Биография
Борис Фёдорович Громов родился 11 мая 1927 в деревне Стребково Рыбинского уезда Ярославской губернии в семье сельских учителей.
После окончания 9-го класса он поступил в Рыбинский авиационный техникум на отделение холодной обработки металлов резанием. Во время учебы работал на Рыбинском авиационном заводе.
В 1945 году, сдав экстерном экзамены за 10-й класс, он поступил в Московский энергетический институт на теплоэнергетический факультет. В 1947 году для подготовки специалистов для Атомного проекта СССР в МЭИ создается физико-энергетический факультет, куда переводили студентов, имеющих хорошую успеваемость и «благонадежность». Так Б. Ф. Громов попал в первый набор из 12 студентов нового факультета.
Дипломный проект, посвященный высокотемпературному газовому реактору, Б. Ф. Громов делал в Институте физических проблем. Однако в декабре 1950 года, когда дипломная работа была уже почти готова, решением ПГУ он направляется в Обнинск в Лабораторию «В» (ФЭИ) к А. И. Лейпунскому, который поручает ему заняться реактором с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ) для подводной лодки. Фактически это была первая работа, в которой определены основные черты такой ЯЭУ: реактор на промежуточных нейтронах с бериллиевым замедлителем и стержневыми твэлами, двухконтурная схема отвода тепла, петлевая компоновка оборудования первого контура, паротурбинное преобразование энергии. После успешной защиты дипломного проекта (с отличием, специальность «инженер-физик») Б. Ф. Громов был распределен в Лабораторию «В», приступив к работе в ней 2 августа 1951 года и продолжив начатые дипломной работой исследования.
В 1952 году вышло постановление правительства о развёртывании в Советском Союзе работ по созданию атомных подводных лодок (АПЛ), которым на Лабораторию «В» возлагалась обязанность по разработке реактора на сплаве свинец-висмут. К моменту выхода постановления, давшего работам по созданию атомных подводных лодок государственный приоритет, в США завершались работы по созданию АПЛ с ядерно-энергетическими установками (ЯЭУ) двух типов: с реактором на тепловых нейтронах, в котором в качестве замедлителя нейтронов и теплоносителя использовалась вода под давлением, и реактором на промежуточных нейтронах, в котором в качестве замедлителя нейтронов использовался металлический бериллий, а в качестве теплоносителя — жидкий натрий. В отличие от решения, принятого в США, А. И. Лейпунский в качестве жидкометаллического теплоносителя для ЯЭУ атомных подводных лодок выбрал эвтектический сплав свинца и висмута, несмотря на его худшие в сравнении с натрием теплопередающие свойства. Жизнь впоследствии подтвердила правильность этого выбора.
Борис Федорович Громов быстро стал опорой А. И. Лейпунского в создании реакторных установок с жидкометаллическим теплоносителем. А. И. Лейпунский остановил свой выбор на Б. Ф. Громове как на своём первом помощнике, а затем заместителе научного руководителя направления, конечно, не случайно. Природные способности и трудолюбие, самоорганизованность и дисциплина, присущие Б. Ф. Громову, способствовали этому выбору.
Работа по созданию ядерных энергетических установок с ЖМТ для АПЛ проходила в специфических условиях, которые характеризовались сжатыми директивными сроками, полным отсутствием какого-либо отечественного или зарубежного опыта обращения с жидкометаллическим теплоносителем свинец-висмут, высокой требовательностью государственных органов в отношении сроков выполнения и результатов проводимых работ, максимально возможной финансовой и организационной поддержкой государства. Это наложило свой отпечаток и на стиль работы Б. Ф. Громова как руководителя коллектива, нацеленного на быстрое и правильное решение задачи в условиях отсутствия достаточных знаний и опыта.
