ГлавнаяПерсоналии → Шолкович Б. М.

Шолкович Борис Михайлович(1900—1965)

кон­струк­тор в обла­сти кот­ло­стро­е­ния и ядер­ной энер­ге­тики. С 1946 по 1954 год — пер­вый началь­ник и глав­ный кон­струк­тор ОКБ «Гид­ро­пресс» (Подольск), создан­ного для раз­ра­ботки ядер­ных реак­то­ров. Лау­реат Государ­ствен­ной Пре­мии СССР (1953)

Борис Михай­ло­вич Шол­ко­вич родился 14 октября 1900 года в с. Гра­бье быв­шего Боб­руй­ского уезда Мин­ской губер­нии в семье пра­во­слав­ного свя­щен­ника.

В 1930 году Б.М. Шол­ко­вич окон­чил Ленин­град­ский поли­тех­ни­че­ский инсти­тут по спе­ци­аль­но­сти инже­нера-меха­ника по котель­ным уста­нов­кам.

В послед­ние два года обу­че­ния и до 1932 года он рабо­тал в каче­стве кон­струк­тора и инже­нера-кон­струк­тора по кот­лам на Ленин­град­ском Метал­ли­че­ском заводе имени Ста­лина. Затем был пере­ве­ден в Цен­траль­ный котельно-кон­струк­тор­ский иссле­до­ва­тель­ский инсти­тут (впо­след­ствии ЦКТИ), где про­ра­бо­тал до 1935 года.

Парал­лельно с рабо­той в ЦКТИ пре­по­да­вал в Ленин­град­ском инду­стри­аль­ном инсти­туте.

В 1935 году был назна­чен началь­ни­ком–глав­ным кон­струк­то­ром кон­струк­тор­ского бюро завода «Крас­ный котель­щик» в г. Таган­роге (ТКЗ), с 1937 года – глав­ным кон­струк­то­ром завода. Во время эва­ку­а­ции завода на Урал зани­мался рабо­тами по мон­тажу и наладке котель­ного обо­ру­до­ва­ния ТКЗ на рай­он­ных элек­тро­стан­циях Союза.

В авгу­сте 1942 году завод «Крас­ный котель­щик» зани­мает осво­бо­див­ши­еся пло­щади на тер­ри­то­рии Кре­кинг-элек­тро­во­зо­стро­и­тель­ного завода в городе Подоль­ске. Б.М. Шол­ко­вич при­ни­мает уча­стие в орга­ни­за­ции котель­ного завода на новой про­из­вод­ствен­ной базе, назна­ча­ется глав­ным кон­струк­то­ром завода «Крас­ный котель­щик» в Подоль­ске. С декабря 1945 года про­изо­шло объ­еди­не­ние этих заво­дов, и объ­еди­нен­ный завод стал назы­ваться Подоль­ским маши­но­стро­и­тель­ным заво­дом имени Орджо­ни­кидзе (ЗиО). Борис Михай­ло­вич Шол­ко­вич был назна­чен глав­ным кон­струк­то­ром ЗиО. За корот­кий срок под его руко­вод­ством была про­де­лана боль­шая работа по раз­ра­ботке чер­те­жей новых видов про­дук­ции, отно­ся­щейся к кот­ло­стро­е­нию и неф­тя­ному обо­ру­до­ва­нию, что дало воз­мож­ность заводу при­сту­пить к выпуску этой про­дук­ции. В то же время он пре­по­да­вал в Мос­ков­ском Выс­шем Тех­ни­че­ском учи­лище им. Н.Э. Бау­мана.

За боль­шой лич­ный вклад в раз­ви­тие кот­ло­стро­е­ния в период его работы на Подоль­ском маши­но­стро­и­тель­ном заводе Б.М. Шол­ко­вич был награж­ден орде­ном «Знак Почета».

