ГлавнаяПерсоналии → Синёв Н. М.

Синёв Николай Михайлович(1906—1991)

кон­струк­тор, участ­ник созда­ния тех­но­ло­гии полу­че­ния урана для ядер­ного ору­жия; док­тор тех­ни­че­ских наук. В 1961 – 1991гг.— зам. пред­се­да­теля Государ­ствен­ного коми­тета СССР по исполь­зо­ва­нию атом­ной энер­гии. Лау­реат Ленин­ской (1958) и четы­рех Государ­ствен­ных (1943, 1951, 1953, 1967) пре­мий СССР.

Нико­лай Михай­ло­вич Синев родился 10 декабря 1906 года в д. Высо­кое Ржев­ского рай­она Кали­нин­ской обла­сти. После окон­ча­ния Сычёв­ской школы II сту­пени с 1923 года нахо­дился на ком­со­моль­ской работе.

В 1932 году он окон­чил Мос­ков­ское выс­шее тех­ни­че­ское учи­лище им. Н.Э. Бау­мана по спе­ци­аль­но­сти инже­нер-меха­ник. Н.М. Синев рас­пре­де­лился на работу на Киров­ский завод (г. Ленин­град), где про­шел путь от инже­нера-кон­струк­тора до заме­сти­теля глав­ного кон­струк­тора ОКБ. Здесь он в 1943 году полу­чил свою первую Ста­лин­скую пре­мию за усо­вер­шен­ство­ва­ние кон­струк­ций тяжё­лых тан­ков.

В 1942—1944 гг. после эва­ку­а­ции Н.М. Синев рабо­тал на опыт­ном тан­ко­вом заводе № 100 (г. Челя­бинск) заме­сти­те­лем дирек­тора, а затем глав­ным инже­не­ром. С 1944 года — дирек­тор фили­ала завода № 100 на Киров­ском заводе.

27 декабря 1945 года в рам­ках совет­ского Атом­ного про­екта Поста­нов­ле­нием СНК СССР № 3175-963сс «Об орга­ни­за­ции про­ек­ти­ро­ва­ния и изго­тов­ле­ния на Ленин­град­ском Киров­ском заводе Нар­ком­транс­маша опыт­ных «тур­бо­ком­прес­со­ров РЗГ» было создано Осо­бое Кон­струк­тор­ское Бюро Ленин­град­ского Киров­ского завода. ОКБ ЛКЗ была пору­чена раз­ра­ботка и орга­ни­за­ция серий­ного про­из­вод­ства основ­ных тех­но­ло­ги­че­ских раз­де­ли­тель­ных машин, про­из­во­дя­щих обо­га­щен­ный уран для атом­ного ору­жия мето­дом газо­вой диф­фу­зии. Глав­ным кон­струк­то­ром ОКБ на Киров­ском заводе назна­чили 37-лет­него инже­нера-тур­би­ни­ста Э.-С.А. Аркина, хорошо про­явив­шего себя в каче­стве кон­струк­тора КБ тур­бин­ного и тан­ко­вого про­из­вод­ства, но не имев­шего опыта орга­ни­за­тора и руко­во­ди­теля кон­струк­тор­ского кол­лек­тива. В конце 1946 года было изго­тов­лено по два­дцать одно­сту­пен­ча­тых машин ОК-7 и Т-15, экс­плу­а­та­ци­он­ные испы­та­ния кото­рых про­вела Лабо­ра­то­рия № 2. Кон­струк­ция ОК-7 Горь­ков­ского завода ока­за­лась более отра­бо­тан­ной, а зна­чит более при­ем­ле­мой для про­из­вод­ства, в то время как ленин­град­ская машина Т-15 не отве­чала ряду важ­ней­ших тех­ни­че­ских тре­бо­ва­ний (по надеж­но­сти под­шип­ни­ко­вых опор, гер­ме­тич­но­сти и пр.). Вре­мени на дора­ботку машин Т-15 у киров­цев уже не было. После бур­ных обсуж­де­ний на засе­да­нии сек­ции № 2 Научно-Тех­ни­че­ского совета ПГУ было при­нято реше­ние ком­плек­то­вать завод № 813 (Ураль­ский элек­тро­хи­ми­че­ский ком­би­нат, г. Ново­уральск Сверд­лов­ской обла­сти) только диф­фу­зи­он­ными маши­нами Горь­ков­ского завода.

