Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

История АЭС /

Балаковская АЭС

Рас­по­ложена вблизи г. Бала­ково (Сара­тов­ская обл.). Одна из круп­нейших АЭС в Рос­сии по выра­ботке элек­троэнергии. Мощ­ность станции — 4 000 МВт. На станции экс­плу­а­ти­руются 4 энерго­блока. Реак­торы типа ВВЭР-1000 (про­ект В-320). Начало стро­и­тельства — 1977 г., начало экс­плу­а­тации — 1985 г.

Исто­рия Бала­ков­ской АЭС начи­на­ется в 70-х годах XX века. В тот период раз­ви­вающа­яся промыш­лен­ность Поволжья начала испыты­вать дефицит элек­троэнергии, и в Мини­стер­стве энерге­тики СССР стар­то­вали работы по выбору тер­ри­то­рии для будущей При­волж­ской АЭС — так изна­чально име­но­ва­лась Бала­ков­ская АЭС в докумен­тах.

Размеще­ние станции про­ра­ба­ты­ва­лось на тер­ри­то­рии объеди­нен­ной энерго­си­стемы сред­него Поволжья. При выборе площадки руко­вод­ство­ва­лись такими фак­то­рами, как гид­ро­гео­логи­че­ские усло­вия, сейсмич­ность реги­она, нали­чие стро­и­тель­ной базы, транспорт­ной инфра­струк­туры и др.

За право стро­ить АЭС боро­лись несколько обла­стей: Куй­бышев­ская Улья­нов­ская, Сара­тов­ская и Чуваш­ская АССР, так как стро­и­тельство мощ­ного энерге­ти­че­ского объекта сулило круп­ные инве­стиции и реше­ние мест­ных соци­аль­ных и эко­номи­че­ских про­блем. Лишь к 1977 году основ­ным пре­тен­ден­том на размеще­ние новой АЭС ста­но­вится село Ната­льино Бала­ков­ского района Сара­тов­ской обла­сти. В пользу этого реше­ния сыг­рала нали­чие побли­зо­сти круп­ной стро­и­тель­ной орга­ни­за­ции — Управ­ле­ния «Сара­товг­эс­строй» с под­раз­де­ле­ни­ями других стро­и­тель­ных и мон­таж­ных орга­ни­за­ций, спо­соб­ных выпол­нять все виды мон­таж­ных и спе­ци­аль­ных работ.

В конце января 1977 года Госу­дар­ствен­ная меж­ве­дом­ствен­ная комис­сия на осно­ва­нии мате­ри­а­лов, подго­тов­лен­ных ген­про­ек­ти­ровщи­ком про­екта — Уральским отде­ле­нием инсти­тута «Теп­лоэлек­тропро­ект» — утвер­дила площадку возле села Ната­льино в каче­стве места будущего стро­и­тельства элек­тро­станции. Как было отме­чено в акте, «эта площадка рас­по­ложена на берегу Сара­тов­ского водо­хра­ни­лища в 3-х км от села Ната­льино на малоцен­ных солон­ча­ко­вых выпа­сах кол­хоза им. К. Маркса и обес­пе­чи­вает задан­ную пла­ни­ро­воч­ную отметку 34 м, отсут­ствие сноса сооруже­ний и минималь­ные объемы пла­ни­ро­воч­ных работ». Тогда же комис­сия обра­ти­лась к Совету Мини­стров РСФСР с пред­ложе­нием име­но­вать новую АЭС в Сара­тов­ской обла­сти Бала­ков­ской АЭС (офици­ально стро­яща­яся АЭС стала назы­ваться Бала­ков­ской 19 июня 1978 года после выхода соот­вет­ствующего при­каза Минэнерго СССР). 12 мая 1977 года акт меж­ве­дом­ствен­ной комис­сии был утвер­жден П. С. Непо­рож­ним, мини­стром энерге­тики и элек­три­фи­кации СССР.

В соот­вет­ствии с действо­вавшими в то время стро­и­тель­ными и сани­тар­ными нормами и пра­ви­лами, а также норма­тив­ными актами в сфере атом­ной энерге­тики, при стро­и­тельстве АЭС в районе г. Бала­ково тре­бо­ва­лось обес­пе­чить рас­сто­я­ния между атом­ной станцией и гра­ницей застройки города не менее 8 км.

