Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Круп­нейшей вехой в 60-лет­ней исто­рии ПГУ-Мин­сред­маша-Мина­тома-Роса­тома стало созда­ние ядер­ной энерге­ти­че­ской уста­новки (ЯЭУ) для пер­вой в СССР атом­ной под­вод­ной лодки (АПЛ). Ей в решающей степени обя­зано рож­де­ние под­вод­ного, а затем и над­вод­ного атом­ных фло­тов страны.

Идеи исполь­зо­ва­ния неви­дан­ной по концен­трации ядер­ной энергии не только в раз­ру­ши­тель­ных целях появи­лись у наших уче­ных и инже­не­ров уже в ходе созда­ния атом­ного оружия. Под­твер­жде­нию возмож­но­сти прак­ти­че­ского осуществ­ле­ния этих идей спо­соб­ство­вали раз­ра­ботки, сооруже­ние и экс­плу­а­тация пер­вых промыш­лен­ных реак­то­ров, пер­вой в мире АЭС. Замыслы исполь­зо­вать ядер­ные источ­ники энергии на флоте, пре­жде всего под­вод­ном, поз­во­ляли решить задачи созда­ния двига­теля, спо­соб­ного обес­пе­чить кораблю принци­пи­ально новые каче­ства. Время пока­зало, что в соче­та­нии с новыми видами вооруже­ния ядер­ная энерге­тика корен­ным обра­зом изме­нила стра­теги­че­ские, так­ти­че­ские и тех­ни­че­ские возмож­но­сти под­вод­ного флота, его роль в Миро­вом оке­ане, что при­вело к суще­ствен­ной кор­рек­ти­ровке воен­ных док­трин ведущих стран.

Как и в раз­ра­ботке ядер­ного оружия, в созда­нии пер­вой АПЛ нашей стране при­ш­лось дого­нять США, опе­режавшие СССР в стро­и­тельстве и вводе в строй своей пер­вой АПЛ «Нау­ти­лус» на 4-5 лет, дого­нять само­сто­я­тельно, решая, при отсут­ствии ана­логов, множе­ство научно-инже­нер­ных про­блем в новой обла­сти реак­то­ро­стро­е­ния.

Формально работы по созда­нию пер­вой АПЛ нача­лись в стране с выхо­дом 9 сен­тября 1952 года Поста­нов­ле­ния № 4098-1616 Совета Мини­стров СССР о про­ек­ти­ро­ва­нии и стро­и­тельстве объекта № 627. Однако этому поста­нов­ле­нию пред­ше­ство­вали про­во­дивши­еся в тече­ние ряда лет про­ра­ботки раз­лич­ных вари­ан­тов ядер­ных энерго­уста­но­вок для исполь­зо­ва­ния на море. Они были иници­и­ро­ваны нашими выдающи­мися уче­ными и кон­струк­то­рами, рабо­тавшими над реа­ли­за­цией Атом­ного про­екта СССР. Так, уже в апреле 1946 года, т.е. спу­стя полгода после обра­зо­ва­ния ПГУ, в него поступает записка Пре­зи­дента АН СССР С. И. Вави­лова с пред­ложе­ни­ями о раз­вер­ты­ва­нии иссле­до­ва­ний по исполь­зо­ва­нию ядер­ной энергии в раз­ных обла­стях науки и тех­ники. Подго­тов­лен­ный Ака­демией наук и ПГУ про­ект поста­нов­ле­ния пра­ви­тельства пред­став­ля­ется С. И. Вави­ло­вым, И. В. Кур­ча­то­вым, Б. Л. Ван­ни­ко­вым и М. Г. Перву­хи­ным в Спец­коми­тет при СМ СССР. В этом про­екте уже преду­смат­ри­ваются про­ра­ботки «…путей исполь­зо­ва­ния ядер­ных реакций для энерге­ти­че­ских уста­но­вок». Их наме­ча­ется пору­чить Инсти­туту хими­че­ской физики и Лабо­ра­то­риям № 2 и № 3 АН СССР с при­вле­че­нием ЦКТИ и ВТИ. 13 декабря 1946 года выхо­дит соот­вет­ствующее рас­по­ряже­ние СМ СССР.

