Ледокол «Ленин» — корабль и музей
История ледокола
Ледокол «Ленин» после принятия его в опытную эксплуатацию 5 декабря 1959 года стал первым в мире ледоколом с ядерной силовой установкой. С навигации 1960 года атомный ледокол «Ленин» работал в Арктике, ведя проводку судов на самых тяжелых «ледяных» участках Северного морского пути. Первая арктическая навигация атомного ледокола началась 19 августа 1960 года и длилась три месяца 10 дней, за которые он прошёл более 10 тыс. миль.
С тех пор слова «первый» и «впервые» стали постоянно употребляться в сочетании с названием судна. Так, 17 октября 1961 года с борта ледокола «Ленин» на дрейфующую льдину была высажена экспедиция «Северный полюс-10», проработавшая впоследствии 2,5 года. До этого арктические экспедиции попадали на льдины исключительно с помощью самолетов, что сильно ограничивало возможности зимовщиков.
Главная уникальная особенность атомохода — автономность плавания, которая составляла 1 год, чего не мог позволить себе ни один ледокол другого типа. Три атомных реактора ОК-150 мощностью по 90 МВт каждый позволяли ледоколу двигаться на чистой воде со скоростью 19,5 узлов. Благодаря специальным носовым обводам ледокол «Ленин» мог преодолевать лёд толщиной до 1,7 м на скорости около 4 км/час.
Гордостью моряков стал медицинский блок. Так как ледоколу приходилось выполнять спасательные операции по выводу кораблей из ледового плена, врачи корабля могли оказывать медицинскую помощь морякам с застрявших кораблей, а также сотрудникам полярных станций и жителям прибрежных селений. Помимо операционной, на корабле имелись терапевтический, стоматологический, рентгеновский, физиотерапевтический, процедурный кабинеты, а также лаборатория и аптечный склад.
21 июня 1970 года ледокол «Ленин» вновь вышел в арктическую навигацию. Благодаря атомному ледоколу осенью 1970 года на Северном морском пути состоялась первая продлённая на зимний период навигация, завершившаяся 1 декабря. А летом следующего года, с 26 мая по 22 июня, был осуществлён первый сверхранний высокоширотный сквозной рейс по трассе Северного морского пути: атомный ледокол «Ленин» провел по льдам дизель-электрический ледокол «Владивосток» из Мурманска в Певек. Тем самым было положено начало транзитным перевозкам грузов по всей трассе Северного морского пути с обеспечением проводки транспортных судов в высоких широтах атомоходами.
Однако через 6 лет в процессе эксплуатации ледокола «Ленин» проявились и конструктивные недостатки реакторных установок, проблемы их комплектации и компоновки. Кроме того, произошел ряд инцидентов, в результате которых дальнейшая эксплуатация реакторов оказалась невозможной. Тогда Совет министров СССР Постановлением №148-62 от 18 февраля 1967 года принял решение о полной замене атомной установки ОК-150 на более современную установку типа ОК-900. В течение 3 лет проводились работы по модернизации не только реакторных установок, но и многих систем корабля, и 21 июня 1970 года ледокол «Ленин» вновь вышел в арктическую навигацию. Прецедента такому событию не было нигде в мире.
10 апреля 1974 года за большой вклад в обеспечение арктических перевозок народно-хозяйственных грузов и использование атомной энергии в мирных целях атомный ледокол «Ленин» был награжден высшей наградой СССР — орденом Ленина.
С 1959 по 1989 гг. ледокол «Ленин» участвовал в 26 навигациях и провёл за собой в северных широтах 3741 судно. За тридцать лет службы в Арктике корабль прошёл 654 тыс. морских миль, из них более 560 тыс. морских миль во льдах.
После завершения своей последней навигации атомный ледокол «Ленин» в конце ноября 1989 года вернулся в порт приписки Мурманск, где был выведен из эксплуатации, и следующие 20 лет находился на режимной территории ремонтно-технологического предприятия «Атомфлот».
История музея
Первенца советского атомного надводного кораблестроения — ледокола «Ленин» — ждала незавидная судьба — превращение в металлолом. От бесславной участи корабль спасла общественная кампания по сохранению легендарного судна, инициатором которой стали бывший капитан ледокола Б. М. Соколов и начальник радиостанции ледокола «Ленин» В. О. Маслов. Они направили в Президиум Верховного Совета СССР письмо с призывом сохранить историческое судно. При областном Фонде культуры была создана проблемная группа по изучению перспективы атомного ледокола после прекращения его активной эксплуатации. В ее состав вошли моряки, технические специалисты, журналисты.
