Биография
Георгий Алексеевич Гладков родился 13 ноября 1925 года в Москве.
В 1941 году окончил 8 классов средней школы, и начал работать слесарем на одном из московских заводов. В 1943 году был призван в РККА, в том же году направлен на фронт. Г. А. Гладков воевал радистом отдельного лыжного батальона 199-й Смоленской стрелковой дивизии на Западном фронте. В ходе боевых операций тяжело заболел, и в 1944 году по состоянию здоровья он был демобилизован и уволен в запас.
Вернувшись в Москву, Г. А. Гладков сдал экстерном экзамены за курс средней школы и поступил в Московский энергетический институт, окончив его с отличием в 1950 году. Уже здесь проявились многие из его лучших качеств — в студенческие годы он верховодил студенческим научно-техническим обществом, делал расчеты по нейтронной физике и теплотехнике реакторов, с некоторыми из которых знакомился И. В. Курчатов. Это и определило его дальнейшую судьбу.
Молодой инженер по распределению был направлен в Лабораторию № 2 АН СССР (с 1960 года — Институт атомной энергии имени И. В. Курчатова), где в августе 1950 года Г. А. Гладков начал свою трудовую деятельность в должности инженера сектора 6 (руководитель В. И. Меркин).
Он активно включился в реакторную работу, и уже с самого начала Г. А. Гладкову давались ответственные поручения. Так, летом 1952 года его с коллегой командировали на Базу-10 (ПО «Маяк»), где с сентября 1950 году выдавал свою продукцию — плутоний — промышленный реактор АВ-1. Перед ними была поставлена задача научно-технического обоснования повышения мощности реактора. За короткий срок они провели теплотехнический расчет и выдали рекомендацию по форсированию мощности в осенне-зимний период в зависимости от температуры входной воды, идущей на охлаждение реактора.
Пытливый ум молодого специалиста, его желание решить сложные научно-технические проблемы были замечены высоким руководством — И. В. Курчатовым, который в марте 1954 года назначил Г. А. Гладкова заместителем по науке начальника сектора промышленных реакторов (В. И. Меркина).
С 1952 года в Лаборатории № 2 стали разворачиваться работы по созданию специального реактора для атомной подводной лодки, и Г. А. Гладков становится одним из ведущих специалистов в этом направлении. Уже в первых крупных проектах — создании первой атомной подводной лодки «К-3» («Ленинский комсомол») и первого в мире атомного ледокола «Ленин» он заявляет о себе как специалист высокого класса. У конструкторских и проектных организаций еще не было опыта строительства таких объектов, и тут пригодился талант Г. А. Гладкова, его эрудиция, широкие познания в области физики, теплофизики, динамики процессов. Его инженерное и научное дарование были отмечены уже в 1954 году — за выполнение специального задания его наградили орденом «Знак Почета».
В 1956 году он защитил кандидатскую диссертацию, причем в целях экономии его рабочего времени — Г. А. Гладков должен был пускать стенд 27/ВМ в Обнинске — защита проводилась по автореферату выполненных работ. А 22 июня 1956 года в Лаборатории № 2 в целях дальнейшего развития научно-исследовательских работ по судовым энергетическим установкам из состава сектора № 6 выделяется группа и создается новый научный сектор № 20 во главе с Г. А. Гладковым.
1 декабря 1958 года начались ходовые испытания первой советской атомной подводной лодки (АПЛ), после чего АПЛ «К-3» была передана военно-морскому флоту в опытную эксплуатацию. А 3 декабря 1959 года атомный ледокол «Ленин» был передан в эксплуатацию Министерству морского флота. За значительный вклад в создание атомной подводной лодки Г. А. Гладков был удостоен Ленинской премии (1959 г.).
В течение многих лет Г. А. Гладков был одним из ведущих сотрудников Лаборатории № 2, начальником отдела транспортных ядерных энергетических установок, работал в области создания атомных вооружений и атомных реакторов. Работа на этом поприще обеспечила ему непререкаемый авторитет среди коллег во всех организациях отрасли. Когда в центрах атомного судостроения возникали сложные ситуации, на помощь звали его. И всякий раз Г. А. Гладков отправлялся на Север или Дальний Восток, чтобы разрешить еще один клубок проблем. Научная эрудиция его не подводила: с помощью Г.А.Гладкова находились ответы на, казалось бы, тупиковые вопросы.
