Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

История АЭС /

Курская АЭС

Рас­по­ложена в г. Кур­ча­тове (Кур­ская обл.) На станции 4 энерго­блока с реак­то­рами РБМК–1000. Мощ­ность 4000 МВт. Начало стро­и­тельства — 1971 г., начало экс­плу­а­тации — 1976 г. В насто­ящее время ведется стро­и­тельство атом­ной элек­тро­станции Кур­ская АЭС-2

В 1960-х годах элек­троэнерге­тика Цен­траль­ной части Рос­сии суще­ственно зави­села от сосед­них реги­о­нов страны, так как своих элек­тро­станций в этих обла­стях не было. При этом быстро раз­ви­вающийся промыш­ленно-эко­номи­че­ский комплекс Кур­ской маг­нит­ной ано­ма­лии (Оскольский и Михай­лов­ский горно-обога­ти­тель­ных ком­би­наты и другие промыш­лен­ных предпри­я­тий) тре­бо­вал мощ­ного источ­ника элек­троэнергии. В реги­оне остро встал вопрос о постройке элек­тро­станции и было при­нято реше­ние о стро­и­тельстве госу­дар­ствен­ной район­ной элек­тро­станции (ГРЭС).

Киев­ское отде­ле­ние инсти­тута «Теп­лоэлек­тропро­ект» Минэнерго СССР при­ступило к про­ве­де­нию про­ект­ных и изыс­ка­тельских работ. При­нимая во внима­ние нали­чие вод­ных ресур­сов реки Сейм и транспорт­ной желез­но­до­рож­ной связи, площадка будущей ГРЭС была выбрана на левом берегу Сейма, вблизи желез­ной дороги и насе­лен­ного пункта Ива­нино.

Однако в ходе про­ек­ти­ро­ва­ния Кур­ской ГРЭС стало ясно, что орга­ни­че­ского топ­лива для неё нет. Донец­кий уголь­ный бас­сейн исчерпал свои мощ­но­сти, а заво­зить уголь из Вор­куты или Куз­басса ока­за­лось эко­номи­че­ски неце­ле­со­об­разно, поэтому руко­вод­ством страны было при­нято реше­ние стро­ить элек­тро­станцию в Кур­ской обла­сти на ядер­ном топ­ливе. 29 сен­тября 1966 года газета «Правда» опуб­ли­ко­вала поста­нов­ле­ние Пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета СССР «О стро­и­тельстве Кур­ской АЭС», в кото­ром ука­зы­ва­лось: «Пре­зи­диум Вер­хов­ного Совета СССР поста­нов­ляет в 40 км от г.Кур­ска начать стро­и­тельство атом­ной элек­тро­станции».

Гене­раль­ным про­ек­тан­том «атом­ного ост­рова» будущего атом­ного гиганта стало Мос­ков­ское отде­ле­ние инсти­тута «Атомэнергопро­ект», Глав­ным кон­струк­то­ром реак­тор­ной уста­новки — НИКИЭТ. Науч­ное руко­вод­ство про­екта было воз­ложено на Кур­ча­тов­ский инсти­тут.

До при­хода стро­и­те­лей были про­ве­дены обшир­ные инже­нер­ные изыс­ка­ния под основ­ные и вспомога­тель­ные сооруже­ния атом­ной станции пер­вой оче­реди и города: раз­ве­даны Кур­ча­тов­ский (Тара­сов­ский), Дич­нян­ский и Липин­ский водо­за­боры питье­вой воды, а также место­рож­де­ние пес­ков и суглин­ков для стро­и­тель­ных целей. Вес­ной 1968 года при­был пер­вый отряд стро­и­те­лей, кото­рых рас­се­лили в пере­движ­ных вагон­чи­ках на станции Лукашевка и в част­ных домах мест­ных жите­лей.