Более пред­метно вопросы «…исполь­зо­ва­ния тепла ядер­ных реакций в энерго­си­ло­вых уста­нов­ках» рас­смат­ри­ва­лись НТС ПГУ 24 марта 1947 года с уча­стием И. В. Кур­ча­това, Н. Н. Семе­нова, А. П. Заве­нягина, В. А. Малышева и др. Было решено при­ступить к научно-иссле­до­ва­тельским и про­ект­ным рабо­там по атом­ным энерго­си­ло­вым уста­нов­кам при­ме­ни­тельно к кораб­лям, само­ле­там, элек­тро­станциям. Опре­де­лен­ную роль в том, что в этот пере­чень попали корабли, сыг­рали появивши­еся в зару­беж­ной печати сообще­ния о начале таких работ по под­вод­ным лод­кам и авиа­нос­цам в США.

И все-таки при­о­ри­тет­ной зада­чей Спец­коми­тета и начавшей созда­ваться атом­ной промыш­лен­но­сти до конца 1940-х годов было созда­ние ядер­ного оружия. Поэтому про­ра­ботки энерго­уста­но­вок осуществ­ля­лись мало­чис­лен­ными научно-инже­нер­ными группами. Неко­то­рой под­держ­кой этих работ стал утвер­жден­ный СМ СССР план НИР на 1948 год, кото­рым преду­смат­ри­ва­лась раз­ра­ботка пред­ва­ри­тель­ных про­ект­ных зада­ний по нескольким типам срав­ни­тельно больших по теп­ло­вой мощ­но­сти (300-500 МВт) реак­то­ров на обогащен­ном уране с раз­лич­ными замед­ли­те­лями нейтро­нов и теп­ло­но­си­те­лями.

Что каса­ется кора­бель­ных уста­но­вок, то по иници­а­тиве И. В. Кур­ча­това НТС ПГУ в ноябре 1949 года рас­смат­ри­вает и под­держи­вает сооб­раже­ния С. М. Фейн­берга (ЛИП АН СССР) о возмож­но­стях созда­ния «…атом­ного двига­теля для кораб­лей (при­ме­ни­тельно к под­вод­ной лодке) в трех вари­ан­тах (водя­ное, газо­вое и метал­ли­че­ское охла­жде­ние), мощ­ность двига­теля 10000 кВт на валу». В 1950-1951 гг. в ИФП АН СССР под руко­вод­ством А. П. Алек­сан­дрова про­ра­ба­ты­ва­ется возмож­ность размеще­ния (в первую оче­редь по мас­сога­ба­рит­ным харак­те­ри­сти­кам) на под­вод­ной лодке ядер­ной двух­кон­тур­ной уста­новки с реак­то­ром, охла­жда­емым гелием, теп­ло­вой мощ­но­стью 40 МВт с гра­фи­то­вым замед­ли­те­лем. В НИИ­химмаш — раз­ра­бот­чике пер­вых в стране промыш­лен­ных реак­то­ров «А» и «АИ» — под руко­вод­ством Н. А. Дол­лежаля кон­стру­и­руют уста­новку на базе апро­би­ро­ван­ных в них типов аппа­ра­тов - каналь­ного с водя­ным теп­ло­но­си­те­лем и гра­фи­то­вым замед­ли­те­лем теп­ло­вой мощ­но­стью 150 МВт (мощ­ность тур­бины — 25 МВт). Позд­нее, уже в 1952 году, на основе этих про­ра­бо­ток совместно с ЛИП АН СССР выпус­ка­ется про­ект­ное зада­ние на энерго­уста­новку, рабо­тающую на греб­ной винт, с двумя реак­то­рами теп­ло­вой мощ­но­стью по 65 МВт. В это же время в ЛИП АН СССР в сек­то­рах С. М. Фейн­берга и В. И. Мер­кина про­ра­ба­ты­ва­ется уста­новка с двумя водо-водя­ными реак­то­рами той же теп­ло­вой мощ­но­сти.

Интен­сив­ные про­ра­ботки энерго­уста­новки для под­вод­ных лодок велись и руко­во­димой А. И. Лейпун­ским груп­пой сотруд­ни­ков в Лабо­ра­то­рии «В» вме­сте с кон­струк­то­рами ОКБ «Гид­ропресс» во главе с Б. М. Шол­ко­ви­чем. Они раз­ви­вали идеи исполь­зо­ва­ния реак­тора на промежу­точ­ных нейтро­нах со свинцово-вис­му­то­вым теп­ло­но­си­те­лем, что поз­во­ляло рас­счи­ты­вать на рез­кое сниже­ние дав­ле­ния в пер­вом кон­туре и высо­кие параметры пара во вто­ром. Эти идеи уда­лось реа­ли­зо­вать в ЯЭУ атом­ной под­вод­ной лодки про­екта 645, постро­ен­ной через 5 лет после пер­вой АПЛ.