Ука­за­нием Минэнерго от 1 авгу­ста 1977 года Глав­НИИпро­ект, инсти­тут «Теп­лоэлек­тропро­ект» и его Уральское отде­ле­ние при­ступили к раз­ра­ботке рабо­чих чер­тежей для подго­то­ви­тель­ного этапа стро­и­тельства Бала­ков­ской АЭС. Там же имелся пункт о созда­нии в сен­тябре 1977 года дирекции стро­ящейся атом­ной элек­тро­станции.

В октябре 1977 года на площадке нача­лось стро­и­тельство транспорт­ных и инже­нер­ных комму­ни­каций. 28 октября 1977 года состо­я­лась торже­ствен­ное меропри­я­тие: закладка сим­во­ли­че­ского пер­вого камня в осно­ва­ние будущей АЭС. Почет­ное право уста­но­вить желе­зо­бе­тон­ный блок с надпи­сью «Я — пер­вый в сооруже­ние Бала­ков­ской АЭС!» было предо­став­лено бригаде мон­таж­ни­ков СУ «Пром­строй».

Основ­ным испол­ни­те­лем стро­и­тель­ных работ стало стро­и­тель­ное управ­ле­ние «Сара­товг­эс­строй», имевшее к тому времени большой опыт воз­ве­де­ния круп­ных промыш­лен­ных объек­тов. В каче­стве субпод­ряд­ных орга­ни­за­ций на воз­ве­де­нии станции рабо­тало большое число спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных тре­стов и управ­ле­ний: «Гид­роэлек­тро­мон­таж», «Волго­энерго­мон­таж», «Спецгид­роэнерго­мон­таж», «Гид­ро­мон­таж» и другие. Стро­ить Бала­ков­скую АЭС при­езжали со всех концов Совет­ского Союза.

Тех­ни­че­ский про­ект Бала­ков­ской АЭС, подго­тов­лен­ный Уральским отде­ле­нием инсти­тута «Теп­лоэлек­тропро­ект», был утвер­жден 8 октября 1979 года при­ка­зом Мини­стер­ства энерге­тики и элек­три­фи­кации СССР. Базо­вым для Бала­ков­ской АЭС стал раз­ра­бо­тан­ный инсти­ту­том «Атом­теп­лоэлек­тропро­ект» новый унифици­ро­ван­ный про­ект АЭС с реак­то­ром ВВЭР-1000 тре­тьего поко­ле­ния. По этому про­екту нача­лось стро­и­тельство почти два­дцати энерго­бло­ков так назы­ва­емой «большой серии», в том числе четырех бло­ков Бала­ков­ской АЭС

По про­екту на площадке Бала­ков­ской АЭС рас­по­лага­лись четыре одно­тип­ных энерго­блока мощ­но­стью по 1000 МВт с реак­то­рами ВВЭР-1000 (тип В-320). Для работы АЭС при­ме­ня­ется обо­рот­ная система тех­ни­че­ского водо­снабже­ния с исполь­зо­ва­нием в каче­стве охла­ди­теля выго­ражи­ва­емой мел­ко­вод­ной части Сара­тов­ского водо­хра­ни­лища с площа­дью охла­ди­теля 26 км2.

Мощ­ность пер­вой оче­реди станции опре­де­ля­лась в 4000 МВт, годо­вой отпуск элек­троэнергии — 24,8 млн МВт. Про­должи­тель­ность стро­и­тельства до пуска пер­вого блока — 60 месяцев, до пуска всех бло­ков — 132 месяца.

Изго­то­ви­те­лями основ­ного обо­ру­до­ва­ние для Бала­ков­ской АЭС были назна­чены ведущие маши­но­стро­и­тель­ные предпри­я­тия СССР: реак­тор ВВЭР-1000 изго­тав­ли­вал ПО «Ижор­ский завод», тур­бо­уста­новку — ПО «Харь­ков­ский тур­бин­ный завод», элек­тро­ге­не­ра­тор — ПО «Элек­тро­сила» (г. Ленинград).

