Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Города присутствия ГК «Росатом» /

Новоуральск (Свердловск-44)

Сверд­лов­ская область

Ураль­ский элек­тро­хими­че­ский ком­би­нат (газо­диф­фу­зи­он­ное обо­га­ще­ни­е у­рана)

Новоуральск (Свердловск-44)

Вве­де­ние в историю

В первой аме­ри­кан­ской атомной бомбе «Малыш», сбро­шен­ной на Хиро­симу в августе 1945 года, в каче­стве взрыв­ча­того веще­ства исполь­зо­вался обо­га­щен­ный уран-235 — в отличие от атомной бомбы «Толстяк», осно­ван­ной на исполь­зо­ва­нии плу­то­ния. «Малыш» содер­жал 64 кило­грамма урана, обо­га­щен­ного изо­то­пом 235 до 90 %.

Руко­вод­ство совет­ского атом­ного проекта, стар­то­вав­шего в августе 1945 года, не стало изоб­ретать вело­сипед: было принято решение также созда­вать и плу­то­ни­е­вый и ура­но­вый ядерные заряды. Про­из­вод­ство рас­щеп­ля­ю­щих ядерных мате­ри­а­лов пред­по­ла­га­лось нала­дить на двух «атомных» заводах — № 813 и № 817, которые должны были полу­чать соот­вет­ственно 100 г урана-235 в сутки газо­диф­фу­зи­он­ным спо­со­бом и 100 г плу­то­ния-239 методом облу­че­ния урана в ядерном реак­торе

28 сен­тя­бря 1945 года Спе­ци­аль­ный комитет принял решение о коман­ди­ро­ва­нии прави­тель­ствен­ной комис­сии для поиска пло­ща­док для их стро­и­тель­ства.

В наи­боль­шей степени всем тре­бо­ва­ниям раз­ме­ще­ния «атомных» пред­при­ятий отвечал регион Урала. За годы инду­стри­али­за­ции и Великой Оте­че­ствен­ной войны он пре­вра­тился в круп­нейший про­мыш­лен­ный район страны. Здесь сфор­ми­ро­вались тру­до­вые кол­лек­тивы, состо­я­щие из квали­фи­ци­ро­ван­ных кадров, спо­соб­ные решать задачи в экс­тре­маль­ных усло­виях. Кроме того, Урал рас­по­ла­гал бога­тыми при­род­ными ресур­сами, необ­хо­ди­мыми для созда­ния спе­ци­фи­че­ских про­из­водств. Нема­ло­важ­ным фак­то­ром стало и зна­чи­тель­ное тер­ри­то­ри­аль­ное уда­ле­ние Урала от столицы и густо­на­се­лен­ной евро­пейской части СССР.

К 26 октября пло­щадки под заводы были в целом подо­браны. 30 ноября 1945 года Спе­ци­аль­ный комитет — главный руко­во­дя­щий орган совет­ского атом­ного проекта — на основе доклада Б. Л. Ван­ни­кова (началь­ник Первого глав­ного управ­ле­ния — ПГУ), И. К. Кикоина (научный руко­во­ди­тель про­блемы полу­че­ния высо­ко­обо­га­щен­ного урана-235 газо­диф­фу­зи­он­ным методом), А. П. Заве­ня­гина (заме­сти­тель Б. Л. Ван­ни­кова) и Н. А. Бори­сова (заме­сти­тель пред­се­да­теля Гос­плана) принял окон­ча­тель­ное решение о раз­ме­ще­нии заводов, закреп­лен­ное 21 декабря Поста­нов­ле­нием Совета народ­ных комис­са­ров (СНК) СССР № 3150-952 сс. Для Завода № 813 была выбрана закон­сер­ви­ро­ван­ная пло­щадка авиа­за­вода № 261 Нар­ко­мата авиа­ци­он­ной про­мыш­лен­но­сти СССР, что должно было сокра­тить срок пуска объекта. Пло­щадка нахо­ди­лась на Среднем Урале, на восточ­ных отрогах Ураль­ского хребта, запад­нее посёлка город­ского типа Верх-Нейвин­ского и в 67 км север­нее Сверд­лов­ска. Климат этой мест­но­сти кон­ти­нен­таль­ный с холод­ной и про­дол­жи­тель­ной зимой и срав­ни­тельно теплым, но корот­ким летом.

Первым дирек­то­ром стро­я­ще­гося Завода № 813 в апреле 1946 года при­ка­зом началь­ника ПГУ Б. Л. Ван­ни­кова назна­чили А. И. Чурина, рабо­тав­шего до этого главным инже­не­ром Уралэнерго.

Поскольку для воз­ве­де­ния пред­при­ятия тре­бо­вался очень большой объем стро­и­тель­ных работ, причем в крайне сжатые сроки, СНК СССР принял решение о при­вле­че­нии к про­из­вод­ству основ­ных работ на началь­ном этапе крупной стро­и­тель­ной орга­ни­за­ции — Тагил­строя НКВД СССР, которая имела необ­хо­ди­мую мате­ри­аль­ную базу и высо­ко­квали­фи­ци­ро­ван­ные кадры, а также опыт стро­и­тель­ства слож­нейших про­мыш­лен­ных объек­тов. Непо­сред­ственно для стро­и­тель­ства Завода № 813 было создано Спе­ци­аль­ное стро­и­тель­ное управ­ле­ние № 865 НКВД СССР.

