Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Персоналии /

Клопов Леонид Фёдорович1918—2012

учё­ный, спе­ци­а­лист в обла­сти раз­ра­ботки ядер­ного оружия, гене­рал-майор авиации, д. т. н. С 1953 по 1955 гг. рабо­тал в ВНИ­ИЭФ, с 1955 по 1972 гг. – в ВНИ­ИТФ. С 1972 по 1990 гг. – зам. началь­ника 5 ГУ МСМ. Лау­реат Ленин­ской премии (1963) и Госу­дар­ствен­ной премии СССР (1967).
Клопов Леонид Фёдорович

Биография

Лео­нид Фёдо­ро­вич Клопов родился 14 апреля 1918 года в кре­стьян­ской семье в деревне Ямская Юрье­вец­кого района Ива­нов­ской обла­сти. Отец, Ф. Н. Клопов, с ран­них лет при­общал детей к сельско­хо­зяйствен­ным рабо­там. Лео­нид научился косить траву на корм скоту, уби­рать и обмо­ла­чи­вать зер­но­вые культуры, обра­ба­ты­вать землю. В лет­ние кани­кулы он допол­ни­тельно устра­и­вался на времен­ную работу на сплаве дре­ве­сины. Лео­нид успешно учился в школе и вел актив­ную обще­ствен­ную работу, изби­рался сек­ре­та­рем ком­со­мольской орга­ни­за­ции школы и кол­хоза.

После окон­ча­ния школы в 1930 году Лео­нид решает поступать в Ива­нов­ский энерге­ти­че­ский инсти­тут и, несмотря на солид­ный кон­курс (6 чело­век на место), успешно сдает экза­мены и ста­но­вится сту­ден­том. Со вто­рого курса инсти­тута по набору ЦК ВЛКСМ его при­зы­вают на воен­ную службу в Перм­ское военно-мор­ское авиаци­онно-тех­ни­че­ское учи­лище. Здесь Лео­нид вновь про­яв­ляет себя в учебе и обще­ствен­ной жизни, он изби­ра­ется сек­ре­та­рем ком­со­мольской орга­ни­за­ции.

В 1939 году Лео­нид Фёдо­ро­вич с отли­чием окан­чи­вает учи­лище, и его направ­ляют на службу во Вла­ди­во­сток, в 63-ю авиаэс­кад­ри­лью ВВС Тихо­оке­ан­ского флота, где он служит в долж­но­сти млад­шего авиа­тех­ника. Уже через год его коман­ди­руют про­должить службу в род­ном Перм­ском военно-мор­ском учи­лище на долж­ность кур­со­вого коман­дира, и в январе 1941 года он воз­враща­ется в Пермь.

Начало Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны Л. Ф. Клопов встре­тил в долж­но­сти кур­со­вого коман­дира. Его просьбу об отправке его на фронт руко­вод­ство учи­лища не удо­вле­тво­рило, так как нуж­да­лось в препо­да­ва­те­лях по подго­товке хороших авиаци­он­ных спе­ци­а­ли­стов для фронта. К концу войны Л. Ф. Клопов полу­чает раз­реше­ние сдать вступи­тель­ные экза­мены в Военно-воз­душ­ную ака­демию им. Н. Е. Жуков­ского, и ста­но­вится слуша­те­лем ака­демии. В составе свод­ного полка ВВИА им. Н. Е. Жуков­ского он участ­вует в Параде Победы 24 июня 1945 года.

В 1950 году после выпуска из ака­демии по спе­ци­аль­но­сти «Элек­тро­обо­ру­до­ва­ние само­лё­тов» с ква­лифи­кацией «инже­нер-элек­трик» Л. Ф. Клопов был зачис­лен в адъюнк­туру, по окон­ча­нию кото­рой в 1953 году он успешно защищает кан­ди­дат­скую дис­сер­тацию и его назна­чают препо­да­ва­те­лем ака­демии. Но вновь про­ис­хо­дит кру­той пово­рот в судьбе Л. Ф. Клопова – его при­вле­кают в совет­ский атом­ный про­ект. В 1953 году его коман­ди­руют на работу в При­волж­скую кон­тору Главгор­строя СССР (кон­струк­тор­ское бюро КБ-11, ныне РФЯЦ – ВНИ­ИЭФ), занимающе­еся кон­стру­и­ро­ва­нием атом­ного оружия.