В целях уско­ре­ния стро­и­тельства Поста­нов­ле­нием ЦК ВЛКСМ от 25 декабря 1979 года стро­и­тельство Бала­ков­ской АЭС было объяв­лено Все­союз­ной удар­ной ком­со­мольской стройкой, кстати, пятой по счету в городе.

21 апреля 1980 года нача­лась выемка грунта из кот­ло­вана под реак­тор­ное отде­ле­ние энерго­блока № 1 — 7 авгу­ста 1980 года кот­ло­ван был готов. Одно­временно с рабо­тами на энерго­блоке велся намыв ограж­дающих дамб, кото­рые должны были отде­лить будущий водоем-охла­ди­тель от аква­то­рии Сара­тов­ского водо­хра­ни­лища, про­кла­ды­ва­лась трол­лей­бус­ная линия на площадку АЭС, шла работа по стро­и­тельству желез­ной дороги, кото­рая должна была стать одним из важ­нейших транспорт­ных кана­лов для полу­че­ния мате­ри­а­лов и обо­ру­до­ва­ния АЭС, про­должа­лось воз­ве­де­ние объек­тов строй­базы, необ­хо­димых для пере­хода к сле­дующим этапам стро­и­тельства.

Одно­временно велись работы и по осталь­ным энерго­бло­кам: в апреле 1981 года нача­лось стро­и­тельство пус­ко­вого комплекса энерго­блока № 2, через год, в мае 1982 года — энерго­блока № 3, в июне 1983 года — энерго­блока № 4.

В унифици­ро­ван­ном про­екте ВВЭР-1000/В-320 была при­нята моно­блоч­ная компо­новка, при кото­рой каж­дый энерго­блок (реак­тор, паро­ге­не­ра­торы, тур­бины, гене­ра­торы) размещаются в отдель­ном зда­нии глав­ного корпуса. Это поз­во­лило орга­ни­зо­вать стро­и­тельство АЭС поточ­ным мето­дом. В то же время орга­ни­за­ция поточ­ного метода не допус­кала вне­се­ния изме­не­ний в про­ект­ную докумен­тацию на после­дующих энерго­бло­ках, тре­бо­вала строгого соблю­де­ния графи­ков поставки на площадку обо­ру­до­ва­ния, мате­ри­а­лов, кон­струкций и т. п.

4 сен­тября 1981 года выезд­ная кол­легия Минэнерго СССР при­нимает реше­ние об уско­рен­ном стро­и­тельстве Бала­ков­ской АЭС, преду­смат­ри­вающем ввод в экс­плу­а­тацию энерго­блока № 1 в 1984 году и энерго­блока № 2 — в 1985 году. Однако его выпол­не­ние столк­ну­лось с целым рядом про­блем. Несмотря на все уси­лия стро­и­те­лей, сроки дирек­тив­ных графи­ков регу­лярно наруша­лись: под­во­дили про­ек­танты, с задерж­кой выда­вавшие рабо­чие чер­тежи, с отста­ва­нием осуществ­ля­лась поставка обо­ру­до­ва­ния, необ­хо­димых кон­струкции и мате­ри­а­лов. Напри­мер, в 1-м полу­го­дии 1982 года стройка должна была полу­чить 1515 тонн метал­ло­кон­струкций для машин­ного отде­ле­ния энерго­блока № 1, а полу­чила всего лишь 470.

Имели место орга­ни­за­ци­он­ные недо­ра­ботки и у самих стро­и­те­лей. На стройке рабо­тали тысячи чело­век из десят­ков орга­ни­за­ций и число их посто­янно росло. Хотя к концу 1982 года на площадке тру­ди­лось около 4000 пред­ста­ви­те­лей раз­лич­ных стро­и­тель­ных спе­ци­аль­но­стей, ката­строфи­че­ски не хва­тало ква­лифици­ро­ван­ных кад­ров.

В июле 1983 года на стро­и­тельство при­е­хал П. С. Непо­рож­ний. Состо­ялся серьез­ный разго­вор по вопросу отста­ва­ния стро­и­тельно-мон­таж­ных работ от графика...