В конце 1989 года — начале 1990-х годов в адрес руководства страны поступил целый ряд обращений видных ученых и общественных деятелей, объединенных идеей о необходимости сохранения атомного ледокола «Ленин»: письмо академиков Г. И. Марчука, Е. П. Велихова и А. П. Александрова Президенту СССР М. С. Горбачеву; ходатайство работников Адмиралтейского завода; коллективное обращение представительной группы общественных деятелей, включающей не только академиков, но и крупных организаторов науки — президентов научных и инженерных обществ, входящих в единый Союз, депутатов Верховного Совета СССР и руководителей Академий наук Белорусской и Украинской ССР, к Председателю Совета министров СССР Н. И. Рыжкову от 5 февраля 1990 года и др.
29 февраля 2000 года по инициативе Б. М. Соколова и под руководством А. В. Александровича, много лет проработавшего в Мурманском морском пароходстве и занимавшего должности директора по эксплуатации флота и первого заместителя генерального директора, был создан Фонд поддержки атомного ледокола «Ленин». Этому некоммерческому объединению удалось скоординировать действия многих людей, видевших атомоход уникальным музеем.
Но реальная музейная деятельность на борту атомохода началась только в 2008 году, после перехода атомного ледокольного флота в состав Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». 5 мая 2009 года ледокол был приведен к морскому вокзалу города Мурманск, и на борту корабля открылся Арктический выставочный центр «Атомный ледокол «Ленин» — структурное подразделение ФГУП «Атомфлот» ГК «Росатом».
С 2011 года Арктический выставочный центр — ассоциированный член Международного Совета музеев, активно сотрудничает с Российским комитетом этой организации (ИКОМ России) и государственными музеями.
В 2014 году Историко-культурный центр ГК «Росатом» организовал проведение Государственной историко-культурной экспертизы первого в мире судна с ядерной энергетической установкой. Экспертиза подтвердила важную роль атомного ледокола «Ленин» в развитии отечественной технической мысли XX века, его значение в открытии эры мирового атомного ледокольного флота. По ее результатам атомный ледокол «Ленин» был включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения (приказ Министерства культуры РФ от 11.12.2015 г. № 3044).
На его основании и на основании экспертных заключений Комитетом по культуре и искусству Мурманской области были разработаны предмет охраны и охранное обязательство собственника в отношении объекта культурного наследия. Торжественная церемония вручения ФГУП «Атомфлот» документов состоялась в кают-компании атомного ледокола «Ленин» 19 октября 2018 года. Ледокол «Ленин» стал первым в Мурманске памятником культурного наследия федерального значения.
Предмет охраны объекта культурного наследия детально зафиксирован на 165-и страницах специального приложения. Включенные в предмет охраны исторические судовые помещения и выборочные описания экспонируемых в них музейных предметов представлены в последующих разделах каталога. В нем приведен ряд общих объемно-пространственных характеристик, конструктивных особенностей и внешних декоративных элементов судна, также составляющих предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «Атомный ледокол «Ленин».
Первый в мире ледокол «Ленин» — динамично развивающийся музей: здесь постоянно ведется работа по подготовке к показу новых помещений, сбору, хранению, изучению и демонстрации историко-культурного наследия атомного ледокольного флота России. Налажены прочные партнерские связи с российскими и зарубежными образовательными учреждениями. Так, интерактивный музейно-образовательный комплекс «Атом и Арктика», посвященный истории атомного ледокольного флота и развитию Северного морского пути, реализован в партнерстве с Лапландским университетом (Финляндия, г. Рованиеми) и музеем «Полария» (Норвегия, г. Тромсё).
Экспозиция музея
Титульным экспонатом музея является сам атомный ледокол «Ленин».
Постоянная экспозиция корабля-музея включает в себя 17 судовых помещений — кают-компанию с показом музыкального и курительного салонов; столовую экипажа; носовое турбогенераторное (машинное) отделение; пост энергетики и живучести — центр управления ядерной энергетической установкой; медсанчасть (включающая в себя операционную, лабораторию, рентген- и стоматологические кабинеты); пост наблюдения и управления ремонтом (здесь через смотровые иллюминаторы посетители видят аппаратную выгородку — верхние части конструкции атомных реакторов и манекены, изображающие членов экипажа, совершающих регулярный «плановый обход»); типовую каюту для командного состава на шлюпочной палубе; салон капитана; ходовой мостик (экскурсантам демонстрируются ходовая рубка, а также радио- и штурманская рубки).
Так, ходовая рубка размещена в передней части надстройки и занимает всю ее ширину По трем сторонам рубки расположен 21 иллюминатор увеличенного размера для обеспечения максимального обзора. Из ходовой рубки осуществлялось управление ледоколом и действиями судов сопровождаемого каравана. Здесь сосредоточено оборудование командной связи со всеми исполнительными постами и установлены технические средства судовождения, необходимые для определения курса, контроля окружающей надводной и подводной обстановки, выбора оптимальных параметров движения, а также для оперативного влияния на их изменение. В рубке расположено много раритетных приборов и механизмов управления кораблем, например, установка комбинированного электромеханического машинного телеграфа, изготовленная в Ленинграде в 1957 году. Установка предназначена для передачи на исполнительные посты команд об изменении хода судна и для получения подтверждения их отработки, дает возможность непрерывно контролировать показания числа оборотов гребных валов.
