Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Персоналии /

Деленс Павел Антонович

инже­нер, док­тор тех­ни­че­ских наук (1956). Нач. отдела НИИ­Химамш, НИИ–8 (НИКИЭТ), в 1957—1983 зам. дирек­тора НИКИЭТ. Участ­ник про­ек­ти­ро­ва­ния пер­вого в СССР промыш­лен­ного реак­тора, один из руко­во­ди­те­лей про­екта пер­вой реак­тор­ной уста­новки для атом­ной под­вод­ной лодки, автор концепции нового поко­ле­ния транспорт­ных ядер­ных энерге­ти­че­ских уста­но­вок блоч­ного типа. Лау­реат Ста­лин­ских (1949, 1953) и Ленин­ской (1959) премий.
Деленс Павел Антонович

Биография

Павел Анто­но­вич Деленс родился в Киеве 30 ноября 1904 года в семье врача Антона Ста­ни­сла­во­вича де Ленса, про­ис­хо­дившего из обру­севшего дво­рян­ского фран­цуз­ского рода.

В 1928 году П. А. Деленс закон­чил меха­ни­че­ский факуль­тет Киев­ского поли­тех­ни­че­ского инсти­тута. Еще будучи сту­ден­том, в 1926 году рабо­тал чер­теж­ни­ком на заводе «Арсе­нал», в 1929 году — инже­не­ром-кон­струк­то­ром про­ектно-мон­таж­ного тре­ста «Тепло и сила», в 1929-1930 году — инже­не­ром-меха­ни­ком тре­ста «Укр­сукно», с 1930 по 1941 гг. вел кон­струк­тор­скую работу на Киев­ском заводе «Больше­вик», занимая долж­но­сти кон­струк­тор, старший кон­струк­тор, заве­дующий кон­струк­тор­ским бюро рези­но­вого обо­ру­до­ва­ния.

В начале Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны П. А. Деленс эва­ку­и­ру­ется вме­сте с заво­дом в Сверд­ловск, где рабо­тает сна­чала заме­сти­те­лем глав­ного энерге­тика, а затем заве­дующим кон­струк­тор­ским бюро рези­но­об­ра­ба­ты­вающего обо­ру­до­ва­ния завода «Урал­химмаш». Глав­ным инже­не­ром завода «Урал­химмаш» в то время был Н. А. Дол­лежаль. В 1943 году по иници­а­тиве Н. А. Дол­лежаля в Москве созда­ется новый инсти­тут НИИ­химмаш, кото­рый при­вле­кает на работу многих спе­ци­а­ли­стов сверд­лов­ского завода. В июне 1944 года в НИИ­химмаш орга­ни­зу­ется лабо­ра­то­рия машин для рези­но­вой промыш­лен­но­сти, руко­во­дить кото­рой был при­глашен Павел Анто­но­вич Деленс.

В марте 1945 года в струк­туре инсти­тута про­изошла пер­вая круп­ная реорга­ни­за­ция, ходе которй было создано 6 само­сто­я­тель­ных отде­лов, в том числе отдел аппа­ра­туры для обра­ботки твер­дых тел (отдел ОТТ) под руко­вод­ством П. А. Деленса.

К концу 1945 г. НИИ­химмаш не только вырос чис­ленно, но и при­об­рел авто­ри­тет как солид­ное высо­ко­ква­лифици­ро­ван­ное науч­ное учре­жде­ние. Этим можно объяс­нить тот факт, что когда перед стра­ной встал вопрос о созда­нии соб­ствен­ной атом­ной бомбы, пра­ви­тельство при­влекло НИИ­химмаш в Атом­ный про­ект. По поста­нов­ле­нию пра­ви­тельства от 28 января 1946 года в инсти­туте был создан спе­ци­аль­ный кон­струк­тор­ский сек­тор под кодо­вым назва­нием «Гид­ро­сек­тор», кото­рому было пору­чено раз­ра­бо­тать кон­струкцию пер­вого промыш­лен­ного атом­ного реак­тора (по терми­но­логии того времени - ура­но­вого котла).