В январе 1968 года была обра­зо­вана дирекция стро­ящейся Кур­ской АЭС. А вблизи вок­зала станции Лукашёвка, во времен­ных помеще­ниях, раз­во­ра­чи­вала свою работу стро­и­тель­ная орга­ни­за­ция, созда­ва­емая на базе Воро­неж­ского тре­ста «Атомэнерго­строй». В тот период перед стро­и­те­лями сто­яла непро­стая задача — раз­вер­нуть стро­и­тельство и в корот­кий срок завершить подго­то­ви­тель­ный период. Необ­хо­димо было выпол­нить про­ект­ные и стро­и­тельно-мон­таж­ные работы по объек­там энерго­снабже­ния, обес­пе­чить транспорт­ные комму­ни­кации, связь, вве­сти в строй объекты стро­и­тель­ной базы и мон­таж­ных под­раз­де­ле­ний, в том числе домо­стро­и­тель­ный ком­би­нат, раз­вер­нуть стро­и­тельство жилого посёлка. Уже через два года на стройке, с учё­том субпод­ряд­чи­ков, рабо­тали около двух тысяч чело­век, а в период пуска энерго­блока № 1 на стройке одно­временно тру­ди­лись до 13 тысяч стро­и­те­лей и мон­таж­ни­ков, много­чис­лен­ных при­ко­ман­ди­ро­ван­ных.

22 декабря 1971 года ука­зом Пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета РСФСР «безымян­ному» поселку стро­и­те­лей Кур­ской АЭС было при­сво­ено наиме­но­ва­ние — посе­лок Кур­ча­тов.

Сама «атом­ная» стройка стар­то­вала в 1970 году. Для Кур­ской АЭС были запро­ек­ти­ро­ваны энерго­блоки с реак­тор­ными уста­нов­ками типа РБМК-1000 мощ­но­стью 1000 МВт (эл) каж­дый. Это были пер­вые энерго­блоки-мил­ли­он­ники на АЭС в системе Мини­стер­ства энерге­тики и элек­три­фи­кации СССР, а не в системе Мин­сред­маша. Сле­дует отме­тить, что орга­ни­за­ции и предпри­я­тия Минэнерго СССР не имели подоб­ного опыта, так что энерго­блок № 1 Кур­ской АЭС стал для Минэнерго СССР голов­ным.

Стро­и­тельство АЭС харак­те­ри­зо­ва­лось обшир­ным комплек­сом основ­ных и вспомога­тель­ных сооруже­ний. Стро­и­те­лям пред­сто­яло воз­ве­сти реак­тор­ное отде­ле­ние, машин­ный зал, деаэра­тор­ную этажерку, блок спе­ц­во­до­очистки и многое другое. Одно­временно велись работы па стро­и­тельстве водо­хра­ни­лища, кото­рое потом назо­вут «Кур­ча­тов­ским морем», так как площадь его вод­ного зер­кала рав­ня­лась 2200 га, под­во­дящего и отво­дящего кана­лов, ряда других гид­ро­тех­ни­че­ских сооруже­ний, рас­счи­тан­ных на ввод после­дующих мощ­но­стей.

Укладка пер­вого бетона в фун­дамент глав­ного корпуса энерго­блока нача­лась 27 июля 1971 года. Стро­и­тельство и мон­таж шли тяжело, соб­ствен­ных сил Управ­ле­ния стро­и­тельства Кур­ской АЭС не хва­тало. Несмотря на то, что стро­и­тельство АЭС велось под посто­ян­ным кон­тро­лем заме­сти­теля пред­се­да­теля Совета Мини­стров СССР В. Э. Дымшица, а затем Б. Е. Щер­бины, стройка испыты­вала труд­но­сти из-за несвое­времен­ной поста­новки раз­лич­ных стро­и­тель­ных мате­ри­а­лов (метал­ло­кон­струкций, арма­тур­ной стали, цемента, кабе­лей и пр.).

С постав­ками обо­ру­до­ва­ния, кото­рое про­из­во­дили более 600 предпри­я­тий страны, тоже не все шло гладко. Если основ­ное обо­ру­до­ва­ние реак­тор­ной уста­новки, блоч­ных щитов управ­ле­ния, системы управ­ле­ния и защиты, как пра­вило, постав­ля­лось свое­временно (это обо­ру­до­ва­ние изго­тав­ли­ва­лось на заво­дах военно-промыш­лен­ного комплекса), то общепромыш­лен­ное обо­ру­до­ва­ние (тру­бопро­воды машин­ного зала, раз­лич­ные насосы и теп­ло­обмен­ники, арма­тура тру­бопро­во­дов, гру­зо­подъем­ные меха­низмы и пр.) постав­ля­лось, как пра­вило, с задерж­ками. Зача­стую, чтобы не задержи­вать мон­таж и пус­ко­на­ла­доч­ные работы, при­хо­ди­лось на авто­маши­нах станции при­во­зить обо­ру­до­ва­ние за тысячи км.

