Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

История атомных электростанций /

Ленинградская АЭС

Рас­по­ложена на побе­режье Фин­ского залива в г. Сос­но­вый бор (Ленинград­ская обл.) На станции 4 энерго­блока с реак­то­рами РБМК–1000. Пер­вые два выве­дены из экс­плу­а­тации в 2018 г. и 2020 г. соот­вет­ственно. Мощ­ность действующих энерго­бло­ков 2000 МВт. Начало стро­и­тельства — 1967 г., начало экс­плу­а­тации — 1973 г. В насто­ящее время на стро­ящейся с 2007 г. атом­ной элек­тро­станции Ленинград­ская АЭС-2 вве­дены в экс­плу­а­тацию два энерго­блока с реак­то­рами ВВЭР–1200/491 мощ­но­стью 2386 МВт.

Во вто­рой поло­вине прошлого века быстро раз­ви­вающа­яся промыш­лен­ность Северо-запад­ного реги­она СССР тре­бо­вала мощ­ной энерге­ти­че­ской базы. 15 апреля 1966 года министр Мин­сред­маша Е. П. Слав­ский подпи­сал зада­ние на про­ек­ти­ро­ва­ние Ленинград­ской атом­ной элек­тро­станции в 70 км по прямой к западу от Ленинграда и в 4 км от поселка Сос­но­вый Бор. На выбор площадки повли­яли малая насе­лен­ность мест­но­сти, бли­зость Фин­ского залива, вода кото­рого тре­бо­ва­лась для охла­жде­ния реак­то­ров, а также нали­чие раз­ви­тых желез­но­до­рож­ных и автомо­биль­ных путей сообще­ния. В начале сен­тября 1966 г. про­ект­ное зада­ние было закон­чено.

29 ноября 1966 года Сове­том Мини­стров СССР при­нято поста­нов­ле­ние № 800-252 о стро­и­тельстве пер­вой оче­реди ЛАЭС, опре­де­лена орга­ни­за­ци­он­ная струк­тура и коопе­рация предпри­я­тий для раз­ра­ботки про­екта и сооруже­ния АЭС:

  • науч­ный руко­во­ди­тель — А. П. Алек­сан­дров (ИАЭ им. И. В. Кур­ча­това);
  • гене­раль­ный про­ек­ти­ровщик — А. И. Гутов (ВНИПИЭТ);
  • глав­ный кон­струк­тор реак­тор­ной уста­новки – Н. А. Дол­лежаль (НИКИЭТ);
  • глав­ный кон­струк­тор тур­бо­уста­новки — Ю. Ф. Косяк (ХТГЗ).

29 июня 1967 года Научно-тех­ни­че­ский совет Мини­стер­ства сред­него маши­но­стро­е­ния одоб­рил тех­ни­че­ский про­ект реак­тора РБМК-1000, пред­став­лен­ный НИКИЭТ. Это был новый тип реак­тора, не имеющий ана­логов в мире. В его основу были положены идеи и опыт экс­плу­а­тации Пер­вой в мире АЭС в Обнин­ске, реак­то­ров АМБ Бело­яр­ской АЭС. При выборе типа реак­тора при­нима­лись во внима­ние сле­дующие сооб­раже­ния: большой опыт кон­стру­и­ро­ва­ния и экс­плу­а­тации подоб­ных реак­то­ров, отсут­ствие спе­ци­фи­че­ских и новых тех­но­логи­че­ских процес­сов, возмож­ность созда­ния реак­тора любого размера, про­стота опе­ра­тив­ной замены поте­рявших герме­тич­ность топ­лив­ных сбо­рок и др.

В мае 1967 года на промыш­лен­ной площадке Сос­но­вого Бора были опре­де­лены кон­туры под глав­ное зда­ние пер­вой оче­реди будущей атом­ной элек­тро­станции и бетон­ной дороги вокруг него. Для осу­ше­ния забо­ло­чен­ной тер­ри­то­рии нужно было «про­ре­зать» торф до плот­ного грунта по направ­ле­нию к заливу. Выторфовка под кот­ло­ван будущего энерго­блока про­из­во­ди­лась на площади 200х200 мет­ров. Разжижен­ный грунт оку­чи­вали с деся­ток буль­до­зе­ров, затем два экс­ка­ва­тора-драг­лайна гру­зили его в само­свалы.