Нар­ко­мат авиа­про­мыш­лен­но­сти передал стро­и­те­лям завода 258 гек­та­ров тер­ри­то­рии, застро­ен­ной раз­лич­ными объек­тами, в том числе и главный корпус авиа­за­вода пло­ща­дью 29 тыс. кв. метров, который стал основой Завода № 813. В состав акта были вклю­чены также здание заво­до­управ­ле­ния, вре­мен­ные бараки в исправи­тельно-тру­до­вом лагере (ИТЛ), желез­но­до­рож­ный путь в 2,5 км до станции Верх-Нейвинск, водо­про­вод и др. Но на пром­пло­щадке не было глав­ного — отсут­ство­вали база стройин­ду­стрии, меха­низмы и стро­и­тель­ные кадры.

В марте 1946 года на стройпло­щадку начали при­бы­вать первые под­раз­де­ле­ния военных стро­и­те­лей в коли­че­стве 4,5 тыс. человек, а также спец­кон­тин­гент — заклю­чен­ные и тру­дар­мейцы. К концу 1946 года в управ­ле­нии стро­и­тель­ства чис­ли­лось 7732 заклю­чен­ных, 5829 воен­но­слу­жа­щих и 2323 воль­но­на­емных. В их рас­по­ря­же­нии были 5 паро­во­зов, 71 авто­ма­шина и почти 300 лошадей.

На стройке гос­под­ство­вал ручной труд. Грузы на высоту под­ни­мали с помощью кранов гру­зо­подъем­но­стью 500 кило­грам­мов либо вручную. Раствор и бетон гото­вили на вре­мен­ных заводах и достав­ляли на объекты само­сва­лами. Первые экс­ка­ва­торы появи­лись годом позднее.

Несмотря на все труд­но­сти на месте ураль­ской тайги начали расти новые про­из­вод­ствен­ные корпуса, а с ним и рабочий поселок. В 1947 году были сданы в экс­плу­а­та­цию первая капиталь­ная школа на 420 мест (ул. Стро­и­те­лей), первый детский сад (ул. Пер­во­майская), четыре первых капиталь­ных дома (ул. Ленина) и первый капиталь­ный магазин.

Начала укреп­ляться мате­ри­аль­ная база стро­и­тель­ства. В 1948 году на стройпло­щадке рабо­тали шесть экс­ка­ва­то­ров, четыре буль­до­зера, один авто­кран, два желез­но­до­рож­ных крана, один кран на пнев­мо­ходу и 13 ком­прес­со­ров.

Руко­вод­ство рабо­тами по про­ек­ти­ро­ва­нию тех­ноло­ги­че­ской части и раз­ра­ботке основ­ного тех­ноло­ги­че­ского обо­ру­до­ва­ния осу­ще­ствля­лось Лабо­ра­то­рией № 2 (ныне НИЦ «Кур­ча­тов­ский инсти­тут») с при­вле­че­нием боль­шого числа про­ект­ных и научно-иссле­до­ва­тель­ских орга­ни­за­ций. Гене­раль­ным про­ек­ти­ров­щи­ком завода стал Ленин­град­ский про­ект­ный инсти­тут ГСПИ-11. Кон­струк­ции диф­фу­зи­он­ных машин раз­ра­ба­ты­вались ОКБ Горь­ков­ского машза­вода и ОКБ Ленин­град­ского Киров­ского завода.

С начала 1948 года на стро­я­щийся завод непре­рывно при­бы­вали эшелоны с диф­фу­зи­он­ными маши­нами ОК-7, которые сразу же посту­пали на уком­плек­то­ва­ние их пори­стыми филь­трами, а потом на сборку и монтаж. Первая очередь завода была сдана под монтаж тех­ноло­ги­че­ского обо­ру­до­ва­ния в начале марта 1948 года. В сере­дине апреля 1948 года руко­вод­ство ПГУ приняло решение о необ­хо­ди­мо­сти запуска 56 кас­ка­дов тех­ноло­ги­че­ского обо­ру­до­ва­ния, причем пуски пред­по­ла­га­лось осу­ще­ствлять оче­ре­дями. Пуск первой очереди завода Д-1 был осу­ще­ствлен в конце апреля 1948 года. Она состо­яла из 256 раз­де­ли­тель­ных машин типа ОК-7. Пуск второй очереди завода был осу­ще­ствлен в июне 1948 года.

В июне 1949 года важ­нейшее задание партии и прави­тель­ства СССР было выпол­нено — сдана в экс­плу­а­та­цию первая очередь Завода № 813. За 3 года было постро­ено 68 тыс. кв. м. про­из­вод­ствен­ных пло­ща­дей, ком­плекс про­из­вод­ствен­ного водо­снаб­же­ния и элек­троснаб­же­ния. Стро­и­тель­ство и пуск первого в стране завода по раз­де­ле­нию изо­то­пов урана стали огром­ной победой для про­ек­ти­ров­щи­ков, стро­и­те­лей и экс­плу­а­та­ци­он­ни­ков.

