Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Персоналии /

Ковалев Сергей Никитич

гене­раль­ный кон­струк­тор совет­ских атом­ных под­вод­ных крей­се­ров стра­теги­че­ского назна­че­ния; ака­демик Рос­сийской ака­демии наук (1991, АН СССР — с 1981), док­тор тех­ни­че­ских наук. Два­жды Герой Соци­а­ли­сти­че­ского Труда (1963, 1974), лау­реат Ленин­ской премии (1965) и Госу­дар­ствен­ной премии СССР, РФ (1978, 2007).
Ковалев Сергей Никитич

Биография

Сергей Ники­тич Кова­лев родился в Пет­рограде 15 авгу­ста 1919 года. Его отец — Н. Н. Кова­лев — состоял на службе в военно-мор­ском флоте с 1904 года, служил мине­ром-элек­три­ком и штурма­ном. После Октябрьской рево­люции про­должал службу на флоте в Совет­ской Рос­сии. В слож­ных обсто­я­тельствах того времени, когда уже одно слово «офицер» вызы­вало подо­зре­ние, Н. Н. Кова­леву новой вла­стью была выдана охран­ная грамота.

Роди­тели ста­ра­лись дать ему хорошее обра­зо­ва­ние. Сна­чала Сергей обу­чался на дому, затем его при­няли в извест­ную школу «Реформирте шуле», где препо­да­ва­ние велось на немец­ком языке. В старших клас­сах у Сергея про­яви­лась склон­ность к гума­ни­тар­ным пред­ме­там, он увле­кался фило­софией. Одна­жды Сергею в руки попала попу­ляр­ная брошюра «Как самому сде­лать раз­бор­ную бай­дарку». Книга увлекла Сергея, и в 1939 году на Вал­дайском озере бай­дарка была спущена на воду. Став пер­вым кораб­лем С. Н. Кова­лева, она долго служила ему для путеше­ствий по рекам и реч­кам род­ного края.

В 1937 году С. Н. Кова­лев поступил на кораб­ле­стро­и­тель­ный факуль­тет Ленинград­ского кораб­ле­стро­и­тель­ного инсти­тута (ЛКИ). После про­хож­де­ния прак­тики на Бал­тийском судо­стро­и­тель­ном заводе на стро­и­тельстве крей­се­ров «Чапаев» и «Чка­лов» С. Н. Кова­лёв был зачис­лен в бригаду судо­сборщи­ков и полу­чил ква­лифи­кацию судо­сборщика 6-го раз­ряда.

Нача­лась Вели­кая Оте­че­ствен­ная война, к началу кото­рой он стал сту­ден­том пятого курса. Летом и осе­нью 1941 года, как и многие сту­денты-ленинградцы, С. Н. Кова­лев рабо­тал на стро­и­тельстве обо­ро­ни­тель­ных сооруже­ний вокруг города — рыли про­ти­во­тан­ко­вые рвы, окопы, сооружали доты. К концу 1941 года заня­тия в инсти­туте прак­ти­че­ски пре­кра­ти­лись.

В фев­рале 1942 года большая часть препо­да­ва­те­лей и сту­ден­тов ЛКИ была эва­ку­и­ро­вана в Горький. 24 фев­раля 1942 года отпра­вился в эва­ку­ацию по Дороге жизни и С. Н. Кова­лев. В Горьком он, истощен­ный голо­дом, надолго попал в боль­ницу, потом отпра­вился дальше на юг, в город Пятигорск, где при­со­еди­нился к своим одно­каш­ни­кам. В апреле 1942 года сту­денты ЛКИ были направ­лены в г. Прже­вальск, где разме­стился эва­ку­и­ро­ван­ный Нико­ла­ев­ский кораб­ле­стро­и­тель­ный инсти­тут. В него влился и при­езжий кон­тингент ЛКИ. 

Диплом­ный про­ект лидера (круп­ного эсминца или небольшого крей­сера) делали трое дипло­ман­тов — Кова­лёв, Войт­кун­ский, Лапшин, при­чем на долю С. Н. Кова­лёва доста­лась раз­ра­ботка корпуса, рас­четы по проч­но­сти и тео­рии корабля. Вес­ной 1943 года он защи­тил диплом и полу­чил зва­ние инже­нера-кораб­ле­стро­и­теля.