Пер­вый ковш земли из кот­ло­вана под фун­дамент глав­ного зда­ния будущей Ленинград­ской АЭС экс­ка­ва­тор под­нял 6 июля 1967 года. Часть выну­того грунта размещали на берегу между зали­вом и кот­ло­ва­ном. Полу­чи­лась свое­об­раз­ная дамба, кото­рая отго­ражи­вала станцию от взгля­дов с дру­гой сто­роны Фин­ского залива. Одно­временно из бетон­ных плит мон­ти­ро­вали съезд в кот­ло­ван. В июле на площадке появи­лись пер­вые само­свалы КРАЗ. Стро­и­тели рабо­тали в две смены. Но граж­дан­ских меха­ни­за­то­ров на стройке было по паль­цам пере­счи­тать — за рычагами буль­до­зе­ров и рулем авто­транспорта сидели, в основ­ном, воен­но­служащие. Сол­даты же были и помощ­ни­ками маши­ни­стов экс­ка­ва­то­ров. Грунт на промплощадке был бук­вально начи­нен валу­нами. Лег­кие — до 20 тонн — вытас­ки­вали из кот­ло­вана парой буль­до­зе­ров. Более тяже­лые — тонн под 50 — взры­вали воен­ные моряки.

Затем нача­лась укладка бетона, кото­рый вырав­ни­вал грун­то­вое осно­ва­ние, напри­мер, ямы от валу­нов. На застывшем бетоне мон­ти­ро­вали кар­кас из арма­туры и зали­вали его бето­ном, созда­вая несущую кон­струкцию — плиту.

Осно­ва­ние реак­тор­ного блока нахо­ди­лось еще на 10 мет­ров ниже, при­чем про­ект про­из­вод­ства работ не преду­смат­ри­вал съезд. Это был кот­ло­ван в кот­ло­ване, разме­ром 75 на 60 мет­ров. Экс­ка­ва­торы уда­лили часть грунта с отметки -5,0. Для выборки осталь­ного грунта башен­ный кран опу­стил в кот­ло­ван экс­ка­ва­тор, кото­рый отгружал грунт в бадьи, отправ­ля­емые наверх.

12 сен­тября в осно­ва­ние реак­тор­ного блока был уложен пер­вый кубометр бетона. Когда бетон покрыл всю площадь блока, начался мон­таж арма­туры. В начале декабря 1967 года все было готово для бето­ни­ро­ва­ния плиты реак­тора, и 12 декабря 1967 года в несущую плиту блока уложили пер­вые четыре сотни кубов кон­струк­тив­ного бетона.

В марте 1971 года на энерго­блоке № 1 начался мон­таж обо­ру­до­ва­ния. 10 сен­тября 1973 года в реак­тор РБМК-1000 была загружена пер­вая теп­ло­вы­де­ляющая сборка, начался физи­че­ский пуск реак­тора. В его процессе в ряде промежу­точ­ных состо­я­ний реак­тора осуществ­ля­лась кри­тич­ность для про­ве­де­ния экс­пе­римен­тов по опре­де­ле­нию нейтронно-физи­че­ских харак­те­ри­стик. В результате была сформи­ро­вана началь­ная нагрузка актив­ной зоны, опре­де­лены эффекты реак­тив­но­сти и эффек­тив­ность стерж­ней регу­ли­ро­ва­ния.

Костяк экс­плу­а­ти­рующего пер­со­нала новой станции соста­вили высо­ко­ква­лифици­ро­ван­ные спе­ци­а­ли­сты, при­бывшие на АЭС с сибир­ских промыш­лен­ных реак­то­ров, во многом ана­логич­ных реак­то­рам РБМК. Опе­ра­торы и ведущие инже­неры обла­дали много­лет­ним опытом работы на ядер­ных уста­нов­ках. Много­чис­лен­ным был и состав спе­ци­а­ли­стов, ранее тру­дившихся на теп­ло­вых элек­тро­станциях. Они внесли большой вклад в совершен­ство­ва­ние тех­но­логи­че­ских схем и обо­ру­до­ва­ния на самых раз­ных ста­диях стро­и­тельства — от про­ек­ти­ро­ва­ния до мон­тажа. В итоге на энерго­блоке из 250 тех­но­логи­че­ских систем не ока­за­лось ни одной, кото­рая бы не под­верг­лась усо­вершен­ство­ва­нию.

