Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Персоналии /

Эсакия Николай Михайлович

госу­дар­ствен­ный дея­тель, гене­рал-дирек­тор пути и стро­и­тельства (1943). В Атом­ном про­екте СССР с 1946. В 1946-1950 один из руко­во­ди­те­лей САО «Вис­мут», в 1950–1960 руко­во­ди­тель стро­и­тельства горно-хими­че­ского ком­би­ната в г. Желез­ногор­ске (г. Крас­но­ярск-26). Герой Соци­а­ли­сти­че­ского Труда (1949), лау­реат Ста­лин­ской (1949) и Ленин­ской премий (1958).
Эсакия Николай Михайлович

Биография

Нико­лай Михай­ло­вич Эса­кия родился 6 ноября 1906 года в городе Поти Кута­ис­ской губер­нии (Гру­зия) в семье рево­люци­о­нера Миха­ила Вис­са­ри­о­но­вича Эса­кия.

В 1931 году Н. М. Эса­кия окон­чил поли­тех­ни­че­ский факуль­тет Тби­лис­ского госу­дар­ствен­ного уни­вер­си­тета, учился также в Мос­ков­ской гор­ной ака­демии. В 1931-1933 гг. рабо­тал инже­не­ром сна­чала на бари­то­вых место­рож­де­ниях в Гру­зин­ской ССР, затем в про­ект­ной орга­ни­за­ции «Закгоспро­ект» (Тби­лиси).

С 1933 года Н. М. Эса­кия рабо­тал в Москве на стро­и­тельстве Мос­ков­ского мет­ропо­ли­тена. Он начи­нал свою тру­до­вую биографию смен­ным инже­не­ром на стро­и­тельстве станции «Крас­ные ворота». В конце 1930-х годов был уже началь­ни­ком стро­и­тельства станций мет­ропо­ли­тена «Крас­ные Ворота», «Мая­ков­ская» и «Ново­сло­бод­ская», не имевших ана­логов в инже­нер­ной прак­тике 1930-1940-х гг.

В начале Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны в 1941-1942 гг. Н. М. Эса­кия выпол­нял особо важ­ное пра­ви­тельствен­ное зада­ние в городе Куй­бышеве (ныне Самара) по стро­и­тельству комплекса под­зем­ного узла управ­ле­ния Вооружён­ными Силами, в кото­ром также должно было при необ­хо­димо­сти рас­по­лагаться пра­ви­тельство СССР и Ставка Вер­хов­ного Глав­но­ко­ман­до­ва­ния во главе с И. В. Ста­ли­ным.

Затем непро­должи­тель­ное время он возглав­ляет шахту в г. Узло­вая.

В 1943-1945 гг. Н. М. Эса­кия — заме­сти­тель началь­ника Глав­тон­нельстроя. В этот период наряду с про­долже­нием работы по стро­и­тельству Мос­ков­ского мет­ропо­ли­тена Н. М. Эса­кия руко­во­дил сооруже­нием сверх­слож­ной трассы тон­не­лей и широ­ко­ко­лей­ной желез­ной дороги на участке Сухуми-Гагра, сыг­равшей важ­ную роль в обо­роне Кав­каза; вос­ста­но­ви­тель­ными рабо­тами на тон­не­лях и других объек­тах желез­но­до­рож­ного а автомо­биль­ного транспорта на осво­бож­дён­ных тер­ри­то­риях. Неоце­нимый вклад он внес в вос­ста­нов­ле­ние в рекорд­ные сроки раз­ру­шен­ных фаши­стами шахт, мостов, тон­не­лей. Под его руко­вод­ством для уско­ре­ния доставки гру­зов совет­ским вой­скам на южном участке совет­ско-герман­ского фронта были постро­ены несколько тон­не­лей на Чер­номор­ской желез­ной дороге. Эта линия, стро­ивша­яся много лет, была завершена в ходе войны и имела большое стра­теги­че­ское зна­че­ние.

29 июля 1945 года Поста­нов­ле­нием Совета Народ­ных Комис­са­ров СССР «О при­сво­е­нии пер­со­наль­ных зва­ний высшему начальствующему составу желез­но­до­рож­ного транспорта» Эса­кия Нико­лаю Михай­ло­вичу было при­сво­ено зва­ние гене­рал-дирек­тора пути и стро­и­тельства 3-го ранга.

