ГлавнаяПерсоналии → Африкантов И. И.

Африкантов Игорь Иванович(1916—1969)

кон­струк­тор, орга­ни­за­тор работ по созда­нию ядер­ных реак­то­ров и обо­ру­до­ва­ния для атом­ной про­мыш­лен­но­сти. С 1951 г.—началь­ник и глав­ный кон­струк­тор ниже­го­род­ского ОКБМ. Герой Соци­а­ли­сти­че­ского Труда (1960). Лау­реат Ленин­ской (1958) и Государ­ствен­ной (1953) пре­мий СССР.

Игорь Ива­но­вич Афри­кан­тов родился 21 октября 1916 года в дер. Пуш­карка Арза­мас­ского рай­она Горь­ков­ской обла­сти в семье сель­ских учи­те­лей. Окон­чил школу 1-й сту­пени в г. Арза­масе, школу 2-й сту­пени — в 1933 году в г. Горь­ком, куда пере­ехала его семья.

Вели­ко­леп­ные при­род­ные дан­ные — уни­каль­ная память, ана­ли­ти­че­ский ум и колос­саль­ная рабо­то­спо­соб­ность — уже с юных лет опре­де­лили инте­рес Игоря Ива­но­вича к точ­ным нау­кам, а спо­соб­но­сти к меха­нике — его даль­ней­шую судьбу как инже­нера-меха­ника и талант­ли­вого кон­струк­тора.

В 1934 году посту­пил на обще­тех­ни­че­ский факуль­тет Горь­ков­ского меха­нико-маши­но­стро­и­тель­ного инсти­тута, окон­чив его с отли­чием в 1939 году по спе­ци­аль­но­сти «инже­нер-меха­ник по меха­ни­че­скому обо­ру­до­ва­нию судов».

С 1939 по 1942 гг. И.И. Афри­кан­тов — началь­ник группы кон­струк­тор­ского бюро Ста­лин­град­ской судо­стро­и­тель­ной верфи (завод № 246), затем сда­точ­ный меха­ник и отвест­вен­ный сдат­чик судов. В даль­ней­шем пере­шел рабо­тать на завод № 92 (г. Горь­кий, позд­нее Горь­ков­ский маши­но­стро­и­тель­ный завод — ГМЗ, также изве­стен как «Новое Сор­мово»), где зани­мал после­до­ва­тельно про­шел долж­но­сти: началь­ник отде­ле­ния, заме­сти­тель началь­ника цеха, началь­ник инстру­мен­таль­ного цеха, заме­сти­тель глав­ного тех­но­лога, заме­сти­тель началь­ника Осо­бого кон­струк­тор­ского бюро по опыт­ным рабо­там, заме­сти­тель началь­ника-глав­ного кон­струк­тора ОКБ. В 1951 года И.И. Афри­кан­това назна­чают глав­ным кон­струк­то­ром ОКБ завода, а через три года — началь­ни­ком и глав­ным кон­струк­то­ром ОКБ завода № 92.

В 1964 году И.И. Афри­кан­тов ста­но­вится началь­ни­ком и глав­ным кон­струк­то­ром Опыт­ного кон­струк­тор­ского бюро маши­но­стро­е­ния (ОКБМ).

Одновре­менно с 1958 года Игорь Ива­но­вич рабо­тает пре­по­да­ва­те­лем, а с 1962 по 1969 гг. — заве­ду­ю­щим кафед­рой про­ек­ти­ро­ва­ния и экс­плу­а­та­ции реак­то­ров на создан­ном по его ини­ци­а­тиве физико-тех­ни­че­ском факуль­тете Горь­ков­ского поли­тех­ни­че­ского инсти­тута.

И.И. Афри­кан­тову выпала судьба стать непо­сред­ствен­ным участ­ни­ком и руко­во­ди­те­лем работ по созда­нию обо­ру­до­ва­ния диф­фу­зи­он­ных заво­дов, про­мыш­лен­ных ядер­ных реак­то­ров, реак­то­ров и паро­про­из­во­дя­щих уста­но­вок (ППУ) атом­ных судов и под­вод­ных лодок. Он являлся глав­ным кон­струк­то­ром пер­вой и модер­ни­зи­ро­ван­ной ППУ атом­ного ледо­кола «Ленин» и ледо­ко­лов про­екта 1052 («Арк­тика», «Сибирь»), ППУ атом­ных под­вод­ных лодок II и III поко­ле­ний, энер­ге­ти­че­ских реак­то­ров на быст­рых ней­тро­нах БН-350 и БН-600 и дру­гих про­ек­тов.

