ГлавнаяПерсоналии → Неганов В.И.

Неганов Василий Иванович(1899—1978)

кораб­ле­стро­и­тель, д.т.н., кон­струк­тор судов с атом­ными энер­ге­ти­че­скими уста­нов­ками. Глав­ный кон­струк­тор пер­вого в мире атом­ного ледо­кола «Ленин» и дру­гих кораб­лей. Герой Соци­а­ли­сти­че­ского Труда (1960). Лау­реат Ста­лин­ской пре­мии (1942).

Васи­лий Ива­но­вич Нега­нов родился 17 (29 декабря) 1899 года в селе Рожки (ныне Мал­мыж­ский район, Киров­ская область) в кре­стьян­ской семье. В 1911 году, после окон­ча­ния сель­ской школы посту­пил в Мал­мыж­скую про­гим­на­зию, в кото­рой учился до 1919 года, но окон­чить не успел в связи с нача­лом Граж­дан­ской войны.

В 1919 году В.И. Нега­нов запи­сался доб­ро­воль­цем в ряды Крас­ной Армии, слу­жил рядо­вым бата­льона связи 21-й стрел­ко­вой диви­зии. Участ­во­вал в боях на Восточ­ном фронте, затем на Юго-Восточ­ном. Здесь В.И. Нега­нов забо­лел тифом, три месяца нахо­дился в гос­пи­тале. После выздо­ров­ле­ния был направ­лен в учеб­ную команду спе­ци­а­ли­стов связи. Слу­жил теле­гра­фи­стом, затем линей­ным над­смотр­щи­ком, был назна­чен началь­ни­ком теле­граф­ной связи штаба 9-й Кубан­ской армии. Позже он стал пре­по­да­ва­те­лем при штабе Северо-Кав­каз­ского воен­ного округа, до 1923 года гото­вил свя­зи­стов для РККА.

По окон­ча­нии Граж­дан­ской войны В.И. Нега­нов посту­пил в Казан­ский поли­тех­ни­че­ский инсти­тут, но в 1924 году инсти­тут был рефор­ми­ро­ван в тех­ни­кум. Тру­дился рабо­чим, зара­ба­ты­вал на жизнь в артели зимо­го­ров, раз­гру­жая баржи. В 1925 году уехал из Казани в Мур­манск, рабо­тал учи­те­лем физики и мате­ма­тики в Мур­ман­ской объ­еди­нен­ной школе 1-й и 2-й сту­пени.

В 1926 году по путевке Мур­ман­ского губ­кома ВЛКСМ В.И. Нега­нов посту­пил в Ленин­град­ский поли­тех­ни­че­ский инсти­тут на кораб­ле­стро­и­тель­ный факуль­тет. С 1928 года, парал­лельно с учё­бой в инсти­туте, рабо­тал в кон­струк­тор­ском бюро Бал­тий­ского завода, при­ни­мал уча­стие в про­ек­ти­ро­ва­нии пер­вых оке­ан­ских кораб­лей-лесо­во­зов. По раз­ра­бо­тан­ному с его уча­стием про­екту в Ленин­граде в 1930-1935 гг. было постро­ено более 20 таких лесо­во­зов.

В 1931 году В.И. Нега­нов окан­чи­вает уже Кораб­ле­стро­и­тель­ный инсти­тут с дипло­мом инже­нера-кораб­ле­стро­и­теля и полу­чает назна­че­ние в цен­траль­ное кон­струк­тор­ское бюро по про­ек­ти­ро­ва­нию транс­порт­ных судов «Судо­про­ект» стар­шим инже­не­ром-кон­струк­то­ром. В июле 1934 года он вер­нулся на Бал­тий­ский завод началь­ни­ком сек­ции, затем стал заме­сти­те­лем началь­ника отдела (1936 г.), глав­ным кон­струк­то­ром ЦКБ № 4 завода (1940 г.). Здесь он участ­во­вал в про­ек­ти­ро­ва­нии кор­пу­сов новых тяже­лых ледо­ко­лов и линей­ных кораб­лей типа «Совет­ский Союз». В 1940 году за созда­ние пер­вого совет­ского арк­ти­че­ского линей­ного ледо­кола «И. Ста­лин» (в 1961 году пере­име­но­ван в «Сибирь») ему было при­сво­ена Ста­лин­ская пре­мия пер­вой сте­пен.

