Состоялось крупнейшее достижение советских ученых Харьковского физико-технического института — разрушение ядра атома лития. А.К. Вальтер, К.Д. Синельников, А.И. Лейпунский, Г.Д. Латышев (ХФТИ) повторили ядерную реакцию с искусственно ускоренными протонами — трансмутацию ядер лития. Разрушение ядра лития удалось осуществить путем бомбардировки ядрами водорода, ускоренной в разрядной трубке. Этот эксперимент ранее был осуществлен английскими учеными Дж. Кокрофтом и Э. Уолстоном в лаборатории Резерфорда (Кэмбридж). «Достижение института открывает громадные возможности в исследовании строения атомных ядер. УФТИ ведет дальнейшие количественные опыты по исследованию ядра лития и строит более мощную установку для разрушения ядер других элементов», — отмечалось в газете «Правда» от 22 октября 1932 г.
Совет Министров СССР принимает решение о строительстве опытного центрифужного завода на 2000 газовых центрифуг на Комбинате № 813. Опытный завод был построен и смонтирован в 1956-1957 гг., а уже в январе 1958 г. выведен на расчетный режим с выдачей продукции.
На Северном испытательном полигоне «Новая Земля» завершились успешные государственные испытания и принятие на вооружение ВМФ торпеды Т-5 с ЯБП разработки ВНИИА. Государственные испытания ядерной торпеды, выпущенной дизельной подводной лодкой С-144 (командир лодки Г.В. Лазарев, командир минно-боевой части В. Бессонов), проводились на фоне учения по нанесению атомного удара торпедой Т-5 с подводной лодки по кораблям в базе. Торпеда прошла 10 км и отклонилась от расчетной точки на 130 м.
Испытания прошли успешно, и торпеду Т-5 с атомным зарядом типа РДС-9 под индексом 53-58 в 1958 г. приняли на вооружение подводных лодок ВМФ СССР.
Первые ядерные торпеды создавались в содружестве с НИИ, который возглавлял А.М. Борушко. Новым видом оружия оснащались подводные лодки, а в дальнейшем и надводные корабли. При разработке ЯБП для торпеды Т-5 и последующих типов торпед были решены проблемы, связанные с созданием системы автоматики, основанной на специальных гидроприборах, регистрирующих параметры траектории движения торпеды.
Разработанная конструкция обеспечивала устойчивость к специфическим температурно-влажностным условиям длительной эксплуатации оружия как на подводных лодках в торпедных аппаратах и на механизированных стеллажах, так и в ракетно-торпедных пусковых установках на надводных кораблях. Были отработаны алгоритмы функционирования ЯБП и обеспечена их работоспособность в специфических условиях при выстреле из подводного положения и из торпедных аппаратов с борта надводного корабля.
В дальнейшем ядерными боеприпасами ВНИИА были оснащены новые поколения подводного оружия. Создание ЯБП для этого оружия потребовало кардинально повысить его прочность и обеспечить работоспособность всех составных частей в условиях многократных ударов и воздействия вибраций высокого уровня, связанных с суперкавитационным режимом движения носителя ЯБП. Для этого оружия были разработаны новые приборы автоматики, несущие конструкции, созданы новые методики расчетов и исследований и соответствующее испытательное оборудование.
Еще при отработке торпеды Т-5 возникла идея создания специальной боевой части, не связанной с системами торпед (т.е. годной для любой торпеды калибра 533 мм). Постановлением Совета Министров СССР от 13 февраля 1957 г. создание автономного специального боевого зарядного отделения (АСБЗО) было поручено Минсредмашу и Минсудпрому.
Боевые стрельбы АСБЗО прошли на Новой Земле в октябре 1961 г. в ходе учения «Коралл». Стрельба велась с подводной лодки проекта «641» (командир — Н.А. Шумков) с расстояния 12,5 км. 23 октября АСБЗО взорвалось на глубине 25 м, а 27 октября — на поверхности воды. Руководителем стрельб торпедами был командир эскадры подводных лодок Северного флоты контр-адмирал Н.И. Ямщиков, председателем Государственной комиссии адмирал Н.В. Исаченков.