В апреле 1962 года им была решена задача сведения к минимуму положительного выбега реактивности при разогреве активных зон атомоходов второго поколения. По требованию заказчика энергозапас активных зон атомных подводных лодок второго поколения был увеличен почти в два раза по сравнению с эксплуатируемыми. В результате существенно усложнилась физика реакторов, так как пришлось перейти на новую элементную базу и применить комбинацию выгорающих поглотителей. Для расчета работы активной зоны были разработаны новые программы, адекватность которых затем подтвердили эксперименты на критических стендах. Руководил расчетными работами Г. А. Гладков,
В этот период из-за ряда аварийный событий, в особенности на критстендах, возникла острая необходимость регламентации технических решений и правил работы, направленной на обеспечение безопасности цепной реакции деления в различных ядерных установках. В Институте атомной энергии имени И. В. Курчатова была создана рабочая группа, куда вошел и Г. А. Гладков. Разработанный ими документ в дальнейшем составил основу Правил ядерной безопасности реакторных установок кораблей и был опубликован в 1964 году на 3-й Женевской конференции по мирному использованию атомной энергии.
Под непосредственным руководством Г. А. Гладкова велись работы по созданию атомных энергетических установок советских атомных подводных лодок всех последующих поколений. При его активном участии разработаны и внедрены современные методы расчета ядерных реакторов, позволяющие с высокой точностью определить эксплуатационные характеристики активных зон реактора.
Г. А. Гладков часто выходил в плавание на АПЛ в рамках специальных целевых испытаний, а также при участии в работе комиссий государственной приемки корабля. В 1969 году он участвовал в госкомиссии по приемке торпедной АПЛ проекта 671, которая чудом не закончилась трагически для лодки и её экипажа. В программу испытаний был внесен пункт: «на глубине 100 м переходом с полного переднего хода на полный задний одержать скорость до «0» с последующим переходом снова на полный передний». Но при этом не была учтена погрешность лага в этом динамическом режиме, и при «0» по прибору из-за полного нарушения гидродинамики горизонтальных рулей корабль стал заваливаться на корму, получив аварийный дифферент 45°. От гибели корабль спасла четкая работа команды, успевшей аварийной продувкой балласта выйти из аварийной ситуации.
За большой вклад в отечественное транспортное реакторостроение, успешное выполнение заданий руководства Военно-морским флотом в 1969 году Г. А. Гладкову была присуждена Государственная премия.
С 1972 года Г. А. Гладков — профессор, с 1976 года — доктор технических наук.
Успешно сочетая глубокие теоретические знания с умением решать практические задачи широко спектра, Г. А. Гладков становится крупным ученым в области атомной энергетики, высококвалифицированным специалистом по разработке транспортных ядерных энергетических установок. Замечательного ученого и инженера отличали широчайшая эрудиция, глубокое проникновение в сущность исследуемых явлений, удивительная научная интуиция, острое чувство нового и кипучая энергия. Про стиль Г. А. Гладкова говорили: он свято соблюдает мудрый завет Петра, который заключался в следующем: «Нельзя абы как прожекты ляпать. Каждый прожект зело исправен должен быть, дабы зряшно не разорять казну и государству вред не учинять». При этом как научный руководитель Г. А. Гладков был активным сторонником внедрения новых прогрессивных решений.
Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1985 году за большой вклад в успешное выполнение специальных заданий в области развития Военно-морского флота Георгию Алексеевичу Гладкову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Г. А. Гладков много внимания уделял воспитанию научной смены: был членом Государственной экзаменационной комиссии Московского инженерно-физического института, входил в состав диссертационных советов по присуждению ученых степеней в ряде учебных и научно-исследовательских институтов.
Г. А. Гладков был очень скромным человеком, никогда не упоминавшим о своем фронтовом прошлом. Он обладал исключительным чувством такта, не перебивал собеседника, дослушивал до конца, глубоко вникал в существо вопроса, благодаря уникальному аналитическому уму, и только после этого формировал оценку с соответствующей степенью конкретности и категоричности. Его природная деликатность органично сочеталась с жесткостью при реализации научно-технической позиции.
Г. А. Гладков является автором и соавтором 360 научных трудов и публикаций, 3 изобретений. Его научная деятельность была отмечена еще целым рядом государственных наград: 2 ордена Ленина (1975 г., 1985 г.), медали. В 1997 году ему было присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».
Помимо перечисленных званий, ученых степеней и орденов были у Георгия Алексеевича и более скромные, но не менее ценимые им награды. Речь идет о двух знаках: «За дальний поход» (удостоверение подписано командиром первой атомной подводной лодки Л. Г. Осипенко) и «Почетный ветеран-подводник». Последнее звание Георгий Алексеевич получил вслед за А. П. Александровым, который был его учителем и наставником.
Г. А. Гладков был жизнелюбом, заядлым туристом. И в 40, и 50 и в 70 с лишним лет ему ничего не стоило собраться в путешествие по тропам Кавказских гор или по Подмосковью с огромным рюкзаком за плечами. Он жил так цельно и полно, что не замечал прожитых лет.
Георгий Алексеевич Гладков умер 21 января 2005 года. Похоронен на Ваганьковского кладбища.