Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Персоналии /

Громов Борис Фёдорович

теп­лофи­зик, д. ф.- м. н., про­фес­сор. В 1951- 2001 рабо­тал в ФЭИ (в 1974- 1996 зам. дирек­тора инсти­тута по науч­ной работе). Ближайший помощ­ник и заме­сти­тель науч­ного руко­во­ди­теля А. И. Лейпун­ского, а после его смерти с 1972 по 2001 возглав­лял работы по созда­нию ЯЭУ с жид­коме­тал­ли­че­ским теп­ло­но­си­те­лем для ПЛА. Лау­реат Ленин­ской (1961) и Госу­дар­ствен­ной ( 1981) премий.
Громов Борис Фёдорович

Биография

Борис Фёдо­ро­вич Громов родился 11 мая 1927 в деревне Стреб­ково Рыбин­ского уезда Яро­слав­ской губер­нии в семье сельских учи­те­лей.

После окон­ча­ния 9-го класса он поступил в Рыбин­ский авиаци­он­ный тех­ни­кум на отде­ле­ние холод­ной обра­ботки метал­лов реза­нием. Во время учебы рабо­тал на Рыбин­ском авиаци­он­ном заводе.

В 1945 году, сдав экс­тер­ном экза­мены за 10-й класс, он поступил в Мос­ков­ский энерге­ти­че­ский инсти­тут на теп­лоэнерге­ти­че­ский факуль­тет. В 1947 году для подго­товки спе­ци­а­ли­стов для Атом­ного про­екта СССР в МЭИ созда­ется физико-энерге­ти­че­ский факуль­тет, куда пере­во­дили сту­ден­тов, имеющих хорошую успе­ва­емость и «благо­на­деж­ность». Так Б. Ф. Громов попал в пер­вый набор из 12 сту­ден­тов нового факуль­тета.

Диплом­ный про­ект, посвящен­ный высо­ко­темпе­ра­тур­ному газо­вому реак­тору, Б. Ф. Громов делал в Инсти­туте физи­че­ских про­блем. Однако в декабре 1950 года, когда диплом­ная работа была уже почти готова, реше­нием ПГУ он направ­ля­ется в Обнинск в Лабо­ра­то­рию «В» (ФЭИ) к А. И. Лейпун­скому, кото­рый пору­чает ему заняться реак­то­ром с жид­коме­тал­ли­че­ским теп­ло­но­си­те­лем (ЖМТ) для под­вод­ной лодки. Фак­ти­че­ски это была пер­вая работа, в кото­рой опре­де­лены основ­ные черты такой ЯЭУ: реак­тор на промежу­точ­ных нейтро­нах с берил­ли­е­вым замед­ли­те­лем и стерж­не­выми твэ­лами, двух­кон­тур­ная схема отвода тепла, пет­ле­вая компо­новка обо­ру­до­ва­ния пер­вого кон­тура, паро­тур­бин­ное пре­об­ра­зо­ва­ние энергии. После успеш­ной защиты диплом­ного про­екта (с отли­чием, спе­ци­аль­ность «инже­нер-физик») Б. Ф. Громов был рас­пре­де­лен в Лабо­ра­то­рию «В», при­ступив к работе в ней 2 авгу­ста 1951 года и про­должив нача­тые диплом­ной рабо­той иссле­до­ва­ния.