Основ­ные резуль­таты инже­нер­ной и про­из­вод­ствен­ной дея­тель­но­сти И.И. Афри­кан­това:

Созда­ние диф­фу­зи­он­ных машин для про­из­вод­ства обо­га­щен­ного урана

Основ­ное обо­ру­до­ва­ние диф­фу­зи­он­ных заво­дов, обес­пе­чив­шее про­из­вод­ство высо­ко­обо­га­щен­ного урана (до 90% по изо­топу U-235) для созда­ния атом­ного ору­жия раз­ра­ба­ты­ва­лось в нашей стране двумя кон­струк­тор­скими бюро: ОКБ завода № 92 (ОКБМ) и ОКБ ЛКЗ. ОКБМ за период с 1946 по 1957 гг. было раз­ра­бо­тано 25 типов диф­фу­зи­он­ных машин. Из них 12 выдер­жали при­е­моч­ные испы­та­ния, 9 типов было запу­щено в серий­ное про­из­вод­ство на ГМЗ. Этими маши­нами был осна­щен ряд диф­фу­зи­он­ных заво­дов, обес­пе­чив­ших потреб­но­сти страны в ору­жей­ном уране.

За раз­ра­ботку, осво­е­ние про­из­вод­ства, наладку и пуск диф­фу­зи­он­ных заво­дов И.И. Афри­кан­тов в 1953 году был награж­ден Ста­лин­ской пре­мией, а в 1958 году — Ленин­ской пре­мией за раз­ра­ботку диф­фу­зи­он­ной машины ОК-26 и орга­ни­за­цию ее серий­ного изго­тов­ле­ния.

При созда­нии диф­фу­зи­он­ных машин были раз­ра­бо­таны уни­каль­ные тех­но­ло­гии маши­но­стро­е­ния, кото­рые не только обес­пе­чили дли­тель­ную надеж­ную экс­плу­а­та­цию мно­гих тысяч машин, уста­нов­лен­ных на диф­фу­зи­он­ных заво­дах страны, но и были исполь­зо­ваны в даль­ней­шем при созда­нии ядер­ных паро­про­из­во­дя­щих и атом­ных энер­ге­ти­че­ских уста­но­вок. В их числе — кон­струк­ции насос­ного и теп­ло­об­мен­ного обо­ру­до­ва­ния, тор­це­вых (меха­ни­че­ских) уплот­не­ний валов насо­сов, гер­ме­тич­ных высо­ко­эко­но­мич­ных элек­тро­дви­га­те­лей, мно­го­сту­пен­ча­тых ком­прес­со­ров, ваку­умно-плот­ных запорно-регу­ли­ру­ю­щих кла­па­нов и дру­гого обо­ру­до­ва­ния.

Созда­ние машин боль­шой про­из­во­ди­тель­но­сти ОК-26 с повы­шен­ными тех­нико-эко­но­ми­че­скими пока­за­те­лями потре­бо­вало раз­ра­ботки ряда ори­ги­наль­ных кон­струк­тив­ных и тех­но­ло­ги­че­ских реше­ний. Это пер­вые из диф­фу­зи­он­ных машин, в кото­рых была достиг­нута удель­ная мощ­ность менее 15 кВт/кг•с, что стало резуль­та­том повы­ше­ния КПД ком­прес­со­ров и дви­га­теля и све­де­ния к мини­муму потерь напора в диф­фу­зи­он­ных кас­ка­дах. Для ОК-26 был создан самый мощ­ный и самый эко­но­мич­ный гер­ме­тич­ный дви­га­тель из всех суще­ство­вав­ших в этот период (при мощ­но­сти 80 кВт дви­га­тель имел КПД 96%).

