Календарь памятных дат и событий 

1 августа 1952 г.

Руко­вод­ству страны (Л.П. Берия) было направ­лено письмо Б.Л. Ван­ни­кова, В.А. Малы­шева, Н.И. Пав­лова, Е.П. Слав­ского и Б.С. Позд­ня­кова с пред­став­ле­нием про­екта поста­нов­ле­ния СМ СССР о про­ек­ти­ро­ва­нии и стро­и­тель­стве объ­екта № 627. В письме кон­ста­ти­ро­ва­лось, что «повторно про­ра­бо­таны вопросы орга­ни­за­ции иссле­до­ва­тель­ских, экс­пе­ри­мен­таль­ных и кон­струк­тор­ских работ по про­ек­ти­ро­ва­нию и стро­и­тель­ству под­вод­ной лодки на атом­ной энер­гии (объ­ект № 627). Созда­ние под­вод­ной лодки с атом­ным дви­га­те­лем пред­став­ляет собой новую слож­ную про­блему. Необ­хо­димо обес­пе­чить пре­вра­ще­ние атом­ной теп­ло­вой энер­гии, выде­ля­ю­щейся при про­те­ка­нии ядер­ной цеп­ной реак­ции, в меха­ни­че­скую и элек­три­че­скую энер­гию; создать срав­ни­тельно мало­га­ба­рит­ные атом­ные реак­торы и уста­новки к ним, при­год­ные для раз­ме­ще­ния в неболь­ших объ­е­мах под­вод­ной лодки; обес­пе­чить защиту эки­пажа лодки и ряда при­бо­ров и меха­низ­мов от раз­ру­ша­ю­щего дей­ствия излу­че­ния.

Воз­мож­ность дли­тель­ного нахож­де­ния лодки в погру­жен­ном состо­я­нии при боль­шой ско­ро­сти хода лодки предъ­яв­ляет исклю­чи­тельно высо­кие тре­бо­ва­ния к бес­пе­ре­бой­но­сти работы атом­ных кот­лов и всех меха­низ­мов лодки. С точки зре­ния ядерно-физи­че­ских вопро­сов в про­блеме созда­ния под­вод­ной лодки на атом­ной энер­гии основ­ной, наи­бо­лее слож­ной зада­чей явля­ется раз­ра­ботка кон­струк­ции теп­ло­вы­де­ля­ю­щих эле­мен­тов, обес­пе­чи­ва­ю­щей выде­ле­ние очень боль­шого коли­че­ства тепла (50-200 кВт на кило­грамм металла) при тем­пе­ра­туре 300-600°C и выше, и дли­тель­ную бес­пе­ре­бой­ную экс­плу­а­та­цию этих эле­мен­тов без раз­ру­ше­ния. Для срав­не­ния сле­дует ука­зать, что в про­мыш­лен­ных атом­ных кот­лах теп­ло­вы­де­ле­ние на кг урана состав­ляет 2-4 кВт, а в агре­гате АИ — около 10 кВт при тем­пе­ра­туре воды 70-90°C. Над созда­нием кон­струк­ций ура­но­вых теп­ло­вы­де­ля­ю­щих эле­мен­тов научно-иссле­до­ва­тель­ские и про­ектно-кон­струк­тор­ские орга­ни­за­ции Пер­вого Глав­ного управ­ле­ния и при­вле­чен­ные к работе дру­гие орга­ни­за­ции рабо­тают уже дли­тель­ное время — 3-4 года.

Хотя работы по реше­нию этой задачи еще пол­но­стью не закон­чены, однако по име­ю­щимся дости­же­ниям можно рас­счи­ты­вать на полу­че­ние необ­хо­ди­мых резуль­та­тов. Так, в част­но­сти, в Лабо­ра­то­рии «В» и НИИ-9 ПГУ и Лабо­ра­то­рии изме­ри­тель­ных при­бо­ров созданы образцы теп­ло­вы­де­ля­ю­щих эле­мен­тов для обо­га­щен­ного до 5% урана, кото­рые удо­вле­тво­ри­тельно про­шли теп­ло­тех­ни­че­ские 300-часо­вые испы­та­ния. Они выдер­жали выде­ле­ние тепла до 60 кВт на один кг урана при тем­пе­ра­туре 300-450°C без изме­не­ния раз­ме­ров и без сле­дов раз­ру­ше­ния эле­мен­тов… Таким обра­зом, хотя осу­ществ­ле­ние дви­га­теля на атом­ной энер­гии для под­вод­ной лодки пред­став­ляет боль­шую слож­ную и тру­до­ем­кую задачу, однако про­ве­ден­ная ранее под­го­товка и накоп­лен­ный опыт поз­во­ляют нам при­нять на себя задачу раз­ра­ботки объ­екта № 627».

1 августа 1955 г.

День города Трех­гор­ный и При­бо­ро­стро­и­тель­ного завода. На При­бо­ро­стро­и­тель­ном заводе в соот­вет­ствии с Государ­ствен­ным пла­ном собрано пер­вое серий­ное спе­ц­и­з­де­лие РДС-4 «Татьяна». Этот день стал точ­кой отсчета в исто­рии пред­при­я­тия и празд­нич­ной датой — Днем города и завода.