Биография
Виктор Андреевич Чернорез родился 31 января 1910 года в селе Пески Изюмского района Харьковской области в семье рабочего.
В 1930 году В. А. Чернорез поступил в Ленинградский институт точной механики и оптики. В 1931 году его избрали секретарем комитета ВЛКСМ института. В 1932 году после успешного окончания второго курса института В. А. Чернорез был направлен для продолжения учебы в Военную артиллерийскую академию им. Дзержинского.
В 1936 году В. А. Чернорез окончил академию с отличием по специальности инженер-артиллерист и поступил в адъюнктуру Военно-воздушной академии им. Жуковского. В 1938 году его командировали в Германию для отбора и закупки лабораторно-испытательного оборудования для полигона ВВС.
По возвращению в СССР В. А. Чернорез был направлен на службу в научно-испытательный полигон авиационных вооружений близ подмосковного Ногинска. Научно-испытательный полигон авиационных вооружений (НИП АВ) с 1943 года стал именоваться научно-испытательным институтом (НИИ АВ), через небольшое время — Управлением испытаний авиавооружений (УИ АВ) и с 1944 года — 4-м Управлением Государственного Краснознаменного НИИ ВВС (ГК НИИ ВВС).
На полигоне в г. Ногинске испытания авиавооружения велись в период с 30-х до начала 50-х годов XX столетия. Инженерно-технический персонал полигона испытывал отечественные, импортные и трофейные модификации авиационного вооружения — стрелково-пушечного, ракетного и бомбового, — прицелов, взрывателей, изучал возможности различных самолетов к использованию вооружений на разных высотах, разных скоростях и разных режимах полета. Перед руководством полигона стояла главная задача: испытание всех существующих видов и моделей вооружения, изучение возможностей их совершенствования, разработка инструкций для их применения в боевых условиях, составление таблиц для пристрелки этих вооружений. На полигон поступали новые разработки, их испытывали, совершенствовали и доводили до промышленного производства.
На полигоне В. А. Чернорез работал с 1939 года в должностях: начальника баллистической лаборатории и начальника 4-го (научно-исследовательского) отдела, затем — заместителем начальника НИИ АВ по научно-исследовательской работе. Руководство полигона отмечало его особый вклад в «… разработку инструкций по бомбометанию с самолета Пе-2, по боевому применению Як-9т с пушками 37 мм, по разработке карточки пристрелок из всех видов самолетов, всех таблиц стрельбы и бомбометания».
В 1947 году инженер-полковник В. А. Чернорез был назначен заместителем по научно-исследовательской работе 71-го полигона ВВС, создаваемого в районе посёлка Багерово в Крыму на базе аэродрома Багерово. Командовал полигоном генерал-майор авиации Г. О. Комаров.
Полигон создавался для авиационного обеспечения воздушных ядерных испытаний и отработки технических средств доставки ядерных зарядов, в качестве которых в то время могла использоваться только авиация. На персонал полигона в рамках советского атомного проекта возлагалось несколько задач: выполнение бомбометаний с самолетов-носителей в режиме воздушных ядерных взрывов и проведение отбора продуктов взрыва из облака самолетными средствами, отработка и «неядерные» испытания ядерных бомб совместно с испытаниями их самолетов-носителей. По результатам этих испытаний определялась пригодность и готовность комплекса «самолет-бомба» к проведению воздушных ядерных испытаний. Решение о создании 71-го полигона ВВС для авиационного обеспечения ядерных испытаний (воинская часть 93851) было оформлено постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 августа 1947 года и приказом министра обороны от 27 августа 1947 года.
При выборе месторасположения полигона рассматривалось несколько вариантов, в том числе были предложения разместить полигон поблизости от места разработки и изготовления атомной бомбы, недалеко от КБ-11 (г. Саров). Однако по условиям безопасности и другим соображениям этот вариант не был одобрен. Окончательным местом для 71-го полигона был определен район поселка Багерово на Керченском полуострове в Крыму. Полигон был расположен в 14 км от Керчи на месте действовавшего здесь во время войны полевого аэродрома.