В 1952 году вышло поста­нов­ле­ние пра­ви­тельства о раз­вёр­ты­ва­нии в Совет­ском Союзе работ по созда­нию атом­ных под­вод­ных лодок (АПЛ), кото­рым на Лабо­ра­то­рию «В» воз­лага­лась обя­зан­ность по раз­ра­ботке реак­тора на сплаве сви­нец-вис­мут. К моменту выхода поста­нов­ле­ния, давшего рабо­там по созда­нию атом­ных под­вод­ных лодок госу­дар­ствен­ный при­о­ри­тет, в США заверша­лись работы по созда­нию АПЛ с ядерно-энерге­ти­че­скими уста­нов­ками (ЯЭУ) двух типов: с реак­то­ром на теп­ло­вых нейтро­нах, в кото­ром в каче­стве замед­ли­теля нейтро­нов и теп­ло­но­си­теля исполь­зо­ва­лась вода под дав­ле­нием, и реак­то­ром на промежу­точ­ных нейтро­нах, в кото­ром в каче­стве замед­ли­теля нейтро­нов исполь­зо­вался метал­ли­че­ский берил­лий, а в каче­стве теп­ло­но­си­теля — жид­кий натрий. В отли­чие от реше­ния, при­ня­того в США, А. И. Лейпун­ский в каче­стве жид­коме­тал­ли­че­ского теп­ло­но­си­теля для ЯЭУ атом­ных под­вод­ных лодок выбрал эвтек­ти­че­ский сплав свинца и вис­мута, несмотря на его худ­шие в срав­не­нии с натрием теп­лопе­ре­дающие свойства. Жизнь впо­след­ствии под­твер­дила пра­виль­ность этого выбора.

Борис Федо­ро­вич Громов быстро стал опо­рой А. И. Лейпун­ского в созда­нии реак­тор­ных уста­но­вок с жид­коме­тал­ли­че­ским теп­ло­но­си­те­лем. А. И. Лейпун­ский оста­но­вил свой выбор на Б. Ф. Громове как на своём пер­вом помощ­нике, а затем заме­сти­теле науч­ного руко­во­ди­теля направ­ле­ния, конечно, не слу­чайно. При­род­ные спо­соб­но­сти и тру­до­лю­бие, само­орга­ни­зо­ван­ность и дис­ци­плина, при­сущие Б. Ф. Громову, спо­соб­ство­вали этому выбору.

Работа по созда­нию ядер­ных энерге­ти­че­ских уста­но­вок с ЖМТ для АПЛ про­хо­дила в спе­ци­фи­че­ских усло­виях, кото­рые харак­те­ри­зо­ва­лись сжа­тыми дирек­тив­ными сро­ками, пол­ным отсут­ствием какого-либо оте­че­ствен­ного или зару­беж­ного опыта обраще­ния с жид­коме­тал­ли­че­ским теп­ло­но­си­те­лем сви­нец-вис­мут, высо­кой тре­бо­ва­тель­но­стью госу­дар­ствен­ных орга­нов в отноше­нии сро­ков выпол­не­ния и результа­тов про­во­димых работ, мак­симально возмож­ной финан­со­вой и орга­ни­за­ци­он­ной под­держ­кой госу­дар­ства. Это наложило свой отпе­ча­ток и на стиль работы Б. Ф. Громова как руко­во­ди­теля кол­лек­тива, наце­лен­ного на быст­рое и пра­виль­ное реше­ние задачи в усло­виях отсут­ствия доста­точ­ных зна­ний и опыта.

В 1954 году Б. Ф. Громов ста­но­вится заве­дующим лабо­ра­то­рией ФЭИ. В это время работы по созда­нию пер­вой совет­ской атом­ной под­вод­ной лодки шли пол­ным ходом. В январе 1959 года в ФЭИ был вве­ден в экс­плу­а­тацию пол­но­масштаб­ный стенд-про­то­тип реак­тор­ной уста­новки 27/ВТ, пред­на­зна­чен­ный для отра­ботки тех­но­логии жид­коме­тал­ли­че­ского теп­ло­но­си­теля, экс­плу­а­тация кото­рого выявила ряд важ­нейших про­блем. Кроме того, на стенде 27/ВТ в 60-х годах про­изошло несколько ава­рий с про­ли­вом радио­ак­тив­ного теп­ло­но­си­теля, что потре­бо­вало отра­ботки меропри­я­тий и средств защиты пер­со­нала от поло­ния, кото­рые в даль­нейшем были пере­не­сены и на под­вод­ную лодку.