В январе 1972 года спе­ци­аль­ным поста­нов­ле­нием сек­ре­та­ри­ата ЦК ВЛКСМ стро­и­тельство Кур­ской атом­ной элек­тро­станции было объяв­лено Все­союз­ной удар­ной ком­со­мольской стройкой.

В июне 1973 года заверши­лась укладка осно­ва­ния фун­дамента реак­тор­ного отде­ле­ния. Впер­вые в прак­тике Минэнерго на стройке Кур­ской АЭС был при­ме­нен мон­таж узлов из сбор­ных желе­зо­бе­тон­ных кон­струкций. Это новше­ство намного сокра­тило сроки пуска пер­вого и после­дующих энерго­бло­ков. Стро­и­тели в тес­ном кон­такте с заказ­чи­ком и про­ек­ти­ровщи­ками пред­ложили немало вари­ан­тов повыше­ния сборки и завод­ской готов­но­сти стро­и­тель­ных кон­струкций. Десятки тысяч кубомет­ров моно­лит­ного желе­зо­бе­тона заме­ня­лись на сбор­ный, вме­сто многих тысяч тонн штуч­ной арма­туры были при­ме­нены укруп­нен­ные армо­блоки. Стро­и­тель­ная площадка Кур­ской АЭС стала свое­об­раз­ным испыта­тель­ным полиго­ном при­ме­не­ния новых тех­но­логий, что поз­во­лило в разы сни­зить тру­до­за­траты, повы­сить про­из­во­ди­тель­ность труда, сокра­тить сроки стро­и­тельства.

Министр энерге­тики и элек­три­фи­кации СССР П. С. Непо­рож­ний посто­янно сле­дил за ходом сооруже­ния, наладки и экс­плу­а­тации пер­вых атом­ных энерго­бло­ков-мил­ли­он­ни­ков, часто при­езжал на Кур­скую АЭС, и каж­дый его при­езд спо­соб­ство­вал улучше­нию и уско­ре­нию хода работ. Посто­ян­ными шефами сооруже­ния АЭС были также заме­сти­тели мини­стра Ф. В. Сапож­ни­ков и А. Н. Семе­нов.

Летом 1974 года глав­ным инже­не­ром стро­ящейся Кур­ской АЭС стал Т. П. Нико­лаев, до этого пус­кавший промыш­лен­ные реак­тора на Сибир­ской АЭС. Он сыг­рал выдающуюся роль в про­ек­ти­ро­ва­нии, кури­ро­ва­нии стро­и­тельно-мон­таж­ных работ и наладке реак­то­ров атом­ной станции, в созда­нии про­фес­си­о­наль­ного кол­лек­тива экс­плу­а­таци­он­ни­ков.

С его уча­стием и под его руко­вод­ством был пере­ра­бо­тан пер­во­на­чаль­ный про­ект Кур­ской АЭС. Т. П. Нико­ла­е­вым был исполь­зо­ван опыт созда­ния Ленинград­ской атом­ной станции, одно­тип­ной с Кур­ской, где он ранее про­вел экс­пер­тизу реак­тор­ной уста­новки, после чего в про­екте ЛАЭС были устра­нены тех­ни­че­ские реше­ния, непри­ем­лемые с точки зре­ния обес­пе­че­ния без­опас­но­сти.

Кон­струк­тив­ные улучше­ния в реак­тор­ную уста­новку неод­но­кратно вно­си­лись уже на этапе сооруже­ния энерго­бло­ков. Так, НИКИЭТ пред­ложил изме­нить трас­си­ровки и врезки в бара­бан-сепа­ра­тор верх­них паро­во­дя­ных комму­ни­каций реак­тора. Несмотря на то, что мон­таж их уже шел, пред­ложе­ние было при­нято и внед­рено, и в даль­нейшем себя оправ­дало. Уро­вень воды в бара­бане-сепа­ра­торе, длина кото­рого состав­ляла 30 м, на рабо­тающем блоке держался на оди­на­ко­вой высоте по всей его длине, что повы­сило без­опас­ность экс­плу­а­тации. Позже эта новация была внед­рена на всех бло­ках РБМК-1000.