Другая, руко­во­димая Д. И. Бло­хинце­вым, группа сотруд­ни­ков Лабо­ра­то­рии «В» рабо­тала над схемой охла­жда­емого водой реак­тора на теп­ло­вых нейтро­нах, но с берил­ли­е­вым замед­ли­те­лем. Она была впо­след­ствии исполь­зо­вана (под индек­сом «БМ») наряду со схемой водо-водя­ного реак­тора (индекс «ВМ») на этапах предэс­киз­ного про­ек­ти­ро­ва­ния ЯЭУ пер­вой АПЛ.

Широ­кие поис­ко­вые работы по энерго­уста­нов­кам поз­во­ляли ста­вить вопрос о начале про­ек­ти­ро­ва­ния атом­ной под­вод­ной лодки. В 1951 году А. П. Алек­сан­дров и Н. А. Дол­лежаль направ­ляют соот­вет­ствующие пред­ложе­ния высшему коман­до­ва­нию ВМФ, но под­держки не нахо­дят. Ситу­ацию уда­ется изме­нить с помощью В. А. Малышева (заме­сти­тель пред­се­да­теля СМ СССР, Министр судо­стро­и­тель­ной промыш­лен­но­сти), и после еще одного обраще­ния И. В. Кур­ча­това, А. П. Алек­сан­дрова и Н. А. Дол­лежаля в пра­ви­тельство (1952 г.) подго­тав­ли­ва­ется и подпи­сы­ва­ется И. В. Ста­ли­ным упомя­ну­тое Поста­нов­ле­ние СМ СССР. Его выход акти­ви­зи­ро­вал поис­ко­вые науч­ные и кон­струк­тор­ские работы, опре­де­лив их конеч­ную цель, создал орга­ни­за­ци­он­ные основы необ­хо­димой коопе­рации участ­ни­ков про­екта как по сфе­рам их дея­тель­но­сти, так и по сро­кам выпол­не­ния работ. Харак­терно, что на ПГУ воз­лага­ется не только ответ­ствен­ность за реше­ние всех вопро­сов, свя­зан­ных с созда­нием и испыта­ни­ями ЯЭУ, но и общее руко­вод­ство научно-иссле­до­ва­тельскими и про­ект­ными рабо­тами по объекту № 627, т.е. пер­вой АПЛ. При НТС ПГУ была обра­зо­вана спе­ци­аль­ная секция № 8 во главе с В. А. Малыше­вым. Науч­ным руко­во­ди­те­лем работ по «…осуществ­ле­нию объекта № 627» назна­ча­ется А. П. Алек­сан­дров, его заме­сти­те­лем по «…ядер­ным рас­че­там и иссле­до­ва­ниям» - Д. И. Бло­хинцев, глав­ным кон­струк­то­ром «…комплекс­ной энерге­ти­че­ской уста­новки» — Н. А. Дол­лежаль, глав­ным кон­струк­то­ром объекта № 627 — В. Н. Перегу­дов. При­зна­ется необ­хо­димым «…для выпол­не­ния про­ект­ных, опыт­ных и научно-иссле­до­ва­тельских работ по созда­нию комплекс­ной энерго­си­ло­вой уста­новки для объекта № 627» орга­ни­зо­вать на базе под­раз­де­ле­ний НИИ­химмаша спе­ци­аль­ный Научно-иссле­до­ва­тельский инсти­тут № 8 (НИИ-8), дирек­то­ром кото­рого назна­ча­ется Н. А. Дол­лежаль. При­нима­ется принци­пи­аль­ное реше­ние о сооруже­нии и про­ве­де­нии испыта­ний «…опыт­ного энерге­ти­че­ского агрегата» (т.е. стен­до­вой ЯЭУ) в Лабо­ра­то­рии «В».