При назна­че­нии на работу С. Н. Кова­лёву пред­ста­ви­лись две возмож­но­сти: ЦНИИ-45 (ныне ЦНИИ имени А. Н. Кры­лова) и ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ «Рубин»). Он выбрал ЦКБ-18, рас­по­ложен­ное в Горьком. В ноябре 1943 года С. Н. Кова­лёв при­был в Горький и был зачис­лен в про­ект­ный отдел кон­струк­то­ром 2-й катего­рии.

ЦКБ-18 рабо­тало в осо­бом режиме. Ведущие спе­ци­а­ли­сты бюро часто выезжали на действующие флоты, зна­коми­лись с харак­те­ром бое­вых действий под­вод­ных лодок и полу­чен­ными ими бое­выми и экс­плу­а­таци­он­ными повре­жде­ни­ями, а затем исполь­зо­вали полу­чен­ный опыт при созда­нии новых про­ек­тов. Моло­дому кон­струк­тору С. Н. Кова­лёву был пору­чен про­ект 608, где он занимался рас­че­том объемов цистерн, под­сче­том коли­че­ства оста­точ­ной воды в цистер­нах при больших накло­не­ниях и т.п. 

В 1945 году ЦКБ-18 воз­вра­ти­лось в Ленинград. Здесь раз­вер­ну­лась работа по постройке дизель-элек­три­че­ских под­вод­ных лодок сред­него (про­ект 613) и большого водо­измеще­ния (про­ект 611). При созда­нии этих под­вод­ных лодок учи­ты­ва­лись послед­ние достиже­ния немец­кого под­вод­ного судо­стро­е­ния, глав­ным обра­зом, в части зна­чи­тель­ного уве­ли­че­ния емко­сти аккуму­ля­тор­ной бата­реи. Здесь и при­го­ди­лось по-насто­ящему хорошее зна­ние С. Н. Кова­ле­вым немец­кого языка.

Однако вскоре С. Н. Кова­лёв был «пере­брошен» на другую задачу. Про­ек­ти­ро­вавши­еся в конце войны в Герма­нии под­вод­ные лодки XXVI серии с уста­нов­кой Валь­тера могли в тече­ние 6 часов двигаться со ско­ро­стью свыше 23 узлов. Столь суще­ствен­ное улучше­ние так­тико-тех­ни­че­ских харак­те­ри­стик было решено реа­ли­зо­вать на совет­ских под­лод­ках. Перед ЦКБ-18 была постав­лена задача вос­про­из­ве­сти парога­зо­вую тур­бин­ную уста­новку и постро­ить по соб­ствен­ному про­екту опыт­ную под­вод­ную лодку — про­ект 617. Для этой цели в 1947 году в немец­ком городке Блан­кен­бург орга­ни­зу­ется кон­струк­тор­ское бюро, возглав­ля­емое капи­та­ном I ранга А.А Антипи­ным — «Бюро Антипина». Среди много­чис­лен­ной группы сотруд­ни­ков ЦКБ-18, коман­ди­ро­ван­ных в «Бюро Антипина», был и С. Н. Кова­лёв, занимавшийся там сбо­ром и ана­ли­зом тех­ни­че­ской докумен­тации.

Результаты работ бюро ока­за­лись настолько успеш­ными, что уже в 1948 году вышло поста­нов­ле­ние Пра­ви­тельства СССР о созда­нии в Ленинграде нового (вто­рого в СССР) Спе­ци­аль­ного кон­струк­тор­ского бюро № 143, пред­на­зна­чен­ного для про­ек­ти­ро­ва­ния высо­ко­ско­рост­ных под­вод­ных лодок, а также энерге­ти­че­ских уста­но­вок для них. Началь­ни­ком СКБ-143 и глав­ным кон­струк­то­ром про­екта 617 стал А. А. Антипин, С. Н. Кова­лёв был назна­чен помощ­ни­ком глав­ного кон­струк­тора. В про­ект­ные вопросы А. А. Антипин осо­бенно не вни­кал, поэтому про­ек­ти­ро­ва­ние было дове­рено С. Н. Кова­лёву.

