Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

30 октября 1961 г. на Север­ном испыта­тель­ном полигоне Новая Земля был испытан термо­ядер­ный заряд мощ­но­стью 50 мега­тонн ТЭ, раз­ра­бо­тан­ный в КБ-11 (ВНИ­ИЭФ) под руко­вод­ством А. Д. Саха­рова. Бомба АН602 (она же «Царь-бомба», она же «Кузькина мать) стала самым мощ­ным взрыв­ным устройством, создан­ным за всю исто­рию чело­ве­че­ства. Пол­ная энергия взрыва состав­ляла от 57 до 58,6 мега­тонн в тро­ти­ло­вом экви­ва­ленте, или около 2,4·1017 Дж, что соот­вет­ствует дефекту массы 2,65 кг.

Реше­ние о раз­ра­ботке и изго­тов­ле­нии авиа­бомбы-гиганта с термо­ядер­ным заря­дом не менее 100 мега­тонн ТЭ было при­нято Пра­ви­тельством СССР в ноябре 1955 г. 12 марта 1956 года был при­нят про­ект поста­нов­ле­ния ЦК КПСС и Совета Мини­стров СССР о подго­товке и про­ве­де­нии испыта­ния изде­лия 202

Изна­чально эта раз­ра­ботка была пору­чена новому ядер­ному цен­тру на Урале НИИ-1011 (ВНИ­ИТФ), где она полу­чила обо­зна­че­ние «изде­лие 202» и велась с конца 1955 г. по фев­раль 1957 г. под руко­вод­ством науч­ного руко­во­ди­теля и глав­ного кон­струк­тора НИИ-1011 члена-кор­ре­спон­дента АН СССР К. И. Щёл­кина и его заме­сти­теля В. Ф. Гре­чиш­ни­кова. Пер­во­на­чально габа­риты «изде­лия 202» были такими: длина 8 м, диаметр 2 м при массе 26 т.

Из всех суще­ство­вавших в это время тяжё­лых само­лё­тов-бом­бар­ди­ровщи­ков только огром­ный тур­бо­вин­то­вой 4-мотор­ный стра­теги­че­ский бом­бар­ди­ровщик ТУ-95 (граж­дан­ский ана­лог — ТУ-114) после дора­ботки мог бы достав­лять «изде­лие 202» к цели. Кон­струк­тор­ская докумен­тация на такую дора­ботку была раз­ра­бо­тана в авиаци­он­ном кон­струк­тор­ском бюро под руко­вод­ством его гене­раль­ного кон­струк­тора А. Н. Тупо­лева. Осо­бен­но­сти авиа­бомбы — большие габа­риты и огром­ная мощ­ность — опре­де­лили и коли­че­ство изме­не­ний. В результате полу­чился, по сути дела, новый, а не про­сто дора­бо­тан­ный вари­ант ста­рого само­лёта, полу­чивший обо­зна­че­ние ТУ-95-202. Само­лёт ТУ-95-202 был обо­ру­до­ван двумя допол­ни­тель­ными пультами управ­ле­ния: один — для управ­ле­ния авто­ма­ти­кой «изде­лия», дру­гой — для управ­ле­ния его системой обогрева.

Очень слож­ной ока­за­лась про­блема под­вески авиа­бомбы. При выбран­ных габа­ри­тах она не помеща­лась в бом­бо­вый отсек само­лёта, и даже при уменьшен­ном до 1800 мм диаметре (меньше габа­рит нельзя было делать из-за опа­се­ния не полу­чить задан­ную мощ­ность в 100 мега­тонн ТЭ) бомбу можно было под­ве­сить только вне отсека под фюзе­ляжем между стой­ками шасси. Для её под­вески было скон­стру­и­ро­вано спе­ци­аль­ное устройство, обес­пе­чи­вавшее подъём «изде­лия» к фюзе­ляжу и закреп­ле­ние его на трёх син­хронно управ­ля­емых зам­ках. Дора­ботка само­лёта для про­ве­де­ния лёт­ной отра­ботки авиа­бомбы была выпол­нена в 1956 г. на лётно-дово­доч­ной базе ОКБ-156 Мини­стер­ства авиаци­он­ной промыш­лен­но­сти в Жуков­ском. Испыта­ния дора­бо­тан­ного само­лёта, корпуса авиа­бомбы и парашюта нача­лись в 1956 г. на полигоне 71 ВВС под г. Кер­чью. Про­ве­ря­лась работа авто­ма­тики «изде­лия», системы обогрева, бор­то­вой телемет­ри­че­ской аппа­ра­туры.