Одной из осо­бен­но­стей поста­нов­ле­ния пра­ви­тельства было то, что в нем совсем не были обо­зна­чены инте­ресы ВМФ и его уча­стие в рабо­тах. Это необыч­ное положе­ние сохра­ня­лось вплоть до выпуска тех­ни­че­ского про­екта АПЛ, когда перед его утвер­жде­нием в пра­ви­тельстве к рас­смот­ре­нию про­екта были при­вле­чены спе­ци­а­ли­сты ВМФ. По их заме­ча­ниям про­ект корабля под­вергся суще­ствен­ной кор­рек­ти­ровке.

Нетра­дици­он­ной была и орга­ни­за­ция про­ект­ных работ на пер­вых этапах. С одной сто­роны, идея созда­ния АПЛ была выдви­нута и настой­чиво «про­би­ва­лась» спе­ци­а­ли­стами-реак­торщи­ками, доста­точно дале­кими по роду заня­тий от про­блем кораб­ле­стро­е­ния, а с дру­гой - созда­тели под­вод­ных лодок фак­ти­че­ски начали зна­комиться с возмож­но­стями ядер­ных реак­то­ров и осо­бен­но­стями их при­ме­не­ния только после выхода поста­нов­ле­ния пра­ви­тельства, кото­рым раз­ра­ботка АПЛ пору­ча­лась СКБ-143 Мин­судпрома. Поэтому под руко­вод­ством В. Н. Перегу­дова и Ф. Ф. Полуш­кина (началь­ник отдела Мин­судпрома) была сформи­ро­вана (в основ­ном из сотруд­ни­ков СКБ-143) про­ект­ная группа для выпол­не­ния пер­во­на­чаль­ных про­ра­бо­ток по лодке. Большая часть этой группы рабо­тала в НИИ­химмаше (там еще долго нахо­дился НИИ-8) вме­сте с кон­струк­то­рами реак­тор­ной уста­новки и сотруд­ни­ками ЛИПАН СССР. В сен­тябре-октябре 1952 года на основе ана­лиза выпол­нен­ных ранее про­ра­бо­ток и задан­ных харак­те­ри­стик корабля В. Н. Перегу­до­вым, Н. А. Дол­лежа­лем и Г. А. Гаса­но­вым (руко­во­ди­тель СКБК-189 — раз­ра­бот­чика паро­ге­не­ра­то­ров) при актив­ном уча­стии И. В. Кур­ча­това и А. П. Алек­сан­дрова были опре­де­лены необ­хо­димые для про­ек­ти­ро­ва­ния ЯЭУ основ­ные исход­ные дан­ные — мощ­ность, про­должи­тель­ность и режимы работы, усло­вия размеще­ния на под­вод­ной лодке, мас­сога­ба­рит­ные огра­ни­че­ния и др.

Уже пер­вые совмест­ные с про­ек­тан­тами АПЛ про­ра­ботки пока­зали бес­пер­спек­тив­ность при­ме­не­ния на лодке уран-гра­фи­то­вого реак­тора из-за его чрезмерно больших мас­сога­ба­рит­ных харак­те­ри­стик. Вме­сто него, по пред­ложе­нию спе­ци­а­ли­стов Лабо­ра­то­рии «В» были начаты раз­ра­ботки вари­анта уста­новки с уже упоми­навшимся реак­то­ром «БМ». Таким обра­зом, предэс­киз­ный про­ект ЯЭУ пред­став­лен с двумя вари­ан­тами реак­то­ров — «ВМ» и «БМ». Про­екты ЯЭУ и самой АПЛ раз­ра­ба­ты­ва­лись сотруд­ни­ками НИИ-8, ЛИП АН СССР, СКБ-143 и СКБК-189 и выпущены в январе 1953 года в НИИ­химмаше. Сразу же предэс­киз­ный про­ект ЯЭУ в обоих вари­ан­тах был рас­смот­рен секцией № 8 НТС ПГУ, кото­рая одоб­рила принци­пи­аль­ные основы ЯЭУ и пору­чила начать раз­ра­ботку эскиз­ных про­ек­тов уста­новки не только для АПЛ, но и назем­ного стенда.

