ГлавнаяПерсоналии → Мальцев М. М.

Мальцев Михаил Митрофанович(1904—1982)

гене­рал-майор (1945), гене­раль­ный дирек­тор государ­ствен­ного акци­о­нер­ного обще­ства цвет­ной метал­лур­гии «Вис­мут» Глав­ного управ­ле­ния совет­ского иму­ще­ства за гра­ни­цей (ГУСИМЗ) при Совете мини­стров СССР (Гер­ма­ния). Герой Соци­а­ли­сти­че­ского Труда (1949)

Михаил Мит­ро­фа­но­вич Маль­цев родился 23 ноября 1904 года на стан­ции Ники­товка Южной желез­ной дороги (ныне в составе города Гор­ловка Донец­кой обла­сти Укра­ины), в семье желез­но­до­рож­ника.

После окон­ча­ния школы тру­дился на ртут­ном руд­нике.

Михаил Маль­цев являлся актив­ным участ­ни­ком Граж­дан­ской войны. В 1918 году, не окон­чив желез­но­до­рож­ного учи­лища, он доб­ро­вольно всту­пил в Бахмут­ский пар­ти­зан­ский отряд, став затем его коман­ди­ром. В даль­ней­шем отряд влился в регу­ляр­ные части Крас­ной Армии. Михаил Маль­цев участ­во­вал в боях про­тив Дени­кина и Вран­геля, дослу­жился до началь­ника кон­ной раз­ведки полка. За бое­вые заслуги он был награж­дён имен­ным ору­жием и Почёт­ной гра­мо­той Ревво­ен­со­вета рес­пуб­лики.

В 1922 году М.М. Маль­цева демо­би­ли­зо­вали из Крас­ной Армии. Он тру­дился в депо стан­ции Чер­кассы элек­тро­мон­тё­ром, при этом в 1924 году окон­чил кава­ле­рий­ские курсы коман­ди­ров запаса в Тифлисе. С 1925 по 1929 гг. нахо­дился на руко­во­дя­щей ком­со­моль­ской работе в рай­ко­мах, в окруж­коме ВЛКСМ. В 1930 году он окон­чил Киев­скую парт­школу и был направ­лен на стро­и­тель­ство Дне­пров­ской ГЭС.

В 1935 году М.М. Маль­цев окон­чил Ново­чер­кас­ский инду­стри­аль­ный инсти­тут, полу­чив спе­ци­аль­ность инже­нера-элек­трика. Был направ­лен на работу в Рыбинск в спе­ци­аль­ное стро­и­тельно-мон­таж­ное управ­ле­ние «Вол­го­строй» НКВД СССР, кото­рое зани­ма­лось воз­ве­де­нием гид­ро­элек­тро­стан­ций у Рыбин­ска и Углича, стро­и­тель­ством Рыбин­ского водо­хра­ни­лища и пере­кры­тием пло­ти­ной реки Шексны. В марте 1940 года М.М. Маль­цева назна­чили глав­ным меха­ни­ком, а с сен­тября — помощ­ни­ком глав­ного инже­нера Вол­го­строя. В апреле 1941 года он ста­но­вится началь­ни­ком стро­и­тель­ства Верхне-Окского гид­ро­узла в г. Калуге.

С пер­вых дней Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны М.М. Маль­цев руко­во­дил стро­и­тель­ством обо­ро­ни­тель­ных соору­же­ний на Брян­ском направ­ле­нии в составе 9-го строй­у­прав­ле­ния Глав­гид­ро­строя НКВД СССР. В октябре 1941 года его назна­чают началь­ни­ком 10-го строй­у­прав­ле­ния ГУОБР НКВД СССР на Брян­ском фронте. 15 октября 1941 года ему при­сво­ено спе­ци­аль­ное зва­ние «майор государ­ствен­ной без­опас­но­сти».

С 13 ноября 1941 по март 1942 гг. М.М. Маль­цев коман­до­вал 10-й сапер­ной армией, сфор­ми­ро­ван­ной в Северо-Кав­каз­ском воен­ном округе.