С 29 октября 1949 года Завод № 813 получил новое наиме­но­ва­ние — Ком­би­нат № 813.

Испы­та­ние атомной бомбы РДС-3 с состав­ным зарядом из плу­то­ния и урана (в соот­но­ше­нии 1:3) было успешно про­ве­дено 18 октября 1951 года путем сброса её с само­лета. Ура­но­вая часть заряда была изго­тов­лена из урана-235, обо­га­щен­ного до 75 % на Ком­би­нате № 813 и дообо­га­щен­ного выше 90 % на Ком­би­нате № 814 (г. Лесной).

В 1951 году за заслуги в осво­е­нии диф­фу­зи­он­ной тех­ноло­гии и пуск завода Д-1 ведущие ученые, кон­струк­торы, инже­неры и рабочие ком­би­ната были отме­чены прави­тель­ствен­ными награ­дами. И. К. Кикоин и А. И. Чурин стали Героями Соци­али­сти­че­ского труда. Госу­дар­ствен­ные награды были вручены 253 работ­ни­кам, в том числе орденом Ленина — 11 человек, орденом Тру­до­вого Крас­ного Знамени — 50 человек, орденом «Знак Почета» — 66 человек.


Поселок

Завод — гра­до­об­ра­зу­ю­щее пред­при­ятие и поселок для работ­ни­ков пред­при­ятия и стро­и­те­лей стро­и­лись по старой тра­ди­ции — как завод-поселок. Вся инфраструк­тура стро­и­тель­ства под­стра­и­ва­лась под главную задачу — ско­рейший выпуск обо­рон­ной про­дук­ции.

К первому учре­жде­нию куль­туры стро­я­ще­гося поселка при Заводе № 813 можно отнести клуб желез­но­до­рож­ни­ков, где устра­и­вались танцы (затем на его месте был разбит сквер возле главной про­ход­ной ком­би­ната.) Позже «очагами куль­туры» стали столо­вые и детские сады, по вечерам выпол­няв­шие роль клубов. А в 1947 году постро­или пол­но­цен­ный, хоть и дере­вян­ный, клуб стро­и­те­лей. Здесь уже не только пока­зы­вали кино и устра­и­вали танцы — в клубе рабо­тали кружки: дра­ма­ти­че­ский, хоровой, вокаль­ный, худо­же­ствен­ного слова, играл свой духовой оркестр. Здесь же про­хо­дили выборы в органы власти.

В здании детской биб­лио­теки была офи­цер­ская столо­вая. По вечерам в ней тоже про­хо­дили куль­турно-мас­со­вые меро­при­ятия. Напротив вокзала, прямо в лесу, была танц­пло­щадка с духовым орке­стром.

Серьез­ное раз­ви­тие полу­чила худо­же­ствен­ная само­де­я­тель­ность у заклю­чен­ных, ведь сроки отбы­вали и насто­я­щие про­фес­си­о­наль­ные артисты, талант которых поз­во­лял им ставить такие опе­ретты, как «Сильва» и «Рас­ки­ну­лось море широко». А пре­крас­ный духовой оркестр в колонии играл не только по празд­ни­кам, но и в будни — на разводе на работы. Когда «зэков­ская» само­де­я­тель­ность давала платные кон­церты в клубе стро­и­те­лей, там всегда был аншлаг. А на сцене перед занаве­сом сидели солдаты с авто­ма­тами...

В ноябре 1949 года был принят в экс­плу­а­та­цию первый пол­но­цен­ный кино­те­атр «Родина». Кино­те­атр стал местом общения — здесь устра­и­вали кон­церты, встречи с инте­рес­ными людьми, посе­ще­ние кино­те­атра ста­но­ви­лось жиз­нен­ной потреб­но­стью горожан. Еже­дневно давали несколько сеансов при полном зале, а иногда ставили в график и ночные.

Фор­ми­ро­ва­лась соци­аль­ная сфера поселка. В 1947 году созда­ются отдел рабо­чего снаб­же­ния (ОРС) и медико-санитар­ная часть (МСЧ). К концу первой после­во­ен­ной пяти­летки (1946-1950 гг.) объем работ по застройке жилого фонда в тогдаш­них ценах составил 88 млн рублей, введено 84 тыс. кв. метров жилья, откры­лось несколько новых мага­зи­нов, цех фрук­то­вых вод. Из объек­тов жилого поселка к 1950 году были постро­ены две школы, баня, столо­вая, жилые дома на улицах Ленина, Стро­и­те­лей, Мая­ков­ского, Мамина-Сиби­ряка и Пер­во­майской, вошла в строй музы­каль­ная школа.

Если с 1946 года в поселке стро­и­лись в основ­ном мало­этаж­ные капиталь­ные дома посел­ко­вого типа, то спе­ци­аль­ным поста­нов­ле­нием от 06.04.50 по раз­ви­тию инфраструк­туры поселка при Ком­би­нате № 813 Совет Мини­стров СССР опре­де­лил переход к мно­го­этаж­ной город­ской застройке.