Серьез­ная неудача потре­бо­вало сроч­ных мер по укреп­ле­нию ленин­град­ского ОКБ. Вме­сто Э.-А.А. Аркина глав­ным кон­струк­то­ром ОКБ ЛКЗ в июне 1947 года Совет Мини­стров СССР назна­чил Н.М. Синева.

Поскольку кон­струк­ция ленин­град­цев была отверг­нута как менее совер­шен­ная, Ленин­град­ский Киров­ский завод стал изго­тов­лять для атом­ной про­мыш­лен­но­сти диф­фу­зи­он­ные машины сред­него обо­га­ще­ния ОК-8 по рабо­чим чер­те­жам горь­ков­чан. Кроме того, Киров­ский завод на основе соб­ствен­ных раз­ра­бо­ток для всех кас­ка­дов диф­фу­зи­он­ного пред­при­я­тия делал и постав­лял авто­ма­ти­че­ские регу­ля­торы рас­хода и дав­ле­ния газа.

Раз­вер­ты­ва­ние про­из­вод­ства газо­диф­фу­зи­он­ных машин вызвало необ­хо­ди­мость воз­ве­де­ния и рекон­струк­ции мно­гих цехов. Под руко­вод­ством Н.М. Синёва были постро­ены круп­ные про­из­вод­ствен­ные мощ­но­сти для осу­ществ­ле­ния галь­ва­ни­че­ского покры­тия всех внут­рен­них поло­стей машин, кон­так­ти­ру­ю­щих с гек­сафто­ри­дом урана. Дан­ные цехи состав­ляли по пло­щади десятки гек­та­ров, а число дета­лей, нуж­да­ю­щихся в покры­тии, исчис­ля­лось мно­гими тыся­чами. Это была очень тру­до­ем­кая, гряз­ная, моно­тон­ная работа. Анти­кор­ро­зий­ная тех­но­ло­гия была очень гро­моздка. Она тре­бо­вала после про­мывки и тща­тель­ного обез­жи­ри­ва­ния в спе­ци­аль­ных ван­нах про­ве­де­ния омед­не­ния, затем осу­ществ­ля­лось очень плот­ное и рав­но­мер­ное галь­ва­ни­че­ское нике­ли­ро­ва­ние; после этого все нике­ли­ро­ван­ные поверх­но­сти под­вер­га­лись скру­пу­лез­ной руч­ной шли­фовке, с целью дости­же­ния чистоты поверх­но­стей не менее 11-го класса.

Очень высо­кие, необыч­ные для маши­но­стро­е­ния тре­бо­ва­ния предъ­яв­ля­лись к чистоте и обез­жи­ри­ва­нию соби­ра­е­мых машин. Сбо­роч­ные цехи были похожи на сте­риль­ные хирур­ги­че­ские поме­ще­ния. Тре­бо­ва­лась вза­и­мо­за­ме­ня­е­мость всех дета­лей и ника­ких сле­сар­ных под­го­нок и сле­дов пыли при сборке. Каж­дая деталь, узел и машина под­вер­га­лись при­дир­чи­вой при­емке не только кон­тро­ле­рами Отдела тех­ни­че­ского кон­троля, но и стро­гими при­ем­щи­ками спе­ци­аль­ной кон­трольно-при­е­моч­ной комис­сии — ана­лога воен­ной при­емки. Фор­си­ро­ван­ная под­го­товка про­из­вод­ства газо­диф­фу­зи­он­ных машин была завер­шена в 1947 году.

В период 1948—1950 гг. Н.М. Синев — началь­ник тех­ни­че­ского отдела завода № 813.