В КБ-11 Л. Ф. Клопова назна­чают заме­сти­те­лем началь­ника сек­тора внеш­них испыта­ний. Здесь он встре­чает своих одно­каш­ни­ков по ака­демии – Е. А. Негина и Е. И. Заба­ба­хина – и зна­комится с целой пле­я­дой извест­ных уче­ных: И. В. Кур­ча­то­вым, Ю. Б. Хари­то­ном, К. И. Щёл­ки­ным, Я. Б. Зель­до­ви­чем, Н. Л. Духо­вым, А. Д. Саха­ро­вым.

В КБ-11 Лео­нид Фёдо­ро­вич про­ра­бо­тал около двух лет, и именно в этот период были заложены основ­ные принципы созда­ния и испыта­ний ядер­ных боепри­па­сов. Атом­ный про­ект потре­бо­вал осмыс­ле­ния и реше­ния множе­ства задач, кото­рые до этого времени никогда не реша­лись, не только в обла­сти ядер­ной физики, но и в обла­сти тех­но­логии и других смеж­ных наук.

Одним из этапов этого пути явля­ется воз­душ­ное испыта­ние атом­ной бомбы на Тоц­ком полигоне, про­ве­ден­ное 14 сен­тября 1954 года с уча­стием воен­но­служащих и воен­ной тех­ники. Л. Ф. Клопов был руко­во­ди­те­лем спе­ци­аль­ной группы по подго­товке и про­ве­де­нию испыта­ний этой бомбы. Именно он докла­ды­вал пра­ви­тельствен­ной комис­сии о готов­но­сти атом­ной бомбы к про­ве­де­нию испыта­ний.

Ядер­ный взрыв сброшен­ной с само­лета бомбы про­изошел в 8 часов 34 минуты по мос­ков­скому времени на рас­чет­ной высоте 350 мет­ров от поверх­но­сти земли. Откло­не­ние от цен­тра цели не пре­вышало нормы, задан­ной экипажу само­лета. Про­ве­ден­ные уче­ния пока­зали, что создан­ная серий­ная бомба удо­вле­тво­ряет всем тре­бо­ва­ниям по экс­плу­а­тации, надеж­но­сти и бое­вому при­ме­не­нию. За свое­времен­ную и каче­ствен­ную подго­товку ядер­ной бомбы для испыта­ний на Тоц­ком полигоне Л. Ф. Клопову при­ка­зом по мини­стер­ству была объяв­лена благо­дар­ность.

В начале 1955 года пра­ви­тельство при­нимает реше­нии о созда­нии на Урале новой орга­ни­за­ции – дуб­лера КБ-11, полу­чившей назва­нии НИИ-1011 (ныне РФЯЦ-ВНИ­ИТФ). С целью укреп­ле­ния кад­рами из КБ-11 во вновь создан­ный инсти­тут было направ­лено около 370 науч­ных работ­ни­ков, инже­не­ров, рабо­чих. В числе коман­ди­ро­ван­ных на уральский объект был и Л. Ф. Клопов, кото­рого назна­чили началь­ни­ком испыта­тель­ного сек­тора 9 НИИ-1011.