К созда­нию этого про­екта была при­вле­чена изряд­ная часть кон­струк­тор­ских сил НИИ­химмаша. Было обра­зо­вано пять групп, во главе одной из кото­рых стоял Павел Анто­но­вич Деленс. Н. А. Дол­лежаля пра­ви­тельство назна­чило глав­ным кон­струк­то­ром реак­тора.

Сроки раз­ра­ботки, уста­нов­лен­ные пра­ви­тельством, были весьма жест­кие: к авгу­сту 1946 года инсти­тут должен был раз­ра­бо­тать чер­тежи тех­ни­че­ского про­екта и рабо­чие чер­тежи основ­ных дета­лей. Фак­ти­че­ская дата сдачи чер­тежей в про­из­вод­ство — июнь 1946 года. На чер­тежах про­екта «Вер­ти­каль­ный аппа­рат А» сто­яли подписи шести кон­струк­то­ров, в том числе и П. А. Деленса. Под ними — подписи И. В. Кур­ча­тов и Н. А. Дол­лежаля.

Уже тогда про­яви­лось ред­кое уме­ние П. А. Деленса видеть не только общие черты кон­струкции, но и вни­кать в детали, от кото­рых в конеч­ном счете зави­сел результат, опре­де­лять то глав­ное, что обя­за­тельно должно быть экс­пе­римен­тально про­ве­рено и отра­бо­тано.

В январе 1947 года на ком­би­нате № 817 (Челя­бинск-40, ПО «Маяк») был отрыт кот­ло­ван для пер­вого промыш­лен­ного реак­тора. На промплощадке ста­ви­лись фун­даменты про­из­вод­ствен­ного корпуса, лабо­ра­то­рий, служеб­ных помеще­ний, на заводе в Горьком по чер­тежам НИИ­химмаш изго­тов­ля­лись элементы и узлы реак­тора. Ровно через год на стро­и­тель­ной площадке под руко­вод­ством спе­ци­а­ли­стов НИИ­химмаша начался мон­таж обо­ру­до­ва­ния. Много времени на промплощадке про­вел и П. А. Деленс. В мае 1948 года работы были закон­чены, нача­лась загрузка ура­но­вых бло­ков. К началу июня пер­вый на кон­ти­ненте промыш­лен­ный атом­ный реак­тор достиг кри­тич­но­сти и начал про­из­во­дить плу­то­ний для атом­ной бомбы.

29 авгу­ста 1949 года на Семи­па­ла­тин­ском испыта­тель­ном полигоне прогремел взрыв пер­вой совет­ской атом­ной бомбы. Пра­ви­тельство исклю­чи­тельно высоко оце­нило вклад всех, кто был при­ча­стен к созда­нию атом­ного оружия. Поста­нов­ле­нием СМ СССР от 29 октября 1949 года «О награж­де­нии и преми­ро­ва­нии за выдающи­еся науч­ные открытия и тех­ни­че­ские достиже­ния по исполь­зо­ва­нию атом­ной энергии» П. А. Деленсу было при­сво­ено зва­ние лау­ре­ата Ста­лин­ской премии 2-й степени, он также был награж­ден орде­ном Ленина. Поста­нов­ле­нием также предпи­сы­ва­лось постро­ить за счет госу­дар­ства и пере­дать в соб­ствен­ность П. А. Деленса дачу.

В этот период П. А. Деленс соче­тал работу с уче­бой в аспи­ран­туре, в кото­рую он был зачис­лен при­ка­зом мини­стра мини­стер­ства маши­но­стро­е­ния и при­бо­ро­стро­е­ния от 12 мая 1947 года. Несколько позже он защи­тил дис­сер­тацию, и ему была при­сво­ена уче­ная степень кан­ди­дата тех­ни­че­ских наук.