В 1942 году В.И. Нега­нов был направ­лен в США в составе заку­поч­ной комис­сии по поставке в Рос­сию воен­ной тех­ники по ленд-лизу, зани­мался вопро­сами при­емки при­об­ре­тён­ных судов. После воз­вра­ще­ния в 1946 году из Аме­рики В.И. Нега­нов направ­лен на работу в ЦКБ-17 на долж­ность началь­ника про­ект­ного отдела, где вклю­ча­ется в работу по созда­нию мощ­ного ледо­кола для Север­ного мор­ского пути (про­ект 90).

При­ка­зом Мин­суд­прома № 161 от 28.05.47 для испол­не­ния Поста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства от 22.05.47 пред­ла­га­лось для раз­ра­ботки эскиз­ного, тех­ни­че­ского про­ек­тов и рабо­чих чер­те­жей ледо­кола, а также ледо­кольно-транс­порт­ного судна орга­ни­зо­вать Цен­траль­ное кон­струк­тор­ское бюро (ЦКБ) «Л», сосре­до­то­чив в нем спе­ци­а­ли­стов МСП и Гла­все­в­мор­пути. Пер­вым началь­ни­ком ЦКБ «Л» был назна­чен Б.Я. Гне­син, глав­ным инже­не­ром и глав­ным кон­струк­то­ром ледо­кола про­екта 90 – В.И. Нега­нов. Кроме раз­ра­ботки про­ек­тов ледо­кола и ледо­кольно-транс­порт­ного судна на ЦКБ было воз­ло­жено состав­ле­ние ТТЗ и раз­ра­ботка тех­ни­че­ского про­екта на достройку погра­нич­ного ледо­коль­ного сто­ро­же­вого корабля про­екта 52, глав­ным кон­струк­то­ром кото­рого также стал В. И. Нега­нов.

В 1948 году он также руко­во­дил испы­та­ни­ями пор­то­вого ледо­кола «Илья Муро­мец» (про­ект 97К), и впо­след­ствии уде­лял раз­ви­тию пор­то­вых ледо­ко­лов немало вре­мени.

В декабре 1949 года в МСП про­ис­хо­дит реор­га­ни­за­ция ряда ЦКБ, и при­ка­зом Мин­суд­прома от 12.12.49 пред­пи­сы­ва­лось орга­ни­зо­вать на заводе 194 (ныне Адми­рал­тей­ские верфи) спе­ци­аль­ное кон­струк­тор­ское бюро, и ЦКБ «Л» ста­но­вится СКБ-194 в составе завода. В.И. Нега­нов назна­ча­ется началь­ни­ком СКБ-194 и глав­ным кон­струк­то­ром про­екта сто­ро­же­вого корабля (про­ект 50) типа «Гор­но­стай», а также про­дол­жает работу над ледо­коль­ным вари­ан­том погра­нич­ного сто­ро­же­вого корабля «Пурга» (про­ект 52).

В 1953 году кон­струк­тор­ская доку­мен­та­ция по этим кораб­лям была пол­но­стью пере­дана в кон­струк­тор­ское бюро завода «Янтарь» (Кали­нин­град). По доку­мен­та­ции про­екта 50 на судо­стро­и­тель­ных заво­дах было постро­ено 68 кораб­лей, обес­пе­чив­ших защиту вод­ных рубе­жей страны.

В 1952 году в СКБ-194 под руко­вод­ством В.И. Нега­нова на базе ледо­кола про­екта 90 выпол­нили про­ра­ботку ледо­кола (про­ект 91) с уста­нов­кой 12 дизе­лей сум­мар­ной мощ­но­стью 21,6 тыс. л. с. и элек­три­че­ской 3-валь­ной греб­ной уста­нов­кой. Про­ект был рас­смот­рен Мин­суд­про­мом, ГУ Сев­мор­пути, ВМФ и в конце 1952 года сов­мест­ным реше­нием пред­став­лен на утвер­жде­ние Совету Мини­стров. В даль­ней­шем этот вари­ант ледо­кола мощ­но­стью около 22 тыс. л. с. стал осно­вой зака­зан­ной в Фин­лян­дии серии дизель­ных ледо­ко­лов типа «Москва».

1953-й год стал важ­ной вехой в исто­рии оте­че­ствен­ного ледо­ко­ло­стро­е­ния. По пред­ло­же­нию ака­де­ми­ков А.П. Алек­сан­дрова и И.В. Кур­ча­това, а также заме­сти­теля пред­се­да­теля Совета Мини­стров СССР В.А. Малы­шева Совет Мини­стров СССР реше­нием № 28401203 от 20 ноября 1953 года поста­но­вил при­сту­пить к про­ек­ти­ро­ва­нию и стро­и­тель­ству атом­ного ледо­кола для Арк­тики. Науч­ным руко­во­ди­те­лем про­екта стал ака­де­мик А.П. Алек­сан­дров, глав­ным кон­струк­то­ром атом­ной паро­про­из­во­ди­тель­ной уста­новки – началь­ник и глав­ный кон­струк­тор ОКБ завода № 92 И.И. Афри­кан­тов.

