Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Персоналии /

Пичугин Александр Васильевич

инже­нер-стро­и­тель. В 1954—1966 — в стро­и­тель­ных орга­ни­за­циях атом­ной промыш­лен­но­сти Крас­но­яр­ского края; в 1966—1979 гг. — началь­ник Южно-Уральского управ­ле­ния стро­и­тельства (г. Озёрск). Герой Соци­а­ли­сти­че­ского Труда (1971). Лау­реат премии Совета Мини­стров СССР (1974).
Пичугин Александр Васильевич

Биография

Алек­сандр Васи­лье­вич Пичугин родился 18 октября 1927 года в д. Коло­бро­дово (район­ный центр Петушки Вла­ди­мир­ской обла­сти) в кре­стьян­ской семье. Школы в род­ной деревне не было, поэтому началь­ное обра­зо­ва­ние ему при­ш­лось полу­чать в сосед­ней деревне, а в старших клас­сах — учиться в дру­гой. Здесь нача­лась и «стро­и­тель­ная» биография Саши, кото­рый решил вос­ста­но­вить хозяйствен­ную постройку, что при­мыкала к дому. Он нашел под­хо­дящие доски, гвозди, и когда же все полу­чи­лось, понял, что может сде­лать все сво­ими руками.

С нача­лом войны А. В. Пичугин наравне со взрос­лыми рабо­тал на стро­и­тельстве дорог, а в 1942 году поступил в школу ФЗО на заводе «Кар­бо­лит» в г. Оре­хово-Зуево, где полу­чил про­фес­сию сле­саря. С 1943 по август 1945 гг. он рабо­тал в мастер­ских, где­занимался ремон­том авто­машин и трак­то­ров, в том числе и для фронта.

После войны А. В. Пичугин поступил в стро­и­тель­ный тех­ни­кум в г. Дмит­рове Мос­ков­ской обла­сти, кото­рый в 1949 году окон­чил с отли­чием. Как отлич­ник был при­нят без экза­ме­нов в Мос­ков­ский инже­нерно-стро­и­тель­ный инсти­тут, кото­рый, также с отли­чием, окон­чил в 1954 году. По рас­пре­де­ле­нию А. В. Пичугин был направ­лен в г. Крас­но­ярск-26 (ныне Желез­ногорск), где шло стро­и­тельство под­зем­ного ком­би­ната № 815 (будущий Горно-хими­че­ский ком­би­нат), комплекса по про­из­вод­ству оружей­ного плу­то­ния. Сек­рет­ный комплекс и закрытый город при нём стро­или под­раз­де­ле­ния Мино­бо­роны, МВД и заклю­чён­ные ГУЛАГ. Здесь нача­лась его пяти­де­ся­ти­лет­няя тру­до­вая биография, свя­зан­ная с атом­ной отрас­лью.

В отрогах Саян­ских гор на большой глу­бине про­би­ва­лись тон­нели и залы, в кото­рых тут же начи­нался мон­таж про­из­вод­ствен­ных мощ­но­стей горно-хими­че­ского ком­би­ната. Он был размещён под зем­лёй (в мас­сиве горы) на глу­бине до 200-300 м, под­зем­ные помеще­ния ком­би­ната достигали высоты 55 м. Система про­из­вод­ствен­ных и транспорт­ных тон­не­лей ГХК была сопо­ста­вима с мос­ков­ским метро.

Конечно, перед при­ез­дом семью Пичуги­ных, а на стройку он при­е­хал с моло­дой женой, тща­тельно про­ве­ряли, но к их биографиям при­драться было трудно. Посе­лили их в бараке, в кото­ром они про­жили пол­тора года. А. В. Пичугина назна­чили про­ра­бом, и он начал стро­ить жилье, Горно-хими­че­ский ком­би­нат, испыта­тель­ный стенд для ракет­ных двига­те­лей и другие объекты.

Основ­ной кон­тингент стро­и­те­лей состав­ляли осуж­ден­ные. Их длин­ные и серые колонны шли на работу с пла­ка­том: «Запомни эту пару строк: рабо­тай так, чтоб сни­зить срок!». Однако их жизнь сильно отли­ча­лась от лагер­ной: кормили вполне сносно, давали спец­одежду, ква­лифици­ро­ван­ным было медоб­служи­ва­ние. За удар­ный труд поощ­ряли сниже­нием сро­ков, так что уго­лов­ники тру­ди­лись с таким энту­зи­азмом и давали такую выра­ботку, кото­рую не смогли в после­дующем пере­крыть ника­кие бригады комму­ни­сти­че­ского труда. К концу 50-х годов нача­лось сокраще­ние исполь­зо­ва­ния труда осуж­ден­ных на стройке, а потом их заме­нили воен­ные стро­и­тели, кото­рые тру­ди­лись не менее ударно.