При выпол­не­нии предэс­киз­ных про­ра­бо­ток выявился ряд круп­ных научно-инже­нер­ных про­блем, без реше­ния кото­рых невозможна прак­ти­че­ская реа­ли­за­ция идеи созда­ния реак­тор­ной уста­новки как основы энерге­тики под­вод­ной лодки. Такими про­блемами в те годы были, напри­мер, выбор и обос­но­ва­ние нейтронно-физи­че­ских и теп­ло­тех­ни­че­ских харак­те­ри­стик пер­вого в нашей стране водо-водя­ного реак­тора, раз­ра­ботка мето­дов и средств кон­троля за про­те­кающими в нем и в уста­новке процес­сами, спо­со­бов управ­ле­ния ими, форми­ро­ва­ние с уче­том кора­бель­ной спе­ци­фики раци­о­наль­ной и эффек­тив­ной ради­аци­он­ной защиты (ее доля в общей массе реак­тор­ной уста­новки достигала 60-70 %), орга­ни­за­ция кон­троля за ради­аци­он­ной обста­нов­кой на корабле, обес­пе­че­ние комфорт­ных усло­вий работы экипажа и др.

Для реше­ния этих про­блем под руко­вод­ством А. П. Алек­сан­дрова и Н. А. Дол­лежаля были раз­вер­нуты круп­но­масштаб­ные научно-иссле­до­ва­тельские и опытно-кон­струк­тор­ские работы. К их выпол­не­нию, а также к раз­ра­бот­кам обо­ру­до­ва­ния и систем ЯЭУ были при­вле­чены (помимо спе­ци­а­ли­стов ЛИП АН СССР и НИИ-8) науч­ные учре­жде­ния АН СССР, инсти­туты и кон­струк­тор­ские бюро раз­лич­ных мини­стерств и ведомств: Лабо­ра­то­рия «В», НИИ-9, СКБК-189, КБ Киров­ского завода, ЦНИИ-45, ЦНИИ-48, ВИАМ, ОКБ-12, ЦКБ ГМ, ПКБ-12, НИИ «Про­ект­сталь­кон­струкция», ФХИ им. Карпова и др. Во всех «кора­бель­ных» вопро­сах большую помощь раз­ра­бот­чи­кам ЯЭУ ока­зы­вали сотруд­ники СКБ-143. Рабо­тая над про­ек­том принци­пи­ально нового под­вод­ного корабля (в США при­спо­со­били под «Нау­ти­лус» обыч­ную под­вод­ную лодку), они в то же время уде­ляли большое внима­ние ЯЭУ и обес­пе­чи­вали поста­новку и реше­ние многих научно-тех­ни­че­ских задач по энерге­тике.

В июле 1954 года к рабо­там по созда­нию АПЛ и ее энерго­уста­новки впер­вые при­вле­каются воен­ные моряки. Рас­смот­ре­ние экс­пер­тами ВМФ тех­ни­че­ского про­екта лодки при­вело к пере­смотру бое­вого назна­че­ния корабля и состава его вооруже­ния, но прак­ти­че­ски не отра­зи­лось на про­ек­тах ЯЭУ и ее состав­ных частей.

Парал­лельно с раз­ра­бот­кой АПЛ и ее энерго­уста­новки про­ек­ти­ру­ется назем­ный стенд ЯЭУ (его индекс — 27ВМ), на кото­ром вос­про­из­во­дятся реак­тор­ный и тур­бин­ный отсеки лодки с обо­ру­до­ва­нием и системами уста­новки пра­вого борта. Задачи стенда — про­верка рабо­то­спо­соб­но­сти уста­новки и ее элемен­тов, удоб­ства обслужи­ва­ния и ремон­тов, усло­вий оби­та­емо­сти в энерго­от­се­ках, а также подго­товка экипажей АПЛ. В июле 1955 года заверши­лись основ­ные стро­и­тель­ные работы по зда­нию и сооруже­ниям стенда, закан­чи­ва­лось изго­тов­ле­ние основ­ного обо­ру­до­ва­ния. Изго­то­ви­те­лем тур­бо­аг­рега­тов для стенда, а затем для АПЛ был Киров­ский завод, а большей части обо­ру­до­ва­ния стен­до­вой и кора­бель­ной реак­тор­ных уста­но­вок — от самих реак­то­ров до круп­ных тру­бопро­во­дов — завод № 92. Их рабо­чие чер­тежи раз­ра­ба­ты­ва­лись сотруд­ни­ками возглав­ля­емого И. И. Афри­кан­то­вым завод­ского ОКБ вме­сте с отко­ман­ди­ро­ван­ной в бюро летом 1954 года большой груп­пой кон­струк­то­ров НИИ-8, чер­тежи меха­низмов СУЗ — с груп­пой С. М. Франкш­тейна (ОКБ-12). Руко­во­дили раз­ра­бот­кой рабо­чего про­екта от ОКБ завода — Ю. Н. Кош­кин и от НИИ-8 — П. А. Деленс. Тех­но­логи­че­ская отра­ботка чер­тежей осуществ­ля­лась спе­ци­а­ли­стами соот­вет­ствующих служб завода, после чего они сразу же поступали в цеха. Парал­лельно раз­ра­ба­ты­ва­лись и изго­тов­ля­лись необ­хо­димые стенды и оснастка для про­верки обо­ру­до­ва­ния и его узлов.