Этим же реше­нием было опре­де­лено созда­ние Цен­траль­ного кон­струк­тор­ского бюро для про­ек­ти­ро­ва­ния атом­ных ледо­ко­лов и ледо­кольно-транс­порт­ных судов. При­ка­зом Мин­тран­с­тя­ж­маша № 0901 от 03.12.53 глав­ным кон­струк­то­ром атом­ного ледо­кола про­екта 92 назна­чили В.И. Нега­нова, а на базе СКБ-194 орга­ни­зо­вали само­сто­я­тель­ное ЦКБ-15 (впо­след­ствии – ЦКБ «Айс­берг»). Этим же при­ка­зом В.И. Нега­нов осво­бож­дался от обя­зан­но­стей глав­ного кон­струк­тора про­ек­тов 50 и 52 и назна­чался началь­ни­ком ЦКБ-15. Основ­ной рабо­той кол­лек­тива ЦКБ-15 стала раз­ра­ботка эскиз­ного, а затем тех­ни­че­ского про­екта атом­ного ледо­кола, кото­рому было при­сво­ено наиме­но­ва­ние «Ленин».

Про­ек­ти­ро­вался и стро­ился атом­ный ледо­кол в чрез­вы­чайно сжа­тые сроки. Пред­эс­киз­ный про­ект был раз­ра­бо­тан в январе-июле 1954 года, эскиз­ный про­ект – в авгу­сте 1954-апреле 1955 гг., тех­ни­че­ский про­ект в марте-декабре 1955 года и парал­лельно, с сен­тября 1955 года, нача­лась раз­ра­ботка рабо­чих чер­те­жей для завода-стро­и­теля. 17 июля 1956 года на Адми­рал­тей­ском заводе (ОАО «Адми­рал­тей­ские верфи») была про­из­ве­дена закладка пер­вого в мире атом­ного ледо­кола, а 5 декабря 1957 года ледо­кол спу­стили на воду.

За успеш­ное выпол­не­ние зада­ний пра­ви­тель­ства по созда­нию атом­ного ледо­кола «Ленин» Ука­зом Пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета от 14 мая 1960 года ЦКБ-15 награ­дили орде­ном Ленина. Этим же ука­зом Нега­нову Васи­лию Ива­но­вичу при­сво­ено зва­ние Героя Соци­а­ли­сти­че­ского Труда с вру­че­нием ордена Ленина и золо­той медали «Серп и Молот».

В мае 1962 года при­ка­зом МСП В. И. Нега­нов осво­бож­да­ется от долж­но­сти началь­ника ЦКБ-15 и на него воз­ла­гают обя­зан­но­сти глав­ного кон­струк­тора про­екта 92.

Реше­нием Выс­шей атте­ста­ци­он­ной комис­сии от 3 ноября 1962 года В.И. Нега­нову при­суж­дена уче­ная сте­пень док­тора тех­ни­че­ских наук.

За пер­вые шесть лет экс­плу­а­та­ции ледо­кол «Ленин» про­шёл свыше 82 тысяч мор­ских миль и про­вёл во льдах более 400 судов. За это время на ледо­коле в про­цессе опыт­ной экс­плу­а­та­ции ядер­ной энер­ге­ти­че­ской уста­новки выяви­лись ее кон­струк­тив­ные недо­статки, про­блемы ком­плек­та­ции и ком­по­новки обо­ру­до­ва­нием. Кроме того, были слу­чаи выхода обо­ру­до­ва­ния из строя.

В 1966 году при под­го­товке атом­ного ледо­кола «Ленин» к оче­ред­ной нави­га­ции в кор­пусе реак­тора № 1 была обна­ру­жена течь, устра­нить кото­рую без замены реак­тора ока­за­лось невоз­можно.

Учи­ты­вая, что при­ме­нен­ная на ледо­коле опыт­ная атом­ная уста­новка соот­вет­ство­вала уровню науч­ных зна­ний и тех­ни­че­ским воз­мож­но­стям оте­че­ствен­ной про­мыш­лен­но­сти пяти­де­ся­тых годов, СМ СССР поста­нов­ле­нием № 148-62 от 18 фев­раля 1967 года при­нял реше­ние о пол­ной замене атом­ной уста­новки ОК-150 на уста­новку типа ОК-900, тех­ни­че­ский про­ект кото­рой был раз­ра­бо­тан для ледо­ко­лов типа «Арк­тика». Глав­ным кон­струк­то­ром по модер­ни­за­ции ледо­кола «Ленин» (про­ект 92М) был назна­чен В.И. Нега­нов.

