ГлавнаяПерсоналии → Сапрыкин В. А.

Сапрыкин Василий Андреевич(1890—1964)

стро­и­тель, руко­во­ди­тель стро­и­тель­ства объ­ек­тов ядер­ной отрасли; инже­нер-пол­ков­ник. Член Ака­де­мии стро­и­тель­ства и архи­тек­туры СССР (1957). Герой Соци­а­ли­сти­че­ского Труда (1949).

Васи­лий Андре­евич Сапры­кин родился 10 (22) марта 1890 года в ста­нице При­шиб­ской Тер­ской губер­нии, ныне город Май­ский Кабар­дино-Бал­ка­рии, в кре­стьян­ской семье.

В 1915 году Васи­лий Андре­евич окон­чил Пет­ро­град­ский инсти­тут инже­не­ров путей сооб­ще­ния, полу­чил спе­ци­аль­ность инже­нера-стро­и­теля путей сооб­ще­ния. Тру­до­вую дея­тель­ность начал ещё в 1913 году тех­ни­ком строй­у­частка управ­ле­ния стро­и­тель­ства желез­ной дороги Чер­но­мор­ского побе­ре­жья (Сухуми). Во время пер­вой миро­вой войны в бое­вых дей­ствиях не участ­во­вал. В 1915—1917 гг. В.А. Сапры­кин рабо­тал про­ра­бом по стро­и­тель­ству мостов через реки в Вар­шав­ском округе, на участ­ках Орша—Могилев. В 1917—1918 гг. тру­дился началь­ни­ком 56-го дорожно-мосто­вого отряда управ­ле­ния работ Запад­ного фронта.

Сле­ду­ю­щие 10 лет его дея­тель­ность свя­зана с лес­ным хозяй­ством. В 1918—1919 гг. В.А. Сапры­кин — пред­се­да­тель гублес­кома Твер­ского Губ­сов­па­ро­ход­ства, 1919—1920 гг. — началь­ник Виль­нюс­ского лес­ного отдела Запад­ного округа путей сооб­ще­ния (г. Виль­нюс), 1920—1921 гг. — началь­ник Май­коп­ского рай­лескома Кав­рай­лескома ВСНХ (г. Май­коп). С 1921 года — заме­сти­тель началь­ника службы лесо­за­го­то­вок и топ­лив­ных ресур­сов Мос­ков­ско-Бело­рус­ско-Бал­тий­ской, Север­ной (с 1923 г.), Казан­ской (с 1924 г.) желез­ных дорог. В 1922 году В.А. Сапры­кин под­вер­гался аре­сту и след­ствию, но был оправ­дан.

В 1928 году В.А. Сапры­кин вер­нулся к полу­чен­ной в инсти­туте спе­ци­аль­но­сти стро­и­теля. В 1928—1931 гг. — началь­ник про­из­вод­ственно-тех­ни­че­ского отдела и глав­ный инже­нер Строй­т­ре­ста «Теп­ло­бе­тон». В 1931—1932 гг. — глав­ный инже­нер 3-го город­ского строй­т­ре­ста, г. Москва. С 1932 года он рабо­тает глав­ным инже­не­ром на раз­лич­ных круп­ных строй­ках страны: Дне­пров­ский метал­лур­ги­че­ского завода имени Ф.Э. Дзер­жин­ского (г. Дне­про­дзер­жинск), Маг­ни­то­гор­ск­с­троя (с 1934).

В 1935 году В.А. Сапры­кин был награж­дён орде­ном Тру­до­вого Крас­ного Зна­мени.

В 1938 году В.А. Сапры­кин был аре­сто­ван по контр­ре­во­лю­ци­он­ной ста­тье 57 п.7 и 11 УК РСФСР. При­го­во­рён к ссылке, до 1941 года отбы­вал нака­за­ние, рабо­тая глав­ным инже­не­ром стро­и­тель­ства № 203 НКВД СССР — стро­и­тель­ство Архан­гель­ского судо­стро­и­тель­ного завода в городе Моло­тов­ске (ныне Севе­ро­двинск). В 1941 году оправ­дан, даль­ней­шую службу про­хо­дил в орга­нах НКВД СССР. В 1942—1946 годах В.А. Сапры­кин — глав­ный инже­нер стро­и­тель­ства Челя­бин­ского метал­лур­ги­че­ского завода НКВД СССР: метал­лур­ги­че­ских пред­при­я­тий Южного Урала «Бакал­строй» и «Челяб­ме­тал­лург­строй».