28 января 1946 года Поста­нов­ле­нием Совета Народ­ных Комис­са­ров СССР было пред­пи­сано создать при Подоль­ском маши­но­стро­и­тель­ном заводе «Осо­бое кон­струк­тор­ское бюро по кон­струк­циям гид­ро­па­ро­прес­со­вого обо­ру­до­ва­ния» (сокра­щенно ОКБ «Гид­ро­пресс»). Воз­можно, про­со­чив­ше­еся от аме­ри­кан­цев назва­ние «ура­но­вый котел» при­вело к тому, что к созда­нию неиз­ве­дан­ного устрой­ства для про­из­вод­ства ядер­ного горю­чего при­влекли опыт­ных котель­щи­ков. Руко­вод­ство страны учло, что в то время наи­бо­лее ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные кадры котель­щи­ков были сосре­до­то­чены на подоль­ском заводе, где ока­за­лись инже­неры Цен­траль­ного кот­ло­тур­бин­ного инсти­тута, Ленин­град­ского Метал­ли­че­ского завода, Таган­рог­ского котель­ного завода. Видимо, ска­за­лась также и бли­зость Подоль­ска к Москве. В даль­ней­шем ОКБ «Гид­ро­пресс» было пере­име­но­вано в Опыт­ное кон­струк­тор­ское бюро «Гид­ро­пресс».

1 фев­раля 1946 года началь­ни­ком и глав­ным кон­струк­то­ром ОКБ «Гид­ро­пресс» был назна­чен Борис Михай­ло­вич Шол­ко­вич. Тех­ни­че­ские и орга­ни­за­тор­ские спо­соб­но­сти поз­во­лили Б.М. Шол­ко­вичу собрать необ­хо­ди­мые кадры кон­струк­то­ров и экс­пе­ри­мен­та­то­ров для про­ек­ти­ро­ва­ния объ­ек­тов атом­ной тех­ники. Пер­вый кол­лек­тив ОКБ состоял всего из 18 чело­век и рас­по­ла­гался в малень­ком 2-этаж­ном зда­нии на 2 этаже в четы­рех неболь­ших ком­на­тах. В одной из этих ком­нат раз­ме­щался глав­ный кон­струк­тор Б.М. Шол­ко­вич, а в остав­шихся – осталь­ные сотруд­ники кон­струк­тор­ского бюро.

В 1946-1947 гг. по тех­ни­че­скому зада­нию Лабо­ра­то­рии № 2 (ЛИП АН) ОКБ «Гид­ро­пресс» при­сту­пило к раз­ра­ботке про­екта про­мыш­лен­ного уран-гра­фи­то­вого реак­тора для нара­ботки плу­то­ния по аме­ри­кан­ской схеме (гори­зон­таль­ное раз­ме­ще­ние кана­лов в актив­ной зоне реак­тора). Зада­ние было сфор­му­ли­ро­вано так, что сотруд­ники даже не были прямо про­ин­фор­ми­ро­ваны о том, что именно они создают. Парал­лельно в ука­зан­ной работе при­ни­мали уча­стие три орга­ни­за­ции: научно-иссле­до­ва­тель­ский инсти­тут хими­че­ского маши­но­стро­е­ния под руко­вод­ством Н.А. Дол­ле­жаля, ОКБ «Гид­ро­пресс» под руко­вод­ством Б.М. Шол­ко­вича и государ­ствен­ный про­ект­ный инсти­тут № 11 Пер­вого глав­ного управ­ле­ния при Совете Мини­стров СССР. Для постройки пер­вого про­мыш­лен­ного уран-гра­фи­то­вого реак­тора для завода № 817 был выбран вари­ант про­екта НИИхиммаша под руко­вод­ством Н.А. Дол­ле­жаля с вер­ти­каль­ной схе­мой раз­ме­ще­ния кана­лов.

