Уникальный атомный транспорт
Атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» проекта 10081.
В середине 1970-х годов ленинградское ЦКБ «Балтсудопроект» получило спецзадание от правительства СССР разработать проект ледокольно-транспортного судна с реакторной установкой для перевозки лихтеров. Принципиальные параметры нового судна были заложены в совместном решении Минморфлота СССР и Минсудпрома СССР № С-13/01360 от 30.05.78 и техническом задании.
Традиционно лихтер — это грузовое несамоходное безэкипажное однотрюмное морское судно (небольшая баржа) с водонепроницаемым люковым закрытием, используемое для перевозки грузов с помощью буксирных судов и для беспричальных грузовых операций. В отличие от традиционных контейнерных перевозок, грузовые операции с лихтерами можно проводить на рейде, что уменьшает финансовые расходы на портовые терминалы. Плюс ко всему, лихтеры можно транспортировать далее по устьям небольших рек, куда крупное транспортное судно ввиду своих размеров зайти не может. В начале 70-х годов система перевозки лихтерами считалась экспертами значительным достижением в области судоходства, так как лихтеровозы могли перевозить в 5 раз больше грузов, чем иное сопоставимое судно, а процессы погрузки/разгрузки были значительно эффективнее. Еще одной положительной стороной лихтеровозов считалась их способность обходиться без развитой портовой инфраструктуры, что было особенно актуальным для Северного морского пути.
По заданию новое судно должно было перевозить до 74 штук лихтеров каждый весом до 300 т. При плавании в ледовом поле корабль должен был преодолевать лед метровой толщины и двигаться по свободной воде со скоростью не менее 20 узлов при 10-метровой осадке. При этом атомный лихтеровоз предназначался для плавания во всех широтах, включая тропические.
По проекту лихтеровоз, получивший название «Севморпуть», представлял собой одновинтовой однопалубный корабль с избыточным надводным бортом (наличие избыточного надводного борта делает величину запаса плавучести больше минимально допустимой), баком, носовым расположением жилой надстройки, промежуточным расположением машинного отделения и реакторного отсека, с наклонным форштевнем ледокольного типа, крейсерской кормой, срезанной в надводной части по форме транца.
Судно обладало следующими характеристиками: водоизмещение — 61 088 т, длина — 260,1 м, ширина — 32,2 м, высота — 18,3 м, осадка — 11,8 м, мощность — 39 436 л. с., скорость на чистой воде – 20,8 узла. Корпус судна был спроектирован и построен на категорию ледовых подкреплений «УЛА» в соответствии с требованиями Правил Регистра СССР в трактовке 1981 года. Благодаря особой форме носовых обводов, наклоненным бортам и оригинальным ложкообразным кормовым обводам, лихтеровоз был способен самостоятельно следовать во льдах толщиной до 1 м, причем корабль не ломал лед, а буквально резал его.
В соответствии с проектом лихтеровоз мог везти 74 лихтера типа LASH, или 1336 20-футовых стандартных контейнеров. К услугам экипажа предусмотрены сауна, бассейн и тренажерный зал.
Основным «мотором» лихтеровоза стала ядерная энергетическая установка (ЯЭУ) КЛТ-40, созданная в ОКБМ на базе хорошо себя зарекомендовавшей реакторной установки ОК-900А. В связи с этим реакторная установка для судна проектировалась с учетом требований Кодекса по безопасности ядерных торговых судов, разработанного Международной морской организацией (IMO).
Все основное оборудование ЯЭУ КЛТ-40 было унифицировано с реакторами ОК-900А, что облегчало изготовление, монтаж и эксплуатацию реактора на судах. В КЛТ-40 была впервые предусмотрена защитная оболочка, удовлетворяющая всем мировым требованиям безопасности, система защиты первого контура от переопрессовки, система затопления защитной оболочки и др. Защитная оболочка рассчитана на внутреннее давление, возникающее при так называемой максимальной проектной аварии — разрыве полным сечением трубопровода первого контура.