Особо тща­тельно отра­ба­ты­ва­лась система задержки взрыва бомбы, исклю­чающая его возмож­ность ранее достиже­ния задан­ной высоты (около 4000 м). До этой высоты бомба должна была опус­каться на парашюте, кото­рый раз­ра­ба­ты­вали в НИЭИ парашютно-десант­ных систем под руко­вод­ством дирек­тора этой орга­ни­за­ции Ф. Д. Тка­чёва и её глав­ного кон­струк­тора Н. А. Лоба­нова. Парашют пред­став­лял собою систему, состо­ящую из после­до­ва­тельно рас­кры­вающихся парашю­тов: пер­вого — площа­дью 0,5 кв. м., вто­рого — площа­дью 5,5 кв. м, затем одно­временно трёх — по 42 кв. м и, нако­нец, глав­ного — площа­дью 1600 кв. м.

Бал­ли­сти­че­ский корпус, раз­ра­бо­тан­ный кол­лек­ти­вом под руко­вод­ством В. Ф. Гре­чиш­ни­кова и система гру­зо­вого парашюта отра­ба­ты­ва­лись на полигоне № 71 (посе­лок Баге­рово, Крым­ской обла­сти.

Руко­вод­ство лётно-кон­струк­тор­ской отра­бот­кой бомбы-гиганта со сто­роны НИИ-1011 осуществ­лял заме­сти­те­лем науч­ного руко­во­ди­теля Г. А. Цыр­ков. Весь наме­чен­ный цикл испыта­ний был успешно завершён в 1957 г. Однако в связи с неко­то­рым потеп­ле­нием отноше­ний между СССР и США по реше­нию высшего пар­тий­ного руко­вод­ства страны даль­нейшие работы над «изде­лием 202» в НИИ-1011 были пре­кращены в 1958 г. Дальше раз­ра­ботка изде­лия 202 не велась, а несколько изго­тов­лен­ных бал­ли­сти­че­ских корпу­сов оста­лись в виде нелик­ви­дов. Само­лет-носи­тель сна­чала исполь­зо­вался как учеб­ный на аэро­дроме в г. Энгельсе, а затем был спи­сан за нена­доб­но­стью и под­лежал сдаче на ути­ли­за­цию в метал­ло­лом.

В 1960 г. раз­ра­ботку супер­бомбы про­должил КБ-11 (ВНИ­ИЭФ), где термо­ядер­ному заряду было при­сво­ено обо­зна­че­ние «изде­лие 602».

Роль спус­ко­вого крючка к испыта­нию столь мощ­ного ядер­ного устройства, оче­видно, сыг­рал Бер­лин­ский кри­зис 1961 года, воз­никший вслед­ствие стро­и­тельства 13 авгу­ста Бер­лин­ской стены. Гене­раль­ный сек­ре­тарь КПСС Н. С. Хрущев тре­бо­вал демон­страции воен­ной мощи СССР, невзи­рая на действо­вавший до этого трех­лет­ний мора­то­рий на ядер­ные испыта­ния: «Мы не можем ска­зать вслух, что ведем поли­тику с позиции силы, но это должно быть так».