Пер­вые «иссле­до­ва­тель­ские уста­новки» ОКБ раз­ме­ща­лись прямо на кон­тор­ских сто­лах, а один из экс­пе­ри­мен­тов про­во­дили в трех­лит­ро­вой банке с водо­про­вод­ной водой. «Стенд» иссле­до­ва­ния теп­ло­пе­ре­дачи стоял в кори­доре. В ско­ром вре­мени появи­лось отдель­ное стен­до­вое поме­ще­ние в зда­нии демон­ти­ро­ван­ной транс­фор­ма­тор­ной под­стан­ции у куз­неч­ного цеха. Туда под­вели воду и пар от завод­ской котель­ной и создали гид­рав­ли­че­ский стенд с двумя цен­тро­беж­ными насо­сами и баком запаса воды. Впо­след­ствии здесь про­хо­дили испы­та­ния семит­руб­ной модели испа­ри­теля низ­кого дав­ле­ния и дру­гого теп­ло­об­мен­ного обо­ру­до­ва­ния для тяже­ло­вод­ных реак­то­ров. Испы­ты­ва­лась также модель уста­новки для транс­пор­ти­ровки облу­чен­ных ура­но­вых бло­ков на заво­дах по пере­ра­ботке урана.

Под руко­вод­ством Б.М. Шол­ко­вича для лабо­ра­то­рии № 3 (ИТЭФ) была раз­ра­бо­тана кон­струк­ция пер­вого опыт­ного тяже­ло­вод­ного реак­тора, изго­тов­лено обо­ру­до­ва­ние и про­из­ве­ден его мон­таж. Работа над его созда­нием была про­ве­дена в рекордно корот­кие сроки: в 1947 году было начато про­ек­ти­ро­ва­ние реак­тора, в 1948 году реак­тор был построен, а в апреле 1949 года на реак­торе был про­ве­ден пер­вый экс­пе­ри­мент. На этом реак­торе руко­во­ди­тель лабо­ра­то­рии № 3 А.И. Али­ха­нов и его сотруд­ники про­вели важ­ные для про­ек­ти­ро­ва­ния и соору­же­ния дру­гих реак­то­ров изме­ре­ния ядерно-физи­че­ских кон­стант и нако­пили необ­хо­ди­мый опыт экс­плу­а­та­ции.

В то время далеко не все на ЗиО пони­мали (ска­зы­ва­лись усло­вия глу­бо­кой сек­рет­но­сти и наиме­но­ва­ние «Гид­ро­пресс») назна­че­ние новой орга­ни­за­ции и в меру воз­мож­но­сти в боль­шей или мень­шей сте­пени про­ти­во­дей­ство­вали ее раз­ви­тию. Борис Михай­ло­вич вынуж­ден был тра­тить силы и время на пре­одо­ле­ние этого сопро­тив­ле­ния.

В апреле 1950 года по ини­ци­а­тиве И.В. Кур­ча­това и А.П. Алек­сан­дрова было при­нято реше­ние о стро­и­тель­стве на тер­ри­то­рии Лабо­ра­то­рии № 2 АН СССР мало­га­ба­рит­ного иссле­до­ва­тель­ского реак­тора МР мощ­но­стью 10 МВт. Про­ект такого реак­тора был выпол­нен ОКБ «Гид­ро­пресс», а его соору­же­ние в ком­плексе с «горя­чей» мате­ри­а­ло­вед­че­ской лабо­ра­то­рией было осу­ществ­лено под руко­вод­ством В.В. Гон­ча­рова. Это была пер­вая в СССР уни­каль­ная ком­плекс­ная экс­пе­ри­мен­таль­ная база в обла­сти ради­а­ци­он­ного мате­ри­а­ло­ве­де­ния. Впер­вые в мире в реак­торе МР, кото­рый был запу­щен в 1952 году, т.е. в очень корот­кий срок, были преду­смот­рены испы­та­тель­ные каналы, име­ю­щие инди­ви­ду­аль­ные кон­туры охла­жде­ния с раз­ными теп­ло­но­си­те­лями. Плот­ность потока ней­тро­нов в реак­торе дости­гала 1,8∙1014 нейтр/см2∙с. Ана­ло­гов этому реак­тору в мире в тот период не было.