Торжественная закладка первой секции атомного лихтеровоза «Севморпуть» состоялась в Керчи в доке судостроительного завода «Залив» им. Бутомы в ноябре 1984 года. 20 февраля 1986 года корабль был спущен на воду, где и производилась его достройка.
26 октября 1988 года состоялся физический пуск реактора КЛТ-40. Предварительно специалисты проверили герметичность защитной оболочки. Проверка показала, что при самой крупной аварии с повреждением оболочки реактора утечка радиоактивной воды не превысит 3 % в сутки.
31 декабря 1988 года после завершения ходовых испытаний на атомном лихтеровозе «Севморпуть» состоялся подъем государственного флага СССР, и корабль был принят в состав Мурманского морского пароходства.
Лихтеровоз «Севморпуть» сразу отправился в коммерческий рейс из Одессы во Владивосток. 11 января 1989 года судно с почти 30 тыс. т груза вышло из порта Одессы и двинулось к Босфору. Но в пути случился ряд инцидентов. Так, 18 января во второй контур реактора попала морская вода, а ночью 20 января сработала аварийная защита реактора из-за прекращения подачи питательной воды в парогенераторы, вызванного сбоем автоматики и человеческим фактором.
При проходе корабля через экватор температура забортной воды составила 30 °C, что оказалось выше проектной для ядерной энергетической установки. Из-за падения вакуума в главном конденсаторе прошел сигнал экстренного снижения мощности реакторной установки, поэтому пришлось снизить скорость хода судна. В феврале морская вода снова попала во второй контур реактора, причем найти источник протечки не удалось. Между тем в течение всего рейса иностранные эксперты неоднократно производили удаленный анализ радиационной обстановки и отбор проб забортной воды, а также инспекции на борту, но никаких претензий по радиационной обстановке не было заявлено.
3 марта 1989 года судно встало на дальнем рейде порта Владивосток.
Первые годы эксплуатации лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» работал на международных линиях Одесса — Вьетнам — Владивосток и Владивосток — КНДР. Затем корабль несколько лет обеспечивал грузоперевозки на линии Мурманск — Дудинка — Мурманск, заменяя на грузоперевозках данного направления два-три специализированных сухогруза. Многолетний опыт эксплуатации судна на международных линиях и в Арктике продемонстрировал широкие возможности использования атомного лихтеровоза-контейнеровоза в любых регионах Мирового океана.
Однако к тому времени оказалось, что затраты на эксплуатацию лихтеровоза и самих лихтеров значительно выше, чем у обычного грузового судна или контейнеровоза. Хотя перевозка лихтеров и представляет собой технологически интересную морскую транспортную систему, она выгодна только при определенных условиях, поэтому лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» переключился исключительно на использование контейнеров.
Спад в экономике страны привел к постоянному снижению объемов перевозок по Северному морскому пути. В конце 90-х годов Мурманское морское пароходство не смогло найти средств на перегрузку топлива для реакторной установки, и атомоход встал на прикол до 2001 года. Это был первый звоночек грядущих проблем, но тогда ситуацию все-таки удалось разрешить, и лихтеровоз снова вышел на маршрут. Но в 2007 году лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» снова встал на прикол. Компания «Норникель», в интересах которой корабль перевозил грузы, обзавелась собственным флотом с высоким ледовым классом, и необходимость в эксплуатации дорогостоящего атомного лихтеровоза отпала. К этому времени лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» прошел 302 тыс. миль и перевез более 1,5 млн тонн грузов.
Чтобы не потерять корабль, Мурманское морское пароходство предприняло попытку переоборудовать его в буровое судно, но тут произошел «счастливый случай» — 28 августа 2008 года все гражданские суда с ядерной энергетической установкой были переданы в ведение ФГУП «Атомфлот» Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
Но ФГУП «Атомфлот» тоже не обладал возможности обеспечить заказами плавание лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть», поэтому в свою очередь, рассматривало различные варианты: превращения судна в рыболовецкую плавбазу, в НИС для арктических исследований и даже в балкер для доставки железорудного концентрата в Китай. Все эти предложения были в итоге забракованы.
