Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Персоналии /

Турбинер Виктор Александрович

кон­струк­тор, руко­во­ди­тель опытно-кон­струк­тор­ских работ по про­екту пер­вой атом­ной бомбы и началь­ник пер­вого научно-кон­струк­тор­ского сек­тора.
Турбинер Виктор Александрович

Биография

Вик­тор Алек­сан­дро­вич Тур­би­нер родился 17 мая 1910 года в Ека­те­ри­но­славе (Дне­про­пет­ровск).

С 1933 года он учился в МВТУ и одно­временно рабо­тал кон­струк­то­ром. Окон­чив в 1937 году инсти­тут, В. Тур­би­нер рабо­тает в Москве кон­струк­то­ром, началь­ни­ком сек­тора, началь­ни­ком СКТБ Мос­ков­ского авиаци­он­ного завода НКАП № 165. В июле 1945 года В. А. Тур­би­нер зна­комится с И. В. Кур­ча­то­вым и Ю. Б. Хари­то­ном, про­из­ведя на науч­ных руко­во­ди­те­лей совет­ского атом­ного про­екта впе­чат­ле­ние талант­ли­вого кон­струк­тора.

После того как И. В. Кур­ча­тов при­нял реше­ние при­влечь В. А. Тур­би­нера к рабо­там над атом­ной бом­бой, Ю. Б. Хари­тон чуть опре­де­лен­нее объяс­нил ему, что «речь идет о ядер­ном реак­торе сфе­ри­че­ской формы. И эта штука будет пере­во­зиться само­ле­том». В. А. Тур­би­нер понял, что речь идет об атом­ной бомбе.

На него были воз­ложены работы по опре­де­ле­нию облика пер­вой совет­ской атом­ной бомбы, а также выра­ботка пред­ложе­ний по орга­ни­за­ции раз­ра­ботки кон­струкции, отра­ботке и испыта­ниям изде­лия в целом и его состав­ных частей в лабо­ра­тор­ных усло­виях и на полиго­нах Военно-воз­душ­ных сил Мини­стер­ства обо­роны.

При этом по вза­им­ной дого­во­рен­но­сти он про­должал рабо­тать на преж­ней работе, не допус­кая, есте­ственно, ника­ких разго­во­ров по новому делу с посто­рон­ними лицами. Ника­кого тех­ни­че­ского зада­ния В. А. Тур­би­нер не имел, не дела­лось и осо­бых пояс­не­ний, вме­сте с тем он полу­чил раз­реше­ние позна­комиться с мате­ри­а­лами по созда­нию и про­ек­ти­ро­ва­нию авиа­бомб. Для него здесь было много нового. Многое, касающе­еся новой раз­ра­ботки, скап­ли­ва­лось и осе­дало в голове. Будучи пока един­ствен­ным кон­струк­то­ром, В. А. Тур­би­нер делал общую кон­струк­тор­скую компо­новку пер­вой совет­ской атом­ной бомбы.

Несколько позже Ю. Б. Хари­тон зна­комит В. А. Тур­би­нера с Тер­лец­ким, Яко­вле­вым, Кости­ным и другими, кому пред­сто­яло рабо­тать по раз­ным направ­ле­ниям кон­струк­тор­ских работ. В. А. Тур­би­нер пору­чил им кон­крет­ные кон­струк­тор­ские зада­ния.

По мере про­движе­ния работ стала оче­вид­ной необ­хо­димость осо­бой научно-иссле­до­ва­тельской орга­ни­за­ции для кон­стру­и­ро­ва­ния атом­ной бомбы. 9 апреля 1946 года было при­нято поста­нов­ле­ние СМ СССР о созда­нии кон­струк­тор­ского бюро (КБ-11). Началь­ни­ком КБ назна­чили заме­сти­теля нар­кома тан­ко­вой промыш­лен­но­сти П. М. Зер­нова, глав­ным кон­струк­то­ром — Ю. Б. Хари­тона. Поста­нов­ле­ние СМ СССР от 21 июня 1946 года опре­де­лило жест­кие сроки созда­ния объекта: пер­вая оче­редь должна была войти в строй 1 октября 1946 года, вто­рая — 1 мая 1947 года.

В сере­дине 1946 года В. А. Тур­би­нера офици­ально при­няли на работу в КБ-11 на долж­ность руко­во­ди­теля научно-кон­струк­тор­ского сек­тора (НКС), а в январе 1947 года Ю. Б. Хари­тон и В. А. Тур­би­нер выехали из Москвы к месту нахож­де­ния «объекта».

