ГлавнаяПерсоналии → Перегудов В.Н.

Перегудов Владимир Николаевич(1902—1967)

учё­ный, инже­нер-кон­струк­тор, кораб­ле­стро­и­тель, инже­нер-капи­тан 1-го ранга началь­ник и глав­ный кон­струк­тор Спе­ци­аль­ного кон­струк­тор­ского бюро № 143, Глав­ный кон­струк­тор пер­вых совет­ских атом­ных под­вод­ных лодок. Герой Соци­а­ли­сти­че­ского Труда (1959), лау­реат Государ­ствен­ной пре­мии СССР и Ленин­ской пре­мии

Вла­ди­мир Нико­ла­е­вич Пере­гу­дов родился в деревне Бала­ково (с 1913 года – город) Самар­ской губер­нии 28 июня 1902 года в кре­стьян­ской семье.

В годы граж­дан­ской войны В.Н. Пере­гу­дов запи­сался доб­ро­воль­цем в ком­со­моль­ский отряд осо­бого назна­че­ния, боролся с контр­ре­во­лю­ци­он­ными вос­ста­ни­ями, затем рабо­тал сек­ре­та­рем чрез­вы­чай­ной след­ствен­ной комис­сии в Бала­ково.

С 3 июля 1921 года В.Н. Пере­гу­дов слу­жит в рабоче-кре­стьян­ском Крас­ном флоте. В этом же году окан­чи­вает уско­рен­ные курсы под­го­товки тех­ни­ков команд­ного состава Балт­флота в Пет­ро­граде, в ноябре 1926 года – военно-мор­ское инже­нер­ное учи­лище им. Ф.Э. Дзер­жин­ского. В 1924 году в ста­тусе кур­санта учи­лища участ­во­вал на крей­сере «Аврора» в пер­вом даль­нем пере­ходе кораб­лей совет­ского флота – пла­ва­нии из Крон­штадта в Архан­гельск с захо­дами в нор­веж­ские порты.

В сен­тябре 1926 года В.Н. Пере­гу­дов полу­чает назна­че­ние на долж­ность кора­бель­ного инже­нера на лин­кор «Октябрь­ская рево­лю­ция». В ноябре 1926 года его вклю­чают в комис­сию по наблю­де­нию за построй­кой кораб­лей в Ленин­граде. В фев­рале сле­ду­ю­щего года В.Н. Пере­гу­дов направ­ляют на учебу в военно-мор­скую ака­де­мию РККФ, кото­рую он окан­чи­вает в 1930 году. Здесь под руко­вод­ством опыт­ных пре­по­да­ва­те­лей В.Н. Пере­гу­дов совер­шен­ство­вался в про­ек­ти­ро­ва­нии под­вод­ных лодок, а летом 1928 года про­хо­дил прак­тику на под­вод­ной лодке типа «Барс». По ито­гам защиты диплом­ной работы по теме «Эскад­рен­ная под­вод­ная лодка» ему при­сва­и­ва­ется ква­ли­фи­ка­ция инже­нер-кораб­ле­стро­и­тель.

В фев­рале 1930 года выпуск­ника ака­де­мии назна­чают стар­шим инже­не­ром пер­вой дистан­ции ава­рий­ных доков Крон­штадта, в авгу­сте этого же года – инже­не­ром сек­ции под­вод­ного пла­ва­ния Научно-тех­ни­че­ского коми­тета (НТК) Управ­ле­ния военно-мор­ских сил РККА.

