ГлавнаяПерсоналии → Николаев В. П.

Николаев Василий Петрович(1913—1970)

спе­ци­а­лист в обла­сти аэро­ди­на­мики и дина­мики полета атом­ных бомб. В атом­ном про­екте с 1945. Лау­реат Ста­лин­ской (1951, 1953), и Государ­ствен­ной пре­мий СССР (1967)

Васи­лий Пет­ро­вич Нико­лаев родился 10(23) апреля 1913 года в деревне Шело­мово Воло­год­ского рай­она Воло­год­ской обла­сти в семье кре­стья­нина-бед­няка. В семье было девять чело­век, земли три деся­тины, лошади не было. Мате­ри­аль­ные труд­но­сти семьи выну­дили Васи­лия c мало­лет­ства идти на поден­щину. Только в 1923 году при­сту­пил Васи­лий Нико­лаев к учебе. За три года сдал пол­ный курс началь­ной 4-лет­ней школы и в 1926-м был при­нят в школу-семи­летку № 3 в Вологде.

После окон­ча­ния семи­летки он посту­пил в школу № 1 II сту­пени, где учебу в 8-м и 9-м клас­сах при­шлось сов­ме­щать с рабо­той в школь­ных мастер­ских. По окон­ча­нии школы Васи­лий Нико­лаев рабо­тал на Воло­год­ском паро­во­зо­ва­го­но­ре­монт­ном заводе сна­чала чер­но­ра­бо­чим, затем сле­са­рем, одновре­менно учась на 4-м курсе вечер­него раб­фака.

Осе­нью 1932 года В.П. Нико­лаев стал сту­ден­том Мос­ков­ского авиа­ци­он­ного инсти­тута, но в январе 1933 года учебу при­шлось при­оста­но­вить: при­ка­зом по инсти­туту он был «уво­лен в отпуск до 01.09.1933 в связи с сокра­ще­нием кон­тин­гента уча­щихся». Во время вынуж­ден­ного отпуска он рабо­тал ответ­ствен­ным сек­ре­та­рем редак­ции газеты «Удар­ная бри­гада» в поселке Чеб­сара Воло­год­ской обла­сти. С 1 сен­тября 1933 года его учеба в МАИ воз­об­но­ви­лась, и в 1939 году моло­дой спе­ци­а­лист В.П. Нико­лаев полу­чил диплом с отли­чием с ква­ли­фи­ка­цией «инже­нер-меха­ник по само­ле­то­стро­е­нию». Еще учась в инсти­туте, он в 1938 году начал рабо­тать в Цен­траль­ном аэро­гид­ро­ди­на­ми­че­ском инсти­туте (ЦАГИ), туда же был направ­лен по рас­пре­де­ле­нию в каче­стве инже­нера-аэро­ди­на­мика.

Во время Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны В.П. Нико­лаев состоял в истре­би­тель­ном бата­льоне при ЦАГИ.

В ЦАГИ В.П. Нико­лаев про­ра­бо­тал в долж­но­стях стар­шего инже­нера, началь­ника отдела, началь­ника аэро­ди­на­ми­че­ской лабо­ра­то­рии до авгу­ста 1949 года. Поста­нов­ле­нием Совета Мини­стров СССР он был пере­ве­ден на работу в КБ-11 руко­во­ди­те­лем иссле­до­ва­тель­ской группы. Начав свой тру­до­вой путь в системе Пер­вого Глав­ного управ­ле­ния В.П. Нико­лаев стал участ­ни­ком созда­ния пер­вой совет­ской атом­ной бомбы РДС-1.

В.П. Нико­лаев при­ни­мал непо­сред­ствен­ное уча­стие в раз­ра­бот­ках опыт­ных изде­лий на всех эта­пах иссле­до­ва­ний: от лабо­ра­тор­ных до натур­ных. Под его руко­вод­ством был иссле­до­ван ряд вопро­сов ком­по­новки изде­лий, най­дены реше­ния по обес­пе­че­нию необ­хо­ди­мых харак­те­ри­стик кон­струк­ций.

Атом­ная авиа­бомба — это бал­ли­сти­че­ский объ­ект, кото­рый дол­жен пра­вильно лететь в цель и взо­рваться на задан­ной высоте (около 600 м) над целью. Для этого система авто­ма­тики (СА) авиа­бомбы должна на задан­ной высоте выдать испол­ни­тель­ную, «кри­ти­че­скую» команду, а за неко­то­рое время до этого — пред­ва­ри­тель­ную, пус­ко­вую, для взве­де­ния соот­вет­ству­ю­щих устройств. Кроме того, СА должна была иметь в своем составе предо­хра­ни­тель­ное устрой­ство (сту­пень предо­хра­не­ния), исклю­ча­ю­щее преж­девре­мен­ное, несанк­ци­о­ни­ро­ван­ное взве­де­ние СА при назем­ной под­го­товке авиа­бомбы и ее транс­пор­ти­ровке к точке сброса само­ле­том-носи­те­лем.

