Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Персоналии /

Жучихин Виктор Иванович

спе­ци­а­лист в обла­сти при­клад­ной газо­ди­намики, раз­ра­ботки и испыта­ний ядер­ных заря­дов и боепри­па­сов, при­ме­не­ния ядер­ных взрывов в промыш­лен­ных целях, кан­ди­дат тех­ни­че­ских наук (1955). В Атом­ном про­екте с 1947, участ­ник испыта­ния пер­вой совет­ской атом­ной бомбы в 1949. Три­жды лау­реат Ста­лин­ской премии ( 1949, 1951, 1953).
Жучихин Виктор Иванович

Биография

Вик­тор Ива­но­вич Жучи­хин родился 31 авгу­ста 1921 года в деревне Люто­рец­кое Чехов­ского р-на Мос­ков­ской обл. Его отец, И. И. Жучи­хин, после демо­би­ли­за­ции из рядов Крас­ной Армии с 1921 по 1941 гг. рабо­тал моде­лье­ром-закройщи­ком на обув­ной фаб­рике в Москве.

После двух лет учебы в сельской школе, в 1931 году Вик­тор пере­ехал в Москву, где в 1939 году успешно окон­чил сред­нюю школу № 36 Фрун­зен­ского РОНО. В этом же году он стал сту­ден­том факуль­тета «Боепри­пасы» МВТУ им. Н. Э. Баумана.

С нача­лом Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны В. И. Жучи­хин был направ­лен на обо­рон­ный завод налад­чи­ком авто­ма­ти­че­ских метал­ло­об­ра­ба­ты­вающих стан­ков, а через месяц назна­чен масте­ром. Но после эва­ку­ации завода в сен­тябре 1941 года ушел доб­ро­вольцем на фронт. Служил связ­ным-мотоцик­ли­стом в роте связи полка осо­бого назна­че­ния 3-й Мос­ков­ской диви­зии, обо­ро­нявшей под­ступы к Москве. 7 декабря, на вто­рой день наступ­ле­ния наших войск, рядо­вой В. И. Жучи­хин полу­чил серьез­ное ране­ние, месяц лечился в мос­ков­ской боль­нице, а затем с эва­когоспи­та­лем был пере­ве­ден на доле­чи­ва­ние в г. Ижевск. Сюда же было эва­ку­и­ро­вано МВТУ, поэтому Вик­тор Ива­но­вич, демо­би­ли­зо­ван­ный по инва­лид­но­сти, с сен­тября 1942 года про­должил учебу.

В 1947 году В. И. Жучи­хин закон­чил Мос­ков­ское высшее тех­ни­че­ское учи­лище им. Н. Э. Баумана, полу­чив ква­лифи­кацию инже­нера-меха­ника.

1 апреля 1947 года В. И. Жучи­хин начал тру­до­вую дея­тель­ность в КБ-11, в отделе натур­ных испыта­ний, кото­рым руко­во­дил К. И. Щёл­кин. Пер­вые три месяца моло­дой спе­ци­а­лист в группе под нача­лом А. Д. Заха­рен­кова занимался раз­ра­бот­кой сме­сей взрыв­ча­тых веществ, необ­хо­димых для изго­тов­ле­ния узлов заряда для пер­вой атом­ной бомбы, отра­бот­кой тех­но­логии изго­тов­ле­ния дета­лей из этих сме­сей, газо­ди­нами­че­скими иссле­до­ва­ни­ями их дето­нации. Уже с июля 1947 года В. И. Жучи­хин рабо­тал само­сто­я­тельно. В его под­чи­не­нии появи­лись инже­нер и тех­ник. В тече­ние полу­тора лет группа Жучи­хина про­вела в пол­ном объеме иссле­до­ва­ния газо­ди­нами­че­ских харак­те­ри­стик заряда пер­вой оте­че­ствен­ной атом­ной бомбы, поз­во­лившие опре­де­лить её рабо­то­спо­соб­ность и ожи­да­емую мощ­ность взрыва.

В фев­рале 1949 года группе была пору­чена раз­ра­ботка схемы дистанци­он­ного под­рыва ядер­ного заряда и кон­струкций узлов этой схемы. При подго­товке испыта­ния пер­вой совет­ской атом­ной бомбы на Семи­па­ла­тин­ском полигоне под руко­вод­ством В. И. Жучи­хина и при его непо­сред­ствен­ном уча­стии система под­рыва была смон­ти­ро­вана и испытана на месте.