Тем не менее, экс­плу­а­тация стенда 27/ВТ под­твер­дила принци­пи­аль­ную возмож­ность созда­ния АПЛ с ЖМТ.

В 1960 году за созда­ние принци­пи­ально новой ядерно-энерге­ти­че­ской уста­новки и про­ве­де­ние цикла иссле­до­ва­ний группа учё­ных, в числе кото­рых был и Б. Ф. Громов, была удо­сто­ена Ленин­ской премии. В 1961 году Б. Ф. Громов защищает кан­ди­дат­скую дис­сер­тацию и ста­но­вится кан­ди­да­том физико-матема­ти­че­ских наук.

В 1963 году в Севе­ро­двин­ске заверша­ется стро­и­тельство К-27 — пер­вой опыт­ной атом­ной под­вод­ной лодке про­екта 645 с двумя реак­то­рами на ЖМТ. Лодка успешно про­хо­дит госу­дар­ствен­ные испыта­ния и Пра­ви­тельствен­ная комис­сия, в состав кото­рой вхо­дит Б. Ф. Громов, при­нимает реше­ние о пере­даче ее ВМФ. Вскоре после этого лодка К-27 совершает рекорд­ный для того времени авто­ном­ный поход, про­ведя под водой без всплытия около двух месяцев. Во время вто­рого похода АПЛ скрытно про­хо­дит в Сре­ди­зем­ное море и только там поз­во­ляет обна­ружить себя аме­ри­кан­цам. В 1968 году после нескольких успеш­ных авто­ном­ных похо­дов в под­лёд­ные север­ные воды, эква­то­ри­аль­ные воды и Сре­ди­зем­ное море про­изошла ава­рия на реак­торе пра­вого борта, в результате кото­рой погибло несколько чело­век. Б. Ф. Громов взял ответ­ствен­ность за эту ава­рию на себя и выступил коор­ди­на­то­ром работ по улучше­нию реак­тора.

К этому времени он был уже дирек­то­ром отде­ле­ния ФЭИ, полу­чив это назна­че­ние в 1964 году. В 1966 году Б. Ф. Громов ста­но­вится док­то­ром физико-матема­ти­че­ских наук, полу­чив это зва­ние по сово­куп­но­сти работ, в 1968 году ему при­сва­и­ва­ется учё­ное зва­ние про­фес­сора.

В июне 1960 года спе­ци­аль­ное поста­нов­ле­ние ЦК КПСС дало старт новому про­екту АПЛ с реак­то­ром на жид­коме­тал­ли­че­ском теп­ло­но­си­теле — про­екту 705 лодки-«убийцы» под­вод­ных лодок и кораб­лей веро­ят­ного про­тив­ника. ФЭИ стал науч­ным руко­во­ди­те­лем созда­ния паро­про­из­во­дящей уста­новки для этой АПЛ. Госу­дар­ствен­ные ходо­вые испыта­ния пер­вой АПЛ про­екта 705 про­хо­дили в конце 1971 года, и по их заверше­нию лодку пере­дали флоту в опыт­ную экс­плу­а­тацию, а в начале 1972 года пере­вели на базу ВМФ. К сожа­ле­нию, после ряда ава­рий было при­нято реше­ние опыт­ную АПЛ не вос­ста­нав­ли­вать, и она была спи­сана из состава ВМФ, а про­ект под­вергся модер­ни­за­ции.

После смерти в авгу­сте 1972 года А. И. Лейпун­ского, Б. Ф. Громов стал заме­сти­те­лем дирек­тора ФЭИ, возгла­вив направ­ле­ние по тех­но­логии тяже­лого теп­ло­но­си­теля. По мере раз­вёр­ты­ва­ния работ по созда­нию ЯЭУ с ЖМТ всё большее число спе­ци­а­ли­стов ФЭИ раз­лич­ного профиля — физики-рас­чёт­чики и экс­пе­римен­та­торы, химики, теп­лофи­зики, гид­ро­ди­намики, мате­ри­а­ло­веды, раз­ра­бот­чики твэ­лов, инже­неры-экс­плу­а­таци­он­ники — ста­но­ви­лись участ­ни­ками про­во­димых совместно работ, искали ответы на появ­ляющи­еся вопросы. В этот период времени в ФЭИ по тема­тике свинцово-вис­му­то­вых реак­то­ров рабо­тало около 2500 чело­век.

