ГлавнаяПерсоналии → Малышев В. А.

Малышев Вячеслав Александрович(1902—1957)

государ­ствен­ный дея­тель, гене­рал-пол­ков­ник инже­нерно-тех­ни­че­ской службы. В 1939 – 1957 гг.—народ­ный комис­сар (министр) маши­но­стро­и­тель­ных отрас­лей про­мыш­лен­но­сти, кура­тор про­из­вод­ства по раз­де­ле­нию изо­то­пов урана. Герой Соци­а­ли­сти­че­ского Труда (1944), лау­реат двух Государ­ствен­ных пре­мий СССР.

Вяче­слав Алек­сан­дро­вич Малы­шев родился 16 декабря 1902 года в городе Усть-Сысольск (ныне г. Сык­тыв­кар) в семье учи­теля. В 1904 году семья Малы­ше­вых пере­ехала из Усть-Сысоль­ска в город Вели­кие Луки, где и про­шло дет­ство Вяче­слава Алек­сан­дро­вича. Тру­до­вой путь Вяче­слав Малы­шев начал в 16 лет, рабо­тая сна­чала в народ­ном суде г. Вели­кие Луки, затем сле­са­рем в желез­но­до­рож­ных мастер­ских. Одновре­менно учился в желез­но­до­рож­ном тех­ни­куме и, окон­чив его в 1924 году, стал помощ­ни­ком маши­ни­ста в депо Под­мос­ков­ная Мос­ков­ско-Бело­рус­ско-Бал­тий­ской желез­ной дороги.

В 1926 году он был при­нят в члены Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии. С ноября 1927 года он воз­вра­ща­ется к преж­ней работе в депо Под­мос­ков­ное, а затем в депо Люб­лино Мос­ков­ско-Кур­ской желез­ной дороги.

В июле 1930 года Малы­шев, после трех­ме­сяч­ной под­го­товки, в составе тре­тьей парт­ты­сячи был направ­лен в Мос­ков­ское выс­шее тех­ни­че­ское учи­лище им. Н.Э. Бау­мана. С сен­тября 1934-го по фев­раль 1939 года Вяче­слав Алек­сан­дро­вич рабо­тает на Коло­мен­ском паро­во­зо­стро­и­тель­ном заводе. В то время на заводе прак­ти­че­ски отсут­ство­вали инже­неры. Моло­дой спе­ци­а­лист начи­нает быстро про­дви­гаться по слу­жеб­ной лест­нице: кон­струк­тор, заме­сти­тель началь­ника осо­бого сек­тора кон­струк­тор­ского бюро, заме­сти­тель глав­ного кон­струк­тора завода, заме­сти­тель началь­ника и началь­ник дизель­ного цеха, глав­ный инже­нер завода, дирек­тор завода.

Ука­зом Пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета СССР от 6 фев­раля 1939 году. Малы­шев назна­чен народ­ным комис­са­ром тяже­лого маши­но­стро­е­ния СССР.

В период с апреля 1940-го по май 1944 года Вяче­слав Алек­сан­дро­вич зани­мает долж­но­сти заме­сти­теля пред­се­да­теля Совета народ­ных комис­са­ров СССР, пред­се­да­теля Совета по маши­но­стро­е­нию при СНК СССР. Одновре­менно в октябре 1940-сен­тябре 1941 гг. он — народ­ный комис­сар сред­него маши­но­стро­е­ния СССР, в сен­тябре 1941-июле 1942 гг. и в июне 1943-октябре 1945 гг. — народ­ный комис­сар тан­ко­вой про­мыш­лен­но­сти СССР.

В тяже­лые воен­ные годы все силы Малы­шева направ­лены на модер­ни­за­цию и уве­ли­че­ние про­из­вод­ства тан­ков. Все воен­ные годы он воз­глав­лял нар­ко­мат тан­ко­вой про­мыш­лен­но­сти. Его неустан­ный тита­ни­че­ский труд на этом посту по досто­ин­ству оце­нен при­сво­е­нием ему зва­ния Героя Соци­а­ли­сти­че­ского Труда. Инте­ресно отме­тить, что в тече­ние войны В.А. Малы­шев был на при­е­мах у И.В. Ста­лина 107 раз! Дру­гих таких при­ме­ров по руко­во­ди­те­лям, не явля­ю­щимся чле­нами Полит­бюро ЦК ВКП(б), нет.