В 1950 году нача­лось, а уже в 1951 году закон­чи­лось стро­и­тель­ство музы­кально-дра­ма­ти­че­ского театра (затем Театр опе­ретты Урала). Первые артисты для него утвер­ждались и под­би­рались в Москве, в Коми­тете искусств. Первый сезон театра открылся пре­мье­рой спек­та­кля «Счастье» по роману П. Пав­ленко. Завер­ша­ю­щим аккор­дом застройки теат­раль­ной площади стал фонтан перед театром.

В 1948 году начали созда­ваться первые кол­лек­тивы физ­куль­туры, в городе стали про­во­дить турниры и спар­та­ки­ады. А в 1950 году в поселке появи­лись стадион и спорт­зал. В 1952 году в поселке откры­лось и первое высшее учебное заве­де­ние — вечер­ний инсти­тут МИФИ-2.

В начале 1950-х гг. суще­ственно изме­нился кад­ро­вый состав стро­и­те­лей. Если на пике в 1950 году на стро­и­тель­стве завода и поселка исполь­зо­вался труд 18,5 тыс. заклю­чен­ных, то в 1953 году ИТЛ были рас­фор­ми­ро­ваны, т.к. после про­ве­ден­ной по Указу от 27.03.1953 года амни­стии ¾ заклю­чен­ных под­ле­жали осво­бо­жде­нию. Многие из осво­бо­жден­ных остались рабо­тать на стро­и­тель­стве и в суб­под­ряд­ных орга­ни­за­циях. Стро­и­тель­ство же завода и поселка с этого времени пол­но­стью велось воен­ными стро­и­те­лями и воль­но­на­емными рабо­чими.

До 1954 года поселок не имел органов мест­ного само­управ­ле­ния — Совета депу­та­тов тру­дя­щихся. Его функции испол­няли адми­ни­стра­тивно-рас­пре­де­ли­тель­ные отделы (АРО) адми­ни­стра­ции завода/ком­би­ната и управ­ле­ния стро­и­тель­ства. Функции пар­тийно-поли­ти­че­ского руко­вод­ства до 1956 года также выпол­няли поли­т­от­делы завода и стро­и­тель­ства.

17 марта 1954 года Указом Пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета РСФСР безы­мян­ный насе­лен­ный пункт разом получил статус города и назва­ние — город Ново-Уральск (так в указе). Но новое назва­ние так и не появи­лось на гео­гра­фи­че­ских картах СССР — город стал жить под секрет­ным «номер­ным» именем — Сверд­ловск-44.

Сверд­ловск-44 получил статус закры­того города респуб­ли­кан­ского под­чи­не­ния в гра­ни­цах город­ской и про­мыш­лен­ной застройки.


Город

Между тем секрет­ность Завода/Ком­би­ната № 813 накла­ды­вала серьезные огра­ни­че­ния на свободу пере­дви­же­ния горожан. Пери­метр города и про­мыш­лен­ной пло­щадки был окружен тремя рядами колючей про­волоки и кон­трольно-сле­до­вой полосой, охра­ня­е­мой патру­лями. Выезд за город­скую зону был воз­мо­жен только по раз­ре­ше­нию началь­ника объекта и исклю­чи­тельно по слу­жеб­ной надоб­но­сти. Все при­бы­ва­ю­щие на работу в город сдавали свои пас­порта в отдел кадров, а вместо них полу­чали удо­сто­ве­ре­ния, действи­тель­ные только внутри зоны. По воз­вра­ще­нии из коман­ди­ровки или поездки каждый был обязан в пись­мен­ном сооб­щить, с кем общался и на какие темы.

Впрочем, закры­тость не ска­зы­ва­лась на раз­ви­тии города: в 1955 году был построен Дом куль­туры ком­би­ната, в 1957 году — театр кукол. Всего за 1955-1960 гг. в городе было постро­ено 160 тыс. кв. метров жилья, детские учре­жде­ния на 860 мест, школы на 3 680 уча­щихся, четыре корпуса боль­ницы, три поли­кли­ники, здание гор­со­вета.

27 февраля 1955 года прошли выборы в местные Советы депу­та­тов тру­дя­щихся. В город­ской Совет было избрано 143 депу­тата. 22 апреля на сессии был впервые утвер­жден годовой бюджет на 1955 год. В бюджет города зачис­ля­лись местные налоги, плата за спуск сточных вод, налог со зрелищ, гос­по­шлина, подо­ход­ный налог с рабочих и слу­жа­щих, налог на холо­стя­ков, поступ­ле­ния от госу­дар­ствен­ных займов. Неиз­менно все бюджеты города состав­ля­лись и испол­ня­лись с про­фи­ци­том. Основ­ной удель­ный вес зани­мали расходы на содер­жа­ние соци­ально-бытовой и куль­тур­ной сферы (70,9 %), а также на бла­го­устройство города.