В 1943 году В.А. Сапры­кину при­сво­ено зва­ние инже­нер-пол­ков­ник. В этом же году дея­тель­ность Васи­лия Андре­евича была отме­чена вто­рым орде­ном Крас­ного зна­мени.

В 1945 году его награж­дают орде­ном Ленина.

Когда в СССР встал вопрос о ско­рей­шем созда­нии соб­ствен­ного атом­ного ору­жия, именно В.А. Сапры­кину было пору­чено стать глав­ным инже­не­ром гран­ди­оз­ной стройки на Южном Урале, кото­рую пла­ни­ро­ва­лось завер­шить уже к 30-летию Октябрь­ской рево­лю­ции. Во вся­ком слу­чае, такую дату назвал И.В. Ста­лину глав­ный кура­тор атом­ного про­екта Л.П. Берия. Так, в 1946 году В.А. Сапры­кин стал глав­ным инже­не­ром стро­и­тель­ства № 859 МВД СССР (Челя­бинск-40). Это управ­ле­ние отве­чало за стро­и­тель­ство уни­каль­ного пред­при­я­тия по полу­че­нию дета­лей из плу­то­ния для пер­вой атом­ной бомбы — Завода № 817 (База-10, ПО «Маяк»). С уча­стием В.А. Сапры­кина выби­ра­лись пло­щадки для стро­и­тель­ства ком­би­ната и нового города. Стро­и­тель­ство пер­вого про­мыш­лен­ного реак­тора на объ­екте «А» было затруд­нено тем, что по сооб­ра­же­ниям сек­рет­но­сти про­ект­ная доку­мен­та­ция стро­и­те­лям посту­пала на отдель­ные эле­менты зда­ний, поме­ще­ний и кон­струк­ций. О целост­но­сти соору­жа­е­мого объ­екта они не имели прак­ти­че­ски даже пред­став­ле­ния. В таких усло­виях руко­во­ди­те­лям стройки надо было про­яв­лять недю­жин­ные спо­соб­но­сти для воз­ве­де­ния соору­же­ния.

Стройка начи­на­лась, когда на пло­щадке не име­лось ни одной про­ект­ной орга­ни­за­ции (они появи­лись позд­нее), а пра­ви­тель­ство тре­бо­вало срочно начать под­го­то­ви­тель­ные работы для стро­и­тель­ства глав­ных объ­ек­тов пром­пло­щадки и города. Инже­нер­ному кор­пусу стро­и­те­лей при­хо­ди­лось брать на себя ответ­ствен­ность всему в части соб­ствен­ного про­ек­ти­ро­ва­ния. Все желез­ные и авто­мо­биль­ные дороги, объ­екты энер­го­снаб­же­ния, жилые поселки, бетон­ные заводы, карьеры неруд­ных мате­ри­а­лов — все это про­ек­ти­ро­ва­лось соб­ствен­ными силами и утвер­жда­лось В.А. Сапры­ки­ным.

В про­цессе стро­и­тель­ства ком­би­ната В.А. Сапры­ки­ным были пред­ло­жены и внед­рены мно­гие новые методы работ: исполь­зо­ва­ние арма­туры как несу­щей кон­струк­ции при выпол­не­нии работ по моно­лит­ному бето­ни­ро­ва­нию «ста­кана» реак­тора, так назы­ва­е­мых армо­кар­ка­сов; при­ме­не­ние в каче­стве опа­лубки несъем­ных желе­зо­бе­тон­ных кон­струк­ций; был пред­ло­жен целый ком­плекс орга­ни­за­ци­онно-тех­ни­че­ских меро­при­я­тий, сокра­ща­ю­щих во мно­гом тяже­лую «тачеч­ную» подачу бетона к месту укладки; были внед­рены гото­вые арма­тур­ные сетки и кар­касы, замена «руч­ной вязки» на сварку и мно­гие дру­гие меро­при­я­тия.

По вос­по­ми­на­ниям совре­мен­ни­ков это был чело­век вну­ши­тель­ной и при­ят­ной внеш­но­сти, высо­кого роста, сохра­нив­ший, несмотря на свой уже немо­ло­дой воз­раст, под­тя­ну­тость и армей­скую выправку. У него было муже­ствен­ное, умное лицо, совсем седая голова, при­ят­ный тембр голоса. В его внеш­нем облике, в раз­го­вор­ной речи все­гда чув­ство­ва­лась внут­рен­няя интел­ли­гент­ность и бла­го­род­ство. Несмотря на свою высо­кую долж­ность и огром­ный авто­ри­тет в самых высо­ких сфе­рах, В.А. Сапры­кин этого нико­гда не под­чер­ки­вал и к под­чи­нен­ным отно­сился, как к рав­ным.

