ГлавнаяПерсоналии → Ильюшин А. А.

Ильюшин Алексей Антонович(1911—1998)

учё­ный в обла­сти меха­ники сплош­ных сред, член-корр. АН СССР (1943), дей­стви­тель­ный член Ака­де­мии артил­ле­рий­ских наук (1947). В 1952—1953 — заме­сти­тель науч­ного руко­во­ди­теля и глав­ного кон­струк­тора КБ-11. Лау­реат Ста­лин­ской пре­мии (1948).

Алек­сей Анто­но­вич Илью­шин родился 7 (20 января) 1911 года в Казани, в семье слу­жа­щего тор­го­вой фирмы. Был седь­мым ребён­ком, стар­шие дети все были девочки.

В 1928 году Алек­сей окон­чил одну из луч­ших школ в Казани и подал заяв­ле­ние о поступ­ле­нии в Казан­ский уни­вер­си­тет, но при­нят не был из-за непро­ле­тар­ского про­ис­хож­де­ния. Чтобы полу­чить рабо­чий стаж, Алек­сей пол­тора года рабо­тал ста­ноч­ни­ком по дереву на судо­ре­монт­ном заводе «Крас­ный метал­лист». В 1929 году он посту­пил в Казан­ский уни­вер­си­тет, но уже в декабре этого года пере­велся на I курс физико-мате­ма­ти­че­ского факуль­тета МГУ. В 1930-1931 гг., про­ходя про­из­вод­ствен­ную прак­тику, он освоил сле­сарно-куз­неч­ное дело.

Науч­ная и инже­нер­ная работа нача­лась для А.А. Илью­шина вес­ной 1932 году в ЦАГИ им. проф. Н.Е. Жуков­ского. В ЦАГИ тогда изу­чали дина­мику слож­ной фигуры выс­шего пило­тажа «што­пора», нередко окан­чи­вав­ше­гося ава­рией. Про­чи­тав ста­тью Н.Е. Жуков­ского «Коле­ба­ния маят­ника о двух сте­пе­нях сво­боды», он пред­ло­жил свой метод опре­де­ле­ния тен­зора инер­ции само­лёта путем кача­ния само­лета с гру­зом и лет­чи­ками. Неза­у­ряд­ные каче­ства сту­дента были отме­чены, и его пере­вели в отдел Осо­бых кон­струк­ций ЦАГИ, где он, зани­ма­ясь поэле­мент­ными рас­че­тами лопа­стей несу­щего винта, име­ю­щих все три сте­пени сво­боды, обна­ру­жил суще­ствен­ные эффекты корио­ли­со­вых уско­ре­ний. Через год ему было при­сво­ено зва­ние инже­нера ЦАГИ.

В 1933 году А.А. Илью­шин напи­сал первую науч­ную работу о рас­чете лопа­стей авто­жира, с отли­чием защи­тил диплом по спе­ци­аль­но­сти «аэро­гид­ро­ме­ха­ника», посту­пил в аспи­ран­туру и одновре­менно стал асси­стен­том кафедры «Тео­рия упру­го­сти» мех­мата МГУ.

Летом 1934 года А.А. Илью­шин при­ду­мал аттрак­цион «Пара­бо­лоид чудес», кото­рый пред­ло­жил постро­ить на тер­ри­то­рии ЦПКО им. Горь­кого. Аттрак­цион пред­став­лял собой 10-мет­ро­вый шар дере­вянно-тро­со­вой кон­струк­ции, вра­ща­ю­щийся вокруг вер­ти­каль­ной оси. Изнутри это был точ­ный пара­бо­лоид с кону­со­об­раз­ной кры­шей. При ско­ро­сти 18 об./мин. начи­на­лись «чудеса»: люди стоят под раз­ными углами на сте­нах, при быст­ром изме­не­нии взгляда кру­жится голова, бро­шен­ный мяч кажется летя­щим по спи­рали и т.д. Аттрак­цион про­су­ще­ство­вал 4 года.

В 1935 году Алек­сей Илью­шин начал пре­по­да­ва­тель­скую дея­тель­ность в Мос­ков­ском уни­вер­си­тете чте­нием курса лек­ций «При­клад­ная тео­рия упру­го­сти». Одновре­менно он был назна­чен заве­ду­ю­щим лабо­ра­то­рией испы­та­ния мате­ри­а­лов, пре­об­ра­зо­ван­ной из лабо­ра­то­рии сопро­мата, и при­вле­чен к работе на пред­при­я­тиях обо­рон­ной про­мыш­лен­но­сти (кон­суль­тант Государ­ствен­ного союз­ного кон­струк­тор­ского бюро 47 Нар­ко­мата бое­при­па­сов).