У А. В. Пичугина, как он счи­тал, была инте­рес­ная работа, на кото­рой деле­ния суток на день и ночь не суще­ство­вало, все силы отда­ва­лись ей без остатка.

Снабже­ние сотруд­ни­ков ком­би­ната было очень хорошее, по тало­нам — лишь неко­то­рые товары. В городе про­жи­вало моло­дое по сво­ему составу насе­ле­ние — сред­ний воз­раст состав­лял 35–40 лет, много детей. Рабо­тавшие в закрытом городе дорожили своей рабо­той и при­лич­ными льго­тами, поэтому нару­ше­ния тех­ники без­опас­но­сти, пьян­ство на про­из­вод­стве и другие пороки, свойствен­ные иным кол­лек­ти­вам на строй­ках, были чрез­вы­чайно редки.

Неве­ро­ят­ная слож­ность работы в под­зем­ных усло­виях поз­во­лила А. В. Пичугину за шесть лет пройти хорошую школу стро­и­тель­ного дела. Он при­нимал актив­ное уча­стие в стро­и­тельстве атом­ных реак­то­ров и других про­из­водств в слож­ных под­зем­ных усло­виях, дойдя до долж­но­сти заме­сти­теля глав­ного инже­нера стро­и­тельства.

В даль­нейшем А. В. Пичугин руко­во­дил раз­лич­ными строй­ками, и пер­вой из них стал Крас­но­ярск-45 (г. Зеле­ногорск), где стро­ился Элек­тро­хи­ми­че­ский завод. Здесь свою стро­и­тель­ную карьеру он начал глав­ным инже­не­ром, а закон­чил началь­ни­ком стро­и­тельства. Зеле­ногорск пре­вра­тился в круп­ный центр по про­из­вод­ству обогащен­ного урана, основу кото­рого состав­ляют четыре корпуса Элек­тро­хи­ми­че­ского завода по пол­тора километра дли­ной, воз­ве­де­нием кото­рых занимался А. В. Пичугин. Там же ему при­ш­лось после воз­ве­де­ния пло­тины на реке Кан стро­ить ГРЭС…

Через шесть лет А. В. Пичугина пере­во­дят в Челя­бинск-40 (г. Озёрск), где он возглав­ляет Южно-Уральское управ­ле­ние стро­и­тельства (ЮУУС), и руко­во­дит им до 1979 года. Здесь рас­по­лагался один из самых круп­ных совет­ских объек­тов атом­ной промыш­лен­но­сти — завод № 817 (База-10, Про­из­вод­ствен­ное объеди­не­ние «Маяк»), на кото­ром был полу­чен пер­вый плу­то­ний для пер­вой совет­ской атом­ной бомбы. В Челя­бин­ске-40 Пичугин про­ра­бо­тал 13 лет. Именно при нем в городе была решена слож­нейшая про­блема лик­ви­дации бара­ков, в результате чего десятки тысяч людей полу­чили квар­тиры. При стро­и­тельстве были внед­рены новые серии домов, кото­рые и спу­стя много лет выгля­дели хорошо и были комфортны для жилья.

На ПО «Маяк» он руко­во­дил стро­и­тельством двух реак­то­ров — «Рус­лан» и «Люд­мила», нара­ба­ты­вающих сотни видов изо­топов, кото­рые поль­зуются спро­сом во всем мире.