Спе­ци­а­ли­стами-аэро­ди­на­ми­ками КБ-11, в их числе и В.П. Нико­ла­е­вым, было пред­ло­жено для сня­тия сту­пени предо­хра­не­ния при­ме­нить мано­мет­ри­че­ский при­бор — дат­чик ско­рост­ного напора, дей­ству­ю­щего на авиа­бомбу только на тра­ек­то­рии паде­ния после ее отрыва от само­лета-носи­теля (в иных усло­виях ско­рост­ного напора про­сто физи­че­ски нет), а для фор­ми­ро­ва­ния пус­ко­вой и кри­ти­че­ской команд — баро­мет­ри­че­ские дат­чики высоты.

Для того, чтобы эти дат­чики рабо­тали пра­вильно, тре­бо­ва­лось изоб­ре­сти и раз­ра­бо­тать соот­вет­ству­ю­щие кон­струк­тив­ные устрой­ства — системы при­ема ско­рост­ного напора и атмо­сфер­ного дав­ле­ния. Изоб­ре­сти, потому что про­то­ти­пов подоб­ных систем не суще­ство­вало. Пра­виль­ные кон­струк­тив­ные реше­ния были най­дены, аэро­ди­на­ми­че­ская ком­по­новка кор­пуса авиа­бомбы, обес­пе­чи­ва­ю­щая пра­виль­ный полет ее и прием ско­рост­ного напора и ста­ти­че­ского дав­ле­ния, была раз­ра­бо­тана.

Для опре­де­ле­ния аэро­ди­на­ми­че­ских пара­мет­ров, необ­хо­ди­мых в бал­ли­сти­че­ских рас­че­тах, и харак­те­ри­стик систем при­ема дав­ле­ния тре­бо­ва­лось про­ве­де­ние аэро­ди­на­ми­че­ских испы­та­ний авиа­бомбы в аэро­ди­на­ми­че­ской трубе ЦАГИ. В.П. Нико­лаев, как выхо­дец из ЦАГИ, имев­ший там и авто­ри­тет, и важ­ные связи, сыг­рал суще­ствен­ную роль в орга­ни­за­ции и про­ве­де­нии этих испы­та­ний, при­чем в крайне сжа­тые сроки.

Про­ектно-кон­струк­тор­ские работы по созда­нию РДС-1 были успешно завер­шены, авиа­бомба была изго­тов­лена и успешно испы­тана. Сле­дом за РДС-1 были раз­ра­бо­таны и испы­таны еще несколько атом­ных авиа­бомб. Их актив­ные раз­ра­бот­чики и испы­та­тели полу­чили заслу­жен­ные пра­ви­тель­ствен­ные награды. В.П. Нико­лаев был два­жды удо­стоен зва­ния лау­ре­ата Ста­лин­ской пре­мии (1951 г. и 1953 г.), а также награж­ден орде­ном Тру­до­вого Крас­ного Зна­мени (1951 г.).

В 1955 году В.П. Нико­ла­ева пере­во­дят в НИИ-1011 (РФЯЦ-ВНИИТФ им. акад. Е.И. Заба­ба­хина) заме­сти­те­лем началь­ника кон­струк­тор­ского отде­ле­ния по науке. В момент обра­зо­ва­ния НИИ-1011 в штате отдела аэро­ди­на­мики было четыре чело­века: два инже­нера и два лабо­ранта. Этот штат сразу же стал попол­няться спе­ци­а­ли­стами, пере­во­див­ши­мися из дру­гих орга­ни­за­ций и вузов страны. Отде­лом под его руко­вод­ством были раз­ра­бо­таны аэро­ди­на­ми­че­ские ком­по­новки неуправ­ля­е­мых лета­тель­ных аппа­ра­тов (бомб), обес­пе­чи­ва­ю­щие наи­мень­шее аэро­ди­на­ми­че­ское сопро­тив­ле­ние и устой­чи­вость дви­же­ния в полете. Его идеи исполь­зо­ва­ния аэро­ме­ха­ни­че­ских изме­ри­тель­ных систем и дат­чи­ков были поло­жены в основу постро­е­ния системы авто­ма­тики для обес­пе­че­ния без­опас­но­сти изде­лий.

В 1958 году В.П. Нико­ла­еву без защиты дис­сер­та­ции была при­сво­ена уче­ная сте­пень кан­ди­дата тех­ни­че­ских наук, а в 1960 году Выс­шая атте­ста­ци­он­ная комис­сия утвер­дила его в уче­ном зва­нии стар­шего науч­ного сотруд­ника по спе­ци­аль­но­сти «аэро­ди­на­мика».