С марта 1942 года М.М. Маль­цев — началь­ник 5-го Управ­ле­ния обо­ро­ни­тель­ного стро­и­тель­ства Глав­ного управ­ле­ния обо­ро­ни­тель­ного стро­и­тель­ства НКО СССР в Ростове-на-Дону. С апреля 1942 года — началь­ник 24-го Управ­ле­ния обо­ро­ни­тель­ного стро­и­тель­ства в инте­ре­сах Ста­лин­град­ского и Дон­ского фрон­тов.

После лик­ви­да­ции немец­кого котла под Ста­лин­гра­дом в марте 1943 года М.М. Маль­цев был назна­чен началь­ни­ком Вор­куто-Печор­ского Управ­ле­ния испра­ви­тельно-тру­до­вых лаге­рей НКВД СССР и ком­би­ната «Вор­ку­та­у­голь», хотя он и воз­ра­жал про­тив назна­че­ния, счи­тая, что его место на фронте.

Вме­сте с семьей М.М. Маль­цев пере­ехал в Вор­куту. В новой долж­но­сти он руко­во­дил стро­и­тель­ством желез­ной дороги Кот­лас-Вор­кута, шахт­ным стро­и­тель­ством, орга­ни­за­цией инфра­струк­туры нового города. При нем город стал пре­об­ра­жаться — были постро­ены новые дома, ста­дион, род­дом, стал функ­ци­о­ни­ро­вать театр опе­ретты, где играли осуж­дён­ные арти­сты.

14 апреля 1945 года ему при­сво­ено зва­ние «комис­сар государ­ствен­ной без­опас­но­сти», с 9 июля 1945 года — гене­рал-майор. В 1946 году его изби­рают депу­та­том Вер­хов­ного Совета Коми АССР.

В сен­тябре 1946 года М.М. Маль­цева назна­чают началь­ни­ком Сак­сон­ского гор­ного управ­ле­ния, нахо­дя­ще­гося в совет­ской окку­па­ци­он­ной зоне Гер­ма­нии, в ком­плекс работ кото­рого вме­ня­ется и пла­но­вая добыча урана в Руд­ных горах. Запасы урана в них оце­ни­ва­ются в 1500 т. В мае 1947 года управ­ле­ние было пре­об­ра­зо­вано в Совет­ское государ­ствен­ное акци­о­нер­ное обще­ство цвет­ной метал­лур­гии «Вис­мут» Глав­ного управ­ле­ния совет­ского иму­ще­ства за гра­ни­цей (ГУСИМЗ) при Совете мини­стров СССР. М.М. Маль­цев ста­но­вится гене­раль­ным дирек­то­ром СГАО «Вис­мут».

СГАО «Вис­мут» состо­яло из гор­но­до­бы­ва­ю­щих, гео­ло­ги­че­ских и пере­ра­ба­ты­ва­ю­щих пред­при­я­тий. В его составе так же нахо­ди­лись транс­порт­ное, авто­ре­монт­ное, стро­и­тельно-мон­таж­ное пред­при­я­тие и маши­но­стро­и­тель­ный завод. Объ­еди­не­ние имело свою соци­аль­ную струк­туру (про­из­вод­ствен­ные школы, учре­жде­ния здра­во­охра­не­ния, тор­го­вые и снаб­жен­че­ские пред­при­я­тия). На 18-ти пред­при­я­тиях обще­ства рабо­тало около 47 тыс. чело­век.

10 фев­раля 1948 года гене­рал-май­о­ром МВД М.М. Маль­це­вым, гене­раль­ным дирек­то­ром СГАО «Вис­мут», был под­пи­сан акт сдачи-при­емки гор­но­руд­ных пред­при­я­тий и место­рож­де­ний в соб­ствен­ность СССР в счет репа­ра­ций с Гер­ма­нии. Штаб-квар­тиру М.М. Маль­цев опре­де­лил в Зиг­мар­ше­нау, при­го­роде г. Хем­нитц.