4 мая 1975 года мон­таж­ники завершили мон­таж гра­фи­то­вой кладки реак­тор­ной уста­новки, а 25 сен­тября 1976 года в 02 час. 00 мин. смена № 3 полу­чила от глав­ного инже­нера станции Т. П. Нико­ла­ева раз­реше­ние на загрузку реак­тора теп­ло­вы­де­ляющими сбор­ками (ТВС). Загрузка нача­лась в при­сут­ствии Госу­дар­ствен­ной при­ем­ной комис­сии, кото­рую возглав­лял пред­ста­ви­тель НИКИЭТ Ю. М. Сереб­рен­ни­ков. В реак­тор­ном зале были также дирек­тор АЭС В. К. Горе­ли­хин, глав­ный инже­нер станции Т. П. Нико­лаев, заме­сти­тель глав­ного инже­нера Э. Н. Поз­дышев, началь­ник управ­ле­ния стройки В. А. Саа­кян и другие руко­во­ди­тели стро­и­тель­ных и мон­таж­ных орга­ни­за­ций.

25 сен­тября 1976 года в 18.03, после загрузки 24-й сборки в ячейку 34-36, была достиг­нута кри­тич­ность реак­тора.

19 декабря 1976 года в 21 час 34 минуты состо­ялся энерге­ти­че­ский пуск пер­вого реак­тора Кур­ской АЭС — в сеть был вклю­чен тур­бо­аг­регат № 2, 10 января 1977 года вклю­чили в сеть тур­бо­аг­регат № 1. 12 января 1977 года энерго­блок № 1 Кур­ской АЭС после комплекс­ного опро­бо­ва­ния был при­нят в экс­плу­а­тацию. 12 октября 1977 года, через 9 месяцев после подпи­са­ния акта о при­емке в экс­плу­а­тацию, блок № 1 Кур­ской АЭС был выве­ден на номи­наль­ную мощ­ность 1 млн кВт.

Почти сразу после при­ня­тия энерго­блока № 1 в экс­плу­а­тацию на Кур­ской АЭС стар­то­вал процесс его частич­ной тех­ни­че­ской модер­ни­за­ции, раз­ра­ба­ты­ва­лись меры по повыше­нию уровня без­опас­но­сти и надеж­но­сти атом­ного энерго­блока. Так, в пер­вые два месяца с начала экс­плу­а­тации энерго­блока № 1 спе­ци­а­ли­стами был зафик­си­ро­ван ряд отрица­тель­ных харак­те­ри­стик реак­тора, в част­но­сти, при ходе стерж­ней защиты вниз наблю­дался ска­чок мощ­но­сти. Для исклю­че­ния этого явле­ния они пред­ложили вклю­чить ниж­ние стержни защиты в схему защиты реак­тора. Пред­ложе­ние было при­нято и внед­рено на энерго­блоке № 1 в фев­рале 1977 года, а затем и на энерго­бло­ках №№ 2, 3 и 4 Кур­ской АЭС.

Кроме того, при выводе энерго­блока № 1 на про­ект­ную мощ­ность 1000 МВт было обна­ружено, что влаж­ность пара перед тур­би­ной пре­вышает допу­стимые пре­делы, уста­нов­лен­ные глав­ным кон­струк­то­ром тур­бины. Это озна­чало, что дли­тель­ная работа блока на про­ект­ной мощ­но­сти невозможна. Во время оста­новки блока на ремонт было выяв­лено, что в бара­ба­нах-сепа­ра­то­рах пара (их 4 на блок) уста­нов­лены завышен­ные зазоры между корпу­сом и сепа­ра­то­ром, через кото­рые попа­дала вода. Ижор­ский завод — изго­то­ви­тель бара­ба­нов-сепа­ра­то­ров — был вынуж­ден уменьшить и зафик­си­ро­вать зазор. В даль­нейшем по опыту Кур­ской АЭС были рекон­стру­и­ро­ваны бара­баны-сепа­ра­торы на всех бло­ках РБМК-1000. Только после рекон­струкции бара­ба­нов-сепа­ра­то­ров блоки были выве­дены на про­ект­ную мощ­ность 1000 МВт (эл.), и тур­бины стали рабо­тать на «сухом» паре.

