Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Персоналии /

Кошкин Юрий Николаевич

инже­нер-кон­струк­тор, зам. глав­ного кон­струк­тора ОКБМ. Раз­ра­бо­тал меха­низм разгрузки/загрузки ура­но­вых блоч­ков пер­вого промыш­лен­ного реак­тора, при­ме­нявшийся впо­след­ствии и на других реак­то­рах. Актив­ный участ­ник раз­ра­ботки реак­тор­ных уста­но­вок для пер­вой совет­ской атом­ной под­вод­ной лодки и АПЛ вто­рого поко­ле­ния, а также атом­ного ледо­коль­ного флота. Лау­реат Ста­лин­ских (1949, 1953) и Ленин­ской премий (1959).
Кошкин Юрий Николаевич

Биография

Юрий Нико­ла­е­вич Кош­кин родился в городе Вязьма Смо­лен­ской обла­сти 22 октября (4 ноября) 1910 года. В 1937 году окон­чил МВТУ им. Баумана, после чего был направ­лен на работу на завод № 92 (Горь­ков­ский маши­но­стро­и­тель­ный завод им. Ста­лина), занимавшийся про­из­вод­ством артил­ле­рийских систем. В 1944 году Ю. Н. Кош­кин пере­хо­дит в создан­ное при заводе стан­ко­стро­и­тель­ном бюро, занимавше­еся про­ек­ти­ро­ва­нием стан­ков и куз­неч­ного обо­ру­до­ва­ния.

После окон­ча­ния войны начался пере­вод завода № 92 на мир­ные рельсы. Предпри­я­тие берется за раз­ра­ботку и изго­тов­ле­ние неф­тега­зо­вого обо­ру­до­ва­ния для буре­ния неф­тя­ных скважин, для чего в июне 1945 года созда­ется спе­ци­аль­ная кон­струк­тор­ская группа из опыт­ных тех­но­логов, кото­рую возгла­вил Ю. Н. Кош­кин. В сен­тябре группа вошла в состав нового Отдела глав­ного кон­струк­тора завода (ОГК).

В конце 1945 года руко­вод­ством ПГУ было при­нято реше­ние о при­вле­че­нии Горь­ков­ского артил­ле­рийского завода в Атом­ный про­ект, пору­чив ему раз­ра­ботку тех­но­логии полу­че­ния обогащен­ного урана мето­дом газо­вой диффу­зии. С этой целью в КБ при заводе была создана группа кон­струк­то­ров, к кото­рой вскоре при­со­еди­ни­лась и группа Ю. Н. Кош­кина. Позд­нее, 1 марта 1947 года, на их базе было обра­зо­вано спе­ци­аль­ное под­раз­де­ле­ние — Осо­бое кон­струк­тор­ское бюро. Ю. Н. Кош­кин ста­но­вится одним из заме­сти­те­лей глав­ного кон­струк­тора ОКБ А. И. Савина.

К этому времени в нарож­дающейся атом­ной отрасли активно идет работа по созда­нию пер­вого промыш­лен­ного реак­тора «А», пред­на­зна­чен­ного для нара­ботки оружей­ного плу­то­ния. За созда­ние одного из меха­низмов реак­тора — меха­низма разгрузки/загрузки ура­но­вых блоч­ков, отве­чало осо­бое под­раз­де­ле­ние НИИ­химмаш — Гид­ро­сек­тор. К меха­низму предъяв­ля­лись очень жест­кие тре­бо­ва­ния, такие как огра­ни­че­ние в разме­рах, дли­тель­ная работа в воде без смазки, возмож­ность извле­че­ния меха­низма из-под аппа­рата и др. Спро­ек­ти­ро­ван­ное в Гид­ро­сек­торе устройство для выгрузки облу­чен­ных бло­ков из кана­лов реак­тора было испытано на еди­нич­ном канале. Однако при даль­нейшем испыта­нии разгру­зоч­ных меха­низмов выявился суще­ствен­ный недо­ста­ток — при разгрузке про­ис­хо­дило заку­сы­ва­ние блоч­ков и их деформация. Несмотря на то, что комплект разгру­зоч­ных устройств был уже пол­но­стью изго­тов­лен и достав­лен на площадку реак­тора, по пред­ложе­нию В. И. Мер­кина, глав­ного тех­но­лога про­екта, про­ек­ти­ро­ва­ние разгру­зоч­ного устройства было пере­дано на завод № 92. Здесь Ю. Н. Кош­ки­ным была пред­ложена кинема­ти­че­ская схема устройства, кото­рая и легла в основу системы разгрузки облу­чен­ных ура­но­вых бло­ков кас­сет­ного типа. Завод № 92 изго­то­вил дере­вян­ный макет кас­сеты, кото­рый был про­де­мон­стри­ро­ван в Москве руко­вод­ству ПГУ, выдавшее «добро» на изго­тов­ле­ние разгру­зоч­ных устройств.