В 1930-1931 гг. В.Н. Пере­гу­дов нахо­дится в коман­ди­ровке в Ита­лии, где участ­вует в созда­нии и испы­та­нии под­вод­ных лодок раз­ных про­ек­тов. Служба сво­дит его с заме­ча­тель­ными людьми, оста­вив­шими замет­ный след в исто­рии совет­ского под­вод­ного флота, в том числе с глав­ным кон­струк­то­ром лодок типа «К» М.А. Руд­ниц­ким. В лич­ном деле В.Н. Пере­гу­дова появ­ля­ется запись: «Осо­бая наклон­ность – кон­струк­тор­ская и иссле­до­ва­тель­ская работа. Явля­ется одним из веду­щих работ­ни­ков по под­вод­ному кораб­ле­стро­е­нию». В июле 1932 года В.Н. Пере­гу­дова назна­чают стар­шим инже­не­ром отдела про­ек­ти­ро­ва­ния под­вод­ных лодок в только что создан­ном после рас­фор­ми­ро­ва­ния НТК научно-иссле­до­ва­тель­скомй инсти­туте воен­ного кораб­ле­стро­е­ния Управ­ле­ния ВМС РККА.

В 1934 году его вновь отправ­ляют в коман­ди­ровку за рубеж, в Гер­ма­нию в спе­ци­аль­ное КБ фирмы «Деши­маг», зани­ма­ю­щейся про­ек­ти­ро­ва­нием под­вод­ных лодок IX серии, для выбора луч­шего про­екта сред­ней под­вод­ной лодки. В мае 1935 года В.Н. Пере­гу­дов воз­вра­ща­ется в НИИ воен­ного кораб­ле­стро­е­ния на долж­ность началь­ника сек­ции. В апреле 1936 года он ста­но­вится началь­ни­ком отдела про­ек­ти­ро­ва­ния под­вод­ных лодок.

В эти годы группа совет­ских кон­струк­то­ров под руко­вод­ством С. Тур­кова, друга дет­ства В.Н. Пере­гу­дова, вме­сте с ним при­шед­шим доб­ро­воль­цем на флот, зани­ма­лась про­ек­ти­ро­ва­нием под­вод­ной лодки типа «С». Вла­ди­мир Нико­ла­е­вич при про­ек­ти­ро­ва­нии голов­ного корабля этой серии воз­глав­лял кор­пус­ной сек­тор и внес немало инте­рес­ных кон­струк­тив­ных реше­ний. В 1937 году С. Тур­кова аре­сто­вали. Вызвали к сле­до­ва­телю и В.Н. Пере­гу­дова, тре­буя обли­че­ния «врага народа и пре­да­теля Тур­кова», однако он отка­зался под­пи­сы­вать что-либо, поро­ча­щее това­рища. В ноябре 1937 года аре­сто­вы­вают и самого В.Н. Пере­гу­дова. Нахо­дясь под пред­ва­ри­тель­ным след­ствием, он сидел в одной камере с буду­щим мар­ша­лом Совет­ского Союза и два­жды Героем Совет­ского Союза К.К. Рокос­сов­ским. 28 марта 1938 года его осво­бож­дают с фор­му­ли­ров­кой «за отсут­ствием вины», и В.Н. Пере­гу­дов воз­вра­ща­ется на работу в НИИ воен­ного кораб­ле­стро­е­ния (с 1939 года – ЦНИИ-45). Однако тюрьма и пытки серьезно под­ры­вают его здо­ро­вье.

15 января 1941 года В.Н. Пере­гу­дова назна­чают началь­ни­ком кор­пус­ного отдела Цен­траль­ного кон­струк­тор­ского бюро № 18 (ныне ЦКБ «Рубин). С 1943 года он – глав­ный кон­струк­тор сред­них дизель-элек­три­че­ских под­вод­ных лодок про­ек­тов 608 и 613 (послед­няя явля­лась раз­ви­тием про­екта 608 с уче­том опыта вто­рой миро­вой войны). Во время войны Вла­ди­мир Нико­ла­е­вич вме­сте ЦКБ-18 и с семьей нахо­дился в эва­ку­а­ции в г. Горь­ком.