В 1954 году Б. Ф. Громов становится заведующим лабораторией ФЭИ. В это время работы по созданию первой советской атомной подводной лодки шли полным ходом. В январе 1959 года в ФЭИ был введен в эксплуатацию полномасштабный стенд-прототип реакторной установки 27/ВТ, предназначенный для отработки технологии жидкометаллического теплоносителя, эксплуатация которого выявила ряд важнейших проблем. Кроме того, на стенде 27/ВТ в 60-х годах произошло несколько аварий с проливом радиоактивного теплоносителя, что потребовало отработки мероприятий и средств защиты персонала от полония, которые в дальнейшем были перенесены и на подводную лодку.
Тем не менее, эксплуатация стенда 27/ВТ подтвердила принципиальную возможность создания АПЛ с ЖМТ.
В 1960 году за создание принципиально новой ядерно-энергетической установки и проведение цикла исследований группа учёных, в числе которых был и Б. Ф. Громов, была удостоена Ленинской премии. В 1961 году Б. Ф. Громов защищает кандидатскую диссертацию и становится кандидатом физико-математических наук.
В 1963 году в Северодвинске завершается строительство К-27 — первой опытной атомной подводной лодке проекта 645 с двумя реакторами на ЖМТ. Лодка успешно проходит государственные испытания и Правительственная комиссия, в состав которой входит Б. Ф. Громов, принимает решение о передаче ее ВМФ. Вскоре после этого лодка К-27 совершает рекордный для того времени автономный поход, проведя под водой без всплытия около двух месяцев. Во время второго похода АПЛ скрытно проходит в Средиземное море и только там позволяет обнаружить себя американцам. В 1968 году после нескольких успешных автономных походов в подлёдные северные воды, экваториальные воды и Средиземное море произошла авария на реакторе правого борта, в результате которой погибло несколько человек. Б. Ф. Громов взял ответственность за эту аварию на себя и выступил координатором работ по улучшению реактора.
К этому времени он был уже директором отделения ФЭИ, получив это назначение в 1964 году. В 1966 году Б. Ф. Громов становится доктором физико-математических наук, получив это звание по совокупности работ, в 1968 году ему присваивается учёное звание профессора.
В июне 1960 года специальное постановление ЦК КПСС дало старт новому проекту АПЛ с реактором на жидкометаллическом теплоносителе — проекту 705 лодки-«убийцы» подводных лодок и кораблей вероятного противника. ФЭИ стал научным руководителем создания паропроизводящей установки для этой АПЛ. Государственные ходовые испытания первой АПЛ проекта 705 проходили в конце 1971 года, и по их завершению лодку передали флоту в опытную эксплуатацию, а в начале 1972 года перевели на базу ВМФ. К сожалению, после ряда аварий было принято решение опытную АПЛ не восстанавливать, и она была списана из состава ВМФ, а проект подвергся модернизации.
После смерти в августе 1972 года А. И. Лейпунского, Б. Ф. Громов стал заместителем директора ФЭИ, возглавив направление по технологии тяжелого теплоносителя. По мере развёртывания работ по созданию ЯЭУ с ЖМТ всё большее число специалистов ФЭИ различного профиля — физики-расчётчики и экспериментаторы, химики, теплофизики, гидродинамики, материаловеды, разработчики твэлов, инженеры-эксплуатационники — становились участниками проводимых совместно работ, искали ответы на появляющиеся вопросы. В этот период времени в ФЭИ по тематике свинцово-висмутовых реакторов работало около 2500 человек.
В итоге был разработан технологический процесс обработки сплава свинец-висмут в ядерно-энергетической установке, создана специальная мобильная транспортабельная установка регенерации теплоносителя ТУР-1. Её использование на АПЛ проектов 705 и 705К оказалось эффективным и исключило возникновение аварийных ситуаций. Кроме того, при непосредственном участии Б. Ф. Громова для реакторных установок были разработаны и внедрены уникальные приборы по активометрии, позволившие в сочетании с технологией тяжелого теплоносителя обеспечить надежную безаварийную эксплуатацию ЯЭУ с ЖМТ. В дальнейшем (1996 г.) эти технологии были защищены двумя патентами, авторство которых решением коллектива участников было отдано Б. Ф. Громову.