Осо­бен­но­стью Ленинград­ской АЭС стала возмож­ность рас­по­ряжаться бюджет­ными рас­хо­дами на научно-иссле­до­ва­тельские и опытно-кон­струк­тор­ские работы, минуя мини­стер­ство. Это поз­во­лило опе­ра­тивно реаги­ро­вать на воз­ни­кающие про­блемы.

Другое новше­ство, изоб­ре­тен­ное руко­вод­ством ЛАЭС, заклю­ча­лось в созда­нии инсти­тута спе­ци­аль­ной кон­трольно-при­емоч­ной инспекции. Инспек­торы ЛАЭС обла­дали на заво­дах-изго­то­ви­те­лях такими же пра­вами, как воен­ная при­емка, и гаран­ти­ро­вали высо­кое каче­ство постав­ля­емого на станцию обо­ру­до­ва­ния.

С 14 ноября по 21 декабря 1973 года про­во­дился энерге­ти­че­ский пуск реак­тора энерго­блока № 1, нача­лось осво­е­ние его мощ­но­сти. 23 декабря 1973 года члены Госу­дар­ствен­ной при­ем­ной комис­сии при­няли энерго­блок № 1 в экс­плу­а­тацию. ЛАЭС стала пер­вой в СССР станцией с реак­то­ром РБМК-1000.

Мощ­ность энерго­блока под­нима­лась после­до­ва­тельно ступе­нями, достиг­нув к весне 1974 года 600 МВт. В июле 1974 года мощ­ность блока была повышена до 800 МВт, а 1 ноября 1974 года энерго­блок № 1 Ленинград­ской АЭС был выве­ден на номи­наль­ную мощ­ность 1000 МВт.

Пер­вый год экс­плу­а­тации энерго­блока № 1 под­твер­дил тре­бу­емую рабо­то­спо­соб­ность реак­тора и основ­ного обо­ру­до­ва­ния станции. По результа­там пуско-нала­доч­ных работ были вне­сены неко­то­рые изме­не­ния в кон­струкцию ряда узлов и режимы работы, откор­рек­ти­ро­ваны про­ект­ные мате­ри­алы. Вме­сте с тем выявился и ряд недо­стат­ков в кон­струкции реак­тор­ной уста­новки, при­вед­ших к пер­вому круп­ному ради­аци­он­ному инци­денту. 30 ноября 1975 года на энерго­блоке № 1 при попытке выве­сти на мощ­ность реак­тор, сва­ли­вающийся в «йод­ную яму», про­изошла ава­рия, сопро­вож­давша­яся раз­ру­ше­нием (рас­плав­ле­нием) топ­лив­ного канала и при­вед­шая к радио­ак­тив­ным выбро­сам. Эта ава­рия, высве­тившая кон­струк­тив­ные недо­статки реак­тора РБМК-1000, фак­ти­че­ски стала пред­те­чей круп­нейшей ава­рии 1986 года на реак­торе РБМК-1000 энерго­блока № 4 Чер­но­быльской АЭС.

Одно­временно заверша­лось стро­и­тельство энерго­блока № 2 Ленинград­ской АЭС. Про­ект АЭС преду­смат­ри­вал пар­ную компо­новку энерго­бло­ков №№ 1 и 2, то есть в одном зда­нии размеща­лись два энерго­блока.

Физи­че­ский пуск реак­тора энерго­блока № 2 начался в мае 1975 года и завершился в июне. После заверше­ния экс­пе­римен­тов на исход­ной загрузке в июле-авгу­сте 1975 года состо­ялся энерге­ти­че­ский пуск. Мощ­ность блока наращи­ва­лась ступе­нями. 11 июля 1975 года энерго­блок № 2 Ленинград­ской АЭС был под­клю­чен к сети, а 30 сен­тября 1975 года на мощ­но­сти реак­тора 750 МВт состо­я­лось подпи­са­ние акта Госу­дар­ствен­ной комис­сией о сдаче энерго­блока № 2 в промыш­лен­ную экс­плу­а­тацию.

Еще в ходе стро­и­тельства пер­вой оче­реди Ленинград­ской АЭС пра­ви­тельство СССР при­няло реше­ние о сооруже­нии вто­рой оче­реди станции в составе двух энерго­бло­ков с реак­то­рами РБМК-1000. Это поз­во­ляло покон­чить с дефици­том элек­троэнергии в реги­оне и начать её поставки за пре­делы Ленинград­ской обла­сти. Местом её стро­и­тельства была выбрана площадка в 1,5 км от пер­вой оче­реди.