В 1955–1960 гг. прошли пер­вые лет­ные испыта­ния ядер­ных боепри­па­сов (ЯБП) на полиго­нах МО СССР в инте­ре­сах ВВС, ВМФ, ГРАУ. Для подго­товки и про­ве­де­ния лет­ных испыта­ний созда­ва­лись комплекс­ные бригады (экс­пе­диции), в состав кото­рых вхо­дили спе­ци­а­ли­сты сек­тора и других под­раз­де­ле­ний НИИ-1011. Пер­вые лет­ные испыта­ния ЯБП «202» прошли в 1956 году на полигоне МО СССР № 71 (Баге­рово). Работы возглав­ляли пер­вый заме­сти­тель науч­ного руко­во­ди­теля инсти­тута Г. А. Цыр­ков и началь­ник сек­тора 9 Л. Ф. Клопов.

В 1962 году Л. Ф. Клопов стал одним из руко­во­ди­те­лей летно-так­ти­че­ских уче­ний двух тяже­лых бом­бар­ди­ро­воч­ных пол­ков с прак­ти­че­ским при­ме­не­нием нахо­дящихся на вооруже­нии ВВС термо­ядер­ных бомб. В ходе уче­ний с уча­стием 24 экипажей на само­ле­тах ТУ-16 был про­из­ве­ден сброс двух серий­ных изде­лий на цели на полигоне ост­рова Новая Земля.

В начале 60-х годов в КБ-11 и НИИ-1011 было создано много раз­лич­ных заря­дов в инте­ре­сах всех родов войск, но осо­бенно большое число испыта­ний было посвящено созда­нию заря­дов для меж­кон­ти­нен­таль­ных бал­ли­сти­че­ских ракет, в раз­вер­ты­ва­нии кото­рых наша страна сильно отста­вала от США. В период послед­ней серии воз­душ­ных испыта­ний, про­ве­ден­ных СССР, в НИИ-1011 в корот­кий срок был раз­ра­бо­тан целый ряд заря­дов для стра­теги­че­ских ракет, кото­рые успешно прошли ядер­ные испыта­ния и выдержали кон­ку­ренцию с ана­логич­ными заря­дами раз­ра­ботки КБ- 11. В марте 1963 года большая группа участ­ни­ков этой раз­ра­ботки, в число кото­рых вхо­дил и Л. Ф. Клопов, была удо­сто­ена Ленин­ской премии.

В 1965 году Л. Ф. Клопов был назна­чен глав­ным кон­струк­то­ром КБ-2, занимавшегося раз­ра­бот­кой ядер­ных боепри­па­сов. Это назна­че­ние было встре­чено сотруд­ни­ками КБ-2 неод­но­значно. Большин­ство вполне верило в его силы и возмож­но­сти, счи­тая, что он вполне созрел для такого ответ­ствен­ного поста, однако были и скеп­тики, при­держи­вающи­еся про­ти­вопо­лож­ного мне­ния.

Л. Ф. Клопов весьма уве­ренно вошел в свою роль, хотя период был довольно-таки тяже­лый. Ощущался ост­рый недо­ста­ток рабо­чих площа­дей, недо­ста­ток науч­ных кад­ров, сла­бая отра­бо­тан­ность тех­но­логий, уже­сто­ча­лись тре­бо­ва­ния к раз­ра­ба­ты­ва­емым изде­лиям. В этих тяже­лейших усло­виях он оста­вался чело­ве­ком внешне спо­кой­ным, уве­рен­ным в своих силах.

Л. Ф. Клопов рабо­тал без раз­но­сов, пону­ка­ний, в кол­лек­тиве пытался создать твор­че­скую обста­новку. Он умел заин­те­ре­со­вать сотруд­ни­ков не про­сто в выпол­не­нии постав­лен­ных перед ними задач, а подвиг­нуть их на работу с пол­ной само­от­да­чей, с твор­че­ским под­хо­дом к реша­емым вопро­сам. Многие тогда гово­рили, что нача­лась «клопов­ская оттепель». Уже пер­вые шаги, пер­вые успехи давали осно­ва­ние делать вывод, что в связи со сме­ной руко­вод­ства обста­новка в КБ-2 не ухуд­ши­лась, а поне­многу улучша­лась. Под его руко­вод­ством и при непо­сред­ствен­ном уча­стии про­из­во­ди­лось осво­е­ние и выпуск всех ядер­ных боепри­па­сов, раз­ра­ба­ты­ва­емых по тема­тике инсти­тута.