В 1950 году реше­нием пра­ви­тельства на НИИ­химмаш была воз­ложена задача по раз­ра­ботке реак­тора для пер­вой в мире атом­ной элек­тро­станции мощ­но­стью 5000 кВт в Обнин­ске. Для её реше­ния в НИИ­химмаш снова созда­ется спе­ци­аль­ная группа под назва­нием СКБ-5, кото­рую возгла­вил Н. А. Дол­лежаль. В составе СКБ-5 было два сек­тора — кон­струк­тор­ский и экс­пе­римен­таль­ный. Кон­струк­тор­ский сек­тор имел 6 кон­струк­тор­ских отде­лов: отдел по агрега­там вто­рого типа возгла­вил П. А. Деленс.

П. А. Деленс руко­во­дил кон­струк­тор­скими рабо­тами и по другим ядер­ным уста­нов­кам. Так, 31 декабря 1953 года, после успеш­ного испыта­ния пер­вой совет­ской водо­род­ной бомбы вышло Поста­нов­ле­ние СМ СССР «О при­суж­де­нии Ста­лин­ских премий науч­ным и инже­нерно-тех­ни­че­ским работ­ни­кам Мини­стер­ства сред­него маши­но­стро­е­ния и других ведомств за созда­ние водо­род­ной бомбы и новых кон­струкций атом­ных бомб», кото­рым за рас­чет­ные и экс­пе­римен­таль­ные работы по созда­нию реак­то­ров для про­из­вод­ства три­тия П. А. Деленсу была при­сво­ена Ста­лин­ская премия 1-й степени. Так был отме­чен вклад П. А. Деленса в созда­ние реак­тора «АИ» (реак­тор «А изо­топ­ный»).

В конце 1952 года вышло Поста­нов­ле­ние пра­ви­тельства о созда­нии Научно-иссле­до­ва­тельского инсти­тута энерге­ти­че­ской тех­ники (НИИ-8, НИКИЭТ) с пра­вом взять из НИИ­химмаша сотруд­ни­ков, имеющих опыт в кон­стру­и­ро­ва­нии атом­ной тех­ники. Ото­бран­ные спе­ци­а­ли­сты были отко­ман­ди­ро­ваны в НИКИЭТ 15 июля 1953 года. Дирек­то­ром и глав­ным кон­струк­то­ром НИКИЭТ был назна­чен Н. А. Дол­лежаль, П. А. Деленс стал началь­ни­ком кон­струк­тор­ского отдела (отдел № 2).

Глав­ной зада­чей нового отдела стала раз­ра­ботка кон­струкции паро­про­из­во­дящей реак­тор­ной уста­новки (ППУ) для пер­вой совет­ской атом­ной под­вод­ной лодки. Её пер­вый тех­ни­че­ский про­ект был подго­тов­лен во вто­рой поло­вине 1954 года. Он был пере­дан на завод № 92 в г. Горьком. Завод­ские службы сна­чала отка­за­лись при­нять к изго­тов­ле­нию изде­лия по «чужим» чер­тежа, и тогда было при­нято реше­ние коман­ди­ро­вать в Горький большую группу кон­струк­то­ров НИИ-8 во главе с П. А. Делен­сом, чтобы они вме­сте с кон­струк­то­рами и тех­но­логами завода подго­то­вили тех­до­кумен­тацию для про­из­вод­ства. П. А. Деленс стал посто­ян­ным гостем завода, вме­сте с его кон­струк­то­рами и тех­но­логами участ­вуя в выпуске рабо­чих чер­тежей реак­тора и его агрега­тов. В общей слож­но­сти он и его группа про­ра­бо­тала на заводе 9-10 месяцев.