Уже в начале 1948 года по желез­ной дороге на Ураль­скую базу тех­ни­че­ского снаб­же­ния № 5 (так коди­ро­вался в то время завод № 813) стало эше­ло­нами при­бы­вать диф­фу­зи­он­ное обо­ру­до­ва­ние, кото­рое сразу же посту­пало на мон­таж. Пуск пер­вой оче­реди завода Д-1 был осу­ществ­лен в апреле 1948 года. Оче­реди тех­но­ло­ги­че­ского обо­ру­до­ва­ния пус­ка­лись одна за одной с раз­ры­вом в несколько меся­цев. Каж­дый пуск давал опыт­ное реше­ние какой-то опре­де­лен­ной тех­но­ло­ги­че­ской про­блемы, был шагом, дока­зы­ва­ю­щим пра­виль­ность выбран­ного пути. В июне 1949 года закон­чен ввод в экс­плу­а­та­цию основ­ного тех­но­ло­ги­че­ского обо­ру­до­ва­ния пер­вого газо­диф­фу­зи­он­ного завода в СССР. Но глав­ная про­блема — кор­ро­зи­он­ные потери рабо­чего газа — так и не была решена. Прак­ти­че­ски в тече­ние целого года с момента пуска завода тех­но­ло­ги­че­ское обо­ру­до­ва­ние не обес­пе­чи­вало тре­бу­е­мых пара­мет­ров работы — в резуль­тате кор­ро­зии машины «съе­дали» весь рабо­чий газ. Истоки про­блем лежали в колос­саль­ной спешке. Все ошибки про­ек­тан­тов и изго­то­ви­те­лей машин при­хо­ди­лось исправ­лять на месте, выяв­ляя их в про­цессе пус­ко­на­ла­доч­ных работ. Реб­ром встал вопрос: воз­можно ли вообще на этом заводе добиться раз­де­ле­ния изо­то­пов урана и полу­чить «товар­ный рабо­чий газ»?

В Ново­ураль­ске были сосре­до­то­чены луч­шие уче­ные и кон­струк­торы в обла­сти маши­но­стро­е­ния. И, когда уже мно­гие из них разу­ве­ри­лись в воз­мож­но­сти решить про­блему, ленин­град­ским уче­ным и кон­струк­то­рам во главе с Н.М. Сине­вым уда­лось найти при­чину, кото­рая чуть не погу­била ура­но­вую про­грамму СССР.

11 ноября 1949 года дирек­тор завода № 813 А.И. Чурин под­пи­сал исто­ри­че­ский для ком­би­ната и всей атом­ной отрасли при­каз о сдаче на склад четы­рех емко­стей с обо­га­щен­ным ура­ном общим чистым весом 341 грамм. Еще две емко­сти (12 и 76 грам­мов) пере­даны в химико-тех­но­ло­ги­че­скую лабо­ра­то­рию для про­мывки и извле­че­ния окон­ча­тель­ного про­дукта из смеси его с про­дук­тами раз­ло­же­ния.

В 1950 году Н.М. Синев воз­вра­ща­ется в Ленин­град и до 1961 года рабо­тает глав­ным кон­струк­то­ром ОКБ Киров­ского завода. К 1952 году ОКБ ЛКЗ под науч­ным руко­вод­ством ака­де­мика И.К. Кико­ина было раз­ра­бо­тано 16 кон­струк­ций раз­лич­ных газо­диф­фу­зи­он­ных машин (ГДМ), из них успешно про­шли при­ем­ные испы­та­ния 12 ГДМ, постав­лены на серий­ное про­из­вод­ство 9 ГДМ. Ими в раз­лич­ные годы и в раз­лич­ной ком­плек­та­ции осна­ща­лись газо­диф­фу­зи­он­ные заводы страны.

К 1952 году лабо­ра­то­рия И.К. Кико­ина в Инсти­туте атом­ной энер­гии закон­чила науч­ную раз­ра­ботку газо­диф­фу­зи­он­ных мето­дов изо­топ­ного раз­де­ле­ния и заня­лась газо­выми цен­три­фу­гами. В том же году ОКБ при Киров­ском заводе во главе с глав­ным кон­струк­то­ром ОКБ Н.М. Сине­вым было пере­ори­ен­ти­ро­вано на созда­ние цен­три­фуг. 20 апреля 1953 года кол­лек­ти­вом сотруд­ни­ков ОКБ ЛКЗ во главе с Н.М. Сине­вым была подана заявка и впо­след­ствии полу­чено автор­ское сви­де­тель­ство № 23286 на докри­ти­че­скую газо­вую цен­три­фугу. Эту дату можно счи­тать нача­лом миро­вого раз­ви­тия цен­три­фуж­ного метода раз­де­ле­ния изо­то­пов урана.

