Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Персоналии /

Чернорез Виктор Андреевич1910—1980

гене­рал-лей­те­нант. С 1947 года был заме­сти­те­лем по научно-иссле­до­ва­тельской работе 71-го полигона ВВС в районе посёлка Баге­рово в Крыму, а с 1952 года — руко­во­ди­те­лем этого цен­тра. Лау­реат Ста­лин­ской премии (1953), Герой Соци­а­ли­сти­че­ского Труда (1962).
Чернорез Виктор Андреевич

Биография

Вик­тор Андре­евич Чер­но­рез родился 31 января 1910 года в селе Пески Изюм­ского района Харь­ков­ской обла­сти в семье рабо­чего.

В 1930 году В. А. Чер­но­рез поступил в Ленинград­ский инсти­тут точ­ной меха­ники и оптики. В 1931 году его избрали сек­ре­та­рем коми­тета ВЛКСМ инсти­тута. В 1932 году после успеш­ного окон­ча­ния вто­рого курса инсти­тута В. А. Чер­но­рез был направ­лен для про­долже­ния учебы в Воен­ную артил­ле­рийскую ака­демию им. Дзержин­ского.

В 1936 году В. А. Чер­но­рез окон­чил ака­демию с отли­чием по спе­ци­аль­но­сти инже­нер-артил­ле­рист и поступил в адъюнк­туру Военно-воз­душ­ной ака­демии им. Жуков­ского. В 1938 году его коман­ди­ро­вали в Герма­нию для отбора и закупки лабо­ра­торно-испыта­тель­ного обо­ру­до­ва­ния для полигона ВВС.

По воз­враще­нию в СССР В. А. Чер­но­рез был направ­лен на службу в научно-испыта­тель­ный полигон авиаци­он­ных вооруже­ний близ под­мос­ков­ного Ногин­ска. Научно-испыта­тель­ный полигон авиаци­он­ных вооруже­ний (НИП АВ) с 1943 года стал име­но­ваться научно-испыта­тель­ным инсти­ту­том (НИИ АВ), через небольшое время — Управ­ле­нием испыта­ний авиа­во­оруже­ний (УИ АВ) и с 1944 года — 4-м Управ­ле­нием Госу­дар­ствен­ного Крас­но­знамен­ного НИИ ВВС (ГК НИИ ВВС).

На полигоне в г. Ногин­ске испыта­ния авиа­во­оруже­ния велись в период с 30-х до начала 50-х годов XX сто­ле­тия. Инже­нерно-тех­ни­че­ский пер­со­нал полигона испыты­вал оте­че­ствен­ные, импорт­ные и тро­фей­ные модифи­кации авиаци­он­ного вооруже­ния — стрел­ково-пушеч­ного, ракет­ного и бом­бо­вого, — при­це­лов, взры­ва­те­лей, изу­чал возмож­но­сти раз­лич­ных само­ле­тов к исполь­зо­ва­нию вооруже­ний на раз­ных высо­тах, раз­ных ско­ро­стях и раз­ных режимах полета. Перед руко­вод­ством полигона сто­яла глав­ная задача: испыта­ние всех суще­ствующих видов и моде­лей вооруже­ния, изу­че­ние возмож­но­стей их совершен­ство­ва­ния, раз­ра­ботка инструкций для их при­ме­не­ния в бое­вых усло­виях, состав­ле­ние таб­лиц для при­стрелки этих вооруже­ний. На полигон поступали новые раз­ра­ботки, их испыты­вали, совершен­ство­вали и дово­дили до промыш­лен­ного про­из­вод­ства.

На полигоне В. А. Чер­но­рез рабо­тал с 1939 года в долж­но­стях: началь­ника бал­ли­сти­че­ской лабо­ра­то­рии и началь­ника 4-го (научно-иссле­до­ва­тельского) отдела, затем — заме­сти­те­лем началь­ника НИИ АВ по научно-иссле­до­ва­тельской работе. Руко­вод­ство полигона отме­чало его осо­бый вклад в «… раз­ра­ботку инструкций по бом­боме­та­нию с само­лета Пе-2, по бое­вому при­ме­не­нию Як-9т с пуш­ками 37 мм, по раз­ра­ботке кар­точки при­стре­лок из всех видов само­ле­тов, всех таб­лиц стрельбы и бом­боме­та­ния».

В 1947 году инже­нер-пол­ков­ник В. А. Чер­но­рез был назна­чен заме­сти­те­лем по научно-иссле­до­ва­тельской работе 71-го полигона ВВС, созда­ва­емого в районе посёлка Баге­рово в Крыму на базе аэро­дрома Баге­рово. Коман­до­вал полиго­ном гене­рал-майор авиации Г. О. Кома­ров.