Стро­и­тельство под­вод­ной лодки нача­лось в конце 1955 года в Севе­ро­двин­ске. Парал­лельно в Обнин­ске стро­ился экс­пе­римен­таль­ный стенд 27ВМ с ана­логом ППУ. Задачи стенда — про­верка рабо­то­спо­соб­но­сти уста­новки и ее элемен­тов, удоб­ства обслужи­ва­ния и ремон­тов, усло­вий оби­та­емо­сти в энерго­от­се­ках, а также подго­товка экипажей АПЛ. П. А. Деленс посто­янно кон­тро­ли­ро­вал ход экс­пе­римен­таль­ных работ на стенде, а полу­ча­емые результаты тут же ана­ли­зи­ро­ва­лись и учи­ты­ва­лись кон­струк­то­рами. При необ­хо­димо­сти он вно­сил в чер­тежи кор­рек­тивы, если этого тре­бо­вали результаты экс­пе­римен­тов. Нередко эти кор­рек­тивы встре­чали ярост­ное сопро­тив­ле­ние завод­чан, угрожавших срывом сро­ков изго­тов­ле­ния, но П. А. Деленс умел насто­ять на своем, поль­зу­ясь пол­ной под­держ­кой Н. А. Дол­лежаля.

В 1957 году П. А. Деленс был назна­чен заме­сти­те­лем дирек­тора НИИ-8 и одно­временно началь­ни­ком сек­тора транспорт­ных уста­но­вок. В авгу­сте того же года пер­вая АПЛ была спущена на воду. При погруже­нии под­вод­ной лодки на про­ект­ную глу­бину 300 м в ноябре 1958 года П. А. Деленс нахо­дился на её борту. Ходо­вые испыта­ния АПЛ про­должа­лись до 1 декабря 1958 года под руко­вод­ством пра­ви­тельствен­ной комис­сии под пред­се­да­тельством заме­сти­теля Глав­но­ко­ман­дующего ВМФ В. Н. Ива­нова. П. А. Деленс вхо­дил в состав энерге­ти­че­ской секции пра­ви­тельствен­ной комис­сии, став затем заме­сти­те­лем пред­се­да­теля комис­сии. В итого­вом акте комис­сии, утвер­жден­ном позд­нее Сове­том Мини­стров СССР, ука­зы­ва­лось, что создан­ная в СССР атом­ная под­вод­ная лодка явля­ется круп­нейшим оте­че­ствен­ным научно-инже­нер­ным достиже­нием в обла­сти под­вод­ного кораб­ле­стро­е­ния. Атом­ная под­вод­ная лодка пере­да­ва­лась в опыт­ную экс­плу­а­тацию. Выдающийся вклад П. А. Деленса в дело созда­ние пер­вой ядер­ной энерге­ти­че­ской уста­новки «ВМ-А» для атом­ной под­вод­ной лодки был отме­чен в 1959 году Ленин­ской премией.

В ходе экс­плу­а­тации АПЛ выявился ряд недо­стат­ков, обу­слов­лен­ных недо­ста­точно высо­ким каче­ством мате­ри­а­лом, низ­кой культу­рой про­из­вод­ства, а также кон­струк­тор­скими недо­ра­бот­ками. П. А. Деленс уде­лял их устра­не­нию пер­во­степен­ное внима­ние, сотруд­ни­чая с метал­ло­ве­дами, спе­ци­а­ли­стами по кор­ро­зии, тех­но­логами... Он руко­во­дил в НИИ-8 рабо­тами по раз­вер­ну­той в Мин­сред­маш программе подго­товки пер­вых норма­тив­ных докумен­тов по ядер­ной тех­нике, совершен­ство­ва­нию экс­плу­а­таци­он­ной докумен­тации, кон­тро­ли­ро­вал вне­се­ние изме­не­ний в кон­струкции ППУ стро­ящихся по этому про­екту новых АПЛ.