Подго­товка к пред­сто­ящему испыта­нию супер­бомбы с термо­ядер­ным заря­дом нача­лась в сен­тябре 1961 г. Само­лет из спи­сан­ных воз­вра­тили в строй, заме­нили авиа­двига­тели, про­вели пол­ную реви­зию всех сило­вых кон­струкций, элек­тро- и радио­обо­ру­до­ва­ния, необ­хо­димые ремонтно-вос­ста­но­ви­тель­ные работы, после чего сде­лали несколько учебно-тре­ни­ро­воч­ных поле­тов. Осо­бое внима­ние было уде­лено спе­ци­аль­ной подго­товке экипажа само­лёта-носи­теля. С этой целью 20 сен­тября и 2 октября само­лёт ТУ-95-202, ведомый коман­ди­ром А. Е. Дур­новце­вым в составе группы само­лё­тов Даль­ней авиации, выпол­нил полёты в район пред­сто­ящего места сброса бомбы над полиго­ном, где в это время про­во­ди­лись воз­душ­ные испыта­ния термо­ядер­ных заря­дов (сброс авиа­бомб про­из­во­дился с само­лёта ТУ-16 под коман­до­ва­нием В. Ф. Мар­ты­ненко). Во время вто­рого полёта само­лёта ТУ-95-202 про­изошёл отказ одного из четырёх двига­те­лей, и он был вынуж­ден досрочно вер­нуться на аэро­дром «Оле­нья». На испыта­ниях 2 октября в полёте над «эпицен­тром» участ­во­вали два отряда само­лё­тов-носи­те­лей «3М», раз­ра­бо­тан­ных в кон­струк­тор­ском бюро гене­раль­ного кон­струк­тора В. М. Мясищева и отра­ба­ты­вающих во время ядер­ных испыта­ний опыт бое­вого при­ме­не­ния ядер­ных авиа­бомб и обхода радио­ак­тив­ного облака.

6 октября экипаж А. Е. Дур­новцева совершил вылет на полигон со сбро­сом супер­бомбы с термо­ядер­ным заря­дом в 4 мега­тонны ТЭ, смон­ти­ро­ван­ным в её корпусе. После успеш­ного выпол­не­ния этапа отра­ботки было наме­чено время ядер­ного испыта­ния основ­ного вари­анта.

О пред­сто­ящих испыта­ниях бомбы объявил Н. С. Хрущёв в своём докладе 17 октября 1961 г. на XXII съезде КПСС

Руко­во­дила испыта­ни­ями Госу­дар­ствен­ная комис­сия во главе с гене­рал-майо­ром Н. И. Пав­ло­вым. Её чле­нами были гене­рал-лей­те­нанты Н. И. Сажин, В. А. Чер­но­рез, маршал К. С. Мос­ка­ленко, пол­ков­ники СМ. Кули­ков и Е. А. Негин, он же — глав­ный кон­струк­тор термо­ядер­ного заряда и руко­во­ди­тель группы подго­товки супер­бомбы и заряда к ядер­ному испыта­нию. Выпол­не­ние бом­боме­та­ния над площад­кой Д-2 полигона было пору­чено экипажу само­лёта-носи­теля в составе: коман­дир майор А. Е. Дур­новцев, ведущий штурман майор И. Н. Клещ, старший опе­ра­тор радио­ло­ка­тора старший лей­те­нант А. С. Боби­ков, старший борт­инже­нер майор Г. М. Евту­шенко, опе­ра­тор радио­ло­ка­тора капи­тан тех­ни­че­ской службы В. М. Снет­ков, стре­лок-радист старший лей­те­нант М. П. Маш­ков, стре­лок-радист ефрейтор В. Я. Боло­тов.

В 9 часов 27 минут 31 октября 1961 г само­лёт-носи­тель ТУ-95-202 с под­вешен­ной под фюзе­ляжем авиа­бом­бой со смон­ти­ро­ван­ным внутри термо­ядер­ным заря­дом «602» взле­тел с аэро­дрома «Оле­нья» и взял курс на Север­ный полигон. Сле­дом взле­тел само­лёт-лабо­ра­то­рия ТУ-16 для записи явле­ний взрыва и поле­тел ведомым за само­лё­том-носи­те­лем. В 11 часов 30 минут с высоты 10500 м бомба была сброшена над площад­кой Д-2 полигона север­нее про­лива Маточ­кин Шар. Отде­ле­ние бомбы от само­лёта прошло нормально, хотя он, по опре­де­ле­нию лёт­чи­ков, «сел на хвост». Через несколько секунд после отде­ле­ния бомбы от само­лёта нача­лось после­до­ва­тель­ное сра­ба­ты­ва­ние кас­када парашю­тов, закон­чивше­еся нормаль­ным рас­крытием глав­ного парашюта (общий вес парашюта соста­вил 1846 кг). Супер­бомба начала плавно снижаться, а само­лёты — ухо­дить из опас­ной зоны. На 188 секунде, когда само­лёт-носи­тель ушёл на рас­сто­я­ние 45 км, а само­лёт-лабо­ра­то­рия — на 55 км от точки сброса бомбы, вспышка неви­дан­ной интен­сив­но­сти и дли­тель­но­сти оза­рила небо. Около 70 секунд про­должа­лось све­че­ние взрыва бомбы. В ожи­да­нии при­хода удар­ной волны лет­чики пере­шли с автопи­ло­тов на руч­ное управ­ле­ние. Удар­ная волна воз­действо­вала на само­лёты много­кратно, начи­ная с уда­ле­ния от места взрыва на 115 км для носи­теля и 250 км — для лабо­ра­то­рии. Воз­враща­ясь на аэро­дром, экипажи само­лё­тов могли наблю­дать облако взрыва на рас­сто­я­нии до 800 км.