В 1946-1953 гг. ОКБ «Гид­ро­пресс» под руко­вод­ством Б.М. Шол­ко­вича раз­ра­бо­тало спе­ци­аль­ные иссле­до­ва­тель­ские реак­торы, теп­ло­об­мен­ное обо­ру­до­ва­ние для про­мыш­лен­ных реак­то­ров, выра­ба­ты­вав­ших ору­жей­ный плу­то­ний, обо­ру­до­ва­ние для пер­вой в мире атом­ной элек­тро­стан­ции в г. Обнин­ске. За лич­ный вклад в выпол­не­ние ука­зан­ных работ Б.М. Шол­ко­вич был награж­ден орде­ном Тру­до­вого Крас­ного Зна­мени.

В 1953 году Б.М. Шол­ко­вич был удо­стоен почет­ного зва­ния лау­ре­ата Ста­лин­ской пре­мии 2-й сте­пени за раз­ра­ботку про­екта и соору­же­ние опыт­ного теп­ло­об­мен­ника для реак­тора № 7 (ОК-180) ком­би­ната № 817.

Борис Михай­ло­вич был глу­боко интел­ли­гент­ным чело­ве­ком. Импо­зант­ный свет­ский чело­век, хорошо обра­зо­ван­ный, эру­ди­ро­ван­ный, он выгодно отли­чался от мно­гих руко­во­ди­те­лей высо­кого ранга, с кото­рыми ему при­хо­ди­лось общаться, – хоть и умных, но гру­бых матер­щин­ни­ков, недо­ста­точно ком­пе­тент­ных пар­тий­ных выдви­жен­цев. Вслед­ствие его оба­я­ния эти руко­во­ди­тели мно­гое ему про­щали, вклю­чая его посто­ян­ные опоз­да­ния на засе­да­ния в Пер­вом Глав­ном управ­ле­нии, в кото­рых участ­во­вали мини­стры и дру­гие руко­во­ди­тели выс­ших ран­гов. Мило улы­ба­ясь, он, не затруд­няя себя, все­гда давал одно и то же объ­яс­не­ние: «По дороге машина испор­ти­лась», кото­рое вызы­вало без­злоб­ный смех участ­ни­ков.

Поста­нов­ле­нием Совета Мини­стров СССР от 12 сен­тября 1952 года, под­пи­сан­ным И.В. Ста­ли­ным, были опре­де­лены два основ­ных направ­ле­ния раз­ви­тия кора­бель­ной энер­ге­тики: пер­вый вари­ант ЯППУ – с реак­то­ром водо-водя­ного типа, вто­рой вари­ант ЯППУ – с реак­то­ром с жид­ко­ме­тал­ли­че­ским теп­ло­но­си­те­лем сви­нец-вис­мут. Общее руко­вод­ство про­ек­тами осу­ществ­лял ака­де­мик А.П. Алек­сан­дров, он же вел науч­ное руко­вод­ство водо-водя­ным направ­ле­нием. Науч­ным руко­во­ди­те­лем жид­ко­ме­тал­ли­че­ского направ­ле­ния был ака­де­мик АН Укра­ин­ской ССР А.И. Лей­пун­ский. Основ­ным раз­ра­бот­чи­ком ядер­ной энер­ге­ти­че­ской уста­новки жид­ко­ме­тал­ли­че­ского направ­ле­ния было избрано опыт­ное кон­струк­тор­ское бюро «Гид­ро­пресс».

В 1953 году Б.М. Шол­ко­вич был осво­бож­ден от долж­но­сти началь­ника ОКБ «Гид­ро­пресс», остав­шись в долж­но­сти глав­ного кон­струк­тора.