На завод регу­лярно при­езжали науч­ный руко­во­ди­тель А. П. Алек­сан­дров и глав­ный кон­струк­тор Н. А. Дол­лежаль, что поз­во­ляло кон­струк­то­рам и про­из­вод­ствен­ни­кам опе­ра­тивно решать воз­ни­кавшие наи­бо­лее слож­ные вопросы. Ход рабо­чего про­ек­ти­ро­ва­ния и изго­тов­ле­ния кон­тро­ли­ро­вался руко­во­дящими работ­ни­ками Мин­сред­маша и Мино­бо­рон­прома, в систему кото­рого вхо­дил завод.

К марту 1956 года вся мате­ри­аль­ная часть назем­ного стенда была смон­ти­ро­вана и подго­тов­лена к действию, и 8 марта на стенде 27ВМ под руко­вод­ством А. П. Алек­сан­дрова был осуществ­лен физи­че­ский пуск реак­тора. В пер­вый период экс­плу­а­тации стенда 27ВМ были про­ве­дены физи­че­ские иссле­до­ва­ния актив­ной зоны реак­тора, в том числе при рабо­чих дав­ле­ниях и темпе­ра­ту­рах теп­ло­но­си­теля, кото­рые под­твер­дили про­ект­ные нейтронно-физи­че­ские харак­те­ри­стики зоны и поз­во­лили раз­вер­нуть работы по их даль­нейшему усо­вершен­ство­ва­нию.

В это время уже вовсю шло стро­и­тельство самой под­вод­ной лодки, закладка кото­рой на стапеле завода № 402 в г. Севе­ро­двин­ске состо­я­лась 24 сен­тября 1955 года. На темпы работ по стро­и­тельству АПЛ прак­ти­че­ски не повли­яли весьма зна­чи­тель­ные кор­рек­ти­ровки ее тех­ни­че­ского про­екта и рабо­чей докумен­тации, сде­лан­ные по заме­ча­ниям ВМФ. Спе­ци­а­ли­стам СКБ-143 уда­лось про­ве­сти все изме­не­ния чер­тежей по ходу стро­и­тельства с сохра­не­нием большей части имевшегося задела. Процесс стро­и­тельства ослож­нялся другим: ска­зы­ва­лись труд­но­сти с постав­кой комплек­тующего корабль обо­ру­до­ва­ния от много­чис­лен­ных (около 80) заво­дов, вызван­ные недо­стат­ком опыта изго­тов­ле­ния новых для нашей промыш­лен­но­сти изде­лий с повышен­ными тре­бо­ва­ни­ями к каче­ству, осво­е­нием нетра­дици­он­ных кон­струкци­он­ных мате­ри­а­лов и тех­но­логий. Да и для самого завода № 402 атом­ная лодка была пер­вой, что про­яв­ля­лось, напри­мер, в тре­бо­вавших осо­бого внима­ния рабо­тах по мон­тажу, сварке и кон­тролю раз­ветв­лен­ных тру­бопро­во­дов высо­кого дав­ле­ния в реак­тор­ном отсеке. В этих обсто­я­тельствах при­го­дился опыт мин­сред­машев­ских орга­ни­за­ций, за пле­чами кото­рых уже было сооруже­ние назем­ного стенда 27ВМ.