Под­вод­ная лодка про­екта 617 яви­лась зна­чи­тель­ным шагом впе­ред совет­ского под­вод­ного судо­стро­е­ния — она стала пер­вой под­вод­ной лод­кой, перешаг­нувшей под­вод­ную ско­рость в 18 узлов. Но глав­ным досто­ин­ством новой под­вод­ной лодки явля­лась ее энерге­ти­че­ская уста­новка. Не слу­чайно ака­демики И. В. Кур­ча­тов и А. П. Алек­сан­дров, при­ступавшие в то время к созда­нию пер­вой атом­ной под­вод­ной лодки, лично при­езжали озна­комиться с ней. В мае 1953 года весь кол­лек­тив кон­струк­то­ров во главе с А. А. Антипи­ным, занимавшийся про­ек­том 617 и другими про­ек­тами СКБ-143, был снова пере­ве­ден на работу в ЦКБ-18 (с 1966 года — Ленинград­ское про­ектно-мон­таж­ное бюро «Рубин»). СКБ-143 пре­об­ра­зо­ва­лось в кол­лек­тив, при­ступающий к раз­ра­ботке про­екта пер­вой атом­ной под­вод­ной лодки в СССР про­екта 627.

С. Н. Кова­лёв про­должал про­ек­ти­ро­ва­ние под­вод­ных лодок с парога­зо­выми уста­нов­ками — про­екты 617 и 643. Но в конце 1958 года его назна­чают глав­ным кон­струк­то­ром АПЛ про­екта 658 — пер­вой совет­ской атом­ной под­вод­ной лодки, оснаща­емой бал­ли­сти­че­скими раке­тами. К этому времени про­ект был прак­ти­че­ски готов, более того, на Севмаше уже стро­и­лась голов­ная под­вод­ная лодка с завод­ским № 901.

С. Н. Кова­лёв сразу отпра­вился в Севе­ро­двинск кури­ро­вать стро­и­тельство лодки. При­хо­ди­лось раз­би­раться с воз­ни­кающими про­блемами и при­нимать реше­ния прямо в ходе стро­и­тельства. Многое зави­село и от слажен­ной и ква­лифици­ро­ван­ной работы группы глав­ного кон­струк­тора. Кон­струк­торы вни­кали в осо­бен­но­сти про­из­вод­ства и тех­но­логи­че­ских процес­сов, участ­во­вали в испыта­ниях корабля на заводе и в море, изу­чали работу обо­ру­до­ва­ния в реаль­ных усло­виях и давали советы лич­ному составу, свя­зан­ные с осо­бен­но­стями управ­ле­ния атом­ной под­вод­ной лод­кой. При­ем­ный акт о при­емке в состав ВМФ голов­ной АПЛ про­екта 658 был подпи­сан 29 декабря 1960 года.

Кол­лек­тивы ЦКБ-18, Севмаша, смеж­ни­ков и поставщи­ков огром­ного коли­че­ства обо­ру­до­ва­ния выпол­нили постав­лен­ные перед ними задачи, уста­но­вив не повто­рен­ный впо­след­ствии рекорд по сро­кам стро­и­тельства лодки — немногим более 4 лет. Этот рекорд во многом при­над­лежит С. Н. Кова­лёву, чей авто­ри­тет ста­но­вится чрез­вы­чайно высо­ким.