В итоге был раз­ра­бо­тан тех­но­логи­че­ский процесс обра­ботки сплава сви­нец-вис­мут в ядерно-энерге­ти­че­ской уста­новке, создана спе­ци­аль­ная мобиль­ная транспор­та­бель­ная уста­новка реге­не­рации теп­ло­но­си­теля ТУР-1. Её исполь­зо­ва­ние на АПЛ про­ек­тов 705 и 705К ока­за­лось эффек­тив­ным и исклю­чило воз­ник­но­ве­ние ава­рий­ных ситу­аций. Кроме того, при непо­сред­ствен­ном уча­стии Б. Ф. Громова для реак­тор­ных уста­но­вок были раз­ра­бо­таны и внед­рены уни­каль­ные при­боры по акти­во­мет­рии, поз­во­лившие в соче­та­нии с тех­но­логией тяже­лого теп­ло­но­си­теля обес­пе­чить надеж­ную без­ава­рий­ную экс­плу­а­тацию ЯЭУ с ЖМТ. В даль­нейшем (1996 г.) эти тех­но­логии были защищены двумя патен­тами, автор­ство кото­рых реше­нием кол­лек­тива участ­ни­ков было отдано Б. Ф. Громову.

Всего в СССР было постро­ено семь лодок про­ек­тов 705 и 705 К. Они обла­дали рекордно высо­кой под­вод­ной ско­ро­стью (более 40 узлов) и манев­рен­но­стью, успешно выпол­нили несколько дли­тель­ных авто­ном­ных похо­дов. На разгон до пол­ного хода им тре­бо­ва­лось всего около 1 минуты, а на цир­ку­ляцию с раз­во­ро­том на 180° ей — 42 секунды. За ско­рост­ные каче­ства АПЛ про­екта 705 была даже зане­сена в 1993 году в книгу рекор­дов Гин­неса. В 1981 году за науч­ное руко­вод­ство созда­нием судо­вых энерге­ти­че­ских уста­но­вок для атом­ной под­вод­ной лодки про­екта 705 Б. Ф. Громов был удо­стоен Госу­дар­ствен­ной премии СССР.

Как насто­ящий уче­ный, Б. Ф. Громов не был орто­док­саль­ным про­тив­ни­ком «водя­ного» направ­ле­ния раз­ви­тия реак­то­ров для АПЛ. Глу­бо­кие зна­ния как положи­тель­ных, так и отрица­тель­ных сто­рон свойств уста­но­вок с раз­лич­ными теп­ло­но­си­те­лями поз­во­ляли ему оптимально решать вопросы их совершен­ство­ва­ния.

Он посто­янно выезжал для реше­ния воз­ни­кающих про­блем в кон­струк­тор­ские орга­ни­за­ции (ОКБ «Гид­ропресс» и ОКБМ), где велась раз­ра­ботка про­ек­тов РУ, в инсти­туты, где раз­ра­ба­ты­ва­лись топ­лив­ные и кон­струкци­он­ные мате­ри­алы (НИИ-9, ЦНИИ КМ «Проме­тей», ЦНИ­ИТМАШ), к кон­струк­то­рам атом­ных под­вод­ных лодок (СПМБМ «Мала­хит»), на судо­стро­и­тель­ные заводы в Севе­ро­двин­ске и Ленинграде, в НИТИ (Сос­но­вый Бор), где экс­плу­а­ти­ро­вался назем­ный стенд-про­то­тип, на базу ВМФ, экс­плу­а­ти­рующую атом­ные под­вод­ные лодки. Во всех этих орга­ни­за­циях Б. Ф. Громов обла­дал высо­ким авто­ри­те­том и поль­зо­вался большим уваже­нием, как у рядо­вых спе­ци­а­ли­стов, так и у руко­во­ди­те­лей.