В 1955—57 гг. на Киров­ском заводе изго­то­вили пер­вые пар­тии опыт­ных цен­три­фуг, и в 1957 году на УЭХК был пущен пер­вый опыт­ный завод цен­три­фуж­ного раз­де­ле­ния.

За дан­ные работы в 1951 и 1953 гг. Н.М. Синеву были при­суж­дены Ста­лин­ские пре­мии.

5 мая 1958 года НТС Мини­стер­ства сред­него маши­но­стро­е­ния под пред­се­да­тель­ством И.В. Кур­ча­това на осно­ва­нии докла­дов науч­ного руко­во­ди­теля про­блемы И.К. Кико­ина и глав­ного кон­струк­тора ОКБ ЛКЗ Н.М. Синева с уче­том поло­жи­тель­ных ито­гов работы опыт­ного завода цен­три­фуг при­нял исто­ри­че­ское реше­ние, в кото­ром отме­тил, что созда­ние кон­струк­ции газо­вой цен­три­фуги и про­мыш­лен­ное осво­е­ние нового высо­ко­эф­фек­тив­ного метода раз­де­ле­ния изо­то­пов урана явля­ется круп­ным научно-тех­ни­че­ским дости­же­нием СССР и реко­мен­до­вал газо­цен­три­фуж­ный метод к широ­кому про­мыш­лен­ному при­ме­не­нию.

В конце 1952 года ОКБ ЛКЗ была пору­чена раз­ра­ботка гер­ме­тич­ных элек­тро­на­со­сов для атом­ных паро­про­из­во­ди­тель­ных уста­но­вок (АППУ) под­вод­ных лодок военно-мор­ского флота страны. Прак­ти­че­ски пол­ная новизна темы, отсут­ствие опыта, про­то­типа и тех­ни­че­ской инфор­ма­ции, а также сжа­тые сроки, отпу­щен­ные на раз­ра­ботку, потре­бо­вали от кол­лек­тива про­ве­де­ния широ­ких поис­ко­вых работ, при­ня­тия новых нестан­дарт­ных кон­струк­тив­ных реше­ний и тех­но­ло­ги­че­ских при­ё­мов. В резуль­тате была раз­ра­бо­тана новая кон­струк­тив­ная схема, назван­ная «бес­саль­ни­ко­вый гер­ме­тич­ный элек­тро­на­сос с пере­го­ро­доч­ным элек­тро­при­во­дом». Эта кон­струк­тив­ная схема была рас­смот­рена на тех­ни­че­ском сове­ща­нии науч­ным руко­во­ди­те­лем ака­де­ми­ком А.П. Алек­сан­дро­вым и одоб­рена в каче­стве основ­ного направ­ле­ния в созда­нии гер­ме­тич­ных элек­тро­на­со­сов пер­вого кон­тура для АПЛ. В миро­вой прак­тике насо­со­стро­е­ния подоб­ных ана­ло­гов не было. Уже в 1953 году пер­вый насос ЦЭН-602 был изго­тов­лен, вслед за ним был создан насос ГЦЭНПК-601. Эти насосы поло­жили начало серии насо­сов для атом­ных под­вод­ных лодок пер­вого поко­ле­ния.