Впер­вые именно на Кур­ской АЭС была раз­ра­бо­тана и реа­ли­зо­вана одна из основ­ных мер по модер­ни­за­ции систем без­опас­но­сти этого типа энерго­бло­ков — авто­ма­ти­че­ский ввод уко­ро­чен­ных стерж­ней-погло­ти­те­лей в актив­ную зону реак­тора снизу по сиг­налу АЗ-5 (ава­рий­ная защита). В экс­плу­а­таци­он­ную прак­тику были вве­дены важ­ные страхующие меры при перегрузке топ­лива — так назы­ва­емый «поли­я­чей­ный принцип», начаты и другие меропри­я­тия по уси­ле­нию систем без­опас­но­сти. Кур­ская атом­ная станция стала в атом­ной энерге­тике СССР при­знан­ным лиде­ром по раз­ра­ботке и внед­ре­нию новых систем без­опас­но­сти, кото­рые в даль­нейшем стали исполь­зо­ваться повсе­местно на ана­логич­ных энерго­бло­ках.

Важ­ную роль в повыше­нии без­опас­но­сти атом­ных энерго­бло­ков играл кад­ро­вый состав экс­плу­а­таци­он­ного пер­со­нала. На Кур­ской АЭС руко­во­дящий состав был скомплек­то­ван таким обра­зом, что основ­ные посты занимали люди, при­е­хавшие с сибир­ских предпри­я­тий Мин­сред­маша, т.е. спе­ци­а­ли­сты, прошед­шие школу стро­гой тех­но­логи­че­ской дис­ци­плины и имеющие большой опыт работы на предпри­я­тиях атом­ной промыш­лен­но­сти. Они заложили фун­дамент для созда­ния друж­ного и дело­вого кол­лек­тива и, в конеч­ном счете, для обес­пе­че­ния без­опас­ной экс­плу­а­тации Кур­ской АЭС.

Одно­временно с пус­ком энерго­блока № 1 на станции достра­и­вался энерго­блок № 2 и стро­и­лись энерго­блоки вто­рой оче­реди — №№ 3 и 4. Пер­вый кубометр бетона в осно­ва­ние энерго­бло­ков №№ 3 и 4 был залит 4 июня 1977 года. На стройке в широ­ких масшта­бах про­должает внед­ряться круп­но­блоч­ный мон­таж стро­и­тель­ных кон­струкций. Так, на стро­и­тельстве энерго­блока № 3 пор­таль­ным кра­ном КП-640 осуществ­лен мон­таж объем­ного стро­и­тель­ного блока со смон­ти­ро­ван­ным обо­ру­до­ва­нием общей мас­сой 650 т, что поз­во­лило сокра­тить срок закрытия шатра цен­траль­ного зала реак­тор­ного отде­ле­ния на 20 суток и сни­зить тру­до­за­траты на мон­таж стро­и­тель­ных кон­струкций и обо­ру­до­ва­ние этого блока в 10 раз.

28 января 1979 года дал пер­вый ток энерго­блок № 2 Кур­ской АЭС — вклю­чен в сеть тур­бо­аг­регат № 3, а 29 марта этого же года — тур­бо­аг­регат № 4. Пуск вто­рого энерго­блока про­хо­дит в более спо­кой­ной обста­новке. Пер­со­нал цеха уже имеет опыт в про­ве­де­нии работ по мон­тажу, кури­ро­ва­нию пус­ко­на­ла­доч­ных работ, по экс­плу­а­тации тур­бин­ного обо­ру­до­ва­ния, и большая часть про­ект­ных неувя­зок была устра­нена при мон­таже и пуске.