29 авгу­ста 1949 года все системы сра­бо­тали отлично, экс­пе­римент прошел успешно — пер­вая совет­ская атом­ная бомба была взо­рвана на Семи­па­ла­тин­ском полигоне. 29 октября 1949 года вышли закрытые Указ Вер­хов­ного Совета и Поста­нов­ле­ние Совета Мини­стров СССР «О награж­де­нии и преми­ро­ва­нии за выдающи­еся науч­ные открытия и тех­ни­че­ские достиже­ния по исполь­зо­ва­нию атом­ной энергии». За раз­ра­ботку и испыта­ние пер­вой совет­ской атом­ной бомбы старший инже­нер В. И. Жучи­хин был награж­ден орде­ном Ленина и стал лау­ре­а­том Ста­лин­ской премии 2-й степени.

В даль­нейшем В. И. Жучи­хин руко­во­дил рабо­той газо­ди­нами­че­ского отде­ле­ния по созда­нию новых образцов ядер­ного оружия. Тру­до­вые заслуги Вик­тора Ива­но­вича в период работы в КБ-11 полу­чили высо­кую пра­ви­тельствен­ную оценку: он был также награж­ден орде­ном Тру­до­вого Крас­ного Знамени и два­жды стал лау­ре­а­том Ста­лин­ской премии (1951 г., 1953 г.).

Во вновь созда­ва­емый НИИ-1011 В. И. Жучи­хин был пере­ве­ден 5 июня 1955 года на долж­ность началь­ника лабо­ра­то­рии, а 7 октября он успешно защи­тил дис­сер­тацию на соис­ка­ние уче­ной степени кан­ди­дата тех­ни­че­ских наук по спец­тема­тике. В 34 года Вик­тор Ива­но­вич стал одним из ведущих спе­ци­а­ли­стов в обла­сти газо­ди­нами­че­ской отра­ботки и натур­ных испыта­ний ядер­ных заря­дов. Класс­ный спе­ци­а­лист, талант­ли­вый руко­во­ди­тель, он обла­дал целым рядом и лич­ных досто­инств. Такие каче­ства, как сме­лость и муже­ство осо­бенно ярко про­яви­лись при про­ве­де­нии назем­ного взрыва в сен­тябре 1957 года на Ново­земельском испыта­тель­ном полигоне.

Объек­том испыта­ний была физи­че­ская уста­новка ФО-3. Вся подго­то­ви­тель­ная работа выпол­ня­лась в соот­вет­ствии с уста­нов­лен­ным регламен­том. Но слу­чи­лось непред­ви­ден­ное — после подачи команды на под­рыв взрыва не после­до­вало. Для выяс­не­ния при­чин сложившейся ситу­ации, а глав­ное — для отклю­че­ния заряда от системы управ­ле­ния под­рывом и расс­на­ряже­ния кап­сю­лей-дето­на­то­ров потре­бо­ва­лось сроч­ное десан­ти­ро­ва­ние спе­ци­а­ли­стов на площадку под­рыва.

Группа из четырех чело­век, возглав­ля­емая В. И. Жучи­хи­ным, отпра­ви­лась в путь в неве­домое. Экипаж вер­то­лета при­зем­лил бое­вую машину в полу­тора километ­рах от испыта­тель­ной площадки, хотя можно было бы и ближе. Ведь, если бы изде­лие вдруг сра­бо­тало, это рас­сто­я­ние не спасло бы.

Они обошли площадку под­рыва. Изго­родь по всему периметру не имела ника­ких повре­жде­ний. Замок и пломба на воро­тах — в цело­сти и сохран­но­сти. Открыли ворота, подошли к под­рыв­ному пункту, где рас­по­лага­лась при­ем­ная аппа­ра­тура. Дверь заперта, печать цела. В. И. Жучи­хин пер­вым осто­рожно вошел внутрь и отклю­чил рубиль­ник, соеди­няющий деко­ди­рующее устройство с аппа­ра­ту­рой под­рыва заряда. После этого вошли осталь­ные. К их удив­ле­нию, обе радио­станции рабо­тали — горели все сиг­наль­ные лампочки, зве­нели звонки, под­твер­ждая полу­че­ние сиг­на­лов с команд­ного пункта. Но дальше радио­станции сиг­налы почему-то не пошли. При­чину неудачи нашли быстро — перего­рел предо­хра­ни­тель на при­ем­нике сиг­нала с КП. Но таких при­ем­ни­ков было два, и на вто­ром предо­хра­ни­тель ока­зался в пол­ном порядке.

Про­вод­ная связь под­рыв­ного пункта с команд­ным отсут­ство­вала, а радио­свя­зью открытым тек­стом поль­зо­ваться было запрещено, поскольку совсем неда­леко сто­яли аме­ри­кан­ские корабли. Поэтому все реше­ния о даль­нейших действиях при­нимал В. И. Жучи­хин. Обес­то­чив и закрыв на замок под­рыв­ной пункт с при­ем­ной и деко­ди­рующей аппа­ра­ту­рой, он вме­сте с Ю. Н. Коле­но­вым выпол­нил расс­на­ряже­ние заряда. Как и положено, по четко отлажен­ным и усво­ен­ным пунк­там инструкции вскрыли уста­новку, отклю­чили разъемы про­во­дов высо­ко­вольт­ного гене­ра­тора, а далее вынули кап­сюли-дето­на­торы из розе­ток раз­водки на заряде и заме­нили их на «зако­ротки».