Работы по сооруже­нию вто­рой оче­реди ЛАЭС нача­лись 10 мая 1975 года. Вто­рая оче­редь Ленинград­ской АЭС не стала про­стой копией пер­вой. При про­ек­ти­ро­ва­нии были учтены новые науч­ные достиже­ния, изме­ни­лись компо­новка бло­ков, а также состав вспомога­тель­ных систем и сооруже­ний, повы­си­лась инду­стри­аль­ность и сбор­ность стро­и­тель­ных кон­струкций. Основ­ной осо­бен­но­стью энерго­бло­ков №№ 3 и 4 ЛАЭС стало тех­ни­че­ское реше­ние о рас­по­ложе­нии раз­да­точно-группо­вых кол­лек­то­ров на высот­ной отметке, пре­вышающей высот­ную отметку актив­ной зоны, что поз­во­ляло в слу­чае ава­рий­ной подачи воды иметь гаран­ти­ро­ван­ный залив водой актив­ной зоны. Кроме того, на стро­и­тельство вто­рой оче­реди отво­ди­лось в 2 раза меньше кален­дар­ного времени, чем на воз­ве­де­ние комплекса пер­вой оче­реди.

За пле­чами стро­и­те­лей и мон­таж­ни­ков был опыт воз­ве­де­ния энерго­бло­ков №№ 1 и 2, и, есте­ственно, не исполь­зо­вать его кол­лек­тив не мог. Пере­смотру под­верг­лись бук­вально все сто­роны дея­тель­но­сти стро­и­тель­ных, мон­таж­ных тре­стов и стро­и­тельно-мон­таж­ных управ­ле­ний субпод­ряд­чи­ков. Управ­ле­ние стро­и­тельством, про­ект­ные инсти­туты, а также про­ектно-кон­струк­тор­ские орга­ни­за­ции заво­дов-поставщи­ков обо­ру­до­ва­ния про­вели большую работу по ана­лизу опыта, накоп­лен­ного при сооруже­нии и экс­плу­а­тации пер­вой оче­реди станции.

Меропри­я­ти­ями по повыше­нию эффек­тив­но­сти и каче­ства мон­таж­ных работ на вто­рой оче­реди Ленинград­ской АЭС преду­смат­ри­ва­лось исполь­зо­ва­ние допол­ни­тель­ных резер­вов. Повыша­лось каче­ство изго­тов­ле­ния тру­бопро­во­дов, что суще­ственно уменьшало объем работ по сварке труб. За счет рекон­струкции кра­нов, изме­не­ния про­ек­тов шатров-теп­ля­ков появи­лась возмож­ность еще при сборке реак­тора на площадке допол­ни­тельно мон­ти­ро­вать в блоки ряд дета­лей, кото­рые раньше пода­ва­лись в шахту «рос­сыпью» и отнимали много цен­ного машин­ного времени кра­нов. Преду­смат­ри­ва­лось мас­со­вое пред­ва­ри­тель­ное укруп­не­ние тру­бопро­во­дов и обо­ру­до­ва­ния, широ­кое исполь­зо­ва­ние метода бригад­ного под­ряда, спе­ци­а­ли­за­ция участ­ков по видам работ.

Пер­вые мон­таж­ные работы на энерго­блоке № 3 были начаты 1 фев­раля 1977 года. Мон­таж кар­каса зда­ния закон­чен в 2 раза быст­рее, чем на пер­вой оче­реди, при этом была достиг­нута ско­рость мон­тажа до 1560 т метал­ло­кон­струкций в месяц или, в пере­счете на одного рабо­чего, до 1 т в смену, что яви­лось рекорд­ным пока­за­те­лем.

Отлич­ные результаты были достиг­нуты на мон­таже ряда основ­ных систем реак­тора. Так, уста­новка тех­но­логи­че­ских кана­лов и трак­тов наращи­ва­ния, соеди­няющих каналы с тру­бами паро­во­дя­ных комму­ни­каций, была выпол­нена за 78 суток про­тив 118 на вто­ром и 169 на пер­вом блоке. Слажен­ная работа мон­таж­ни­ков и других участ­ни­ков сооруже­ния вто­рой оче­реди станции дала возмож­ность пустить энерго­блок № 3 на 2,5 года быст­рее пер­вого.

