ГлавнаяПерсоналии → Бортников И. Н.

Бортников Иван Николаевич(1912—1978)

инже­нер, на пред­при­я­тиях атом­ной про­мыш­лен­но­сти с 1947. В 1958—1978 дирек­тор Элек­тро­хи­ми­че­ского завода в городе Крас­но­ярск-45, Герой Соци­а­ли­сти­че­ского Труда (1970). Два­жды лау­реат Государ­ствен­ной пре­мии СССР (1951, 1967).

Иван Нико­ла­е­вич Борт­ни­ков родился 31 авгу­ста 1912 года в селе Волч­ково Пен­зен­ской обла­сти в кре­стьян­ской семье. И, как все сель­ские дети, Иван с ран­него дет­ства был при­учен к труду, начав тру­до­вую дея­тель­ность в кол­хозе род­ного села.

В 1927—1930 гг. И. Борт­ни­ков учился в школе фаб­рично-завод­ского уче­ни­че­ства (ФЗУ) при заводе № 50 в Пензе, там же закон­чил в 1934 году тех­ни­кум. По рас­пре­де­ле­нию И. Борт­ни­кова напра­вили в г. Куй­бы­шев (Самара) на завод кино­ап­па­ра­туры, где он рабо­тал тех­ни­ком-нор­ми­ров­щи­ком, а затем масте­ром. В Куй­бы­шеве он посту­пил на заоч­ное отде­ле­ние маши­но­стро­и­тель­ного инсти­тута на спе­ци­аль­ность «станки, инстру­менты и холод­ная обра­ботка метал­лов». Завер­шил выс­шее обра­зо­ва­ние в 1940 году уже в Ростове-на-Дону, куда был пере­ве­ден инсти­тут.

В 1940 году по рас­пре­де­ле­нию моло­дого спе­ци­а­ли­ста напра­вили в Ниж­ний Тагил на зна­ме­ни­тый Урал­ва­гон­за­вод, где он про­ра­бо­тал сна­чала масте­ром, а затем меха­ни­ком цеха.

В 1947 году И.Н. Борт­ни­кова в порядке моби­ли­за­ции коман­ди­руют в Сверд­ловск-44 (Ново­уральск) на стро­я­щийся ком­би­нат № 813 на долж­ность началь­ника ремонтно-меха­ни­че­ского цеха. Затем его назна­чают началь­ни­ком отдела, а затем глав­ным меха­ни­ком ком­би­ната. И.Н. Борт­ни­ков при­ни­мал непо­сред­ствен­ное уча­стие в мон­таже тех­но­ло­ги­че­ского обо­ру­до­ва­ния и осво­е­нии тех­но­ло­гии пер­вого газо­диф­фу­зи­он­ного завода (Д-1) и полу­че­нии обо­га­щен­ного урана для атом­ного ору­жия. Здесь осо­бенно про­яви­лись его дело­вые и орга­ни­за­тор­ские спо­соб­но­сти.

В апреле 1958 года по при­казу Мини­стер­ства сред­него маши­но­стро­е­ния СССР И.Н. Борт­ни­ков был назна­чен дирек­то­ром стро­я­ще­гося в Крас­но­яр­ске-45 сек­рет­ного пред­при­я­тия п/я 285, кото­рое позд­нее было пере­име­но­вано в Элек­тро­хи­ми­че­ский завод — обо­рон­ное пред­при­я­тия по про­из­вод­ству ору­жей­ного урана.

К этому вре­мени на объ­екте были выпол­нены пер­во­оче­ред­ные задачи по стро­и­тель­ству пром­пло­щадки, города и ТЭЦ, начата ком­плек­та­ция аппа­рата адми­ни­стра­ции завода и управ­ле­ния стро­и­тель­ства, отде­лов, цехов, под­раз­де­ле­ний и служб ЭХЗ, появи­лись пер­вые жилые дома и город­ские объ­екты, под­ве­дена желез­но­до­рож­ная ветка от Транс­сиба для доставки стро­и­тель­ных гру­зов.

Завод стро­ился удар­ными тем­пами, про­мыш­лен­ные объ­екты вво­ди­лись по жест­кому гра­фику пус­ко­вого мини­мума. Стро­и­тель­ство шло под лич­ным кон­тро­лем мини­стра сред­него маши­но­стро­е­ния Е.П. Слав­ского и началь­ника 4-го Глав­ного управ­ле­ния А.Д. Зве­рева.

Посте­пенно Иван Нико­ла­е­вич начи­нает брать под крыло завода жиз­ненно важ­ные орга­ни­за­ции, кото­рые до этого были под­чи­нены стройке. Сна­чала это был ОРС, потом вре­мен­ная АТС. Ста­но­вятся завод­скими капи­таль­ные зда­ния дет­ских дошколь­ных учре­жде­ний.