По итогам само­лёт­ных и назем­ных изме­ре­ний энерго­вы­де­ле­ние взрыва было оце­нено в 50 мега­тонн ТЭ, что совпало с ожи­да­емым по рас­че­там зна­че­нием.

Взрыв АН602 по клас­сифи­кации был низ­ким воз­душ­ным взрывом сверх­большой мощ­но­сти. Результаты его впе­чат­ляли:

  • Радиус огнен­ного шара взрыва соста­вил при­мерно 4,6 километра, «ядер­ный гриб» взрыва под­нялся на высоту 67 километ­ров.
  • Све­то­вое излу­че­ние могло вызы­вать ожоги тре­тьей степени на рас­сто­я­нии до 100 километ­ров.
  • Сейсми­че­ская волна, воз­никшая в результате взрыва, три­жды обогнула зем­ной шар.
  • Сви­де­тели почув­ство­вали удар и смогли опи­сать взрыв на рас­сто­я­нии тысячи километ­ров от его цен­тра.
  • Иони­за­ция атмо­сферы стала при­чи­ной помех радио­связи даже в сот­нях километ­ров от полигона в тече­ние около 40 минут.

Основ­ная цель испыта­ний — демон­страция всему миру воен­ного потенци­ала Совет­ского Союз

За про­яв­лен­ное муже­ство, отвагу и геро­изм при испыта­нии самой мощ­ной термо­ядер­ной бомбы майо­рам А. Е. Дур­новцеву и И. Н. Клещу, а также под­пол­ков­нику В. Ф. Мар­ты­ненко были при­сво­ены зва­ния Героев Совет­ского Союза.

За большие заслуги, достиг­ну­тые в раз­ви­тии атом­ной промыш­лен­но­сти, науки и тех­ники, раз­ра­ботке, совершен­ство­ва­нии и испыта­нии новых образцов мощ­ного термо­ядер­ного оружия, Пре­зи­диум Вер­хов­ного Совета СССР награ­дил особо отли­чившихся работ­ни­ков — два­жды Героев Соци­а­ли­сти­че­ского Труда тре­тьей золо­той меда­лью «Серп и Молот», при­своил зва­ние Героя Совет­ского Союза группе офице­ров ракет­ных войск и авиации, зва­ние Героя Соци­а­ли­сти­че­ского Труда — 26 ведущим кон­струк­то­рам, уче­ным, инже­не­рам и рабо­чим, награ­дил орде­нами и меда­лями СССР более 7 тыс. рабо­чих, кон­струк­то­ров, уче­ных, руко­во­дящих, инже­нерно-тех­ни­че­ских работ­ни­ков и воен­но­служащих Ракет­ных войск, Военно-Воз­душ­ных Сил и Военно-Мор­ского Флота, также награ­дил орде­ном Ленина ряд научно-иссле­до­ва­тельских и про­ект­ных инсти­ту­тов и заво­дов. За осо­бые заслуги при выпол­не­нии зада­ния пар­тии и пра­ви­тельства по раз­ра­ботке и совершен­ство­ва­нию термо­ядер­ного оружия и успехи в раз­ви­тии атом­ной науки и тех­ники Совет Мини­стров Союза ССР объявил благо­дар­ность группе ведущих уче­ных и кон­струк­то­ров — Героев Соци­а­ли­сти­че­ского Труда, Лау­ре­а­тов Ленин­ской премии».