Постепенно основ­ные работы по созда­нию атом­ной бомбы РДС-1 стали стяги­ваться в КБ-11, кото­рое пре­враща­лось в голов­ную орга­ни­за­цию, и в кото­рой НКС стал орга­ни­за­ци­онно оформ­ляться в про­фес­си­о­наль­ный кон­струк­тор­ский кол­лек­тив.

В. А. Тур­би­нер раз­ра­бо­тал уни­каль­ную систему про­ек­ти­ро­ва­ния атом­ной бомбы. Раз­де­лив кол­лек­тив кон­струк­то­ров на отделы, каж­дому он поста­вил задачу созда­ния кон­крет­ного узла бомбы. В то время это была гени­аль­ная новинка, во-пер­вых, резко сокраща­лись сроки про­ек­ти­ро­ва­ния, а во-вто­рых, повыша­лась сек­рет­ность. Никто не знал, какие работы ведутся в другом отделе.

В отли­чие от про­стой авиаци­он­ной бомбы, корпус кото­рой явля­ется всего лишь вме­сти­лищем мощ­ного заряда-фугаса, кон­струкция атом­ной бомбы исклю­чи­тельно сложна: в ней сна­чала взры­вался хими­че­ский заряд, кото­рый обжимал плу­то­ни­е­вый заряд. При этом обжа­тие должно было идти рав­но­мерно, что предъяв­ляло осо­бые тре­бо­ва­ния к одно­род­но­сти заряда, син­хрон­но­сти под­рыва раз­лич­ных его частей.

Кроме этого, бомба должна была про­хо­дить в люк само­лета и затем лететь в задан­ном положе­нии. Это зна­чит, что необ­хо­димо было преду­смот­реть ее бал­ли­сти­че­ские каче­ства.

В мае 1948 года на полигоне ВВС № 71 под Кер­чью начи­наются летно-бал­ли­сти­че­ские испыта­ния маке­тов атом­ной бомбы, скон­стру­и­ро­ван­ной В. А. Тур­би­не­ром, кото­рый также участ­вует в испыта­ниях. Внеш­не­тра­ек­тор­ные изме­ре­ния при сбро­сах маке­тов с носи­теля Ту-4 ведутся с исполь­зо­ва­нием спе­ци­аль­ной немец­кой тех­ники.

К ноябрю 1948 года прак­ти­че­ски все было готово. Най­дены и про­ве­рены рас­четно и экс­пе­римен­тально кон­струк­тор­ские и тех­но­логи­че­ские реше­ния, опро­бо­ваны спо­собы изго­тов­ле­ния, подо­брано обо­ру­до­ва­ние и изго­тов­лено необ­хо­димое оснаще­ние. Появи­лись кадры и при­об­ре­тен необ­хо­димый опыт.

За два года в Арза­масе-16 под руко­вод­ством В. А. Тур­би­нера была скон­стру­и­ро­вана и собрана по бло­кам точ­ная копия аме­ри­кан­ской бомбы. При этом, ско­рее всего В. А. Тур­би­нер был убеж­ден, что по задан­ным И. В. Кур­ча­то­вым и Ю. Б. Хари­то­ном габа­ри­там и весо­вым харак­те­ри­сти­кам он раз­ра­ба­ты­вает соб­ствен­ную ориги­наль­ную кон­струкцию, а не вос­со­здает копию аме­ри­кан­ской.

Однако, несмотря на зна­чи­тель­ные уси­лия, а также в связи с новиз­ной и непред­ви­ден­ными науч­ными и тех­ни­че­скими труд­но­стями созда­ния РДС и, отча­сти, с задерж­кой кон­струк­тор­ским бюро под­бора кад­ров, раз­вёр­ты­ва­ния работ и задерж­кой стро­и­тельства для КБ-11 зда­ний и сооруже­ний, пер­во­на­чаль­ные сроки изго­тов­ле­ния пер­вого экземпляра РДС-1 не выпол­ня­лись. В этой связи, Поста­нов­ле­нием СМ СССР от 8 фев­раля 1948 года были уста­нов­лены новые сроки, а также при­няты меры по укомплек­то­ва­нию недо­стающими кад­рами, в част­но­сти, ква­лифици­ро­ван­ными физи­ками-тео­ре­ти­ками и матема­ти­ками.