Многие сотруд­ники, кото­рым дове­лось рабо­тать под руко­вод­ством Л. Ф. Клопова, отме­чают, что обста­новка в рабо­чих кол­лек­ти­вах была твор­че­ской и доб­роже­ла­тель­ной, и в этом без­условно заслуга глав­ного кон­струк­тора. При обще­нии с сотруд­ни­ками КБ-2 он не огра­ни­чи­вался сте­нами сво­его каби­нета, а в тече­ние рабо­чего дня мог появиться в рабо­чих ком­на­тах раз­лич­ных сек­то­ров или цехов завода и прямо у кульмана обсу­дить какие-то тех­ни­че­ские вопросы и сразу при­нять оптималь­ные реше­ния. Вме­сте с тем, Л. Ф. Клопов не боялся в труд­ные минуты при­нимать жест­кие и ответ­ствен­ные реше­ния.

Учи­ты­вая, что интен­сив­ная раз­ра­ботка множе­ства ЯБП раз­лич­ных клас­сов тре­бо­вала столь же интен­сив­ных и много­чис­лен­ных испыта­ний на раз­лич­ных полиго­нах, Л. Ф. Клопову при­хо­ди­лось участ­во­вать во многих из них в каче­стве тех­ни­че­ского руко­во­ди­теля. Работа на полиго­нах под руко­вод­ством Л. Ф. Клопова оста­вила о нем доб­рые, благопри­ят­ные впе­чат­ле­ния, как о чело­веке так­тич­ном, доступ­ном, выдер­жан­ном, уважающем людей, обла­дающем чув­ством юмора. Он не кри­чал на под­чи­нен­ных, не выхо­дил из себя при про­ис­ше­ствиях. Даже про­водя профи­лак­ти­че­ские собра­ния в коман­ди­ров­ках, дабы заост­рить внима­ние на пра­ви­лах пове­де­ния, вну­ше­ние про­ви­нившимся он делал с чув­ством юмора, не назы­вая фами­лий, но винов­ный и другие участ­ники испыта­тель­ной экс­пе­диции без­оши­бочно понимали, к кому это отно­сится.

Будучи глав­ным кон­струк­то­ром ВНИ­ИТФ, Л. Ф. Клопов был тесно свя­зан с В. Н. Челомеем по совмест­ной работе, свя­зан­ной с созда­нием бое­вого заряда для ракеты стра­теги­че­ского назна­че­ния УР-100.

Многие годы Л. Ф. Клопов был пред­се­да­те­лем комис­сии по надёж­но­сти при Научно-тех­ни­че­ском совете № 2 Мини­стер­ства сред­него маши­но­стро­е­ния. С 1959 по 1963 гг. он читал курс лекций по тео­рии авто­ма­ти­че­ского регу­ли­ро­ва­ния на вечер­нем отде­ле­нии № 6 Мос­ков­ского инже­нерно-физи­че­ского инсти­тута. В 1960 году ему было при­сво­ено науч­ное зва­ние «старший науч­ный сотруд­ник» по спе­ци­аль­но­сти «Авто­ма­ти­че­ское регу­ли­ро­ва­ние».

Л. Ф. Клопов вхо­дил в составы почти всех обще­ственно-поли­ти­че­ских орга­ни­за­ций: был депу­та­том област­ного Совета депу­та­тов тру­дящихся двух созывов, депу­та­том город­ского Совета, чле­ном бюро гор­кома КПСС и чле­ном парт­кома КБ-2.

Л. Ф. Клопов мог не только много и пло­до­творно тру­диться, но и содержа­тельно отды­хать. У него был доста­точно бога­тый мир увле­че­ний. Люби­тель при­роды, заяд­лый охот­ник и рыбак, весель­чак в компа­ниях, любил лири­че­скую песню. Еще во время учебы в Москве он брал уроки вокала в Мос­ков­ской кон­сер­ва­то­рии, испол­нял арии из опер.