Однако не все было гладко. Глав­ные про­блемы препод­несла атом­ная паро­про­из­во­ди­тель­ная уста­новка, недо­статки кото­рой про­яв­ля­лись в ходе экс­плу­а­тации АПЛ. Голов­ная под­вод­ная лодка про­екта 658 (завод­ской № 901) ока­за­лась очень неве­зу­чей. Еще при постройке на ней про­ис­хо­дили несчаст­ные слу­чаи, свя­зан­ные с чело­ве­че­скими жерт­вами. В походе на лодке про­изошла ава­рия по при­чине раз­рыва трубки пер­вого кон­тура. Серьез­ных послед­ствий уда­лось избежать благо­даря грамот­ным действиям лич­ного состава, орга­ни­зо­вавшего подпитку реак­тора прес­ной водой, что не преду­смат­ри­ва­лось про­ек­том. Многие члены экипажа ока­за­лись пере­об­лу­чен­ными, 8 из них вскоре погибли. После этой ава­рии под­вод­ная лодка на флоте полу­чила про­звище «Хиро­сима». В корот­кий срок реак­тор­ный отсек выре­зали и заме­нили новым, и под­вод­ная лодка вер­ну­лась в строй.

В начале 1960-х годов на Север­ном флоте сложи­лась очень тяже­лая ситу­ация. Благо­даря огром­ным уси­лиям промыш­лен­но­сти Север­ный флот полу­чил несколько атом­ных многоце­ле­вых (про­ект 627) и стра­теги­че­ских (про­ект 658) под­вод­ных лодок, но почти все они имели неис­прав­ные атом­ные паро­про­из­во­дящие уста­новки. В этих усло­виях на долю глав­ного кон­струк­тора часто выпа­дали испыта­ния, тре­бо­вавшие не столько про­фес­си­о­на­лизма, сколько муже­ства и твер­до­сти харак­тера. Для под­твер­жде­ния бое­спо­соб­но­сти кораб­лей был орга­ни­зо­ван так назы­ва­емый «адми­ральский выход». На одной из лодок про­екта 658 в море вышла комис­сия под руко­вод­ством адми­рала Козьмина и адми­рала Суб­бо­тина. В пер­вые дни похода все шло хорошо, но затем потек теп­ло­обмен­ник реак­тора одного борта, а затем и другого. Только благо­даря хорошей погоде лодку не при­било к берегам Нор­вегии.

В фев­рале 1963 года С. Н. Кова­лёву при­сво­ено зва­ние глав­ного кон­струк­тора вто­рой степени. В корот­кие сроки все 8 постро­ен­ных лодок про­екта 658 уда­лось пере­осна­стить новым ракет­ным комплек­сом Д-4, был освоен под­вод­ный старт ракет (про­ект 658М). В том же году его успехи в работе над про­ек­том 658М отме­чены при­сво­е­нием зва­ния Героя Соци­а­ли­сти­че­ского Труда за созда­ние и осво­е­ние образцов новой тех­ники. В 1965 году за раз­ра­ботку этого про­екта и осуществ­ле­ние под­вод­ного старта ракет С. Н. Кова­лёву и группе его ближайших сорат­ни­ков при­суж­дена Ленин­ская премия.

Но в жест­ких усло­виях гонки вооруже­ний тре­бо­ва­лось ско­рейшее наращи­ва­ние мор­ского ядер­ного потенци­ала. Для реа­ли­за­ции этой задачи нача­лось созда­ние раке­то­носцев 2-го поко­ле­ния (про­ект 667А). В июне 1961 года глав­ным кон­струк­то­ром этого про­екта был назна­чен С. Н. Кова­лёв. К созда­нию АПЛ 2-го поко­ле­ния, кото­рое стало при­о­ри­тет­ной зада­чей госу­дар­ствен­ного масштаба, через поста­нов­ле­ния ЦК КПСС и пра­ви­тельства были при­вле­чены лучшие силы науки и промыш­лен­но­сти страны. Тре­бо­ва­лось создать под­вод­ный корабль, спо­соб­ный осуществ­лять бое­вое пат­ру­ли­ро­ва­ние в любом районе Миро­вого оке­ана, вклю­чая арк­ти­че­ский бас­сейн. Коли­че­ство ракет и мощ­ность их бое­за­ря­дов должны быть доста­точны для реше­ния стра­теги­че­ской задачи. Кон­струкция под­вод­ной лодки предпо­лагала возмож­ность ее серий­ного стро­и­тельства на Севмаше и на заводе им. Ленин­ского Ком­со­мола мак­сималь­ными темпами.