В результате научно-иссле­до­ва­тельских работ, науч­ное руко­вод­ство кото­рыми послед­ние 30 лет осуществ­лял Б. Ф. Громов, в Рос­сии осво­ена уни­каль­ная, не имеющая миро­вых ана­логов ядер­ная энерге­ти­че­ская тех­но­логия (всего на АПЛ и назем­ных стен­дах экс­плу­а­ти­ро­ва­лось 12 реак­то­ров с общей нара­бот­кой 80 реак­торо-лет), имеющая большую пер­спек­тиву раз­ви­тия в граж­дан­ской ядер­ной энерге­тике. Среди таких работ можно назвать АЭС малой мощ­но­сти «Анг­стрем-П» (блочно-транспор­та­бель­ная), «Круиз-50» (пла­ву­чая), БРУС-150, СВБР-75/100.

В послед­ний период своей тру­до­вой дея­тель­но­сти Б. Ф. Громов возгла­вил работы по раз­ра­ботке и созда­нию пер­вой в мире жид­коме­тал­ли­че­ской свинцово-вис­му­то­вой мишени для про­тон­ного уско­ри­теля в США. Мишен­ный комплекс, изго­тов­лен­ный ОКБ «Гид­ропресс», успешно прошел теп­логид­рав­ли­че­ские испыта­ния в ФЭИ.

В повсе­днев­ной жизни Бориса Федо­ро­вича Громова отли­чали интел­ли­гент­ность и уважи­тель­ное отноше­ние к окружающим, неза­ви­симо от их ста­туса и харак­тера. При этом ему сопут­ство­вала высо­кая ответ­ствен­ность за пору­чен­ное дело, кото­рая порой тре­бо­вала опре­де­лен­ной жест­ко­сти.

Говоря о Б. Ф. Громове, нельзя не отме­тить его увле­че­ния волей­бо­лом, где он имел пер­вый раз­ряд, играл за сбор­ную команду Обнин­ска по волей­болу, в составе кото­рой был чемпи­о­ном Калуж­ской обла­сти и при­зё­ром зональ­ных сорев­но­ва­ний РСФСР. К сожа­ле­нию, в пол­ной мере его спор­тив­ный талант так и не рас­крылся, так как, выби­рая между спор­том и нау­кой, он выбрал науку. Б. Ф. Громов при­нимал актив­ное уча­стие в лыж­ных крос­сах, увле­чённо соби­рал грибы, ходил в турпо­ходы, что помогало выдержи­вать большие эмоци­о­наль­ные нагрузки.

Б. Ф. Громов являлся заме­сти­те­лем пред­се­да­теля двух дис­сер­таци­он­ных сове­тов ФЭИ, чле­ном дис­сер­таци­он­ного совета НИКИЭТ, чле­ном секции судо­вых ядер­ных энерге­ти­че­ских уста­но­вок НТС Мина­тома и Экс­перт­ного совета ВАК. Он вёл большую обще­ствен­ную работу в выбор­ных орга­нах.

Его тру­до­вая дея­тель­ность высоко оце­нена госу­дар­ством. Он был удо­стоен зва­ния лау­ре­ата Ленин­ской и Госу­дар­ствен­ной премий, два­жды награж­ден орде­нами Тру­до­вого Крас­ного Знамени, меда­лями. Ему при­сво­ено почёт­ное зва­ние Заслужен­ного дея­теля науки и тех­ники Рос­сийской Феде­рации. Он являлся чле­ном Нью-Йорк­ской Ака­демии наук.

Б. Ф. Громов скон­чался 9 июня 2001 года.


Библиография‍11