При про­ек­ти­ро­ва­нии воз­никло много труд­но­стей, устра­нить кото­рые можно было только путем испыта­ний и отра­ботки узлов на стенде. Рабо­чие чер­тежи пер­вого меха­низма разгрузки с гид­рав­ли­че­ской и элек­три­че­ской системами управ­ле­ния были раз­ра­бо­таны в пер­вой поло­вине 1947 года. После про­ве­де­ния внут­рен­них испыта­ний новый стенд меха­низма разгрузки на один ряд кана­лов был предъяв­лен спе­ци­аль­ной комис­сии ПГУ. Члены комис­сии при­дир­чиво осмат­ри­вали каж­дый узел меха­низма, счи­тали коли­че­ство выгружен­ных блоч­ков и про­ве­ряли их на деформацию. В итоге 25 декабря 1947 года чер­тежи меха­низма с небольшими заме­ча­ни­ями были утвер­ждены И. В. Кур­ча­то­вым. В даль­нейшем кон­струкция разгру­зоч­ного устройства ОКБ исполь­зо­ва­лась не только на реак­торе «А», но и сле­дующих промыш­лен­ных реак­то­рах.

Стро­и­тельство реак­тора велось на ком­би­нате № 817 (в будущем ПО «Маяк»). Для ока­за­ния тех­ни­че­ской помощи и реше­ния на месте всех воз­ни­кающих вопро­сов на заводе № 92 была сформи­ро­вана бригада из наи­бо­лее опыт­ных сотруд­ни­ков под руко­вод­ством Ю. Н. Кош­кина, кото­рую в мае 1948 года напра­вили на ком­би­нат № 817 на все время мон­таж­ных и пуско-нала­доч­ных работ.

Сборка таких слож­ных узлов как кас­сеты меха­низма разгрузки со всеми системами управ­ле­ниям тре­бо­вала пред­ва­ри­тель­ной тща­тель­ной подго­товки. Про­ве­де­ние сборки в зда­нии реак­тора, где еще велись стро­и­тель­ные и мон­таж­ные работы, не гаран­ти­ро­вало тре­бу­емого каче­ства, поэтому Ю. Н. Кош­кин орга­ни­зо­вал спе­ци­аль­ный уча­сток, где про­во­ди­лись сборка и подго­товка дета­лей и узлов к уста­новке в реак­тор. Этот уча­сток вошел в исто­рию созда­ния промыш­лен­ных реак­то­ров на ком­би­нате № 817 под назва­нием «Кош­кин дом». В реаль­но­сти это был барак-теп­ляк, сложен­ный из дере­вян­ных брусьев — ТЭЦ к тому времени так и не была вве­дена в экс­плу­а­тацию, так что зда­ние реак­тора было промо­рожено, а барак созда­вал при­ем­лемые усло­вия для работ.