Полигон созда­вался для авиаци­он­ного обес­пе­че­ния воз­душ­ных ядер­ных испыта­ний и отра­ботки тех­ни­че­ских средств доставки ядер­ных заря­дов, в каче­стве кото­рых в то время могла исполь­зо­ваться только авиация. На пер­со­нал полигона в рам­ках совет­ского атом­ного про­екта воз­лага­лось несколько задач: выпол­не­ние бом­боме­та­ний с само­ле­тов-носи­те­лей в режиме воз­душ­ных ядер­ных взрывов и про­ве­де­ние отбора про­дук­тов взрыва из облака само­лет­ными сред­ствами, отра­ботка и «неядер­ные» испыта­ния ядер­ных бомб совместно с испыта­ни­ями их само­ле­тов-носи­те­лей. По результа­там этих испыта­ний опре­де­ля­лась при­год­ность и готов­ность комплекса «само­лет-бомба» к про­ве­де­нию воз­душ­ных ядер­ных испыта­ний. Реше­ние о созда­нии 71-го полигона ВВС для авиаци­он­ного обес­пе­че­ния ядер­ных испыта­ний (воин­ская часть 93851) было оформ­лено поста­нов­ле­нием ЦК КПСС и Совета Мини­стров СССР от 21 авгу­ста 1947 года и при­ка­зом мини­стра обо­роны от 27 авгу­ста 1947 года.

При выборе место­рас­по­ложе­ния полигона рас­смат­ри­ва­лось несколько вари­ан­тов, в том числе были пред­ложе­ния разме­стить полигон побли­зо­сти от места раз­ра­ботки и изго­тов­ле­ния атом­ной бомбы, неда­леко от КБ-11 (г. Саров). Однако по усло­виям без­опас­но­сти и другим сооб­раже­ниям этот вари­ант не был одоб­рен. Окон­ча­тель­ным местом для 71-го полигона был опре­де­лен район поселка Баге­рово на Кер­чен­ском полу­ост­рове в Крыму. Полигон был рас­по­ложен в 14 км от Керчи на месте действо­вавшего здесь во время войны поле­вого аэро­дрома.

Выбор пал на посе­лок Баге­рово по нескольким при­чи­нам. Во-пер­вых, в этом районе пре­об­ла­дало зна­чи­тель­ное коли­че­ство сол­неч­ных дней, что было суще­ственно для обес­пе­че­ния визу­аль­ного наблю­де­ния за испыты­ва­емыми объек­тами при тра­ек­тор­ных изме­ре­ниях. Во-вто­рых, уда­лен­ность полигона обес­пе­чи­вала без­опас­ность испыта­ний и соблю­де­ние режим­ных усло­вий. В-тре­тьих, име­лась возмож­ность отчуж­де­ния для полигона зна­чи­тель­ной тер­ри­то­рии. Восточ­ная гра­ница полигона от поселка Баге­рово выхо­дила к Азов­скому морю в районе Чокрак­ского озера, а запад­ная — к Казан­тип­скому заливу.

Срок заверше­ния форми­ро­ва­ния и оснаще­ния полигона был при­уро­чен к лету 1948 года, когда пла­ни­ро­ва­лось начать лет­ные испыта­ния раз­ра­ба­ты­ва­емых изде­лий. Благо­даря эффек­тив­ному управ­ле­нию стро­и­тельством руко­вод­ством полигона и само­от­вержен­ному труду воен­ных стро­и­те­лей все задачи были выпол­нены в срок. Одно­временно была создана и жилищно-комму­наль­ная инфра­струк­тура полигона. Во многом благо­даря уси­лиям инже­нера-пол­ков­ника В. А. Чер­но­реза на полигоне сформи­ро­ва­лась дее­спо­соб­ная научно-испыта­тель­ная часть, струк­тура кото­рой в пол­ной мере соот­вет­ство­вала направ­ле­ниям пред­сто­ящих испыта­ний и посто­янно раз­ви­ва­лась. Одно­временно шло обу­че­ние офицер­ского состава полигона новому оружию. Для этого в 1950 году команда офице­ров полигона во главе с Г. О. Кома­ро­вым была коман­ди­ро­вана в КБ-11 для про­хож­де­ния про­из­вод­ствен­ной прак­тики по экс­плу­а­тации изде­лия РДС-1. Впо­след­ствии В. А. Чер­но­рез участ­во­вал в раз­ра­ботке так­тико-тех­ни­че­ских тре­бо­ва­ний для новых типов авиаци­он­ных ядер­ных бомб. Воен­но­служащих полигона мест­ное насе­ле­ние назы­вало «глу­хо­немыми» — в силу сек­рет­но­сти своей работы они не имели права ничего рас­ска­зы­вать об объекте.