5 октября 1946 года Поста­нов­ле­нием Совета Мини­стров СССР «О раз­ви­тии добычи вис­мута и кобальта на тер­ри­то­рии Сак­со­нии (в совет­ской зоне оккупации Герма­нии)» Н. М. Эса­кия был назна­чен заме­сти­те­лем началь­ника Сак­сон­ского гор­ного управ­ле­ния по горно-капи­таль­ным рабо­там и стро­и­тельству (на время про­из­вод­ства работ Мет­ро­строем). Этим же поста­нов­ле­нием предпри­я­тию уста­нав­ли­ва­ется пер­вый план добычи руд вис­мута и кобальта. Так нача­лась его работа в совет­ском Атом­ном про­екте.

В Герма­нии Н. М. Эса­кия руко­во­дил горно-капи­таль­ными и гор­нопро­ход­че­скими рабо­тами. На кол­лек­тив Сак­сон­ского гор­ного управ­ле­ния (СГУ) совет­ским пра­ви­тельством воз­лага­лось реше­ние важ­нейшей задачи — добыча урана для атом­ного про­екта. В то время поиски руд­ных место­рож­де­ний урана в СССР только раз­во­ра­чи­ва­лись, и Руд­ные горы Сак­со­нии явля­лись фак­ти­че­ски един­ствен­ным источ­ни­ком его промыш­лен­ного полу­че­ния. Несмотря на пес­си­ми­сти­че­ские оценки, совет­ским гео­логам уда­лось выявить ряд пер­спек­тив­ных место­рож­де­ний, на неко­то­рых из кото­рых содер­жа­ние урана в руде дохо­дило до 40 %. На их базе в 1947 году было создано совет­ское акци­о­нер­ное обще­ство «Вис­мут» (с 1953 года — Совет­ско-Герман­ское акци­о­нер­ное обще­ство «Вис­мут»), в кото­ром Н. М. Эса­кия занял пост заме­сти­теля дирек­тора и руко­во­ди­теля шахтно-стро­и­тель­ных работ.

Только за период 1946-1950 гг. САО «Вис­мут» поста­вило в СССР на усло­виях репа­раци­он­ных пла­тежей почти 2,5 тыс. тонн ура­но­вой руды, в то время как на всех руд­ни­ках страны было добыто чуть больше 1 тыс. тонн. Таким обра­зом, именно уран, добытый САО «Вис­мут», служил основ­ным топ­ли­вом пер­вого промыш­лен­ного реак­тора «А», из кото­рого затем извле­кался плу­то­ний для пер­вого совет­ского атом­ного заряда.

После успеш­ного испыта­ния пер­вой атом­ной бомбы РДС-1 Ука­зом Пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета СССР от 29 октября 1949 года «О при­сво­е­нии зва­ния Героя соци­а­ли­сти­че­ского труда науч­ным, инже­нерно-тех­ни­че­ским и руко­во­дящим работ­ни­кам научно-иссле­до­ва­тельских, кон­струк­тор­ских орга­ни­за­ций и промыш­лен­ных предпри­я­тий» за исклю­чи­тель­ные заслуги перед госу­дар­ством при выпол­не­нии спе­ци­аль­ного зада­ния Эса­кия Нико­лаю Михай­ло­вичу при­сво­ено зва­ние Героя Соци­а­ли­сти­че­ского Труда с вру­че­нием ордена Ленина и золо­той медали «Серп и Молот». Также Н. М. Эса­кию была при­суж­дена Ста­лин­ская премия пер­вой степени.

26 фев­раля 1950 года выхо­дит Поста­нов­ле­ние СМ СССР «О ком­би­нате 815», кото­рое дает старт стро­и­тельству ком­би­ната 815 (будущий Горно-хими­че­ский ком­би­нат), пред­на­зна­чен­ного для про­из­вод­ства тел­лура-120 (так в докумен­тах атом­ного про­екта назы­вался плу­то­ний). В целях обес­пе­че­ния надёж­ного укрытия от авиации веро­ят­ного про­тив­ника ком­би­нат стро­ился в толще Атама­нов­ского кряжа Саян­ских гор с заглуб­ле­нием не менее 200-230 м. Этим же поста­нов­ле­нием Н. М. Эса­кия осво­бож­дался от долж­но­сти заме­сти­теля гене­раль­ного дирек­тора АО «Вис­мут» и назна­чался заме­сти­те­лем началь­ника стро­и­тельства ком­би­ната (Управ­ле­ние стро­и­тельства № 944).