Выбор пал на поселок Багерово по нескольким причинам. Во-первых, в этом районе преобладало значительное количество солнечных дней, что было существенно для обеспечения визуального наблюдения за испытываемыми объектами при траекторных измерениях. Во-вторых, удаленность полигона обеспечивала безопасность испытаний и соблюдение режимных условий. В-третьих, имелась возможность отчуждения для полигона значительной территории. Восточная граница полигона от поселка Багерово выходила к Азовскому морю в районе Чокракского озера, а западная — к Казантипскому заливу.
Срок завершения формирования и оснащения полигона был приурочен к лету 1948 года, когда планировалось начать летные испытания разрабатываемых изделий. Благодаря эффективному управлению строительством руководством полигона и самоотверженному труду военных строителей все задачи были выполнены в срок. Одновременно была создана и жилищно-коммунальная инфраструктура полигона. Во многом благодаря усилиям инженера-полковника В. А. Чернореза на полигоне сформировалась дееспособная научно-испытательная часть, структура которой в полной мере соответствовала направлениям предстоящих испытаний и постоянно развивалась. Одновременно шло обучение офицерского состава полигона новому оружию. Для этого в 1950 году команда офицеров полигона во главе с Г. О. Комаровым была командирована в КБ-11 для прохождения производственной практики по эксплуатации изделия РДС-1. Впоследствии В. А. Чернорез участвовал в разработке тактико-технических требований для новых типов авиационных ядерных бомб. Военнослужащих полигона местное население называло «глухонемыми» — в силу секретности своей работы они не имели права ничего рассказывать об объекте.
Первые атомные заряды разрабатывались для авиационных бомб с весогабаритными характеристиками, позволяющими использование их с дальнего бомбардировщика «Ту-4»., поэтому аэродром «Багерово» строился внеклассным, рассчитанным на приём воздушных судов всех типов. Вначале полеты выполнялись со взлетно-посадочной полосы, покрытой металлическими плитами. Затем для взлета и посадки тяжелых ракетоносцев в Багерово была построена из аэродромных бетонных плит ПАГ-18 взлетно-посадочная полоса шириной 80 метров и длиной 3,5 километра. На полигоне была создана необходимая инфраструктура, обеспечивающая дневные и ночные полеты всех существующих и проектируемых самолетов.
Привлечение большого числа строителей, техники, материалов, умелое руководство позволили уже через год приступить к испытаниям в воздухе. На полигоне проводились «неядерные» испытания атомных бомб совместно с проверкой самолетов-носителей — полеты в Крыму предшествовали натурным ядерным испытаниям. Для сброса бомб использовалось 7 типов самолетов-носителей. Самолет-носитель сбрасывал на полигон бомбы, идентичные по форме, массе и размерам разрабатываемым атомным бомбам, с теми же взрывателями, только не ядерными. Только после того, как крымские эксперименты успешно завершались, специалисты КБ-11 приступали к опытам с настоящими ядерными бомбами на восточных и северных полигонах страны.
С 1949 по 1962 гг., до введения в 1962 году моратория на ядерные испытания, специалисты 71-го полигона ВВС участвовали в 178 ядерных испытаниях на Семипалатинском, Новоземельском полигонах (94 на Семипалатинском полигоне, 83 на Новой Земле) и 1 на Тоцком общевойсковом учении с применением ядерного оружия под Оренбургом. Первая советская крылатая ракета КС-1 «Комета» испытывалась здесь же, 21 ноября 1952 года первым пуском со штатной боевой частью (БЧ) затопившая корабль-мишень (списанный крейсер «Красный Кавказ») в районе мыса Чауда. Первое воздушное испытание атомной бомбы РДС-3, состоявшееся 18 октября 1951 года, было выполнено с самолета-носителя Ту-4, взлетавшего с Багеровского аэродрома.