Мне­ние В.П. Нико­ла­ева было реша­ю­щим при выборе аэро­ди­на­ми­че­ских форм авиа­бомб, соот­вет­ству­ю­щих их кон­крет­ному пред­на­зна­че­нию, раз­ра­ботке систем при­ема дав­ле­ния, совер­шен­ство­ва­нии мето­дов бал­ли­сти­че­ских рас­че­тов. Так, для сверх­зву­ко­вой так­ти­че­ской авиа­бомбы под его руко­вод­ством была раз­ра­бо­тана удли­нен­ная, обте­ка­е­мая форма, бла­го­даря кото­рой под­ве­шен­ная под само­лет авиа­бомба не ухуд­шала его лет­ных харак­те­ри­стик, а для мор­ской авиа­бомбы был изоб­ре­тен кави­ти­ру­ю­щий наса­док, обес­пе­чи­ва­ю­щий устой­чи­вость дви­же­ния в воде и т. д.

Огром­ный объем аэро­ди­на­ми­че­ских иссле­до­ва­ний был про­ве­ден в НИИ-1011 при отра­ботке аэро­ди­на­ми­че­ской ком­по­новки изде­лия 202 — самой боль­шой в мире авиа­бомбы. В про­цессе раз­ра­ботки изде­лия 202 остро встал вопрос об оценке воз­дей­ствия пора­жа­ю­щих фак­то­ров ядер­ного взрыва (ПФЯВ) на само­лет-носи­тель и об обес­пе­че­нии его без­опас­но­сти. Мето­дика рас­чета воз­дей­ствия ПФЯВ на само­лет созда­ва­лась сов­местно спе­ци­а­ли­стами ЦАГИ и НИИ-1011. В каче­стве ответ­ствен­ных испол­ни­те­лей мето­дику утвер­дили ака­де­мик А.А. Дород­ни­цын, член-кор­ре­спон­дент АН СССР Л.А. Галин и В.П. Нико­лаев. По этой мето­дике и были про­ве­дены необ­хо­ди­мые рас­четы без­опас­ной дистан­ции между само­ле­том и точ­кой взрыва и необ­хо­ди­мых для ее обес­пе­че­ния пара­мет­ров пара­шют­ной системы.

Особо тща­тельно отра­ба­ты­ва­лась система задержки взрыва бомбы, исклю­ча­ю­щая его воз­мож­ность ранее дости­же­ния задан­ной высоты (около 4000 м). До этой высоты бомба должна была опус­каться на пара­шюте, кото­рый раз­ра­ба­ты­вали в НИЭИ пара­шютно-десант­ных систем. Пара­шют пред­став­лял собою систему, состо­я­щую из после­до­ва­тельно рас­кры­ва­ю­щихся пара­шю­тов: пер­вого — пло­ща­дью 0,5 кв. м, вто­рого — пло­ща­дью 5,5 кв. м, затем одновре­менно трёх — по 42 кв. м и, нако­нец, глав­ного — пло­ща­дью 1600 кв. м.

Опять же, важ­ную роль в работе играли его нала­жен­ные отно­ше­ния со спе­ци­а­ли­стами ЦАГИ. Бла­го­даря этому все работы для НИИ-1011 выпол­ня­лись очень опе­ра­тивно, если в кон­струк­цию модели или в про­грамму испы­та­ний тре­бо­ва­лось вне­сти изме­не­ния или дора­ботки, то это дела­лось бук­вально «с ходу».

За цикл работ по созда­нию спец­бо­е­при­па­сов в НИИ-1011 В.П. Нико­лаев был удо­стоен зва­ния лау­ре­ата Государ­ствен­ной пре­мии СССР (1967 г.), награж­ден орде­ном «Знак Почета» (1966 г.).

Васи­лий Пет­ро­вич был не только руко­во­ди­те­лем, но и доб­рым това­ри­щем, стар­шим и более опыт­ным, с кото­рым можно было и посо­ве­то­ваться, и про­сто пого­во­рить «за жизнь». И радо­стей зем­ных Васи­лий Пет­ро­вич не чуж­дался: любил музыку, сам играл на мно­гих музы­каль­ных инстру­мен­тах, под гар­мошку пел частушки соб­ствен­ного сочи­не­ния, любил поэ­зию, выра­зи­тельно декла­ми­ро­вал, писал стихи. Будучи в делах сугу­бым праг­ма­ти­ком, на досуге он любил и на отвле­чен­ные темы пофи­ло­соф­ство­вать. Он был общи­те­лен, при­вет­лив, и квар­тира его все­гда была открыта для дру­зей.

В 1968 году, став пер­со­наль­ным пен­си­о­не­ром, В.П. Нико­лаев вер­нулся в г. Жуков­ский Мос­ков­ской обл., где за Васи­лием Пет­ро­ви­чем была сохра­нена квар­тира, в кото­рой он жил, когда рабо­тал в ЦАГИ.

Васи­лий Пет­ро­вич Нико­лаев скон­чался в марте 1970 года.

Литература

Николаев Василий Петрович
// На орбитах памяти: об основателях и созидателях уральского ядерного центра. — 2009. — С. 476—482. 
 
Корецкая О. Л. Николаев Василий Петрович
// Снежинск: энциклопедия. — 2009. — С. 275—276.