После успеш­ного испыта­ния в авгу­сте 1949 года пер­вой совет­ской атом­ной бомбы Поста­нов­ле­нием СМ «О награж­де­нии и преми­ро­ва­нии за выдающи­еся науч­ные открытия и тех­ни­че­ские достиже­ния по исполь­зо­ва­нию атом­ной энергии» от 29 октября 1949 года за раз­ра­ботку разгру­зоч­ного меха­низма для завода «А» инже­нер-кон­струк­тор Ю. Н. Кош­кин был пред­став­лен к награж­де­нию орде­ном Тру­до­вого Крас­ного Знамени. Ему было при­сво­ено зва­ние лау­ре­ата Ста­лин­ской премии вто­рой степени, выпла­чена денеж­ная премия и предо­став­лен ряд льгот, в част­но­сти, право на обу­че­ние детей в любых учеб­ных заве­де­ниях СССР за счет госу­дар­ства и пожиз­нен­ное право (в том числе на жен и детей) на бес­плат­ный про­езд в пре­де­лах страны.

В 1948 году ОКБ берется за раз­ра­ботку про­екта сле­дующего уран-гра­фи­то­вого реак­тора АВ, дуб­лера реак­тора «А» повышен­ной мощ­но­сти (в ОКБ про­ект полу­чил индекс ОК-110) Под­раз­де­ле­ние Ю. Н. Кош­кина было уси­лено кон­струк­то­рами, ранее рабо­тавшими над диффу­зи­он­ными маши­нами. Под его руко­вод­ством про­ек­ти­ро­ва­лись, мон­ти­ро­ва­лись и пус­ка­лись реак­тора ОК-120, ОК-135, ОК-140, ОК-204, ОК-205, ОК-206, а сам Ю. Н. Кош­кин посто­янно дли­тель­ное время нахо­дился на площад­ках ком­би­на­тов в Челя­бин­ске-40, Том­ске-7 и Крас­но­яр­ске-26 во время сооруже­ния и пуска промыш­лен­ных реак­то­ров.

В своей работе большое внима­ние он уде­лял опытно-экс­пе­римен­таль­ной базе. Так при про­ек­ти­ро­ва­нии разгру­зоч­ной системы для реак­тора ОК-120, кото­рый впер­вые пла­ни­ро­ва­лось сде­лать двухце­ле­вым, в ОКБ был изго­тов­лен много­ка­наль­ный стенд с цир­ку­ляци­он­ным кон­ту­ром, рабо­тающий на воде со штат­ными парамет­рами по темпе­ра­туре и дав­ле­нию. Испыта­ние системы на нем велось около 2 лет, было ими­ти­ро­вано более 10 тыс. цик­лов загрузки и разгрузки реак­тора. По пред­ложе­нию Ю. Н. Кош­кина спе­ци­а­ли­стами ОКБ даже был раз­ра­бо­тан спе­ци­аль­ный уплот­няющий мате­риал тефас, при­ме­не­ние кото­рого исклю­чило замену про­кладки на пово­рот­ной пробке меха­низма.

В мае 1953 года, в связи с раз­во­ра­чи­ва­нием в СССР работ по атом­ной под­вод­ной лодке, выхо­дит рас­по­ряже­ние СМ СССР, касающе­еся пере­даче из НИИ­химмаша в НИИ-8 работ по ядер­ным реак­то­рам. Этим же рас­по­ряже­нием Ю. Н. Кош­кин коман­ди­ро­вался для посто­ян­ной работы в НИИ-8, где стар­то­вали работы по про­ек­ти­ро­ва­нию реак­тора для пер­вой совет­ской АПЛ.

С авгу­ста 1954 года уже все службы ОКБ завода № 92 были при­вле­чены к раз­ра­ботке рабо­чей докумен­тации ядер­ной паро­про­из­во­дящей уста­новки (ЯППУ) для АПЛ про­екта 627. Руко­во­дили рабо­тами И. И. Афри­кан­тов и его заме­сти­тель Ю. Н. Кош­кин.