Осо­бен­но­стью бюджета 1956 года стало поступ­ле­ние доходов от мест­ного хозяйства в связи с приемом в ведение испол­кома пром­ком­би­ната, банно-пра­чеч­ного ком­би­ната, кино­те­атра. На финан­си­ро­ва­ние соци­ально-бытовой и куль­тур­ной сферы направили 91,5 % бюджета. За первые два года своего суще­ство­ва­ния город резко шагнул вперед.

23 апреля 1956 года утвер­жден гене­раль­ный план пер­спек­тив­ного раз­ви­тия города, которым пре­ду­смат­ри­ва­лось:

  • резкое уве­ли­че­ние стро­и­тель­ства нового жилья и запрет на воз­ве­де­ние бараков;
  • бла­го­устройство дорог, рекон­струк­ция Теат­раль­ной площади, бла­го­устройство берегов реки Бунарки;
  • стро­и­тель­ство хле­бо­за­вода, мага­зи­нов и других объек­тов соци­ально-быто­вого назна­че­ния.

Город, запря­тан­ный в горах, стал при­об­ретать циви­ли­зо­ван­ный облик.

Учи­ты­вая спе­ци­фику города, архи­тек­торы и про­ек­ти­ров­щики из Ленин­град­ского про­ект­ного инсти­тута ГСПИ-11 ста­рались создать ком­форт­ную среду для его жителей, учи­ты­вая при­род­ный ландшафт тер­ри­то­рии, на которой рас­поло­жен город. Ком­по­зи­ци­он­ным стерж­нем застройки города стала цен­траль­ная улица Ленина, идущая с севера на юг. На этой маги­страли рас­поло­жен исто­ри­че­ски сло­жив­шийся адми­ни­стра­тив­ный центр города.

В городе откры­ва­ются новые мага­зины — «Чайка», «Одежда», «Фото-радио-музыка», постро­ены Дом быта на улице Фур­ма­нова и авто­за­пра­воч­ная станция, коли­че­ство школ выросло до 15, рабо­тало шесть детских клубов. Пол­но­стью была удо­вле­тво­рена потреб­ность насе­ле­ния в поли­кли­ни­че­ской помощи.

В 1959 году ГСПИ-11 раз­ра­бо­тал второй генплан города, рас­считан­ный до 1985 года. В стро­и­тель­стве жилья впервые стало при­ме­няться круп­но­па­нель­ное домо­стро­е­ние, про­дол­жа­лась гази­фи­ка­ция и улуч­ша­лось водо­снаб­же­ние жилого фонда. Ввод в действие завода желе­зо­бетон­ных изделий (ЖБИ) и вне­дре­ние круп­но­па­нель­ного стро­и­тель­ства поз­во­лили в разы уве­ли­чить воз­ве­де­ние жилья. На карте города появи­лись новые улицы Запад­ного района — Юби­лейная, Авто­за­вод­ская, Бунар­ская, Ком­со­моль­ская. За пять лет — 1965-1970 гг. — было введено в экс­плу­а­та­цию 233 тыс. квад­рат­ных метров жилой площади. В 1968 году в городе снесен послед­ний жилой барак.

С 1967 года Ком­би­нат № 813 получил новые назва­ния: пред­при­ятие п/я № 318 (закры­тое) и Средне-Ураль­ский маши­но­стро­и­тель­ный завод (откры­тое).

В 1968 году в Ново­ураль­ске появ­ля­ется третье крупное пред­при­ятие — Ураль­ский завод авто­зап­ча­стей (УЗАЗ) (впо­след­ствии Ураль­ский авто­мо­тор­ный завод), филиал москов­ского авто­за­вода «ЗИЛ». В шести­де­ся­тые — семи­де­ся­тые годы УАМЗ был, пожалуй, самым дина­мично раз­ви­ва­ю­щимся пред­при­ятием города. Помимо соб­ствен­ного про­из­вод­ства — от зап­ча­стей и дви­га­те­лей до авто­мо­би­лей — на сред­ства УЗАЗ в городе были постро­ены: самая крупная поли­кли­ника, инфек­ци­он­ный и нев­роло­ги­че­ский корпуса боль­ницы, станция скорой помощи, детская молоч­ная кухня, два тор­го­вых центра, четыре мага­зина, кафе, столо­вая, пра­чеч­ная, пожар­ное депо, АТС, девять детских дошколь­ных учре­жде­ний, причем четыре из них с бас­сей­ном, а семь с саунами, а также пио­нер­ский лагерь «Само­цветы».

Авто­за­вод­ский район, застра­и­ва­е­мый УЗАЗ, стал укра­ше­нием города. За считан­ные годы на проти­во­полож­ном берегу реки Бунарки, куда раньше горо­жане ходили за грибами, вырос по суще­ству еще один город.