По окон­ча­нии этой опе­рации В. И. Жучи­хин отпра­вил вер­то­лет на команд­ный пункт, попро­сив про­ве­рить предо­хра­ни­тели, а сам вме­сте с Ю. Н. Коле­но­вым остался на площадке. Ока­за­лось, что на резерв­ном пере­дат­чике команд­ного пункта во время пере­дачи сиг­нала на под­рыв бомбы предо­хра­ни­тель тоже вышел из строя. Поэтому и вто­рую элект­роцепь замкнуть не уда­лось.

Позд­нее взрыв все же был про­из­ве­ден. Экс­пе­римент завершился успешно. Что каса­ется риска быть взо­рван­ными — он был. Ведь при­нимающие радио­станции были на взводе и вклю­чены в систему деко­ди­ро­ва­ния и под­рыва. Любой слу­чай­ный сиг­нал мог при­ве­сти к траге­дии, поскольку код радио­сиг­нала был довольно при­ми­тив­ным. Но обо всём этом тогда Вик­тор Ива­но­вич не думал.

За всю много­лет­нюю прак­тику испыта­ний ядер­ных заря­дов это был един­ствен­ный слу­чай, когда после отказа при­ш­лось рабо­тать с заря­дом, сна­ряжен­ным кап­сю­лями-дето­на­то­рами и под­клю­чен­ным к рабо­тающей системе управ­ле­ния взрывом, спо­соб­ной выдать сиг­нал на под­рыв при меха­ни­че­ском воз­действии или элек­тро­маг­нит­ной наводке.

С 1960 года, уже имея уче­ное зва­ние старшего науч­ного сотруд­ника по спе­ци­аль­но­сти «газо­вая динамика», Вик­тор Ива­но­вич стал началь­ни­ком газо­ди­нами­че­ского сек­тора, вклю­чающего восемь отде­лов и экс­пе­римен­таль­ную базу. Его дея­тель­ность в этот период была свя­зана с раз­ра­бот­кой систем дистанци­он­ного управ­ле­ния и телемет­ри­че­ских систем реги­страции быст­ропро­те­кающих физи­че­ских процес­сов, а также с созда­нием подвиж­ных изме­ри­тель­ных комплек­сов, при­ме­ня­емых для отра­ботки изде­лий, как на внут­рен­них полиго­нах, так и на полиго­нах мини­стер­ства обо­роны. Раз­ра­бо­тан­ные тогда методы и аппа­ра­тура для газо­ди­нами­че­ских испыта­ний поз­во­лили повы­сить надеж­ность систем управ­ле­ния и реги­страции, зна­чи­тельно сокра­тить время на подго­товку экс­пе­римен­тов, повы­сив их каче­ство, сокра­тить обслужи­вающий пер­со­нал, тем самым удеше­вить сам экс­пе­римент и уско­рить раз­ра­ботку новой тех­ники.

С 1961 по 1963 гг. В. И. Жучи­хин совмещал долж­но­сти началь­ника сек­тора и заме­сти­теля глав­ного кон­струк­тора, а затем был назна­чен заме­сти­те­лем глав­ного кон­струк­тора по вопро­сам натур­ных испыта­ний новейших образцов спе­ци­аль­ной тех­ники. Он руко­во­дил подго­тов­кой всех испыта­ний и в большин­стве из них был руко­во­ди­те­лем по их про­ве­де­нию. В период с 1967 по 1969 гг. он участ­во­вал в раз­ра­ботке ядер­ного заряда, не имеющего ана­логов в мире, пред­на­зна­чен­ного для лик­ви­дации ава­рий­ного газо­вого фон­тана на место­рож­де­нии Памук.

Рабо­тал В. И. Жучи­хин все­гда с пол­ной отда­чей сил. Натя­нув суро­вую маску на лицо, он частенько рас­пе­кал за неак­ку­рат­ность или упуще­ние кого-нибудь из под­чи­нен­ных, но делал это, не унижая его досто­ин­ства. Рабо­тать с ним было легко. Он оди­на­ково про­сто держался как с под­чи­нен­ными, так и с выше­сто­ящим начальством. Никогда не угне­тал своих сотруд­ни­ков и не заис­ки­вал перед высо­ким начальством. Он в совершен­стве знал устройство испыты­ва­емых заря­дов, методы кон­троля и реги­страции их работы. Его отли­чала исклю­чи­тель­ная акку­рат­ность в работе, выра­бо­тан­ная в процессе экс­пе­римен­тов с взрыв­ча­тыми веще­ствами. Известно, что взрыв­ник оши­ба­ется лишь один раз. За всю долгую и опас­ную работу с ВВ и ядер­ными заря­дами Вик­тор Ива­но­вич не допу­стил ни одной серьез­ной ошибки.