Несмотря на про­блемы, сооруже­ние Бала­ков­ской АЭС по праву отно­сится к самым пере­до­вым строй­кам совет­ского времени. На «атом­ной» стройке полу­чили даль­нейшее раз­ви­тие методы укруп­не­ния мон­таж­ных бло­ков, рас­счи­тан­ных на мак­сималь­ную нагрузку кра­но­вого обо­ру­до­ва­ния. Клима­ти­че­ские усло­вия реги­она были довольно слож­ными, поэтому для укруп­ни­тель­ного мон­тажа обо­ру­до­ва­ния на стройплощад­ках сооружа­лись укруп­ни­тельно-сбо­роч­ные площадки (теп­ляки), в кото­рых масса обо­ру­до­ва­ния в одном блоке дово­ди­лась до нескольких сотен тонн. При этом была исполь­зо­вана принци­пи­ально новая инду­стри­аль­ная тех­но­логия воз­ве­де­ния основ­ных сооруже­ний с при­ме­не­нием пер­вого оте­че­ствен­ного коз­ло­вого крана К2х100 большой гру­зо­подъем­но­сти, поз­во­ляющего вести мон­таж сверхга­ба­рит­ных объем­ных мон­таж­ных фраг­мен­тов, созда­ва­емых в теп­ля­ках.

Кран К2х100 гру­зо­подъем­но­стью 380 тонн, с про­ле­том 80 м и высо­той подъема тележек 70 м, вве­ден­ный в экс­плу­а­тацию 10 фев­раля 1984 года на мон­таже реак­тор­ного отде­ле­ния энерго­блока № 1, поз­во­лил суще­ственно уско­рить выпол­не­ние работ в усло­виях огра­ни­чен­ного про­стран­ства. С его помощью были смон­ти­ро­ваны такие тяже­ло­вес­ные и круп­но­га­ба­рит­ные элементы, как пол­но­стью собран­ный армо­кар­кас купола реак­тор­ного отде­ле­ния мас­сой 200 тонн, армо­ме­тал­ли­че­ские кон­струкции защит­ной обо­лочки мас­сой 300-350 тонн, корпус реак­тора, паро­ге­не­ра­торы и др. Кроме него на укруп­ни­тельно-сбо­роч­ных площад­ках исполь­зо­ва­лись коз­ло­вые краны КС-40-48.

Помимо исполь­зо­ва­ния коз­ло­вого крана большой гру­зо­подъем­но­сти, при сооруже­нии энерго­бло­ков при­ме­ня­лась тех­но­логия ско­рост­ного совмещен­ного мон­тажа: поярус­ный мон­таж стро­и­тель­ных кон­струкций шел одно­временно с уста­нов­кой теп­ломе­ха­ни­че­ского обо­ру­до­ва­ния, а стро­и­тельно-мон­таж­ные работы в объеме реак­тор­ного отде­ле­ния велись одно­временно широ­ким фрон­том.

5 июня 1984 года был уста­нов­лен на штат­ное место корпус реак­тора. К осени 1984 года были завершены наи­бо­лее масштаб­ные мон­таж­ные работы на энерго­блоке № 1. Руко­вод­ство союз­ного мини­стер­ства энерге­тики и элек­три­фи­кации ста­вило перед стро­и­те­лями и экс­плу­а­таци­он­ни­ками задачу завершить пуско-нала­доч­ные работы и обес­пе­чить физи­че­ский и энерге­ти­че­ский пуск в 1985 году.

17 апреля 1985 года на энерго­блоке № 1 стар­то­вали пуско-нала­доч­ные работы: в реак­тор были загружены ими­та­торы теп­ло­вы­де­ляющих сбо­рок (ТВС). При этом была опро­бо­вана в работе перегру­зоч­ная машина.

С начала июня нача­лась горя­чая обкатка обо­ру­до­ва­ния реак­тор­ного отде­ле­ния энерго­блока № 1. Но она не была дове­дена до заверше­ния: 22 июня 1985 года в результате оши­боч­ных действий пер­со­нала пер­вый кон­тур, имевший на тот момент темпе­ра­туру 270 °C и дав­ле­ние 160 атм, был объеди­нён с частью системы ава­рийно-пла­но­вого рас­хо­лажи­ва­ния низ­кого дав­ле­ния, в результате чего про­изошло раз­ру­ше­ние её предо­хра­ни­тель­ных клапа­нов и исте­че­ние пара с высо­кими парамет­рами в помеще­ния гермо­обо­лочки, где нахо­ди­лись мон­таж­ники и работ­ники реак­тор­ного цеха, 14 чело­век погибли. Интен­сив­ность работ на энерго­блоке № 1 временно сни­зи­лась.