В 1953-1959 гг. Б.М. Шол­ко­вич руко­во­дил созда­нием пер­вой оте­че­ствен­ной ядер­ной паро­про­из­во­дя­щей энер­ге­ти­че­ской уста­новки с жид­ко­ме­тал­ли­че­ским теп­ло­но­си­те­лем сви­нец-вис­мут для стенда 27/ВТ и опыт­ной атом­ной под­вод­ной лодки про­екта 645. Ядер­ная энер­ге­ти­че­ская уста­новка стенда 27/ВТ – назем­ный про­то­тип энер­ге­ти­че­ской уста­новки АПЛ про­екта 645. Стенд был соору­жен в ФЭИ в г. Обнин­ске (ГНЦ ФЭИ им. акад. А.И. Лей­пун­ского). Б.М. Шол­ко­вич осу­ществ­лял непо­сред­ствен­ное руко­вод­ство про­ект­ным сопро­вож­де­нием и автор­ским над­зо­ром над изго­тов­ле­нием основ­ного обо­ру­до­ва­ния для стен­до­вой и кора­бель­ной энер­ге­ти­че­ских уста­но­вок на Подоль­ском маши­но­стро­и­тель­ном заводе им. С. Орджо­ни­кидзе и их мон­та­жом в 1956-1960 гг. на стенде 27/ВТ в г. Обнин­ске, и в отсе­ках под­вод­ной лодки на Севе­ро­двин­ском судо­стро­и­тель­ном заводе в I960-1964 гг.

Как глав­ный кон­струк­тор энер­ге­ти­че­ской уста­новки стенда 27/ВТ Б.М. Шол­ко­вич руко­во­дил пус­ко­на­ла­доч­ными рабо­тами и экс­плу­а­та­цией стенда в пер­вые годы его функ­ци­о­ни­ро­ва­ния. В 1961 году ком­плекс работ по реа­ли­за­ции идей созда­ния ядер­ных уста­но­вок с ЖМТ, в том числе и за созда­ние стенда 27/ВТ, был удо­стоен Ленин­ской пре­мии. Среди ее лау­ре­а­тов был Глав­ный кон­струк­тор ОКБ «Гид­ро­пресс» Б.М. Шол­ко­вич.

Под­вод­ная лодка К-27 про­екта 645 (завод­ской № 601) была зало­жена 15 мая 1958 года на 3-ста­пель­ном месте в цехе-верфи № 42 Севе­ро­двин­ского судо­стро­и­тель­ного завода. Спу­щена на воду 1 апреля 1962 года. Ком­плекс­ные швар­тов­ные испы­та­ния (КШИ) были про­ве­дены в период с 10 по 28 января 1963 года, а КШИ с про­вер­кой системы оби­та­е­мо­сти и жиз­не­обес­пе­че­ния лич­ного состава – с 10 января по 28 фев­раля того же года. Ходо­вые испы­та­ния про­шли с 29 июня по 30 октября 1963 года.

Б.М. Шол­ко­вич непо­сред­ственно участ­во­вал в пус­ко­на­ла­доч­ных рабо­тах, швар­тов­ных и государ­ствен­ных испы­та­ниях пер­вой оте­че­ствен­ной атом­ной под­вод­ной лодки пр. 645 с ЯППУ ВТ-1 с ЖМТ сви­нец-вис­мут. Был чле­ном пра­ви­тель­ствен­ной комис­сии, кото­рая про­во­дила ходо­вые сов­мест­ные испы­та­ния АПЛ, и заме­сти­те­лем пред­се­да­теля энер­ге­ти­че­ской сек­ции, под руко­вод­ством кото­рой были осу­ществ­лены ком­плекс­ные швар­тов­ные испы­та­ния (КШИ) ядер­ной энер­ге­ти­че­ской уста­новки под­вод­ной лодки с про­вер­кой режима оби­та­е­мо­сти.

Б.М. Шол­ко­вич был авто­ром ряда изоб­ре­те­ний и печат­ных тру­дов.

В 1964 году Б.М. Шол­ко­вич вышел на пен­сию по воз­расту как пен­си­о­нер союз­ного зна­че­ния.

Борис Михай­ло­вич Шол­ко­вич умер 29 октября 1965 года.