Голов­ная и пер­вая серий­ная под­вод­ные лодки про­екта 667А были сданы флоту одно­временно в 1967 году. К тому времени под­вод­ная лодка про­екта 667А по водо­измеще­нию и габа­ри­там зна­чи­тельно пре­вос­хо­дила все ранее постро­ен­ные лодки. Внешне эта лодка, имея про­дви­ну­тое к носу ограж­де­ние рубки с гори­зон­таль­ными рулями, небольшое воз­выше­ние ракет­ной палубы и выступающий кормо­вой ста­би­ли­за­тор, была очень гар­мо­нично сложена и кра­сива. Про­ект 667А ока­зался весьма удач­ным. Стро­и­тельство под­вод­ных лодок по этому про­екту раз­вер­ну­лось на двух мощ­нейших судо­стро­и­тель­ных заво­дах страны — в Севе­ро­двин­ске и в Ком­со­мольске-на-Амуре.

В 1968 году С. Н. Кова­лёву было при­сво­ено зва­ние глав­ного кон­струк­тора пер­вой степени. В 1970 году он награж­ден орде­ном Ленина, в 1971 году избран делега­том XXIV съезда КПСС. К этому времени в состав Военно-мор­ского флота СССР уже начали вхо­дить атом­ные под­вод­ные раке­то­носцы про­екта 667Б. Готов­ность голов­ной под­вод­ной лодки этого про­екта и подго­тов­лен­ность ее экипажа поз­во­лили прямо с завода идти на бое­вое пат­ру­ли­ро­ва­ние. Поздно ночью 30 декабря 1972 года об этом уни­каль­ном слу­чае С. Н. Кова­лёв докла­ды­вал сек­ре­тарю ЦК КПСС Д. Ф. Усти­нову в его каби­нете.

В ходе созда­ния АПЛ 2-го поко­ле­ния большое внима­ние уде­ля­лось сниже­нию шум­но­сти под­вод­ных лодок, что было воз­ве­дено в задачу госу­дар­ствен­ной важ­но­сти. На под­вод­ных лод­ках про­екта 667Б вели­чина аку­сти­че­ского поля сни­зи­лась на поря­док. Зна­чи­тель­ная доля успеха в этой работе при­над­лежит С. Н. Кова­лёву, кото­рому в 1973 году была при­сво­ена уче­ная степень док­тора тех­ни­че­ских наук. За созда­ние АПЛ про­екта 667Б в 1974 году он награж­ден вто­рой золо­той меда­лью Героя Соци­а­ли­сти­че­ского Труда. А за созда­ние под­вод­ных лодок про­екта 667БДР С. Н. Кова­лёву в 1978 году при­суж­дена Госу­дар­ствен­ная премия СССР.

В 1979 году ему вру­чен орден Октябрьской Рево­люции. Удачно выбран­ная кон­струкция под­вод­ных лодок про­екта 667А поз­во­лила, сохра­няя неизмен­ными основ­ные архи­тек­тур­ные принципы, дове­сти чис­лен­ность этого семейства до 76 АПЛ суммар­ным водо­измеще­нием 770 тыс. тонн. Глав­ный кон­струк­тор участ­во­вал в испыта­ниях подав­ляющего большин­ства этих под­вод­ных лодок. Каби­нет глав­ного кон­струк­тора, кон­струк­тор­ские столы в отде­лах, завод­ские стапели и цеха, под­вод­ные лодки у пирса и в море, совеща­ния и доклады на самых раз­ных уров­нях, вплоть до самых высших — С. Н. Кова­лёв успе­вал везде, что тре­бо­вало чрез­вы­чайно напряжен­ной работы.