23 авгу­ста Госу­дар­ствен­ная при­емоч­ная комис­сия под пред­се­да­тельством гене­раль­ного дирек­тора ПО «Атомэнерго­на­ладка» А. Г. Иван­ни­кова назна­чила группу руко­вод­ства пус­ком энерго­блока № 1 во главе с глав­ным инже­не­ром П. Л. Ипа­то­вым.

С 25 на 26 авгу­ста были про­ве­дены гид­рав­ли­че­ские испыта­ния тру­бопро­во­дов пер­вого кон­тура, в ходе кото­рых дав­ле­ние было под­нято до 208 атм. Испыта­ния на дав­ле­ние 250 атм были отложены до устра­не­ния выяв­лен­ных неплот­но­стей арма­туры, и повторно про­ве­дены, уже успешно, 13 сен­тября.

Вече­ром 15 ноября 1985 года в реак­тор­ную уста­новку нача­лась загрузка ядер­ного топ­лива. ТВС № 1 была загружена в корпус реак­тора в 23 часа 20 минут. 25 ноября в 23 часа 56 минут все 163 ТВС нахо­ди­лись в реак­торе.

11 декабря Госу­дар­ствен­ная при­емоч­ная комис­сия раз­решила про­ве­де­ние физи­че­ского пуска реак­тора энерго­блока № 1 и про­ве­де­ние экс­пе­римен­тов на этом этапе — на сле­дующий день в 20 часов 44 минуты был зафик­си­ро­ван выход реак­тора на МКУ.

24 декабря 1985 года в 11 часов 36 минут энерго­блок № 1 выдал пер­вый промыш­лен­ный ток, а в 12 часов 47 минут тур­бо­ге­не­ра­тор № 1 был син­хро­ни­зи­ро­ван с сетью и вклю­чен в энерго­си­стему Совет­ского Союза.

Комплекс­ное опро­бо­ва­ние энерго­блока про­во­ди­лось с 24 по 27 декабря 1985 года на уровне мощ­но­сти 40 %, теп­ло­вая мощ­ность реак­тора при этом соста­вила 1200 МВ, элек­три­че­ская — 300 МВт. 28 декабря 1985 года Госу­дар­ствен­ная при­емоч­ная комис­сия при­няла реше­ние о при­емке энерго­блока № 1 Бала­ков­ской АЭС в экс­плу­а­тацию с оцен­кой каче­ства стро­и­тельства объекта — «отлично».

29 декабря 1985 года А. И. Майо­рец, министр энерге­тики и элек­три­фи­кации СССР, утвер­дил акт Госу­дар­ствен­ной при­емоч­ной комис­сии о при­емке энерго­блока № 1 Бала­ков­ской АЭС в экс­плу­а­тацию, а 30 декабря он подпи­сал при­каз № 544 «О вводе в число действующих Бала­ков­ской атом­ной элек­тро­станции». Этим при­ка­зом Бала­ков­ская АЭС пере­во­ди­лась в под­чи­не­ние Сою­за­томэнерго, а дирекция стро­ящейся станции лик­ви­ди­ро­ва­лась. Бала­ков­ская АЭС пере­шла в раз­ряд действующих, но стро­и­тельство других энерго­бло­ков про­должа­лось.

13 фев­раля 1986 года реак­тор энерго­блока № 1 был выве­ден на новый уро­вень мощ­но­сти — 75 % от номи­наль­ной, а 25 марта — на 95 %. 19 апреля 1986 года энерго­блок № 1 Бала­ков­ской АЭС был выве­ден на 100 % мощ­ность.