Пер­вые атом­ные заряды раз­ра­ба­ты­ва­лись для авиаци­он­ных бомб с весога­ба­рит­ными харак­те­ри­сти­ками, поз­во­ляющими исполь­зо­ва­ние их с даль­него бом­бар­ди­ровщика «Ту-4»., поэтому аэро­дром «Баге­рово» стро­ился вне­класс­ным, рас­счи­тан­ным на приём воз­душ­ных судов всех типов. Вна­чале полеты выпол­ня­лись со взлетно-поса­доч­ной полосы, покрытой метал­ли­че­скими пли­тами. Затем для взлета и посадки тяже­лых раке­то­носцев в Баге­рово была постро­ена из аэро­дром­ных бетон­ных плит ПАГ-18 взлетно-поса­доч­ная полоса шири­ной 80 мет­ров и дли­ной 3,5 километра. На полигоне была создана необ­хо­димая инфра­струк­тура, обес­пе­чи­вающая днев­ные и ноч­ные полеты всех суще­ствующих и про­ек­ти­ру­емых само­ле­тов.

При­вле­че­ние большого числа стро­и­те­лей, тех­ники, мате­ри­а­лов, уме­лое руко­вод­ство поз­во­лили уже через год при­ступить к испыта­ниям в воз­духе. На полигоне про­во­ди­лись «неядер­ные» испыта­ния атом­ных бомб совместно с про­вер­кой само­ле­тов-носи­те­лей — полеты в Крыму пред­ше­ство­вали натур­ным ядер­ным испыта­ниям. Для сброса бомб исполь­зо­ва­лось 7 типов само­ле­тов-носи­те­лей. Само­лет-носи­тель сбра­сы­вал на полигон бомбы, иден­тич­ные по форме, массе и разме­рам раз­ра­ба­ты­ва­емым атом­ным бом­бам, с теми же взры­ва­те­лями, только не ядер­ными. Только после того, как крым­ские экс­пе­рименты успешно заверша­лись, спе­ци­а­ли­сты КБ-11 при­ступали к опытам с насто­ящими ядер­ными бом­бами на восточ­ных и север­ных полиго­нах страны.

С 1949 по 1962 гг., до вве­де­ния в 1962 году мора­то­рия на ядер­ные испыта­ния, спе­ци­а­ли­сты 71-го полигона ВВС участ­во­вали в 178 ядер­ных испыта­ниях на Семи­па­ла­тин­ском, Ново­земельском полиго­нах (94 на Семи­па­ла­тин­ском полигоне, 83 на Новой Земле) и 1 на Тоц­ком обще­войско­вом уче­нии с при­ме­не­нием ядер­ного оружия под Орен­бургом. Пер­вая совет­ская крыла­тая ракета КС-1 «Комета» испыты­ва­лась здесь же, 21 ноября 1952 года пер­вым пус­ком со штат­ной бое­вой частью (БЧ) затопившая корабль-мишень (спи­сан­ный крей­сер «Крас­ный Кав­каз») в районе мыса Чауда. Пер­вое воз­душ­ное испыта­ние атом­ной бомбы РДС-3, состо­явше­еся 18 октября 1951 года, было выпол­нено с само­лета-носи­теля Ту-4, взле­тавшего с Баге­ров­ского аэро­дрома.

Началь­ник полигона много­кратно сам участ­во­вал в про­ве­де­нии испыта­ний. Так он был участ­ни­ком пер­вого воз­душ­ного испыта­ния ядер­ного оружия 24 сен­тября 1957 года на север­ном полигоне Новая Земля, а также в испыта­ниях там же само­лета-носи­теля ТУ-95 в марте 1958 года. В. А. Чер­но­рез вхо­дил в число руко­во­ди­те­лей испыта­ния водо­род­ной супер­бомбы, взрыв кото­рой состо­ялся 30 октября 1961 года на Новой Земле.

Для изу­че­ния харак­те­ри­стик ядер­ных взрывов само­леты про­хо­дили сквозь облака, под­нимавши­еся после взрывов, и отби­рали пробы воз­духа и части­чек радио­ак­тив­ной пыли. После этого воз­враща­лись в Крым и здесь, на одном из участ­ков аэро­дрома, про­хо­дили дез­ак­ти­вацию. Впо­след­ствии тех­ника и про­дукты дез­ак­ти­вации (веще­ства, заражён­ная земля и т. д.) были захо­ро­нены в степи между пос. Баге­рово и Чистопо­лье на так назы­ва­емом Баге­ров­ском могиль­нике.