В 1954 году по ини­ци­а­тиве глав­ного кон­струк­тора ОКБ ЛКЗ Н.М. Синева и дирек­тора ФЭИ А.К. Кра­сина было решено про­ве­сти поис­ко­вые работы для АЭС с водо-водя­ным реак­то­ром на теп­ло­вых ней­тро­нах и тур­бо­ге­не­ра­тор­ной уста­нов­кой, обо­ру­до­ва­ние кото­рой раз­ме­ща­лось на само­ход­ных гусе­нич­ных плат­фор­мах. Стан­ция полу­чила услов­ное назва­ние ТЭС-3. В 1957 году было утвер­ждено тех­ни­че­ское зада­ние, вышло поста­нов­ле­ние СМ СССР, а к концу 1958 года завер­ши­лась раз­ра­ботка рабо­чего про­екта стан­ции, было раз­вер­нуто про­из­вод­ство и начаты экс­пе­ри­мен­таль­ные работы. 7 июля 1961 года в Обнин­ске в ФЭИ реак­тор достиг кри­тич­но­сти, а 14 октября на стан­ции состо­ялся энер­ге­ти­че­ский пуск. 19 фев­раля 1962 года стан­ция вышла на номи­наль­ную мощ­ность 1,5 МВт и дала ток в систему Мос­энерго. Пер­вый этап опыт­ной экс­плу­а­та­ции ТЭС-3 завер­шился в 1966 году с выра­бот­кой ресурса пер­вой загрузки актив­ной зоны.

В 1961 году Н.М. Синев пере­хо­дит на работу в Государ­ствен­ный коми­тет по атом­ной энер­гии заме­сти­те­лем пред­се­да­теля, и зани­мает эту долж­ность до 1966 года. В 1963 году за созда­ние обо­ру­до­ва­ния для АЭС ему при­суж­да­ется Ленин­ская пре­мия. В 1966—1986 гг. он — заме­сти­тель началь­ника научно-тех­ни­че­ского управ­ле­ния Мини­стер­ства сред­него маши­но­стро­е­ния (г. Москва). С 1986 года и до своей смерти — науч­ный кон­суль­тант мини­стер­ства.

Н.М. Синев за годы своей работы в атом­ной про­мыш­лен­но­сти участ­во­вал также в раз­ра­ботке атом­ных энер­ге­ти­че­ских уста­но­вок, атом­ных реак­то­ров на быст­рых ней­тро­нах; являлся ответ­ствен­ным руко­во­ди­те­лем пуска энер­го­блока № 1 Ново­во­ро­неж­ской атом­ной стан­ции, руко­во­дил раз­ра­бот­кой про­екта ком­плекс­ной тур­бин­ной уста­новки ато­мо­хода «Ленин».

Н.М. Синев — автор моно­гра­фий «Гер­ме­ти­че­ские водя­ные насосы атом­ных энер­ге­ти­че­ских уста­но­вок», «Бес­саль­ни­ко­вые водя­ные насосы», «Обо­га­щен­ный уран для атом­ного ору­жия и энер­ге­тики», учеб­ного посо­бия для вузов «Эко­но­мика ядер­ной энер­ге­тики», выдер­жав­шего несколько изда­ний.

Н.М. Синев — док­тор тех­ни­че­ских наук (1956 г.), про­фес­сор (1966 г.), Заслу­жен­ный дея­тель науки и тех­ники РСФСР. Он лау­реат Государ­ствен­ной пре­мии СССР (1967 г.), награж­ден орде­нами Ленина (два­жды), Тру­до­вого Крас­ного Зна­мени (два­жды), Оте­че­ствен­ной войны II сте­пени (1986 г.), Крас­ной Звезды (1942 г.), «Знак Почета», меда­лями.

Скон­чался Нико­лай Михай­ло­вич Синев в Москве 4 сен­тября 1991 года.

Литература

Синев Н. М. Мемуары. Воспоминания.
— М. : ИздАТ, 2000. — 205 с., [8] л. ил., портр. : ил. ; 22 см. — (Творцы ядерного века) 
 
Синев Н. М. и др. О путях развития ядерной энергетики
: Доклад, представленный СССР на Третью международную конференцию по мирному использованию атомной энергии. Женева, 1964 // Атомная энергия. Том 17, вып. 4. — 1964. — С. 243—251. 
 
Синев Н. М. и др. Малогабаритная атомная электростанция ТЭС-3
: Доклад, представленный СССР на Третью международную конференцию по мирному использованию атомной энергии. Женева, 1964 // Атомная энергия. Том 17, вып. 6. — 1964. — С. 448—451.