Резуль­таты мас­штаб­ных иссле­до­ва­ний, свя­зан­ных с раз­ра­бот­кой уни­каль­ной кон­струк­ции узла уплот­не­ния вра­ща­ю­ще­гося вала ком­прес­сор­ных машин боль­шой про­из­во­ди­тель­но­сти, были обоб­щены И.И. Афри­кан­то­вым в его дис­сер­та­ции: «Кон­струк­ция, тео­рия и рас­чет уплот­не­ния вра­ща­ю­ще­гося вала диф­фу­зи­он­ных ком­прес­со­ров», защита кото­рой при­несла ему зва­ние док­тора тех­ни­че­ских наук (1958 год).

Про­мыш­лен­ные ядер­ные реак­торы для нара­ботки ору­жей­ных ядер­ных мате­ри­а­лов

И.И. Афри­кан­тов как глав­ный кон­струк­тор при­ни­мал уча­стие в про­ек­ти­ро­ва­нии, орга­ни­за­ции про­ве­де­ния опытно-экс­пе­ри­мен­таль­ных работ, внед­ре­нии в про­из­вод­ство и испы­та­ниях про­мыш­лен­ных уран-гра­фи­то­вых реак­то­ров (ПУГР), обес­пе­чи­вал уча­стие спе­ци­а­ли­стов ОКБМ в мон­таже и пус­ко­на­ладке обо­ру­до­ва­ния на ком­би­на­тах «Маяк», СХК и ГХК. Непо­сред­ственно руко­во­дил рабо­тами по созда­нию ПУГР ОК-120 (пущен в экс­плу­а­та­цию в 1958 году, про­ра­бо­тал до 1992 года), двух­целе­вых реак­то­ров (нара­ботка Pu и про­из­вод­ство теп­ло­вой энер­гии) ОК-135 и ОК-140 (1961—1992 гг.), АДЭ-2, АДЭ-4 и АДЭ-5 (пущены в 1964—1965 гг.). Послед­ние намного пере­крыли про­ект­ный срок службы (20 лет), надежно обес­пе­чи­вая теп­лом жите­лей горо­дов Желез­но­гор­ска, Том­ска и Север­ска.

Руко­во­дил рабо­тами по созда­нию тяже­ло­вод­ных про­мыш­лен­ных реак­то­ров ОК-190 и ОК-190М, а также экс­пе­ри­мен­таль­ных тяже­ло­вод­ных реак­то­ров типа ОК-177, постро­ен­ных в 1950-х годах с уча­стием ОКБМ в КНР и Юго­сла­вии.

Всего по про­ек­там и с уча­стием ОКБМ в период 1950—1960 гг. было постро­ено 9 ПУГР и 5 тяже­ло­вод­ных реак­то­ров. Их работа обес­пе­чила нара­ботку необ­хо­ди­мого стране коли­че­ства плу­то­ния и дру­гих ору­жей­ных ядер­ных мате­ри­а­лов. Одновре­менно на реак­то­рах типа АДЭ был полу­чен успеш­ный опыт атом­ной теп­ло­фи­ка­ции боль­ших горо­дов.

Ядер­ные реак­торы и паро­про­из­во­дя­щие уста­новки для атом­ных ледо­ко­лов

И.И. Афри­кан­тов — глав­ный кон­струк­тор пер­вой реак­тор­ной уста­новки для атом­ного ледо­кола «Ленин» (1954 год). Под его руко­вод­ством в крат­чай­ший срок — менее чем за два года — была раз­ра­бо­тана и запу­щена в про­из­вод­ство пер­вая судо­вая уста­новка с тремя реак­то­рами водо-водя­ного типа мощ­но­стью 90 МВт каж­дый. В период 1958—1959 гг. с уча­стием спе­ци­а­ли­стов ОКБМ на Адми­рал­тей­ском судо­стро­и­тель­ном заводе был выпол­нен мон­таж и ком­плекс­ные испы­та­ния этих реак­то­ров в составе ледо­кола. И.И. Афри­кан­тов был чле­ном государ­ствен­ной комис­сии по испы­та­ниям и при­емке ледо­кола «Ленин».

Ледо­кол интен­сивно экс­плу­а­ти­ро­вался в Арк­тике в тече­ние 6-ти нави­га­ций. Успеш­ная экс­плу­а­та­ция этого атом­ного ледо­кола поло­жила начало созда­нию в нашей стране граж­дан­ского атом­ного флота, спо­соб­ство­вала появ­ле­нию новой отрасли про­мыш­лен­но­сти — атом­ное судо­стро­е­ние. За эту работу И.И. Афри­кан­тову, сов­местно с науч­ным руко­во­ди­те­лем работ акад. А.П. Алек­сан­дро­вым и глав­ным кон­струк­то­ром ледо­кола В.И. Нега­но­вым в 1960 году было при­сво­ено зва­ние Героя Соци­а­ли­сти­че­ского Труда.