Рядом с ходовой рубкой расположена штурманская рубка. Она имеет три выхода, два из которых ведут к выходам левого и правого борта на открытые площадки ходового мостика, а третий — в ходовую рубку. Штурманская рубка предназначена для прокладки и контроля курса судна и являлась основным рабочим местом вахтенного штурмана. Здесь хранятся навигационные инструменты, руководства, пособия и справочники, документы по борьбе за живучесть судна, морские навигационные карты. В штурманской рубке установлены репитер гирокомпаса, автопрокладчик, курсограф и иные технические средства, необходимые для решения задач навигации. На переборках, в соответствии с требованиями «Наставления по организации штурманской службы на судах Министерства морского флота СССР», вывешены схемы теневых секторов и мертвых зон радиолокационных станций и ряд таблиц — девиации магнитных компасов, радиодевиации, маневренных элементов судна, поправок эхолота и лага и др.
Одним из экспонатов штурманской рубки является прибор П-2 автоматического прокладчика «Путь-1», изготовленного в 1957 году — прообраза современных навигационных комплексов. Автопрокладчик — счетно-решающее устройство, основным предназначением которого является счисление текущих географических координат места судна и запись автоматической прокладки курса на бумажный носитель — навигационные карты меркаторской проекции.
За штурманской рубкой расположена радиорубка, которая служила для размещения комплекса технических средств, обеспечивающего все виды радиосвязи ледокола с берегом, вертолетом и другими судами.
Позывной сигнал радиостанции атомного ледокола «Ленин» — UBHK — выбит на закрепленной напротив входа правого борта латунной планке.
Радиоаппаратура в радиорубке прочно зафиксирована, сохраняет неподвижность и работоспособность при любых возможных крене и дифференте судна. Установлено радиоприемное и радиопередающее оборудование с учетом электромагнитной совместимости — таким образом, чтобы создаваемое им магнитное поле не вызывало изменения показаний, к примеру, магнитного компаса и, наоборот, чтобы источники помех механического, электрического или иного происхождения не вредили функционированию самого радиооборудования.
Экскурсионный доступ в аппаратную, где находятся атомные реакторы ледокола, закрыт, и осмотр аппаратной и верхних частей реакторной установки происходит через иллюминаторы поста наблюдения и управления ремонтом. Здесь же экскурсанты могут ознакомиться с макетом атомной паропроизводящей установки АППУ ОК-900 в масштабе 1:25 и с макетом тепловыделяющей сборки для АППУ ОК-900 в масштабе 1:1, а также типовой схемой планового обхода судовой службы радиационной безопасности в рейсе.
Пост энергетики и живучести ледокола «Ленин» находится по центру левого борта средней палубы. Здесь сосредоточены органы управления судовой энергетической установкой. Здесь же находятся пульты дистанционного управления системами жидкостного пожаротушения, вентиляции и осушения центрального отсека, кренометр, щиты указателя осадки и управления дифферентной системой, пульты аварийных сигнализаций различного назначения и другое оборудование, позволяющее контролировать текущее техническое состояние судна и руководить борьбой за его живучесть в любого рода чрезвычайных ситуациях.
Командование на посту энергетики и живучести осуществлял старший вахтенный механик. Над пультом старшего вахтенного механика на переборке закреплен монитор с приемно-коммутационным устройством диспетчерской телевизионной установки — уникальным оборудованием для судов того времени: 5 передающих телекамер транслировали на пост энергетики и живучести запись изображения из контрольных точек в помещениях центрального отсека.
По парадному трапу можно подняться в ходовую рубку и к каютам старшего командного состава корабля. Каюта старшего механика — двухкомнатная, разделена на рабочий кабинет и спальню с дешевой кабиной.
Рядом с каютой капитана находится особенное помещение — салон капитана. Здесь проводились совещания командного состава, велся прием советских и зарубежных делегаций и гостей. Ледокол посещали известные артисты и писатели, зарубежные политики и военачальники. В судовом журнале можно увидеть автографы Юрия Гагарина, Александры Пахмутовой (на «Ленине» она впервые исполнила ставшую впоследствии хитом песню «Уставшая подлодка»), Фиделя Кастро, Ричарда Никсона и многих других.
На корабле сохранен полностью оригинальный интерьер салона капитана, выполненный из дорогих пород дерева.