В авгу­сте 1957 года пер­вая АПЛ была спущена на воду. На ней нача­лись пуско-нала­доч­ные работы, плавно перешед­шие в швар­тов­ные испыта­ния. 13-14 сен­тября того же года в реак­торы было загружено ядер­ное топ­ливо, после чего осуществ­лены их физи­че­ские пуски. Руко­во­дил всеми опе­раци­ями А. П. Алек­сан­дров, а выпол­няли их спе­ци­а­ли­сты ИАЭ, НИИ-8, заво­дов №№ 402 и 92, офицеры воен­ной при­емки. 19 апреля 1958 года после заверше­ния мон­тажа тру­бопро­во­дов в реак­тор­ном отсеке, про­верки работы тур­бины с пода­чей пара от другого корабля, окон­ча­ния всех пуско-нала­доч­ных и про­ве­роч­ных опе­раций офицеры-опе­ра­торы пер­вого экипажа АПЛ под кон­тро­лем сотруд­ни­ков ИАЭ впер­вые выво­дят на мощ­ность уста­новку левого борта, а через месяц — и уста­новку пра­вого борта. Далее после­до­вали про­верки основ­ных парамет­ров ЯЭУ, ради­аци­он­ной обста­новки и т.п. Положи­тель­ные результаты этих работ поз­во­лили до 5 июня 1958 г. про­ве­сти под руко­вод­ством меж­ве­дом­ствен­ной комис­сии комплекс­ные швар­тов­ные испыта­ния энерго­уста­новки. Мощ­ность ее была огра­ни­чена 60 % от номи­наль­ной (выше она к тому времени не под­нима­лась на стенде 27ВМ). Такое же огра­ни­че­ние действо­вало и в процессе ходо­вых испыта­ний АПЛ, про­должавшихся до 1 декабря 1958 года. Сле­дует особо отме­тить, что при огра­ни­че­нии мощ­но­сти ЯЭУ под­вод­ная лодка достигла ско­ро­сти на мер­ной миле в 23,3 узла. В пере­счете на номи­наль­ную мощ­ность ско­рость лодки соста­вила бы 30,2 узла про­тив 27,2 узла, гаран­ти­ро­ван­ных спе­ци­фи­кацией на корабль.

Ходо­вые испыта­ния про­во­ди­лись пра­ви­тельствен­ной комис­сией под пред­се­да­тельством заме­сти­теля Глав­но­ко­ман­дующего ВМФ В. Н. Ива­нова. Науч­ное руко­вод­ство испыта­ни­ями осуществ­лял А. П. Алек­сан­дров. В энерге­ти­че­скую секцию комис­сии, возглав­ля­емую И. Д. Доро­фе­е­вым (ВМФ) вхо­дили Н. А. Дол­лежаль, В. Н. Перегу­дов, Г. А. Гаса­нов, П. А. Деленс, Н. М. Синев, Г. А. Глад­ков, Ю. Н. Кош­кин и др. В итого­вом акте комис­сии, утвер­жден­ном позд­нее Сове­том Мини­стров СССР, ука­зы­ва­лось, что создан­ная в СССР атом­ная под­вод­ная лодка явля­ется круп­нейшим оте­че­ствен­ным научно-инже­нер­ным достиже­нием в обла­сти под­вод­ного кораб­ле­стро­е­ния. Атом­ная под­вод­ная лодка пере­да­ва­лась в опыт­ную экс­плу­а­тацию, а до ее начала должны быть выпол­нены работы по устра­не­нию ряда недо­стат­ков, отме­чен­ных комис­сией, в т.ч. и в энерго­уста­новке.

Опыт­ная экс­плу­а­тация пер­вой АПЛ (ее так­ти­че­ский номер — К-3) про­должа­лась до конца 1959 года. За это время было совершено 3 выхода в море, мощ­ность уста­новки под­нима­лась уже до 80 % от номи­наль­ной, про­ве­ря­лись и отра­ба­ты­ва­лись раз­лич­ные режимы экс­плу­а­тации.

После заверше­ния опыт­ной экс­плу­а­тации АПЛ К-3 начала исполь­зо­ваться и для выпол­не­ния спе­ци­аль­ных зада­ний коман­до­ва­ния, и для несе­ния службы на про­сто­рах Миро­вого оке­ана — нового вида бое­вой дея­тель­но­сти ВМФ. В 1962 году она совершила пер­вый в оте­че­ствен­ном под­вод­ном флоте поход к Север­ному полюсу, пройдя подо льдами Арк­тики 1294 мили. В 1966-1967 гг. — два авто­ном­ных похода общей про­должи­тель­но­стью 111 суток, в 1973-1975 гг. — три похода (суммарно 149 суток). Всего со времени окон­ча­ния испыта­ний ЯЭУ в 1958 году под­вод­ная лодка прошла 128443 мили.