И.И. Афри­кан­тов — один из авто­ров кон­цеп­ции и ини­ци­а­то­ров созда­ния атом­ных паро­про­из­во­дя­щих уста­но­вок блоч­ного типа. Как глав­ный кон­струк­тор он воз­гла­вил работы по про­ек­ти­ро­ва­нию усо­вер­шен­ство­ван­ной ППУ ОК-900, исполь­зо­ван­ной для модер­ни­за­ции ледо­кола «Ленин» и созда­ния серии атом­ных ледо­ко­лов про­екта 1052 («Арк­тика», «Сибирь»). Всего на базе блоч­ных атом­ных ППУ, раз­ра­бо­тан­ных в ОКБМ, в СССР было постро­ено 8 атом­ных ледо­ко­лов.

Реак­торы и паро­про­из­во­дя­щие уста­новки для атом­ных под­вод­ных лодок

И.И. Афри­кан­тов — руко­во­ди­тель работ по раз­ра­ботке рабо­чей кон­струк­тор­ской доку­мен­та­ции и осво­е­нию про­из­вод­ства на заводе № 92 реак­то­ров для пер­вой АПЛ и назем­ного стенда ЯЭУ — 27/ВМ. С пере­хо­дом к серий­ному стро­и­тель­ству АПЛ (1957 год) он обес­пе­чил автор­ский над­зор за изго­тов­ле­нием обо­ру­до­ва­ния реак­тор­ных уста­но­вок и его мон­та­жом на заво­дах-стро­и­те­лях, а также уча­стие спе­ци­а­ли­стов ОКБ в пус­ко­на­ла­доч­ных испы­та­ниях и экс­плу­а­та­ции АПЛ пер­вого поко­ле­ния.

Как глав­ный кон­струк­тор ОКБМ в 1960-е годы воз­глав­лял работы по про­ек­ти­ро­ва­нию блоч­ных атом­ных ППУ для АПЛ II и III поко­ле­ний — ВМ-4 и ОК-650, осво­е­нию их в про­из­вод­стве и автор­скому сопро­вож­де­нию экс­плу­а­та­ции. Ука­зан­ные уста­новки были осво­ены в серий­ном про­из­вод­стве и исполь­зо­ва­лись в 1960—1970 гг. для мас­со­вого стро­и­тель­ства АПЛ раз­лич­ных типов, состав­ляя основу удар­ных сил оте­че­ствен­ного Военно-Мор­ского флота.

И.И. Афри­кан­тов руко­во­дил рабо­тами по про­ек­ти­ро­ва­нию и созда­нию ППУ с жид­ко­ме­тал­ли­че­ским теп­ло­но­си­те­лем сви­нец-вис­мут для серии высо­ко­ско­рост­ных АПЛ про­екта 705.

Работы ОКБМ обес­пе­чили зна­чи­тель­ное каче­ствен­ное совер­шен­ство­ва­ние кора­бель­ных ЯЭУ, спо­соб­ство­вали созда­нию новых клас­сов мно­го­целе­вых и ракет­ных АПЛ с высо­кими так­тико-тех­ни­че­скими харак­те­ри­сти­ками.

Реак­торы на быст­рых ней­тро­нах с натри­е­вым теп­ло­но­си­те­лем

И.И. Афри­кан­тов руко­во­дил рабо­тами ОКБМ по про­ек­ти­ро­ва­нию и осво­е­нию про­из­вод­ства пер­вого в мире энер­ге­ти­че­ского реак­тора на быст­рых ней­тро­нах с натри­е­вым теп­ло­но­си­те­лем БН-350 и сле­ду­ю­щего, более мощ­ного энер­ге­ти­че­ского реак­тора БН-600. Оба реак­тора были постро­ены с уча­стием ОКБМ и успешно экс­плу­а­ти­ро­ва­лись в тече­ние дли­тель­ного вре­мени: БН-350 — с 1972 по 1997 гг., БН-600 — с 1980 года по насто­я­щее время.