На ОКБ была воз­ложена раз­ра­ботка про­ект­ной и рабо­чей докумен­тации реак­то­ров для назем­ного стенда ЯЭУ (27ВМ) и АПЛ. В процессе изго­тов­ле­ния и мон­тажа ЯППУ с реак­то­ром ВМ-А для опыт­ной АПЛ в её кон­струкцию были вне­сены изме­не­ния, учи­ты­вающие опыт изго­тов­ле­ния, мон­тажа и началь­ного пери­ода экс­плу­а­тации стен­до­вой уста­новки. И здесь опять воз­никла про­блема перегру­зоч­ного устройства для выгрузки и загрузки топ­лива в реак­тор ВМ-А. Спро­ек­ти­ро­ван­ная ранее другим предпри­я­тием система предпо­лагала про­во­дить замену топ­лива дистанци­онно под слоем воды, что, по мне­нию Ю. Н. Кош­кина, было непри­ем­лемо. Новая система с индек­сом ПУ-1 была раз­ра­бо­тана под руко­вод­ством Ю. Н. Кош­кина и испытана на стенде. Выяв­лен­ные при испыта­ниях недо­статки были учтены в откор­рек­ти­ро­ван­ном перегру­зоч­ном устройстве ПУ-2, кото­рое в даль­нейшем исполь­зо­ва­лось на всех реак­то­рах ВМ-А.

В даль­нейшем Ю. Н. Кош­кин при­нимал актив­ное уча­стие и в созда­нии ЯППУ для АПЛ вто­рого поко­ле­ния. В част­но­сти, он занимался раз­ра­бот­кой ЯППУ ОК-350 (уста­новка ВМ-4) для АПЛ про­екта 670, стро­ящихся на Горь­ков­ском заводе «Крас­ное Сормово», возглав­лял группу ОКБМ в меж­ве­дом­ствен­ной при­емоч­ной комис­сии на испыта­ниях АПЛ.

Несо­мненно, Ю. Н. Кош­кин был необык­но­вен­ным чело­ве­ком и талант­ли­вым кон­струк­то­ром, спо­соб­ным гене­ри­ро­вать нова­тор­ские идеи. Он отлично знал про­из­вод­ство и тех­но­логию, умел опе­ра­тивно решать воз­ни­кающие про­блемы. Так, во время мон­тажа тех­но­логи­че­ских кана­лов на реак­торе «А» опрес­совка пока­зала их негерме­тич­ность, что гро­зило срывом сро­ков мон­тажа. Е. П. Слав­ский, в то время дирек­тор стро­ящего ком­би­ната, при­гро­зил сбро­сить Кош­кина с бал­кона, если дефекты в крат­чайший срок не будут устра­нены. Ю. Н. Кош­кин после корот­кого совеща­ния при­нял реше­ние при­ти­рать торце­вые поверх­но­сти труб, что и устра­нило про­блему.

Большую роль Юрий Нико­ла­е­вич сыг­рал в судьбе атом­ного ледо­кола «Ленин». В 1966 году при подго­товке атом­ного ледо­кола «Ленин» к оче­ред­ной навигации в корпусе реак­тора № 1 была обна­ружена течь, устра­нить кото­рую без замены реак­тора ока­за­лось невозможно. Спе­ци­а­ли­сты ОКБМ (с 1 января 1964 года ОКБ было выде­лено из состава Горь­ков­ского маши­но­стро­и­тель­ного завода и под­чи­нено Госу­дар­ствен­ному коми­тету по исполь­зо­ва­нию атом­ной энергии, полу­чив открытое наиме­но­ва­ние «Ордена Ленина Осо­бое кон­струк­тор­ское бюро № 2», а с 1 января 1967 года — Опыт­ное кон­струк­тор­ское бюро маши­но­стро­е­ния) обос­но­вали эко­номи­че­скую целе­со­об­раз­ность пол­ной замены атом­ной уста­новки ОК-150 на уста­новку ОК-900, тех­ни­че­ский про­ект кото­рой был раз­ра­бо­тан для ледо­ко­лов типа «Арк­тика». В раз­ра­ботке уста­новки ОК-900 глав­ную роль сыг­рал кон­струк­тор­ский кол­лек­тив под руко­вод­ством Ю. Н. Кош­кина.