Основ­ная про­блема состо­яла в уда­ле­нии реак­тор­ного отсека из кор­пуса ледо­кола, общий вес кото­рого с обо­ру­до­ва­нием состав­лял более 3,5 тыс. т. Как пове­дет себя ледо­кол общим водо­из­ме­ще­нием 16 тыс. т после уда­ле­ния отсека? Слож­ней­шая опе­ра­ция была про­ве­дена летом 1967 года в рай­оне Новой Земли. Раз­дался взрыв уста­нов­лен­ных на пере­бор­ках заря­дов, отсек ушел на дно Кар­ского моря, а ледо­кол только чуть-чуть изме­нил осадку. Опе­ра­ция про­шла успешно.

22 апреля 1970 года ремонт и модер­ни­за­ция ледо­кола были завер­шены, а новые реак­торы выве­дены на физи­че­ский уро­вень мощ­но­сти. 20 июня состо­я­лось под­пи­са­ние акта при­емки, и на сле­ду­ю­щий день ледо­кол «Ленин» вновь вышел в море.

В 1964 году пра­ви­тель­ством было утвер­ждено тех­ни­че­ское зада­ние на про­ек­ти­ро­ва­ние и постройку двух мощ­ных атом­ных ледо­ко­лов для Арк­тики (про­ект 1052). В.И. Нега­нов был утвер­жден глав­ным кон­струк­то­ром про­екта. Под его руко­вод­ством к концу 1966 г. раз­ра­бо­тали эскиз­ный про­ект нового атом­ного ледо­кола мощ­но­стью 75 тыс. л. с., кото­рый был утвер­жден в начале 1967 года.

В марте 1968 году началь­ник ЦКБ «Айс­берг» А.Е. Пере­воз­чи­ков утвер­жда­ется глав­ным кон­струк­то­ром про­ек­тов 1052 и 92М, а В.И. Нега­нов ста­но­вится науч­ным кон­суль­тан­том. Раз­ра­ботка тех­ни­че­ского про­екта нового мощ­ного атом­ного ледо­кола была завер­шена в конце 1969 года, и в марте 1970 года тех­ни­че­ский про­ект был утвер­жден. Ледо­ко­лам при­сво­или наиме­но­ва­ния «Арк­тика» и «Сибирь».

В 1969 году В.И. Нега­нов вышел на пен­сию, но до самых послед­них дней своей жизни он инте­ре­со­вался делами ЦКБ. Он утвер­ждал, что кон­струк­тор дол­жен знать исто­рию ремесла и любил гово­рить своим уче­ни­кам: «Работа кон­струк­тора – бес­ко­неч­ная цепь ком­про­мис­сов между тем, что уста­рело, и тем, что еще не готово и вызы­вает недо­ве­рие».

Явля­ясь науч­ным кон­суль­тан­том, В.И. Нега­нов внес боль­шой науч­ный вклад в созда­ние раз­дела Реги­стра судо­стро­е­ния, посвя­щен­ного атом­ным судам и судам атом­ного тех­но­ло­ги­че­ского обслу­жи­ва­ния. В.И. Нега­нов при­ни­мал непо­сред­ствен­ное уча­стие в созда­нии баз тех­ни­че­ского обес­пе­че­ния нор­маль­ной экс­плу­а­та­ции атом­ных ледо­ко­лов (база «Лепсе», ряд хра­ни­лищ твер­дых отхо­дов и обо­ру­до­ва­ния «Воло­дар­ский», «Бау­ман» и др.).

Его труд был отме­чен мно­го­чис­лен­ными пра­ви­тель­ствен­ными награ­дами. Помимо Ста­лин­ской пре­мии и зва­ния Героя Соци­а­ли­сти­че­ского Труда Васи­лий Ива­но­вич Нега­нов был награж­ден двумя орде­нами Ленина (1953 г. и 1960 г.), орде­ном Тру­до­вого Крас­ного Зна­мени, орде­ном Крас­ной Звезды, меда­лями.

Умер Васи­лий Ива­но­вич Нега­нов 28 декабря 1978 года. Похо­ро­нен на Боль­ше­ох­тин­ском клад­бище г. Ленин­града.

Литература

Александров А. П., Неганов В. И. и др. Атомный ледокол «Ленин»
// Атомная энергия. Том 5, вып. 3. — 1958. — С. 257—276.