Если 1960-е годы стали для Сверд­лов­ска-44 вре­ме­нем подъема, то 1970-е — порой его яркого рас­цвета. С 70-х годов город застра­и­ва­ется отдель­ными бла­го­устро­ен­ными микро­райо­нами мно­го­этаж­ных жилых домов. Жилой фонд Ново­ураль­ска состав­ляет 1643 тыс. кв. м общей площади, в том числе 10,7 тыс. кв. м инди­ви­ду­аль­ной застройки, бла­го­устройство домов — 96 %, обес­пе­чен­ность общей полез­ной пло­ща­дью — 18,7 кв. м на одного жителя. Город Ново­уральск по всем видам жиз­не­обес­пе­че­ния, кроме элек­тро­энер­гии, функ­ци­о­ни­рует в авто­ном­ном режиме.

В этот период введены в строй кино­те­атр «Нейва», музы­каль­ная школа с кон­церт­ным залом, школа № 47, мага­зины «Заря», «Малыш», «Тор­го­вый центр», ателье «Силуэт» и «Сапожок», поли­кли­ника № 3, моло­деж­ное кафе.

Кино­те­атр «Нейва» вместе с кино­те­ат­ром «Родина» вошел в кино­объеди­не­ние, раз­ви­вав­шее новые формы работы со зри­те­лями. На «Нейвин­ских пре­мье­рах» про­во­ди­лись встречи с извест­ными режис­се­рами и акте­рами, такими как Михаил Пугов­кин и Вла­димир Ильин, Людмила Чурсина и Мар­га­рита Тере­хова... Самым посе­ща­е­мым фильмом в Ново­ураль­ске за всю его историю стал кино­фильм «Слу­жеб­ный роман»: его посмотрели 54 тыс. зри­те­лей при насе­ле­нии города в 96 тыс. человек. Даже в самые тяжелые пере­стро­еч­ные времена город­ские кино­те­атры не пре­вра­ти­лись в бара­холки с китайским шир­по­тре­бом, а остались местом общения горожан.

Суще­ствен­ную роль в жизни города играл спорт.

В 1960 году сборная города по футболу ста­но­вится чем­пи­о­ном области. На три­бу­нах не было сво­бод­ного места, когда играла местная фут­боль­ная команда, которая назы­ва­лась «12-й рай­со­вет».

В конце шести­де­ся­тых годов хок­кейная команда города «Кедр» вышла в класс «Б» пер­вен­ства Союза. Несмотря на трид­ца­ти­гра­дус­ные морозы, хок­кейные трибуны были запол­нены во время игр.

Поис­тине все­на­род­ным видом спорта в Сверд­лов­ске-44 стал бас­кет­бол. Уро­же­нец города Ста­ни­слав Еремин долгие годы он был бес­смен­ным капита­ном ЦСКА и сборной СССР, стал чем­пи­о­ном мира и олим­пийских игр. В городе еже­годно про­хо­ди­лись школь­ные турниры его имени, на которых призы побе­ди­те­лям частенько вручает он сам.

А женская и мужская сборные города по волейболу неод­но­кратно ста­но­ви­лись чем­пи­о­нами области.

В 1971-1980 гг. стро­и­тели постро­или в Сверд­лов­ске-44 400 тыс. кв. м жилья, хле­бо­за­вод на 45 тонн хлеба в сутки, мясо­ком­би­нат на 20 тонн про­дук­ции в сутки, авто­ма­ти­че­скую теле­фон­ную станцию на 10 тыс. номеров, станцию техоб­слу­жи­ва­ния авто­мо­би­лей; четыр­на­дцать детских ком­би­на­тов в общей слож­но­сти на 3800 мест, три школы по 1176 мест каждая, пио­нер­ский лагерь «Таватуй». В 1975 году в городе в здании бывшего дет­ского сада был открыт город­ской народ­ный исто­рико-кра­е­вед­че­ский музей. Его откры­тие состо­я­лось 7 мая 1975 года и было при­уро­чено к 30-летию Победы в Великой Оте­че­ствен­ной войне.

В 1975 году Средне-Ураль­ский маши­но­стро­и­тель­ный завод был пере­име­но­ван в Ураль­ский элек­тро­хими­че­ский ком­би­нат (УЭХК).

15 декабря 1979 года к 25-летию Сверд­лов­ска-44 в городе была открыта архи­тек­турно-худо­же­ствен­ная ком­по­зи­ция «25 лет городу», позднее полу­чив­шая назва­ние «Созда­те­лям города». Стела осно­ва­те­лям города пред­став­ляла собой 40-тонную тита­но­вую кон­струк­цию высотой более 19 метров, имеющую форму латин­ской буквы U в честь ура­но­вого про­из­вод­ства. В ее центре нахо­дятся три брон­зо­вых фигуры, сим­во­ли­зи­ру­ю­щие три главных силы, создав­шие завод и город: про­ек­ти­ров­щики, военные и гра­ждан­ские стро­и­тели. Но многие ново­уральцы считали, что среди них должна стоять и чет­вер­тая фигура — совет­ского зэка. Ведь среди заклю­чен­ных были не только уголов­ники, но и поли­ти­че­ские, и так назы­ва­е­мые быто­вики.