В свою группу В.Н. Пере­гу­дов при­гла­сил спе­ци­а­ли­стов, с кото­рыми ранее рабо­тал и кото­рых знал как про­фес­сио­на­лов высо­кой ква­ли­фи­ка­ции. Как глав­ный кон­струк­тор, на началь­ных ста­диях про­ек­ти­ро­ва­ния, В.Н Пере­гу­дов внес боль­шой вклад в созда­ние пер­вой после­во­ен­ной под­вод­ной лодки сред­него водо­из­ме­ще­ния. В про­екте 613 реа­ли­зо­ван ряд важ­ных тех­ни­че­ских реше­ний, мно­гие из кото­рых нашли широ­кое при­ме­не­ние в после­ду­ю­щих после­во­ен­ных про­ек­тах под­вод­ных лодок. Среди них – уве­ли­че­ние вдвое глу­бины погру­же­ния, при­ме­не­ние новых более проч­ных марок кор­пус­ной стали, исполь­зо­ва­ние мощ­ных дви­га­те­лей для над­вод­ного хода с умень­ше­нием весо­га­ба­рит­ных пока­за­те­лей, осна­ще­ние корабля устрой­ством, обес­пе­чи­ва­ю­щим работу дизе­лей на пери­скоп­ной глу­бине, и мно­гие дру­гие про­грес­сив­ные реше­ния по кор­пусу, энер­ге­ти­че­ской уста­новке, систе­мам и устрой­ствам корабля.

В даль­ней­шем, под­вод­ная лодка про­екта 613 стала одной из самых мас­со­вых в исто­рии совет­ского под­вод­ного флота – было постро­ено 215 судов для оте­че­ствен­ного ВМФ и поста­вок за рубеж.

Дове­сти до конца свою работу по про­екту 613 Вла­ди­миру Нико­ла­е­вичу не пред­ста­ви­лось воз­мож­ным, так как в 1947 году он был вновь пере­ве­ден в ЦНИИ-45. Здесь он выпол­нил иссле­до­ва­ния дви­же­ния под­вод­ных лодок в вер­ти­каль­ной плос­ко­сти, устой­чи­во­сти формы цилин­дри­че­ских обо­ло­чек, про­ана­ли­зи­ро­вал при­чины ава­рий под­вод­ных лодок.

В апреле 1951 года В.Н Пере­гу­дов ста­но­вится заме­сти­те­лем дирек­тора ЦНИИ-45 по науч­ной работе.

9 сен­тября 1952 года в СССР с Поста­нов­ле­ния № 4098-1616 Совета Мини­стров СССР о про­ек­ти­ро­ва­нии и стро­и­тель­стве объ­екта № 627 нача­лась работа по созда­нию пер­вой совет­ской атом­ной под­вод­ной лодки, и В.Н. Пере­гу­дова назна­чают её глав­ным кон­струк­то­ром. До апреля 1953 года он сов­ме­щает работу над про­ек­том АПЛ с рабо­той заме­сти­теля дирек­тора ЦНИИ-45, по науке, однако затем он был осво­бож­ден от нее, чтобы пол­но­стью сосре­до­то­читься на про­екте АПЛ. Для этого созда­ется спе­ци­аль­ное кон­струк­тор­ское бюро (СКБ-143, с 1991 года – ЦКБ «Мала­хит»), наце­лен­ное на про­ек­ти­ро­ва­ние атом­ных под­вод­ных лодок. В.Н Пере­гу­дов – началь­ник и глав­ный кон­струк­тор СКБ-143.

Созда­ние под­вод­ного ато­мо­хода услож­ня­лось обста­нов­кой крайне высо­кой сек­рет­но­сти про­екта. Про­ек­танты атом­ной энер­ге­ти­че­ской уста­новки не имели пред­став­ле­ния, какую энер­ге­ти­че­скую уста­новку можно пред­ло­жить для под­вод­ной лодки, а про­ек­танты атом­ной под­вод­ной лодки, не имея дан­ных по энер­го­уста­новке и усло­виям ее экс­плу­а­та­ции на корабле, не могли про­ек­ти­ро­вать сам корабль. Чтобы про­ект раз­ви­вался, А.П. Алек­сан­дров, науч­ный руко­во­ди­тель работ по «объ­екту № 627» дого­во­рился с В.Н. Пере­гу­до­вым оста­вить под энер­го­уста­новку белое место на чер­теже, задав при этом вес энер­го­уста­новки, её центр тяже­сти, и выходы паро­про­во­дов.