Поскольку по про­фес­сии И.Н. Борт­ни­ков был меха­ник, то тон­ко­стей тех­но­ло­гии нового для него обо­га­ти­тель­ного про­из­вод­ства он не знал, но все­гда инте­ре­со­вался нюан­сами, не боясь про­де­мон­стри­ро­вать спе­ци­а­ли­стам свое незна­ние.

Рабо­тать с Ива­ном Нико­ла­е­ви­чем было и тяжело, и легко. Он тре­бо­вал жест­кой дис­ци­плины. Но на таком про­из­вод­стве иначе нельзя — малей­шая оплош­ность может плохо кон­читься. Но вот при­казы о нака­за­нии он редко изда­вал. Быст­рее при­гла­сит к себе и отру­гает, а при­ка­зами не зло­упо­треб­лял.

И.Н. Борт­ни­ков знал, как немно­го­чис­ленны насто­я­щие спе­ци­а­ли­сты по основ­ному про­из­вод­ству, и как трудно их уго­во­рить оста­вить обжи­тые места и поехать в какую-то незна­ко­мую Сибирь. Посто­янно рабо­тал над тем, как сде­лать такой пере­езд для них при­вле­ка­тель­ным. И он нашел нуж­ную моти­ва­цию, уде­ляя очень боль­шое вни­ма­ние стро­и­тель­ству жилья для буду­щих спе­ци­а­ли­стов. Они почти сразу полу­чали бла­го­устро­ен­ные квар­тиры, чего не было у них на преж­нем месте, где люди ста­рели, так и не полу­чив насто­я­щие чело­ве­че­ские усло­вия жизни. Любой спе­ци­а­лист, будь то про­из­вод­ствен­ник или врач, необ­хо­ди­мый в дан­ный момент, мог быть уве­рен­ным, что скоро полу­чит квар­тиру.

Завод свой он любил до само­заб­ве­ния. Забо­тился о высо­кой куль­туре про­из­вод­ства. Сам по нескольку раз обсле­до­вал каж­дый зако­улок, каж­дый уго­лок цехов и про­из­водств. Все было дове­дено до блеска.

30 октября 1962 года на ЭХЗ вве­дена в экс­плу­а­та­цию пер­вая оче­редь газо­диф­фу­зи­он­ных машин по про­из­вод­ству изо­то­пов урана. В 18 часов было подано напря­же­ние на ком­прес­соры пер­вых бло­ков обо­ру­до­ва­ния. Первую кнопку подачи напря­же­ния нажал дирек­тор И.Н. Борт­ни­ков, вто­рую — глав­ный инже­нер В.П. Сер­геев, далее по рангу — руко­во­ди­тели цеха и служб. При пуске пер­вой оче­реди при­сут­ство­вали в пол­ном составе глав­ков­ская и завод­ская комис­сии, про­во­див­шие неза­ви­си­мые ком­плекс­ные про­верки всего пус­ко­вого мини­мума.

С этого дня темпы стро­и­тель­ства завода стре­ми­тельно вырас­тают. Даль­ней­ший пуск диф­фу­зи­он­ного обо­ру­до­ва­ния про­хо­дил в напря­жен­ном ритме непре­рывно, по мере выпол­не­ния стро­и­тель­ных, мон­таж­ных, пус­ко­на­ла­доч­ных работ, и был закон­чен в апреле 1964 года.

Однако диф­фу­зи­он­ное обо­ру­до­ва­ние потреб­ляло слиш­ком много энер­гии. К этому вре­мени спе­ци­а­ли­стами Киров­ского завода были изго­тов­лены пер­вые пар­тии газо­вых цен­три­фуг, гораздо более эко­но­мич­ных в экс­плу­а­та­ции.

Пуск пер­вых бло­ков газо­вых цен­три­фуг на ЭХЗ состо­ялся 2 июня 1964 года. Пер­вые блоки были запу­щены в работу в тор­же­ствен­ной обста­новке с уча­стием дирек­тора завода И.Н. Борт­ни­кова, глав­ного инже­нера В.П. Сер­ге­ева, всего состава Государ­ствен­ной при­ем­ной комис­сии Мин­сред­маша. В 10.35 Иван Нико­ла­е­вич Борт­ни­ков пере­ре­зал сим­во­ли­че­скую лен­точку, откры­вая путь к щиту пита­ния сек­ции, и пово­ро­том ключа подал рабо­чее напря­же­ние. Газо­вые цен­три­фуги стали наби­рать обо­роты. В работу они были вклю­чены 4 июня 1964 г. С этого момента на ЭХЗ пошел про­цесс раз­де­ле­ния изо­то­пов урана на газо­вых цен­три­фу­гах.

8 марта 1970 года на ЭХЗ вклю­чи­лись в работу послед­ние блоки тех­но­ло­ги­че­ского обо­ру­до­ва­ния зда­ния № 904, пред­при­я­тие вышло на про­ект­ную мощ­ность. Это был уни­каль­ный завод с ком­плек­сом всех необ­хо­ди­мых зда­ний и соору­же­ний, с раз­вер­ну­той инфра­струк­ту­рой, обес­пе­чи­ва­ю­щей работу основ­ного про­из­вод­ства.