Откры­тие стелы стало финалом уни­каль­ного город­ского проекта «Зеленое кольцо», которое состо­яло из шести аллей и буль­ва­ров: аллеи Тру­до­вой славы, аллеи Боевой славы, аллеи Моло­дежи, Учеб­ного буль­вара, Авто­за­вод­ского буль­вара и Про­мыш­лен­ного буль­вара. Сроить Зеленое кольцо начали в 1974 году, а закон­чили в 1979 году. А памят­ник стал завер­ша­ю­щим эле­мен­том кольца.

Высокие темпы жилищ­ного стро­и­тель­ства в Сверд­лов­ске-44 сохра­ня­лись до сере­дины 1980-х годов.

Как в любом закры­том городе СССР уровень жизни в Сверд­лов­ске-44 был зна­чи­тельно выше сред­него по стране, обес­пе­че­ние города про­дук­тами и това­рами народ­ного потреб­ле­ния шло по той же кате­го­рии, что Москва и Ленин­град. Однако во второй поло­вине 80-х годов ситу­а­ция в городе, как и по всей стране, начи­нает ухудшаться. В 1986 году в городе вво­дится талон­ная система выдачи про­дук­тов и товаров повы­шен­ного спроса.

14 июля 1992 года Вер­хов­ный Совет России принял Закон «О закры­тых адми­ни­стра­тивно-тер­ри­то­ри­аль­ных обра­зо­ва­ниях (ЗАТО)». К ЗАТО были отне­сены все закры­тые города Мина­тома, в том числе и Сверд­ловск-44. Фор­мально у города нача­лась новая жизнь.


ЗАТО

На долю гор­со­вета выпала непро­стая работа по пере­име­но­ва­нию города. Решался вопрос, под каким назва­нием нанести город на гео­гра­фи­че­скую карту. При­выч­ное «Сверд­ловск-44» не соот­вет­ство­вало тре­бо­ва­ниям кар­то­гра­фии, а пар­тийно-ком­со­моль­ское «Ново-Уральск» не устра­и­вало часть горожан. В обиходе же жители между собой назы­вали город «Верх-Нейвинск», что было связано с назва­нием желез­но­до­рож­ной станции.

Было решено про­ве­сти опрос горожан и выявить мнение боль­шин­ства. В опросные листы были вклю­чены сле­ду­ю­щие назва­ния: Верх-Нейвинск, Ново­уральск, Бунарск. По итогам опроса подав­ля­ю­щее пре­иму­ще­ство полу­чило назва­ние «Верх-Нейвинск» (порядка 73 %). Однако спе­ци­али­сты отдела по тер­ри­то­риям Вер­хов­ного Совета РФ выска­зали сомне­ние в том, что при­сво­е­ние данного назва­ния воз­можно, поскольку на карте прак­ти­че­ски в том же месте уже при­сут­ство­вал поселок Верх-Нейвин­ский.

4 января 1994 года рас­по­ря­же­нием Прави­тель­ства Рос­сийской Феде­ра­ции уста­нов­лено офи­ци­аль­ное гео­гра­фи­че­ское назва­ние населён­ного пункта в закры­том адми­ни­стра­тивно-тер­ри­то­ри­аль­ном обра­зо­ва­нии (ЗАТО) — город Ново­уральск.

Закон о ЗАТО поз­во­лил городу остав­лять все соби­ра­е­мые на его тер­ри­то­рии налоги, что спасло город от краха, так как финан­со­вое состо­я­ние глав­ного гра­до­об­ра­зу­ю­щего пред­при­ятия, УЭХК, оста­ва­лось ста­биль­ным. Еще в 1964 году ком­би­нат стал отка­зы­ваться от энер­го­ем­кой диф­фу­зи­он­ной тех­ноло­гии обо­га­ще­ния урана, пере­ходя на более эффек­тив­ную уни­каль­ную цен­три­фуж­ную тех­ноло­гию. Научный потен­циал пред­при­ятия поз­во­лил достичь совре­мен­ного уровня техники, тех­ноло­гии, высо­кого каче­ства про­дук­ции, успешно кон­ку­ри­ро­вать на внешнем рынке. УЭХК освоил выпуск ряда товаров народ­ного потреб­ле­ния: теле­ви­зо­ров, теле­фо­нов, при­бо­ров, нейтрали­за­то­ров выхлоп­ных газов авто­мо­би­лей, никель-кад­ми­е­вых акку­му­ля­то­ров и др. Бла­го­даря высоким доходам пред­при­ятия с 1993 по 2000 гг. в Ново­ураль­ске действо­вал бес­плат­ный проезд в город­ском транс­порте, а в 1994-2004 гг. питание детей в школе было бес­плат­ным.

В начале 90-х годов в городе введено в строй 96,4 тыс. квад­рат­ных метров жилья, два детских ком­би­ната, родиль­ный дом, магазин «Мер­ку­рий». Нача­лась застройка Южного района. С баланса УЭХК на баланс город­ской адми­ни­стра­ции пере­да­ется ряд крупных объек­тов соц­куль­т­быта и жилья. Досто­при­ме­ча­тель­но­стью города ста­но­вится дере­вян­ная церковь Сера­фима Саров­ского, воз­двиг­ну­тая в 1995 году по просьбе пра­во­слав­ных горожан. Постро­ена она была всего лишь за год посреди живо­пис­ной бере­зо­вой рощи. В 1998 году в городе появился уни­каль­ный кон­цертно-спор­тив­ный ком­плекс с искус­ствен­ным льдом.