Подготавливаются к показу еще 3 помещения судна: партком, буфетная и стандартная двухместная каюта матросов на жилой палубе.
В интерактивном музейно-образовательном комплексе «Атом и Арктика», расположенном в галерее из 4-х залов, можно ознакомиться с историей ледокола «Ленин», особенностями навигации в Арктике, природой и географией Севера. Все это открыто к доступу на интерактивных панелях.
Здесь же можно послушать «живые» истории из жизни корабля, рассказанные В. Г. Кондратьевым, старшим механиком ледокола «Ленин», ознакомиться с фотоархивом, который описывает все этапы жизни судна, и узнать особенности атомохода.
Одновременно с развитием новых музейных экспозиций на борту ледокола «Ленин» идет работа по анимации исторических судовых помещений — воссозданию с помощью современных технических средств и программного обеспечения атмосферы действующего атомного ледокола.
На сегодняшний день:
- готово интерактивное рабочее место инженера-оператора реакторной установки на посту энергетики и живучести;
- обеспечено аутентичное звуковое оформление в радиорубке;
- в носовом турбогенераторном отделении вращение одной из турбин дополнено реалистичным звуком машинного отделения на ходу;
- завершена работа по монтажу на ходовом мостике оборудования для звукозаписи радиопереговоров и команд, подаваемых при отходе судна от причала.
В планах — «оживление» радиолокационных станций, кинотеатра в столовой экипажа и еще целого ряда оборудования и помещений.
Частью музейной экспозиции являются и внешние декоративные элементы надстройки. Так, над центральным иллюминатором ходовой рубки расположено изображение значка члена ВЛКСМ: красное знамя с барельефом профиля В. И. Ленина и надписью «ВЛКСМ», а под иллюминатором — изображение ордена Ленина (стальные отливки, окрашенные цветными судовыми эмалями). Борта корабля украшают изображения атома и эмблемы СССР.
В 2015 году на борту атомного ледокола «Ленин» был установлен бронзовый памятный знак «Морское наследие России», седьмой в стране. Инициатива вносить наиболее значимые объекты отечественного морского наследия в специальный реестр и отмечать их информационными знаками, свидетельствующими об особом историко-культурном статусе, принадлежит Музею Мирового океана, Ассоциации «Морское наследие России» и Межведомственной комиссии по морскому наследию Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации.
Статус музейного экспоната определяет даже схему окраски корабля. Так, подводная часть корпуса до конструктивной ватерлинии должна окрашиваться в красный цвет, надводные борта — масляной черной краской, а мачты, надстройки, фальшборта снаружи и внутри и пр. — белой эмалью оттенка «слоновая кость».
Музей и не только
На борту атомного ледокола «Ленин» работает также Информационный центр по атомной энергии.
С самого начала своего существования ледокол-музей «Ленин» стал «визитной карточкой» Мурманской области и одним из самых посещаемых туристических объектов Кольского Севера. Ежегодно корабль-музей посещает более 60 тысяч человек.
Приехать в Мурманск и не побывать на первом в мире атомном ледоколе нельзя. Это одна из самых знаковых и, вероятно, самая большая (в буквальном смысле) достопримечательность города. Даже оставаясь неподвижным, навсегда пришвартованным к причалу, этот корабль-гигант производит неизгладимое впечатление, одним своим видом излучая мощь и силу.
На борту ледокола постоянно проводятся деловые, культурные, социальные мероприятия. Так, в 2023 году здесь прошли заседания по проекту «Чистая Арктика», его посетили участники образовательной программы «АтомДискавери», в гостях у ледокола побывали победители проекта «Юный полярник», премьер-министр Республики Беларусь и Чрезвычайный и Полномочный посол Бразилии в РФ и многие другие. А значит, корабль-музей продолжает жить!
Арктический выставочный центр
Современный Арктический выставочный центр «Атомный ледокол «Ленин» является структурным подразделением Федерального государственного унитарного предприятия атомного флота (ФГУП «Атомфлот») Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (ГК «Росатом»).
Арктический выставочный центр «Атомный ледокол «Ленин» организует и проводит:
- обзорные экскурсии;
- конференции, семинары, переговоры в трех помещениях вместимостью до 80 человек каждое, со всем необходимым оборудованием — проекционным, звукоусилительным, для синхронного перевода и видеоконференцсвязи;
- передвижные выставки в Мурманской области и городах РФ.
Адреса и контакты
- Адрес: 183038, г. Мурманск,
Портовый проезд, д. 25, плавпричал а/л «Ленин»; - Cайт: rosatomflot.ru;
- Email: leninexpo@rosatomflot.ru (ср.—вс.);
- Телефон: +79113456777
(администратор, ср.—вс.); - Руководитель: Александр Тимофеев, тел.: +79113456098.