30 декабря 1979 года Госу­дар­ствен­ная комис­сия подпи­сала акт о при­еме энерго­блока № 3 в экс­плу­а­тацию.

В начале июня 1980 года в ЦК КПСС состо­я­лось совеща­ние по про­блемам раз­ви­тия атом­ной энерге­тики в СССР, где еще раз была под­черк­нута необ­хо­димость быст­рейшего вывода на про­ект­ную мощ­ность Ленинград­ской АЭС. В соот­вет­ствии с тра­дици­ями того времени было при­нято реше­ние о вводе в экс­плу­а­тацию энерго­блока № 4 к открытию XXVI съезда КПСС, то есть к фев­ралю 1981 года. Чрез­вы­чайно сжа­тые сроки заверше­ния оставшихся работ потре­бо­вали суще­ствен­ного пере­смотра стро­и­тель­ных графи­ков: на весь цикл мон­тажа оста­ва­лось 8 месяцев, в то время как раньше ухо­дило от 19 до 29 месяцев. Тре­бо­вался совершенно новый под­ход к орга­ни­за­ции работ. В этой обста­новке от темпов пер­вых дней мон­тажа зави­сел успех всего дела.

В результате чет­кой коор­ди­нации действий всех участ­ни­ков стро­и­тельства уда­лось добиться мак­сималь­ного совмеще­ния стро­и­тель­ных, мон­таж­ных, отде­лоч­ных и пус­ко­на­ла­доч­ных работ. Это поз­во­лило соору­дить шахту реак­тора энерго­блока № 4 за 5,5 месяца, т. е. в 2 раза быст­рее, чем для энерго­блока № 3.

В начале 1980 года мон­таж­ники при­ступили к укруп­не­нию кон­струкций реак­тора энерго­блока № 4 на площад­ках укруп­ни­тель­ной сборки. Парал­лельно гото­ви­лась транспорт­ная схема подачи их в шахту реак­тора. Основ­ным зве­ном схемы явля­лась перегру­зоч­ная эста­када с двумя кран-бал­ками гру­зо­подъем­но­стью по 300 т каж­дая.

Согласно утвер­жден­ной тех­но­логии эста­каду и кран-балки надо было пол­но­стью демон­ти­ро­вать, пере­ба­зи­ро­вать, и вновь мон­ти­ро­вать на сле­дующем блоке по его стро­и­тель­ной готов­но­сти. Мон­таж­ники пред­ложили переме­стить эста­каду без раз­борки, исполь­зуя для этого коз­ло­вые краны, вхо­дящие в транспорт­ную схему, не дожи­да­ясь стро­и­тель­ной готов­но­сти реак­тор­ного блока. В апреле 1980 года была выпол­нена соот­вет­ствующая подго­товка и за одну ночь эста­када весом в несколько сотен тонн и высо­той около 40 м была перемещена на место у энерго­блока № 4.

К моменту стро­и­тель­ной готов­но­сти шахты — 22 июля 1980 года — мон­таж­ники гото­ви­лись особо тща­тельно. Благо­даря высо­кому темпу работ мон­таж кон­струкций был про­из­ве­ден всего за 11 суток вме­сто 28, отве­ден­ных по графику, что в 8 раз быст­рее, чем на энерго­блоке № 3 Гра­фи­то­вая кладка реак­тор­ного про­стран­ства была выпол­нена за 8 суток (на блоке № 3 — за 30 суток), мон­таж паро­во­дя­ных комму­ни­каций и трак­тов наращи­ва­ния тех­но­логи­че­ских кана­лов — за 45 суток про­тив 78 суток. В итоге мон­таж реак­тора энерго­блока № 4 был выпол­нен всего за 5,5 месяца, т. е. в 4 раза быст­рее мон­тажа реак­тора энерго­блока № 3.

Не отста­вали и мон­таж­ники тур­бины, закон­чившие основ­ной мон­таж тур­бины № 7 к 7 ноября 1980 года, пре­вы­сив в 2 раза свои преж­ние достиже­ния.

26 декабря 1980 года в 20 часов 30 минут был осуществ­лен физи­че­ский пуск реак­тора энерго­блока № 4, а 9 фев­раля 1981 года, неза­долго до открытия XXVI съезда КПСС, энерго­блок № 4 был постав­лен под промыш­лен­ную нагрузку. С сообще­нием о вводе энерго­блока № 4 Ленинград­ской АЭС в строй действующих на XXVI съезде КПСС выступил пре­зи­дент Ака­демии наук СССР ака­демик А. П. Алек­сан­дров.