В октябре 2009 года руководство ФГУП «Атомфлота» заявило, что лихтеровоз «Севморпуть» стоит без работы, и если такая ситуация сохранится и в 2010 году, то корабль придётся выводить из эксплуатации. Официальная страница морского регистра содержит такую запись про судно: «Исключено из регистровой книги судов с 02.08.2012».
В соответствии с приказом Госкорпорации «Росатом» от 24 октября 2012 года ядерную установку должны были вывести в режим окончательного останова. По состоянию на июнь 2013 года работы по выводу лихтеровоза из эксплуатации были практически завершены, в частности, ядерная установка была окончательно остановлена. В целях снижения эксплуатационных затрат на содержание стоянки судна в конце 2013 года была запланирована постановка судна в док для выполнения мероприятий по подготовке к выводу в «холодный» отстой к концу января 2014 года.
Однако в конце декабря 2013 года генеральный директор Росатома С. В. Кириенко подписал приказ о восстановлении атомного лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть» для обеспечения северного завоза, освоения шельфа и разработки Павловского месторождения свинцово-цинковых руд на Новой Земле. Работы по выводу корабля в отстой были приостановлены, проведено докование судна для подготовки корпуса к дефектации и оценки объема ремонтных работ. Конечная цель — восстановление эксплуатационных качеств судна и его освидетельствование на класс Российского морского регистра судоходства.
В ходе восстановления корабля была заменена часть оборудования и инженерных комплексов, смонтированы два дополнительных крана. На судне была установлена новая радиолокационная станция.
АО «ОКБМ Африкантов» провело исследовательские работы для продления срока службы ядерной энергетической установки, включающие оценку остаточного ресурса оборудования, восстановление и освидетельствование оборудования, а также устранение дефицитов безопасности в соответствии с действующей нормативной базой. Итогом работы явилось решение о продлении срока эксплуатации реакторной установки до 150 тыс. часов и срока службы до 35 лет
30 ноября 2015 года после завершения заводских ходовых испытаний лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» вернулся в Мурманск, а 6 мая 2016 года обновлённый корабль вышел из Мурманска в свой первый рейс — на остров Котельный со стройматериалами и продуктами питания. В бухте Темп состоялась выгрузка на припайный лед 5,806 тыс. тонн груза.
26 августа 2019 года лихтеровоз впервые встал в Петропавловске-Камчатском под загрузку рыбопродукции для доставки по Северному морскому пути в Санкт-Петербург. Планировалось, что такие рейсы будут регулярными, однако в ноябре 2020 года случилось ЧП — в ноябре 2020 года во время рейса в Антарктиду на станцию «Восток», где лихтеровоз «Севморпуть» должен был выгрузить модули на припай у побережья Антарктиды, недалеко от побережья Анголы у судна произошла поломка лопасти единственного гребного винта. Попытка ремонта в море не увенчалась успехом, судно вернулось в Петербург для ремонта на Канонерском судостроительном заводе. В августе 2021 года ремонт был завершён, и 12 августа контейнеровоз вернулся из Санкт-Петербурга в Мурманск.
В 2022 году состоялся запуск субсидируемой регулярной каботажной линии по Северному морскому пути по доставке металлоконструкций в восточном направлении и рыбной продукции в западном. Лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» совершил по два рейса в 2022 и 2023 гг., но в 2024 году, к сожалению, история этого уникального судна, скорее всего, закончится по причине исчерпания ресурса.
Лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» появился на свет в сложное время и не раскрыл свой потенциал в полной мере, но он честно трудился на всех направлениях и выполнял те задачи, которые перед ним ставили. Лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» стал одним из выдающихся достижений отечественного кораблестроения как самое большое судно в мире по водоизмещению и единственное действующее невоенное судно с ядерной энергетической установкой.