В 1952 году в связи с пере­во­дом началь­ника полигона Г. О. Кома­рова в другую часть В. А. Чер­но­рез назна­ча­ется началь­ни­ком полигона. В 1953 году ему было при­сво­ено зва­ние гене­рал-майор. В том же году после успеш­ного испыта­ния пер­вой совет­ской водо­род­ной бомбы В. А. Чер­но­рез ста­но­вится лау­ре­а­том Ста­лин­ской премии. Поста­нов­ле­нием СМ СССР от 31 декабря 1953 года «О при­суж­де­нии Ста­лин­ских премий науч­ным и инже­нерно-тех­ни­че­ским работ­ни­кам Мини­стер­ства сред­него маши­но­стро­е­ния и других ведомств за созда­ние водо­род­ной бомбы и новых кон­струкций атом­ных бомб» за раз­ра­ботку спе­ци­аль­ного само­лет­ного обо­ру­до­ва­ния для сбра­сы­ва­ния и лет­ных испыта­ний изде­лий и уча­стие в испыта­ниях изде­лий РДС-2, РДС-3, РДС-4, РДС-5 и РДС-6с гене­рал-майору инже­нер­ной службы В. А. Чер­но­резу была при­суж­дена Ста­лин­ская премия 2-й степени.

В 1956 году после успеш­ного испыта­ния водо­род­ной бомбы новой кон­струкции РДС-37, на кото­ром на В. А. Чер­но­реза было воз­ложено общее руко­вод­ство авиаци­он­ным обес­пе­че­нием испыта­ний, он был награж­ден орде­ном Крас­ной Звезды и преми­ро­ван денеж­ной премией в размере 25 тыс. руб­лей.

Форми­ро­ва­нию 71-го полигона, его благо­устройству, орга­ни­за­ции стро­и­тельства объек­тов жилищно-быто­вого обес­пе­че­ния В. А. Чер­но­рез отда­вал много времени, и самые яркие стра­ницы в исто­рии поселка Баге­рово свя­заны с его име­нем. Фак­ти­че­ски посё­лок стал культур­ным цен­тром района. На концерт­ные площадки при­езжали театры из Москвы. В лучшую по тем време­нам в Крыму школу № 1 при­глаша­лись вете­раны, лите­ра­торы, герои-авиа­торы Совет­ского Союза. Уче­ники слушали И.Н Коже­дуба, А. И. Покрыш­кина. На вечера отдыха, устра­и­ва­емые в гар­ни­зоне, съезжа­лась моло­дёжь из всей округи, даже кер­чен­ская. Самые завид­ные женихи учи­лись или служили здесь. Под­чи­нен­ные за глаза назы­вали сво­его коман­дира батька Чер­номор.

Благо­даря В. А. Чер­но­резу в корот­кие сроки стро­и­лись дет­ские сады, жилые дома, закла­ды­ва­лись памят­ники и фон­таны. Каж­дый сол­дат был закреп­лён за десят­ком моло­дых саженцев, кото­рые неукос­ни­тельно поли­вали. У озера Чокрак орга­ни­зо­вали пио­нер­ский лагерь и базу отдыха. В каче­стве пио­нер­вожа­тых при­вле­ка­лись сотруд­ники «Артека». В выход­ные выде­ляли транспорт для мас­со­вого отдыха семей воен­но­служащих на Азов­ском побе­режье.

В 60-х годах Баге­рово полу­чило ста­тус посёлка город­ского типа.

В 1960 году В. А. Чер­но­резу было при­сво­ено зва­ние гене­рал-лей­те­нанта.

За достиг­ну­тые успехи и исклю­чи­тель­ные заслуги перед госу­дар­ством В. А. Чер­но­рез был удо­стоен многих высо­ких зва­ний и пра­ви­тельствен­ных наград. Ука­зом пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета СССР от 10 апреля 1962 года за уме­лое руко­вод­ство рабо­той по осво­е­нию бое­вой тех­ники гене­рал-лей­те­нанту В. А. Чер­но­резу было при­сво­ено зва­ние Героя Соци­а­ли­сти­че­ского Труда с вру­че­нием ордена Ленина и золо­той медали «Серп и Молот». Он также награж­ден двумя орде­нами Ленина, Крас­ного Знамени (три­жды), Тру­до­вого Крас­ного Знамени, Крас­ной Звезды (три­жды) и многими меда­лями.

После подпи­са­ния в 1962 году Совет­ским Сою­зом Дого­вора о пре­краще­нии испыта­ний ядер­ного оружия 71-й полигон был закрыт, а на его базе рас­по­ложился учебно-бое­вой полк Вороши­ло­воград­ского воен­ного учи­лища лет­чи­ков и штурма­нов. Лет­ная часть полигона пере­ба­зи­ро­ва­лась в район г. Ахту­бин­ска.

В 1970 году гене­рал-лей­те­нант В. А. Чер­но­рез был уво­лен в отставку. Жил в г. Москве, вел актив­ную обще­ствен­ную работу.

Вик­тор Андре­евич Чер­но­рез умер 8 июля 1980 года. Похо­ро­нен на Кунцев­ском клад­бище города Москвы.


Библиография‍2