Сле­дующий год ознаме­но­вал собой заверше­ние пер­вого этапа в жизни Ленинград­ской АЭС — этап ввода в экс­плу­а­тацию и осво­е­ния про­ект­ной мощ­но­сти её четырех энерго­бло­ков-мил­ли­он­ни­ков. Этот период харак­те­ри­зо­вался понижен­ной эффек­тив­но­стью работы станции и большим коли­че­ством непла­но­вых оста­но­вок реак­то­ров. Это было вполне объяс­нимо, так как блоки ЛАЭС были голов­ными в серии, и на них отра­ба­ты­ва­лась тех­но­логия выра­ботки элек­троэнергии.

После­дующие 6 лет пред­став­ляли собой этап уста­но­вившего режима экс­плу­а­тации, совершен­ство­ва­ния тех­но­логи­че­ских процес­сов, устра­не­ния про­ект­ных и кон­струк­тор­ских недо­ра­бо­ток. В эти годы станция достигла высо­кого КИУМ (более 80 %), а годо­вая выра­ботка элек­троэнергии состав­ляла более 28 млрд кВтч.

Сле­дующий период экс­плу­а­тации ЛАЭС форми­ро­вался под вли­я­нием ава­рии на Чер­но­быльской АЭС, где взо­рвался реак­тор ана­логич­ного типа. Гос­атом­над­зор запре­тил экс­плу­а­ти­ро­вать реак­тора типа РБМК-1000 на мощ­но­сти свыше 70 % от про­ект­ной. На всех энерго­бло­ках, а в первую оче­редь, на пер­вой их оче­реди, нача­лись круп­но­масштаб­ные работы по рекон­струкции и модер­ни­за­ции. Глав­ная цель про­во­димых работ — мак­сималь­ное при­ве­де­ние реак­тор­ных уста­но­вок и обо­ру­до­ва­ния к новым тре­бо­ва­ниям по ядер­ной без­опас­но­сти, при­ня­тым в 1988 году. Про­ве­де­ние рекон­струкции сопро­вож­да­лось дли­тель­ными про­сто­ями в работе энерго­бло­ков и, как след­ствие, сниже­нием эффек­тив­но­сти работы всей АЭС. При этом рабо­тающие энерго­блоки про­должали демон­стри­ро­вать высо­кие пока­за­тели экс­плу­а­тации, так, энерго­блок № 3 про­ра­бо­тал без еди­ной оста­новки в тече­ние полу­тора лет.

Благо­даря рекон­струкции были улучшены физи­че­ские харак­те­ри­стики актив­ных зон, снижен паро­вой коэффици­ент реак­тив­но­сти, повышена эффек­тив­ность систем управ­ле­ния и защиты реак­тора, уже­сто­чены тре­бо­ва­ния экс­плу­а­таци­он­ного тех­но­логи­че­ского регламента и др. После реа­ли­за­ции всех запла­ни­ро­ван­ных меропри­я­тий Гос­атом­над­зор раз­решил Ленинград­ской АЭС вер­нуться к экс­плу­а­тации энерго­бло­ков на про­ект­ной мощ­но­сти.

В начале 2000-х годов встал вопрос о про­дле­нии срока экс­плу­а­тации энерго­бло­ков. Про­ект­ный срок их службы состав­лял 30 лет, а зна­чит, у энерго­блока № 1 он закан­чи­вался в 2003 году. Но энергия ЛАЭС нужна была реги­ону, и на станции нача­лись работы по ана­лизу состо­я­ния реак­то­ров и обо­ру­до­ва­ния и реа­ли­за­ция меропри­я­тий по повыше­нию их надеж­но­сти. В результате выпол­нен­ной на ЛАЭС модер­ни­за­ции ресурс каж­дого из четырёх энерго­бло­ков был про­длён на 15 лет: энерго­блока № 1 — до 2018, № 2 — до 2020, № 3, № 4 — до 2025 гг.