В 1945 году необ­хо­ди­мость в выпуске боль­шого коли­че­ства тан­ков отпала и был создан Нар­ко­мат транс­порт­ного маши­но­стро­е­ния во главе с Малы­ше­вым (в октябре 1945-март 1946 гг. — народ­ный комис­сар; с марта 1946 г. — министр транс­порт­ного маши­но­стро­е­ния СССР). В декабре 1947 года Малы­шев назна­ча­ется заме­сти­те­лем пред­се­да­теля Совета Мини­стров СССР и оста­ется в этой долж­но­сти до марта 1953 года. Также с января 1948 г. по март 1949 г. он — пред­се­да­тель Государ­ствен­ного коми­тета Совета Мини­стров СССР по внед­ре­нию пере­до­вой тех­ники в народ­ное хозяй­ство.

Одновре­менно с рабо­той на выс­ших государ­ствен­ных долж­но­стях Малы­шев при­вле­ка­ется к уча­стию в совет­ском атом­ном про­екте и созда­нию атом­ной про­мыш­лен­но­сти СССР. С 1945 года он при­ни­мал самое актив­ное уча­стие в атом­ном про­екте и внес суще­ствен­ный вклад в орга­ни­за­цию про­мыш­лен­ного про­из­вод­ства деля­щихся мате­ри­а­лов. Под его руко­вод­ством стро­и­лись и раз­ви­ва­лись ком­би­наты соот­вет­ству­ю­щего про­филя на Урале и в Сибири. Одновре­менно с боль­шой орга­ни­за­ци­он­ной дея­тель­но­стью в ПГУ В.А. Малы­шев выпол­нял ответ­ствен­ную работу по вос­ста­нов­ле­нию народ­ного хозяй­ства.

В декабре 1945 года был создан Инже­нерно-тех­ни­че­ский совет (ИТС) при Спе­ци­аль­ном коми­тете. Нар­ком транс­порт­ного маши­но­стро­е­ния СССР В.А. Малы­шев воз­гла­вил вто­рую сек­цию совета — по про­ек­ти­ро­ва­нию и соору­же­нию «заво­дов типа 3», кон­стру­и­ро­ва­нию и изго­тов­ле­нию обо­ру­до­ва­ния для них. Под услов­ным наиме­но­ва­нием «завод типа 3» в то время про­хо­дили пред­при­я­тия по про­из­вод­ству урана-235 газо­диф­фу­зи­он­ным мето­дом.

23 марта 1946 года про­шло пер­вое сов­мест­ное засе­да­ние Тех­ни­че­ского и Инже­нерно-тех­ни­че­ского сове­тов Спец­ко­ми­тета. К этому вре­мени в веде­нии ПГУ нахо­ди­лись про­мыш­лен­ные пред­при­я­тия, инсти­туты и кон­струк­тор­ские орга­ни­за­ции. В связи с этим вме­сто двух сове­тов Спец­ко­ми­тета при реор­га­ни­за­ции ПГУ 9 апреля 1946 года огра­ни­чи­лись орга­ни­за­цией еди­ного Научно-тех­ни­че­ского совета ПГУ. В.А. Малы­шев воз­гла­вил сек­цию № 2 совета — диф­фу­зи­он­ный спо­соб обо­га­ще­ния урана.

С января 1950 года по октябрь 1952 года Малы­шев — министр судо­стро­и­тель­ной про­мыш­лен­но­сти СССР. Воз­глав­ляя Мини­стер­ство судо­стро­е­ния СССР, В.А. Малы­шев являлся одним из зачи­на­те­лей и орга­ни­за­то­ром работ по созда­нию атом­ного под­вод­ного флота СССР. По его ини­ци­а­тиве в 1952 году в ПГУ и Мин­суд­проме было под­го­тов­лено и под­пи­сано И.В. Ста­ли­ным поста­нов­ле­ние пра­ви­тель­ства о стро­и­тель­стве в СССР пер­вой под­вод­ной лодки с ядерно-энер­ге­ти­че­ской уста­нов­кой (ЯЭУ).