При этом стро­и­тельство энерго­бло­ков №№ 2, 3 и 4 не пре­краща­лось ни на минуту. Стро­и­тели опи­ра­лись на бесцен­ный опыт, кото­рый стро­и­тели, мон­таж­ники, налад­чики и атомщики при­об­рели во время воз­ве­де­ния и пуска энерго­блока № 1. Стро­и­тельство пер­вой оче­реди Бала­ков­ской АЭС напоми­нало гигант­ский кон­вейер: работы велись на всех бло­ках сразу с пооче­ред­ной сме­ной этапов работ. Выпол­нив свою задачу, бригады и тех­ника пере­хо­дили на дру­гой блок, а им на смену при­хо­дили другие спе­ци­а­ли­сты, и все повто­ря­лось снова. В отли­чие от сво­его ана­лога — Запо­рож­ской АЭС — где стро­и­тельно-мон­таж­ные работы велись прак­ти­че­ски на всех энерго­бло­ках одно­временно, на Бала­ков­ской АЭС работы велись с после­до­ва­тель­ной концен­трацией сил на вво­димых бло­ках.

Конечно, не обхо­ди­лось и без про­блем, и глав­ная из них — отста­ва­ние стро­и­тельно-мон­таж­ных работ от графика. Глав­ной при­чи­ной этого назы­ва­лось недо­ста­точ­ное коли­че­ство рабо­чих рук, глав­ным обра­зом стро­и­те­лей и мон­таж­ни­ков. Кад­ро­вый дефицит состав­лял 1100-1200 чело­век, и объяс­нялся в первую оче­редь недо­стат­ками в обес­пе­че­нии стро­и­те­лей, мон­таж­ни­ков и экс­плу­а­таци­он­ни­ков жильем. Суще­ственно отста­вали и поставки обо­ру­до­ва­ния.

При­ня­тые руко­вод­ством стройки меры спо­соб­ство­вали неко­то­рому исправ­ле­нию ситу­ации. С начала лета 1986 года работа на стройплощадке энерго­блока № 2 заметно уско­ри­лась. Был завершен мон­таж армме­тал­ло­кон­струкций на отметке 36,9 м, сданы боксы паро­ге­не­ра­то­ров под сварку глав­ного цир­ку­ляци­он­ного кон­тура, про­из­ве­дена уста­новка реак­тора на штат­ное место.

В июле-авгу­сте Волж­ское управ­ле­ние тре­ста «Гид­ро­мон­таж» при­ступило к одной из слож­нейших опе­раций — подъему и уста­новке на про­ект­ной отметке купола реак­тор­ного отде­ле­ния № 2. С помощью крана К2х100 пере­крытие общей мас­сой 1400 тонн было смон­ти­ро­вано из 6 объем­ных мон­таж­ных фраг­мен­тов мас­сой от 163 до 338 тонн менее чем за 1,5 месяца. Это был рекорд, потому что на Запо­рож­ской АЭС мон­таж такого же покрытия из 76 мон­таж­ных элемен­тов с помощью спе­ци­аль­ного башен­ного крана занял 9 месяцев.

Темп работ посто­янно нарас­тал, энерго­блок № 2 был вве­ден в экс­плу­а­тацию 10 октября 1987 года.

Стро­и­тельство энерго­блока № 3 шло по «нака­тан­ной» схеме, и не тре­бо­вало к себе осо­бого внима­ния, а вот с постав­ками обо­ру­до­ва­ния посто­янно воз­ни­кали про­блемы. Только в октябре 1988 года было закон­чено комплек­то­ва­ние обо­ру­до­ва­ния в машин­ном зале, а ведь его еще пред­сто­яло уста­но­вить, смон­ти­ро­вать, подго­то­вить к работе. Каза­лось, что назна­чен­ный срок пуска абсо­лютно нере­а­лен, однако руко­вод­ству и спе­ци­а­ли­стам АЭС уда­лось сде­лать прак­ти­че­ски невозмож­ное — 24 декабря 1988 года энерго­блок № 3 выдал первую элек­троэнергию в энерго­си­стему страны.

Совсем иной сложи­лась судьба у энерго­блока № 4 Бала­ков­ской АЭС.