Немец­кая сто­рона отнес­лась к пере­дан­ным объ­ек­там с осо­бой тща­тель­но­стью. Пони­мая их зна­чи­мость, пра­ви­тель­ство ГДР при­ло­жило много уси­лий не только к обес­пе­че­нию сек­рет­но­сти пред­при­я­тия, но и кар­ди­наль­ному (при­ви­ле­ги­ро­ван­ному) улуч­ше­нию работы и жизни гор­ня­ков и др. спе­ци­а­ли­стов по срав­не­нию с дру­гими отрас­лями народ­ного хозяй­ства. В горо­дах, вхо­див­ших в зону отчуж­де­ния объ­екта, была создана закры­тая система снаб­же­ния, обес­пе­че­ния това­рами и т.д. и т.п. Мно­гое было про­сто ско­пи­ро­вано из совет­ского опыта по жиз­не­обес­пе­че­нию закры­тых научно-про­мыш­лен­ных горо­дов Совет­ского Союза. Попасть на объ­ект без спец­про­пуска было невоз­можно. Окру­гам Ауэ, Мари­ен­берг, Швар­цен­берг, Анна­берг был при­своен осо­бый ста­тус, жители этих окру­гов полу­чали спец­от­метки в лич­ных доку­мен­тах, даю­щих право нахо­диться побли­зо­сти к объ­екту.

В 1948 году М.М. Маль­цев полу­чил свой един­ствен­ный в жизни выго­вор в лич­ное дело за побег в аме­ри­кан­скую зону окку­па­ции гор­ного тех­ника, 22-лет­него Ивана Поля­кова вме­сте со своей немец­кой воз­люб­лен­ной.

В 1948 году успеш­ными поис­ково-реви­зи­он­ными рабо­тами вво­дятся в экс­плу­а­та­цию место­рож­де­ния Берен­штайн, Мари­ен­берг, Фрай­таль, Нидер­пе­бель, Сай­фен­бах и круп­ней­шее по запа­сам урана место­рож­де­ние Нидер­шлема-Аль­бе­рода. В сле­ду­ю­щем году интен­сив­ные поис­ко­вые и раз­ве­доч­ные работы при­вели к откры­тию новых место­рож­де­ний Цобес, Шнек­кен­штайн и Бер­ген. С каж­дым годом росла добыча урана. СГАО «Вис­мут» посте­пенно пре­вра­ти­лось в ком­плекс горно-хими­че­ских пред­при­я­тий. Пра­ви­тель­ство СССР и лично И.В. Ста­лин посто­янно дер­жали добычу урана и нара­щи­ва­ние его запа­сов под осо­бым кон­тро­лем, В СГАО «Вис­мут» с визи­тами посто­янно при­ез­жали высо­ко­по­став­лен­ные руко­во­ди­тели СССР, такие как В.М. Моло­тов, А.И. Микоян. В 1949 году на пред­при­я­тии рабо­тало уже 26 шахт.

29 авгу­ста 1949 года на Семи­па­ла­тин­ском поли­гоне была успешно испы­тана пер­вая в Совет­ском Союзе атом­ная бомба. 29 октября 1949 года вышли закры­тые Указ Вер­хов­ного Совета и Поста­нов­ле­ние Совета Мини­стров СССР «О награж­де­нии и пре­ми­ро­ва­нии за выда­ю­щи­еся науч­ные откры­тия и тех­ни­че­ские дости­же­ния по исполь­зо­ва­нию атом­ной энер­гии». «За исклю­чи­тель­ные заслуги перед госу­дар­ством при выпол­не­нии спе­ци­аль­ного зада­ния» гене­рал-май­ору Маль­цеву Миха­илу Мит­ро­фа­но­вичу было при­сво­ено зва­ние Героя Соци­а­ли­сти­че­ского Труда с вру­че­нием ордена Ленина и золо­той медали «Серп и Молот».

За 1949 год из 1047 тонн урана, добы­тых всего пред­при­я­ти­ями Пер­вого глав­ного управ­ле­ния, 768 тонн полу­чено на СГСО «Вис­мут». В 1950 году коли­че­ство рабо­та­ю­щих в САО «Вис­мут» достигло 196 тысяч чело­век, из них совет­ских спе­ци­а­ли­стов — 11 тысяч и воен­но­слу­жа­щих — 10 тысяч чело­век.

