Клопов получает разрешение сдать вступительные экзамены в Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского, и становится слушателем академии. В составе сводного полка ВВИА им. Н. Е. Жуковского он участвует в Параде Победы 24 июня 1945 года.
В 1950 году после выпуска из академии по специальности «Электрооборудование самолётов» с квалификацией «инженер-электрик» Л. Ф. Клопов был зачислен в адъюнктуру, по окончанию которой в 1953 году он успешно защищает кандидатскую диссертацию и его назначают преподавателем академии. Но вновь происходит крутой поворот в судьбе Л. Ф. Клопова – его привлекают в советский атомный проект. В 1953 году его командируют на работу в Приволжскую контору Главгорстроя СССР (конструкторское бюро КБ-11, ныне РФЯЦ – ВНИИЭФ), занимающееся конструированием атомного оружия.
В КБ-11 Л. Ф. Клопова назначают заместителем начальника сектора внешних испытаний. Здесь он встречает своих однокашников по академии – Е. А. Негина и Е. И. Забабахина – и знакомится с целой плеядой известных ученых: И. В. Курчатовым, Ю. Б. Харитоном, К. И. Щёлкиным, Я. Б. Зельдовичем, Н. Л. Духовым, А. Д. Сахаровым.
В КБ-11 Леонид Фёдорович проработал около двух лет, и именно в этот период были заложены основные принципы создания и испытаний ядерных боеприпасов. Атомный проект потребовал осмысления и решения множества задач, которые до этого времени никогда не решались, не только в области ядерной физики, но и в области технологии и других смежных наук.
Одним из этапов этого пути является воздушное испытание атомной бомбы на Тоцком полигоне, проведенное 14 сентября 1954 года с участием военнослужащих и военной техники. Л. Ф. Клопов был руководителем специальной группы по подготовке и проведению испытаний этой бомбы. Именно он докладывал правительственной комиссии о готовности атомной бомбы к проведению испытаний.
Ядерный взрыв сброшенной с самолета бомбы произошел в 8 часов 34 минуты по московскому времени на расчетной высоте 350 метров от поверхности земли. Отклонение от центра цели не превышало нормы, заданной экипажу самолета. Проведенные учения показали, что созданная серийная бомба удовлетворяет всем требованиям по эксплуатации, надежности и боевому применению. За своевременную и качественную подготовку ядерной бомбы для испытаний на Тоцком полигоне Л. Ф. Клопову приказом по министерству была объявлена благодарность.
В начале 1955 года правительство принимает решении о создании на Урале новой организации – дублера КБ-11, получившей названии НИИ-1011 (ныне РФЯЦ-ВНИИТФ). С целью укрепления кадрами из КБ-11 во вновь созданный институт было направлено около 370 научных работников, инженеров, рабочих. В числе командированных на уральский объект был и Л. Ф. Клопов, которого назначили начальником испытательного сектора 9 НИИ-1011.
В 1955–1960 гг. прошли первые летные испытания ядерных боеприпасов (ЯБП) на полигонах МО СССР в интересах ВВС, ВМФ, ГРАУ. Для подготовки и проведения летных испытаний создавались комплексные бригады (экспедиции), в состав которых входили специалисты сектора и других подразделений НИИ-1011. Первые летные испытания ЯБП «202» прошли в 1956 году на полигоне МО СССР № 71 (Багерово). Работы возглавляли первый заместитель научного руководителя института Г. А. Цырков и начальник сектора 9 Л. Ф. Клопов.
В 1962 году Л. Ф. Клопов стал одним из руководителей летно-тактических учений двух тяжелых бомбардировочных полков с практическим применением находящихся на вооружении ВВС термоядерных бомб. В ходе учений с участием 24 экипажей на самолетах ТУ-16 был произведен сброс двух серийных изделий на цели на полигоне острова Новая Земля.
В начале 60-х годов в КБ-11 и НИИ-1011 было создано много различных зарядов в интересах всех родов войск, но особенно большое число испытаний было посвящено созданию зарядов для межконтинентальных баллистических ракет, в развертывании которых наша страна сильно отставала от США. В период последней серии воздушных испытаний, проведенных СССР, в НИИ-1011 в короткий срок был разработан целый ряд зарядов для стратегических ракет, которые успешно прошли ядерные испытания и выдержали конкуренцию с аналогичными зарядами разработки КБ- 11. В марте 1963 года большая группа участников этой разработки, в число которых входил и Л. Ф. Клопов, была удостоена Ленинской премии.
В 1965 году Л. Ф. Клопов был назначен главным конструктором КБ-2, занимавшегося разработкой ядерных боеприпасов. Это назначение было встречено сотрудниками КБ-2 неоднозначно. Большинство вполне верило в его силы и возможности, считая, что он вполне созрел для такого ответственного поста, однако были и скептики, придерживающиеся противоположного мнения.
Л. Ф. Клопов весьма уверенно вошел в свою роль, хотя период был довольно-таки тяжелый. Ощущался острый недостаток рабочих площадей, недостаток научных кадров, слабая отработанность технологий, ужесточались требования к разрабатываемым изделиям. В этих тяжелейших условиях он оставался человеком внешне спокойным, уверенным в своих силах.