В работе Вла­ди­миру Нико­ла­е­вичу Пере­гу­дову помо­гали целые кол­лек­тивы, десятки бле­стя­щих спе­ци­а­ли­стов, талант­ли­вых кон­струк­то­ров, орга­ни­за­то­ров про­из­вод­ства. Обсуж­да­лась кон­струк­ция бук­вально каж­дой детали буду­щего ато­мо­хода. Боль­шую дис­кус­сию вызвала форма носо­вой око­неч­но­сти корабля. У дизель­ных под­вод­ных лодок обводы кор­пуса были наце­лены на дости­же­ние наи­луч­шей море­ход­но­сти в над­вод­ном поло­же­нии. Для атом­ной лодки тре­бо­вался дру­гой под­ход, но на это надо было решиться. В.Н. Пере­гу­дов пред­ло­жил при­дать носо­вой око­неч­но­сти атом­ной под­вод­ной лодки кито­об­раз­ную форму, явля­ю­щу­юся опти­маль­ной для под­вод­ного пла­ва­ния. Такой нос поста­вил перед кон­струк­то­рами дру­гие вопросы, напри­мер, раз­ме­ще­ния тор­пед­ных аппа­ра­тов. Но в глав­ном В.Н. Пере­гу­дов ока­зался прав – АПЛ, прежде всего, пред­на­зна­чена для пла­ва­ния под водой с боль­шой ско­ро­стью.

Работа про­ек­ти­ров­щи­ков велась сума­сшед­шими тем­пами: уже 24 сен­тября 1955 года на судо­стро­и­тель­ном заводе № 402 состо­я­лась цере­мо­ния закладки ато­мо­хода, полу­чив­шего так­ти­че­ский номер К-3.

В авгу­сте 1957 года пер­вая АПЛ была спу­щена на воду. На ней нача­лись пуско-нала­доч­ные работы, плавно пере­шед­шие в швар­тов­ные испы­та­ния. 13-14 сен­тября того же года в реак­торы было загру­жено ядер­ное топ­ливо, после чего осу­ществ­лены их физи­че­ские пуски. 5 июня 1958 года под руко­вод­ством меж­ве­дом­ствен­ной комис­сии завер­ши­лись ком­плекс­ные швар­тов­ные испы­та­ния энер­го­уста­новки, а 1 декабря 1958 года – ходо­вые испы­та­ния, про­во­ди­мые под руко­вод­ством глав­ного кон­струк­тора, после чего АПЛ «К-3» была пере­дана флоту в опыт­ную экс­плу­а­та­цию.

Ука­зом пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета СССР от 23 июля 1959 года за заслуги в деле созда­ния спе­ци­аль­ной тех­ники Вла­ди­миру Нико­ла­е­вичу Пере­гу­дову при­сво­ено зва­ние Героя Соци­а­ли­сти­че­ского Труда с вру­че­нием ордена Ленина и золо­той медали «Серп и молот».

В даль­ней­шем в СКБ-143 под руко­вод­ством В.Н. Пере­гу­дова велись работы по про­ек­ти­ро­ва­нию атом­ных под­вод­ных лодок про­екта 645 – пер­вой АПЛ с реак­то­ром с жид­ко­ме­тал­ли­че­ским теп­ло­но­си­те­лем, про­екта 627А – АПЛ, воору­жен­ной кры­ла­тым само­ле­том-сна­ря­дом, 639 – пер­вой АПЛ с бал­ли­сти­че­скими раке­тами и др.