За счет широ­кой спе­ци­а­ли­за­ции стро­и­тель­ного про­из­вод­ства, чет­кой цен­тра­ли­за­ции снабже­ния стройма­те­ри­а­лами и изде­ли­ями строго по графи­кам с внед­ре­нием повсе­местно высо­ко­про­из­во­ди­тель­ной меха­ни­за­ции А. В. Пичугину уда­ва­лось сда­вать объекты в экс­плу­а­тацию в более сжа­тые сроки. Необ­хо­димость наращи­ва­ния объемов стро­и­тельно-мон­таж­ных работ тре­бо­вала широ­кого внед­ре­ния панельно-блоч­ного стро­и­тельства. И выход был най­ден. Большой набор элемен­тов желе­зо­бе­тон­ных изде­лий и кон­струкций поз­во­лял с высо­кой про­из­во­ди­тель­но­стью мон­ти­ро­вать (соби­рать) зда­ния промыш­лен­ного, соци­ально-быто­вого и жилищ­ного назна­че­ния. Свое­времен­ный ввод объек­тов в экс­плу­а­тацию достигался, как пра­вило, путем повыше­ния ответ­ствен­но­сти испол­ни­те­лей за уско­рен­ную сдачу сооруже­ний под мон­таж тех­но­логи­че­ского обо­ру­до­ва­ния.

На всех этапах тру­до­вой дея­тель­но­сти А. В. Пичугин про­явил себя высоко эру­ди­ро­ван­ным и грамот­ным инже­не­ром, тре­бо­ва­тель­ным орга­ни­за­то­ром, умеющим направ­лять уси­лия много­чис­лен­ных кол­лек­ти­вов на реше­ние слож­нейших задач. В работе сосре­до­то­чи­вал основ­ное внима­ние на глав­ных и пер­спек­тив­ных вопро­сах. Эти его каче­ства во многом опре­де­ляли успеш­ное выпол­не­ние зада­ния пра­ви­тельства по стро­и­тельству объек­тов атом­ной отрасли и других мини­стерств, отно­сящихся к военно-промыш­лен­ному комплексу.

Большое внима­ние А. В. Пичугин уде­лял улучше­нию жилищно-быто­вых усло­вий сотруд­ни­ков, много занимался обще­ствен­ной работе, много­кратно изби­рался чле­ном област­ных и город­ских Сове­тов депу­та­тов тру­дящихся.

Осо­бое внима­ние А. В. Пичугин уде­лял стро­и­тельству объек­тов на селе и авто­до­рогам. Напри­мер, в район­ном цен­тре Аргаяш Челя­бин­ской обла­сти им был построен жилой квар­тал с Домом культуры, медицин­ским учи­лищем и адми­ни­стра­тив­ным зда­нием.

По сооб­раже­ниям сек­рет­но­сти сотруд­ни­ков завода № 817 несколько лет не отпус­кали в отпуска, а многим вообще было запрещено выезжать на Большую землю даже во время отпуска. Чтобы компен­си­ро­вать неудоб­ства, отпуск им опла­чи­вался в двой­ном размере. А. В. Пичугин решил эту про­блему: в Челя­бин­ске-40 пер­вым в системе мини­стер­ства он построил базы отдыха «Березки» и «Сол­неч­ная», на кото­рых одно­временно могли отдох­нуть пол­торы тысячи работ­ни­ков предпри­я­тия и чле­нов их семей. В живопис­ных местах на берегах озер воз­двигли лучший по тому времени на Южном Урале пио­нер­ский лагерь, кото­рый потом стал дет­ским сана­то­рием.

За успеш­ное выпол­не­ние пла­но­вых зада­ний и широ­кое внед­ре­ние новой тех­ники А. В. Пичугину Ука­зом Пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета СССР от 26 апреля 1971 года было при­сво­ено зва­ние Героя Соци­а­ли­сти­че­ского Труда с вру­че­нием ордена Ленина. А в 1974 году ему была при­суж­дена премия Совета Мини­стров СССР за успеш­ный ввод в экс­плу­а­тацию завода РТ-1 — уни­каль­ного промыш­лен­ного объекта по реге­не­рации облу­чен­ного ядер­ного топ­лива.

Авто­ри­тет А. В. Пичугина перешаг­нул далеко за гра­ницы атом­ной отрасли. Слова «со стройки Пичугина» служили про­пус­ком, паро­лем для радуш­ного при­ема пред­ста­ви­те­лей стройки заказ­чи­ками самых раз­лич­ных рангов. Про стро­и­тельство он знал все. Под­держи­вал все новое и пере­до­вое, посылал инже­не­ров на другие стройки за опытом. Уважал и поощ­рял всех, кто того заслужи­вал, вне зави­симо­сти от ранга: и рабо­чих, и ИТР. К нему все­гда можно было обра­титься по любому вопросу и рас­счи­ты­вать на помощь.