Уча­стие спе­ци­а­ли­стов НИИ-8 в сбо­роч­ных рабо­тах на ППУ выявило «узкие» места про­екта: чрезмер­ность тру­бопро­во­дов и арма­туры, слож­ная тех­но­логия мон­тажа, труд­но­сти с ремон­том обо­ру­до­ва­ния... П. А. Деленс пору­чает группе моло­дых кон­струк­то­ров при­ступить к раз­ра­ботке новой ППУ, лишен­ной этих недо­стат­ков. А в декабре 1955 года в НИИ-8 поступает офици­аль­ная заявка на раз­ра­ботку новой ППУ. Через год появился пер­вый про­ект новой пер­спек­тив­ной уста­новки, кото­рая впо­след­ствии полу­чила назва­ние блоч­ной.

Принци­пи­ально новая кон­струкция уста­новки с уни­каль­ной для того времени мощ­но­стью была пред­ложена для атом­ной под­вод­ной лодки про­екта 661, раз­ра­ба­ты­ва­емой в ЦКБ-16. Пер­вая АПЛ про­екта 661 — К-162 — была спущена на воду в декабре 1968 года, её ходо­вые испыта­ния нача­лись в декабре 1969 года. Впо­след­ствии за рекорд­ные пока­за­тели ско­ро­сти хода, а также чрез­вы­чайно высо­кую сто­и­мость, под­вод­ная лодка полу­чила про­звище «Золо­тая рыбка».

Большую роль сыг­рал П. А. Деленс в созда­нии уни­каль­ной АЭС «АРБУС» (АРк­ти­че­ская Блоч­ная Уста­новка), в про­екте кото­рой НИКИЭТ выступал в роли глав­ного кон­струк­тора. АЭС «АРБУС» созда­ва­лась для совет­ской науч­ной станции в Антарк­тиде, а в пер­спек­тиве и для энерго­снабже­ния реги­о­нов Край­него Севера и Даль­него Востока. Её уни­каль­ность заклю­ча­лась в исполь­зо­ва­нии в каче­стве теп­ло­но­си­теля орга­ни­че­ской жид­ко­сти, что тре­бо­вало корен­ного изме­не­ния в под­хо­дах к про­ек­ти­ро­ва­нию реак­тор­ной уста­новки. 11 авгу­ста 1963 года состо­ялся успеш­ный пуск «АРБУС». Как атом­ная элек­тро­станция «АРБУС» экс­плу­а­ти­ро­вался 15 лет, снабжая элек­три­че­ством научно-иссле­до­ва­тельский инсти­тут атом­ных реак­то­ров в Димит­ровграде.

В начале 1966 года отдел П. А. Деленса выпус­кает про­ект новой паро­про­из­во­дящей уста­новки для атом­ного под­вод­ного флота — моно­блока, сосре­до­то­чившего в одном корпусе все основ­ное обо­ру­до­ва­ние уста­новки. Но уви­деть её реа­ли­за­цию, воплоще­ние в металле, П. А. Деленс уже не успел.

За годы работы в совет­ском атом­ном про­екте П. А. Деленс про­явил себя как талант­ли­вый кон­струк­тор и инже­нер. Ака­демик А. П. Алек­сан­дров назы­вал его своим учи­те­лем по инже­нер­ной части. Он поль­зо­вался огром­ным авто­ри­те­том среди кон­струк­то­ров и про­ек­ти­ровщи­ков, на маши­но­стро­и­тель­ных и судо­стро­и­тель­ных заво­дах и у воен­ных заказ­чи­ков. П. А. Деленс любил читать в ориги­нале фран­цуз­ские книги и жур­налы, был страст­ным авто­лю­би­те­лем.

Тру­до­вая дея­тель­ность П. А. Деленса была отме­чена двумя Ста­лин­скими и Ленин­ской преми­ями, двумя орде­нами Ленина (1949, 1963 гг.), золо­той меда­лью им. И. В. Кур­ча­това, меда­лями.

4 июля 1983 года П. А. Деленс ушел на заслужен­ный отдых.

Павел Анто­но­вич Деленс скон­чался в 1985 году.


Библиография‍4