В 1936 году А.А. Илью­шин защи­тил кан­ди­дат­скую дис­сер­та­цию «К вопросу о вязко-пла­стич­ном тече­нии мате­ри­ала», а в 1939 году — док­тор­скую дис­сер­та­цию «Дефор­ма­ция вязко-пла­стич­ного тела». В этих рабо­тах, каса­ю­щихся тече­ния вяз­ко­пла­сти­че­ского мате­ри­ала, он впер­вые внёс в тео­рию урав­не­ния рас­про­стра­не­ния тепла и тер­мо­ди­на­мику.

В 1938 году, одновре­менно с при­суж­де­нием сте­пени док­тора физико-мате­ма­ти­че­ских наук, Алек­сею Илью­шину было при­сво­ено зва­ние про­фес­сора МГУ по кафедре тео­рии упру­го­сти, а в мае 1940 года он полу­чил свой пер­вый орден «Знак почета» «за выда­ю­щи­еся работы, име­ю­щие круп­ное зна­че­ние для обо­роны».

В 1940 году он всту­пил в ВКП(б).

С нача­лом Вели­кой оте­че­ствен­ной войны и до эва­ку­а­ции в октябре 1941 года часть сту­ден­тов и пре­по­да­ва­те­лей мех­мата МГУ сфор­ми­ро­вала группу по охране зда­ний и оста­вав­ше­гося в Москве иму­ще­ства уни­вер­си­тета и гото­ви­лась к обо­роне Москвы в составе опол­че­ния. Во главе группы, назы­вав­шейся «бойцы пожарно-сто­ро­же­вой охраны», был про­фес­сор А.А. Илью­шин.

По при­казу упол­но­мо­чен­ного ГКО по науке С.В. Каф­та­нова 16 октября в 16-17 часов А.А. Илью­шин послед­ним соста­вом (меж­ду­на­род­ный вагон) выехал в Ашха­бад. В силу внут­рен­него про­те­ста А.А. Илью­шин схо­дит с поезда и на бук­сир­ном паро­ходе доби­ра­ется до Казани, где в эва­ку­а­ции нахо­дился Инсти­тут меха­ники Ака­де­мии наук во главе с ака­де­ми­ком Б.Г. Галер­ки­ным. Инсти­туту дан рад зада­ний от Коми­тета обо­роны, и среди них важ­ней­шее — лик­ви­ди­ро­вать сна­ряд­ный голод на фронте.

В начале войны поло­вина металла страны ухо­дила на бое­при­пасы, а боль­шое число сна­ря­дов по суще­ство­вав­шим к началу войны нор­мам при­ёмки отбра­ко­вы­ва­лось после их изго­тов­ле­ния. А.А. Илью­шин построил новую тео­рию про­ек­ти­ро­ва­ния и нор­ми­ро­ва­ния проч­но­сти оско­лочно-фугас­ных сна­ря­дов при выстреле. Он, в част­но­сти, допу­стил при выстреле пла­сти­че­ские дефор­ма­ции сна­ряда и упро­стил тех­но­ло­гию тер­мо­об­ра­ботки сна­ряда. Работы А.А. Илью­шина при­вели к огром­ной эко­но­мии сил, средств и мате­ри­а­лов при про­из­вод­стве сна­ря­дов, поз­во­лив суще­ственно уве­ли­чить их выпуск. А.А. Илью­шин сыг­рал огром­ную роль в моди­фи­ка­ции кон­струк­ций и тех­но­ло­гии про­из­вод­ства сна­ря­дов и ство­лов артил­ле­рий­ских ору­дий.

За годы войны А.А. Илью­шин выпол­нил мно­гие дру­гие важ­ные для фронта и Победы работы, такие как созда­ние и испы­та­ние тан­ко­вых бро­ней и авиа­бомб, инже­нер­ные рас­четы защит­ных соору­же­ний и др. Его заслуги были отме­чены: в 1943 году он был награж­ден бое­вым орде­ном «Крас­ной Звезды», а в 1944 году — меда­лью «За Обо­рону Москвы».

В 1943 году его избрали чле­ном-кор­ре­спон­ден­том Ака­де­мии наук СССР, а в 1947 году — дей­стви­тель­ным чле­ном Ака­де­мии артил­ле­рий­ских наук СССР.