Созда­ние АПЛ 3-го поко­ле­ния (про­ект 941 «Акула»), полу­чивших ранг тяже­лых ракет­ных под­вод­ных крей­се­ров стра­теги­че­ского назна­че­ния (ТРПК СН), стало новой эпо­хой в жизни кол­лек­тива ЦКБ МТ «Рубин». завода-стро­и­теля «Севмаш­предпри­я­тие», флота и страны в целом. Глав­ным кон­струк­то­ром про­екта 941 С. Н. Кова­лёв был назна­чен в 1971 году. К про­ек­ти­ро­ва­нию пер­вого раке­то­носца 3-го поко­ле­ния ЦКБ МТ «Рубин» при­ступило в 1972 году. Голов­ная под­вод­ная лодка про­екта 941 (завод­ской № 711) вышла на мор­ские испыта­ния 4 июля 1981 года. Этот гигант, спо­соб­ный разго­няться под водой до 50 км/ч, отно­сится к числу самых малошум­ных среди атом­ных субма­рин. Именно АПЛ про­екта 941 «Акула» вошла в Книгу рекор­дов Гин­несса, как самая большая атом­ная под­лодка в мире.

В 1983 году С. Н. Кова­лёву при­сво­ено зва­ние Гене­раль­ного кон­струк­тора, в 1984 году он награж­ден орде­ном Ленина. С 1984 года С. Н. Кова­лёв занимал пост заме­сти­теля пред­се­да­теля пре­зи­ди­ума Ленинград­ского науч­ного цен­тра АН СССР. Изби­рался депу­та­том Вер­хов­ного Совета СССР (11 созыв, 1984-1989 гг.).

В 1990-е годы, когда процесс созда­ния новых под­вод­ных лодок стал менее интен­сив­ным, у С. Н. Кова­лёва появи­лась возмож­ность при­ложить свой талант и опыт в других отрас­лях мор­ской тех­ники. Он стал науч­ным руко­во­ди­те­лем про­ек­тов раз­ра­бо­ток мор­ских добыч­ных платформ, выпол­ня­емых ЦКБ МТ «Рубин». 12 июня 2007 года Сергею Ники­тичу Кова­лёву при­суж­дена Госу­дар­ствен­ная премия РФ в обла­сти науки и тех­но­логий «за раз­ра­ботку, созда­ние и раз­ви­тие трех поко­ле­ний атом­ных под­вод­ных раке­то­носцев».

С. Н. Кова­лёв — два­жды Герой Соци­а­ли­сти­че­ского Труда (1963 г., 1974 г.), лау­реат Ленин­ской (1965 г.), Госу­дар­ствен­ных премий СССР (1978 г.) и РФ (2007 г.), награж­ден орде­ном «За заслуги перед Оте­че­ством II степени (2009 г.), четырьмя орде­нами Ленина (1963, 1970, 1974, 1984 гг.), орде­ном Октябрьской Рево­люции (1979 г.), меда­лями. Он — док­тор тех­ни­че­ских наук, действи­тель­ный член Ака­демии наук СССР (1981 г., отде­ле­ние энерге­тики, маши­но­стро­е­ния, меха­ники и процес­сов управ­ле­ния), почет­ный член Союза худож­ни­ков, член Пет­ров­ской ака­демии наук и искусств.

В послед­ние годы жизни леген­дар­ный кон­струк­тор участ­во­вал в про­ек­ти­ро­ва­нии и стро­и­тельстве серии атом­ных субма­рин с бал­ли­сти­че­скими раке­тами про­екта 955 «Борей». Всего по восьми про­ек­там Сергея Кова­лева были постро­ены 92 под­вод­ные лодки суммар­ным водо­измеще­нием около 900 тыс. т.

Сергей Ники­тич Кова­лёв скон­чался 24 фев­раля 2011 года. Похо­ро­нен на Крас­неньком клад­бище Санкт-Петер­бурга.

В Санкт-Петер­бурге в аллее Героев в парке Победы уста­нов­лен бюст С. Н. Кова­лёва. В 2011 году набе­реж­ной на Севмаш­предпри­я­тии при­сво­ено имя С. Н. Кова­лёва, 15 авгу­ста 2014 года на зда­нии ЦКБ МТ «Рубин» ему была открыта мемо­ри­аль­ная доска. В марте 2017 года в Военно-мор­ской ака­демии им. адми­рала Н. Г. Куз­нецова открыта имен­ная ауди­то­рия ака­демика С. Н. Кова­лёва и уста­нов­лена памят­ная доска с баре­льефом.


Библиография‍6