Так как к кон­струк­то­рам каких-либо серьёз­ных пре­тен­зий не было, поста­нов­ле­нием преду­смат­ри­ва­лось лишь «допол­ни­тельно подо­брать 20 науч­ных сотруд­ни­ков, 40 инже­не­ров, тех­ни­ков, лабо­ран­тов и 60 высо­ко­ква­лифици­ро­ван­ных рабо­чих».

10 июня 1948 года выхо­дит Поста­нов­ле­ние СМ СССР «Об укреп­ле­нии КБ-11 руко­во­дящими кон­струк­тор­скими кад­рами», во испол­не­ние кото­рого при­ка­зом дирек­тора КБ-11 от 8 декабря 1948 года НКС, возглав­ля­емый В. А. Тур­би­не­ром, был раз­де­лён на два сек­тора.

НКС-1 возгла­вил гене­рал-майор, Герой Соци­а­ли­сти­че­ского Труда, глав­ный кон­струк­тор челя­бин­ского «Тан­кограда» Н. Л. Духов. Руко­во­ди­те­лем НКС-2 стал капи­тан 1-го ранга В. И. Алфё­ров, рабо­тавший до этого дирек­то­ром торпед­ного завода в Махач­кале, а затем заме­сти­те­лем началь­ника научно-тех­ни­че­ского коми­тета Военно-Мор­ских Сил.

В. А. Тур­би­неру было пред­ложено стать заме­сти­те­лем Н. Л. Духова. Он не согла­сился, аргумен­ти­руя тем, что к этому времени кон­струк­тор­ским кол­лек­ти­вом под его руко­вод­ством все работы по РДС-1 были в основ­ном выпол­нены без заме­ча­ний.

Ю. Б. Хари­тон назна­чил В. А. Тур­би­нера на долж­ность сво­его помощ­ника по спе­ци­аль­ным вопро­сам. В этой долж­но­сти он про­ра­бо­тал до 28 декабря 1951 года.

Суще­ствует три вер­сии при­чины, по кото­рой В. А. Тур­би­нер был снят с долж­но­сти за девять месяцев до испыта­ния РДС-1.

По пер­вой вер­сии он стал жерт­вой анти­семи­тизма, наби­равшего силу в верх­них эше­ло­нах вла­сти страны.

По вто­рой — И. В. Ста­лин посчи­тал, что глав­ным кон­струк­то­ром атом­ного оружия должен стать спе­ци­а­лист с име­нем, извест­ный сво­ими заслу­гами, и выбор пал на Н. Л. Духова.

По тре­тьей — воз­никли пре­тен­зии к самой орга­ни­за­ции кон­струк­тор­ских работ, из-за недо­че­тов кото­рой изго­тов­ле­ние атом­ной бомбы ста­ви­лось под сомне­ние, и потре­бо­ва­лось заме­нить В. А. Тур­би­нера на кон­струк­тора, заре­комен­до­вавшего себя извест­ными раз­ра­бот­ками и опытом внед­ре­ния их в серий­ное про­из­вод­ство.

29 авгу­ста 1949 года на Семи­па­ла­тин­ском полигоне была успешно испытана пер­вая в Совет­ском Союзе атом­ная бомба. 29 октября 1949 года вышли закрытые Указ Вер­хов­ного Совета и Поста­нов­ле­ние Совета Мини­стров СССР «О награж­де­нии и преми­ро­ва­нии за выдающи­еся науч­ные открытия и тех­ни­че­ские достиже­ния по исполь­зо­ва­нию атом­ной энергии». Этими ука­зами был отме­чен труд нескольких тысяч орга­ни­за­то­ров про­из­вод­ства, уче­ных, инже­не­ров, гео­логов, рабо­чих, внесших весо­мый вклад в её созда­ние. Были среди них и кон­струк­тора, рабо­тавшие под руко­вод­ством В. А. Тур­би­нера, но самого его в спис­ках не было.

Завершив свою работу в КБ-11, В. А. Тур­би­нер до 1953 года рабо­тает заме­сти­те­лем глав­ного кон­струк­тора завода. Затем он пере­хо­дит на долж­ность началь­ника кон­струк­тор­ского отдела Все­союз­ного про­ектно-тех­но­логи­че­ского инсти­тута Мини­стер­ства транспорт­ного маши­но­стро­е­ния СССР. В 1955—1979 гг. В. А. Тур­би­нер — ведущий кон­струк­тор в раз­лич­ных КБ Мини­стер­ства авиаци­он­ной промыш­лен­но­сти СССР.

Вик­тор Алек­сан­дро­вич Тур­би­нер умер 10 ноября 1996 году в Москве.


Библиография‍4