При пере­ез­дах на новое место А. В. Пичугин никогда не брал с собой свою команду. Разо­бравшись на месте в кад­рах, выде­лял людей опыт­ных, знающих, на них и опи­рался. Ста­рался в любом кол­лек­тиве создать эффек­тив­ную систему управ­ле­ния и кон­троля. Себя не щадил: рабо­чий день начи­нал с ран­него утра и закан­чи­вал позд­ним вече­ром, выход­ных, как пра­вило, не знал. Под­чи­нен­ные чаще видели его в телогрейке и сапогах, чем в костюме.

А. В. Пичугина в первую оче­редь направ­ляли туда, где сры­ва­лись сроки ввода важ­нейших для атом­ной отрасли и народ­ного хозяйства промыш­лен­ных комплек­сов, где тре­бо­вался про­рыв. Так было в Казах­стане, где Мин­сред­маш по реше­нию пра­ви­тельства строил стра­теги­че­ский ракет­ный комплекс в Держа­винке, в 60-70 км от нынеш­ней сто­лицы Казах­стана Астаны. Министр Е. П. Слав­ский снял с работы началь­ника стро­и­тельства, гене­рал-майора и назна­чил А. В. Пичугина, отдав ему в под­чи­не­ние восемь пол­ков по 2,5 тысячи чело­век. А. В. Пичугин сразу уво­лил всех без­дель­ни­ков и пья­ниц и взялся на наве­де­ние порядка на базе, куда при­хо­дили желе­зо­бе­тон­ные изде­лия для «точек» и жилых домов. Она была зава­лена настолько, что никто не знал, что и где лежит, больше похо­дила на свалку. А. В. Пичугин создал спе­ци­аль­ную бригаду, снаб­див ее авто­транспор­том и кра­нами, и в тече­ние двух месяцев, рабо­тая прак­ти­че­ски без выход­ных, при­вел базу в поря­док. Постепенно стройка вошла в график, все «точки», районы и положен­ное жилье были сданы Госу­дар­ствен­ной комис­сии. Это была большая победа.

А. В. Пичугин руко­во­дил строй­ками в Зла­то­усте-36 (г. Трёхгор­ный, При­бо­ро­стро­и­тель­ный завод), Перми, где строил авиаци­он­ный завод и комплекс испыта­тель­ных стен­дов двига­те­лей для авиации и раке­то­стро­е­ния, Челя­бин­ске-70 (г. Снежинск, НИИ 1011, РФЯЦ-ВНИ­ИТФ), Ангар­ске (неф­те­хи­ми­че­ский ком­би­нат) и др. Возглав­ля­емые им стро­и­тель­ные кол­лек­тивы насчи­ты­вали 30-40 тысяч чело­век. И везде, где при­хо­ди­лось рабо­тать А. В. Пичугину, о нем вспоми­нают как о доб­ром и внима­тель­ном чело­веке, муд­ром руко­во­ди­теле и отлич­ном орга­ни­за­торе про­из­вод­ства.

С 1979 года А. В. Пичугин начал руко­во­дить стро­и­тельством другого круп­нейшего объекта отрасли — Зимин­ского хими­че­ского ком­би­ната (Иркут­ская область). По заверше­нии работ был пере­ве­ден заме­сти­те­лем дирек­тора по капи­таль­ному стро­и­тельству Серпу­хов­ского уско­ри­теля (г. Протвино, инсти­тут физики высо­ких энергий), затем назна­чен заме­сти­те­лем главы адми­ни­страции г. Серпу­хова.

С 1994 года А. В. Пичугин на пен­сии, с 1999 года про­жи­вал в Москве.

За высо­кое каче­ство стро­и­тельно-мон­таж­ных и отде­лоч­ных работ 20 объек­там соц­культ­быта, постро­ен­ных А. В. Пичуги­ным, при­суж­да­лись дипломы Гос­строя РСФСР. В 1967 году кол­лек­тиву ЮУУС вру­чено Памят­ное знамя Гос­строя РСФСР, в 1971 году — орден Тру­до­вого Крас­ного Знамени. За свою тру­до­вую дея­тель­ность А. В. Пичугин награж­ден орде­ном Ленина (1966 г.), Тру­до­вого Крас­ного Знамени (1962 г.), меда­лями. В 2001 году ему было при­сво­ено зва­ние «Почет­ный граж­да­нин города Озер­ска».

Алек­сандр Васи­лье­вич Пичугин скон­чался 25 декабря 2009 года. Похо­ро­нен в Москве на Тро­е­ку­ров­ском клад­бище.


Библиография‍3