Календарь памятных дат и событий 

10 октября 1932 г.

Состо­я­лось круп­ней­шее дости­же­ние совет­ских уче­ных Харь­ков­ского физико-тех­ни­че­ского инсти­тута — раз­ру­ше­ние ядра атома лития. А.К. Валь­тер, К.Д. Синель­ни­ков, А.И. Лей­пун­ский, Г.Д. Латы­шев (ХФТИ) повто­рили ядер­ную реак­цию с искус­ственно уско­рен­ными про­то­нами — транс­му­та­цию ядер лития. Раз­ру­ше­ние ядра лития уда­лось осу­ще­ствить путем бом­бар­ди­ровки ядрами водо­рода, уско­рен­ной в раз­ряд­ной трубке. Этот экс­пе­ри­мент ранее был осу­ществ­лен англий­скими уче­ными Дж. Кок­роф­том и Э. Уол­сто­ном в лабо­ра­то­рии Резер­форда (Кэм­бридж). «Дости­же­ние инсти­тута откры­вает гро­мад­ные воз­мож­но­сти в иссле­до­ва­нии стро­е­ния атом­ных ядер. УФТИ ведет даль­ней­шие коли­че­ствен­ные опыты по иссле­до­ва­нию ядра лития и строит более мощ­ную уста­новку для раз­ру­ше­ния ядер дру­гих эле­мен­тов», — отме­ча­лось в газете «Правда» от 22 октября 1932 г.

10 октября 1955 г.

Совет Мини­стров СССР при­ни­мает реше­ние о стро­и­тель­стве опыт­ного цен­три­фуж­ного завода на 2000 газо­вых цен­три­фуг на Ком­би­нате № 813. Опыт­ный завод был построен и смон­ти­ро­ван в 1956-1957 гг., а уже в январе 1958 г. выве­ден на рас­чет­ный режим с выда­чей про­дук­ции.

10 октября 1957 г.

На Север­ном испы­та­тель­ном поли­гоне «Новая Земля» завер­ши­лись успеш­ные государ­ствен­ные испы­та­ния и при­ня­тие на воору­же­ние ВМФ тор­педы Т-5 с ЯБП раз­ра­ботки ВНИИА. Государ­ствен­ные испы­та­ния ядер­ной тор­педы, выпу­щен­ной дизель­ной под­вод­ной лод­кой С-144 (коман­дир лодки Г.В. Лаза­рев, коман­дир минно-бое­вой части В. Бес­со­нов), про­во­ди­лись на фоне уче­ния по нане­се­нию атом­ного удара тор­пе­дой Т-5 с под­вод­ной лодки по кораб­лям в базе. Тор­педа про­шла 10 км и откло­ни­лась от рас­чет­ной точки на 130 м.

Испы­та­ния про­шли успешно, и тор­педу Т-5 с атом­ным заря­дом типа РДС-9 под индек­сом 53-58 в 1958 г. при­няли на воору­же­ние под­вод­ных лодок ВМФ СССР.

Пер­вые ядер­ные тор­педы созда­ва­лись в содру­же­стве с НИИ, кото­рый воз­глав­лял А.М. Борушко. Новым видом ору­жия осна­ща­лись под­вод­ные лодки, а в даль­ней­шем и над­вод­ные корабли. При раз­ра­ботке ЯБП для тор­педы Т-5 и после­ду­ю­щих типов тор­пед были решены про­блемы, свя­зан­ные с созда­нием системы авто­ма­тики, осно­ван­ной на спе­ци­аль­ных гид­ро­при­бо­рах, реги­стри­ру­ю­щих пара­метры тра­ек­то­рии дви­же­ния тор­педы.

Раз­ра­бо­тан­ная кон­струк­ция обес­пе­чи­вала устой­чи­вость к спе­ци­фи­че­ским тем­пе­ра­турно-влаж­ност­ным усло­виям дли­тель­ной экс­плу­а­та­ции ору­жия как на под­вод­ных лод­ках в тор­пед­ных аппа­ра­тах и на меха­ни­зи­ро­ван­ных стел­ла­жах, так и в ракетно-тор­пед­ных пус­ко­вых уста­нов­ках на над­вод­ных кораб­лях. Были отра­бо­таны алго­ритмы функ­ци­о­ни­ро­ва­ния ЯБП и обес­пе­чена их рабо­то­спо­соб­ность в спе­ци­фи­че­ских усло­виях при выстреле из под­вод­ного поло­же­ния и из тор­пед­ных аппа­ра­тов с борта над­вод­ного корабля.

В даль­ней­шем ядер­ными бое­при­па­сами ВНИИА были осна­щены новые поко­ле­ния под­вод­ного ору­жия. Созда­ние ЯБП для этого ору­жия потре­бо­вало кар­ди­нально повы­сить его проч­ность и обес­пе­чить рабо­то­спо­соб­ность всех состав­ных частей в усло­виях мно­го­крат­ных уда­ров и воз­дей­ствия виб­ра­ций высо­кого уровня, свя­зан­ных с супер­ка­ви­та­ци­он­ным режи­мом дви­же­ния носи­теля ЯБП. Для этого ору­жия были раз­ра­бо­таны новые при­боры авто­ма­тики, несу­щие кон­струк­ции, созданы новые мето­дики рас­че­тов и иссле­до­ва­ний и соот­вет­ству­ю­щее испы­та­тель­ное обо­ру­до­ва­ние.

Еще при отра­ботке тор­педы Т-5 воз­никла идея созда­ния спе­ци­аль­ной бое­вой части, не свя­зан­ной с систе­мами тор­пед (т.е. год­ной для любой тор­педы калибра 533 мм). Поста­нов­ле­нием Совета Мини­стров СССР от 13 фев­раля 1957 г. созда­ние авто­ном­ного спе­ци­аль­ного бое­вого заряд­ного отде­ле­ния (АСБЗО) было пору­чено Мин­сред­машу и Мин­суд­прому.

Бое­вые стрельбы АСБЗО про­шли на Новой Земле в октябре 1961 г. в ходе уче­ния «Коралл». Стрельба велась с под­вод­ной лодки про­екта «641» (коман­дир — Н.А. Шум­ков) с рас­сто­я­ния 12,5 км. 23 октября АСБЗО взо­рва­лось на глу­бине 25 м, а 27 октября — на поверх­но­сти воды. Руко­во­ди­те­лем стрельб тор­пе­дами был коман­дир эскадры под­вод­ных лодок Север­ного флоты контр-адми­рал Н.И. Ямщи­ков, пред­се­да­те­лем Государ­ствен­ной комис­сии адми­рал Н.В. Иса­чен­ков.