Н. М. Эса­кия при­бы­вает на ком­би­нат в конце авгу­ста 1950 года и с 1 сен­тября при­ступает к работе, сразу вни­кая в суть дела. Высо­кая эру­диция, тех­ни­че­ская грамот­ность, бога­тый опыт веде­ния гор­ных работ поз­во­лили ему бук­вально в счи­тан­ные дни орга­ни­зо­вать гор­нопро­ход­че­ские работы. Непо­сред­ственно в гор­ных выра­бот­ках он бывал 3-4 раза в неделю. В каске, дож­де­вике и рези­но­вых сапогах он шагал по мок­рым от грун­то­вых вод шахт­ным кори­до­рам, про­во­дил на местах опе­ра­тивки, лично кон­тро­ли­ро­вал сдачу объек­тов. Выступая 30 октября 1950 года на засе­да­нии НТС ПГУ, Н. М. Эса­кия докла­ды­вал, что общая про­тяжен­ность гори­зон­таль­ных выра­бо­ток в горах состав­ляет более 30 км при ско­ро­сти про­ходки 45-48 мет­ров в месяц.

Пер­вый год ока­зался самым труд­ным для гор­ня­ков — в зиму про­ход­че­ские работы велись при темпе­ра­туре до— 50 0С, воен­ные стро­и­тели жили в палат­ках, заклю­чен­ные — в сбор­ных щито­вых домах. Одно­временно с нача­лом про­ходки гор­ных выра­бо­ток велось обу­стройство тер­ри­то­рии шахт­ной поверх­но­сти: укла­ды­ва­лись узко­ко­лейки, стро­и­лись компрес­сор­ные, велось стро­и­тельство арма­тур­ного и меха­ни­че­ского цехов, под­соб­ных и хозяйствен­ных помеще­ний. О ходе работ руко­во­ди­тели Управ­ле­ния стро­и­тельства № 944 еже­дневно докла­ды­вали в Пер­вое глав­ное управ­ле­ние по теле­фон­ной связи «ВЧ».

Поста­нов­ле­нием Совмина СССР от 27 авгу­ста 1951 года из Управ­ле­ния стро­и­тельства № 944 выде­ля­ется само­сто­я­тель­ная орга­ни­за­ция — Гор­ное управ­ле­ние в составе Глав­тон­нельмет­ро­строя Мини­стер­ства путей сообще­ния СССР. Её началь­ни­ком назна­чают Н. М. Эса­кия.

Под его руко­вод­ством гор­ня­ками был выпол­нен огром­ный объём работ. Общая про­тяжен­ность и площадь выпол­нен­ных на глу­бине свыше 200 мет­ров дорог, цехов, реак­тор­ных залов и пере­хо­дов в несколько раз пре­вышают современ­ные пока­за­тели Мос­ков­ского мет­ропо­ли­тена. Неко­то­рые про­из­вод­ствен­ные помеще­ния достигали высоты 72 метра и длину до 105 мет­ров. Общий объём выну­той гор­ной породы соста­вил более 15 млн кубомет­ров. На стро­и­тельстве рабо­тали несколько десят­ков тысяч заклю­чён­ных, рабо­чих и спе­ци­а­ли­стов.

Н. М. Эса­кия знал по имени всех руко­во­ди­те­лей под­раз­де­ле­ний, как граж­дан­ских, так и воен­ных. Сте­ной стоял за инте­ресы сво­его кол­лек­тива и всеми силами стремился улучшить про­из­вод­ствен­ные и быто­вые усло­вия для своих людей. Так, по его насто­я­нию в 1953 году для Гор­ного управ­ле­ния были закуп­лены швед­ские перфо­ра­торы «Атлас-Копка», поз­во­ляющие бурить с водой с пнев­мопод­ста­вок. До этого гор­няки при­ме­няли перфо­ра­торы с воз­душ­ной про­дув­кой, так что в забое сто­яла пыль стол­бом, и после смены рабо­чие выхо­дили с ног до головы покрытые слоем серой взвеси. Кроме того, по прямому ука­за­нию Н. М. Эса­кии в нару­ше­ние всех «сек­рет­ных» инструкций в про­из­вод­ствен­ной зоне был открыт кинок­луб, где гор­няки про­во­дили собра­ния и смот­рели фильмы.

При необ­хо­димо­сти Н. М. Эса­кия не чурался исполь­зо­вать факт сво­его род­ства с кура­то­ром Атом­ного про­екта Л. П. Берия (они были женаты на сест­рах). Во время спор­ных ситу­аций на опе­ра­тив­ных совеща­ниях в Гор­ном управ­ле­нии из уст Н.М.Эса­кии нередко можно было услышать угрозу позво­нить Берии, так что спо­рить с ним могли только самые без­башен­ные.