Уже через год начался мон­таж и кури­ро­ва­ние работ на тур­бин­ном обо­ру­до­ва­нии энерго­бло­ков №№ 3 и 4 Кур­ской АЭС. 17 октября 1983 года вклю­чили в сеть тур­бо­аг­регат № 5, через три недели, 7 ноября, был вклю­чен и тур­бо­аг­регат № 6.

31 октября 1985 года состо­ялся физи­че­ский пуск энерго­блока № 4, а 2 декабря — энерге­ти­че­ский пуск, при этом седьмую и восьмую тур­бины вклю­чили с раз­ницей в 12 дней. 5 фев­раля 1986 года энерго­блок № 4 был выве­ден на номи­наль­ную про­ект­ную мощ­ность — за 66 суток вме­сто 120, что стало возмож­ным благо­даря успеш­ной и надеж­ной работе всего кол­лек­тива станции.

Вме­сте с Кур­ской атом­ной станцией рос и её город-спут­ник. 25 апреля 1983 года был опуб­ли­ко­ван Указ Пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета РСФСР о пре­об­ра­зо­ва­нии рабо­чего поселка Кур­ча­тов в город Кур­ча­тов.

Руко­вод­ство КуАЭС много внима­ния уде­ляло подго­товке пер­со­нала станции, при­об­ре­те­нию им прак­ти­че­ских навы­ков управ­ле­ния АЭС, так как большая часть спе­ци­а­ли­стов никогда не рабо­тала на АЭС с РБМК-1000 и не имела прак­ти­че­ского опыта. При этом от пер­со­нала, с одной сто­роны, тре­бо­ва­лось обес­пе­чить надеж­ность в работе обо­ру­до­ва­ния и тех­но­логи­че­ских систем, с дру­гой — на основе ана­лиза изу­че­ния процесса вно­сить раз­лич­ные усо­вершен­ство­ва­ния.

На Кур­ской АЭС непре­рывно велась целе­направ­лен­ная работа по модер­ни­за­ции с исполь­зо­ва­нием пере­до­вых тех­но­логий. После ава­рии на Чер­но­быльской АЭС про­екты и прак­тика экс­плу­а­тации АЭС с РБМК-1000 были под­верг­нуты тща­тель­ному ана­лизу с целью поиска и устра­не­ния дефици­тов без­опас­но­сти и обес­пе­че­ния возмож­но­сти даль­нейшей их экс­плу­а­тации. Так, в 1988 году была смон­ти­ро­вана «Быст­рая ава­рий­ная защита» с пле­ноч­ным охла­жде­нием канала и пода­чей в канал азота. На бло­ках пер­вого поко­ле­ния был раз­ра­бо­тан и внед­рен осо­бый «щадящий» режим экс­плу­а­тации, а в 1990 году реше­нием кол­легии Гос­атом­над­зора Рос­сии мощ­ность энерго­бло­ков №№ 1 и 2 Кур­ской АЭС была огра­ни­чена вели­чи­ной, рав­ной 70 % от номи­наль­ной.

В 1994-2009 гг. на Кур­ской АЭС выпол­нена глу­бо­кая модер­ни­за­ция всех четырех действующих энерго­бло­ков. Основ­ные цели и задачи модер­ни­за­ции энерго­бло­ков пер­вого поко­ле­ния № 1 и № 2 выте­кали из необ­хо­димо­сти повыше­ния надеж­но­сти и уровня без­опас­но­сти в соот­вет­ствии с воз­рос­шими тре­бо­ва­ни­ями оте­че­ствен­ных норма­тив­ных и меж­ду­на­род­ных стан­дар­тов, а также с уче­том опыта экс­плу­а­тации АЭС с реак­то­рами раз­ных типов и с необ­хо­димо­стью замены выра­бо­тавшего ресурс обо­ру­до­ва­ния. Глу­бо­кая модер­ни­за­ция систем и обо­ру­до­ва­ния энерго­бло­ков Кур­ской АЭС вклю­чила в себя пол­ную замену системы кон­троля и управ­ле­ния реак­тор­ной уста­нов­кой, модер­ни­за­цию систем ава­рий­ного охла­жде­ния реак­тора, информаци­он­ного обес­пе­че­ния и надеж­ного тех­ни­че­ского водо­снабже­ния, были реа­ли­зо­ваны и другие важ­ные тех­ни­че­ские меропри­я­тия.