В марте 1953 года Вяче­слав Алек­сан­дро­вич ста­но­вится руко­во­ди­те­лем огром­ного Мини­стер­ства транс­порт­ного и тяже­лого маши­но­стро­е­ния СССР (МТТМ). Вспо­ми­ная пред­во­ен­ную и после­во­ен­ную работу Малы­шева на этом посту, сотруд­ники с доб­рым ува­же­нием рас­шиф­ро­вы­вали аббре­ви­а­туру МТТМ как: «Малы­шев — тогда, теперь — Малы­шев...»

26 июня 1953 года Ука­зом Пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета СССР обра­зо­вано Мини­стер­ство сред­него маши­но­стро­е­ния СССР. 1 июля 1953 года поста­нов­ле­нием Совета Мини­стров СССР в состав нового мини­стер­ства пере­даны Пер­вое (атом­ная про­мыш­лен­ность) и Тре­тье (раз­ра­ботка и созда­ние систем ПВО) Глав­ные управ­ле­ния при Совете Мини­стров СССР. 29 июня 1953 года В.А. Малы­шев, стал пер­вым мини­стром сред­него маши­но­стро­е­ния СССР. Пер­выми заме­сти­те­лями мини­стра стали Б.Л. Ван­ни­ков и М.В. Хру­ни­чев, заме­сти­те­лями — П.Я. Антро­пов, А.П. Заве­ня­гин, В.М. Ряби­ков. При уча­стии Малы­шева про­хо­дило созда­ние пер­вого пред­при­я­тия по полу­че­нию урана-235 газо­диф­фу­зи­он­ным мето­дом — ком­би­ната № 813 (Ураль­ский элек­тро­хи­ми­че­ский ком­би­нат). Про­дук­ция этого ком­би­ната была исполь­зо­вана во вто­рой, испы­тан­ной в СССР ядер­ной бомбе — РДС-2 (в пер­вом ядер­ном заряде исполь­зо­вался плу­то­ний).

Будучи мини­стром сред­него маши­но­стро­е­ния, Вяче­слав Алек­сан­дро­вич при­ло­жил немало сил к рас­ши­ре­нию направ­ле­ний дея­тель­но­сти круп­ней­шей нау­ко­ем­кой отрасли: ору­жей­ные дела допол­ня­лись раз­ви­тием атом­ной энер­ге­тики и созда­нием под­вод­ного и над­вод­ного атом­ного фло­тов. При уча­стии Малы­шева нача­лось и стро­и­тель­ство атом­ной элек­тро­стан­ции в Обнин­ске, офи­ци­ально пущен­ной в июне 1954 года, и стро­и­тель­ство атом­ного ледо­кола «Ленин». Рабо­тая в Мин­сред­маше, Малы­шев ввел в прак­тику озна­ком­ле­ние основ­ного состава науч­ных работ­ни­ков с послед­ними дости­же­ни­ями воен­ной тех­ники. Надо заме­тить, что сде­лать это тогда было нелегко, т.к. суще­ство­вал довольно стро­гий режим сек­рет­но­сти во всем, что было свя­зано с воен­ными раз­ра­бот­ками да и не только с ними. Однако Вяче­слав Алек­сан­дро­вич счи­тал дан­ное рас­ши­ре­ние кру­го­зора необ­хо­ди­мым для твор­че­ской работы. После отставки Малы­шева его ново­вве­де­ния были про­дол­жены.