При­емку работ по замене ЯППУ ОК-150 на ОК-900, её комплекс­ные швар­то­вые и сда­точ­ные ходо­вые испыта­ния на ледо­коле «Ленин» про­во­дила меж­ве­дом­ствен­ная при­емоч­ная комис­сия, в кото­рую Ю. Н. Кош­кин вошел как заме­сти­тель пред­се­да­теля комис­сии.

Ю. Н. Кош­кин никогда не боялся брать на себя ответ­ствен­ность за сме­лые реше­ния. Так, при раз­ра­ботке реак­тора БН-600 кон­струк­торы пред­ложили новый ориги­наль­ный вари­ант перегрузки стерж­ней СУЗ, кото­рый преду­смат­ри­вал дове­де­ние длины стержня СУЗ до габа­ри­тов ТВС с их после­дующим раз­де­ле­нием. И хотя все меха­низмы перегрузки уже были изго­тов­лены в металле, Ю. Н. Кош­кин при­нял реше­ние при­нять пред­ложен­ную кон­струкцию, кото­рая, в конеч­ном счете, и была уста­нов­лена на БН-600.

Помимо «атом­ных» про­ек­тов, Ю. Н. Кош­кин руко­во­дил про­из­вод­ством изде­лий других направ­ле­ний, таких как изде­лие «Антенна» — антенны радиопе­ленга­то­ров. Эти изде­лия были в сфере внима­ния С. П. Коро­лева, так как исполь­зо­ва­лось для кон­троля ско­ро­стей и углов движе­ния послед­ней ступени ракеты-носи­теля. Для обес­пе­че­ния точ­но­сти радиопе­ленгации к изде­лиям предъяв­ля­лись особо высо­кие тре­бо­ва­ния по чистоте поверх­но­стей и точ­но­сти геомет­ри­че­ских разме­ров.

Кол­леги отме­чали Юрия Нико­ла­е­вича как неор­ди­нар­ного и отзыв­чи­вого чело­века. Под­чи­нен­ные спе­ци­ально при­хо­дили к нему подпи­сы­вать отпуска, если их даты не совпа­дали с утвер­жден­ным графи­ком отпус­ков — Ю. Н. Кош­кин все­гда ста­рался пойти нав­стречу про­си­телю. Под­держка чело­века была его принци­пи­аль­ной позицией: когда на парт­со­бра­нии встал вопрос об исклю­че­нии из пар­тии комму­ни­ста, чьи пар­тий­ные документы были уте­ряны при ограб­ле­нии, Ю. Н. Кош­кин выступил с пред­ложе­нием выра­зить сочув­ствие потерпевшему и вос­ста­но­вить документы.

Послед­ним большим про­ек­том, кото­рый возглав­лял Ю. Н. Кош­кин, стал про­ект ЯППУ с реак­то­ром КН-3 для тяже­лого атом­ного ракет­ного крей­сера «Киров». Реше­ние по его стро­и­тельству было при­нято в 1969 году, и созда­ние ЯППУ было пору­чено ОКБМ. Крей­сер «Киров» был пере­дан флоту 30 декабря 1980 года.

Юрий Нико­ла­е­вич Кош­кин скон­чался 28 авгу­ста 1983 года. Похо­ро­нен в г. Горьком на Буг­ров­ском клад­бище.

Работа Ю. Н. Кош­кина на «атом­ном» поприще было высоко оце­нена руко­вод­ством страны. Помимо наград за уча­стие в созда­нии реак­тора «А» он также был удо­стоен Ста­лин­ской премии 1953 года за рас­чет­ные и экс­пе­римен­таль­ные работы по созда­нию реак­то­ров для про­из­вод­ства три­тия. В 1959 году он стал лау­ре­а­том Ленин­ской премии за «спе­ци­аль­ное изде­лие».

Среди его наград ордена Ленина (28.04.1963), Тру­до­вого Крас­ного Знамени (18.12.1951 и 26.04.1971) и «Знак Почета» (05.01.1944).


Библиография‍2