Л. Ф. Клопов работал без разносов, понуканий, в коллективе пытался создать творческую обстановку. Он умел заинтересовать сотрудников не просто в выполнении поставленных перед ними задач, а подвигнуть их на работу с полной самоотдачей, с творческим подходом к решаемым вопросам. Многие тогда говорили, что началась «клоповская оттепель». Уже первые шаги, первые успехи давали основание делать вывод, что в связи со сменой руководства обстановка в КБ-2 не ухудшилась, а понемногу улучшалась. Под его руководством и при непосредственном участии производилось освоение и выпуск всех ядерных боеприпасов, разрабатываемых по тематике института.
Многие сотрудники, которым довелось работать под руководством Л. Ф. Клопова, отмечают, что обстановка в рабочих коллективах была творческой и доброжелательной, и в этом безусловно заслуга главного конструктора. При общении с сотрудниками КБ-2 он не ограничивался стенами своего кабинета, а в течение рабочего дня мог появиться в рабочих комнатах различных секторов или цехов завода и прямо у кульмана обсудить какие-то технические вопросы и сразу принять оптимальные решения. Вместе с тем, Л. Ф. Клопов не боялся в трудные минуты принимать жесткие и ответственные решения.
Учитывая, что интенсивная разработка множества ЯБП различных классов требовала столь же интенсивных и многочисленных испытаний на различных полигонах, Л. Ф. Клопову приходилось участвовать во многих из них в качестве технического руководителя. Работа на полигонах под руководством Л. Ф. Клопова оставила о нем добрые, благоприятные впечатления, как о человеке тактичном, доступном, выдержанном, уважающем людей, обладающем чувством юмора. Он не кричал на подчиненных, не выходил из себя при происшествиях. Даже проводя профилактические собрания в командировках, дабы заострить внимание на правилах поведения, внушение провинившимся он делал с чувством юмора, не называя фамилий, но виновный и другие участники испытательной экспедиции безошибочно понимали, к кому это относится.
Будучи главным конструктором ВНИИТФ, Л. Ф. Клопов был тесно связан с В. Н. Челомеем по совместной работе, связанной с созданием боевого заряда для ракеты стратегического назначения УР-100.
Многие годы Л. Ф. Клопов был председателем комиссии по надёжности при Научно-техническом совете № 2 Министерства среднего машиностроения. С 1959 по 1963 гг. он читал курс лекций по теории автоматического регулирования на вечернем отделении № 6 Московского инженерно-физического института. В 1960 году ему было присвоено научное звание «старший научный сотрудник» по специальности «Автоматическое регулирование».
Л. Ф. Клопов входил в составы почти всех общественно-политических организаций: был депутатом областного Совета депутатов трудящихся двух созывов, депутатом городского Совета, членом бюро горкома КПСС и членом парткома КБ-2.
Л. Ф. Клопов мог не только много и плодотворно трудиться, но и содержательно отдыхать. У него был достаточно богатый мир увлечений. Любитель природы, заядлый охотник и рыбак, весельчак в компаниях, любил лирическую песню. Еще во время учебы в Москве он брал уроки вокала в Московской консерватории, исполнял арии из опер.
В 1972 году Л. Ф. Клопов покидает НИИ-1011, где он проработал около 17 лет. Приказом по МСМ он был переведен на работу в Москву в качестве заместителя начальника 5-го, ядерно-оружейного главка Министерства среднего машиностроения. Руководство института и города торжественно отметили новое назначение главного конструктора ВНИИТФ. На «прощальном» собрании 25 апреля Л. Ф. Клопову была вручена грамота о присуждении ему звания «Почетный гражданин г. Снежинска» – «за выдающиеся заслуги в развитии города и Всесоюзного научно-исследовательского института приборостроения, за плодотворную научную, производственную и общественно-политическую деятельность».
Работа в новой должности требовала решений множества сложных и проблемных вопросов как научного, так и производственного характера. Требовалось обеспечить разработку текущих и перспективных планов десятков научно-исследовательских организаций 5-го Главного управления МСМ и осуществлять жесткий контроль их выполнения в установленные сроки. Одновременно Л. Ф. Клопов был назначен председателем секции № 1 НТС МСМ, которую возглавлял академик Ю. Б. Харитон. На секции рассматривались многие вопросы по созданию новейших образцов ядерного оружия СССР. В 1974 году ему была присвоена научная степень доктор технических наук, научным руководителем его диссертации выступил академик Ю. Б. Харитон.
Вся эта многогранная и сложная деятельность требовала большого напряжения сил, хорошего знания проблемных вопросов отрасли и умения найти компромиссные решения с различными руководителями Министерства среднего машиностроения. Эту большую и ответственную работу Л. Ф. Клопов успешно вел в течение 18 лет до 1990 года. Он вышел в отставку в звании генерал-майора авиации.
Научная и производственная деятельность генерал-майора Леонида Фёдоровича Клопова отмечена высокими наградами и званиями, многими орденами и медалями. Он награжден орденами: Красной Звезды (1953, 1956), Ленина (1962), Трудового Красного Знамени (1966, 1976), Октябрьской Революции (1971), Мужества (как ветеран подразделений особого риска – за участие в работах с ядерными боеприпасами в экстремальных условиях, 1977) и многочисленными медалями. Л. Ф. Клопов – лауреат Ленинской премии (1963) и Государственной премии СССР (1967).
Леонид Фёдорович Клопов умер 4 мая 2012 года в Москве.
В 2018 году, к столетию Л. Ф. Клопова, в г. Снежинске, на фасаде здания, где он работал, была установлена мемориальная доска.