В даль­ней­шем им была сфор­му­ли­ро­вана тео­рия упруго-пла­сти­че­ского рас­чёта артил­ле­рий­ских ство­лов (тер­мо­фрет­таж, тер­мо­уста­лость), вошед­шая в его моно­гра­фию «Пла­стич­ность» (1948 г.), полу­чив­шую Ста­лин­скую пре­мию пер­вой сте­пени.

В 1947-1950 гг. А.А. Илью­шин — науч­ный руко­во­ди­тель отдела, заме­сти­тель началь­ника по науч­ной работе (с 1949 г.) НИИ-88 (впо­след­ствии ЦНИИмаш) Мини­стер­ства общего маши­но­стро­е­ния СССР, зани­мав­ше­гося созда­нием оте­че­ствен­ной бал­ли­сти­че­ской ракеты. Здесь он раз­ра­бо­тал тео­рию обте­ка­ния тел сверх­зву­ко­вым пото­ком газа, при­вел про­блему к плос­кой задаче (гипо­теза плос­ких сече­ний) и полу­чил выра­же­ние дав­ле­ния потока газа на тело (1947 г.), зани­мался про­бле­мой панель­ного флат­тера при сверх­зву­ко­вом обте­ка­нии тон­ких плос­ких и кри­во­ли­ней­ных поверх­но­стей. В это же время им была сфор­му­ли­ро­вана задача созда­ния кры­ла­тых ракет.

В марте 1950 года его назна­чают рек­то­ром Ленин­град­ского уни­вер­си­тета.

В 1952 году рас­по­ря­же­нием Совета Мини­стров СССР от 15 фев­раля 1952 года А.А. Илью­шин был отко­ман­ди­ро­ван в рас­по­ря­же­ние Пер­вого глав­ного управ­ле­ния при Совете Мини­стров СССР и назна­чен заме­сти­те­лем глав­ного кон­струк­тора КБ-11 Мини­стер­ства сред­него маши­но­стро­е­ния СССР (РФЯЦ-ВНИИЭФ) в Арза­масе-16. Здесь он под­клю­чился к рабо­там по созда­нию ядер­ных заря­дов для сна­ря­дов. Им с кол­ле­гами, в част­но­сти, было пока­зано, что воз­можно созда­ние спе­ц­и­з­де­лия с наи­мень­шими габа­ри­тами в виде над­ка­ли­бер­ного сна­ряда с пере­хо­дом на прин­цип осе­вого обжа­тия. 25 мая 1953 года было про­ве­дено пер­вое поли­гон­ное испы­та­ние ядер­ного заряда МК 9 диа­мет­ром 280 мм, и к этому вре­мени было изго­тов­лено пер­вое спе­ци­аль­ное ору­дие, весив­шее 93 тонны.

В этот период А.А. Илью­шин раз­ра­бо­тал общую тео­рию пове­де­ния пла­сти­че­ских мате­ри­а­лов при малых и конеч­ных дефор­ма­циях, внеся в неё гипо­тезу мак­ро­фи­зи­че­ской опре­де­ли­мо­сти и посту­лат изо­тро­пии (1954 г.).

За время работы в КБ-11 он три­жды встре­чался с глав­ным кура­то­ром атом­ного про­екта Л.П. Берией. По сло­вам А.А. Илью­шина, тот глу­боко вни­кал в про­блемы, но был непре­кло­нен в изме­не­нии сро­ков изго­тов­ле­ния изде­лий: сде­ла­ете в срок — всем будут награды, не сде­ла­ете — будет всем тюрьма.

В КБ-11 он про­ра­бо­тал до сен­тября 1954 года, отка­зав­шись от долж­но­сти на лич­ной встрече с гене­раль­ным сек­ре­та­рем ЦК КПСС Н.С. Хру­ще­вым.

С 1954 по 1960 гг. А.А. Илью­шин воз­глав­лял Инсти­тута меха­ники АН СССР, где им был создан вычис­ли­тель­ный центр с совре­мен­ными ЭВМ. Он под­вер­гался идео­ло­ги­че­ским напад­кам за свои науч­ные тео­рии и по эти­че­ским сооб­ра­же­ниям отка­зался бал­ло­ти­ро­ваться в руко­во­ди­тели инсти­тута на тре­тий срок.

В шести­де­ся­тые годы науч­ная и педа­го­ги­че­ская дея­тель­ность А.А. Илью­шина в основ­ном была сосре­до­то­чена на руко­во­ди­мой им кафедре тео­рии упру­го­сти меха­нико-мате­ма­ти­че­ского факуль­тета МГУ. Создан­ный им кол­лек­тив кафедры в тече­ние мно­гих лет являлся цен­тром науч­ной мысли в целом ряде обла­стей меха­ники сплош­ной среды.