В 2011 году обсле­до­ва­ние реак­тора энерго­блока № 1 выявило преж­де­времен­ное искрив­ле­ние гра­фи­то­вой кладки, вызван­ное ради­аци­он­ным рас­пу­ха­нием гра­фита и его после­дующим рас­трес­ки­ва­нием. В 2012-2013 гг. были про­ве­дены работы, поз­во­лившие уменьшить деформацию кладки путём про­пи­лов в гра­фите, компен­си­рующих рас­пу­ха­ние и формо­изме­не­ние. В 2013 году реак­тор вновь был запущен, однако уве­ли­чи­вающи­еся темпы накоп­ле­ния дефек­тов потре­бо­вали про­ве­де­ния прак­ти­че­ски ежегод­ных кор­рекций кладки. Тем не менее, уда­лось сохра­нить рабо­то­спо­соб­ность реак­тора вплоть до окон­ча­ния пла­но­вого срока службы в 2018 году. 21 декабря 2018 года энерго­блок № 1 был оста­нов­лен и пере­ве­ден в режим экс­плу­а­тации без гене­рации.

В 2014 году про­блема гра­фи­то­вой кладки была выяв­лена и на энерго­блоке № 2 ЛАЭС. Про­ве­де­ние ремонт­ных работ также поз­во­лило завершить экс­плу­а­тацию энерго­блока в пла­но­вый срок — 10 ноября 2020 года он был пере­ве­ден в режим экс­плу­а­тации без гене­рации.

Но энергия ЛАЭС по преж­нему нужна была реги­ону, и руко­вод­ство концерна «Росэнерго­атом» и Ленинград­ской АЭС зара­нее гото­ви­лось к сокраще­нию мощ­но­стей станции, начав стро­и­тельство замещающих мощ­но­стей — ЛАЭС-2.

Для энерго­блока № 1 Ленинград­ской АЭС-2 был выбран реак­тор ВВЭР-1200 индекса В-491, про­ек­ти­ровщи­ком кото­рого стало АО «Атомпро­ект» (Санкт-Петер­бург). Благо­даря много­чис­лен­ным инно­вациям, направ­лен­ным на повыше­ние без­опас­но­сти экс­плу­а­тации энерго­блока, и уни­каль­ному соче­та­нию актив­ных и пас­сив­ных систем без­опас­но­сти, в соот­вет­ствии с кри­те­ри­ями МАГАТЭ ему был при­своен индекс поко­ле­ния «3+». Энерго­блок № 1 Ленинград­ской АЭС-2 стал голов­ным для нового типа реак­тора.

Для стро­и­тельства ЛАЭС-2 была выбрана площадка в нескольких километ­рах от ЛАЭС-1. Для охла­жде­ния воды, поступающей из реак­тор­ной уста­новки, про­ек­том преду­смот­рено стро­и­тельство двух гра­ди­рен высо­той 150 м.

Стро­и­тельство Ленинград­ской АЭС-2 нача­лось в октябре 2008 года. В декабре 2017 года начался физи­че­ский пуск реак­тора, а 6 фев­раля 2018 года в реак­торе энерго­блока № 1 нача­лась управ­ля­емая цеп­ная реакция — реак­тор вышел на минимально кон­тро­ли­ру­емый уро­вень мощ­но­сти.

9 марта 2018 года энерго­блок № 1 Ленинград­ской АЭС-2 с реак­то­ром ВВЭР-1200 про­екта В-491 выдал пер­вый ток в энерго­си­стему, а 29 октября он был при­нят в промыш­лен­ную экс­плу­а­тацию.

Одно­временно шло стро­и­тельство энерго­блока № 2 ЛАЭС-2 — в апреле 2010 года был залит пер­вый бетон в фун­дамент­ную плиту зда­ния реак­тора энерго­блока № 2. 31 авгу­ста 2020 года энерго­блок № 2 вышел на минимально-кон­тро­ли­ру­емый уро­вень мощ­но­сти, а 3 января 2021 года — на 100 % мощ­но­сти. 22 марта 2021 года энерго­блок № 2 ЛАЭС-2 был при­нят в промыш­лен­ную экс­плу­а­тацию.

Таким обра­зом, Ленинград­ская АЭС стала круп­нейшей атом­ной станцией в Рос­сии по уста­нов­лен­ной мощ­но­сти и един­ствен­ной, где действуют энерго­блоки двух раз­ных типов — каналь­ные уран-гра­фи­то­вые и водо-водя­ные.

В 2021 году руко­вод­ством страны при­нято реше­ние о стро­и­тельстве в Сос­но­вом Бору 4-й оче­реди станции — энерго­бло­ков №№ 7 и 8 с реак­то­рами ВВЭР-1200.


Библиография‍21