Для обос­но­ва­ния про­ек­тов этих реак­то­ров в ОКБМ по ини­ци­а­тиве и под руко­вод­ством И.И. Афри­кан­това была создана раз­ви­тая стен­до­вая база, поз­во­лив­шая выпол­нить ком­плекс­ные иссле­до­ва­ния и испы­та­ния узлов и обо­ру­до­ва­ния реак­то­ров с натри­е­вым теп­ло­но­си­те­лем.

Работы ОКБМ обес­пе­чили нашей стране лиди­ру­ю­щие пози­ции в обла­сти реак­то­ров на быст­рых ней­тро­нах. В насто­я­щее время реак­тор БН-600 успешно экс­плу­а­ти­ру­ется в ком­мер­че­ском режиме, явля­ясь самым круп­ным из дей­ству­ю­щих реак­то­ров этого типа в мире.

И.И. Афри­кан­това как руко­во­ди­теля отли­чало виде­ние пер­спек­тив раз­ви­тия раз­лич­ных направ­ле­ний исполь­зо­ва­ния атом­ной энер­гии, осо­бенно в Военно-Мор­ском и граж­дан­ском фло­тах. В связи с этим он настой­чиво доби­вался выде­ле­ния ОКБ из состава завода № 92, вхо­див­шего в состав Мини­стер­ства обо­рон­ной про­мыш­лен­но­сти, и обра­зо­ва­ния на его основе само­сто­я­тель­ного пред­при­я­тия атом­ного маши­но­стро­е­ния. Соот­вет­ству­ю­щее реше­ние пра­ви­тель­ства было при­нято в 1964 году. После­до­ва­тельно он доби­вался ком­плекс­ного раз­ви­тия ОКБМ как научно-про­из­вод­ствен­ного пред­при­я­тия с кон­струк­тор­ским отде­ле­нием и мощ­ной научно-иссле­до­ва­тель­ской, экс­пе­ри­мен­таль­ной и про­из­вод­ствен­ной базой, спо­соб­ного обес­пе­чи­вать систем­ную раз­ра­ботку и под­го­товку про­из­вод­ства ядер­ных реак­то­ров и обо­ру­до­ва­ния атом­ной энер­ге­тики.

Много вни­ма­ния И.И. Афри­кан­тов уде­лял и раз­ви­тию соци­аль­ной сферы пред­при­я­тия, при­ни­мал актив­ное уча­стие в обще­ствен­ной жизни города и обла­сти.

В повсе­днев­ной жизни Игорь Ива­но­вич был вели­ко­леп­ным собе­сед­ни­ком. Его энцик­ло­пе­ди­че­ские зна­ния в раз­лич­ных обла­стях делали его своим чело­ве­ком в любом обще­стве. Колос­саль­ные нагрузки физи­че­ского и мораль­ного плана серьезно подо­рвали его здо­ро­вье. Все сво­бод­ное время он про­во­дил на при­роде с семьей. Увле­кался фото­гра­фией, и в этом увле­че­нии добился про­фес­сио­наль­ного мастер­ства.

Награж­ден три­жды орде­ном Ленина (1951, 1959, 1960 гг.), орде­нами Тру­до­вого Крас­ного Зна­мени (1954 год), Крас­ной Звезды (1945 год), «Знак Почета» (1944 год) и меда­лью «За доб­лест­ный труд в Вели­кой Оте­че­ствен­ной войне 1941—1945 гг.».

И.И. Афри­кан­тов скон­чался 19 июля 1969 года.

В 2000 году имя И.И. Афри­кан­това при­сво­ено ФГУП «ОКБМ». В 2001 году в Ниж­нем Нов­го­роде на доме № 3 по улице по улице Несте­рова, уста­нов­лена мемо­ри­аль­ная доска в честь И.И. Афри­кан­това.

Литература

Воспоминания об И. И. Африкантове
// Воспоминания ветеранов ОКБМ. Т. 6. — Н. Новгород, 2011. — С. 11–30 
 
Африкантов И. И. и др. Опыт эксплуатации атомной установки ледокола «Ленин»
: Доклад, представленный СССР на Третью международную конференцию по мирному использованию атомной энергии. Женева, 1964 // Атомная энергия. Том 17, вып. 5. — 1964. — С. 349—358.