Начальник полигона многократно сам участвовал в проведении испытаний. Так он был участником первого воздушного испытания ядерного оружия 24 сентября 1957 года на северном полигоне Новая Земля, а также в испытаниях там же самолета-носителя ТУ-95 в марте 1958 года. В. А. Чернорез входил в число руководителей испытания водородной супербомбы, взрыв которой состоялся 30 октября 1961 года на Новой Земле.
Для изучения характеристик ядерных взрывов самолеты проходили сквозь облака, поднимавшиеся после взрывов, и отбирали пробы воздуха и частичек радиоактивной пыли. После этого возвращались в Крым и здесь, на одном из участков аэродрома, проходили дезактивацию. Впоследствии техника и продукты дезактивации (вещества, заражённая земля и т. д.) были захоронены в степи между пос. Багерово и Чистополье на так называемом Багеровском могильнике.
В 1952 году в связи с переводом начальника полигона Г. О. Комарова в другую часть В. А. Чернорез назначается начальником полигона. В 1953 году ему было присвоено звание генерал-майор. В том же году после успешного испытания первой советской водородной бомбы В. А. Чернорез становится лауреатом Сталинской премии. Постановлением СМ СССР от 31 декабря 1953 года «О присуждении Сталинских премий научным и инженерно-техническим работникам Министерства среднего машиностроения и других ведомств за создание водородной бомбы и новых конструкций атомных бомб» за разработку специального самолетного оборудования для сбрасывания и летных испытаний изделий и участие в испытаниях изделий РДС-2, РДС-3, РДС-4, РДС-5 и РДС-6с генерал-майору инженерной службы В. А. Чернорезу была присуждена Сталинская премия 2-й степени.
В 1956 году после успешного испытания водородной бомбы новой конструкции РДС-37, на котором на В. А. Чернореза было возложено общее руководство авиационным обеспечением испытаний, он был награжден орденом Красной Звезды и премирован денежной премией в размере 25 тыс. рублей.
Формированию 71-го полигона, его благоустройству, организации строительства объектов жилищно-бытового обеспечения В. А. Чернорез отдавал много времени, и самые яркие страницы в истории поселка Багерово связаны с его именем. Фактически посёлок стал культурным центром района. На концертные площадки приезжали театры из Москвы. В лучшую по тем временам в Крыму школу № 1 приглашались ветераны, литераторы, герои-авиаторы Советского Союза. Ученики слушали И.Н Кожедуба, А. И. Покрышкина. На вечера отдыха, устраиваемые в гарнизоне, съезжалась молодёжь из всей округи, даже керченская. Самые завидные женихи учились или служили здесь. Подчиненные за глаза называли своего командира батька Черномор.
Благодаря В. А. Чернорезу в короткие сроки строились детские сады, жилые дома, закладывались памятники и фонтаны. Каждый солдат был закреплён за десятком молодых саженцев, которые неукоснительно поливали. У озера Чокрак организовали пионерский лагерь и базу отдыха. В качестве пионервожатых привлекались сотрудники «Артека». В выходные выделяли транспорт для массового отдыха семей военнослужащих на Азовском побережье.
В 60-х годах Багерово получило статус посёлка городского типа.
В 1960 году В. А. Чернорезу было присвоено звание генерал-лейтенанта.
За достигнутые успехи и исключительные заслуги перед государством В. А. Чернорез был удостоен многих высоких званий и правительственных наград. Указом президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1962 года за умелое руководство работой по освоению боевой техники генерал-лейтенанту В. А. Чернорезу было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Он также награжден двумя орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Трудового Красного Знамени, Красной Звезды (трижды) и многими медалями.
После подписания в 1962 году Советским Союзом Договора о прекращении испытаний ядерного оружия 71-й полигон был закрыт, а на его базе расположился учебно-боевой полк Ворошиловоградского военного училища летчиков и штурманов. Летная часть полигона перебазировалась в район г. Ахтубинска.
В 1970 году генерал-лейтенант В. А. Чернорез был уволен в отставку. Жил в г. Москве, вел активную общественную работу.
Виктор Андреевич Чернорез умер 8 июля 1980 года. Похоронен на Кунцевском кладбище города Москвы.