В 1989 году на нем про­должа­лась сварка глав­ного цир­ку­ляци­он­ного кон­тура, закан­чи­ва­лась набивка кон­ден­са­то­ров тур­бины, что откры­вало широ­кий фронт работ для даль­нейшего мон­тажа тур­бины и обо­ру­до­ва­ния машин­ного зала, нача­лась уста­новка управ­ляющей вычис­ли­тель­ной системы. К сере­дине лета был смон­ти­ро­ван купол энерго­блока. Каза­лось, ничто не мешает вводу энерго­блока в экс­плу­а­тацию в III квар­тале. Однако этого не про­изошло. Станция столк­ну­лась со слож­нейшими про­блемами с комплек­тацией обо­ру­до­ва­ния, полу­че­нием необ­хо­димых финан­со­вых средств. Все это про­ис­хо­дило на фоне резко отрица­тель­ного отноше­ния насе­ле­ния к атом­ной станции в част­но­сти, и к атом­ной энерге­тике вообще. И хотя стро­и­тельство энерго­блока № 4 пусть и мед­ленно, но про­должа­лось, то стро­и­тельство вто­рой оче­реди Бала­ков­ской АЭС — энерго­бло­ков №№ 5 и 6 — было закон­сер­ви­ро­вано поста­нов­ле­нием Пра­ви­тельства Рос­сийской Феде­рации. Стро­и­тель­ная готов­ность энерго­бло­ков №№ 5 и 6 к этому времени состав­ляла 60 % и 15 % соот­вет­ственно.

Чтобы окон­ча­тельно не «замо­ро­зить» работы на пус­ко­вом блоке руко­вод­ство станции напра­вило на него зна­чи­тель­ную часть работ­ни­ков ремонт­ных под­раз­де­ле­ний, и это при­том, что на энерго­бло­ках шли круп­ные ремонт­ные работы. Благо­даря этим мерам соб­ствен­ными силами, без под­держки под­ряд­ных орга­ни­за­ций уда­лось выпол­нить сборку реак­тор­ной уста­новки.

Допол­ни­тель­ную труд­ность созда­вало и зна­чи­тель­ное уже­сто­че­ние тре­бо­ва­ний без­опас­но­сти к атом­ным энерго­бло­кам, про­изошед­шее после ава­рии на Чер­но­быльской АЭС в апреле 1986 года. Это при­вело к тому, что непо­сред­ственно в ходе стро­и­тельства выпол­ня­лись меропри­я­тия по повыше­нию без­опас­но­сти и надеж­но­сти энерго­блока № 4, раз­ра­бо­тан­ные инсти­ту­том «Кие­вэнергопро­ект» с уча­стием Инсти­тута атом­ной энергии им. И. Кур­ча­това, ОКБ «Гид­ропресс» и др. Одно­временно шла работа по модер­ни­за­ции и рекон­струкции действующих бло­ков №№ 1, 2 и 3, что также отвле­кало зна­чи­тель­ные мате­ри­аль­ные и тру­до­вые ресурсы.

Для под­твер­жде­ния соот­вет­ствия энерго­блока № 4 современ­ным тре­бо­ва­ниям по без­опас­но­сти и эко­логич­но­сти была про­из­ве­дена оценка воз­действия энерго­блока на окружающую среду (ОВОС), кото­рая обос­но­вы­вала возмож­ность ввода его в экс­плу­а­тацию в составе пер­вой оче­реди. 27 октября 1992 года было полу­чено раз­реше­ние на про­ве­де­ние горя­чей обкатки энерго­блока, кото­рое прошло без ослож­не­ний, а в ноябре состо­ялся проб­ный пуск тур­бины от посто­рон­него источ­ника.

После предо­став­ле­ния всех необ­хо­димых докумен­тов, вклю­чая экс­перт­ную эко­логи­че­скую оценку, Совет г. Бала­ково дал раз­реше­ние на загрузку в реак­тор ядер­ного топ­лива. 25 фев­раля раз­реше­ние на загрузку топ­лива выдает также и Гос­атом­над­зор.

24 марта 1993 года в 9 часов 45 минут реак­тор­ная уста­новка энерго­блока № 4 была выве­дена на минимально кон­тро­ли­ру­емый уро­вень мощ­но­сти. Затем после­до­вали необ­хо­димые физи­че­ские экс­пе­рименты, энерге­ти­че­ский пуск, и 11 апреля в 16 часов 47 минут гене­ра­тор энерго­блока № 4 под­клю­чился к сети при энерге­ти­че­ской нагрузке в 70 МВт.