После ава­рии на АЭС «Фуку­сима-1» в марте 2011 года был про­ве­ден допол­ни­тель­ный ана­лиз устой­чи­во­сти Кур­ской АЭС при воз­ник­но­ве­нии раз­лич­ных при­род­ных и тех­но­ген­ных ситу­аций с моде­ли­ро­ва­нием все­возмож­ных соче­та­ний неблагопри­ят­ных обсто­я­тельств, выра­бо­таны допол­ни­тель­ные меры по обес­пе­че­нию без­опас­но­сти. Его результаты пока­зали, что под­ходы и принципы, в соот­вет­ствии с кото­рыми была про­ве­дена глу­бо­кая модер­ни­за­ция 1994-2009 гг., были опре­де­лены пра­вильно, они обес­пе­чи­вают без­опас­ность Кур­ской АЭС в самых непред­ви­ден­ных ситу­ациях.

1 декабря 1985 года, в канун энерге­ти­че­ского пуска энерго­блока № 4, нача­лось стро­и­тельство энерго­блока № 5 в составе 3-й оче­реди Кур­ской АЭС, 1 июля 1986 года — стро­и­тельство энерго­блока № 6. Но эти блоки ожи­дала неза­вид­ная судьба — ава­рия на энерго­блоке № 4 Чер­но­быльской АЭС сна­чала при­оста­но­вила их воз­ве­де­ние, а затем и вовсе замо­ро­зила стройку. К моменту оста­новки стро­и­тельства в начале 90-х годов энерго­блок № 5 был в довольно высо­кой степени готов­но­сти, а блок № 6 только-только начали воз­во­дить. И если стро­и­тельство энерго­блока № 6 было бес­по­во­ротно оста­нов­лено 1 декабря 1993 года, то судьба энерго­блока № 5 долгое время не была опре­де­лена. Его стро­и­тельство несколько раз оста­нав­ли­ва­лось и воз­об­нов­ля­лось, был предпри­нят «послед­ний штурм», свя­зан­ный с окон­ча­нием мон­тажа реак­тора, сооруже­ние кото­рого было завершено к 2000 году. Но в сере­дине 2000-х годов, несмотря на полу­чен­ную лицен­зию на сооруже­ние, стро­и­тельство прак­ти­че­ски не велось, к тому же к этому времени стало явственно ощущаться уменьше­ние инте­реса руко­вод­ства отрасли к достройке энерго­блока.

В начале 2011 года стало понятно, что достройка энерго­блока № 5 Кур­ской АЭС потре­бует еще 3,5 года и 45 млрд руб­лей (без НДС) в ценах 2009 года. В ходе ана­лиза возмож­но­сти достройки и ввода в экс­плу­а­тацию энерге­тики при­шли к выво­дам, что в исход­ном про­екте было недо­оце­нено вли­я­ние сете­вого огра­ни­че­ния, в усло­виях кото­рого экс­плу­а­тация пяти энерго­бло­ков ста­но­вится эко­номи­че­ски необос­но­ван­ной. В марте 2012 года было офици­ально обна­ро­до­вано реше­ние, что энерго­блок № 5 в рам­ках уста­ревшего про­екта РБМК-1000 достра­и­ваться не будет.

Вме­сте с тем про­ект­ный срок службы реак­то­ров РБМК-1000 был опре­де­лен в 30 лет. И хотя, благо­даря про­ве­ден­ной модер­ни­за­ции, он был уве­ли­чен еще на 15 лет, было оче­видно, что без стро­и­тельства станции замеще­ния с выво­дом пер­вых энерго­бло­ков Кур­ской АЭС из экс­плу­а­тации энерго­си­стема цен­тра Рос­сии поне­сет суще­ствен­ные потери. Для сохра­не­ния и раз­ви­тия про­из­вод­ства элек­три­че­ской и теп­ло­вой энергии, в соот­вет­ствии с утвер­жден­ным в ноябре 2013 года пра­ви­тельством РФ докумен­том «Схема тер­ри­то­ри­аль­ного пла­ни­ро­ва­ния РФ в обла­сти энерге­тики» было начато сооруже­ние станции замеще­ния — Кур­ской АЭС-2 в селе Мака­ровка Кур­ча­тов­ского района. Схема преду­смат­ри­вала стро­и­тельство четырех атом­ных энерго­бло­ков с новыми реак­то­рами ВВЭР-ТОИ (водо-водя­ной энерге­ти­че­ский реак­тор — типо­вой опти­ми­зи­ро­ван­ный информа­ти­зи­ро­ван­ный, поко­ле­ния III+).