28 июля 1953 года Н. М. Эса­кию при­сва­и­ва­ется зва­ние гене­рал-дирек­тор пути и стро­и­тельства 2-го ранга.

Между тем стро­и­тельство основ­ных объек­тов ком­би­ната шло с отста­ва­нием сро­ков. Годо­вой план 1954 года был выпол­нен на 98,3 %, 1955 года — на 93,2 %. Опыта стро­и­тельства огром­ных под­зем­ных камер в оте­че­ствен­ной прак­тике не было, и неко­то­рые спе­ци­а­ли­сты выска­зы­вали опа­се­ния, что гор­ное дав­ле­ние может при­ве­сти к их схлопы­ва­нию. В шахте реак­тора стали срочно сооружать мощ­ные защит­ные попе­реч­ные стены из тяже­лого бетона, кото­рые одно­временно выпол­няли рас­пор­ные функции.

Нако­нец в авгу­сте 1958 года стро­и­тельство пер­вого реак­тора АД подошло к концу, и нача­лась загрузка в актив­ную зону ядер­ного топ­лива. 28 авгу­ста был подпи­сан акт о готов­но­сти, и начался подъем мощ­но­сти реак­тора. В 16 часов 47 минут теп­ло­вая мощ­ность достигла 260 МВт, тем самым реак­тор АД и Горно-хими­че­ский ком­би­нат вступил в строй действующих предпри­я­тий страны. В этом, несо­мненно, была заслуга и Н. М. Эса­кия.

Н. М. Эса­кия был руко­во­ди­те­лем высшего класса — строгий, спра­вед­ли­вый, внима­тель­ный ко всем запро­сам работ­ни­ков, отзыв­чи­вый, пре­красно вла­деющий тех­но­логией веде­ния гор­нопро­ход­че­ских работ. Ему уда­лось создать моно­лит­ный кол­лек­тив гор­ня­ков, успешно выпол­нивших ответ­ствен­ное зада­ние пра­ви­тельства, построив уни­каль­ный под­зем­ный ком­би­нат.

Н. М. Эса­кия быстро ори­ен­ти­ро­вался в кри­ти­че­ских ситу­ациях. По край­ней мере, два­жды он давал команду выво­дить людей из камер, а кото­рых обна­ружи­ва­лись трещины, и через час про­ис­хо­дило их обру­ше­ние. Его инту­иция и огром­ный опыт не раз спа­сали людям жизнь.

18 июля 1960 года, когда основ­ной объем гор­ных работ был выпол­нен, Н. М. Эса­кия отзы­вают в Москву и назна­чают заме­сти­те­лем началь­ника Глав­тон­нельмет­ро­строя Мини­стер­ства транспорт­ного стро­и­тельства СССР. Затем, с 1970 по 1973 гг. он возглав­ляет стро­и­тельство Ингури ГЭС, а затем до послед­них дней своей жизни, живя в Тби­лиси, он рабо­тал кон­сультан­том и глав­ным тех­но­логом Тби­л­тон­нельстроя. На этой долж­но­сти Н. М. Эса­кия ока­зы­вал большую помощь в стро­и­тельстве Тби­лис­ского мет­ропо­ли­тена.

Н. М. Эса­кия изби­рался делега­том XXIV съезда КПСС (1971 г.), XXIV съезда Компар­тии Гру­зии (1971 г.); депу­та­том Вер­хов­ного Совета Гру­зин­ской ССР 8-го созыва (1971-1975 гг.), Желез­ногор­ского город­ского совета депу­та­тов тру­дящихся, был чле­ном город­ского коми­тета КПСС.

Дея­тель­ность Нико­лая Михай­ло­вича Эса­кия была высоко оце­нена руко­вод­ством страны. Он награж­дён 3 орде­нами Ленина (02.06.1944; 29.10.1949; 07.03.1962), орде­нами Оте­че­ствен­ной войны 1-й степени (29.07.1945), Тру­до­вого Крас­ного Знамени (20.04.1971), «Знак Почёта» (08.05.1942), меда­лями. Помимо Ста­лин­ской премии, Н. М. Эса­кия удо­стоен Ленин­ской премии и почет­ных зва­ний «Заслужен­ный стро­и­тель РСФСР» и «Заслужен­ный инже­нер Гру­зин­ской ССР».

Нико­лай Михай­ло­вич Эса­кия умер в апреле 1987 года (сообще­ние о смерти опуб­ли­ко­вано 14-го числа).


Библиография‍5