В.А. Малы­шев был пред­се­да­те­лем Государ­ствен­ной комис­сии по про­ве­де­нию испы­та­ния пер­вой оте­че­ствен­ной тер­мо­ядер­ной бомбы РДС-6с, осу­ществ­лен­ного 12 авгу­ста 1953 года на Семи­па­ла­тин­ском поли­гоне. Сразу после испы­та­ния Вяче­слав Алек­сан­дро­вич вме­сте с дру­гими руко­во­ди­те­лями (в том числе и с Андреем Дмит­ри­е­ви­чем Саха­ро­вым) побы­вал в эпи­цен­тре взрыва, где даже спу­стя год мощ­ность дозы ради­а­ции пре­вы­шала 400 рент­ген в час. Эта «про­гулка» (как отме­тил А.Д. Саха­ров в своих вос­по­ми­на­ниях) не могла не повли­ять на здо­ро­вье ее участ­ни­ков.

В 1954 году В.А. Малы­шев был назна­чен заме­сти­те­лем пред­се­да­теля Совета Мини­стров СССР без осво­бож­де­ния от долж­но­сти мини­стра сред­него маши­но­стро­е­ния.

К сожа­ле­нию, не все­гда назна­че­ние или уволь­не­ние с какой-либо долж­но­сти зави­сит от дело­вых качеств чело­века. Изме­не­ние в выс­ших эше­ло­нах вла­сти не про­шли бес­следно для Малы­шева, счи­тав­ше­гося чело­ве­ком из окру­же­ния Г.М. Мален­кова. После осво­бож­де­ния Мален­кова от руко­вод­ства Пра­ви­тель­ством СССР в фев­рале 1955 года Вяче­слав Алек­сан­дро­вич был сме­щен с обоих постов и отстра­нен от руко­вод­ства круп­ней­шим мини­стер­ством страны — Мин­сред­ма­шем СССР. В мае 1955 года В.А. Малы­шев был назна­чен пред­се­да­те­лем Государ­ствен­ного коми­тета по новой тех­нике.

В декабре 1956 года он был снят с долж­но­сти заме­сти­теля пред­се­да­теля Совета Мини­стров СССР и назна­чен пер­вым заме­сти­те­лем пред­се­да­теля Государ­ствен­ной эко­но­ми­че­ской комис­сии Совета Мини­стров СССР по теку­щему пла­ни­ро­ва­нию народ­ного хозяй­ства — мини­стром СССР. Эту комис­сию, как и Гос­ко­ми­тет Совета Мини­стров по новой тех­нике Вяче­слав Алек­сан­дро­вич воз­глав­лял до своей смерти. Его здо­ро­вье было уже серьезно подо­рвано тяже­лой болез­нью, и через три месяца гене­рал-пол­ков­ника инже­нерно-тан­ко­вой службы Малы­шева не стало.

О вкладе В.А. Малы­шева в раз­ви­тие, защиту и обо­ро­но­спо­соб­ность нашей страны гово­рят его награды и зва­ния: Герой Соци­а­ли­сти­че­ского Труда (1944 г.), награж­ден четырьмя орде­нами Ленина, орде­ном Суво­рова 1-й сте­пени, орде­ном Куту­зова 1-й сте­пени, меда­лями «За обо­рону Москвы», «За обо­рону Ста­лин­града», «За победу над Гер­ма­нией в Вели­кой Оте­че­ствен­ной войне 1941—1945 гг.», два­жды лау­реат Государ­ствен­ной пре­мии СССР, гене­рал-пол­ков­ник инже­нерно-тан­ко­вой службы (1945 г.).

Скон­чался Вяче­слав Алек­сан­дро­вич 20 фев­раля 1957 года, похо­ро­нен в Москве у Кремлев­ской стены.

Литература

Чалмаев В. А. Малышев.
— 2-е изд. — М. : Мол. гвардия, 1981. — 335 с., 17 л. ил. — (Жизнь замечательных людей). — Библиогр.: с. 334. 
 
Малышев Вячеслав Александрович : страницы истории и современность
: к 100-летию со дня рождения / Б. В. Гусев, И. И. Клебанов и др. — М., 2002. — 24 с. 
 
Малышев Вячеслав Александрович
// Герои атомного проекта. — Саров: Росатом, 2005. — С. 235–237.