В 2000 году в наци­о­наль­ном кон­курсе «Самый бла­го­устро­ен­ный город России» Ново­уральск занял первое место среди малых городов Сверд­лов­ской области. В этом же году русло реки Бунарки, про­те­ка­ю­щей по тер­ри­то­рии города, было «одето» в бетон и каслин­ское литье.

1 января 2006 года муни­ци­паль­ное обра­зо­ва­ние Ново­уральск полу­чило статус «Ново­ураль­ский город­ской округ».


Ново­уральск сегодня

Сегодня главное гра­до­об­ра­зу­ю­щее пред­при­ятие города Ново­ураль­ска — Ураль­ский элек­тро­хими­че­ский ком­би­нат — входит в число ведущих пред­при­ятий Госу­дар­ствен­ной кор­по­ра­ции по атомной энергии «Росатом». УЭХК явля­ется мно­гоотра­сле­вым пред­при­ятием, обла­да­ю­щим уни­каль­ными обо­ру­до­ва­нием и кад­ро­вым потен­ци­а­лом, пере­до­выми тех­ноло­ги­ями и высокой куль­ту­рой про­из­вод­ства. Бла­го­даря этому город Ново­уральск успешно раз­ви­ва­ется и вносит лепту в био­гра­фию страны своими научно-тех­ни­че­скими, куль­тур­ными и спор­тив­ными дости­же­ни­ями. Высокий уровень обра­зо­ва­ния, здра­во­охра­не­ния, соци­аль­ного обес­пе­че­ния и актив­ное раз­ви­тие бизнеса — это то, чем сегодня по праву гор­дится город.

Поста­нов­ле­нием Прави­тель­ства РФ от 12 февраля 2019 года № 130 городу Ново­ураль­ску был придан статус тер­ри­то­рии опе­ре­жа­ю­щего соци­ально-эко­но­ми­че­ского раз­ви­тия (ТОСЭР)

В насто­я­щее время в Ново­ураль­ске про­жи­вает почти 80 тыс. человек, а площадь города состав­ляет 32 кв. кило­метра.


Герб города

Первый герб города Ново­ураль­ска (в то время Сверд­лов­ска-44) был раз­ра­бо­тан еще в 1979 году — в год 25-летия города и утвер­жден 9 июля реше­нием испол­кома город­ского Совета народ­ных депу­та­тов. Среди мно­же­ства кон­курс­ных работ был выбран вариант глав­ного худож­ника города В. Бело­усова. Опи­са­ние герба: «Герб города пред­став­ляет собой гераль­ди­че­ский щит. Основ­ное поле щита раз­де­лено по вер­ти­кали на две сим­мет­рич­ные части: левая часть — голубая, правая — красная. На щите раз­ме­щено изоб­ра­же­ние мону­мента в честь 25-летия города (белого цвета). В верхней части герба рас­поло­жена золоти­стая полоска, в нижней части раз­ме­щены орбиты с элек­тро­нами и сти­ли­зо­ван­ное изоб­ра­же­ние шестерни и руле­вого колеса».

Герб города

В пост­со­вет­ское время неод­но­крат­ные попытки заре­ги­стри­ро­вать в гераль­ди­че­ском совете РФ герб Ново­ураль­ска от 1979 года не увен­чались успехом. Одним из камней пре­ткно­ве­ния ока­за­лась шесте­ренка. Гераль­ди­сты отме­чали, что этот символ совет­ского периода был широко рас­про­стра­нен на гербах совет­ских городов, что лишает герб Ново­ураль­ска ори­ги­наль­но­сти. Поэтому в 2000 году нача­лась раз­ра­ботка нового герба, уже Ново­ураль­ского город­ского округа. Эта работа с пере­ры­вами про­дол­жа­лась 10 лет, было рас­смотрено более 20 вари­ан­тов герба.

Депу­таты долго не могли принять решения, т. к. обще­ствен­ность города наста­и­вала, чтобы вместо пред­ла­га­е­мого герба при­ме­ня­лась при­выч­ная всем эмблема Ново­ураль­ска. Тем не менее, боль­шин­ство депу­та­тов 30 июня 2010 года приняли новый вариант: «В рас­се­чен­ном лазурью и черв­ле­нью поле, под узкой главой, обра­зо­ван­ной двумя рядами сере­бря­ных опро­ки­ну­тых бели­чьих шкур с про­светами между ними — сере­бря­ная сквозная вось­ми­лу­че­вая звезда, запол­нен­ная золотом и пере­плетен­ная с двумя поло­жен­ными накрест того же металла орбитами из знака атома — вытя­ну­тыми коль­цами, с каждым из которых соеди­нен золотой же безант, поло­жен­ный между боковым и верхним кос­вен­ным лучами звезды. Щит увенчан золотой муни­ци­паль­ной короной уста­нов­лен­ного образца».


Библиография‍4