Глав­ным кон­струк­то­ром реак­тор­ной уста­новки ВВЭР-ТОИ стало опыт­ное кон­струк­тор­ское бюро «Гид­ропресс», науч­ным руко­во­ди­те­лем про­екта Кур­ской АЭС-2 — НИЦ «Кур­ча­тов­ский инсти­тут», испол­ни­те­лем инже­нер­ных изыс­ка­ний и раз­ра­бот­чи­ком базо­вой части про­екта — «Атомэнергопро­ект».

Энерго­блоки с реак­то­рами ВВЭР-ТОИ по про­екту являются самыми мощ­ными в стране, их элек­три­че­ская мощ­ность состав­ляет 1255 МВт. При этом они обла­дают улучшен­ными тех­нико-эко­номи­че­скими пока­за­те­лями и повышен­ной устой­чи­во­стью к экс­тремаль­ным внеш­ним воз­действиям и при­род­ным ката­клизмам. Среди допол­ни­тель­ных опций — манев­ри­ро­ва­ние выда­ва­емой мощ­но­стью, при­ме­не­ние MOX-топ­лива и другие. Уста­нов­лен­ный срок экс­плу­а­тации новых энерго­бло­ков состав­ляет 60 лет, с уче­том его про­дле­ния — до 80 лет. Важно также отме­тить, что по срав­не­нию с другими энерго­бло­ками поко­ле­ния «3+» (№ 1 и 2 НВАЭС-2 и ЛАЭС-2) про­ект ВВЭР-ТОИ предпо­лагает суще­ствен­ное сниже­ние сто­и­мо­сти сооруже­ния, сро­ков и экс­плу­а­таци­он­ных рас­хо­дов.

29 апреля 2018 года были залиты пер­вые кубометры бетона в фун­дамент­ную плиту реак­тор­ного зда­ния энерго­блока № 1 Кур­ской АЭС-2, что дало старт основ­ному этапу стро­и­тельства Кур­ской АЭС-2.

15 апреля 2019 года начато стро­и­тельство энерго­блока № 2 Кур­ской АЭС-2.

Про­ект сооруже­ния Кур­ской АЭС-2 преду­смат­ри­вает уста­новку испа­ри­тель­ных гра­ди­рен — по одной на энерго­блок. Гра­дирни пред­на­зна­чены для охла­жде­ния обо­рот­ной воды, исполь­зу­емой в системе охла­жде­ния атом­ных реак­то­ров. 2 ноября 2022 года заверши­лось воз­ве­де­ние башен­ной испа­ри­тель­ной гра­дирни энерго­блока № 1 Кур­ской АЭС-2 высо­той 179 мет­ров, ставшей самой высо­кой в Рос­сии.

Тем време­нем энерго­блоки пер­вой оче­реди Кур­ской АЭС подошли к исчерпа­нию сво­его ресурса. 19 декабря 2021 года был оста­нов­лен энерго­блок № 1 с реак­то­ром РБМК-1000 для работы в режиме без гене­рации. А 19 июля 2022 года спе­ци­а­ли­сты Кур­ской АЭС при­ступили к пер­вому этапу вывода из экс­плу­а­тации энерго­блока № 1 — выгрузке теп­ло­вы­де­ляющих сбо­рок (ТВС).

Тем не менее, Кур­ская АЭС оста­ется одним из глав­ных энерго­и­сточ­ни­ков Чер­но­земья, доля кото­рой в уста­нов­лен­ной мощ­но­сти всех элек­тро­станций реги­она состав­ляет более 50 %, и обес­пе­чи­вает элек­троэнергией большин­ство промыш­лен­ных предпри­я­тий Кур­ской обла­сти.


Библиография‍11