В 1972 году Л. Ф. Клопов поки­дает НИИ-1011, где он про­ра­бо­тал около 17 лет. При­ка­зом по МСМ он был пере­ве­ден на работу в Москву в каче­стве заме­сти­теля началь­ника 5-го, ядерно-оружей­ного главка Мини­стер­ства сред­него маши­но­стро­е­ния. Руко­вод­ство инсти­тута и города торже­ственно отме­тили новое назна­че­ние глав­ного кон­струк­тора ВНИ­ИТФ. На «прощаль­ном» собра­нии 25 апреля Л. Ф. Клопову была вру­чена грамота о при­суж­де­нии ему зва­ния «Почет­ный граж­да­нин г. Снежин­ска» – «за выдающи­еся заслуги в раз­ви­тии города и Все­союз­ного научно-иссле­до­ва­тельского инсти­тута при­бо­ро­стро­е­ния, за пло­до­твор­ную науч­ную, про­из­вод­ствен­ную и обще­ственно-поли­ти­че­скую дея­тель­ность».

Работа в новой долж­но­сти тре­бо­вала реше­ний множе­ства слож­ных и про­блем­ных вопро­сов как науч­ного, так и про­из­вод­ствен­ного харак­тера. Тре­бо­ва­лось обес­пе­чить раз­ра­ботку текущих и пер­спек­тив­ных пла­нов десят­ков научно-иссле­до­ва­тельских орга­ни­за­ций 5-го Глав­ного управ­ле­ния МСМ и осуществ­лять жест­кий кон­троль их выпол­не­ния в уста­нов­лен­ные сроки. Одно­временно Л. Ф. Клопов был назна­чен пред­се­да­те­лем секции № 1 НТС МСМ, кото­рую возглав­лял ака­демик Ю. Б. Хари­тон. На секции рас­смат­ри­ва­лись многие вопросы по созда­нию новейших образцов ядер­ного оружия СССР. В 1974 году ему была при­сво­ена науч­ная степень док­тор тех­ни­че­ских наук, науч­ным руко­во­ди­те­лем его дис­сер­тации выступил ака­демик Ю. Б. Хари­тон.

Вся эта многогран­ная и слож­ная дея­тель­ность тре­бо­вала большого напряже­ния сил, хорошего зна­ния про­блем­ных вопро­сов отрасли и уме­ния найти компромисс­ные реше­ния с раз­лич­ными руко­во­ди­те­лями Мини­стер­ства сред­него маши­но­стро­е­ния. Эту большую и ответ­ствен­ную работу Л. Ф. Клопов успешно вел в тече­ние 18 лет до 1990 года. Он вышел в отставку в зва­нии гене­рал-майора авиации.

Науч­ная и про­из­вод­ствен­ная дея­тель­ность гене­рал-майора Лео­нида Фёдо­ро­вича Клопова отме­чена высо­кими награ­дами и зва­ни­ями, многими орде­нами и меда­лями. Он награж­ден орде­нами: Крас­ной Звезды (1953, 1956), Ленина (1962), Тру­до­вого Крас­ного Знамени (1966, 1976), Октябрьской Рево­люции (1971), Муже­ства (как вете­ран под­раз­де­ле­ний осо­бого риска – за уча­стие в рабо­тах с ядер­ными боепри­па­сами в экс­тремаль­ных усло­виях, 1977) и много­чис­лен­ными меда­лями. Л. Ф. Клопов – лау­реат Ленин­ской премии (1963) и Госу­дар­ствен­ной премии СССР (1967).

Лео­нид Фёдо­ро­вич Клопов умер 4 мая 2012 года в Москве.

В 2018 году, к сто­ле­тию Л. Ф. Клопова, в г. Снежин­ске, на фасаде зда­ния, где он рабо­тал, была уста­нов­лена мемо­ри­аль­ная доска.


Библиография‍10