Ука­зом Пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета СССР 15 сен­тября 1970 г. за осво­е­ние и внед­ре­ние новой тех­ники кол­лек­тив завода награж­ден орде­ном Тру­до­вого Крас­ного Зна­мени. Дирек­тору ЭХЗ И.Н. Борт­ни­кову за боль­шие тру­до­вые успехи и досроч­ное выпол­не­ние спе­ци­аль­ного государ­ствен­ного зада­ния по созда­нию обо­рон­ного пред­при­я­тия и бла­го­устро­ен­ного города ука­зом Пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета СССР от 24 декабря 1970 года при­сво­ено зва­ние Героя Соци­а­ли­сти­че­ского Труда с вру­че­нием ордена Ленина и золо­той медали «Серп и Молот».

Когда основ­ные мощ­но­сти на пред­при­я­тии были вве­дены, каза­лось бы, дирек­тору можно было почи­вать на лав­рах. Однако Иван Нико­ла­е­вич Борт­ни­ков ни на йоту не осла­бил сво­его вни­ма­ния к нуж­дам горо­жан. Он, не имея санк­ции мини­стер­ства, раз­ре­шил стро­и­тель­ство мно­гих, не преду­смот­рен­ных титу­лом объ­ек­тов. Напри­мер, базы отдыха, гря­зе­ле­чеб­ницы, аэро­порта и ряда дру­гих объ­ек­тов.

Слухи о само­воль­стве И.Н. Борт­ни­кова дошли до Мин­сред­маша, и с про­вер­кой при­е­хал сам министр Е.П. Слав­ский. Уви­ден­ное ему понра­ви­лось, но за не титуль­ные работы, к тому же сде­лан­ные по инди­ви­ду­аль­ному про­екту, кто-то дол­жен был отве­тить. И.Н. Борт­ни­кова вызвали на кол­ле­гию мини­стер­ства оправ­ды­ваться.

Штаб завода осно­ва­тельно гото­вил для поездки Ивана Нико­ла­е­вича на кол­ле­гию в Москву все необ­хо­ди­мые мате­ри­алы. Над­ле­жало защи­тить зва­ние пред­при­я­тия высо­кой куль­туры про­из­вод­ства. Иван Нико­ла­е­вич сильно нерв­ни­чал перед поезд­кой на кол­ле­гию Мини­стер­ства, так как ожи­дал нака­за­ния за само­воль­ное стро­и­тель­ство.

На удив­ле­ние, на кол­ле­гии все про­шло на «ура». Его не только не пору­гали за базу отдыха, а похва­лили, мате­ри­алы по орга­ни­за­ции куль­туры про­из­вод­ства тоже про­из­вели очень хоро­шее впе­чат­ле­ние на собрав­шихся.

И хотя счи­та­ется, что радость не может убить, но сердце дирек­тора не выдер­жало вол­не­ний. Иван Нико­ла­е­вич Борт­ни­ков скон­чался вече­ром того же дня 24 мая 1978 года.

За свою тру­до­вую дея­тель­ность, помимо зва­ния Героя Соци­а­ли­сти­че­ского Труда И.Н. Борт­ни­ков был два­жды награж­ден орде­ном Ленина (1966 г. и 1970 г.) и четы­ре­жды орде­ном Тру­до­вого Крас­ного Зна­мени (1951 г., 1954 г., 1962 г. и 1976 г.), семью меда­лями. Кроме того, Иван Нико­ла­е­вич два­жды ста­но­вился лау­ре­а­том Государ­ствен­ной пре­мии (1951 г. и 1967 г.). Он — лау­реат пре­мии Совета Мини­стров СССР за 1978 год в обла­сти архи­тек­туры и стро­и­тель­ства за про­ек­ти­ро­ва­ние и стро­и­тель­ство I оче­реди города (посмертно).

Для боль­шин­ства жите­лей Крас­но­яр­ска-45 это время вошло в исто­рию как «эпоха Борт­ни­кова». Именно Борт­ни­кову зеле­но­горцы обя­заны непо­вто­ри­мым обли­ком города. Его имя еще в совет­ские годы было при­сво­ено сана­то­рию-про­фи­лак­то­рию, име­нем Борт­ни­кова названа одна из глав­ных улиц Зеле­но­гор­ска. Памят­ные доски уста­нов­лены на стене Дворца куль­туры ЭХЗ и на стене кот­те­джа, где дирек­тор жил все 20 лет, с 1958 по 1978 гг.

17 июня 1981 года И.Н. Борт­ни­кову посмертно при­сво­ено зва­ние почет­ного граж­да­нина г. Крас­но­ярск-45.

Литература

Бортников Иван Николаевич
// Герои атомного проекта. — Саров: Росатом, 2005. — С. 69 — 70