В ноябре 1969 года В. И. Жучи­хин как круп­ный спе­ци­а­лист в обла­сти про­ек­ти­ро­ва­ния и экс­пе­римен­таль­ной отра­ботки спе­ци­аль­ной тех­ники был направ­лен в КБ авто­транспорт­ного обо­ру­до­ва­ния в г. Мытищи на долж­ность пер­вого заме­сти­теля глав­ного кон­струк­тора. Здесь он орга­ни­зо­вал и возгла­вил новое направ­ле­ние в дея­тель­но­сти кон­струк­тор­ского бюро — прак­ти­че­ское исполь­зо­ва­ние ядер­ных взрывов в реше­нии народ­но­хо­зяйствен­ных про­блем. За корот­кий период времени был создан и обу­чен необ­хо­димый кол­лек­тив спе­ци­а­ли­стов, раз­ра­бо­тано и изго­тов­лено уни­каль­ное тех­но­логи­че­ское обо­ру­до­ва­ние, что поз­во­лило в после­дующие годы выпол­нить большой объем спе­ци­аль­ных работ, давших солид­ный эко­номи­че­ский эффект при реше­нии ряда задач, свя­зан­ных с энерге­ти­че­ской базой народ­ного хозяйства СССР. В тече­ние три­на­дцати лет возглав­ля­емый им кол­лек­тив при его непо­сред­ствен­ном уча­стии и руко­вод­стве решил ряд вопро­сов прак­ти­че­ского исполь­зо­ва­ния новых достиже­ний науки и тех­ники при изу­че­нии глу­бин­ного стро­е­ния зем­ной коры, интен­сифи­кации добычи нефти и газа из малопро­дук­тив­ных пла­стов. За эти годы было про­ве­дено около 80 мир­ных под­зем­ных взрывов, в том числе для туше­ния ава­рий­ных газо­вых фон­та­нов, созда­ния под­зем­ных резер­ву­а­ров для хра­не­ния вред­ных хими­че­ских отхо­дов, сейсми­че­ского зон­ди­ро­ва­ния зем­ной коры, сооруже­ния водо­ка­на­лов и т. д.

В сен­тябре 1982 года В. И. Жучи­хин стал пер­со­наль­ным пен­си­о­не­ром рес­пуб­ли­кан­ского зна­че­ния. В январе 1986 года он вер­нулся в г. Снежинск и с фев­раля вновь стал рабо­тать во ВНИ­ИТФ старшим науч­ным сотруд­ни­ком (до 1993 года). Он опять полу­чил возмож­ность про­во­дить науч­ные иссле­до­ва­ния в рам­ках новой слож­ной темы согласно им же раз­ра­бо­тан­ной программе. С при­сущей ему осно­ва­тель­но­стью он орга­ни­зо­вал сбор и ана­лиз информации по теме про­во­димых иссле­до­ва­ний, стал про­во­дить тех­ни­че­ские семи­нары по мето­ди­че­ским вопро­сам.

Бога­тый жиз­нен­ный опыт и про­фес­си­о­наль­ные зна­ния, глу­бо­кая убеж­ден­ность в необ­хо­димо­сти дела, кото­рому он посвя­тил свою жизнь, поз­во­лили В. И. Жучи­хину взяться за напи­са­ние исто­рии ВНИ­ИТФ по раз­ра­ботке ядер­ных бое­за­ря­дов и про­ве­де­нию газо­ди­нами­че­ских иссле­до­ва­ний. В результате появи­лись ста­тьи по исто­рии ВНИ­ИТФ, г. Снежин­ска, воспоми­на­ния о К. И. Щёл­кине, книги: «Пер­вая атом­ная. Записки инже­нера-иссле­до­ва­теля. Рус­ские сен­сации» и «Вто­рая атом­ная. Записки инже­нера-иссле­до­ва­теля».

В. И. Жучи­хин — три­жды лау­реат Ста­лин­ской премии СССР (1949 г., 1951 г., 1953 г.), награж­ден два­жды орде­ном Ленина (1949 г., 1962 г.), орде­нами Октябрьской Рево­люции (1970 г.), Тру­до­вого Крас­ного Знамени (1954 г.), меда­лями. Он — Почёт­ный граж­да­нин г. Снежин­ска (1999 г.).

Вик­тор Ива­но­вич Жучи­хин скон­чался 20 фев­раля 2008 года.


Библиография‍7