В 1964 году А.А. Илью­шин воз­гла­вил про­во­див­ши­еся в НИИ-88 работы в обла­сти проч­но­сти заря­дов твёр­дого топ­лива. В корот­кие сроки под его руко­вод­ством были выпу­щены нормы проч­но­сти и руко­вод­ства для кон­струк­то­ров. Для ана­лиза пове­де­ния мате­ри­а­лов при взры­вах он спро­ек­ти­ро­вал и построил ряд меха­ни­че­ских уско­ри­те­лей. Зани­мался оцен­кой проч­но­сти вяз­ко­упру­гих кон­струк­ций из напол­нен­ных поли­мер­ных мате­ри­а­лов. Для реше­ния задач тео­рии пла­стич­но­сти при про­из­воль­ном слож­ном нагру­же­нии А.А. Илью­шин пред­ло­жил прин­ци­пи­ально новый уни­вер­саль­ный метод СН-ЭВМ, в кото­ром алго­ритм после­до­ва­тель­ных при­бли­же­ний вклю­чает вычис­ли­тель­ные опе­ра­ции на ЭВМ и испы­та­ния стан­дарт­ных образ­цов на машине СН.

Необ­хо­димо отме­тить выда­ю­щийся вклад А.А. Илью­шина в реше­ние слож­ной про­блемы обес­пе­че­ния проч­но­сти кол­лек­то­ров паро­ге­не­ра­то­ров атом­ных элек­тро­стан­ций. В 1992 году он стал ини­ци­а­то­ром поста­новки ком­плекс­ной про­блемы, реше­ние кото­рой потре­бо­вало исполь­зо­ва­ния тех­но­ло­гий ракетно-кос­ми­че­ской тех­ники в инте­ре­сах народ­ного хозяй­ства. Одним из важ­ных фак­то­ров, поз­во­лив­ших разо­браться в при­чи­нах суще­ство­вав­ших ранее кон­цен­тра­ций напря­же­ний в кол­лек­то­рах, при­во­див­ших к частым ава­риям, было при­ме­не­ние тео­рии упру­го­пла­сти­че­ских про­цес­сов А.А. Илью­шина, что дало воз­мож­ность повы­сить надеж­ность кон­струк­ций. В резуль­тате про­ве­ден­ных работ были вне­сены кон­струк­тив­ные и тех­но­ло­ги­че­ские изме­не­ния, исклю­чив­шие ава­рии на паро­ге­не­ра­то­рах атом­ных стан­ций.

А.А. Илью­шин являлся бес­смен­ным пред­се­да­те­лем Совета АН СССР по про­бле­мам проч­но­сти и пла­стич­но­сти, сотруд­ни­чал в пра­ви­тель­ствен­ных экс­перт­ных комис­сиях, в редак­циях науч­ных жур­на­лов и сбор­ни­ков, в тече­ние мно­гих лет рабо­тал чле­ном Пре­зи­ди­ума ВАК СССР, чле­ном спец­сек­ций Коми­тета по Ленин­ским пре­миям при Совете Мини­стров СССР, чле­ном Гене­раль­ной ассам­блеи Меж­ду­на­род­ного союза по тео­ре­ти­че­ской и при­клад­ной меха­нике.

Заслуги А.А. Илью­шина в раз­ви­тии науки были отме­чены высо­кими пра­ви­тель­ствен­ными награ­дами. Он награж­ден двумя орде­нами Ленина (1971 г., 1986 г.), четырьмя орде­нами Тру­до­вого Крас­ного Зна­мени (1945 г., 1953 г., 1954 г., 1975 г.), орде­ном Крас­ной Звезды (1944 г.), двумя орде­нами «Знак Почета» (1940 г., 1961 г.), орде­ном Октябрь­ской рево­лю­ции (1981 г.) и меда­лями.

В 1995 году Уче­ный Совет Мос­ков­ского уни­вер­си­тета при­су­дил ему пре­мию им. М.В. Ломо­но­сова I сте­пени за цикл работ «Тео­рия упру­го­пла­сти­че­ских про­цес­сов: экс­пе­ри­мен­тально-тео­ре­ти­че­ские иссле­до­ва­ния». А.А. Илью­шин явля­ется одним из немно­гих про­фес­со­ров МГУ, чье имя при жизни было зане­сено на Золо­тую Доску Почета Мос­ков­ского уни­вер­си­тета.

Алек­сей Анто­но­вич Илью­шин скон­чался 31 мая 1998 года в г. Москве.