Совет­ские спе­ци­а­ли­сты, рабо­тав­шие в Гер­ма­нии, боль­шое вни­ма­ние уде­ляли без­опас­но­сти про­из­вод­ства. Чем дальше в глубь гор­ной массы ухо­дили про­ход­чики, тем больше нарас­тала угроза высо­кой ток­сич­но­сти выде­ля­е­мых из недр газов — радона и радия. Сна­чала с этим боро­лись быст­рой рота­цией про­ход­чи­ков, затем начали при­ме­нять пылес­бор­ники и филь­тры Петря­нова, тех­но­ло­гию «мок­рого буре­ния» и оро­ше­ние мест выра­ботки водой. К началу 1949 года на отдель­ных гори­зон­тах глу­бина выра­ботки дости­гала 1200 мет­ров, на дру­гих — 1800 мет­ров. Тем­пе­ра­тура в забое состав­ляла 60—65 град. Цель­сия, поэтому для обес­пе­че­ния работ в сроч­ном порядке были созданы уста­новки для кон­ди­ци­о­ни­ро­ва­ния воз­духа.

В 1951 году в СССР было обра­зо­вано Глав­ное управ­ле­ние спе­ци­аль­ного стро­и­тель­ства (Спец­строй) СССР (стро­и­тель­ство № 565), и 25 июня 1951 года Михаил Мит­ро­фа­но­вич Маль­цев вновь меняет место своей работы, став его пер­вым дирек­то­ром. Задача, кото­рая была постав­лена руко­вод­ством страны перед новым ведом­ством, фор­му­ли­ро­ва­лась так: в крат­чай­шие сроки создать системы ПВО вокруг Москвы и Ленин­града. Это ответ­ствен­ное зада­ние, свя­зан­ное с выпол­не­нием огром­ного объ­ема стро­и­тель­ных и мон­таж­ных работ, созда­нием спе­ци­аль­ных тех­ни­че­ских объ­ек­тов и соору­же­ний, было выпол­нено к наме­чен­ной дате. В даль­ней­шем Спец­строю СССР регу­лярно пору­ча­лись самые слож­ные и ответ­ствен­ные стро­и­тельно-мон­таж­ные работы. В том, что они выпол­ня­лись каче­ственно и в срок, боль­шая заслуга пер­вого дирек­тора пред­при­я­тия — Миха­ила Мит­ро­фа­но­вича Маль­цева.

С 5 июля 1951 года М.М. Маль­цев по сов­ме­сти­тель­ству — заме­сти­тель началь­ника Глав­пром­строя МВД СССР, с 9 июля 1953 года — началь­ник Глав­ного управ­ле­ния спец­стро­и­тель­ства и военно-стро­и­тель­ных частей Мини­стер­ства сред­него маши­но­стро­е­ния СССР. С 21 мая 1954 года он — началь­ник создан­ного на базе стро­и­тель­ства № 565 Гла­вспец­строя и военно-стро­и­тель­ных частей МВД СССР.

В 1955 году М.М. Маль­цев был пере­ве­ден на работу в Мини­стер­ство обо­роны СССР: сна­чала заме­сти­те­лем началь­ника 9-го управ­ле­ния Мини­стер­ства обо­роны СССР, затем началь­ни­ком Управ­ле­ния мате­ри­аль­ных фон­дов МО СССР, какое-то время рабо­тал началь­ни­ком инспек­ции при мини­стре энер­ге­тики СССР.

С апреля 1964 года М.М. Маль­цев нахо­дился на пен­сии. Жил в городе Москве.

За свою тру­до­вую дея­тель­ность М.М. Маль­цев неод­но­кратно удо­ста­и­вался высо­ких государ­ствен­ных наград. Он награж­ден четырьмя орде­нами Ленина (1942 г., 1945 г., 1949 г., 1954 г.), орде­нами Крас­ного Зна­мени (1951 г.), Тру­до­вого Крас­ного Зна­мени (1944 г.), Крас­ной Звезды (1945 г.) и меда­лями.

Михаил Мит­ро­фа­но­вич Маль­цев умер 25 апреля 1982 года.

Литература

Мальцев Михаил Митрофанович
// Герои атомного проекта / [авт.-сост. Н. Н. Богуненко, А. Д. Пелипенко, Г. А. Соснин]. — М. ; Саров : ФГУП РФЯЦ-ВНИИЭФ, 2005. — С. 240—241.