При соору­же­нии зда­ний и соору­же­ний ему пери­о­ди­че­ски при­хо­ди­лось решать слож­ные тех­ни­че­ские вопросы. Так, при стро­и­тель­стве пятого про­мыш­лен­ного рай­она (система водо­за­бора для охла­жде­ния реак­тора) был допу­щен брак. При соору­же­нии стен зда­ния в бетоне появи­лись каверны, через кото­рые в машин­ный зал и дру­гие поме­ще­ния посту­пала вода. В.А. Сапры­кин орга­ни­зо­вал сов­мест­ную работу цен­траль­ной лабо­ра­то­рии пред­при­я­тия и испол­ни­те­лей работ. В резуль­тате был создан рас­твор из про­мы­того круп­ного песка, быстро схва­ты­ва­ю­ще­гося цемента и жид­кого стекла. В резуль­тате объ­ект был при­ве­дён в тре­бу­е­мое состо­я­ние без кар­ди­наль­ных пере­де­лок.

19 июня 1948 года был выве­ден на про­ект­ную мощ­ность пер­вый в СССР уран-гра­фи­то­вый про­мыш­лен­ный реак­тор «А» («Аннушка»), 22 декабря 1948 года — вве­ден в экс­плу­а­та­цию радио­хи­ми­че­ский завод по выде­ле­нию ору­жей­ного плу­то­ния, а 26 фев­раля 1949 года — химико-метал­лур­ги­че­ское про­из­вод­ство.

В июнь 1949 года Завод 817 выдал необ­хо­ди­мое коли­че­ство плу­то­ния для изго­тов­ле­ния пер­вой атом­ной бомбы, кото­рая была испы­тана 29 авгу­ста 1949 года. Ука­зом Пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета СССР от 29 октября 1949 года «за исклю­чи­тель­ные заслуги перед госу­дар­ством при выпол­не­нии спе­ци­аль­ного зада­ния» инже­неру-пол­ков­нику Сапры­кину Васи­лию Андре­евичу при­сво­ено зва­ние Героя Соци­а­ли­сти­че­ского Труда с вру­че­нием ордена Ленина и золо­той медали «Серп и Молот».

В.А. Сапры­кин про­дол­жил рабо­тать в городе Озёр­ске, руко­во­дил его стро­и­тель­ством вплоть до 1950 года. Он зани­мался воз­ве­де­нием ёмко­стей для отра­бо­тан­ного ядер­ного топ­лива, а также инспек­ти­ро­вал стро­и­тель­ство. В то время проч­ность стро­я­щихся хра­ни­лищ счи­та­лась запре­дельно высо­кой, однако Кыштым­ская ава­рия, в резуль­тате кото­рой взры­ва­лась одна из этих ёмко­стей, пока­зала, что это не так.

В июне 1951 года В.А. Сапры­кин был пере­ве­дён в рас­по­ря­же­ние гене­рал-май­ора Маль­цева на стро­и­тель­ство № 565 МВД СССР (созда­ние системы ПВО Москвы) на долж­ность глав­ного инже­нера. Позже его пере­вели в Москву на долж­ность заме­сти­теля началь­ника Гла­вспец­строя.

В ноябре 1953 года В.А. Сапры­кин уво­лен из МВД по болезни.

После уволь­не­ния из МВД он рабо­тал началь­ни­ком стро­и­тель­ства высот­ных зда­ний в Москве. В 1956 году его назна­чают заме­сти­те­лем пред­се­да­теля тех­ни­че­ского совета Гос­строя СССР. С 1957 года В.А. Сапры­кин — заме­сти­тель дирек­тора Научно-иссле­до­ва­тель­ского инсти­тута орга­ни­за­ции и меха­ни­за­ции стро­и­тель­ства Ака­де­мии стро­и­тель­ства и архи­тек­туры СССР.

Дей­стви­тель­ный член Ака­де­мии стро­и­тель­ства и архи­тек­туры СССР (1957 г.).

Награж­ден двумя орде­нами Ленина (1945 г., 1949 г.), двумя орде­нами Тру­до­вого Крас­ного Зна­мени (1935 г., 1943 г.), меда­лями.

Васи­лий Андре­евич Сапры­кин скон­чался в 1964 году. Похо­ро­нен в Москве на Ново­де­ви­чьем клад­бище.

Его име­нем названа улица в городе Озер­ске.