Однако годы напря­жен­ного труда не про­шли даром – в 1958 году В.Н. Пере­гу­дов тяжело забо­лел. Ска­за­лись и послед­ствия аре­ста. По состо­я­нию здо­ро­вья в 1958 году Вла­ди­мир Нико­ла­е­вич оста­вил долж­ность началь­ника СКБ-143, оста­ва­ясь его глав­ным кон­струк­то­ром. В 1960 году тяже­ло­боль­ной глав­ный кон­струк­тор, инже­нер-капи­тан 1-го ранга В.Н. Пере­гу­дов уво­лился в запас, про­дол­жая до 1965 года рабо­тать в СКБ веду­щим кон­струк­то­ром.

Он зани­мался и педа­го­ги­че­ской дея­тель­но­стью: читал лек­ции по про­ек­ти­ро­ва­нию под­вод­ных лодок в Военно-мор­ской ака­де­мии, военно-мор­ских учи­ли­щах и в Ленин­град­ском кораб­ле­стро­и­тель­ном инсти­туте.

В.Н. Пере­гу­дов отли­чался неве­ро­ят­ной ответ­ствен­но­стью за пору­чен­ное дело. Нико­гда он не пытался снять с себя ответ­ствен­ность и пере­ло­жить её на чужие плечи. Он обла­дал острой кон­струк­тор­ской инту­и­цией и при этом был начи­сто лишен высо­ко­ме­рия. Ред­кие часы досуга он пред­по­чи­тал про­во­дить на берегу озера за рыб­ной лов­лей.

Скон­чался В.Н. Пере­гу­дов 18 сен­тября 1967 года в Военно-мор­ском гос­пи­тале. Похо­ро­нен на Сера­фи­мов­ском клад­бище г. Санкт-Петер­бурга.

За свою дея­тель­ность инже­нер-капи­тан 1-го ранга Вла­ди­мир Нико­ла­е­вич Пере­гу­дов награж­ден двумя орде­нами Ленина (5.11.1946 г. и 23.07.1959 г.), двумя орде­нами Тру­до­вого Крас­ного Зна­мени (3.11.1944 г. и 26.02.1953 г.), двумя орде­нами Оте­че­ствен­ной войны II сте­пени, орде­ном Крас­ной Звезды (31.03.1944 г.), Золо­той меда­лью «Серп и Молот».

В целях уве­ко­ве­че­ния памяти выда­ю­ще­гося кораб­ле­стро­и­теля В.Н. Пере­гу­дова на зда­нии СПМБМ «Мала­хит» 23 декабря 1994 года уста­нов­лена мемо­ри­аль­ная доска, а в бюро – памят­ный стенд.

В 1983 году на «Сев­ма­ш­пред­при­я­тии» был открыт памят­ник пер­востро­и­те­лям родо­на­чаль­ницы совет­ского атом­ного под­вод­ного флота – атом­ной под­вод­ной лодки «К-3» «Ленин­ский ком­со­мол».

В честь осно­во­по­лож­ника оте­че­ствен­ного атом­ного под­вод­ного флота в 1998 году при­ка­зом Глав­кома ВМФ судну кон­троля физи­че­ских полей (Север­ный флот) было при­сво­ено имя «Вла­ди­мир Пере­гу­дов».

С 2006 года В.Н. Пере­гу­дов – почет­ный граж­да­нин г. Бала­ково.

В 2014 году име­нем В.Н. Пере­гу­дова названа банка в Барен­це­вом море.

Литература

Владимир Николаевич Перегудов
// Круглов А. К. Штаб Атомпрома. — М.: ЦНИИатоминфрорм, 1998. — С. 237. 
 
Мормуль Н. Г. «Туполев кораблестроения»
// Осипенко Л. Г. и др. Атомная подводная эпопея: подвиги, неудачи, катастрофы . — М. : «Боргес», 1994. — С. 14–21 и др. 
 
Балабин В.В. Главный Конструктор первого советского подводного атомохода
// Малоизвестные создатели боевых кораблей. – М., 1996. – С. 133–141. 
 
Поляков В. Н., Александров Ю. И., Шмаков Р. А.Владимир Николаевич Перегудов
// Военно-промышленная комиссия. 60 лет на страже Родины. — М. : Изд. дом «Оружие и технологии», 2017. — С. 963–966.