Пер­вая оте­че­ствен­ная АПЛ (с конца 1962 года она носила имя «Ленин­ский ком­со­мол») до вывода из бое­вого состава ВМФ про­служила без малого 30 лет.

Было бы невер­ным пред­став­лять себе процессы созда­ния и после­дующей экс­плу­а­тации ее, а затем голов­ной и серий­ных АПЛ (всего с ЯЭУ этого типа было постро­ено 55 АПЛ) как цепь непре­рыв­ных успе­хов. На этом пути было множе­ство про­блем, свя­зан­ных, пре­жде всего, с принци­пи­ально новой энерге­ти­кой, накоп­ле­нием опыта экс­плу­а­тации АПЛ, ста­нов­ле­нием новых отрас­лей промыш­лен­но­сти — атом­ного маши­но­стро­е­ния и атом­ного судо­стро­е­ния. Вот лишь две из этих про­блем началь­ного пери­ода экс­плу­а­тации АПЛ: малая про­должи­тель­ность кампа­нии актив­ных зон реак­то­ров и низ­кая рабо­то­спо­соб­ность паро­ге­не­ра­то­ров из-за потери герме­тич­но­сти их труб­ными поверх­но­стями. Острота этих про­блем опре­де­ля­лась, в част­но­сти, тем, что они впрямую ска­зы­ва­лись на бое­спо­соб­но­сти атом­ного под­вод­ного флота. Поэтому нача­тые орга­ни­за­ци­ями Мин­сред­маша во вза­и­мо­действии с учре­жде­ни­ями других ведомств еще в ходе про­ек­ти­ро­ва­ния ЯЭУ научно-иссле­до­ва­тельские, опытно-кон­струк­тор­ские и тех­но­логи­че­ские работы не пре­кра­ти­лись с вво­дом в строй пер­вой АПЛ. Они были раз­виты с повыше­нием глу­бины ранее нача­тых иссле­до­ва­ний, с охва­том новых направ­ле­ний. Так, многопла­но­вые работы по физике, теп­логид­рав­лике, проч­но­сти, мате­ри­а­ло­ве­де­нию, метал­лургии спла­вов и др., про­ве­ден­ные в ИАЭ, НИИ-8, НИИ-9, ВИАМ, ФЭИ с реа­ли­за­цией их результа­тов на ведущих предпри­я­тиях отрасли — заво­дах № 12 и «А» поз­во­лили на основе новых научно-тех­ни­че­ских реше­ний за несколько лет в 6-7 раз уве­ли­чить про­должи­тель­ность кампа­нии актив­ных зон, доведя ее до при­ем­лемых для флота зна­че­ний. Про­блема паро­ге­не­ра­то­ров реша­лась как путем поиска мето­дов и средств обес­пе­че­ния каче­ства теп­ло­но­си­те­лей, омы­вающих их трубы (рабо­тали спе­ци­а­ли­сты ИАЭ, ФХИ им. Карпова, НИИ-8), так и изыс­ка­нием кор­ро­зи­онно-стойких мате­ри­а­лов, улучшен­ных тех­но­логий изго­тов­ле­ния, гибки, сварки труб (СКБК-189, ЦНИИ-48). Конеч­ным результа­том этих работ яви­лось внед­ре­ние паро­ге­не­ра­то­ров с тру­бами из тита­но­вых спла­вов, снявших эту про­блему. Важ­нейшую роль в отра­ботке най­ден­ных реше­ний этих и других про­блем играл стенд 27ВМ. На нем про­хо­дила апро­бация большин­ства ново­вве­де­ний.

Нельзя не отме­тить еще одну сто­рону выпол­нявшихся работ. Они не только поз­во­лили решить задачи совершен­ство­ва­ния энерго­уста­но­вок и обес­пе­че­ния нормаль­ной экс­плу­а­тации действо­вавших АПЛ, но и наме­тили пути раз­ви­тия ЯЭУ для под­вод­ных лодок после­дующих поко­ле­ний, стали отправ­ными точ­ками для про­ра­ботки и реа­ли­за­ции новых твор­че­ских замыс­лов.