Всего в СССР было построено семь лодок проектов 705 и 705 К. Они обладали рекордно высокой подводной скоростью (более 40 узлов) и маневренностью, успешно выполнили несколько длительных автономных походов. На разгон до полного хода им требовалось всего около 1 минуты, а на циркуляцию с разворотом на 180° ей — 42 секунды. За скоростные качества АПЛ проекта 705 была даже занесена в 1993 году в книгу рекордов Гиннеса. В 1981 году за научное руководство созданием судовых энергетических установок для атомной подводной лодки проекта 705 Б. Ф. Громов был удостоен Государственной премии СССР.
Как настоящий ученый, Б. Ф. Громов не был ортодоксальным противником «водяного» направления развития реакторов для АПЛ. Глубокие знания как положительных, так и отрицательных сторон свойств установок с различными теплоносителями позволяли ему оптимально решать вопросы их совершенствования.
Он постоянно выезжал для решения возникающих проблем в конструкторские организации (ОКБ «Гидропресс» и ОКБМ), где велась разработка проектов РУ, в институты, где разрабатывались топливные и конструкционные материалы (НИИ-9, ЦНИИ КМ «Прометей», ЦНИИТМАШ), к конструкторам атомных подводных лодок (СПМБМ «Малахит»), на судостроительные заводы в Северодвинске и Ленинграде, в НИТИ (Сосновый Бор), где эксплуатировался наземный стенд-прототип, на базу ВМФ, эксплуатирующую атомные подводные лодки. Во всех этих организациях Б. Ф. Громов обладал высоким авторитетом и пользовался большим уважением, как у рядовых специалистов, так и у руководителей.
В результате научно-исследовательских работ, научное руководство которыми последние 30 лет осуществлял Б. Ф. Громов, в России освоена уникальная, не имеющая мировых аналогов ядерная энергетическая технология (всего на АПЛ и наземных стендах эксплуатировалось 12 реакторов с общей наработкой 80 реакторо-лет), имеющая большую перспективу развития в гражданской ядерной энергетике. Среди таких работ можно назвать АЭС малой мощности «Ангстрем-П» (блочно-транспортабельная), «Круиз-50» (плавучая), БРУС-150, СВБР-75/100.
В последний период своей трудовой деятельности Б. Ф. Громов возглавил работы по разработке и созданию первой в мире жидкометаллической свинцово-висмутовой мишени для протонного ускорителя в США. Мишенный комплекс, изготовленный ОКБ «Гидропресс», успешно прошел теплогидравлические испытания в ФЭИ.
В повседневной жизни Бориса Федоровича Громова отличали интеллигентность и уважительное отношение к окружающим, независимо от их статуса и характера. При этом ему сопутствовала высокая ответственность за порученное дело, которая порой требовала определенной жесткости.
Говоря о Б. Ф. Громове, нельзя не отметить его увлечения волейболом, где он имел первый разряд, играл за сборную команду Обнинска по волейболу, в составе которой был чемпионом Калужской области и призёром зональных соревнований РСФСР. К сожалению, в полной мере его спортивный талант так и не раскрылся, так как, выбирая между спортом и наукой, он выбрал науку. Б. Ф. Громов принимал активное участие в лыжных кроссах, увлечённо собирал грибы, ходил в турпоходы, что помогало выдерживать большие эмоциональные нагрузки.
Б. Ф. Громов являлся заместителем председателя двух диссертационных советов ФЭИ, членом диссертационного совета НИКИЭТ, членом секции судовых ядерных энергетических установок НТС Минатома и Экспертного совета ВАК. Он вёл большую общественную работу в выборных органах.
Его трудовая деятельность высоко оценена государством. Он был удостоен звания лауреата Ленинской и Государственной премий, дважды награжден орденами Трудового Красного Знамени, медалями. Ему присвоено почётное звание Заслуженного деятеля науки и техники Российской Федерации. Он являлся членом Нью-Йоркской Академии наук.
Б. Ф. Громов скончался 9 июня 2001 года.