12 мая 1993 года энерго­блок № 4 был при­нят в опыт­ную экс­плу­а­тацию — пуск, кото­рого ждали почти четыре года, состо­ялся. Энерго­блок № 4 Бала­ков­ской АЭС стал пер­вым атом­ным энерго­бло­ком, вве­ден­ным в строй после рас­пада СССР и обре­те­ния Рос­сией госу­дар­ствен­ной неза­ви­симо­сти.

Энерго­блоки БалАЭС посто­янно демон­стри­ро­вали высо­кий уро­вень экс­плу­а­таци­он­ной без­опас­но­сти. Так, если сред­неми­ро­вой пока­за­тель авто­ма­ти­че­ских оста­но­вов реак­тора по всем атом­ным станциям мира к концу XX века в сред­нем был бли­зок к 1 (т.е., в сред­нем на каж­дый атом­ный энерго­блок в мире в год при­хо­ди­лось по одному непла­но­вому авто­ма­ти­че­скому отклю­че­нию), то на Бала­ков­ской АЭС в 1997 году этот пока­за­тель был равен 0,5, а в 1998 году — 0.

Судьба энерго­бло­ков №№ 5 и 6, каза­лось бы, была окон­ча­тельно решена, тем более что 25 апреля 1993 года в Бала­ково про­ве­дён рефе­рен­дум, на кото­ром про­тив про­долже­ния стро­и­тельства бло­ков выска­за­лось 72,8 % участ­во­вавших в голо­со­ва­нии. Однако в 2001 году Дмит­рий Аяц­ков, губер­на­тор Сара­тов­ской обла­сти, и Алек­сандр Румянцев, министр по атом­ной энергии, озву­чили планы по воз­об­нов­ле­нию стро­и­тельства двух энерго­бло­ков. К 2005 году был раз­ра­бо­тан и утвер­ждён про­ект достройки, тогда же Росте­х­над­зор утвер­дил положи­тель­ное заклю­че­ние госу­дар­ствен­ной эко­логи­че­ской экс­пер­тизы про­екта стро­и­тельства энерго­бло­ков №№ 5 и 6. Однако дальше подго­то­ви­тель­ных работ и кон­троля фак­ти­че­ского состо­я­ния блока дело не сдви­ну­лось. В даль­нейшем финан­со­вый кри­зис в стране, а также сниже­ние потреб­ле­ния элек­троэнергии в реги­оне окон­ча­тельно поста­вило крест на пла­нах достройки. В 2015 году достройка бло­ков была при­знана неце­ле­со­об­раз­ной.

На сего­дняш­ний день Бала­ков­ская АЭС явля­ется при­знан­ным лиде­ром атом­ной энерге­тики Рос­сии по многим пока­за­те­лям про­из­вод­ствен­ной дея­тель­но­сти. По итогам ежегод­ных кон­кур­сов концерна «Росэнерго­атом» станция 19 раз удо­ста­и­ва­лась зва­ния «Лучшая АЭС Рос­сии» (по итогам работы в 1995, 1999, 2000, 2003, 2005–2009, 2011—2014 и 2016—2021 гг.), 11 раз ста­но­ви­лась лучшей среди рос­сийских атом­ных станций по культуре без­опас­но­сти.

Одним из при­о­ри­тет­ных направ­ле­ний дея­тель­но­сти Бала­ков­ской АЭС, соот­вет­ствующим общеми­ро­вой тен­денции в атом­ной энерге­тике, явля­ется про­дле­ние срока экс­плу­а­тации энерго­бло­ков. В 2015 году станция полу­чила лицен­зию на про­дле­ние срока экс­плу­а­тации энерго­блока № 1 ещё на 30 лет, в 2017 году — энерго­блока № 2 на 26 лет, в 2018 году — энерго­блока № 3 на даль­нейшую экс­плу­а­тацию сро­ком на 30 лет. В декабре 2023 года пред­стоит полу­че­ние лицен­зии на допол­ни­тель­ный срок службы энерго­блока № 4. Каж­дому такому про­дле­нию пред­ше­ствует масштаб­ная работа по модер­ни­за­ции систем и обо­ру­до­ва­ния, в т.ч. в обла­сти без­опас­но­сти.


Библиография‍5